Научная статья на тему 'О работе комиссии по решению земельных споров в Крыму в начале XIX в'

О работе комиссии по решению земельных споров в Крыму в начале XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СПОРЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ЗЕМЕЛЬНЫХ ВЛАДЕНИЙ / КОМИССИЯ УЧРЕЖДЕННАЯ ДЛЯ РАЗБОРОВ СПОРОВ ПО ЗЕМЛЯМ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОВИННОСТЕЙ НА КРЫМСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ / РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ / РАЗМЕРЫ КРЕСТЬЯНСКИХ ПОВИННОСТЕЙ / ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузьмина Л. Л.

Статья посвящена рассмотрению деятельности Комиссии о поземельных спорах и определения повинностей на Крымском полуострове. Она действовала в 1802-1810 годах. Показаны цели и задачи, поставленные перед Комиссией, основные формы ее деятельности. Всего Комиссией за время существования было рассмотрено более 800 дел, многим собственникам были возвращены их владения или выплачены денежные компенсации. Вместе с тем, в работе Комиссии имелись существенные недостатки, в целом не удалось в то время создать целостную систему решения земельных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О работе комиссии по решению земельных споров в Крыму в начале XIX в»

УДК:9:332.21/28(447.75)"18"

Кузьмина Л.Л.

доцент кафедры истории России Таврической Академии Крымского Федерального

университета им. В.И Вернадского.

О РАБОТЕ КОМИССИИ ПО РЕШЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ В КРЫМУ В НАЧАЛЕ XIX В

Статья посвящена рассмотрению деятельности Комиссии о поземельных спорах и определения повинностей на Крымском полуострове. Она действовала в 1802-1810 годах. Показаны цели и задачи, поставленные перед Комиссией, основные формы ее деятельности. Всего Комиссией за время существования было рассмотрено более 800 дел, многим собственникам были возвращены их владения или выплачены денежные компенсации. Вместе с тем, в работе Комиссии имелись существенные недостатки, в целом не удалось в то время создать целостную систему решения земельных конфликтов.

Ключевые слова: поземельные отношения, споры относительно земельных владений, «Комиссия. Учрежденная для разборов споров по землям и определения повинностей на Крымском полуострове», регламентация деятельности Комиссии, размеры крестьянских повинностей, итоги деятельности Комиссии.

Российское правительство на рубеже ХУШ-Х1Х веков стояло перед фактом необходимости скорейшего урегулирования вопросов землевладения в Крыму. И власти предпринимают очередную попытку разрешения назревшей проблемы.

Согласно указа Александра I от 19 мая 1802 года была утверждена Комиссия для разбора споров по землям и определения повинностей на Крымском полуострове.

Законодательство возлагало на комиссию единственную задачу: "должно только определить, какие именно земли надлежало признать принадлежащим коренным владельцам, а какие затем должны были сочтены быть пустопорожними и на этом различии основать право татар и оных помещиков возвратить каждому свое" [1, д. 315, л.2]

В состав комиссии вошли: обер-прокурор Межевого департамента действительный статский советник П.С. Ланской, действительный статский советник М.В. Тумановский, обер-секретарь Межевого департамента статский советник Б.И. Крейтер и статский советник П. Сумароков. Главой комиссии был назначен сенатор И.В. Лопухин, снискавший славу либерала и горячего поборника справедливости без оглядки на чины и звания. [6, № 3, с.165] По распоряжению Сената, помимо назначенных из центра чиновников в ее состав вошли и выборные члены — по два депутата от сословий русских помещиков, татарских мурз и татар-поселян. [1, д. 315, л. 1]

С целью предотвращения взяточничества, членам комиссии были установлены достаточно высокие оклады. Так председатель комиссии должен был получать ежемесячно 500 рублей и на дорожные расходы — 5000 рублей, другие члены комиссии по 200 и 150 рублей и на дорожные расходы, соотвественно 2000 и 1500 рублей. По сто рублей ежемесячно должны были получать землемеры. На содержание комиссии, крымские татары платили по две с четвертью копейки, и часть расходов оплачивали Таврические дворяне. [6, с.165]

Для работы комиссии были определены правила, согласно которым все земли в Крыму разделены на четыре класса.

