Научная статья на тему 'О РАССМОТРЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА ЧЕРЕЗ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЗАЩИТЫ'

О РАССМОТРЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА ЧЕРЕЗ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЗАЩИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
адвокат / защита / процессуальные / функции / статус / права.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е.Е. Горностаева

В уголовном процессе адвокат выполняет различные процессуальные функции и именно от того, какую именно функцию выполняет адвокат, зависит и его процессуальный статус. Исходя из норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации можно определить статус адвоката в зависимости от процессуальной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О РАССМОТРЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА ЧЕРЕЗ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЗАЩИТЫ»

Е.Е. Горностаева

О РАССМОТРЕНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА АДВОКАТА ЧЕРЕЗ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ЗАЩИТЫ

В уголовном процессе адвокат выполняет различные процессуальные функции и именно от того, какую именно функцию выполняет адвокат, зависит и его процессуальный статус. Исходя из норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации можно определить статус адвоката в зависимости от процессуальной функции.

Ключевые слова: адвокат, защита, процессуальные, функции, статус, права.

В рецензии на монографическую работу С.Д. Игнатова «Адвокат и его деятельность в уголовном судопроизводстве России» Профессор З.З. Зинатуллин справедливо отмечает, что в условиях построения в России правового государства, высшей ценностью в котором провозглашен «человек, его права и свободы» (ст.2 Конституции РФ), проблемы участия адвоката в уголовном судопроизводстве и качественного осуществления им соответствующей процессуальной деятельности приобрели свою повышенно-значимую актуальность. Именно адвокаты как представители высокогуманной профессии юриста призваны оказывать квалифицированную юридическую помощь всем тем, кто в ней нуждается, действуя при этом «честно и добросовестно..., руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката»1.

В уголовно-процессуальной науке на сегодняшний день существует проблема уголовно-процессуальных функций, которая характеризуется свойством детерминированности. В работе «Уголовно-процессуальная наука постсоветской России»2 З.З. Зинатуллин уделяет внимание данной проблеме, где все существующие трактовки уголовно-процессуальных функций с той или иной степенью допущения он счел возможным разделить на две группы. К одной из групп он отнес «роль и назначение участника уголовного процесса, выраженные в направлении его деятельности», а к другой - трактовку функций, которая связывается только с правами и обязанностями (то есть с компетенцией) лица как участника уголовного процесса, характеризующими его процессуальный статус, и дал понятие уголовно-процессуальной функции как «направленная процессуальная деятельность участников уголовного процесса по достижению его предназначения», определил ее свойства такие как:

• урегулированная законом процессуальная деятельность;

• осуществляется участниками уголовного процесса, наделенных определенными процессуальными правами и обязанностями (компетенциями);

• направлена на достижение предназначения уголовного судопроизводства.

Для определения понятия уголовно-процессуальная функция Д.П. Попов выделяет четыре подхода. Согласно первому подходу уголовно-процессуальные функции - это отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности. Второму - специальное назначение и роль его участников, выраженные в направлениях уголовно-процессуальной деятельности. Третий подход определяет функции как «непосредственно связанные с предназначением уголовного судопроизводства, ориентированные на разрешение задач направления деятельности участников процесса, содержание которых определяется специальными полномочиями, правами и обязанностями (процессуальным статусом) их субъектов». Четвертый - модель процессуальной деятельности всей совокупности участвующих в процессе органов и лиц, осуществление которых в ходе производства по уголовному делу направлено на ограждение от уголовной ответственности и осуждения невиновного лица, либо обеспечение справедливого наказания виновного3.

© Е.Е. Горностаева, 2022.

1Зинатуллин З.З. Рецензия на работу: С.Д. Игнатова "Адвокат и его деятельность в уголовном судопроизводстве России". Ижевск: Изд. дом "Удмуртский университет", 2005.

2 Зинатуллин З.З. Уголовно-процессуальная наука постсоветской России: генезис становления, развития и современные проблемы. Общетеоретические доминанты. - М.: Юрлитинформ, 2021.- 144 с.

3 Попов Д.П. Уголовно-процессуальные функции: проблемные вопросы определения понятия // Правопорядок: история, теория, практика. 2018. №1 (16).

