Научная статья на тему 'О рациональном использовании пресных вод России'

О рациональном использовании пресных вод России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РAYMENT FOR USING WATER RESOURCES / ВОДОЁМКОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ РЕСУРСАМИ / ДЕФИЦИТ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / НОРМАТИВЫ ДОПУСТИМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ / WATER-RETAINING CAPACITY OF ECONOMY / DEFICIENCY OF WATER RESOURCES / WATER USE RATIONALISATION / SPECIFICATIONS OF ADMISSIBLE INFLUENCE ON WATER OBJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонов Григорий Борисович

В статье рассматриваются основные направления решения проблемы обеспече-ния населения и отраслей экономики качественными водными ресурсами. Отражены факторы, оказывающие непосредственное воздействие на нерациональное использова-ние водных ресурсов. Проанализированы пути решения проблемы рационализации во-допользования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic directions of the decision of a problem of maintenance of the popu-lation and economy branches are considered by qualitative water resources. The factors hav-ing direct influence on irrational use of water resources are reflected. Ways of the decision of a problem of rationalisation of water use are analysed.

Текст научной работы на тему «О рациональном использовании пресных вод России»

Г.Б. Харитонов

О РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕСНЫХ ВОД РОССИИ Аннотация

В статье рассматриваются основные направления решения проблемы обеспечения населения и отраслей экономики качественными водными ресурсами. Отражены факторы, оказывающие непосредственное воздействие на нерациональное использование водных ресурсов. Проанализированы пути решения проблемы рационализации водопользования.

Annotation

In article the basic directions of the decision of a problem of maintenance of the population and economy branches are considered by qualitative water resources. The factors having direct influence on irrational use of water resources are reflected. Ways of the decision of a problem of rationalisation of water use are analysed.

Ключевые слова

Водоёмкость экономики, плата за пользование водными ресурсами, дефицит водных ресурсов, рационализация водопользования, нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

Keywords

Water-retaining capacity of economy, рayment for using water resources, deficiency of water resources, water use rationalisation, specifications of admissible influence on water objects.

Водные ресурсы России становятся одним из её основных стратегических ресурсов социально-

экономического развития. В условиях выхода из экономического кризиса объём водопользования и его негативные последствия для окружающей среды показывают закономерный рост. Водо-ёмкость валового внутреннего продукта Российской Федерации составляет около 2,4 м3/тыс. рублей, значительно превышая аналогичные показатели стран с развитой экономикой.

Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются [1]:

- применение устаревших водоемких производственных технологий;

- высокий уровень потерь воды при транспортировке;

- недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета;

- отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Объем потерь воды при транспортировке в Российской Федерации

3 3

составляет до 8 км в год. Свыше 4,8 км воды в год теряется в орошаемом земледелии из-за низкого технического уровня и значительной степени износа мелиоративных систем и гидротехнических сооружений, около

3 км3 в год, или более 20% общего объема поданной в водопроводную сеть во-

ды, теряется в системах централизованного водоснабжения из-за их неудовлетворительного технического состояния [1].

Показатель водоёмкости, характеризующий тип и уровень экологоэкономического развития, зависит от эффективности использования водных ресурсов на всех этапах жизненного цикла. В современном хозяйстве концепция устойчивого развития включает непрерывный процесс совершенствования, основанный на использовании меньшего количества ресурсов для производства и минимизации вредного воздействия на окружающую среду. Уменьшение водоемкости является обязательным условием перехода к сбалансированному развитию водохозяйственных систем. Необходимо, чтобы на «входе» в систему рационально использовались водные ресурсы, а на «выходе»

- соблюдались установленные нормативы отрицательного воздействия факторов производства на водные объекты и показатели качества продукции. В результате поддержание стабильной экономической деятельности станет возможным только через обеспечение сохранности экологических функций биогеосферы.

В целях максимально эффективного использования водоресурсного потенциала для обеспечения устойчивого экономического роста необходимо обеспечить скоординированное развитие отраслей экономики на основе учета водоресурсных ограничений и допустимой экологической нагрузки на водные объекты, а также комплексного управления использованием и охраной водных объектов.

Проблема рационализации водопользования и водопотребления является наиболее актуальной для районов с напряженным водохозяйственным балансом, где сокращение масштабов вовлечения ограниченных водных ресурсов в экономический оборот позволяет

сохранить устойчивость водных экосистем. Повышение рациональности использования воды в таких регионах должно исходить из того, что в результате сокращения общих объемов изъятия водных ресурсов и их потребления в технологическом процессе пропорционально сокращаются объемы очистки сточных вод и количество загрязняющих веществ, поступающих в водные объекты.

