ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1117: 872-876
О размножении индийской кукушки Cuculus micropterus в Приамурье
И.А.Нейфельдт
Второе издание. Первая публикация в 1959*
13 июня 1857 Г.И.Радде добыл близ Благовещенска индийскую кукушку Cuculus micropterus Gould, 1838. С тех пор прошло 100 лет. Рядом исследователей, посетивших Приамурье, были собраны новые сведения об этой птице. Так, в 1928 году Б.К.Штегман доставил в Зоологический институт Академии Наук СССР второй экземпляр индийской кукушки из долины реки Ушумун и опубликовал (Stegmann 1930) ряд интересных данных об этой птице. По сообщению К.А.Воробьёва (1954), в 1946 году А.И.Куренцов нашёл индийскую кукушку весьма обычной в долине реки Татакан, где 26 июня добыл взрослую самку. Согласно его же наблюдениям, севернее, по реке Ту, эти кукушки встречались гораздо реже. В настоящее время можно считать, что гнездовая часть ареала названного вида охватывает всё среднее и отчасти верхнее Приамурье, на север до границы массивов дубово-лиственничных и дубово-сосновых лесов+. Однако многие детали распространения интересующей нас птицы пока недостаточно выяснены. Ещё меньше знаем мы о её биологии. До сих пор не были описаны происходящие из Советского Союза яйца и птенцы индийской кукушки, а её шкурки представляют большую редкость в орнитологических коллекциях.
Учитывая столь слабую изученность этой интересной птицы, мы нашли возможным опубликовать результаты наблюдений над индийской кукушкой, проведённых летом 1957 и 1958 годов в лесах междуречья Малой Перы и Большого Эргеля (южная часть Амурско-Зейского плато).
Разреженные дубово-лиственничные леса на плато, а также склоны сырых падей, поросшие даурской и плосколистной берёзами с хорошо развитым травяным покровом и подлеском из лещины, — наиболее излюбленные места обитания индийской кукушки в исследованном районе. Здесь на 100 га леса в июне 1957 года было отмечено 4 самца и 2 самки, В некоторых случаях на той же площади с одной самкой держались 3 самца. Поющие птицы нередко встречались и на зарастающих кустарниковым дубом вырубках с небольшим количеством старых высоких лиственниц. Названные биотопы были густо заселены мелкими
* Нейфельдт И.А. 1959. О размножении индийской кукушки в Приамурье // Орнитология 2: 192-195. t Кроме Приамурья, в СССР C. micropterus найдена также в ряде районов Уссурийского края.
открытогнездящимися воробьиными птицами, главным образом малым черноголовым дубоносом Eophona migratoria, сибирским жуланом Lanius cristatus confusus, таёжным сверчком Locustella fasciolata и др. Это привлекало сюда и обыкновенных кукушек Cuculus canorus.
Весной индийские кукушки появляются в среднем Приамурье во второй половине мая. В окрестностях Благовещенска в 1957 году интенсивное пение можно было слышать с 23 мая. В 1958 году около деревни Климоуцы первых птиц услышали 23 мая, а с 27 мая их было много. В июне активность кукушек достигла максимума. Свист самцов раздавался в лесу с раннего утра (с 2-3.5 ч) до наступления темноты, когда вступали в свои права индийские козодои Caprimulgus indicus, соловьи-красношейки Luscinia calliope и таёжные сверчки. В дневное время пение индийских кукушек несколько ослабевало. Поющая птица сидит или в кроне недалеко от ствола, или высоко на боковой ветви или сухой вершине старой лиственницы, сосны. Нередко эти наиболее возвышающиеся над участком деревья используются как индийскими, так и обыкновенными кукушками. На вершину старой сосны 7 июня 1957 за 3 ч (с 4 до 7 ч утра) самец индийской кукушки присаживался петь трижды (причём один раз с самкой), а самец обыкновенной кукушки - дважды.
