Научная статья на тему 'О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье'

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1815
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ РОЛИ / МОДЕЛИ СЕМЬИ / ТИПЫ СЕМЕЙ / YOUTH / YOUNG FAMILY / FAMILY ROLES / FAMILY MODEL / TYPES OF FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Ростовская Наталия Андреевна

В статье рассматриваются положение членов семьи и их внутрисемейные роли, которые определяются не только законодательно, но и под влиянием традиций, общественного мнения и т.п. Большую роль в вопросе лидерства в семье играет культура супругов. В статье также рассматриваются типы семей и дается характеристика идеальной модели брака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE EQUALITY WITHIN THE FAMILY RELATIONS IN MODERN YOUNG FAMILY

The situation of family members and their family roles that are defined not only by law but also under the influence of traditions, public opinion, etc. are considered in the article. The great role in the question of the leadership in the family matters the culture of the spouses. The article also discusses the types of families and describes the ideal model of marriage.

Текст научной работы на тему «О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 316

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье

В статье рассматриваются положение членов семьи и их внутрисемейные роли, которые определяются не только законодательно, но и под влиянием традиций, общественного мнения и т.п.

Большую роль в вопросе лидерства в семье играет культура супругов.

В статье также рассматриваются типы семей и дается характеристика идеальной модели брака.

Ключевые слова: молодежь, молодая семья, внутрисемейные роли, модели семьи, типы семей.

Т.К. Ростовская

В условиях либерально-рыночных реформ особое значение приобретают проблемы социальной политики государства.

Семейная политика выступает составной частью социальной политики государства. В рамках исследования социальной политики обозначена ее взаимосвязь с экономикой в условиях реформирования России [7, с 40—41].

На основе изучения теории и методологии социальной политики ученые социокультурного профиля обобщили механизмы реализации социальной политики, дали оценку эффективности социальной работы в условиях либерально-рыночных реформ. Аспекты жизнедеятельности семьи рассматриваются в микросоциологических парадигмах, где взаимоотношения определяются как «тип властных структур» и распределение семейных обязанностей.

Анализ этих аспектов целесообразно предварить обращением к проблеме законодательного обеспечения прав членов семьи, в частности прав женщин, поскольку именно этот вопрос явился, на наш взгляд, стимулом для дискуссий о равенстве во внутрисемейных отношениях. В этой связи невозможно не упомянуть имя известного отечественного деятеля, правоведа В.М. Хвостова, который одним из первых в России поддержал идею равноправия женщин [9, с. 120]. Большинство работ в данном направлении касается проблем реализации репродуктивных прав

Н.А. Ростовская

© Ростовская Т.К., Ростовская Н.А., 2013

125

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье

женщин, вопросы дискриминации при приеме на работу, домашнего насилия и т.д. [5, с. 125—126]. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть, что практически не обращается внимание на то, что могут ущемляться права не только женщин, но и мужчин [1, с. 48—49].

Следует отметить, что в настоящее время в нашем обществе не ведутся основательные научные исследования по вопросам отцовства, не пропагандируется роль отца в современной российской семье, не принимаются должные меры по укреплению института отцовства в России, что, безусловно, сказывается на демографической ситуации в России.

Равноправие мужчин и женщин делает их взаимоотношения как никогда сложными: женщины подают мужчинам противоречивые сигналы. Они хотят немного старомодного патриархата, соединенного с феминизмом наших дней, и молодым мужчинам приходится искать баланс между традиционной и современной моделями отношений. Несомненно, сегодня существует большее равенство в отношениях мужчин и женщин, а также становятся более частыми попытки идти на компромисс.