К первому классу были отнесены ханские земли. Но в связи с тем, что с присоединением Крыма к России домен хана перешел к русскому правительству, а специальные повинности заменены общегосударственными, то ханские земли стали принадлежать на правах собственности тем крымским татарам, которых русское

правительство застало живущими на них. Никто и никогда не имел права раздавать такую землю помещикам под видом пустопорожней. [4, с.42]

Второй класс — это земли, составлявшие собственность мурз, которые взимали с татар-поселян в свою пользу десятину и несколько дней отработки в год. В случае, если владельцы-мурзы выселялись из России, не передав никому законным путем свои земли, то земли поступали во владение тех селений, которые на них находились. Их население переходило в категорию казенных поселян (без всяких платежей и отношения к помещику). Когда, переселяясь, мурзы законно передавали владения новым помещикам или сидевшим на землях крымским татарам, то земли признавались собственностью тех, кто получил их путем законной передачи. Население этих имений должно было, как и ранее, платить десятину и отрабатывать 8-10 дневную барщину, в противном случае, крестьяне могли беспрепятственно переселиться.

К землям третьего класса причислялись участки, сады и различные угодья, которыми сами поселяне владели без всякого платежа оброка и на точном праве собственности, которое можно было подтвердить документально, либо дачей торжественной присяги. При этом она имела силу юридического документа, если у русского помещика не было письменных опровержений.

Четвертый класс составили "пустопорожние" земли, т.е. бывшие незаселенными в ханское время, или найденные таковыми при первом обзоре и камеральном описании края или после него. Розданные государством помещикам или перешедшие от них на законном основании к новым приобретателям, они принадлежат своим владельцам на бесспорном праве собственности. К этому разряду земель относятся и, как таковые, могут быть раздаваемы от казны и те, которые, будучи оставлены владельцами, состоят в общей округе и владении целого селения.

В правилах, которыми руководствовалась комиссия в своей деятельности, предписанных к руководству в деятельности, еще раз подтверждалась незыблемость личной свободы крымских татар. Однако оговаривалось, что в случае, когда поселяне были недовольны владельцем или он недоволен ими, стороны могут требовать от властей переселения татар в степной Крым, где крестьянам предполагалось выделять по 60 соток на семью. [6, № 3, с.165]

Анализируя основные аспекты правил, разработанных с целью регламентации деятельности комиссии для разбора споров о землях, прослеживается стремление найти приемлемый юридический механизм для разрешения проблемы. С этой целью оговорены практически все правовые нюансы, но уже на начальном этапе своей деятельности комиссия сталкивается с целым рядом непредусмотренных ранее проблем.

Уже в первый месяц работы комиссии поступило огромное количество жалоб, причем самого различного характера, многие из которых даже косвенно не были связаны с системой землепользования.

На учредительном заседании, которое состоялось 9 сентября 1802 года, было выявлено несовершенство правил. В связи с этим 23 апреля 1804 года издано "Дополнение к начертанию правил комиссии учрежденной для разбора споров по землям". [1, д. 315, л.165] Согласно этому документу были определены предметы, подлежащие действию комиссии: все споры по землям с одной стороны между старыми владельцами мурзами и простыми татарами, а с другой — между нашими помещиками быть могущие должны рассматриваться в комиссии не иначе, как по жалобам и искам той или иной стороны. Комиссия занимается разбором споров и жалоб между частными людьми и не входит в отыскание земель казенных во владение прежних и новых помещиков. Комиссия не входит в разбор о землях, за Перекопом лежащих. Все споры, входящие в комиссию, решались в ней окончательно и на ее решение апелляционные жалобы ни в присутственных учреждениях, ни в правительствующем Сенате не принимались. [1, д. 3, л.6] Также, согласно дополнительным введениям в правила, более ранние документы должны были при разрешении споров

предпочитаться новым. Но и при таких обстоятельствах допускались варианты, согласно которым новый владелец имел возможность оставить за собой приобретенную в Крыму землю, если он успел построить на ней мельницу, фабрику, разбить сад или виноградник. Крымские татары в этом случае должны были получить назначенную комиссией компенсацию. [6, № 3, с.165]

В ходе работы комиссии ее члены вместе с землемерами и переводчиком выезжали на места, ставшие причиной земельной тяжбы, опрашивали истцов и ответчиков, производили необходимые замеры.

Начальный этап деятельности комиссии (1802-1805 г.г.) не принес ощутимых результатов. Так, в 1802 году было решено 8 дел, в 1803 — 14, в 1804 — 4 дела. Но начиная с 1805 года, намечается явный рост эффективности ее работы: в 1805 году было рассмотрено 80 дел, в 1806 — 516, в 1807 — 154. [б, № 3, с.165]

Подобные изменения можно в значительной степени объяснить смещением в июле 1805 г. председателя И.В. Лопухина и назначением на эту должность Дмитрия Борисовича Мертваго.

