Научная статья на тему 'О работе президиума совета учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма'

О работе президиума совета учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе президиума совета учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма»

Список использованной литературы

1. Котлер Ф., Шефф Дж. Все билеты проданы. Стратегии маркетинга исполнительских искусств. - М.: Классика-ХХ1, 2004. - 688 с.

2. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебник. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 555 с.

3. Малхотра, Нереш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2003. - 960 с.

4. Шоул Дж. Первоклассный сервис как конкурентное преимущество/ Пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс,

2006. - 338 с.

О работе президиума совета Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма

Т.Н. Ананьева, Н.И. Ковалева

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

22—28 сентября 2007 г состоялось плановое заседание президиума совета Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области сервиса и туризма на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса» (ГОУВПО «ВГУЭС») в рамках проведения праздничных мероприятий, посвященных 40-летию со дня образования учебного заведения.

В заседании президиума совета Учебнометодического объединения по образованию в области сервиса и туризма приняли участие руководители и представители 30 вузов, в том числе и представители совета УМО по образованию в области сервиса и туризма в федеральных округах Российской Федерации.

Центральный федеральный округ РФ представляли 5 высших учебных заведений, Дальневосточный -

6, Северо-Западный - 1; Южный - 3, Сибирский - 4, Уральский - 1.

На обсуждение были вынесены вопросы: туристское образование как фактор устойчивого развития Приморского края; роль профессиональных кадров в создании туристского имиджа г. Владивостока; о совершенствовании деятельности УМО по образованию в области сервиса и туризма; обсуждение проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Сервис» и «Туризм»; формирование программ дополнительного профессионального образования в области сервиса и туризма; проектирование модели выпускника на основе компетентностного подхода к формированию основной образовательной программы; научное обеспечение образовательного процесса подготовки кадров для сферы сервиса и туризма; взаимодействие работодателей и учебных

заведений в обеспечении рынка труда: опыт сотрудничества; состояние учебно-методического обеспечения образовательных программ направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования (ВПО) группы «Сфера обслуживания»; о формировании укрупненной группы специальностей «Сфера обслуживания» нового проекта перечня специальностей среднего профессионального образования (СПО) и укрупненной группы профессий «Сфера обслуживания» нового проекта перечня профессий начального профессионального образования (НПО); о деятельности Объединенного редакционно-издательского совета (ОРИС) по присвоению грифа УМО по образованию в области сервиса и туризма электронным учебникам и печатным изданиям.

Заседание президиума совета Учебнометодического объединения по образованию в области сервиса и туризма открыл ректор ГОУВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», представитель совета УМО по образованию в области сервиса и туризма в Дальневосточном федеральном округе РФ, профессор ГИ. Лазарев.

В своем выступлении ректор проанализировал путь, пройденный вузом - от института до университета. Более подробно Геннадий Иннокентьевич остановился на работе, которую университет проводит по всем направлениям деятельности, включая инновационную, а именно: ведется строительство новых учебных корпусов, общежитий, введен спортивный корпус, лицензируются новые образовательные программы. В университете ведется образовательная деятельность по 23 направлениям подготовки бакалавриата - это составляет 22% от общего количества образовательных программ, по двум направлениям подготовки магистратуры, что составляет 1% и соответственно 77%

- это образовательные программы специалитета. В университете открыта школа-интернат им. Н.Дубинина по поддержанию одаренных детей, в структуре вуза также имеется детский сад и начальная школа на ст. Санаторной.

Международная деятельность университета представлена образовательными и научными программами, которые проводятся совместно с зарубежными странами — КНР Кореей, США, Болгарией. Работа в этом направлении продолжается.

Представитель УМО в Дальневосточном федеральном округе РФ ГОУВПО «ВГУЭС» и профессорско-преподавательский состав университета проводят активную работу в регионе по образованию в области сервиса и туризма, принимают участие во всех мероприятиях УМО, конечно, по мере возможности в связи с достаточной удаленностью от центра.

