Научная статья на тему 'О расположении и названии города Уфы'

О расположении и названии города Уфы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
341
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФА / УФИМКА / БЕЛАЯ / КАРАИДЕЛЬ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / БРОНЗОВЫЙ ВЕК / АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА / ИНДОЕВРОПЕЙЦЫ / БАЛТЫ / БАЛТСКИЕ ЯЗЫКИ / UFA / UFIMKA / BELAYA / KARAIDEL / SOUTHERN URALS / BRONZE AGE / ABASHEVO CULTURE / INDO-EUROPEANS / BALTS / BALTIC LANGUAGES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Агте В. С.

Версия создания крепости Уфа в качестве опорного пункта, контролирующего речную систему Южного Урала, связи названия крепости, а затем города с названием реки Уфы и индоевропейской (балтской) этимологии гидронима «Уфа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Location and Name of the Town of Ufa

The paper presents a version of the Ufa fortress foundation as a strong point controlling the Southern Urals' river system, of the relationship between the name of the fortress and later of the town and the name of the Ufa River, with Indo-European (Baltic) etymology of the "Ufa" hydronym proposed.

Текст научной работы на тему «О расположении и названии города Уфы»

УДК 930.26 +931 +940

О РАСПОЛОЖЕНИИ И НАЗВАНИИ ГОРОДА УФЫ

ON THE LOCATION AND NAME OF THE TOWN OF UFA

Версия создания крепости Уфа в качестве опорного пункта, контролирующего речную систему Южного Урала, связи названия крепости, а затем - города с названием реки Уфы и индоевропейской (балтской) этимологии гидронима «Уфа».

Ключевые слова: Уфа, Уфимка, Белая, Караидель, Южный Урал, бронзовый век, абашевская культура, индоевропейцы, балты, балтские языки

© В.С. Агте,

краевед vagte@mail.ru

© V.S. Agthe The paper presents a version of the Ufa fortress foundation as a

strong point controlling the Southern Urals' river system, of the relationship between the name of the fortress - and later of the town - and the name of the Ufa River, with Indo-European (Baltic) etymology of the "Ufa" hydronym proposed.

Key words: Ufa, Ufimka, Belaya, Karaidel, Southern Urals, Bronze Age, Abashevo culture, Indo-Europeans, Balts, Baltic languages

До сих пор нет общепринятой версии о происхождении названия столицы Башкортостана — Уфы. Версий много, в т.ч. объясняющих этимологию данного слова на основе тюркских и финно-угорских языков, а также напоминающих анекдот. На наш взгляд, название города непосредственно связано с его расположением, имеет очень давнее происхождение — примерно 3—3,5 тыс. лет — и не может быть понято без рассмотрения вопроса о населении этих мест в ту далёкую эпоху.

Для начала необходимо рассмотреть взаимосвязь названия Уфы с ее географическим положением.

Любое поселение, основанное чуть в сторону от того места, где зародился город, никогда бы не получило такого названия.

Издревле люди часто нарекали свои города и поселения, расположенные при слиянии двух рек (на стрелке) по названию меньшей реки. Так как большая река представляла своеобразную ось координат, то впадающие в нее речушки определяли точную координату на этой оси, мало изменявшуюся во времени,

поскольку названия водных объектов, в т.ч. рек, — гидронимы являются одними из самых стабильных элементов любого языка и часто переходят из одного языка в другой практически без изменений. Такая система координат стабильно работала на протяжении веков и тысячелетий. Отсюда появились Самара и Царицын при впадении рек Самары и Царицы в Волгу; Омск и Тобольск были основаны при впадении рек Оми и Тобола в Иртыш. Река Стерля дала свое название г. Стерлита-маку («устье Стерли» по-башкирски). За себя говорят такие названия, как Усть-Кут в Иркутской области в верхнем течении реки Лены у места впадения в нее реки Куты или Усть-Илимск — город в той же Иркутской области на реке Ангаре при впадении в нее (ныне в Усть-Илимское водохранилище на Ангаре) Илима и т.д.

