Научная статья на тему 'О работе научного студенческого кружка кафедры международного права в 2005/2006 учебном году'

О работе научного студенческого кружка кафедры международного права в 2005/2006 учебном году Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе научного студенческого кружка кафедры международного права в 2005/2006 учебном году»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

О РАБОТЕ НАУЧНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КРУЖКА КАФЕДРЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В 2005/2006 УЧЕБНОМ ГОДУ

Неотъемлемой частью внеучебной научно-практической работы студентов являются кружки кафедр. Целью кружка является научить студента выступать публично, формировать и представлять правовую позицию, вести дискуссию. На кафедре международного права юридического факультета РУДН в 2005/2006 учебном году было решено провести эксперимент с работой научного студенческого кружка. С одной стороны, работе кружка была придана новая форма, а с другой стороны, было изменено отношение к кружку со стороны руководства кафедры и повышено его значение в учебном процессе. Нововведения касались, прежде всего, формы привлечения студентов к участию, а также материально-технических аспектов проведения заседаний. Настоящая заметка освещает итоги функционирования обновленного кружка.

Заседания проводились по следующей схеме: основной доклад на 10-15 минут (от одного до трех, обычно с компьютерной презентацией), «экспертные заключения» по 3-5 минут, дискуссия. В общей сложности 3-4 академических часа, за которыми стояли по 16-20 часов подготовки.

Организация кружка проводилась следующим образом. Дата и время заседания выбирались исходя из удобства для максимального числа студентов по консультации с Научным студенческим обществом (первые два раза), далее НСО, владеющим наиболее полной информацией об учебной и внеучебной занятости бакалавров, поскольку целевой аудиторией кружка являются студенты третьего и четвертого курсов. Тема объявлялась, как минимум, за три недели, и соответствующие объявления вывешивались у кафедры международного права, кабинета референта деканата, ответственного за внешние связи на факультете (поскольку он являлся руководителем кружка в 2005/2006 учебном году), и на стенде НСО. Сразу же определялась тематика основных докладов и намечались «эксперты». Три недели, два раза на каждой, проводились встречи с «экспертами» для подготовки их устного выступления и письменной части (о которой ниже). Готовились компьютерные презентации и брошюра. О проведенном заседании руководитель кружка отчитывался на ближайшем заседании кафедры международного права.

Тематика выбиралась заместителем заведующего кафедрой профессором А.Х. Абашидзе, курировавшим кружок на протяжении года, и руководителем кружка исходя из соображений актуальности и научной ценности. Так, например, первая встреча о ВТО и ФАО проводилась в преддверии присоединения России к ФАО, которое состоялось 1 января 2006 г. и затрагивала малоисследованные спе-цифически-юридические аспекты взаимодействия двух организаций. 20 марта 2006 г. обсуждались совсем новые документы: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. О противодействии терроризму и Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, принятая 13 апреля 2005 г.

Основные доклады представлялись профессорами или аспирантами. На втором заседании выступил профессор А.Х. Абашидзе и, в том числе, аспирант 1-го года обуче-

ния А.М. Солнцев, на третьем — с докладом на английском языке, посвященным современным вызовам в международном гуманитарном праве, выступил профессор Филипп Ксавье, региональный советник по правовым вопросам, руководитель отдела международного гуманитарного права, Региональная делегация МККК в РФ. Целью докладов было дать базовую информацию собравшимся и показать проблемы, существующие в затронутой области, вопросы, на которые еще не найдены ответы.

«Эксперты» готовили проблемные сообщения, юридически грамотные и одновременно увлекательные, наполненные фактами и цифрами, чтобы проиллюстрировать жизненность и остроту проблематики. Именно эта «экспертная» часть кружка является ключевой. Во-первых, серьезность подготовки студентов к выполнению этой роли определяло научный уровень всей дискуссии и подтверждало значение, приданное кружку руководством кафедры. «Эксперты» выбирались одним из двух способов: по рекомендации ведущих занятия преподавателей или на основе личных качеств, проявленных на предшествующих заседаниях, и представляли все курсы, на которых преподаются дисциплины кафедры международного права. Самым сложным оказался вопрос дисциплины и организованности. Поначалу ждать друг друга приходилось больше времени, чем его уходило непосредственно на обсуждение вопроса. В целом же необходимо отметить, что студенты (Дегтярев Константин, Кислов Сергей, Туманцев Алексей, Якушева Елена, Гоя Лилиан, Кислицына Наталия) очень добросовестно подошли к выполнению своей роли экспертов.

