ricallio 1966). После этого она стала опять редкой и местами совсем исчезла из гнездовой фауны верховых болот. В болоте Нигула же происходит постоянное повышение численности серебристой чайки.
Травник Tringa totanus и сизая чайка Larus canus регулярно гнездятся на болоте Нигула. Как и на других верховых болотах Эстонии, в особенности вблизи моря, эти виды расселяются в новые и новые места. Большой веретенник Limosa limosa, гнездящийся в Эстонии на ряде болот, в Нигула ещё отсутствует.
В 1970 году произошла внезапная инвазия среднего кроншнепа в болота южной Эстонии. Впервые за последние 30 лет средний кроншнеп стал гнездиться и на болоте Нигула.
Причины катастрофического снижения численности лугового конька Anthus pratensis на болоте Нигула (в 5 раз, сравнивая с 1951) требует тщательного анализа. То же самое наблюдается и на других болотах Эстонии. В то же время численность полевого жаворонка Alauda arvensis на верховом болоте увеличилась в 3 раза.
Ю CR
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 209: 65-67
О распространении каменного воробья Petronia petronia на северном побережье Аральского моря
В.А.Грачёв
Второе издание. Первая публикация в 1956*
В орнитологической литературе нет никаких указаний о нахождении каменного воробья Petronia petronia в области Аральского моря. Ближайшими местами распространения этого вида указываются низовья Волги, Урала, северо-восточный берег Каспийского моря и Северный Казахстан. Н.А.Зарудный (1916), а также и другие орнитологи, специально изучавшие птиц района Аральского моря, каменного воробья здесь не встречали. Возможно, что он ввиду малочисленности был просто пропущен, или же в данном случае наблюдается расселение этого вида воробья. В 1952 году мною каменный воробей встречен в окрестностях Аральска в достаточном количестве.
По Аральском каменный воробей — птица гнездящаяся, на зиму отлетающая. Для гнездования используется обрыв морского берега в километре западнее Аральска. Гнёзда помещаются в норах то более глубоких, то более мелких в зависимости от грунта, но во всех случаях не глубже 70 см. Иногда в твёрдом каменистом грунте норки бывают так мелки, что гнёзда вид-
* Грачёв В.А. 1956. О распространении каменного воробья на северном побережье Аральского моря//Тр. Ин-та зоол. АН КазССР 6: 199-201.
ны снаружи. Всего один раз найдено гнездо в расщелине среди камней. На этом же обрыве в огромном количестве гнездятся береговые ласточки Riparia riparia, которые в большинстве своём занимают участки с мягким песчаным грунтом. В отличие от них, каменные воробьи предпочитают глинистые и каменистые грунты и держатся немного поодаль от колоний ласточек. Ходы норок каменных воробьёв всегда диаметром шире, чем у ласточек, и всегда старые, т.е. выкопанные в прошлые годы. Этот факт, а также нахождение под гнёздами воробьёв старых гнёзд береговых ласточек дают возможность утверждать, что каменные воробьи сами гнездовых нор не роют, а используют готовые норки береговых ласточек, предварительно их расширив. Само гнездо каменного воробья резко отличается от гнезда береговой ласточки, представляющего собой горстку сухих стебельков. Гнёзда воробьёв очень пышные. Для их постройки использовано большое количество каких-то высохших злаков, очень мягких, не потерявших светло-зелёного цвета и после засыхания. Кроме того, имеются корешки растений, перья, волосы и вата. Гнёзда имеют такую же форму, что и гнёзда домовых воробьёв Passer domesticus где-либо в щели строения.
Обычно кладка состоит из 7 яиц. Два раза попадались законченные кладки по 5 яиц. Размеры 7 яиц из одной кладки следующие (мм): 22.Зх х15.9, 21.0x14.6, 21.1x14.9, 21.9x15.4, 20.8x14.2, 21.8x14.9 и 20.9x14.7.
