Научная статья на тему 'О радостях митрополита Сергия (предисловие и комментарии С. Л. Фирсова)'

О радостях митрополита Сергия (предисловие и комментарии С. Л. Фирсова) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
112
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О радостях митрополита Сергия (предисловие и комментарии С. Л. Фирсова)»

Из архива русской мысли

О. Андрей Уфимский

О РАДОСТЯХ МИТРОПОЛИТА СЕРГИЯ

(Предисловие и комментарии С. Л. Фирсова)

Вниманию заинтересованного читателя представляется работа, традиционно приписываемая архиепископу Андрею (в миру — князь Александр Алексеевич Ухтомский) и посвященная одному из наиболее болезненных вопросов церковной истории XX века — отношению к митрополиту Сергию (Страгородскому), в сентябре 1943 года Архиерейским Собором избранному Патриархом Московским и всея Руси. Название работы — «О радостях митрополита Сергия» было выбрано автором неслучайно: так он обыграл фразу из печально известной «Декларации» 1927 года: «Мы хотим быть Православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи» 1.

Разумеется, автор публикуемой ниже работы такой «радости» не испытывает, более того, считает, что митрополит Сергий вовсе не случайно выступил с подобным приветствие Советской власти, ибо он и до 1917 года проявлял удивительную политическую гибкость, сияя своей «голубиною чистотою». Предвзятость автора «Радостей» — налицо, но следует помнить, что это — публицистический труд, оформленный как ответ на «сергианскую» рукопись («Где правда»). К сожалению, ознакомиться с рукописью мне не удалось (не известно даже, сохранилась ли она), посему и судить о том, мог ли искренний помощник и почитатель Патриарха Тихона (Беллавина) присяжный поверенный Н. Д. Кузнецов быть ее составителем (как предполагает автор «Радостей»), затруднительно. Важно отметить лишь то, что составителю рукописи приписывается стремление доказать, что митрополит Сергий — единственное достойное стоять во главе церковного управления лицо и нападки на него — несправедливы.

В условиях, когда Православная Российская Церковь переживала время расколов (и слева, и справа), появление полемических сочинений было вполне объяснимо, тем более что окончательно взявший на себя правление церковным кораблем (после 1927) митрополит Сергий в православных кругах имел репутацию человека, умевшего приспосабливаться к любым обстоятельствам, как при монархическом строе, так и при

1 Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. Сборник в двух частях / Составитель М. Е. Губонин.— М., 1994.— С. 510.

174

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2009. Том 10. Выпуск 4

новых, большевистских порядках. Его пребывание в обновленческом расколе в течение 14 месяцев (в 1922-1923 годах) также не забывалось непримиримыми противниками политических компромиссов с безбожными властями страны Советов.

Одним из таких непримиримых противников и был архиепископ Андрей (Ухтомский), человек, вошедший в новую историю Русского Православия как враг «сергиан-ства» и автор многочисленных рукописных работ, посвященных полемике с обновленцами, церковно-государственным и внутрицерковным отношениям. Собственно говоря, работа «О радостях митрополита Сергия» и есть сочинение на актуальную внутрицерковную тему. Однако прежде, чем продолжить о нем разговор, стоит дать краткую справку об архиепископе Андрее.

Он родился 26 декабря 1872 году в княжеской семье, ведущей свою родословную от легендарного Рюрика; в 1887-1891 годах учился в Нижегородском кадетском корпусе имени графа А. А. Аракчеева. Мальчиком, на пароходе, увидел отца Иоанна Кронштадтского, встреча с которым сыграла важную роль в деле самоопределения будущего архиерея. В 1891 году он поступает в Московскую духовную академию, которую через четыре года оканчивает со степенью кандидата богословия. В то время духовником князя был архимандрит Антоний (Храповицкий), будущий митрополит и Первоиерарх Зарубежной Церкви. В декабре 1895 года в Казани он и совершил монашеский постриг А. А. Ухтомского с именем Андрей; рукоположил его в иеродиаконы и иеромонахи.