Важным во внутрисемейных отношениях является вопрос о распределении власти между супругами. Принято различать матриархатные, патри-архатные и эгалитарные семьи. При матриархате власть в семье принадлежит жене, матери (по обычаю, закону). Однако такие случаи практически отсутствуют, хотя нередко женщина может быть неформальным лидером семьи. Традиционно во многих обществах, в том числе и российском, главой семейства считается мужчина, причем данный стереотип достаточно устойчив. Распределение власти в патриархатной семье И.В. Дорно рассматривает с точки зрения полоролевого подхода. По его мнению, «в патриархальной семье женщина была ведущей во внутрисемейных отношениях, но она не могла стать полновластной хозяйкой, лидерство ее не было авторитетным [2, с. 62]. Мужчина занимал более высокое социальное положение: от него зависело материальное благополучие семьи. Не вникая в мелочи быта, он имел достаточное основание быть самым влиятельным лицом в глазах домашних. Таким образом, при патриархате семья была как бы двуглавой: жена была эмоциональным лидером, муж — лидером в социальном плане» [2, с. 67]. В случае эгалитарной семьи решения принимаются коллективно или существует взаимозаменяемость супругов на «должности» лидера.

Однако положение членов семьи и их внутрисемейные роли определяются не только законодательно, но и под влиянием традиций, общественного мнения и т.п. Здесь уместно охарактеризовать особенности российской культурной модели семьи, которая определяет общую направленность развития семейно-брачных отношений. Несмотря на то что российское общество является многонациональным, в его ценностно-нормативной системе четко прослеживается влияние доминирующей русской культуры.

Французский ученый В.В. Вейдле определил главной чертой русской культурной модели «семейное родство». В это понятие он включает «ин-

126

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье

стинкт рода», «острое чувство человеческого гнезда»: каждый из членов сообщества так погружен в него, что испытывает трудность, отделяясь от него [3, с. 159—161]. Отечественные философы обозначали это как чувство соборности, которое распространено не только на семью, но и общество в целом. Именно эта черта, на наш взгляд, способствует, даже при раздельном проживании, сохранению во многих семьях взаимоотношений и взаимопомощи между поколениями. Ею в определенной степени объясняются практики активного участия бабушек в воспитании внуков.

Большое влияние на уклад жизни в семье оказывает религия. Отечественные религиозные философы подчеркивают, что основной категорией в религиозной символике русского народа является материнство. Ценности православия, такие как любовь, милосердие, сострадание, раскаяние, считаются «женскими», а они являются определяющими в русской культуре [8, с. 11—12]. В русской культуре женские образы ставятся во главу угла, причем конструируется образ сильной женщины, в котором находят отражение черты архетипа Матери. Несмотря на снижение влияния религии в современном обществе, стереотип о мессианской роли русской женщины активно используется, в том числе самими женщинами, для оправдания ситуации «двойной занятости», с которой они сталкиваются.

Однако при наличии национальных особенностей российская семья вписывается в ход эволюции семейных отношений, характерных для западной семьи. Длительное время в странах Западной и Северной Европы, Канаде и США нормой считалась первая модель семья — традиционная (патриархатная).

Однако под влиянием феминистского движения, а также при поддержке государственных структур в странах Западной и Северной Европы, Канаде и США все большее распространение получает эгалитарная модель семьи, в которой оба супруга работают и совместно ведут домашнее хозяйство.

Вместе с тем в нашей стране переход к эгалитарной модели осуществляется медленнее, что связано и с меньшей силой женского движения, и с довольно длительным периодом функционирования мифа о равноправии женщин. Таким образом, можно подчеркнуть, что в обществе могут реализовываться различные модели семьи, однако одна из них преобладает. Это позволяет говорить об определенных гендерных контрактах, которые можно обозначить как доминирующие типы гендерных практик и репрезентаций.

Следует также отметить, что большую роль в вопросе лидерства в семье играет культура супругов. Так, И.В. Дорно выделяет четыре модели распределения власти в семье, раскрывая их через категорию уступчивости. С его точки зрения, «соотношение уступчивости супругов зависит от двух основных факторов: от их этической культуры и психологической позиции каждого» [2, с. 67].

