Научная статья на тему 'О РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цховребов Э.С.

В работе представлена новая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка специалиста по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций экологического характера и предупреждению их опасных последствий на предприятии». Она может широко использоваться при подготовке руководителей, специалистов, научно-технических сотрудников по вопросам обеспечении экологической безопасности при осуществлении видов экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF AN ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL SAFETY

The paper presents a new additional professional training program "Training of a specialist in monitoring and forecasting environmental emergencies and preventing their dangerous consequences at the enterprise". It can be widely used in the training of managers, specialists, scientific and technical staff on ensuring environmental safety in the implementation of economic activities.

Текст научной работы на тему «О РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Столыпинский вестник №8/2023

Научная статья Original article УДК 502.504

О РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ON THE DEVELOPMENT OF AN ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL SAFETY

Цховребов Эдуард Станиславович, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Центра мониторинга и прогнозирования Федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (121352, Россия, г. Москва, ул. Давыдковская, 7), тел. 8 (495) 198 03 80, ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-9481-3832; rebrovstanislav@rambler.ru

Eduard S. Tshovrebov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher at the Monitoring and Forecasting Center of the Federal State Budgetary Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies of the Ministry of Emergency Situations of Russia" (Federal Center for Science and High Technologies) (7, Davydkovskaya Str., Moscow, 121352, Russia), tel. 8 (495) 198 03 80, ORCID: http://orcid.org / 0000-0002-9481-3832; rebrovstanislav@rambler.ru

Столыпинский вестник

4374

Аннотация. В работе представлена новая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Подготовка специалиста по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций экологического характера и предупреждению их опасных последствий на предприятии». Она может широко использоваться при подготовке руководителей, специалистов, научно-технических сотрудников по вопросам обеспечении экологической безопасности при осуществлении видов экономической деятельности.

Abstract. The paper presents a new additional professional training program "Training of a specialist in monitoring and forecasting environmental emergencies and preventing their dangerous consequences at the enterprise". It can be widely used in the training of managers, specialists, scientific and technical staff on ensuring environmental safety in the implementation of economic activities. Ключевые слова: экологическая безопасность, повышение квалификации, программа обучения, экологическое образование, переподготовка кадров. Keywords: environmental safety, professional development, training program, environmental education, personnel retraining.

Введение

Актуальность проблем обеспечения экологической безопасности предопределена курсом России на устойчивое социально -экономическое развитие, достижение безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности российских граждан [1-3]. Первостепенное значение имеет эффективно организованная система обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в области экологической безопасности, ресурсосбережения, охраны окружающей среды [4-8].

Такое обучение должно быть организовано на всех стадиях и процессах развития человека: образования, в т.ч. самообразования, воспитания, просвещения, начиная с дошкольного возраста и заканчивая профессиональной переподготовкой на производстве или в организации [9].

4375

Высокая актуальность, значимость данного вопроса определены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экологической безопасности Российской Федерации, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». «Повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан, воспитание в гражданах ответственного отношения к природной среде» провозглашено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одной из важнейших задач для достижения целей «обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования». Приоритетным направлением в части решения основных задач в области обеспечения экологической безопасности в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации определено «развитие системы экологического образования и просвещения, повышение квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности».

Важное значение приобретают вопросы обеспечения экологической безопасности при подготовке, переподготовке, повышении квалификации сотрудников МЧС России, осуществляющими деятельность по мониторингу, прогнозированию, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их опасных последствий, в первую очередь, для окружающей среды и жизнедеятельности населения [10-12].

Результаты исследования

Научные исследования автора при разработке новых учебно -методических документов основываются как на передовых научных взглядах, подходах, стратегиях, концепциях известных отечественных и зарубежных ученых и педагогов, так и на результатах собственных исследований и практике их успешного внедрения в учебно-образовательный процесс подготовки, повышения квалификации руководителей и специалистов в области обеспечения экологической безопасности, охраны окружающей среды, обращения с отходами, предупреждения техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) с

4376

опасными экологическими последствиями, аспирантов и соискателей, студентов высших учебных заведений [13,14].