Многообразие подходов Т.П. Мокашова обусловливает со смешением понятия функций и правомочий субъектов, или зависимостью функции от правового статуса участника процесса1.

Адвокат в уголовном процессе выполняет различные процессуальные функции и от того, какую именно функцию выполняет адвокат, зависит и его процессуальный статус. Исходя из норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации можно определить статус адвоката в зависимости от процессуальной функции.

Традиционный подход выделяет уголовно-процессуальные функции - это обвинение, защита, разрешение дела по существу. по мнению Р.Д. Рахунова, к числу самостоятельных функций, помимо трех радиционных, относятся функции расследования уголовного дела, поддержания гражданского иска и защиты от иска2. В.В. Шимановский и М.М. Выдря3 указывали также на самостоятельность функции расследования дела.

Подругому к определению сущности функций и их видам подходит П.С. Элькинд. Ею предложена классификация функций на основные, вспомогательные и побочные, охватывающие деятельность всех участников уголовного процесса. К основным относились функция расследования, обвинения, защиты, судебного рассмотрения и разрешения уголовного дела. К вспомогательным функциям автор относила деятельность свидетелей, экспертов, переводчиков, понятых и др. Побочными функциями охватывалась деятельность гражданского истца и ответчика, поскольку эта деятельность имела производный характер от уголовного дела4.

Защита в уголовном процессе осуществляется фактически всей уголовно-процессуальной деятельностью, а право на защиту имеет любой человек, вовлеченный в сферу уголовного судопроизводства. В этом случае адвокат во всех случаях является защитником своего доверителя: обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др. Такое представление об адвокате распространено в обыденном сознании. Для обывателя адвокат - это всегда защитник.

Но в уголовном процессе понятию защита придается иное, узкое, значение, связанное лишь с преследуемым лицом (подозреваемым, обвиняемым).

В соответствии с положением пунктом 2 статьи 49 УПК РФ адвокат участвует в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и отнесен к стороне защиты. В соответствии с положениями пунктом 1 статьи 45 УПК РФ адвокаты могут быть представителями потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя и относиться к стороне обвинения.

Так, согласно части 1 статьи 49 УПК РФ защитник — лицо осуществляющее в установленном УПК РФ порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых, и оказывающее им юридическую сопровождение при производстве по уголовному делу.

На досудебных этапах уголовного судопроизводства в качестве защитников допускаются адвокаты, которые по предъявлении ордера на участие в уголовном деле и удостоверения установленного образца, осуществляют функцию защиты.

Защитник выделен законодателем в качестве самостоятельного участника уголовного судопроизводства и наделен самостоятельным статусом. Полномочия защитника определены ст. 53 УПК РФ.

Как следует из содержания ч. 1 ст. 2 Закона об адвокатуре, адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам.

Независимость адвоката - необходимое условие оказания им квалифицированной юридической помощи, поскольку такая помощь дает возможность самостоятельно определять правовую позицию по уголовному делу (особенно в ситуации, когда она не совпадает с позицией обвиняемого или потерпевшего, но является наиболее благоприятной для него) и в оптимальном правовом режиме обеспечивать защиту или представительство интересов доверителя.

Независимость адвоката - комплексный институт, содержание которого преломляется через призму ряда составляющих: вступление адвоката в уголовное дело, адвокатская тайна, участие адвоката в доказывании (во всех трех ипостасях), иная (кроме участия в доказывании) деятельность адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи, процессуальный статус адвоката, запрет воспрепятствования законной деятельности адвоката5.

1 Макашова Т. П. Функции адвоката-представителя в уголовном судопроизводстве: виды и особенности // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. №2 (29)..04.

2 Рахунов Р.Д. Участники уголовно-процессуальной деятельности. М., 1961. С. 48.

3 Шимановский В. В. К вопросу о процессуальной функции следователя в советском уголовном процессе //Правоведение. 1965. № 2. С. 175: Выдря М.М. Расследование уголовного дела - функция уголовного процесса // Советское государство и право. 1980. № 9. С. 78-82.

4 Элькинд П.С. Сущность советского уголовно-процессуального права. Л., 1963.

5 Давлетов А.А. Актуальные проблемы деятельности адвоката в уголовном процессе: Учебно-практическое пособие. Екатеринбург, 2017. С. 64.