Устранение дефицита водных ресурсов необходимо осуществлять на основе проектных решений, основанных на параметрах водопользования, установленных схемами комплексного использования и охраны водных объектов и водохозяйственными балансами. В районах Российской Федерации, где дефицит водных ресурсов сложился в силу объективных природных факторов и не может быть уменьшен за счет обеспечения рационализации и комплексности использования водных ресурсов, необходимо осуществить строительство водохранилищ питьевого назначения, реконструкцию существующих водохозяйственных систем с целью повышения их водоотдачи, а также строительство групповых водопроводов.

Реализация указанных мероприятий создаст надежную основу для обеспечения социально-экономического

развития вододефицитных регионов.

Рационализация водопользова-

ния самым непосредственным образом связана с решением задачи охраны и восстановления водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения. Решить эту задачу предполагается, прежде всего, путем снижения антропогенной нагрузки на водные объекты, защиты подземных вод от загрязнения, реабилитации водных объектов и т.д.

Для снижения антропогенной нагрузки на водные объекты необходимо реализовать систему взаимосвязанных

мер, ключевой из которых является обеспечение нормирования на основе показателей (лимитов) допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности, индивидуальные характеристики и цели использования водных объектов. В соответствии с Водным кодексом РФ от 3 июня 2006 года [2] поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Однако оценка качества природной воды, практически не подверженной антропогенному воздействию, по критериям предельно допустимых концентраций может приводить к ошибочным выводам, так как замечено, что природный гидрохимический фон, то есть концентрации компонентов в природных водах, сформированные под влиянием химического состава подстилающих пород, ландшафтов и с минимальным антропогенным воздействием, весьма часто превышает нормативы ПДК. В российских ПДК не учитывается ни форма существования токсиканта, ни время воздействия. ПДК не учитывают и минимальной концентрации, когда сверхмалые дозы загрязняющих веществ (3В) на тест-объекты вызывают более значимые реакции, чем высокие. Современная точка зрения на нормирование компонентов состава вод заключается в том, что следует указывать диапазон изменения концентраций веществ, а не только верхний предел. В настоящее время необходим также переход к принципу нормирования допустимых воздействий по показателям наилучших

существующих доступных технических средств и технологий. Важной составляющей комплекса мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты является развитие технического регулирования в области очистки сточных вод. Другим направлением снижения антропогенной нагрузки на водные объекты является экономическое стимулирование сокращения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод путем введения прогрессивной шкалы платы за негативное воздействие на водные объекты в отношении сверхнормативного сброса загрязняющих веществ в составе этих вод.

Повышение рациональности водопользования достигается снижением потерь воды при транспортировке, сокращением удельного потребления воды в технологических процессах на хозяйственно-бытовые нужды.

Сокращение потерь воды в водопроводящих элементах водохозяйственных систем жилищно-коммунального хозяйства и агропромышленного комплекса требует реконструкции и модернизации систем водоподачи, восстановления и устройства облицовки каналов, реконструкции оросительных сетей, внедрения современных водосберегающих технологий и оборудования.

Снижение удельного потребления водных ресурсов в технологических процессах достигается расширением использования систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, внедрением водосберегающих технологий в промышленности и сельском хозяйстве.

В этих целях необходимо [1]:

- установить прогрессивную шкалу платы за изъятие водных ресурсов сверх установленных норм водопо-требления;

- ввести льготные ставки платы за изъятие водных ресурсов в целях функционирования систем оборотного и

повторно-последовательного водоснабжения;

- обеспечить льготное кредитование отдельных мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации систем оборотного и повторнопоследовательного водоснабжения, оросительных систем и внедрению инновационных маловодных технологий на условиях сниженных процентных ставок за кредит с использованием механизмов субсидирования и предоставлением частичной или полной компенсации процентной ставки банковского кредита и части его стоимости за счет бюджетных средств при условии, что кредиты привлекаются на приобретение современных технологий и технических средств;

- обеспечить на основе новейших технологических решений реконструкцию и модернизацию находящихся в государственной собственности трактов водоподачи в целях снижения потерь воды;

- реализовать комплекс экономических и административных мер, в том числе по дифференциации водного налога и ставок платы за забор (изъятие) водных ресурсов, стимулированию приборного учета водных ресурсов и пропаганде необходимости оборудования жилого фонда счетчиками воды, обеспечить оборудование системами учета воды вводимых объектов капитального строительства;

- включить забор (изъятие) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения в перечень видов платного водопользования с применением экономически обоснованных ставок платы в целях стимулирования сокращения потерь воды в агропромышленном комплексе.

