Научная статья на тему 'О психологической сущности экстремистской деятельности'

О психологической сущности экстремистской деятельности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
171
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О психологической сущности экстремистской деятельности»

А. М. Сысоев*

о психологической сущности экстремистской деятельности

По своей сущности экстремизм — это многоаспектное, имеющее разнообразные формы явление, воспринимаемое в обществе с различных позиций, но в любом случае небезосновательно утверждение, что «он является олицетворением определённого рода негативных проявлений, имеющих целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод че-ловека».231

«Экстремизм есть проявление поведенческой активности человека, а всякое её проявление априорно детерминировано психической структурой личности. Именно поэтому, нарушение психической структурой личности — деструктивность, является, наряду с социально-политическими и экономическими, важнейшим фактором экстремизма».232

Криминологические аспекты экстремизма, под которым понимается приверженность крайним взглядам и мерам в общественном бытии и сознании, изучены слабо. Между тем это явление, как своего рода антипод упорядоченной, стабильной, спокойной жизни общества, безусловно, относится к разряду социально негативных и уже в этом качестве представляет интерес для исследователей. Экстремизм предстает перед нами, с одной стороны, как социальный феномен, с другой стороны — это определённая деятельность, которая проявляется в социальной действительности в виде определённых действий.

Как отмечает В. А. Бурковская, «экстремизм — это не только система взглядов, но и совокупность действий, направленных на их реализацию. В том случае, если они сопряжены с посягательствами на общественные отношения, находящиеся под охраной уголовного закон, экстремизм становится крими-

нальным».233

Р. М. Узденов, отталкиваясь от энциклопедического определения экстремизма, делает вывод, что идеология экстремистов предусматривает некий тип девиантного поведения, определяемого как поведение, не соответствующее сложившимся в определенной сфере общества (общества в целом) нормам и ценностям. Следовательно, делает вывод автор, логично предположить, что

* Александр Михайлович Сысоев — кандидат психологических наук, начальник кафедры уголовного права и криминологии Вологодского института права и экономики ФСИН России (Вологда, Россия).

© А. М. Сысоев, 2008

231 Залужный А.Г. Правовые гарантии противодействия экстремистской деятельности в политической, религиозной и других сферах общественной жизни // Закон и право. —2002. — № 9. — С. 29.

232 Храпов СА. Деструктивность как фактор экстремизма // Экстремизм как социально-философское явление. — Орёл, 2007. — С. 15.

233 Бурковская В.А. К вопросу о формах криминального экстремизма в российском законодательстве // «Чёрные дыры» российского законодательства. — 2005. — № 1. — С. 107.

Криминологические отрасли

целью экстремистов будет являться изменение существующего положения вещей. Этот существующий порядок, отрицаемый экстремистами, представляют собой общественные отношения, обеспечивающие реализацию основ конституционного строя как исходного принципа существования личности, экономических отношений, общественного и государственно строя.234

Всякая деятельность имеет свою психологическую структуру. Согласно базовой схеме А. Леонтьева, любая деятельность имеет трёхчленное строение. Деятельности в целом соответствует мотив — предмет потребности человека, на удовлетворение которой направлена деятельность. Мотив как предмет, удовлетворяющий потребность, обладает двумя функциями. Во-первых, это побудительная функция, побуждающая человека к данной деятельности. Во-вторых, смыслообразующая функция, придающая данной деятельности особый личностный смысл.

Деятельность состоит из действий, каждое из которых направлено на достижение целей. Обычно достижение мотива всей деятельности складывается из реализации промежуточных целей. Действия, в свою очередь, складываются из отдельных операций. Операция — первичная единица деятельности. Это задача, данная в определенных условиях. Решая такие задачи, человек совершает действие. За счет осуществления цепочки действий достигается мотив, то есть осуществляется определенная деятельность в попытке реализовать запланированную цель.

Центральное место при определении сущности экстремизма занимает ксенофобия, которая представляет собой чувство неприязни, ненависти, нетерпимости к инородному, чужому и непонятному. Ксенофобия проявляется в идее целого спектра отрицательных чувств — собственного превосходства, агрессии, зависти или страха. Примерами ксенофобии выступают: русофобия, предвзятое отношение к кавказцам, юдофобия и т.п.

А.Р. Ратинов, М.В. Кроз, Н.А. Ратинова определяют ксенофобию как негативное, эмоциональное окрашенное, иррациональное по своей природе (но прикрывающееся псевдорациональными обоснованиями) отношение субъекта к определённым человеческим общностям и их отдельным представителям — «чужакам», «иным», «не нашим». Результатом подобного отношения в социально-перцептивном плане выступает формирование в сознании индивида устойчивого «образа врага». Таким образом, ксенофобия — это внутреннее, интрапсихичес-кое образование. Но она может проявляться и вовне, определяя широкий спектр форм поведения индивида по отношению к объектам ксенофобии.235

Как отмечает Е.Н. Юрасова: «Первое, что можно выделить общего в описании ксенофобов, это резкое противопоставление себя и другого. Человек другой национальности воспринимается как отличающийся по поведению, чувс-

234 Узденов Р.М. К вопросу об определении объекта преступных проявлений экстремизма // «Чёрные дыры» российского законодательства. — 2007. — № 2. — С. 465.

235 Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика / Под ред. А.Р. Ратинова. — М., 2005. — С. 7.

твам, личностным характеристикам, жизненным ценностям, внешнему виду, даже если объективные факты свидетельствуют об обратном. Второе — факт отличия расценивается как отрицательная характеристика. Такая оценка возникает тогда, когда отличие воспринимается как таящее угрозу. Таким образом, можно предположить, что центральным психологическим переживанием при ксенофобии является страх перед чем-то непохожим, неизвестным, неопределённым (как это и следует из определения). Поэтому ксенофобию можно рассматривать как низкую устойчивость к неопределённости».254

Если рассматривать данное положение в качестве основы, становится понятно, что устойчивость к неопределённости будет порождать связанные с ним вполне определённые социально-негативные качества и в первую очередь нетерпимость к любым отличиям.

Низкая устойчивость к неопределённости должна рождать тревогу в любой неопределённой ситуации, поэтому ксенофобы должны обладать жёсткой внутренней системой оценок и правил и стремлением всегда поступать в соответствии с ними. В когнитивной сфере этому соответствует полярность в мышлении. Полярность будет распространяться также на аффективную сферу в целом: положительное отношение превращается в восхищение, фанатизм, вплоть до готовности пожертвовать своей жизнью, отрицательное — в ненависть и агрессию, вплоть до готовности лишить жизни другого.236

Отсюда мы можем исходить, что экстремистская деятельность — это совокупность действий, в основе мотивации которых лежит желание причинения вреда на основании ненависти по расово-этническим, национальным, религиозным или социальным признакам с проявлением различных форм насилия (физического или/и психического).

236 Юрасова Е.Н. Психология формирования ксенофобии // Юридическая психология. —2006. — № 4. — С. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.