Научная статья на тему 'О расчете колес эпициклического планетарного редуктора'

О расчете колес эпициклического планетарного редуктора Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
219
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПИЦИКЛИЧЕСКИЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР / EPICYCLIC PLANETARY GEARING / МОДЕЛИРОВАНИЕ / DESIGNING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Синенко Евгений Григорьевич, Кулешов Владимир Ильич, Карпенко Валерий Витальевич

Рассмотрены особенности выбора геометрических параметров эпициклических планетарных редукторов и применения САПР при их проектировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Синенко Евгений Григорьевич, Кулешов Владимир Ильич, Карпенко Валерий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALCULATION OF WHEELS OF EPICYCLIC PLANETARY GEARING

This paper develops geometry of planetary gear of epicycle type and computer aided designing of the gear.

Текст научной работы на тему «О расчете колес эпициклического планетарного редуктора»

Современные технологии. Механика и машиностроение

ш

Заключение

Результаты решения поставленной задачи позволяют сделать вывод о возможности организации процесса вибрационного транспортирования с одновременной ориентацией перемещаемых объектов относительно оси угловых колебаний рабочей плоскости. При указанных сочетаниях значений параметров и достаточно произвольном начальном состоянии твердое тело, не покидая окрестности оси угловых колебаний и перемещаясь вдоль нее, разворачивается под определенным углом к оси.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Блехман И.И. Вибрационное перемещение. -М.: Наука, 1968.

2. Спиваковский А.О., Гончаревич И.Ф. Вибрационные конвейеры, питатели и вспомогательные устройства. - М.: Машиностроение, 1972. 326 с.

3. Андронов В.В., Нагаев Р.Ф. Вибрационное перемещение вдоль плоскости, колеблющейся перпендикулярно линии наибольшего ската // Изв. АН СССР, МТТ.- 1976. - № 1. - С. 28-33.

4. Ишлинский А.Ю., Соколов Б.Н., Черноусько Ф.Л. О движении плоских тел при наличии сухого трения // Изв. АН СССР, МТТ. - 1981. - № 4. - С. 17-28.

5. Нагаев Р.Ф. Периодические режимы вибрационного перемещения. - М.: Наука, 1978.

6. Сельвинский В.В. Взаимодействие материальной частицы с шероховатой плоскостью, совершающей угловые колебания // Управляемые механические системы: Сб. науч. тр. - Иркутск: ИПИ, 1986. - С. 156-161.

УДК 621.01: 65.015.13; 621.833.6 Синенко Евгений Григорьевич,

к. т. н., профессор кафедры «Теория и конструирование механических систем» Политехнического института Сибирского федерального университета (ПИ СФУ), тел. (391) 24-34-558

Кулешов Владимир Ильич,

к. т. н., доцент кафедры «Проектирование и экспериментальная механика машин» (ПиЭММ) ПИ СФУ,

тел. (391) 24-97-071, e-mail: kvi_01_59@mail.ru Карпенко Валерий Витальевич, магистр кафедры ПиЭММ ПИ СФУ, тел. (391) 24-97-555

О РАСЧЕТЕ КОЛЕС ЭПИЦИКЛИЧЕСКОГО ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА

E. G. Sinenko, V.I. Kuleshov, V. V. Karpenko

CALCULATION OF WHEELS OF EPICYCLIC PLANETARY GEARING

Аннотация. Рассмотрены особенности выбора геометрических параметров эпициклических планетарных редукторов и применения САПР при их проектировании.

Ключевые слова: эпициклический планетарный редуктор, моделирование.

Abstract. This paper develops geometry ofplanetary gear of epicycle type and computer aided designing of the gear.

Keywords: epicyclic planetary gearing, designing.

Особенностью кинематической схемы эпициклических (эксцентриковых) механизмов (рис. 1) является то, что сателлиты имеют различные диаметры, вследствие чего центральные колеса несоосные и ведомое звено получает дополнительное плоское движение [1].

Рис. 1. Кинематическая схема

Эпициклический планетарный редуктор состоит из центрального колеса 1, центрального колеса 4 с внутренними зубьями и сателлитов 2 и 3 (количество сателлитов может быть произвольным, в зависимости от режима и условий эксплуатации). Для удобства анализа рассмотрим двухса-

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

теллитную систему, где остановленными могут быть водило Н (звено, объединяющее оси сателлитов, передаточное отношение в этом случае - ) или колеса 1, 4. Рассматривая зацепление как качение без скольжения делительных окружностей колес механизма, определим делительные диаметры колес максимального и минимального сателлитов:

(1) (2)

и

Оп = —---е.

