Научная статья на тему 'О разработке и внедрении вузовских научных исследований'

О разработке и внедрении вузовских научных исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКИ / ВНЕДРЕНИЕ / РЕГИОН / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / WORKS / IMPLEMENTATION / REGION / BUSINESSEDUCATION / SYSTEM OF UNITED EDUCATION SPACE / EFFECTIVENESS OF SCIENTIFIC RESEARCHES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тажибов Тажиб Гаджимагомедович, Тажибова Людмила Никитична

Раскрываются вопросы, связанные с дальнейшим развитием подходов к управлению процессами выполнения и внедрения вузовских научно-исследовательских разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the issues connected with the further development of the approaches to management of the processes of development and implementation of higher school scientific research works.

Текст научной работы на тему «О разработке и внедрении вузовских научных исследований»

нуть клиенту. При такой схеме ипотечного кредитования все стороны останутся довольны сделкой:

- заемщик при выполнении предварительных условий банка без лишних проблем сможет воспользоваться материнским капиталом для улучшения жилищных условий;

- банк не теряет потенциальных клиентов, соответственно и доходов, при том, что государство само гарантирует оплату материнского капитала, полностью снимая бремя оплаты кредита с заемщика; одновременно недвижимость остается в залоге у банка для минимизации кредитного риска до полного погашения кредита.

На наш взгляд, что именно такого кредитного продукта с использованием материнского капитала не хватает в нашей банковско-кредитной системе. Г осударство при желании может обязать государственные банки внедрить такой вид кредитного продукта с использованием материнского капитала.

Литература

1. Ипотека с использованием материнского капитала // Банки.ру: информ. портал. : Шр://%гм^

banki.ru /Ьапк/іМех^Ьр (дата обращения: 29.04.2013).

2. Логинов М.П. Формирование системы ипотечного жилищного кредитования в условиях России : дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004.

3. Федеральный закон РФ №256-ФЗ от 29 дек. 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» // Рос. газ. 2006. 31 дек.

Issues and improvement ways of mortgage lending with the use of maternal capital

There are described the conditions that favour the growth of solvent demand for housing habitation connected with the development and widening of the system of mortgage lending. Based on the combination of requirements of lending agencies and potential debtors there is suggested the model of mortgage lending that may be the basis for establishment and development of mortgage relations in future.

Key words: mortgage, mortgage lending, deposit, real estate, debtor, maternal capital, interest rate, initial installment, commercial bank.

Т.Г. ТАЖИБОВ, Л.Н. ТАЖИБОВА (Волгоград)

о РАЗРАБОТКЕ и ВНЕДРЕНИИ ВУЗОВСКИХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Раскрываются вопросы, связанные с дальнейшим развитием подходов к управлению процессами выполнения и внедрения вузовских научноисследовательских разработок.

Ключевые слова: разработки, внедрение, регион, бизнес-образование, система единого образовательного пространства, эффективность научных исследований.

Развитие России как независимого, демократического, правового европейского государства требует создания соответствующей системы высшего образования, направленной на обеспечение фундаментальной научной, общекультурной, практической подготовки специалистов, которые определяют темпы и уровень научно-технического, экономического и социально-культурного прогресса и способны к постоянному обновлению научных знаний, профессиональной мобильности, быстрой адаптации к изменениям в социальноэкономической сфере, в областях науки, техники и технологии [8].

Концепция долгосрочного развития российской экономики направлена на переход в ближайшее десятилетие на инновационный путь развития с учетом требований глобализации и информатизации, комплексной интеграции в международные рынки образовательных услуг, труда, инновационных продуктов и т.д. В этом контексте перед вузами страны, по нашему мнению, стоят весьма актуальные вопросы дальнейшего развития методов и механизмов управления процессами разработки и внедрения вузовских научно-исследовательских разработок. Для этого необходимо:

- продолжить системные исследования институциональных условий и факторов развития сферы образовательных услуг с учетом отраслевых и социально-экономических ме-зофакторов территорий; взаимосвязей уровня высшего образования занятых в экономике и темпов роста основных социальноэкономических показателей, от которых зависит благосостояние населения страны; наконец, фандрайзинговых инструментов, отража-

© Тажибов Т.Г., Тажибова Л.Н., 2013

ющих перераспределительные эффекты между государственным и коммерческим секторами образовательной сферы, в рамках которых происходит структурно-функциональная трансформация внешней и внутренней среды образовательных учреждений [6];

- определить, по какой причине до сих пор не сложилось целостное концептуальное представление об основных факторах развития сферы образовательных услуг, эффектах функционирования, комплементарных элементах ее образовательной инфраструктуры, потребность в определении инновационных направлений, обеспечивающих дальнейшее эффективное функционирование и развитие сферы образовательных услуг, создания конкурентных преимуществ сферы образовательных услуг;