Относительно сроков прилёта, отлёта, времени размножения и численности мне известно следующее. В 1952 г. первые воробьи замечены сразу же на месте гнездования на обрыве 20 марта, когда снег уже полностью растаял. Следует отметить, что на обрыв они прилетали только к вечеру, а весь день кормились в прилегающей степи и по берегу моря, улетая на расстояние до 5 км и держась стайками до 10 штук. Всего их поселилось на обрыве около тридцати пар. Такой образ жизни воробьи вели примерно до начала мая. В начале мая они приступили к гнездованию. Гнездовой период оказался сильно растянутым. 28 мая в четырёх осмотренных гнёздах обнаружено: 3 ненасиженных яйца, 7 слегка насиженных яиц (дважды), 6 уже подрастающих птенцов с отрастающими маховыми и рулевыми. 8 июня было осмотрено около 10 гнёзд. В одном было 2 насиженных яйца, в двух — по 5 сильно насиженных яиц, в остальных — от 4 до 7 неоперившихся птенцов. Многие птенцы уже покинули гнёзда и бегали по обрыву, где к ним то и дело подлетали родители с кормом. Летать далеко они ещё не могли, а только лишь перепархивали с уступа на уступ. Характерно, что в гнёздах, имеющих по 6-7 птенцов, один из них, самый слабый, не выживает, вероятно, ввиду тесноты и недостатка корма. Во всех таких осмотренных гнёздах этот птенец или уже был мёртв, или настолько слаб, что не мог тянуться за подаваемым родителями кормом.
Растянутость гнездового периода, возможно, объясняется наличием двух кладок. Но отсутствие достаточного количества наблюдений не даёт возможности с уверенностью говорить об этом.
К концу июня каменных воробьёв на обрыве почти уже не было видно. В июле, августе и сентябре они встречались небольшими группками и стайками до 10 штук в степи по морскому берегу и около железнодорожной линии. Последний раз я их видел 23 сентября в количестве 3 экз. на телеграфном проводе железнодорожной линии.
В желудках воробьев, добытых 20 марта (2 экз.), были в основном мелкие семена степных растений, зёрна пшеницы и остатки кокона куколки какого-то насекомого. В желудках двух молодых и одного взрослого экземпляра, добытых 8 июня, были жуки, мухи и другие насекомые, а также гусеницы. В желудке взрослого экземпляра, добытого 23 сентября, найдены в основном зёрна пшеницы.
Таким образом, на северном побережье Аральского моря в окрестностях г. Аральска каменный воробей является нормально гнездящейся птицей. За неимением данных, я не могу говорить о присутствии каменного воробья в других пунктах побережья, но, имея в виду наличие здесь достаточного количества обрывов, подходящих для гнездования, можно предполагать, что каменный воробей в ближайшем будущем будет найден и в других пунктах по берегам Аральского моря.
Литература
Зарудный H.A. 1916. Птицы Аральского мор я//Изв. Туркестан, отд. РГО 12, 1: 1-229.
ю ся
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 209: 67
О находке гнезда московки Parus ater в норе лесной мыши
А.Н.Клитин
Второе издание. Первая публикация в 1972*
Находясь в экспедиции в Карпатах, мы в конце первой половины июня (10 июня 1967) на одной из полян в смешанном лесу на горе Малый Стижок (окрестности пос. Берегомет, Вижницкого р-на, Черновицкой обл.) возле пня осины в оставленной норе лесной мыши обнаружили гнездо московки Parus ater с девятью слегка оперёнными птенцами. Это была вторая кладка. Место гнезда выдали родители птенцов, которые, прилетая их кормить, залетали в норку. Отверстие норы находилось в 40 см от пня; верхний слой земли над норкой составлял 10 см, а сама нора до гнезда была длиной 20 см. Нора была прорыта по направлению к корням пня. Выстилка гнезда состояла из шерсти, перьев, сухой травы, мха и лишайника.
Ю GS
* Клитин А.Н. 1972. О находке гнезда московки в норе лесной мыши //Орнитология 10: 343.