то

и

Так как делительный диаметр колеса 4:

(3)

= * и41

шшт

А максимальное смещение (е. в мм):

(8)

где (¿2 и £¿3 - диаметры максимального и минимального сателлитов соответственно; е - эксцентриситет установки центральных колес.

При остановленном водиле Н (пн = 0) передаточное отношение и^ = , а при остановленном колесе 4 (п4 = 0) -■и¿У = щ/пн = 1 + х^/г-^, если же остановлено колесо 1 = 0); то = п4/пн = 14- .

В эксцентрическом механизме ведомое звено вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг оси ведущего звена со скоростью водила.

На практике число сателлитов с учетом повышения нагрузочной способности редуктора может быть произвольным, и тогда:

(6)

где - угол расположения сателлита относительно вертикальной оси симметрии, - радиус делительной окружности центрального колеса 1, О;.-диаметр произвольного сателлита, установленного под углом ф-1.

На найденные размеры сателлитов, вписываемые в необходимые межосевые расстояния влияет:

- значение модуля (далее будем принимать модуль равным 1 мм);

- число зубьев колес и сателлитов (минимальное число - не менее 17);

- допустимая область сочетаний значений коэффициентов смещений для колес и сателлитов.

Возможное число вариантов сочетаний зубьев ведущего колеса 1 и сателлитов определяется по эмпирической зависимости: _п = 14/2- 25._(7)

Так, на рис. 2 в ячейках:

- А36 - число зубьев колеса 4;

- В36 - число возможных вариантов сочетаний зубьев колеса 1 и сателлитов;

- С36 - максимально возможное значение эксцентриситета (е, в мм). Значение эксцентриситета е может быть продиктовано технологическими требованиями;

- 036 - принятое число зубьев колеса 1;

- Е36 - максимальный эксцентриситет е для выбранного числа зубьев колеса 1;

- Б36 - принятое значение эксцентриситета е для выбранного сочетания числа зубьев колес и сателлитов;

- 036 - межосевое расстояние а1 для колеса 1 и наименьшего сателлита двух или трехсателлит-ного эпициклического планетарного редуктора;

- Н36 - расчетное число зубьев наименьшего сателлита;

а в колонках, начиная со строки 37 (позиция варианта - А):

- В - возможное число зубьев сателлитов;

- С - возможное число зубьев центрального колеса;

- Б - межосевое расстояние а, для колес 1, 2, 3 (рис. 1);

- Е - межосевое расстояние а1 для колеса 1 и наименьшего сателлита.

А В С О Е 6 н

36 90 20 9,5 30 6 4 42,4488 27,4488

37 1 17 56 73 36,5 -33,0686 55,1153 71,018

38 2 18 54 72 36 -41,5827

39 3 19 52 71 35,5 -51,6062 90,3178 12 9,5

40 4 20 50 70 69 68 35 -63,32 113,53 100

41 5 21 48 34,5 -76,9082 141,21 90

42 6 22 46 34 80 7

43 7 23 44 67 33,5 70 4,5

и 3 24 42 66 33 60 2

45 9 25 40 65 32,5 г/2-25 г/4-13

46 10 26 38 64 32 25

47 11 27 36 63 31,5 20

48 12 28 34 62 31 15

49 13 29 32 61 30,5 10

50 14 30 30 60 30 5

51 15 31 28 59 29,5

52 16 32 26 58 29

53 17 33 24 57 28,5

54 18 34 22 56 28

55 19 35 20 55 27,5

56 20 36 18 54 27

57 21 37 16 53 26,5

58 22 38 14 52 26

59 23 39 12 51 25,5

60 24 40 10 50 25

61 25 41 8 49 24,5

62 26 42 6 48 24

63 27 43 4 47 23,5

Рис. 2. Расчет геометрических параметров эпициклических (эксцентриковых) механизмов

Принцип выбора: для колеса 1 выбираем число зубьев по С = 30, и тогда для эпициклического механизма возможны варианты межосевого расстояния 60 = 30,5 + 29,5 (числа зубьев 29, 31) и т. д. Всего количество возможных вариантов ограничиваем минимальным числом зубьев, рав-

Современные технологии. Механика и машиностроение

ш

ным 17. Далее для принятого эксцентриситета (е равного 4 мм) определяем число зубьев сателлитов (для трехсателлитного эпициклического планетарного редуктора угол расположения сателлитов 120 После округления числа зубьев сателлитов необходимое значение диаметров и межосевых расстояний компенсируется подбором коэффициентов смещения. В связи с этим есть необходимость рассмотреть взаимодействие двух пар колес: колесо 4 - сателлит и колесо 1 - сателлит.