С самого начала своего церковного служения отец Андрей — миссионер: в 1897 году — инспектор Александровской (Ардонской) миссионерской духовной семинарии на Кавказе, в 1899 году — наблюдатель Миссионерских курсов при Казанской духовной академии, архимандрит. В мае 1907 года его вызывали в С.-Петербург в обер-прокуратуру для изложения проекта улучшения миссионерского дела в Казанской епархии, где наблюдалось массовое отпадение крещеных татар в ислам. Результатом обсуждения стало учреждение третьего, миссионерского Мамадышского, викари-атства Казанской епархии. Викарием стал архимандрит Андрей, 4 октября 1907 года хиротонисанный во епископа. 25 июля 1911 года молодого архиерея перевели викарием на Сухумскую кафедру, где он продолжил свою миссионерскую деятельность, учредив печатный орган епархии — «Сотрудник Закавказской миссии». Впрочем, на Кавказе епископ Андрей пробыл менее двух с половиной лет, и в конце декабря 1913 года был переведен на самостоятельную Уфимскую кафедру. Человек исключительной активности, владыка в короткое время сумел заслужить доверие и авторитет своей новой паствы.

Не скрывая отрицательного отношения к существовавшим в Российской империи церковно-государственным отношениям (оцениваемым им как цезарепапистские), епископ Андрей критиковал вмешательство обер-прокуроров Св. Синода и Григория Распутина в церковные дела, имея репутацию «либерала». Сочувственно отнесясь к Февральской революции 1917 года, владыка вскоре был назначен членом «революционного» Св. Синода и, при поддержке обер-прокурора В. Н. Львова и председателя Государственной Думы М. В. Родзянко, выдвинут в качестве кандидата на столичную кафедру. И хотя стать Петроградским архиереем ему не удалось, его деятельность (и административная, и церковно-литературная) в 1917 году была исключительно активной. Он был членом Предсоборного Совета и Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов, полностью поддержав восстановление патриаршества.

Одной из главных идей в жизни епископа Андрея была идея преодоления раскола и воссоединения со старообрядцами. Уже в начале 1930-х годов, давая характеристику собственным мировоззренческим взглядам и называя себя «христианским общинником», владыка Андрей отмечал, что «“никонианство”, как полное извращение христианства, есть несомненная ересь; но “никониане” до такой степени жалки и нелепы, что их еретиками назвать почти несправедливо» 2. «Никонианство» для него было синонимом имперской церковности, казенного православия и цезарепапизма 3. Человек принципиальный, никому не желавший зла, но при этом, по слову Апостола, всегда стоявший против всякого беззакония и общественной неправды (Дн. 22:23) 4, владыка Андрей поддержал создание антибольшевистского Временного всероссийского правительства (Уфимской директории) и формирование Добровольческой армии. С ноября 1918 по октябрь 1919 года он возглавлял духовенство 3-й армии А. В. Колчака. В начале 1920 года он был арестован большевистскими властями, но в ноябре, после заявления о лояльности советской власти отпущен на свободу. В феврале 1921 года его снова арестовывают (в Омске) — за попытку организовать крестьянские союзы, в ноябре 1921 года переводят в Бутырскую тюрьму Москвы. Тогда же Патриарх Тихон назначил его епископом Томским, но поехать к месту служения владыка Андрей не мог, так как находился в заключении. В августе 1922 года его неожиданно выпустили на волю, в надежде на поддержку им обновленческого движения. Но этого не произошло. В феврале1923 года владыку вновь арестовывают и отправляют на 3 года в среднеазиатскую ссылку, где он совершает тайные хиротонии и монашеские постриги. Предположительно в 1925 году его возвели в сан архиепископа.

В том же году, после кончины Патриарха Тихона, владыка не признал местоблю-стительских полномочий митрополита Крутицкого Петра (Полянского), а в дальнейшем — и полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), чью «Декларацию» 1927 года резко и бескомпромиссно осудил. Прещений, наложенных на него митрополитом Петром и митрополитом Сергием, он не признавал, по сути, до смерти находясь в оппозиции как к обновленчеству, так и «сергианству». В 1937 году владыка, в начале 1930-х годов проходивший по делу Московского филиала «Всесоюзного центра “Истинное Православие”», был расстрелян в ярославской тюрьме 5.

Почти все время (с короткими перерывами) пребывая в тюрьмах и ссылках, архиепископ Андрей никогда не прекращал своей публицистической деятельности, оставив после себя множество рукописных сочинений. Среди них, собственно, и было

2 Цит. по: Зеленогорский М. Л. Жизнь и деятельность архиепископа Андрея (князя Ухтомского).— М., 1991.— С. 235, 236.

3 Много позже, в 1928 г., в одном из писем, владыка Андрей заявил, что «цезаро-папизм есть принцип главенства гражданской власти над церковной.— Это слово недавнего происхождения: ему лет 60; утвердилось оно особенно в католических странах. — У нас в России цезаро-папизм — как принцип — вошел в жизнь со времен Петра Великого, который командовал всем и всеми архиереями. Проводником цезаро-папизма у нас в России был Обер-Прокурор Синода,— а в последнее время — просто Распутин, которому и архиереи чистили сапоги, как “любимцу царя”. Теперь и Распутина нет и даже Сапогов его нет! — А архиереи уже привыкли чистить сапоги — ну хоть чьи попало!» (Цит. по: Там же. С. 237-238).