О том, что было сделано Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма и о мероприятиях УМО на следующий учебный год, подробно рассказала в своем выступлении Татьяна Николаевна Ананьева, проректор ФГОУВПО «РГУ-ТиС», заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма.

В выступлении она отметила, что разработаны и обсуждены проекты ФГОС ВПО по направлениям «Сервис» и «Туризм», широкое общественное обсуждение для которых, является одним из условий их утверждения. На протяжении десяти месяцев вносились изменения и дополнения совместно с научной общественностью, работодателями в проекты новых федеральных образовательных стандартов по направлениям подготовки. К таким мероприятиям по обсуждению стандартов нового поколения можно отнести: заседание совета УМО в рамках проведения II Международной туристской выставки «Интурмаркет

- 2007» (март 2007 г.); круглые столы с привлечением работодателей, представителей Минобрнауки России проведены в декабре 2006 г., мае, июне 2007 г.; изучение международных стандартов в области туризма и гостеприимства, в частности Республики Франции (февраль—июнь 2007 г.).

По результатам обсуждений стандартов на президиуме и совете УМО, круглых столах, заседаниях научнометодических комиссий были опубликованы четыре статьи в научных журналах: «Образовательная политика»; «Профессиональный учебник»; «Современные проблемы сервиса и туризма»; «Вестник РОСНОУ».

Проводятся работы по преемственности начального и среднего профессионального образования создана Учебно-методическая комиссия (УМК) по укрупненной группе специальностей среднего профессионального образования и профессий начального профессионального образования «Сфера обслуживания» Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по государственным образовательным стандартам профессионального образования, которая введена в состав УМО. На базе ФГОУВПО «РГУТиС» проведено первое заседание данной Учебно-методической комис-

сии 22 февраля 2007 г., г. Москва.

Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма и Учебнометодической комиссией были внесены предложения по формированию укрупненной группы «Сфера обслуживания», которые вошли в проекты новых перечней НПО и СПО и направлены в Минобрнауки России и Федеральный институт развития образования.

Совместно с Минобрнауки России и Федеральным институтом развития образования принималось активное участие в разработке структуры и содержания макетов нового поколения государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования на основе компетентностного подхода.

Кроме того, на базе Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма учебных заведений Российской Федерации и Издательского дома «Альфа-М» создан Объединенный редакционно-издательский совет «Сервис», в функции которого входит проведение предварительной экспертизы учебников и учебно-методических пособий и издание их с грифом УМО в данном издательстве. В работе Объединенного редакционно-издательского совета «Сервис» принимают участие председатели научно-методических комиссий по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы «Сфера обслуживания» и представители ведущих учебных заведений сервиса и туризма - участники УМО.

На данный момент в серии «Сервис и туризм» уже выпущено 3 учебных пособия авторов: Федулина А.А., Багдасаряна В.Э., Мазина К.А., Орлова И.Б., Шнайдге-на Й.Й. «Советское «зазеркалье» (Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е годы)»; А.И. Ткалича «Консалтинговый сервис» и Д.А. Амажоловой, В.Э. Багдасаряна, В.Н. Горлова «Введение в специальность: История сервиса».

В ходе работы Учебно-методического объединения высветился ряд моментов, которые требуют совершенствования и соответственно служат основой для формирования плана мероприятий на следующий (текущий) 2007/2008 учебный год. В частности, во исполнение основополагающих директивных документов: комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 г.; плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005—2010 гг.; решения коллегии Минобрнауки России от 1 февраля 2007 г. № ПК-1 «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования»).

Учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма предлагается комплекс мероприятий, из которых основными являются:

1. Разработка совместно с Ростуризмом и другими

представителями работодателей концепции подготовки кадров для сферы обслуживания.

2. Разработка совместно с привлечением Росту-ризма и других представителей работодателей на основе компетентностного подхода федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки Туризм и Сервис и их апробация.

3. Разработка предложений по дополнению и изменению проекта Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

4. Создание с привлечением Ростуризма и других заинтересованных организаций системы непрерывной подготовки кадров для индустрии туризма и сервиса.