Но возможность и целесообразность перехода к платному водопользованию в орошаемом земледелии весьма проблематичны. При формировании системы платного водопользования не-

обходимо оценить увеличение себестоимости продукции. Большинство существующих подходов к организации платного водопользования основано на «затратном» принципе формирования тарифов, связывающем их величину с суммарной потребностью водохозяйственных предприятий в средствах для текущей деятельности. Эта особенность не позволяет оценить баланс экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, необходимый для нормального функционирования систем платного водопользования. Интересы сельскохозяйственных предприятий заключаются в том, чтобы вследствие введения платного водопользования не произошло резкого роста затрат на орошение. При этом перевод ныне орошаемых земель в разряд богарных приведёт к меньшему падению рентабельности сельскохозяйственной продукции, чем при введении платного водопользования. Поэтому при установлении ставок платы следует учитывать возможности водопотребителей, поскольку дополнительная плата за пользование водными объектами включается в себестоимость производимой ими продукции и влечёт за собой снижение прибыли и рентабельности производства.

Проведённый экспертный опрос среди руководителей и специалистов сельхозпредприятий ряда районов Ростовской области показал, что приемлемая величина тарифов (ставок платы) будет определяться снижением рентабельности производства продукции на орошаемых землях не более чем на 5-7 пунктов [5, с.91].

При создании системы платного водопользования могут быть реализованы различные концептуальные подходы. Финансовая сторона включает два момента: определение источников поступления средств и характер их движения при расчетах за услуги по водопо-даче. Технико-экономические аспекты организации платного водопользования

сводятся к определению характера и величины тарифа, установлению порядка учета издержек и других платежей, а также конечных результатов орошения. Очевидно, что в рамках этого подхода возможны различные варианты формирования тарифов и увязки бюджетного финансирования с конечными результатами хозяйственной деятельности. Принципиально вопрос введения платного водопользования с экономической точки зрения несложен и достаточно хорошо проработан. При определении платы за услуги по подаче оросительной воды наиболее целесообразно применение двухставочного тарифа, предусматривающего погектарную и покубо-метровую составляющие, а также разделение затрат при установлении тарифа на условно-переменные и условнопостоянные в смете расходов водохозяйственных организаций на водопода-чу; условно-постоянные затраты определяют величину погектарной, а условно-переменные - покубометровой составляющей тарифа [5, с. 93].

Эффективное экономическое стимулирование рационального использования водных ресурсов подразумевает своевременную коррекцию ставок платы за пользование водными объектами. Ставки, действующие сегодня, были установлены в 2003 году в соответствующих сценарных экономических условиях. В настоящее время доля платежей в стоимости продукции различных категорий водопользователей составляет от сотых долей до одного процента. В промышленности это 0,06 процента, в электроэнергетике - 0,6, в жилищнокоммунальном хозяйстве - около 1 процента. Так, например, в общей сумме платы за водоснабжение, уплачиваемой гражданами, стоимость воды составляет только 7 копеек за один кубометр. Остальная часть суммы складывается из затрат жилищно-коммунальных организаций на водоподготовку, транспортировку воды по внешним сетям, распре-

деление ее по внутридомовым сетям (в том числе потери в водораспределительных сетях). Это мизер в общей стоимости продукции. Поэтому такая ситуация не может являться стимулирующим фактором для эффективного экономического использования. Обычно рациональное использование возникает тогда, когда ресурс стоит дорого.

Необходим поэтапный пересмотр ставок платы за пользование водными ресурсами в соответствии со сложившимися макроэкономическими условиями.

Реализация мероприятий, направленных на рационализацию и комплексное использование водных ресурсов, позволит добиться снижения водо-емкости экономики, гарантировать

питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение населения и создать надежные условия развития промышленности, энергетики, водного транспорта и сельского хозяйства за счет эффективного использования водоресурсного потенциала страны.

Библиографический список

1.Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р.

2.Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.2006, № 23, ст. 2381).

3.Государственный доклад «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2008 году» -М.: НИА-Природа, 2009. - 457 с.

4.Григорьев Е.Г. Водные ресурсы России: проблемы и методы государственного регулирования. - М.: Научный мир, 2007. - 240 с.

5.Шишкин В.О. Организационно-

экономические основы развития мелиорации. Ростов н/Д: Издательство СКНЦ ВШ, 2001. - 164 с.

3

Bibliographic list

1. Water strategy of the Russian Federation for the period till 2020. It is confirmed by the order of the Government of the Russian Federation from August, 27th, 2009, N the 1235-p.

2.The water code of the Russian Federation (Meeting of the legislation of the Russian Federation, 05.06.2006, № 23, item 2381).

3.The state report «About a condition and use of water resources of the Russian Fed-

eration in 2008» - M: the NIA-NATURE, 2009. -457p.

4.Grigoriev E.G.water resources of Russia: problems and state regulation methods. -M: the Scientific world, 2007. - 240p.

5 Shi shkin V. O. Organizatsionno-ekonomicheskie of a basis of development of land improvement. Rostov-on-Don: Publishing house SKNTS VSH, 2001. -164p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.