127

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье

В соответствии с этим формируются следующие типы семьи:

— супруги хорошо подготовлены в этическом плане, и у них равный семейный статус — это самая надежная (бесконфликтная) модель;

— супруги имеют высокую культуру общения, но один из них является лидером;

— супруги не подготовлены в плане этики общения, но у них равный статус в семье;

— муж и жена не владеют этической культурой, и один из них является лидером. При этом лидер оказывает психологическое давление на подчиненного.

Таким образом, идеальная модель брака характеризуется равенством статуса и высокой культурой общения супругов. Эгалитарная семья — та, в которой оба супруга работают (и, соответственно, имеют примерно равный социальный статус) и совместно выполняют домашние дела, в которой невозможно определить одного из супругов как лидера, а другого как подчиненного, — в наибольшей степени соответствует этому образцу.

Одним из основных моментов лидерства выступает возможность распоряжения доходами семьи. Дж. Пэл (J. Pahl) обозначает следующие основные модели управления бюджетом домашнего хозяйства:

1) управляет жена — муж получает более высокий доход и большую его часть отдает жене, которая распоряжается расходами семьи;

2) управляет муж — муж получает более высокий доход и выделяет жене определенную сумму на некоторые семейные расходы, например на приобретение продуктов;

3) объединение доходов — все доходы объединяются и оба партнера по мере необходимости берут средства из общего кошелька или с совместного банковского счета;

4) независимое управление — оба партнера зарабатывают, но никто не имеет автоматического доступа к семейным средствам; каждый может нести ответственность за разные виды расходов;

5) управление в расширенной семье — в принятии финансовых решений участвуют члены более широкого родственного союза [4, с. 92].

По данным социологических исследований, половина российских семей выступает за то, что деньги должны зарабатывать и распределять оба супруга. Однако наблюдается следующая тенденция: в семьях с малым доходом больше сторонников того, чтобы бюджет находился в ведении женщины, а при увеличении размера денежных средств мужчины склонны брать на себя заботу об их распределении [6, с. 79—81]. Также получены данные, что в семьях, где женщина имеет более высокий профессиональный уровень, эти проблемы чаще решаются совместно.

Таким образом, реальное распределение дел в семье во многом совпадает с традиционным (деление дел на мужские и женские). Но при этом нагрузка женщин возросла, так как они выполняют и некоторые роли

128

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье

мужчин. В связи с тем что обязанностей у жены очень много, что они трудоемки, и тем, что участие в домашних делах мужей зачастую небольшое, наблюдается диссонанс между стереотипной моделью и реальным распределением дел в семье, что может быть причиной конфликта.

В целом можно отметить, что молодые супруги легче воспринимают эгалитарные установки, хотя влияние на них традиционных стереотипов все еще сильно.

Взаимоотношения в молодых семьях характеризуются неустойчивостью, а иногда и повышенной конфликтностью. Это обусловлено тем, что молодые супруги сталкиваются с большим количеством проблем, чем семьи, достигшие уровня стабильности и благополучия. Поэтому значительное количество работ направлено на поиск эффективных средств для решения трудных ситуаций в молодых семьях.

Вместе с тем следует заметить, что молодые семьи довольно разнородны. В отечественной науке проводятся исследования специфики отдельных категорий семей, которые доказывают необходимость дифференцированного к ним отношения и со стороны государства, и со стороны общества.

Одним из способов сглаживания проблем молодых семей выступает их информированность о возможных трудностях и путях их решения. В этой связи целесообразно упомянуть широкий пласт популярной литературы, в которой раскрывается данная проблематика. Еще одним условием повышения стабильности молодой семьи является формирование готовности молодых людей к браку, прежде всего через воспитание в родительских семьях и школе.

В последние годы значительное внимание уделяется макросоциологическому анализу молодой семьи: изучается статус молодой семьи в условиях рыночных реформ в России, на этой основе определяются возможности адаптации молодых людей, состоящих в браке, к новой социально-экономической ситуации.

Положение молодой семьи в обществе, несомненно, диктуется ее правовым статусом. Знание молодыми супругами своих возможностей способствует их успешной адаптации. Однако если в советское время вопросам правового просвещения молодежи уделялось значительное внимание, то в современной России информационное обеспечение в виде литературы о правах и обязанностях супругов налажено менее эффективно. Возможно, это связано с доступностью правовой информации в Интернете.