5. Введение в качестве обязательного элемента проводимой УМО экспертизы о подготовленности учебных заведений к реализации образовательной деятельности по направлениям подготовки (специальностям), отнесенным к компетенции УМО, этапа профессиональной оценки представителями Ростуризма и других работодателей.

6. Подготовка совместно с Ростуризмом и другими представителями работодателей предложений по созданию системы мониторинга потребности рынка труда в кадрах различных квалификаций и видов занятий с целью обоснования потребности в выпускниках высшего, среднего и начального профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям), профессиям, отнесенным к компетенции УМО.

7. Формирование рейтинга учебных заведений, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям), отнесенным к компетенции УМО на основе проведения мониторинга.

8. Подготовка предложений по созданию и функционированию в учебном заведении системы менеджмента качества образования, основанной на эффективной оценке освоения компетенций обучающимися с привлечением представителей Ростуризма и других работодателей.

9. Внесение изменений и дополнений в действующее Положение об УМО.

10.Доработка Положения о порядке присвоения грифа Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма электронным учебным изданиям.

11. Изменение регламента проведения: совета УМО и Президиума. Совет УМО теперь будет проводиться 2 раза в год, Президиум — 4 раза в год.

В целях обеспечения нормативно-правовой основы предлагаемых мероприятий возникает необходимость подготовки предложений по внесению дополнений и изменений в Типовое положение об Учебно-методическом объединении учебных заведений РФ.

Интересными и содержательными были выступления председателя научно-методической комиссии по направлению подготовки «Туризм» Константина Анатольевича Мазина и председателя НМК по направлению подготовки «Сервис» Людмилы Владимировны Моро-

зовой, которые подробно остановились на проделанной работе по новым образовательным стандартам направлений подготовки «Туризм» и «Сервис».

В обоих направлениях подготовки уделено внимание объектам и области профессиональной деятельности выпускников, содержанию знаний и навыков, которыми должен владеть выпускник, адекватности требованиям профессиональных (квалификационных) стандартов и работодателей. Подробно описаны универсальные (общенаучные, инструментальные, социально-личностные и общекультурные) и профессиональные (общепрофессиональные, производственнотехнологические, организационно-управленческие, научно-исследовательские) компетенции. В рекомендуемой структуре основной образовательной программы (ООП) компетенции соотносятся с дисциплинарным содержанием учебных циклов (гуманитарный, социальный и экономический; математический и естественнонаучный; профессиональный) и разделов (практика, научно-исследовательская работа, физическая культура). Освоение содержания ООП и уровень владения приобретенными компетенциями предлагается оценивать по шкале: знать, уметь, владеть. Сформулированы цели высшего профессионального образования в области обучения и воспитания личности, объекты, виды и задачи профессиональной деятельности выпускников по каждому направлению и уровню подготовки, требования к основным образовательным программам подготовки бакалавров и требования к основным образовательным программам подготовки магистров.

Примерные учебные планы первого уровня подготовки (бакалавра) по направлениям подготовки «Сервис» и «Туризм» разработаны детально с соблюдением логической последовательности изложения учебных дисциплин, что говорит о едином видении данного вопроса, как научной общественностью, так и работодателями. Адекватно примерным учебным планам первого уровня подготовки (бакалавров) разработаны и примерные учебные планы второго уровня подготовки (магистров). Логика последовательности изложения учебных дисциплин соблюдена по обоим направлениям. Трудоемкость подготовки бакалавра составляет 240 зачетных единиц (4 года), подготовки магистра -120 зачетных единиц (2 года).