Профессиональная независимость адвоката является необходимым условием доверия к нему.

Гарантии независимости адвокатов отражены и в процессуальном законодательстве:

Не подлежат допросу в качестве свидетелей адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием (пункт 2 части 3 статьи 56 УПК РФ).

Адвокат - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи (п. 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Адвокат входит в число лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (глава 52 УПК РФ).

Проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатуре). При этом действуют серьезные ограничения и запреты, касающиеся использования сведений, предметов и документов, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий в отношении адвоката.

Обязанность обеспечения гарантий независимости адвокатуры, как я уже писала ранее, лежит на государстве. Данную обязанность государство обязано выполнять не только путем пассивного невмешательства в профессиональную деятельность адвокатов, но и принимая меры для защиты адвокатов от любого незаконного вмешательства и посягательства.

Вместе с тем, анализ юридической литературы, а также сведений, распространяемых Федеральной палатой адвокатов, свидетельствует, что сотрудниками правоохранительных органов допускаются систематические нарушения профессиональных прав адвокатов1, и широко применяются незаконные действия в отношении адвокатов, направленные на противодействие адвокатской деятельности2.

Другим элементом правового статуса адвоката в уголовном процессе выступает режим адвокатской тайны. Адвокатская тайна, обеспечивающая доверительные отношения и свободное (открытое) общение адвоката и иного участника производства по уголовному делу, чьи права и законные интересы он призван защищать или представлять, является важнейшей гарантией независимости адвоката.

Право адвоката самостоятельно собирать сведения, требующиеся для оказания квалифицированной юридической помощи (ст. 6 Закона об адвокатуре), является одним из важнейших в его правовом статусе.

УПК РФ наделил адвоката-защитника значительными правами по участию в доказывании, при этом не предоставив для подобной деятельности должного процессуального инструментария, что делает возможным Верховному Суду РФ формировать свои позиции в обход прямого предписания закона. В подобной ситуации говорить о гарантированной самостоятельности защитника преждевременно. Прежде всего, это касается права защитника собирать доказательства (ч. 3 ст. 86 УПК РФ). Но полученные таким способом сведения «автоматически» доказательствами не станут.

Часть 2 статьи 74 УПК РФ среди закрытого перечня которые допустимых доказательств, сведений, более собираемых адвокатом, не содержит. В ней технических упоминаются включаю лишь те доказательства, закрепление которых ходатайств требует особой процессуальной ходе формы.

Наделение адвоката правом собирания доказательств не согласуется с самим типом построения российского уголовного судопроизводства, носящего смешанный характер: на досудебных стадиях он является в большей степени розыскным, а на судебных - состязательным. Признавая существование концепции трех уголовно-процессуальных функций, многие ученые-теоретики, умаляют роль принципа состязательности, определяющего существование и разделение этих функций, в досудебном производстве, считая, что с он проявляется только в стадии судебного разбирательства, что свидетельствует об отсутствии в российском уголовном процессе чистой состязательной модели3.

Исходя из вышеизложенного, в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и процессуальном законодательстве определен широкий спектр профессиональных прав адвоката-защитника, однако анализ практики применения отечественных нормативно-правовых актов и имеющихся к настоящему времени научных данных показывает, что многие правовые нормы, призванные способствовать адвокату-защитнику эффективно осуществлять свою процессуальную функцию, отчасти носят несовершенный характер как в связи с их недостаточной проработанностью, так и в силу существующих дефектов правоприменения, препятствующих их реализации. Вследствие этих основных

1 Резолюция Конференции Адвокатской палаты Иркутской области «О недопустимости нарушения профессиональных прав адвокатов Иркутской области» от 28.03.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.advpalata-irk.ru/?mоdule=news &act=read&id=244.

2 Милашина Е. «Чемоданчик Бастрыкина» и «ростовские амазонки» // Новая газета. - 2014. - 15 августа. - № 90.

3 Зиннатов Р. Ф. Реализация судебной власти на стадии подготовки к судебному заседанию в современном российском уголовном судопроизводстве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2006. С. 12.

причин адвокат-защитник нередко не имеет возможности осуществлять полноценную и эффективную профессиональную деятельность.

ГОРНОСТАЕВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - магистрант, Удмуртский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.