- разработать сбалансированные и устойчивые способы охвата населения профессиональным образованием (проблемы качества и соответствие образования современным требованиям, отсутствие гибкости в структурах и методах управления, региональных факторов формирования стратегий развития системы образования, в том числе эффективной интеграции региональных образовательных рынков в систему единого образовательного пространства) [7];

- восполнить недостаток научных разработок в сфере образования и развития организационной культуры в системе вузовского предпринимательства; отсутствие в экономической науке и практике единого подхода в определении цели и задач управленческой системы оценки эффективности финансирования образовательных услуг;

- уточнить параметры несоответствия существующих предложений образовательных услуг высшей школы потребностям общества и инновационной способности экономики;

- определить и измерить основные причины, вынуждающие негосударственные вузы осуществлять свою деятельность в сложнейших условиях сочетания отдельных элементов государственного управления и рыночной стихии, потребностей рынка труда, крайне негативных последствий демографических процессов, зачастую пренебрежительного общественного отношения к коммерческому образованию, что значительно повышает связанные с данным видом деятельности риски;

- понять, что модернизация российского образования невозможна без реализации корпоративных программ и целевых националь-

ных стратегий по повышению конкурентоспособности отечественной сферы образования и уровня развития корпоративных университетов, реализующих программы бизнес-образования, ориентированные на потребность конкретных корпораций, развивающих конкурентные технологии позицирования.

Понимая то обстоятельство, что при управлении процессами разработки и внедрения вузовских научных исследований необходимо обеспечить выгодность их реази-зации всем участникам системы «вуз - производство - потребитель», на основании ретроспективно-прогнозного анализа 18 защищенных и утвержденных ВАК РФ диссертационных работ (в том числе одной докторской) мы обобщили наиболее существенные результаты исследования, обладающие признаками научной новизны. Они направлены на решение целого ряда задач.

1. Развитие теоретико-методических положений в социально-экономической системе, позволяющих уточнить теоретикометодологическую базу комплексного анализа рынка образовательных услуг. В частности, определена новая социально-экономическая функция системы высшего образования, заключающаяся в структурной систематизации процесса трансформации сервисной экономики в экономику знаний, в силу чего требуется полное возмещение обществом стоимости всей совокупности предоставляемых образовательных услуг по месту их оказания. Это предопределяет императивность полной коммерциализации деятельности вузов и их ориентацию на платежеспособный спрос с учетом его пространственной характеристики [3].

2. Выявление и систематизация в ходе структурно-функционального анализа ключевых факторов торможения успешности образовательного процесса в современной России (в т.ч. экономический кризис, повлекший сужение финансовой базы отрасли и снижение уровня платежеспособности населения; несовпадение выпуска специалистов и требований рынка труда; фаза демографической ситуации; институциональная инерция поставщиков профессиональных образовательных услуг; отсутствие целостной концепции введения в образовательный процесс приоритетов, адекватных требованиям постиндустриального информационного общества; невосприимчивость рынка образовательных услуг высшей школы к сигналам рыночного спроса; пространственная характеристика рынка об-

разовательных услуг; ограничения, обусловленные спецификой институциональной среды и политики государственного регулирования), что позволило расширить информационную и методологическую базу качественного обновления институционального инструментария развития сферы образовательных услуг высшей школы [5] и др.

3. Создание организационно-экономических моделей новой системы интегрированного управления деятельностью университетов как субъектов сферы образовательных услуг ВПо, включающей функциональные подсистемы (в т.ч. организации и координации производства). они направлены на целесообразность и эффективность введения института общественно-государственного софинансиро-вания затрат на образование на индивидуальном уровне, осуществляемое посредством введения и использования в повседневной практике именных образовательных сертификатов. Последние позволяют существенно увеличить доходы высшей школы, сформировать более равные условия доступа к качественному высшему образованию представителей всех слоев населения (в том числе и в территориальном аспекте), а также развить мотивы роста персональных затрат на получение знаний, определяющих основную специфику соответствующих систем управления и траекторию развития высшей школы [4].

4. Финансирование с учетом устойчивых потребительских предпочтений на ближайшую и среднесрочную перспективу по наращиванию доли расходной части бюджетов семей на оплату высшего образования. Домохозяйства при этом превращаются в основных распорядителей бюджетных средств, предназначенных для финансирования системы высшего образования по единым возрастным нормативам для всех категорий населения. Это станет фактором усиления социальной справедливости и формирования эффективной системы государственно-индивидуального софинансирования растущих издержек образования [3].