О состоянии учебно-методического обеспечения образовательных программ направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования укрупненной группы «Сфера обслуживания» доложила начальник управления высшего профессионального образования Галина Ивановна Илюхина. В выступлении была отмечена актуальность завершения разработки учебно-методического обеспечения и его утверждения, так как с учетом тенденций профили-зации образовательных программ, предусмотренных в проекте (макете) федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения, и действующей в настоящее время Инструкции по запол-

нению вкладыша к диплому, это приобретает наибольшую значимость. Кроме этого, основные образовательные программы, сформированные с учетом профиля подготовки, актуального для рынка труда в регионе и позволяют студентам в период обучения освоить необходимые для выполнения профессиональных функций компетенции. В данном случае гарантом соответствия выпускника требованиям работодателей выступает качество учебно-методического обеспечения, содержание дидактических единиц, освоение которых способствует приобретению необходимых знаний и практических навыков. Отсутствие учебно-методического обеспечения по дисциплинам основных образовательных программ снижает уровень качества профессиональной подготовки, не позволяет достоверно измерить и оценить компетенции выпускников на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

В связи с этим было принято решение в структуре вариативной части государственных образовательных стандартов рассматривать профили, которые в полной мере обеспечены учебно-методическим обеспечением.

В соответствии с этим следует обратить особое внимание на состояние учебно-методического обеспечения основных образовательных программ по специализациям специальностей, отнесенных к компетенции УМО: в рамках специальности 100101 Сервис специализации 100101.06 Сервис телекоммуникационных и информационных систем; 100101.09 Сервис бытовой медицинской аппаратуры и приборов; 100101.21 Сервис на предприятиях парикмахерских и косметических услуг; 100101.28 Сервис энергетического оборудования не обеспечены учебно-методическим обеспечением, а по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм специализации: 100103.10 Социокультурный сервис; 100103.11 Социальный сервис; 100103.24 Социально-правовой сервис; 100103.25 Спортивнооздоровительный сервис и др.

Также было доложено об учебных заведениях, получивших положительные заключения УМО по образованию в области сервиса и туризма о подготовленности к введению образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям, отнесенным к компетенции УМО. За период с 19 марта по 20 сентября 2007 года выдано 38 положительных заключений. При этом 17 комплектов документов находится на доработке на соответствие их требованиям нормативноправовых документов.

По вопросам присвоения грифа УМО по образованию в области сервиса и туризма учебникам, учебнометодическим пособиям и другим изданиям учебнометодической литературы, в том числе и электронным, выступила ученый секретарь совета УМО Наталья Иосифовна Ковалева. Она рассказала о работе, проводимой УМО в рамках создания авторских коллективов, рецензирования и проведения экспертиз по учебно-методическому сопровождению специальностей и направлений подготовки укрупненной группы специальностей «Сфера обслуживания». Это касается как специальностей среднего профессионального об-

разования (СПО), так и специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования (ВПО). За период с марта по сентябрь 2007 г. в УМО по образованию в области сервиса и туризма поступило 35 учебных пособий, из них 27 получили положительную оценку, по двум учебным пособиям не разработаны примерные программы, одно не соответствует области сервиса и туризма, остальные находятся на доработке. Н.И. Ковалева отметила, что электронные учебные издания, печатный аналог которых может быть получен без потери дидактических свойств, представляются в печатном виде и рецензируются как печатные издания. Объем печатных изданий (учебников, учебных пособий, а для высшего профессионального образования

— и учебно-методических пособий) должен быть не менее пяти авторских листов.

Гриф УМО свидетельствует о том, что данное учебное издание отвечает требованиям государственного образовательного стандарта высшего (среднего) профессионального образования, примерной программе дисциплины и другим требованиям, установленным в УМО.

УМО проводит мониторинг экспертизы учебной литературы, также создана база данных по рассмотренным учебным изданиям, осуществляется реклама учебных изданий с грифом УМО, в том числе через сайт УМО в сети 1^ете1

В ходе обсуждения вопросов заседания президиума совета УМО приняли участие члены президиума УМО: ректор ГОУВПО «ВГУЭС» - представитель совета УМО по образованию в области сервиса и туризма в Дальневосточном федеральном округе РФ Г.И. Лазарев; проректор ФГОУВПО «РГУТиС», заместитель председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма Т.Н. Ананьева; председатель НМК по направлению подготовки «Туризм» К.А. Мазин; председатель НМК по направлению подготовки «Сервис» Л.В. Морозова; представители российских вузов, заведующие кафедрами, деканы факультетов, осуществляющих подготовку выпускников в области сервиса и туризма; руководители предприятий осуществляющих туристскую деятельность, гостиничное и сервисное обслуживание в регионе.