Пение индийской кукушки своеобразное, некукушечьего типа. Это звонкий свист, вроде «фю-фю-фю-фу», повторяемый много раз подряд. Громкая свистовая песня слышна на расстоянии более километра, а потому в местах, где постоянно держатся, перелетая с дерева на дерево, 2-3 самца этой кукушки, кажется, что весь лес переполнен ими. В отличие от глухой Cuculus optatus и обыкновенной кукушек, которые перед началом или в конце кукования издают ещё и другие звуки, у индийской кукушки, кроме основной песни, никакой другой нет. Поющий самец слегка опускает крылья, но хвост не расправляет и ведёт себя спокойнее, чем обыкновенная кукушка. Если самка находится поблизости, самец свистит чаще, торопливее. На лету поёт меньше. Крик самки индийской кукушки очень походит на крик самки обыкновенной кукушки, может быть лишь несколько выше тоном.
Описываемые птицы поражают своей осторожностью, особенно самцы. Самки позволяют подойти несколько ближе, но они никогда не сидят открыто, а прячутся среди ветвей, нередко присаживаются вдоль сука, как козодои, а потому наблюдать их очень трудно. Вспугнутые или заподозрившие опасность птицы моментально улетают. На лету индийская кукушка хорошо отличима от обыкновенной и глухой кукушек по более коротким закруглённым крыльям. Полёт в общем такой же, как и у наших кукушек, только с более частыми взмахами крыльев. Участок, занятый одной самкой, не превышает 40-50 га, причём нередко он перекрывается участками других особей того же вида. В июне,
в разгар размножения индийских кукушек, самцы постоянно облетают свою территорию.
Во время экскурсии 8 июня 1957 в редком дубово-лиственничном лесу, где постоянно держались индийские кукушки, наше внимание привлёк самец амурского подвида сибирского жулана Lanius cristatus т^шш Stegmann 1929, беспокоившийся около найденного ранее гнезда с 6 яйцами. В бинокль было видно, что жулан пытался отогнать какую-то птицу, сидевшую среди ветвей сухого ивового куста. Самка индийской кукушки (как позднее выяснилось, это была именно она), пробыв в кустах 15-20 мин, пересела на лежащий на земле обломок лиственницы, всего в 1.5 м от гнезда. Вспугнутая ею самка сорокопута, находившаяся в устроенном на земле гнезде, сразу же слетела и присоединилась к своему самцу. Кукушка, озираясь, но не обращая особого внимания на атакующих её птиц, переместилась к гнезду. Уже через 25-30 с она незаметно вылетела оттуда и уселась на суку лиственницы, где и была добыта.
Гнездо амурского жулана ^атш стШш соп^шш с яйцом индийской кукушки СмсмЫ т1сгор1етз. Окрестности Благовещенска, 8 июня 1957. Фото автора.
В гнезде сорокопутов оказалось седьмое, кукушечье, яйцо (см. рисунок). По окраске оно почти не отличалось от яиц сорокопута: по основному фону розоватого цвета разбросаны тёмные и светлые бурые и красновато-бурые пятна, более частые на тупом конце. Размер яиц жулана из этого гнезда: 23.0x17.0, 22.0x17.2, 21.5x16.7, 22.0x17.0, 22.0х 17.0 и 21.6x17.0 мм. Размеры яйца индийской кукушки 25.0x19.0 мм, оно несколько крупнее яиц обыкновенных кукушек, паразитирующих на том же виде. Судя по состоянию гонад добытой самки, яйцо было вторым, отложенным ею в этот сезон. Сорокопуты продолжали насиживать увеличившуюся за счёт кукушечьего яйца кладку. К сожалению,
дальнейшая история гнезда осталась не прослеженной, так как 10 июня оно оказалось разорённым.
В июне 1958 года приходилось неоднократно наблюдать самок и самцов индийской кукушки, державшихся на гнездовых участках амурских жуланов. Всякий раз появление кукушек вызывало сильное беспокойство сорокопутов, которые старались как можно быстрее изгнать их из гнездового района.
С первых чисел июля пение индийских кукушек заметно ослабевает и приурочено главным образом к раннеутренним и поздневечерним часам. Одиночных самцов можно было слышать в 1957 году до 8 июля, а в 1958 году — до 10 июля. Во второй половине июля не отмечено ни одной взрослой птицы, хотя вполне возможно, что они в это время ещё и не улетели, а лишь стали незаметными ввиду своей молчаливости.
