внутреннего маркетинга требуется рассмотрение целой системы показателей и определение взаимного влияния данных показателей. При этом главная цель оценки эффективности в том, чтобы выявить сферы, которые в наибольшей степени повлияют на результативность деятельности предприятия, что позволит оптимальным образом вкладывать имеющиеся ресурсы для достижения конечных целей организации.
Список литературы
1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: учеб. пособие. Изд-во СПбГУЭФ, 2013. — 231 с.
2. Дрейк С. Зажигай! Внутренний маркетинг для воодушевления сотрудников и привлечения клиентов: учеб. пособие., 2012. — 320 с.
3. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. Изд. Дом «Нева», 2013. — С. 171—172.
4. Ландреви Ж., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга: учеб. пособие. М.: МЦФЭР, 2012. — 512 с.
5. Лобанов Д. Внутренний маркетинг персонала в российских компаниях http://www.hr-portal.ru/node
6. Новаторов Э.В. Аудит внутреннего маркетинга методом «важность-исполнение» // Маркетинг в России и за рубежом. — 2014. — № 3 — С. 40.
7. Павлова О. Внутренний маркетинг в компании // http ://www. ipr.by/ru/articles/art_ 14. html
8. Соловьева Ю.П. Концепция внутреннего маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом. — 2014. — № 4. — С.125-127.
О РАЗЛИЧИЯХ ПОНЯТИЙ «ХОЛДИНГ», «ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
И «ХОЛДИНГ-КОМПАНИЯ»
Ревинская Людмила Юрьевна,
аспирант, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва
АННОТАЦИЯ
В современной российской экономике самой распространенной формой интеграции являются холдинги. Фактически термин «холдинг» часто встречается непосредственно в названиях компаний, в их корпоративной отчетности, в многочисленных публикациях в периодической печати, в электронных средствах массовой информации. Однако прочно вошедший в деловой оборот термин отсутствует в гражданском законодательстве. В научной среде также не единообразия по данному вопросу. Достаточно часто термин «холдинг» употребляется как синоним понятия «холдинговая компания». Некоторые исследователи вводят дополнительное понятие «холдинг-компания». В статье рассматриваются различия понятий «холдинг», «холдинговая компания» и «холдинг-компания». Дается авторское определение понятия «холдинг». ABSTRACT
In the modern Russian economy the most common form of integration are holdings. In fact, the term "holding" is often found directly in the names of the companies in their corporate reporting, in numerous publications in periodicals, electronic media. However, deeply embedded into business practice the term is absent in the civil law. In the scientific environment is also no uniformity on this issue. Quite often, the term "holding" is used synonymously with the term "holding company". Some researchers introduce the additional concept of a "holding company". The article discusses the differences of the concepts of "holding", "holding company" and "holding company". Given the author's definition of "holding".
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: холдинг, холдинговая компания, холдинг-компания
Keywords: holding, holding company, holding-company
В современной российской экономике холдинги являются самой распространенной формой предпринимательских объединений. Первые холдинги были созданы в рамках разгосударствления крупных объединений и предприятий и как попытка реорганизации несовместимых с рынком отживших государственных структур. Таким образом были созданы «ЛУКОЙЛ», ЮКОС, «Сургутнефтегаз», «Транснефть», «Транснефте-продукт», «Газпром», «Норильский никель», РАО «ЕЭС России» и другие (всего более сотни холдингов с участием государства).
Дальнейшее развитие российских холдинговых структур происходило путем осуществления цепочек слияний и поглощений, получения контроля над отдельными компаниями и группами компаний. О состоянии процесса создания холдингов в стране можно судить по активности на российском рынке слияний и поглощений (М&А). В анализируемом периоде (рис. 1) число сделок М&А увеличилось почти в два раза (с 238 сделок в 2004 году на сумму 23 млрд. $ до 530 в 2014 году на сумму 50 млрд.$). При этом пик активности на данном рынке пришелся на
предкризисный 2007 год (486 сделок на 122 млрд.$). В последнее время число сделок превышает докризисный уровень, однако за счет снижения средней стоимости сделки суммарный объем сделок снижается. В качестве основных причин специалисты называют нестабильность на мировых рынках, прежде всего в странах Еврозоны и кризисные явления в российской экономике.