Итак, в социологии проводится множество исследований различных аспектов жизнедеятельности семьи, ее структуры и возможностей развития. Интерес к данной проблематике определяется большой ролью, которую играет семья в обществе. Вместе с тем отмечается недостаток знаний о молодой семье, несмотря на специфичность ее статуса в обществе и высокий уровень проблемности. В основном тематика молодой семьи

129

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье

раскрывается в эмпирических социологических исследованиях, а также в популярной литературе. Этого явно недостаточно для выявления возможностей становления молодой семьи как социального института.

В заключение следует отметить, что стабильность семьи зависит одновременно и от внешних, социокультурных влияний, и от внутренних взаимодействий. Такова сущность семьи как социального феномена, и проблема заключается в адекватности применяемых концептуальных схем и терминов. Следует избегать односторонности каждого из двух подходов и эклектического соединения их. Согласно Парсонсу, семья не противостоит обществу, она его подсистема, обеспечивающая стабильность социума в целом благодаря установлению «инструментальных» отношений с другими социальными подсистемами и структурами, а также «экспрессивных» отношений внутри самой семьи благодаря сохранению равновесия в межличностной динамике, сохранению интегративных тенденций.

По мнению К. Девиса, переход от традиционных форм семьи к современным связан прежде всего с трансформацией социокультурных норм высокой рождаемости и распространением социальных норм низкой рождаемости. Другими словами, в изменении системы ценностей и социальных норм брака и семьи, а не в замене жесткого внешнего давления, принуждения к семейной жизни внутренними силами сохранения брачносемейной сплоченности следует видеть истоки семейных изменений. Причем распад ценностной системы, поддерживавшей расширенную семью, не означает автоматического появления в нуклеарной семье такой «взаимной привязанности», которая вне внешних общественных влияний способна обеспечить общественно значимые функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.

Литература

1. Бойко О. Стрессы маскулинности: мужчина как захватчик и жертва / О. Бойко, Т. Капцевич // Режим доступа: www.astrasong.ru/c/science/ artide/353. Загл. с экрана; Сосновиков, А. Б. Гендерный аспект в уголовном праве РФ / А. Б. Сосновиков, Н. В. Горьков // Молодая наука в классическом университете: тезисы докладов науч. конф.: Ч. 1. Иваново, 2002.

2. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония / И.В. Дорно. М., 1990.

3. Курильски-Ожвэн, Ш. Русская культурная модель и эволюция нормативного регулирования семьи / Ш. Курильски-Ожвэн // Общественные науки и современность. 1995. № 5.

4. Калабихина И. Теоретические направления гендерного анализа домохозяйств и некоторые вопросы социальной политики / И. Калабихина // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики / сост. Е.Б. Мезенцева. М., 2002.

130

О равенстве во внутрисемейных отношениях в современной молодой семье

5. Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания / отв. ред. М.М. Малышева: в 2 т. М., 1998.; Полени-на С.В. Гендерное равенство: Проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин / С.В. Поленина. М., 2005.

6. Римашевская Н. Окно в русскую частную жизнь: супружеские пары в 1996 году / Н. Римашевская, Д. Ванной, М. Малышева. М., 1999. С. 79—81; Гафизова Н.Б. Гендерные стереотипы в современной провинциальной семье (на примере Ивановской области) / Н.Б. Гафизова, Т.В. Королева // Женщина в российском обществе. 2001. № 3—4. С. 52; Егорова ЛС. Социальная дифференциация и ценностные ориентации женщин / Л.С. Егорова // Женщина в российском обществе. 1997. № 3.

7. Ростовская Т.К. Институализация молодой семьи в современной России: Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук по специальности 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы. Нижний Новгород, 2006.

8. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI—XX века) / О.В. Рябов. Иваново, 1999.

9. Хвостов В.М. О равноправии женщин / В.М. Хвостов. М., 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.