В период деятельности комиссии под руководством Д.Б. Мертваго не только увеличилось число рассмотренных дел, но и были вскрыты злоупотребления государственных чиновников. По мнению члена комиссии Павла Сумарокова, справедливы были упреки в адрес князя Г.А. Потемкина, "который в чаяньи блага Тавриды, учинил погрешность неосмотрительною раздачею земель. Оныя вместо небольших участков полезным поселянам, назначались тысячами десятин, или боярам, оставившим их без внимания, или неизвестным пришельцам, не ведущим домостроительства и лишенным всяких средств ..." [2, с.161]

Так в частности, в 1787 году по предложению Г.А. Потемкина так называемая Саблынская дача (3 тыс. десятин удобной и 470 — неудобной земли в 15 км к юго-востоку от Симферополя), была отдана жене адмирала Мордвинова и капитану Плещееву, в то время как на территории дачи находились три деревни (Ашага-Собла и Юхары-Собла) с 310 человек населения. [5, с. 277] Подобные факты были выявлены неоднократно, в связи с чем проводились соответствующие расследования. В период своей деятельности, 1802-1810 годах, Комиссией предпринимались значительные усилия для решения поземельных споров в Крыму. Однако ее деятельность не была достаточно результативной. Этому способствовали, в частности, правительственные решения, касавшиеся системы землевладения на Крымском полуострове. Так в 1803 году Комиссия получила правительственное распоряжение, предписывавшее не возвращать крымским татарам земли, переданные помещикам, если последние успели построить на них какие-либо хозяйственные сооружения. [9, с.223]

Помимо поземельного вопроса достаточно остро в этот период стояла проблема несения повинностей поселянами. Если ранее ежегодная крестьянская отработка в пользу мурз и беев составляла, по разным источникам от двух до десяти дней в году и носила характер скорее взаимопомощи, нежели обязанности, то после вхождения Крыма в состав Российской империи ситуация резко изменилась. Вместо взимаемой ранее десятины поборы в отдельных имениях доходили до 1/5-1/3 от производимой продукции, а барщина — до 60 дней в году. Причем подобный произвол имел место как в хозяйствах новых помещиков, так и местных. Вполне закономерно, что эти факты вызывали возмущение у крестьян и огромный поток жалоб в комиссию. В свою очередь депутаты от русских помещиков, Сарандинаки и Поляков, подали в комиссию прошение, в котором мрачными красками характеризовали ситуацию, связанную с крымскотатарскими крестьянами. Простые татары никакой собственности никогда не имели, а жили на ханских и мурзинских землях и за это работали столько, сколько нужно было, без ограничения времени". [7, № 25, с.35] Однако, в ходе работы комиссией были установлены подлинные размеры повинностей, которые несли татары в пользу феодалов в период существования Крымского ханства и сохранены, уже

законодательно, в прежнем виде, т.е. — десятина от производимой продукции и 8-10 дней в году отработки на землях помещиков. При этом допускались варианты. так, в частности, если крестьянин отправлялся на помещичью работу со свои рабочим скотом, то количество дней, отрабатываемых на барщине, сокращалось на один, два и более, в зависимости от количества приводимого скота. Барщина также сокращалась в случае, если расстояние от места жительства до места работы крестьянина составляло более 20 верст — на один день.

Нормальным рабочим днем для крестьянина, отрабатывающего барщину, считалось 8 часов "беспрерывных трудов" и в течение этого времени крестьянин обязан был выполнить определенный объем работы: накосить 5 копен сена или связать 60 снопов хлеба, или засеять поле в 3/4 десятины хлебом, или уехать верхом, или на повозке с кладью до 50 верст, а в повозке на волах до 30 верст. [8, с.35]

На помещичьи работы могли быть привлечены только лица мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет.

Сразу стоит отметить, что, несмотря на правовое урегулирование данного вопроса, и в дальнейшем в отдельных имениях были замечены факты произвольного увеличения повинностей крымскотатарских крестьян.