Новая программа дополнительного профессионального образования (далее - программа) разработана на базе профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности в промышленности», утвержденного Минтрудом России в 2020 году. К категориям слушателей отнесены руководители, специалисты, инженерно-технические работники структурных подразделений органов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), иных государственных и муниципальных органов, хозяйствующих субъектов. Общая трудоемкость программы за период обучения составляет 72 часа.

Реализуемые формы обучения - очная, заочная. Программа реализуется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Слушатели, успешно освоившие программу повышения квалификации и прошедшие итоговую аттестацию, получают по результатам обучения удостоверение о повышении квалификации. На практических занятиях каждый слушатель получает персональный доступ к системе дистанционного обучения Moodle и практические занятия проводятся с доступом к сети Интернет Целью программы является совершенствование имеющихся и формирование у слушателя новых профессиональных ключевых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в области мониторинга, прогнозирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций экологического характера и их последствий.

С учетом поставленной цели в части повышения квалификации управленческих, инженерно-технических кадров системы МЧС России в области обеспечения экологической безопасности, предупреждения ЧС с экологическими последствиями основными задачами предлагаемого курса лекционных, практических и индивидуальных занятий послужили:

а) получение необходимого объема систематизированных теоретических

4377

знаний в предметной области обеспечения экологической безопасности, прогнозирования и предупреждения экологических ЧС;

б) формирование теоретической базы для последующего полноценного и успешного усвоения обучающимися учебного материала.

Состав планируемых достигаемых качественных результатов по программе обучения представлен в таблице.

Таблица

Результаты внедрения программы

Наименование компетенции Индикаторы

Планирование, организация и проведение основных мероприятий, направленных на выполнение субъектом экономической деятельности установленных требований по экологической безопасности в целях предупреждения техногенных аварий, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их негативных последствий Знание состава основных мероприятий по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими и иными последствиями. Практические навыки и умения в области планирования, организации, проведения основных мероприятий, направленных на выполнение субъектом экономической деятельности установленных требований по экологической безопасности в целях предупреждения техногенных аварий, чрезвычайных ситуаций

Мониторинг производственно-хозяйственной деятельности, прогнозирование и установление причин и источников возможных экологических угроз, опасностей и рисков, которые могут привести к возникновению техногенных аварий, чрезвычайных ситуаций техногенного характера Владение технологиями мониторинга и прогнозирования опасностей, угроз, рисков, знание причин и источников в образования техногенных аварий, чрезвычайных ситуаций техногенного характера с неблагоприятными экологическими и иными последствиями, которые могут возникнуть вследствие нарушений требований экологического законодательства

Разработка основных организационно-технических и управленческих решений Практические умения разрабатывать основные организационно-технические и управленческие

4378

по защите населения, окружающей решения по защите населения, окружающей

среды при возникновении среды при возникновении техногенных аварий,

чрезвычайных ситуаций техногенного чрезвычайных ситуаций техногенного

характера, а также по предупреждению, характера, предупреждению, локализации

локализации смягчению их негативных смягчению их негативных экологических и

последствий иных последствий

В процессе освоения программы повышения квалификации по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий предусмотрены следующие виды контактной работы преподавателя и слушателей: лекции, практические занятия, консультации при выполнении практических заданий, консультации при выполнении самостоятельной работы слушателей, контроль выполнения самостоятельной работы.

В основной части очной традиционной (информационной) лекции по рассматриваемому спектру вопросов отражено: формулирование проблемы; основные понятия, содержание изучаемого вопроса, выводы по разделам.

На семинарских занятиях проводится проверка самостоятельной работы обучающихся, формирование навыков научно -исследовательской работы, умения сформулировать и высказать свое собственное мнение по проблематике обеспечения экологической безопасности.