Кроме того, снижение стоимости сделок на рынке слияний и поглощений свидетельствует о снижении размеров компаний, вовлеченных в процесс создания холдинговых структур. В настоящее время процесс создания холдингов, как способ интеграции, характерен не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса, но и для среднего и малого бизнеса [6, с. VII]. Официальные статистические данные по числу холдингов в российской экономике не публикуются, но разрозненные сведения в самых разных источниках свидетельствуют о том, что холдинги являются самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике.
«
о
ч §
Ö и
ч £
700 600 500 400 300 200 100 0
140 120 100 80 60 40 20 0
» §
sf
Щ
£ о
£ о из ю О
Рис.1. Динамика российского рынка слияний и поглощений
Источник: данные журнала «Слияния и поглощения» (http://www.ma-journal.ru/statma/), данные информационного
агентства AK&M (http:// www.akm.ru)
Фактически термин «холдинг» часто встречается непосредственно в названиях компаний1, в их корпоративной отчетности2, в многочисленных публикациях в периодической печати, в электронных средствах массовой информации. Однако прочно вошедший в деловой оборот термин отсутствует в гражданском законодательстве. В научной среде также не единообразия по данному вопросу. Достаточно часто термин «холдинг» употребляется как синоним понятия «холдинговая компания». Некоторые исследователи вводят дополнительное понятие «холдинг-компания». Рассмотрим более подробно данные понятия.
Некоторые авторы: Ю.Б. Винслав, В.Е. Дементьев, А.Ю. Мелентьев, Ю.В. Якутин, А.Н. Кулемин и В.В. Ковалев, понимают под холдинговой компанией совокупность юридических лиц, образуемую основным и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, и предоставляющие основному предприятию право принимать важнейшие производственные, финансовые и инвестиционные решения, а также как пути и способы их реализации [1, с. 28]. Эта трактовка закреплена в настоящий момент в действующем «Временном положении о холдинговых компаниях», утвержденном Указом президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» №1392 от 16.11.1992 г. (вместе с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества)
Другая группа ученых, состоящая в основном из ученых-юристов (В.В. Лаптев, Е.В. Рузакова, В.С. Белых и др.), разделяет понятие «холдинг» в широком смысле как объединение юридических лиц, включающее основное общество (головную организацию) и дочерние общества, и «холдинговую компанию» в узком смысле как юридическое лицо преимущественно в форме хозяйственного общества, которое контролирует других участников объединения.
Третья разновидность мнений по вопросу разделения понятий «холдинг» и «холдинговая компания» представлена Н.Ю. Псаревой, которая вводит понятие «холдинг-компания». Под холдингом или холдинг-компанией следует понимать «общество, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок участие в одном (или нескольких) самостоятельном (самостоятельных) в правовом отношении других обществах (дочерних), позволяющее ему определять и контролировать деятельность этих обществ» [3, с. 14]. Объединение, сформированное на базе холдинга (производственно -хозяйственный комплекс), Н.Ю. Псарева именует объединением холдингового типа или интегрированной холдинговой структурой (ИХС).
По мнению автора, происхождение понятия «холдинг» связывает его со значением глагола «держать» (в переводе с английского языка hold - держать), при этом дословно можно перевести «холдинговая компания» как «держащая компания». Думается, что термин «холдинговая компания» более всего применим к основному обществу (головной организации) всего объединения. Термин «холдинг» подразумевает наличие двух и более компаний и никак не может употребляться в единственном числе, поэтому говорить об объединении компаний, употребляя при этом термин «холдинговая компания», будет не совсем корректно.
Понятия «холдинг» и «холдинговая компания» эволюционируют даже во взглядах одних и тех же ученых. И. С. Шиткина в своих ранних работах, не делала смысловых различий между данными понятиями [5, с. 37]. В более поздних работах различия появились. В частности, автор, определяет холдинги как «форму предпринимательского объединения, представляющую собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля. Участники данной группы, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании
1 Например, ОАО «ЕвразХолдинг», ОАО «Холдинг МРСК»
(ныне ОАО «Россети»), ОАО «Газпром Медиа Холдинг», ОАО «РН Холдинг» (ранее ОАО «ТНК-ВР Холдинг») и др.