Рассмотрим влияние возможных чисел зубьев колес для эпициклического планетарного редуктора на выбор значений коэффициентов смещения с учетом заданных геометрических и необходимых прочностных характеристик.

На рис. 3 приведен предварительный расчет геометрических параметров планетарного редуктора в системе COMPAS SHAFT 2D.

Рис. 3. Предварительный расчет геометрических параметров планетарного редуктора в системе COMPAS SHAFT 2D

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальнейшие расчеты и построения будем вести в среде SolidWorks с использованием расчетного модуля MechSoft (рис. 4). Для снижения затрат на проектирование, производство и обкатку новых конструктивных решений, при выявлении дефектов и улучшения характеристик, в настоящее время широко применяются программы имитационного 3D-моделирования.

Приложения позволяют быстро произвести расчет и получить готовую базовую модель, которую можно модифицировать (рис. 5), тут же проверять на соответствие геометрическим и прочностным условиям и делать из них сборки, получая рабочий механизм.

Рис. 4. Расчеты в среде SolidWorks, с использованием расчетного модуля MechSoft

В результате расчета были построен график (рис. 6) зависимости межосевого расстояния от коэффициента смещения (при постоянном эксцентриситете e), который показал, что с возрастанием числа зубьев сателлитов, диапазон для возможных значений коэффициентов смещения сужается. К тому же, большее число сателлитов снижает габаритные размеры передач и повышает прочностные характеристики эпициклического планетарного редуктора, что, в свою очередь, также дает возможность принимать большие значения эксцентриситета e.

Рис. 5. Базовая модель эпицикличесого (эксцентрикового) механизма

Рис. 6. График зависимости межосевого расстояния от коэффициента смещения

На рис. 7 приведены отработанные варианты редукторов, с возможностью оптимизации выбора конструктивных решений для эпициклического коэффициентов смещения. планетарного редуктора.

б

Рис. 7. Варианты эпициклического планетарного редуктора с одним (а) и двумя сателлитами (б)

Рис. 8. Эксцентриковый трехсателлитный планетарный редуктор, полученный с применением САПР (а), и реально, изготовленная конструкция (б)

На рис. 8, а приведена модель эксцентрикового трехсателлитного планетарного редуктора, полученная с применением САПР, а на рис. 8, б -реальная конструкция.

В результате проделанной работы разработаны алгоритмы и теория проектирования различных конструкций эксцентриковых планетарных

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Синенко Е.Г., Конищева О.В., Сенькин В.И. Некоторые элементы геометрического расчета эксцентричных зубчатых дифференциалов. Сб. Машиностроение. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 196 с.

а

УДК 62.752 Елисеев Сергей Викторович,

д. т. н., профессор, директор НОЦ СТСАМ, тел.: 8-902-5-665-129

Трофимов Андрей Нарьевич, директор Инженерного центра УпрНИР ИрГУПС, тел.: 89148824111

Савченко Андрей Александрович,

аспирант ИрГУПС, тел.:89643514583

ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ В ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКОГО ГАШЕНИЯ КОЛЕБАНИЙ

S.V. Eliseev, A.N. Trofimov, A.A. Savchenko

FEED-BACK CONTROL TIES IN THEORY OF DYNAMICAL ABSORBTION OF OSCILLATIONS

Аннотация. Рассмотрены вопросы теоретического обоснования введения обратных связей в математических моделях механических колебательных систем. Такие связи могут быть реализованы с помощью обобщенных пружин. Приведен ряд примеров реализации обратных связей.

Ключевые слова: обратные связи, управление движением механических систем, обобщенные пружины.

Abstract. Questions of theoretical basis of introduction of feed-back control ties in mathematical models of mechanical systems are considered. Such

ties may be realized with help of generalized springs. Some examples of realizations of feed-back control ties are discussed.

Keywords: feed-back control ties, movement of mechanical systems control, generalized springs.

I. Введение

Процессы динамического гашения колебаний привлекают внимание исследователей в течение многих лет. В этом направлении известно достаточно большое число работ отечественных и зарубежных ученых [1-4], однако ряд вопросов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.