Таким образом, Уфа получила имя благодаря своему соседству с устьем реки Уфы, которая носит также башкирское имя Кара-идель, а окрестными жителями ласково называется Уфимкой. Город, возникший даже

В.С. Агте ЖМШМШШШ^

на берегах самой реки Уфы, скорее всего, получил бы другое название. Районный центр Караидель здесь не пример — это продукт деятельности администраторов советского периода, о чем сообщает официальный сайт администрации Караидельского района [1].

Правда, возникает вопрос: утверждение, что Уфа возникла при впадении Уфимки в Белую не совсем логично, т.к. от места, где была построена русская крепость, до устья Уфимки довольно далеко. Вопрос справедливый, и первый ответ на него прост: русла Белой и Уфимки непрерывно меняются. Метр за метром русло удалялось от горы, на которой стоит Уфа, и, наконец, образовался большой полуостров в пойме рек Белой и Уфимки, и всякие сомнения в том, где возникла Уфа, исчезают.

Но есть и второй ответ на поставленный вопрос, не противоречащий первому: нынешняя Уфа получила свое название от одноименного поселения, существовавшего еще до основания русской крепости. И такая версия, которой придерживается Р.Г. Буканова [2, с. 104], находит свое подтверждение, о чем свидетельствует и название района на Усоль-ской горе — Старая Уфа, хотя в 1574 г. Иван Нагой заложил крепость там, где ныне расположен монумент Дружбы, а первой улицей нового города стала улица Посадская, идущая вдоль правого берега речки Сутолоки у подножья холма, на котором стояла эта крепость.

Бытующая версия, что название «Старая Уфа» появилось весьма поздно — в XVIII или в XIX вв., — представляется неубедительной. Обычно народ называет старым то, что старше. Так что есть все основания предполагать, что к моменту появления «царевых» людей Ивана Нагого на Усольской горе было поселение, и, возможно, оно звалось Уфой. Уместен пример: г. Рязань — не та столица Рязанского княжества, которую сжег хан Батый в 1237 г. Та находилась в 50 км от нынешней, пришла в запустение, а теперь на месте древней Рязани есть лишь городище, именуемое Старой Рязанью.

Версия о существовании на Усольской горе древнего поселения, давшего имя вновь основанному городу, представлена еще в XVIII в. П.И. Рычковым в его книге «Топография Оренбургской губернии», где в главе «О городе Уфе и о всей Уфимской провинции» он пишет: «О звании города Уфы можно догадываться, что оно не вновь ему придано, но паче возобновлено прежнее, и сущее то, которым нагайские ханы, исстари живучи в здешних местах, город свой именовали» [3, с. 263]. И далее: «Знатный башкирский старшина Нагайской дороги Каратабынской волости Кедряс Муллакаев в изъяснение сего объявил, аки бы задолго до покорения российскому скипетру Казанского царства и Башкирцев на самом том месте, где ныне город Уфа, был великий город, который простирался вверх по реке Белой до устья реки Уфы, и до Уфимских, то есть при реке находящихся, гор, так что жительство его распространялось по длине верст на десять» [3, с. 264]. Рычков приводит легенду о великом змее, приходившем в город и заражавшем всех своим ядом, от которого часть жителей города погибла, а остальные покинули город, после чего «оный ядовитый змей спрятался в находящуюся при реке Уфе гору и исчез, так что более уж никакого вреда от него не было» [3, с. 264].

В этом предании можно предположить воспоминание об эпидемии (пандемии) чумы, которая повлекла гибель многих людей и заставила выживших покинуть зараженный город. После этой страшной катастрофы он смог восстановить свое величие и значение уже будучи в составе Русского государства.

Свидетельство П.И. Рычкова подтверждает предположение, что еще до основания русской крепости существовало поселение с названием Уфа и располагалось оно на горе над устьем реки Уфы, давшей ему свое имя.