2 Например, ОАО «РЖД», ОАО «Компания «Сухой», ОАО «Банк ВТБ» и многие др. в своей отчетности именуют себя холдингом.
(головной организации), которая будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обязательств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений участниками группы [6, с. 50].
Представляется, что данное определение наиболее полно отражает сущностные характеристики холдинга:
• группа компаний, в которой один из участников -головная компания оказывает влияние на принятие решений другими участниками холдинга - формально независимыми юридическими лицами;
• основой влияния головной компании является владение преобладающими долями в уставном капитале, договор и иные обязательства, влияние может быть прямым или косвенным - через третьих лиц. Необходимо отметить, что в вышеприведенном
определении холдинга отсутствует необходимая, на взгляд автора, составляющая - а именно, не указаны характер и цель влияния головной компании на участников группы. С учетом отмеченных замечаний, понятие холдинга можно сформулировать следующим образом: это группа организаций (участников), основанная на отношениях экономической зависимости и или договора, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации), которая прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие управленческих решений, касающихся операционной, инвестиционной и финансовой деятельности с целью решения тактических и стратегических задач как участников группы, так и холдинга в целом.
Представляется, наличие различных подходов к определению холдинга обусловлено в первую очередь правовым дефицитом в данной области. До настоящего времени, несмотря на неоднократное рассмотрение в Думе и Совете Федерации, не принят закон о холдингах и
действует Временное положение от 1992 года [4]. Учитывая, насколько отличается экономика 1992 года от современных экономических условий хозяйствования, легко понять несовершенство действующей нормативной базы. Нормы, касающиеся холдинговых отношений, содержатся в гражданском, налоговом и в административном праве. Одним из объективных факторов, сдерживающих принятие законодательства о холдингах, юристы называют необходимость унификации более чем 200 нормативных актов как федерального, так и местного значения. Очевидно, потребуется время, чтобы устранить противоречащие друг другу положения, привести действующие нормативно-правовые акты в соответствие с будущим законом «О холдингах», избежать правового хаоса и обеспечить единообразие правоприменительной практики в деятельности холдинговых структур.
Список литературы
1. Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутин Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 1998. №11-12. с.28
2. Овсянников С.С. О разнице терминов «холдинг» и «холдинговая компания» // Менеджмент в россии и за рубежом. 2006. №2. с. 13.
3. Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения, теоретические и методические аспекты. М., 2003. с. 14-15.
4. Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» от 16.11.1992 № 1392 (вместе с Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества) // Консультант Плюс, дата обращения -20.01.2015 г.
5. Шиткина И.С. Холдинги: правовой и управленческий аспекты. М., 2003. с. 37.
6. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практ. издание - М., 2006.- с. 50.
РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ И ВНЕДРЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИННОВАЦИЙ
На основе анализа понятий «организация», «инновация», «управление» нами выделены ключевые элементы и уточнено с авторской позиции понятие организационных инноваций. Организационная инновация - целенаправленное изменение коммуникационных процессов инновационного характера в системе управления организацией с целью перевода ее или какого-либо ее системного элемента в новое качественное состояние (часто характеризуемое количественными критериями) [3].
Исходя из анализа понятия организационных инноваций, их классификации и анализа факторов, можно сделать вывод, что во всех организациях, создающихся для достижения определенных целей путем объединения людей и ресурсов, объективно возникают коммуникации как основа организационного механизма, обеспечивающая
Родионова Светлана Владимировна
аспирантка ФГБОУВПО "МГСУ"
интеграцию деятельности всех подсистем. Поэтому организационные инновации целесообразно рассматривать с позиции теории коммуникаций.
Согласно современным исследованиям, коммуникации представляют собой объективный процесс, характерный для любой организационной системы, создающейся для достижения определенной цели объединения ресурсов, в том числе, человеческих. Следовательно, коммуникации - это процесс взаимодействия между элементами системы, системы и внешней среды, основанный на интересах, мотивах и ценностях.
Современный трехмерный вектор развития «знания - изменения - глобализация» приводит к необходимости повышения информатизации коммуникационного процесса. В этом случае коммуникационный процесс включает обмен информацией для удовлетворения внутренних