4 Там же. С. 235.

5 В 1981 г. РПЦЗ причислила архиепископа Андрея (Ухтомского) к лику святых.

названное выше «О радостях митрополита Сергия», помеченное 1928 годом. Сочинение это публикуется благодаря Е. В. Черносвитову, любезно предоставившему редакции «Вестника РХГА» ксерокопию рукописи из личного архива и ее машинописную версию. Данная версия была вновь сверена с рукописью, восстановленные слова отмечены квадратными скобками. Текст приведен в соответствие с современными правилами русской орфографии.

Судя по имеющейся в нашем распоряжении ксерокопии, текст «Радостей» был кем-то переписан от руки (в соответствии с действовавшими тогда советскими правилами правописания). Однако сам автор — архиепископ Андрей — в правом нижнем углу первой страницы рукописи оставил автограф, подписав текст в соответствии с дореволюционными правилами правописания. Вот эти слова: «Возлюбленной о ХристЪ духовной дочери Іустине на молитвенную память. ГрЪшный Епископъ Андрей». И ниже: «Церковь есть общество чистыхъ совЪстей, а гдЪ есть сознательная безсовЪстность и ложь, там нЪтъ святой Церкви Е[пископ] А[ндрей]». Слева от слов владыки стоит подпись: «I. Дубинкина 30 ок[тября] [19]28 г.» (видимо, это дата получения рукописи духовной дочерью — Иустиной). Кто она такая, к сожалению, установить не удалось.

Судя по всему, текст «Радостей» был составлен архиепископом Андреем на скорую руку, полемический задор порой затмевает здравый смысл, а логика — отходит на задний план. По возможности все это оговаривается в комментариях, которыми снабжен публикуемый текст. Судя по упоминаемым в тексте именам 6, рукопись «О радостях митрополита Сергия» была написана в первой половине 1928 года. За распространение подобной литературы архиепископ Андрей был осужден в январе 1929 года.

Благодаря предоставленной Е. В. Черносвитовым копии справки о реабилитации Александра (Андрея) Алексеевича Ухтомского, ныне известно, что владыка «18.01.29 Особым совещанием при Коллегии ОГПУ [был осужден] по обвинению в том, что, находясь в ссылке, продолжал распространение рукописей религиозного антисоветского содержания по ст. 58-10 УК РСФСР, заключен в места лишения свободы сроком на 3 года» 7. Само определение рукописей как «религиозного антисоветского содержания» весьма характерно и, думается, не нуждается в специальных комментариях. Рукопись эта, ранее полностью не публиковавшаяся 8,— чрезвычайно интересный (в том числе и с психологической точки зрения) документ, позволяющий почувствовать, сколь острой была полемическая борьба с митрополитом Сергием

6 Так, архиепископ Андрей пишет, что митрополит Сергий (Страгородский) «рассорился», среди прочих архиереев, и с архиепископом Серафимом. Поскольку речь идет о владыке Серафиме (Самойловиче), который в начале 1928 г. подписал декларацию об отделении от митрополита Сергия, а в июне того же года — вернулся в каноническое общение с ним, то понятно, что автор публикуемого ниже текста не располагал на момент написания своей работы информацией о «примирении» архиепископа Серафима с митрополитом Сергием.

7 См. справку о реабилитации: Генеральная прокуратура Российской Федерации. 17.04.2009. № 12/13-135-09 (АИ № 038492).

8 Ее окончание было опубликовано во Всероссийском Вестнике Истинных Православных Христиан «Русское Православие» (1998. № 5 (14). С. 29), целиком посвященном архиепископу Андрею (Ухтомскому). Публикаторы взяли отрывок из книги И. И. Осиповой («“Сквозь огнь мучений и воду слёз...” Гонения на Истинно-Православную Церковь. По материалам следственных и лагерных дел заключенных».— М., 1998.— С. 247), которая, в свою очередь, опубликовала его со ссылкой на статью А. Нежного («Князь Ухтомский, епископ Андрей» // Звезда.— 1997.— № 10.— С. 32). В своей статье А. И. Нежный цитирует и другие отрывки из текста рукописи «О радостях митрополита Сергия», давая ссылку на Центральный архив КГБ СССР (Дело № 42968. Л. 44-58).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.