5. создание методики оценки качества образовательных услуг негосударственного высшего учебного заведения как двухкомпонентной совокупности оценки качества 1) средств производства образовательных услуг и 2) кадрового (трудового) потенциала, что позволяет проводить сравнительный анализ конкурентных преимуществ негосударственного высшего учебного заведения во временной

динамике либо в сравнении с конкурентами [2] и др.

6. Выявление и обоснование подходов к построению системы управления вузовской наукой или практическому значению прикладных исследований. Направляемое на их выполнение бюджетное финансирование находится в противоречии: несоответствие цели средствам, отсутствие технологий внедрения результатов исследований в производство, низкая доля затрат на ту науку, которая непосредственно служит освоению промышленности, или на научную работу прикладной тематики и т.д.

7. создание условий для опережающего развития малого предпринимательства в ситуации всеобщего доступа к высшему образованию, что позволит сбалансировать этот рынок с позиции спроса и предложения по критериям экономики знаний [3].

8. Выделение комплекса положительных (создание единого экономического, финансового, политического и социального пространства, признание дипломов, создание международного форума в сфере образования ЕМС/ NARIC, расширение мобильности студентов и преподавателей) и отрицательных (снижение доступности к более качественному образованию, обострение проблемы трудоустройства выпускников, необходимость разработки новых учебных планов и программ, изменение механизмов финансовых расчетов, утечка умов) тенденций, проявляющихся на российском образовательном рынке в разрезе стратегий формирования общеевропейского образовательного пространства и реализации принципов Болонского процесса [1].

9. Обоснование метода оценки функционирования системы менеджмента качества образовательного учреждения на основе системы сбалансированных показателей, предполагающей рассмотрение стратегий развития организации по четырем основным перспективам (измерениям) (потребители, процессы, финансы, персонал) с определением для каждой перспективы набора целей, а для каждой цели -набора показателей соответствующих измерителей (или индикаторов или детерминант), обеспечивающих реализацию принятой стратегии развития университетского комплекса в соответствии с выбранными критериями и др.

Конечно, любые научные изучения завершаются, как правило, выводами и рекомендациями по итогам проведенного исследования. Характеризуя практическую значимость

исследования, часто констатируют то обстоятельство, что полученные их результаты могут быть использованы «там-то...», для повышения «того-то...». Относительно апробации и внедрения результатов часто отмечают: основные положения и результаты исследования были доложены автором на ежегодных научно-практических конференциях: международных, всероссийских и региональных. А что дальше?

существующий организационно-финансовый механизм управления вузовскими исследованиями не только не позволяет устранить противоречия между интересами нового рынка труда и устаревшей структурой университетской подготовки, но и создает на перспективу ряд проблем по повышению профессионализма выпускников, ориентированных на проведение эффективных прикладных исследований.

Отметим следующий факт: руководители университетов считают, что фундаментальная наука должна подстраиваться под рыночную экономику. Мы в свою очередь утверждаем, что университет должен давать хорошее фундаментальное образование, а не подстраиваться под нашу «сырую» рыночную экономику, которая находится в «фазе генезиса производства». Если просмотреть эту технологическую цепочку, то не трудно заметить, что впереди еще фазы «постановки производственного процесса», «роста спроса и потребления продукции», «роста и стабилизации производственных мощностей», «ограничения (завершения) жизненного цикла производства той или иной продукции (товара)», «возрождения и модернизации производства продукции (товара)» и наконец «упадка и в последующем ликвидации производства (товара)».

Отметим, что каждая фаза в жизненном цикле производства продукции (товара) имеет свои приоритеты, они вообще-то отражены в стратегии развития отрасли, экономической и финансовой политике компании и в конечном счете должны корреспондироваться с инновационной способностью экономики.

В ходе привлечения научно-педагогических работников к кафедральным исследованиям (при согласованном с заказчиком графике и условиях выполнения исследований) исполнителям надо выдать задания, утвержденные руководителем университета, на выполнение исследовательских работ и их внедрение, с подписанием соответствующего акта внедрения.

согласование системных, комплексных тем научных исследований с заказчиком -это дело руководства университета (менеджеров соответствующих направлений и заведующих кафедрами). Темы научных исследований должны быть кафедральные, чтобы не создавать «мелкотемье» с небольшими объемами финансирования, что сводит на нет принципы системного, комплексного исследования, разрушает обратную связь в системе «вуз - производство - потребитель».