В порядке закрепления лекционного материала проводятся семинары, структурно и содержательно различаемые и дифференцируемые:

а) по дидактической цели (повторение, систематизация ранее полученных знаний); нацеленные на получение новых знаний, углубление и расширение ранее изученного материала; итоговые семинары с обобщением материала по учебной дисциплине; формирующие умения применять полученные теоретические знания для решения практических задач; смешанного вида, на которых обобщение сочетаются с изучением нового материала;

б) по дидактическим приемам (на основе рефератов, докладов (по плану с докладчиками); собеседования (без заранее подготовленных докладчиков); по изучению первоисточников с разбором конкретной проблемы, ситуации;

4379

дискуссия (проблемный); исследование; разбор кейсов (ситуационный анализ); круглый стол; коллоквиум; семинар-экскурсия; конференция.

В целях повышения эффективности восприятия и повышения уровня усвояемости теоретического материала слушателями при проведении практических и семинарских занятий применен ряд ранее разработанных технологий и новаций при планировании и осуществлении учебного процесса. Одной из технологий служит обучение в процессе коммуникативного общения с учетом межличностных связей: «преподаватель - группа», «преподаватель -слушатель», «слушатель - группа», «слушатель - слушатель».

В состав форм промежуточной аттестации текущего усвоения программы включены: контрольные работы, собеседования, рефераты, задания для самостоятельной работы в виде мини-проекта правил, требований в области экологической безопасности. Итоговая аттестация: проводится в форме итогового тестирования в форме зачета с оценкой по системе: более 90% -отлично, более 75% - хорошо, более 60% - удовлетворительно. Тесты включают вопросы по трем модулям программы. Выводы

Накопленный опыт обучения слушателей в рамках тем настоящей программы показал наличие широких возможностей для активизации и повышения эффективности учебного процесса при использовании дискуссионных методов проведения занятий, состязательных либо индивидуальных, а также тестовых заданий, различных видов игр.

Успешное внедрение программы дополнительного профессионального образования в этой чрезвычайно актуальной междисциплинарной области знаний для различных групп слушателей предопределили ее востребованность в обществе.

4380

Литература

1. Цховребов Э.С. Правовые аспекты обеспечения экологической безопасности // ЭКОС: Экологическая безопасность. Защита человека и среды его обитания. 2008. № 3. С. 13-19.

2. Исаков В.М., Цховребов Э.С. Правовые основы охраны окружающей среды. Москва: МОФ МосУ МВД России, 2004. 100 с.

3. Цховребов Э.С. Эколого-экономические аспекты обращения строительных материалов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19. № 3. С. 10-14.

4. Калинникова М.В., Ивченков С.Г. Система экологического образования в условиях глобализации. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. 2012. № 2. С. 17-20.

5. Суятин Д. Б., Фиалко А. И. Экологическая безопасность: методы обучения студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 24. С. 181-185.

6. Dlimbetova G., Bulatbayeva K., Abenova S., et al. Management of Ecologization of Professional Education // Ekoloji. 2017. Ш. 27 (106). Рр. 1217 - 1225.

7. Дзятковская Е.Н., Длимбетова Г.К., Захлебный А.Н. Ключевые вопросы подготовки концепций экологического образования // Ценности и смыслы. 2020. № 4 (68). С. 141-155.

8. Игнатова В.А. Содержание экологического образования: проблемы и перспективы решения. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 11. С. 47-49.

9. Бабакова Т.А. Проблема становления научного экологического мировоззрения обучающихся // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы XIV Международной научно-практической конференции.- Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. Ч. I. С. 4-9.

4381

10. Олтян И.Ю., Балер М.А. Воспроизводство научных кадров в научно -исследовательской организации: состояние, современные вызовы, перспективы // В сборнике: Актуальные вопросы подготовки кадров в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сборник трудов Всероссийской научно-практ. конференции. Химки, 2022. С. 15-19.

11. Великоклад Т.П. Подготовка научных кадров в системе МЧС России с использованием современных технологий // В сборнике: Гражданская оборона на страже мира и безопасности. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В Год 90-летия со дня образования Академии ГПС МЧС России: в 5 частях. 2023. С. 58-64.

12. Олтян И.Ю., Арефьева Е.В., Григорьев В.Н. О подготовке и аттестации кадров высшей квалификации в области гражданской обороны и безопасности в чрезвычайных ситуациях в МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2022. Т. 19. № 5. С. 98-105.