Почему же русская крепость была основана именно в этом месте и почему крепость поставили не на Усольской горе, не там, где ныне памятник Салавату Юлаеву, или мусульманское кладбище? Ведь любое

из этих мест в силу своей высоты дает гораздо более широкий обзор, позволяющий лучше контролировать окрестности и своевременно заметить приближение врага. Но крепость поставили фактически в низине. Почему? В месте расположения кроется и ответ на вопрос.

Находясь в центре современной Башкирии, крепость не могла реально препятствовать набегам на башкир агрессивных соседей с юга. Эта задача была решена лишь в XVIII— XIX вв. с основанием Оренбурга и строительством пограничных линий из цепи укреплений и казачьих станиц. Не могла маленькая крепость с малочисленным гарнизоном защитить людей за своими стенами. Поэтому основная цель ее создания была в другом — быть опорным пунктом на водных путях Южного Урала — главных стратегических дорогах того времени. Уфимка течет с севера и своими притоками обеспечивает доступ в самое сердце Урала. Белая течет с юга и охватывает своим бассейном огромную территорию Предуралья и Урала. А у слияния этих рек стоит город, базируясь в котором и двигаясь по самым удобным для того времени, безопасным и дешевым водным путям, можно легко попасть практически в любую точку огромного богатого края для сбора дани и для других целей. Можно предположить, что главной целью была добыча полезных ископаемых Урала, прежде всего, металлов: меди и железа. Поэтому крепость и основали не на высоких кручах, а поближе к реке, к месту, где можно было устроить пристань. Предположение Р.Г. Букановой, что «Первые отряды стрельцов, строившие крепость, прибыли коротким и удобным сухим путем по старому Сибирскому тракту, со стороны р. Уфы, а не на судах вверх по извилистому течению р. Белой» [2, с. 105], представляется маловероятным, поскольку передвигаться с тяжелым грузом (пушки, прочее оружие, строительные инструменты и т. д.) на судах по воде было намного легче и безопаснее, чем по сильно пересеченной местности через Уральские горы,

а длительность пути не имела в данном случае первостепенного значения.

Замысел основателей нового города Московского царства оправдался полностью: еще во второй половине XIX в. по горным рекам в паводок сплавлялись баржи с продукцией металлургических заводов Южного Урала, по Белой — из Тирляна, Белорецкого и других заводов, бывших ниже по течению; по Уфимке и ее притоку Аю — даже из Златоуста, находящегося фактически на гребне Уральского хребта. И пути всех этих речных караванов сходились в Уфе!

Что значит слово уфа и кто назвал так

реку?

Для начала ознакомимся с версиями В.В. Поздеева, хотя он не является профессиональным филологом, что вызывает скепсис профессионалов к его труду, тем не менее, собранный им обширный материал заслуживает внимания, поскольку при составлении словаря использовано свыше 200 источников, в т. ч. около 40 ранее не опубликованных архивных материалов. В словаре нет напрямую слова «Уфа», поскольку рассматриваются топонимы Челябинской области, но есть статья о происхождении названия реки Уфа-лейки. В ней сообщается: «Реки Уфа, Уфалей имеют общую этимологическую базу; высказано несколько версий (одна из версий происхождения названия реки Уфалейки приведена здесь [4, с. 156]). Выводят имя Уфы из башкирского слова уба — холм, курган; оно известно в алтайских языках. Сравнивают с башкирским родом упа. Есть версия существования у башкир слова Уфа — темная вода; за основу брали литовское, латышское слово упэ — река, ручей. А оно, очевидно, иранского (скифского) происхождения: Балтийское море, Северный Ледовитый океан не случайно именовали Скифскими. Поэтому иранская версия более приемлема. Топонимика и иранские языки сохранили чередования а/у, в/у/б/п/ф; явление замены звука в на звук ф для северных говоров у русских не является случайностью... У осетин — прямых потомков

B.C. Агте ЛШШШШШШШ^

скифов (и пуштун), превращение слова ав (аб, ов, оу, оп, ап) — вода, река в аф усиливает североиранское происхождение гидронимов Уфа, Уфалей, при этом базовым словом может быть пуштунское убэ — вода, жидкость. Союз этого слова с другим пуштунским словом лай — ил, грязь, осадок образовал гидроним Уфалей, а название можно понимать как слякиша, грязнуха, глинянка — популярные названия... рек, включая притоки Уфы. Может быть, поэтому и башкиры называют реку Кара-Ид ель, т.е. Черная река?» [5, с. 169].