26 июля 1958 на окраине редкого дубово-лиственничного леса, растущего по вершинам сопок, был встречен почти не отличавшийся по размерам от взрослых птенец индийской кукушки, воспитанный сорокопутами. Вывелся этот кукушонок из яйца, подложенного самкой в гнездо амурского жулана, которое было свито, видимо, где-нибудь внизу, у подножья сопки, в полосе кустарников. Там, вблизи лугов, постоянно гнездилось несколько пар этих птиц, там же в конце лета появились шумные выводки жуланов. Подросший кукушонок переместился в лес, откуда его никак не могли «выманить» птицы-воспитатели, державшиеся в необлесённых участках пади. Так как добывать корм птенец ещё не умел, то, проголодавшись, он вылетал на окраину леса и садился низко на ветви деревьев или на пни. В ответ на призывные звуки сорокопута кукушонок издавал (как сидя, так и на лету) еле слышимый довольно мелодичный свист, вроде «тю-фью», «тю-фью» и т.д., несколько раз подряд. Кормил птенца кукушки только самец сорокопута, принося ему довольно большие порции кузнечиков и жуков-щелкунов. Как показал анализ желудков взрослых индийских кукушек, добытых ранее, они питаются только гусеницами (преимущественно сибирского шелкопряда Dendrolimus sibiricus и еловой шерстолапки CaШteara abietis). Во время принятия пищи кукушонок издавал звуки, очень напоминающие писк слётков жулана в момент их кормления. Вспугнутый птенец, перелетая с места на место, издаёт звонкую трель, похожую на хорошо известную трель птенца обыкновенной кукушки. Самка сорокопута к кукушонку совсем не подлетала и держалась внизу, в 100-150 м от леса. Там же собирал корм и самец. Своих птенцов у этой пары не было.
Из вышеизложенного следует, что леса междуречья Малой Перы и Большого Эргеля населяют индийские кукушки, паразитирующие преимущественно на амурских жуланах. Довольно высокая численность последних на обследованной территории, казалось бы, должна была
обеспечивать оптимальные условия для размножения обычной там индийской кукушки. Однако в 1958 году ни в одном из 13 известных гнёзд сорокопута не были обнаружены яйца кукушки. Вполне вероятно, что многие гнёзда, в том числе и содержащие кладки этой кукушки, не были найдены. Вместе с тем не исключена возможность, что в районе наших работ рядом с описанной обитает другая популяция индийских кукушек, подкладывающих свои яйца к другому виду воробьиных птиц.
Литер атур а Воробьёв К.А. 1954. Птицы Уссурийского края. М.: 1-360.
Stegmann В. 1930. Die Vögel des dauro-mahdschurischen Übergangsgebietes // J. Ornithol. 78, 4: 389-571.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1117: 876-879
Индийская кукушка Cuculus micropterus в СССР
С.Д.Кустанович
Второе издание. Первая публикация в 1986*
Область гнездования индийской кукушки Cuculus micropterus в настоящее время известен весьма приблизительно. В сводке орнитофауны СССР (Степанян 1975, с. 252) он указан следующим образом: «бассейн Амура к западу до бассейна нижнего течения Зеи и Приморье. В области среднего течения Амура к северу до 53-й параллели, в долине нижнего Амура к северу до 52-й параллели».
В настоящее время в указанных выше границах можно отметить районы, где индийская кукушка определённо не гнездится. Это южное Приморье (Панов 1973), где она отмечена лишь как редкий пролётный вид, и Сихотэ-Алинь. В то же время индийская кукушка весьма обык-новенна на гнездовье в северо-восточной Маньчжурии, которая граничит с нашей территорией: с севера со средним Приамурьем, а с востока — с Приуссурьем (Воробьёв 1954). В таких условиях абсолютным доказательством гнездования вида на нашей территории можно считать лишь обнаружение гнёзд с яйцом и слётков. Добыча в гнездовой период отдельных птиц даже с развитыми гонадами не позволяет исключить случайный залёт их из прилегающей Маньчжурии.
* Кустанович С.Д. 1986. Индийская кукушка в СССР // Редкие, исчезающие и малоизученные птицы СССР. М.: 29-33.