13. Цховребов Э.С. Современные методы обучения руководителей и специалистов в области экологической безопасности и охраны окружающей среды / В.М. Мирошниченко, В.В. Куценко, С.Н. Сидоренко, Э.С. Цховребов // Вестник РУДН. 2013. № 2. С. 105-111.

14. Олтян И.Ю., Цховребов Э.С. Развитие системы экологического образования, повышения квалификации кадров в области обеспечения экологической безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций // В сборнике: Актуальные вопросы естествознания. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Сост.: Т.В. Фролова. Иваново, 2023. С. 384-389.

References

1. Tshovrebov E.S. Legal aspects of ensuring environmental safety // ECOS: Environmental safety. Protection of man and his habitat. 2008. No. 3. Рp. 13-19.

4382

2. Isakov V.M., Tshovrebov E.S. Legal foundations of environmental protection. Moscow: MOF MosU of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2004. 100 p.

3. Tshovrebov E.S. Ecological and economic aspects of the circulation of building materials // Bulletin of the Kostroma State University named after N.A. Nekrasov. 2013. Vol. 19. No. 3. Pp. 10-14.

4. Kalinnikova M.V., Ivchenkov S.G. The system of environmental education in the context of globalization. // Proceedings of the Saratov University. A new series. Sociology. Political science. 2012. No. 2. Pp. 17-20.

5. Suyatin D. B., Fialko A. I. Environmental safety: methods of teaching students of a pedagogical university // Scientific and methodological electronic journal "Concept". 2016. Vol. 24. Pp. 181-185.

6. Dlimbetova G., Bulatbayeva K., Abenova S., et al. Management of Ecologization of Professional Education // Ekoloji. 2017. No. 27 (106). Pp. 1217 - 1225.

7. Dzyatkovskaya E.N., Dlymbetova G.K., Zahlebny A.N. Key issues of preparation of concepts of ecological education // Values and meanings. 2020. No. 4 (68). Pp. 141-155.

8. Ignatova V.A. The content of environmental education: problems and prospects of solution. // Collections of conferences of SIC Sociosphere. 2017. No. 11. Pp. 47-49.

9. Babakova T.A. The problem of the formation of the scientific ecological worldview of students // Ecological education for sustainable development: theory and pedagogical reality: Materials of the XIV International Scientific and Practical Conference.- N.Novgorod: K. Minin NGPU, 2017. Ch. I. P. 4-9.

10. Oltyan I.Yu., Baler M.A. Reproduction of scientific personnel in a research organization: state, modern challenges, prospects // In the collection: Topical issues of personnel training in the field of civil defense, prevention and liquidation of emergency situations. Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference. Khimki, 2022. Pp. 15-19.

4383

11. Velikoklad T.P. Training of scientific personnel in the EMERCOM system of Russia using modern technologies // In the collection: Civil Defense on guard of peace and security. Materials of the VII International Scientific and Practical Conference dedicated to the World Civil Defense Day. In the Year of the 90th anniversary of the formation of the Academy of GPS of the Ministry of Emergency Situations of Russia: in 5 parts. 2023. Pp. 58-64.

12. Oltyan I.Yu., Arefyeva E.V., Grigoriev V.N. On training and certification of highly qualified personnel in the field of civil defense and security in emergency situations in the EMERCOM of Russia // Technologies of civil security. 2022. Vol. 19. No. 5. Pp. 98-105.

13. Tshovrebov E.S. Modern methods of training managers and specialists in the field of environmental safety and environmental protection / V.M. Miroshnichenko, V.V. Kutsenko, S.N. Sidorenko, E.S. Tshovrebov // Bulletin of RUDN. 2013. No. 2. Pp. 105-111.

14. Oltyan I.Yu., Tskhovrebov E.S. Development of the system of environmental education, advanced training of personnel in the field of environmental safety, emergency prevention // In the collection: Topical issues of natural science. Collection of materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Comp.: T.V. Frolova. Ivanovo, 2023. Pp. 384-389.

© Цховребов Э.С., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8 /2023.

Для цитирования: Цховребов Э.С. О РАЗРАБОТКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8 /2023.

4384

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.