Не вступая с автором в полемику, отметим, что он напрасно пренебрег версией сходства слова уфа со словом упэ (upe на латинице), обозначающим реку в литовском и латышском языках — единственных ныне живых, а в древности многочисленных так называемых балтских языках. Кстати, версия о сходстве названия реки и города Уфа с латышско-литовским словом, обозначающим реку, существует давно, но, кто и когда первым высказал такое предположение, автору установить не удалось.

В дополнение к сказанному необходимо привести следующий пример. Старинный русский г. Тула стоит на впадающей в Оку реке, носящей в настоящее время название Упа. Но вот примечательный факт, связанный с этой рекой и именем известного советского историка, писателя, журналиста В. В. Похлебкина.

В Интернет-версии его книги «Татары и Русь» в главе о знаменитом «стоянии на реке Угре» войск Великого князя московского Ивана III и хана Золотой Орды Ахмата говорится, что «... конница Ахмата пошла по южному берегу Оки к верховьям реки, туда, где в Оку впадала Уфа и где был хороший брод, точнее, два брода — в 2,5 и в 4,5 км выше устья р. Угры» [6].

Конечно, это может быть опечаткой. Но вполне вероятно, здесь нет ошибки. Вспомним, как пишется, например, в английском языке и как читаются по-русски слова фотография и телефон: «photograph» и «phone» а имя Фома выглядит в греческом написании

вюц-àç, а в латинском — Thomas. Поэтому можно предположить, что автор — глубокий знаток истории — специально написал «Уфа».

Так что получается последовательность: упе (upe — латинским шрифтом) — Упа — Уфа.

Возникает вопрос: «Какую связь имеют языки народов, живущих ныне в Прибалтике, к находящейся в центре России Туле и, тем более, к Южному Уралу?». Чтобы разрешить это противоречие, нужно предположить, что некогда на территории от Балтийского моря до нынешней Тулы и Южного Урала жил некий народ, имевший в своем языке слово уфа или сходное по звучанию, обозначавшее реку. И действительно, науке такой народ давно известен, хотя жил он очень давно.

В 1873 г. у д. Фатьяново ныне Ярославской области был раскопан могильник, датированный первой половиной II тыс. до н. э. В дальнейшем археологические находки, подобные найденным в этом могильнике, стали называть археологической фатьяновской культурой. Со временем выяснилось, что эта культура бронзового века была распространена от Прибалтики до Волго-Камья. Как сказано в Большой советской энциклопедии, «предполагаемая прародина племен Ф. к. — терр. между Днепром и Вислой. Ан-тропологич. тип — европеоидный. Ф. к. входила в состав большой культурно-историч. общности — т.н. боевых топоров культур или шнуровой керамики культур, предков славян, балтов и германцев» [7, с. 218].

В 1963 г. впервые увидела свет книга «Балты. Люди янтарного моря» известного ученого-историка, археолога, этнографа, профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Марии Гимбутас (в 2004 г. эта книга была переиздана в России, стала доступна широкому читателю). Она пишет: «В течение бронзового века носители фатьянов-ской культуры распространились на Восток вплоть до Волги и ее притоков. Кроме верховьев Волги, фатьяновские поселения обнаружены в низовьях Оки, Суры, Вятки и нижнем

течении Камы. В третьей четверти второго тысячелетия зона распространения этой культуры достигла реки Белой и вплоть до Южного Урала». И далее: «Земли, занимаемые фа-тьяновцами, неуклонно сокращались, однако, перед полным исчезновением в Чувашии, Татарии и Башкирии носители этой культуры смогли выйти на восток вдоль верховий реки Белой и Южного Урала. Эту последнюю стадию фатьяновской культуры, относящуюся примерно к 1500—1300 гг. до н. э., обычно называют абашевской...» [8, с. 96—97]. Хотя работа М. Гимбутас несколько устарела, следует все же принять ее к сведению.