Заслушав и обсудив вопросы программы заседания президиума совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, участники заседания постановили:

1. Одобрить работу УМО по образованию в области сервиса и туризма за отчетный период.

2. Принять за основу предложенный план мероприятий УМО по образованию в области сервиса и туризма на 2007—2008 учебный год.

3. Одобрить результаты работы групп по разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки Туризм и Сервис и направить их в Минобрнауки России для экспертизы.

4. Принять в целом проект Положения об учебнометодическом объединении учебных заведений Рос-

ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ

сийской Федерации по образованию в области сервиса и туризма и направить его для утверждения в Минобрнауки России.

5. Утвердить Положение о порядке присвоения учебным изданиям грифа Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области сервиса и туризма в срок до 5 ноября 2007 г.

6. Утвердить Положение о проведении практик студентов по направлению подготовки «Туризм» в срок до 5 ноября 2007 г.

7. Председателям НМК представить в УМО по образованию в области сервиса и туризма планы работы научно-методических комиссий на 2007—2008 учебный год в срок до 5 ноября 2007 г.

8. Председателям НМК представить в УМО по образованию в области сервиса и туризма план изданий учебно-методической литературы на 2007—2008 учеб-

ный год в срок до 5 ноября 2007 г.

9. Продолжить работу по учебно-методическому обеспечению образовательных программ направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования укрупненной группы «Сфера обслуживания».

10. Принять в целом представленный проект Положения об УМК по укрупненной группе специальностей СПО и профессий НПО «Сфера обслуживания» совета Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования и представить его в Минобрнауки России для утверждения.

11. Одобрить работу УМО и предложения УМК по формированию укрупненной группы «Сфера обслуживания», проектов новых перечней специальностей СПО и профессий НПО.

Информация о кандидатских диссертациях, защищенных в ГОУВПО «Московский Государственный Университет Сервиса» в первом полугодии 2007 года

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»

Агамирова Елизавета Валерьевна «Брендинг в системе продвижения услуг предприятий индустрии гостеприимства (на примере г. Москвы)»;

Романов Вадим Александрович «Формирование рынка ИТ-услуг в России»;

Рыжик Наталья Александровна «Рекламные стратегии в системе маркетинга предприятий бытового обслуживания»;

Карнаух Даниил Игоревич «Формирование государственных гарантий оказания медицинской помощи населению в условиях реформирования здравоохранения»;

Левочкина Наталья Алексеевна «Формирование ресурсного обеспечения сферы туризма (на примере Омского региона);

Фомина Светлана Васильевна: «Организация системы контроллинга на предприятиях санаторнокурортного комплекса»;

Чугунова Галина Александровна «Изменения бизнес-среды и их влияние на формирование мезопо-литики»;

Ерехинский Иван Анатольевич «Формирование стратегии развития предприятий сферы услуг в рамках интегрированных социально-экономических систем»;

Стасюк Борис Олегович «Формирование и использование стратегической модели развития гостиничных предприятий на основе системы взаимосвязанных показателей (на примере г. Москвы)»;

Шаго Евгений Викторович «Методы организации консалтинга в сфере посреднических услуг (на примере торгово-посреднических фирм);

Косых Анна Николаевна «Развитие системы детского социального туризма (на примере Омской области)».

Научная специальность 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»

Бабина Наталья Владимировна: «Совершенствование механизма оценки кредитоспособности розничного заемщика»;

Макаренко Анна Александровна «Корпоративная финансовая политика как инструмент управления финансами».

Научные специальности:

08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»,

08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»

Кушнева Ольга Александровна «Формирование финансовой стратегии взаимодействия предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.