Согласно установленным правилам, комиссия регулярно обязана была сообщать о своих решениях губернаторскому руководству для приведения их в исполнение. Кроме того, решения комиссии должны были являться основанием к решению поземельных споров, которые могли возникнуть впоследствии. [7, № 25, с.33] По инициативе Д.Б. Мертавого подобные отчеты для гражданского губернатора края составлялись еженедельно, с последующим доведением в земские суды, представители которых обязывались "обстоятельно объявлять татарам требования комиссии". [1, д. 571, л.2]

Комиссия, учрежденная для разбора споров по землям и для определения повинностей на Крымском полуострове, завершила свою работу по указу Сената от 13 сентября 1810 года, 32 чиновника, принимавшие участие в ее деятельности, были награждены орденами, денежными премиями и ценными подарками. [6, № 3, с.165]

Деятельность этой комиссии получила высокую оценку со стороны правительства. В ходе работы, т.е. с 1802 по 1810 г.г., в общей сложности было рассмотрено более 800 дел. [3, № 6, с.3] Из них к производству принято 239, в 97 случаях дело закончилось примирением сторон. Многим собственникам были возвращены их владения, если не полностью, то хотя бы частично, в случае же невозможности возврата, была выплачена денежная компенсация. Всего комиссией было присуждено по 19 делам к выплате 21236 рублей 65 1/2 копейки. [7, № 25, с.79]

Имелся в работе комиссии и ряд недостатков, так, в частности, к рассмотрению были приняты лишь те дела, по поводу которых возникали споры и были поданы соответствующие жалобы, так же, где такие иски не были поданы, а особенно много подобных случаев встречались на Южном побережье Крыма, комиссия не вступала в какое-либо разбирательство.

Безусловно, комиссия за время своей деятельности не смогла в полной мере разработать правовую систему землевладения в Крым, которая стала бы в дальнейшем неоспоримым гарантом разрешения всех спорных вопросов. Но вместе с тем, были разрешены наиболее острые проблемы, намечен путь, следуя которому можно было добиться социальной стабильности на полуострове.

В дальнейшем еще неоднократно возникали ситуации, требовавшие для своего разрешения вмешательства со стороны администрации.

Так, 3 декабря 1819 года был издан указ, которым предусматривалось образовать специальный комитет, состоявший из Сенатора Габлица и Действительных Статских Советников Лавинского и Штера, который должен был заняться разбором жалоб и выработать проект "Правил для основания прочного владения землей в Крыму, на началах справедливости и взаимной пользы жителей".

Правовое положение крымскотатарских крестьян было закреплено в "Положении для татар-поселян и владельцев земли в Таврической губернии" от 22 ноября 1827 года. [7, № 25, с.83] Помимо подтверждения ранее предоставленных прав: право перехода, личная свобода, договорное пользование помещичьей землей, право жалобы в суд на притеснения, освобождение от рекрутской повинности, татарские крестьяне также согласно этому документу получали право подсудности не по воле помещика, а по решению сельской общины. Все эти преимущества татарское крестьянство сохранило вплоть до реформы 1861 года, что давало ему значительные преимущества по сравнению с русскими поселенцами.

Литература и источники

Источники.

1. Государственный архив Республики Крым (ГАРК), ф. 24 (фонд Комиссии, учрежденной для разбора споров по землям и для определения повинностей на Крымском полуострове), оп. 1,д. 315, д. 758.

2. Сумароков П. Досуги Крымского судьи или второе путешествие в Тавриду. — СПб.: Императорская типография, 1803. — 230 с.

Литература.

3. Айдуллаев И. Земельная политика в Крыму (ХУШ-Х1Х в.в.)/ Голос Крыма. — 1999, № 6.

4. Блюменфельд Б.Ф. Крымско-татарское землевладение (историко-юридический очерк). Одесса: Типография "Одесский вестник", 1888. — 123 с.

5. Возерин В.Е. Исторические судьбы крымских татар. — М.: Мысль, 1992. — 386с.

6. Дерий С.П. К вопросу о деятельности комиссии по разрешению земельных споров (18021810 г.г.)// МАИЭТ. — 1993. — № 3.

7. Лашков Ф.Ф. Исторический очерк крымскотатарского землевладения. // ИТУАК, 1896. — № 24.

8. Секиринский С.А. Аграрные отношения в Крыму в период позднего феодализма (XVI — нач. XIX в.в.). — Симферополь: Изд-во Симферопольского государственного университета, 1984. — 226 с.

9. Шаутин П.В. В составе Российского государства (первая половина XIX в.).// Крым от древности до наших дней. Под ред. Э.Б. Петровой. — Симферополь: ИД "ЧерноморПресс", 2010. — 667 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.