Обратимся к мнению известного башкирского ученого-археолога Нияза Мажитова. Он отмечает: «. Археологи обратили внимание на некоторое сходство находок из Абашевских курганов с культурой фа-тьяновских племен, которые в 2000 — 1500 гг. до нашей эры жили в районе Среднего Поволжья. Опираясь на эти факты, ученые пришли к мнению, что абашевцы явились потомками фатьяновцев, пришедших с запада. Абашев-ские племена жили не только в западных и южных предгорьях Южного Урала, но и освоили его горно-лесные районы...[9, с. 37]. Медно-бронзовый век, примерно в X—VII вв. до н. э., сменяет железный век. В культуре племен, обитавших на значительной части территории Башкирии в начале железного века, очень хорошо прослеживаются абашевские черты, особенно в форме и орнаментации глиняной посуды. Опираясь на эти факты, можно полагать, что в начале железного века в Башкирии жили племена, своим происхождением тесно связанные с абашевцами»[9, с. 41].

Хотя происхождение абашевцев (река Упа, что в Туле, входит в область расселения этого народа, поскольку самый западный памятник этой культуры найден в Малояро-славецком районе Калужской области) до сих пор является предметом дискуссии исследователей, но все они сходятся в одном — это индоевропейский народ. Следовательно, можно предположить, что их язык тоже

принадлежал к индоевропейской семье.

Нет ничего удивительного в том, что название уральской реки имеет сходство с латышским и литовским словом: санскрит — язык Древней Индии, намного дальше отстоящей от современной Прибалтики, чем Урал, имеет большое родство с языком литовским, а люди, говорившие на одном из индоевропейских языков — тохарском, жили на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая. Например, известное нам слово кумыс практически так же выглядит по-латышски — kumiss (kumysas по-литовски), но вряд ли оно появилось в латышском языке недавно вместе с появившейся в XIX в. модой ездить на «кумыс» в Башкирию, Самарскую и Оренбургскую губернии, поскольку кобылица по-латышски — kumelmate (kumele по-литовски), а жеребёнок — kumels (kumeliukas по-литовски), хотя в латышском языке есть и другое слово, означающее кобылу, кобылицу — keve.

у

Английский мореплаватель Вульфстан, посетивший в IX в. землю западнобалтского народа пруссов, сообщал: «Прусская знать выделяется тем, что пьет кобылье молоко или кумыс. Второй слой общества — свободные общинники. Они пьют медовуху, как и третий слой — рабы» [10, с. 24—25]. Вероятнее всего, такой обычай мог появиться у народа, жившего на границе степей, где можно было бы пасти табуны лошадей, и липового леса — основного производителя добываемого бортничеством меда, а не в малопригодной для коневодства Пруссии с ее лесами, болотами и озерами. Западные отроги Южного Урала вполне подходят для зарождения такого обычая. Так же в этом обычае можно увидеть реалии того исторического периода, когда кочевники, занимавшиеся скотоводством и имевшие конские табуны, доминировали над соседними племенами, жившими земледелием или охотой и собирательством. Подтверждается подобное предположения утверждением о том, что начало бронзового века связано с вторжением пришельцев на территорию всей Прибалтики.

В.С. Агте ///////////Ш//////////Ш^^

Рис. Границы распространеия культуры балтов и их соседей: 1— культура западных балтов; 2 — фатьяновская (включая «балановскую» и «абашевскую»); 3 — центральноевропейская унетицкая (курганная); 3а - после проникновения на Средне-дунайскую равнину и в Трансильванию в среднем бронзовом веке; 4 — северо-карпатская (белопотоцкая комаровская и высоцко белогрудовская); 5 — культура Северного Причерноморья до появления курганных погребений; 6 — культура курганных погребений (протоскиф-ская); 7 — турбинская [7, с.69]

На карте хорошо видно (выделено более темным), что территория проживания племен, отнесенных автором к предкам балтских народов, захватывает бассейн реки Белой. Фактически, эта территория простирается ещё дальше на восток в горные районы Урала, в Зауралье и Казахстан.