Перефразируя пословицу, можно заключить: если у вас есть одна технология, и у меня тоже одна - тогда мы имеем лишь по одной технологии. Если же мы подарим друг другу (обменяем в условиях денежного эквивалента эти технологии), то у каждого из нас будет по два научных продукта. В развитие ФЗ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», предусматривающего выпуск универсальных электронных карт граждан (материальных носителей, содержащих введенную в них цифровую информацию о пользователе и о его правах на получение государственных и муниципальных услуг, в том числе в сфере образования), пользователи универсальных электронных карт становятся непосредственными участниками бюджетнораспорядительных отношений. В этом контексте можно разработать механизм, позволяющий с помощью универсальных электронных карт организовать управление средствами бюджетов и внебюджетных фондов различных административных уровней, направляемых на оплату образовательных услуг, в том числе с добавлением собственных средств граждан. Так будет сформирована новая структура совокупного спроса населения на образовательные услуги, которая за счет средств граждан может стать более внушительным источником средств для системы образования.

Таким образом, на настоящий момент остаются нерешенными вопросы о том, как должна вузовская наука «приспособиться» к такой рыночной экономике и какова будет эффективность таких исследований, кто должен финансировать вузовскую науку, как решать вопрос стимулирования кооперации между наукой и производством. Очевидно, для того чтобы приблизиться к ответам на эти насущные вопросы, нужны новые научно обоснованные разработки приоритетных направлений и прогнозов развития экономики регионов на долгосрочный период,

а также координация мер административного, финансового, правового и организационного характера в обеспечении региональных целевых программ.

литература

1. Воронова Н.П. Методические аспекты формирования системы управления качеством образовательных услуг в многоуровневом университетском комплексе : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Шахты, 2008.

2. Долгова А.В. Факторы рыночной адаптации стратегий развития высших учебных заведений : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Шахты, 2009.

3. Жанказиев А.Х. Императивы и организационно-экономические инструменты адаптации системы высшего образования к вызовам экономики знаний : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Шахты, 2012.

4. Лебедев А.В. Организационно-экономические ориентиры модернизации управления предоставлением образовательных услуг высшей школы : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Шахты, 2010.

5. Рейханова И.В. Организационно-экономические факторы и инструменты развития сферы образовательных услуг высшей школы : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Шахты, 2012.

6. Тишина Ж.С. Формирование и развитие фан-драйзингового инструментария на российском рынке образовательных услуг : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Шахты, 2012.

7. Тришкина Н.Ю. Управление развитием институциональной среды университетов как субъектов сферы образовательных наук : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Шахты, 2012.

8. Черницына О.Ю., Тажибов Т.Г. Управленческая системы учета и анализа расходов в бюджетных образовательных учреждениях // Финансы: теория и практика. 2008. № 5. С. 35-39.

Considering the development

and implementation of higher school

scientific researches

There are considered the issues connected with the further development of the approaches to management of the processes of development and implementation of higher school scientific research works.

Key words: works, implementation, region, business-education, system of united education space, effectiveness of scientific researches.

А.Б. ИОНОВ (Москва)

инновационные процессы на российском книжном

РЫНКЕ

Предлагаются варианты исправления ситуации на современном книжном рынке, при которой продажи традиционных печатных книг падают, а рынок электронных изданий страдает из-за пиратства; рассматриваются новейшие инновационные решения из зарубежной практики для выхода из кризиса в отрасли.

Ключевые слова: книжный рынок, пиратство в Интернете, инновационные процессы, электронная книга, краудфандинг, флипбэк.

В последние годы российский книжный рынок испытывает стабильную тенденцию к сокращению. С каждым годом падают тиражи выпускаемых изданий, уменьшается ассортимент, снижается количество действующих издательств. Причинами подобного явления можно назвать сразу несколько как независящих, так и тесно связанных друг с другом факторов, хотя сами участники отрасли выделяют из всего списка только медиапиратство, предпочитая не фокусировать общественное внимание на других проблемах. Тема влияния интернет-пиратства на книжную отрасль заслуживает отдельного разбора, равно как и анализ остальных проблем рынка, однако сегодня нам бы хотелось поговорить о возможных путях выхода из кризиса, в том числе и с применением ряда инновационных решений.

В настоящий момент во всем мире, в том числе и в России, самым быстрорастущим сектором отрасли является рынок электронных книг. К сожалению, в нашей стране, в отличие от Западной Европы и США, большая часть рынка приходится на нелицензионные издания, размещенные в Интернете с нарушением авторских прав. По некоторым оценкам, объем официальных наименований в десять раз уступает количеству скачиваний пиратского контента.

В силу этих причин российские издатели с большим подозрением относятся к выпуску новых электронных книг, и этот сегмент рынка растет гораздо с меньшей скоростью, чем мог бы в более благоприятных обстоятельствах. К сожалению, подобное поведение

© Ионов А.Б., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.