Во-вторых, главным требованием к «заключению» была проблемность. Студент должен был найти то, что не могло оставить равнодушным. В этом свою роль играл выбор темы. На первой подготовительной встрече руководитель кружка предлагал свои варианты, оставляя свободу выбора любого иного вопроса. Главным было показать жизненность ситуации, место применения собственных профессиональных знаний. Не даром эпиграфом к брошюре кружка была выбрана фраза Гете: «Теория мертва, мой друг, / Но древо жизни пышно зеленеет».

И третий аспект значимости «экспертов» для кружка заключался в том, что студент, готовящий интересное выступление, непременно делится своими научными находками с сокурсниками, заражает их своим интересом и привлекает к участию в кружке в целом. С другой стороны, когда после уважаемых докладчиков выступает студент, публика становится гораздо более раскована и открыта для дискуссии, задать вопрос становится уже не так страшно. Особенно ярко это проявилось на заседании с участием профессора Ксавье, когда задачей «эксперта» было не просто осветить некую проблему в область международного гуманитарного права, но завершить выступление вопросом к гостю.

Отдельно следует сказать несколько слов о материально-технической подготовке заседаний кружка. Кроме упомянутых компьютерных презентаций, к каждой встрече руководителем кружка готовилась брошюра на восемь страниц, которая содержала, помимо плана работы, краткую базовую информацию по теме и проблемно-иллюстративный материал, подготовленный «экспертами». По одному экземпляру получал каждый пришедший на заседание, что помогало участникам кружка лучше ориентироваться в проблеме и увереннее дискутировать. Брошюра может быть полезна и в учебном процессе. Например, автор этих строк использовала брошюру по теме «ВТО и ФАО: аспекты взаимодействия (в контексте вступления России» при подготовке к занятию по международному предпринимательскому праву со студентами вечернего отделения.

Предполагается, что участие в работе кружка будет рассматриваться как преимущество при поступлении в магистратуру и аспирантуру.

По результатам эксперимента можно сделать следующие выводы. Работа кружка является полезной и целесообразной составляющей учебного процесса. Идея проведения кружка нашла положительный отклик и поддержку со стороны

своих непосредственных адресатов — студентов. Составлена база контактных данных участников кружка.

Первый опыт проведения кружка в описанном формате поставил несколько вопросов, которые было бы желательно рассмотреть для развития кружка в будущем учебном году. Необходимо создать интернет-страницу кружка на портале факультета (кафедры) с форумом и архивом, в котором собирать материалы, использованные при подготовке к заседаниям, поскольку они ценны для студентов. Необходимо рекомендовать преподавателям, ведущим семинарские занятия по международному публичному праву на третьем курсе, использовать материалы кружка на семинарских занятиях. Целесообразно засчитывать руководство кружком за научнопедагогическую практику, поскольку руководителем кружка было решено назначать каждый год аспиранта второго года обучения, а объем работы по организации примерно равен требуемому для практики (8-10 часов — подготовка «экспертов», 8-10 часов — подготовка брошюры, 3-4 часа — заседание. Итого: 19-24 часа на одно заседание, которых предполагается проводить два в каждом семестре).

В заключение приведем несколько цифр. В 2005/2006 учебном году состоялось три заседания научного студенческого кружка кафедры международного права. Более 60 студентов и аспирантов приняли участие в работе кружка. Было заслушано шесть докладов, в том числе три с компьютерными презентациями, один на английском языке. Шестеро студентов выступили с «экспертными заключениями». Было выпущено три брошюры по темам кружка, общим объемом 2,5 п.л.

График подготовки заседания кружка

Срок Действия

Три недели до заседания Определение темы и времени проведения заседания Размещение объявлений Определение тем основных докладов и кандидатов на роль «экспертов» Первая встреча с «экспертами», объяснение им их задачи, предложение тематики руководителем кружка Вторая встреча с «экспертами», уточнение тем их выступлений

Две недели до заседания Подготовка компьютерных презентаций для основных докладов Третья встреча с «экспертами», выяснение и формулирование главных проблем их выступлений, помощь с нахождением материалов Четвертая встреча с «экспертами», уточнение выступлений

Одна неделя до заседания Пятая встреча с «экспертами», сбор у них информации для включения в брошюру (Шестая встреча с «экспертами», если необходимо) Подготовка брошюры по теме заседания Рассылка напоминания/объявления о предстоящем заседании по электронной почте студентам, оставившим свои адреса

Заседание Доклады — сообщения — дискуссия

Следующее за заседанием кружка заседание кафедры Отчет руководителя кружка о проведенном мероприятии

Е.В. Киселева, аспирантка кафедры международного права Российского университета дружбы народов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.