Появление нового населения было связано с возникновением скотоводческого хозяйства, для интенсивного ведения которого характерны постоянные перекочевки. В конце третьего тысячелетия кочевые индоевропейские племена начали расселяться по территории Евразии. Поскольку в дальнейшем, на протяжении трех тысячелетий, на территории Восточной Прибалтики не наблюдается смены населения, то начало этногенеза балтов

(пруссов, литовцев, латышей) отсчитывают от культуры боевых топоров, которую иногда называют «балтийской». Мигранты доминируют на территории от Вислы до Западной Двины, где они подчиняют себе местное население [11, с. 24-25].

Становится понятно и то, почему лошадь занимала особое место в жизни и верованиях древних балтов: их предки, прежде чем оказались в лесах на побережье Балтийского моря,

были когда-то степняками-кочевниками, как много позже были ими восточные германцы — остготы.

Лесная и болотистая местность, где оказались балты, защитила их от более поздних вторжений и позволила во многом сохранить языковые и культурные реалии четырех тысячелетней давности. Другие группы родственных балтам индоевропейцев, в т.ч. и пришедшие на Южный Урал, вынуждены были вступить в острую конкуренцию с иными этническими группами и постепенно утратили свою самобытность, оставив после себя лишь отдельные проявления в культурах и языках позднее образовавшихся на их месте народов.

Подводя итог, можно сказать, что город Уфа получил свое название от одноименной реки, которую индоевропейское население здешних мест бронзового века, родственное современным балтам, — абашевцы, могло назвать словом уфа, что означало тогда просто — река. Впоследствии одна часть древнего

индоевропейского населения была вытеснена отсюда финно-угорскими народами или погибла в войнах с ними, а другая слилась с этими народами и более поздними пришельцами — тюрками — и вошла в состав народов, и поныне живущих в Урало-Поволжье: башкир, татар, удмуртов, мордвы, марийцев, чувашей, у многих представителей которых в облике и культуре проступают индоевропейские черты, унаследованные от далеких предков.

Слово уфа сохранилось в веках, местные жители долго помнили и о том, что оно означает. Отсюда записанное П.И. Рычковым со слов башкир название реки Уфа-Идель — просто перевод древнего слова на башкирский язык: никакой ошибки ученый не допустил. А племя или род, жившие по берегам реки, вполне могли обрести либо самоназвание, либо прозвище соседей — речники, речные жители, что мы и находим в упоминаниях о существовании башкирского рода с названием, аналогичным слову Уфа, (упа) — вфэ (впэ).

ЛИТЕРАТУРА

1. URL:http://www.admkaraidel.ru/index.php?option= com_content&view=article&id = 169:2010-08-24-09-06-26&catid=48:2009-12-30-11-47-57&Itemid=82 (дата обращения 21.10.2012).

2. Буканова Р.Г. Города-крепости на территории Башкортостана в XVI - XVII вв. Уфа, 2010.

3. Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа, 1999.

4. Агте В.С. К вопросу о локализации и названии города Уфы // От древности к новому времени (проблемы истории

и археологии): сб. науч. тр. Вып. XVI. Уфа: РИЦ БашГУ, 2011.

5. Поздеев В.В. Южноуральская топонимика. Историко-топонимический словарь. Челябинск, 2008.

6. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ pohl1/01.php (дата обращения 21.10.2012).

7. Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977.

8. Гимбутас М. Балты. Люди янтарного моря. М., 2004.

9. Мажитов Н.А. Тайны древнего Урала. Уфа, 1973.

10. Обыденнов М.Ф., Круглов Е. А. Клады и сокровища народов Урала и Поволжья. Уфа, 2011.

11. Кретинин Г.В., Брюшинкин В.Н., Гальцов В.И. и др. Очерки истории Восточной Пруссии. Калининград, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.