АДМИНИСТРА ТИВНОЕ ПРАВО
УДК 342.9.07
А. В. КАЛЯШИН, старший преподаватель кафедры управления и административно-правовых дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказания, кандидат юридических наук
О ПУБЛИЧНОИ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье исследованы вопросы становления публичной службы Российской Федерации, которая объединяет четыре вида служб (государственная служба, муниципальная служба, служба на государственных и муниципальных должностях Российской Федерации, служба в государственных и муниципальных учреждениях). В случае разработки и принятия Федерального закона о публичной службе Российской Федерации рассмотрено его предполагаемое место в законодательстве о государственной службе.
Ключевые слова и словосочетания: публичная служба Российской Федерации, государственная служба, муниципальная служба, служба на государственных и муниципальных должностях Российской Федерации, служба в государственных и муниципальных учреждениях, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
>
<ч а а
и
и Д
В
Annotation. The article explores the issues of forming the public service of the Russian Federation, which will bring together four types of services (public service, community service, service to the state and municipal positions of the Russian Federation, in the office of the state and municipal institutions) . In the case of development and adoption of the Federal Law on Civil Service of the Russian Federation it is considered its intended place in the law on public service, and the provision of the service in the institutions and in the penal system.
Key words and phrases: public service, community service, service to the state and municipal positions, municipal institutions, service in the institutions, the penal system.
u s a
о
^
0 «
u
¥ a -с a
1
о
^
0 «
1 £
«
a s
u
eq
В настоящее время в теории права поднимается вопрос о становлении публичной службы Российской Федерации (далее - РФ), которая объединила бы такие четыре вида служб, как: государственная служба, муниципальная служба, служба на государственных и муниципальных должностях РФ, служба в государственных и муниципальных учреждениях.
Многие ученые указывают на такую общую сущность этих видов служб, как реализация публичной власти, что предполагает объединение их под одним термином «публичная служба».
В российском законодательстве не используется применяемый в миро-
вой правовой практике термин «публичная служба», вместе с тем существует необходимость введения в российское право более емкого понятия, объединяющего все виды службы.
Например, французское законодательство достаточно полно и четко регулирует организацию государственной службы в стране. Детальная регламентация гражданской службы осуществляется «Общим статутом публичной службы», включающим четыре закона, которые являются его разделами:
о правах и обязанностях чиновников;
положения статута о государственной публичной службе;
положения о местной публичной службе;
положения статута о государственной медицинской службе [1].
М. В. Ремизов считает: «... публичная служба - это профессиональная деятельность определенного контингента лиц (публичных служащих) по организации исполнения и практической реализации полномочий государства, субъектов федерации, органов местного самоуправления и их структурных подразделений по регулированию общественных отношений на территории РФ (территории субъекта РФ, территории муниципального образования) в интересах всего народа путем издания обязательных для исполнения актов и применения государственного принуждения в необходимых случаях. Таким образом, публичная служба - это профессиональная деятельность по организации исполнения и практической реализации публичной власти» [2, с. 58].
К основным видам публичной службы относят:
1. Государственную службу. Правовые и организационные основы системы государственной службы РФ, в том числе системы управления государственной службой России, определяет Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О системе государственной службы Российской Федерации» [1].
2. Муниципальную службу. Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан РФ, граждан иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 7.05.2013) «О муниципальной служ-
бе в Российской Федерации» [3, ст. 1152], [3, ст. 2326].
3. Службу на государственных и муниципальных должностях РФ. В рамках данного вида публичной службы осуществляют свою деятельность лица, представляющие Российское государство, муниципальные образования и осуществляющие наиболее значимые публичные функции.
Указом Президента РФ утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации [4, ст. 2063], [4, ст. 2326], предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами РФ и РСФСР, согласно которому к указанным должностям относятся, в частности, должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, федерального министра (например, Министр юстиции РФ) и др.
К муниципальным должностям относятся должности выборных должностных лиц местного самоуправления [5, ст. 3822], [5, ст. 2329]. Право- ^ вое регулирование службы на государ- ^ ственных и муниципальных должностях
в основной своей части относится к а
а
предмету конституционного или муни- о
ципального права. Нормативного пра- ^
вового акта, устанавливающего едино- ¡^
образные нормативные основы данного ^
вида службы, в настоящее время нет. |
Служба на государственных и муници- Ц
пальных должностях регулируется, как |
правило, применительно к конкретным ^
должностям. ^
4. Службу в государственных и | муниципальных учреждениях. Государ- ^ ственные и муниципальные учреждения ^а создаются в некоммерческих целях и Ц решают задачи, стоящие перед государ- | ством и местным самоуправлением. ^ Правовое регулирование данного вида ^ публичной службы регулируется трудовым законодательством. ^
о *
В науке административного пра- а ва предлагается целесообразным при- | нять единый законодательный акт, ко- ^
>
<ч а а
и и
8' а
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1 £
а «
и
торый будет направлен на комплексное регулирование публичной службы РФ.
С. Е. Чаннов пишет: «На первоначальном этапе возможно принятие базового федерального закона о публичной службе, регулирующего только наиболее общие вопросы взаимосвязи всех видов публичной служебной деятельности. Впоследствии, однако, целесообразной выглядит разработка такого комплексного документа, как Служебный кодекс» [6, с. 109].
Т. В. Баранник Федеральный закон «О публичной службе Российской Федерации» представляет как законодательный акт, составляющий основу для всех видов государственной службы, муниципальной службы, деятельности лиц, замещающих государственные и муниципальные должности. В качестве основных положений проекта он выделяет следующие 4 раздела:
1) понятие и состав публичной службы;
2) основы правового статуса государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государст-
венные должности: права, обязанности; ограничения, связанные с занимаемыми ими должностями;
3) основные гарантии деятельности указанных лиц;
4) обеспечение взаимосвязи всех видов государственной службы, муниципальной службы и деятельности лиц, замещающих государственные должности [7, с. 56].
В случае разработки и принятия федерального закона о публичной службе РФ он займет место базового законодательного акта для всех видов публичной службы. Закрепленные в законе основные термины, виды публичной службы, основы правового статуса служащих публичной службы, а также вопросы обеспечения взаимосвязи всех ее видов будут распространяться в том числе на службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы ее сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих, служащих (например, советник, консультант и др.) ФСИН России.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.gmu-countries.ru/europa/france/france-gs.html.
2. Ремизов М. В. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против интересов публичной службы (гл. 30 УК РФ): дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. Ярославль, 2004.202 с.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 10; 2013. № 19.
4. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22; 2013. № 19.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013). Часть 1 ст. 2, ст. 40. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40; 2013. № 19.
6. Чаннов С. Е. Право на доступ к публичной службе Российской Федерации // Администратор суда. 2009. № 1.
7. Баранник Т. В. К вопросу о становлении публичной службы Российской Федерации // Юридический мир. 2009. № 1.
© Каляшин А. В.
А А А