ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
%
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 1599 : 62 С. Л. ЧЕРЕНКОВА
Брянский государственный технический университет
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ
В процессе реформировании и модернизации российской системы образования повышение психологической компетентности специалиста приобретает особую актуальность. Используя идеи интегративного и деятельностного подходов, автор предлагает интеграцию психологической подготовки с дисциплиной «Физическая культура». Именно в этом процессе возникают объективные условия для синтеза теоретической и практической подготовки, актуализации относящихся к учебному материалу психологических знаний и развития на этой основе психологической компетентности специалиста в сфере техники и технологий.
Ключевые слова: компетентность, интеграция, подготовка специалиста, психология, физическая культура, самопознание.
В современном российском обществе все большее значение начинает придаваться эффективности межличностного общения, культуре коммуникации, а следовательно, усиливается потребность в коммуникативной грамотности личности. К большинству выпускников высшей школы предъявляются такие требования, как готовность к коллективной деятельности и умение управлять коллективом хотя бы на уровне малой группы. Это обусловлено развитием сфер высокотехнологичного интеллектуального труда, включающего практическое знание о человеке и его возможностях как необходимую компоненту. В настоящее время от специалиста любого профиля требуется
умение выявлять и наилучшим образом использовать индивидуальные качества тех, с кем ему приходится работать, и свои собственные. Тем более это значимо для тех, кто так или иначе вынужден выполнять функции руководителя. А.А.Бодалев подчеркивает важность развития у них способностей глубоко и точно понимать особенности внутреннего мира партнера по общению, вчувствоваться в другого человека как в собственное «Я», видеть психологически значимые внутренние качества за их внешними проявлениями [1]. При этом речь идет не только о передаче знаний, формировании умений в образовательном процессе, а о развитии профессионально значимых качеств
личности будущего специалиста. Все эти тенденции определяют необходимость выделения в структуре профессиональных черт специалиста сферы психологической компетентности, которая обуславливает воспитывающее влияние субъектов познания через механизмы формирования готовности и способности личности использовать теоретические знания и практический опыт, для решения задач, связанных с психологическим обеспечением профессиональной деятельности. Психологическая компетентность обобщенно понимается как совокупность знаний психологии, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик. Сегодня данный вид компетентности понимается как интегральная характеристика конкурентоспособной личности [2 — 9].
Существенное упущение действующего Стандарта состоит в недостаточном учете современного состояния психологической науки, уровня её развития и дифференцировании, ее особой актуальности и перспективности в условиях социально-экономических сдвигов в нашей стране. Принципиальное отставание содержания психологической подготовки заключается не в том, что она не удовлетворяет личностно-познавательные запросы студентов. Изменилась ситуация в самой практике: она стала нуждаться в практических психологических подходах, они стали реально востребованы. Тем более, то психология на сегодняшний день уже располагает не только широким набором психолого-педагогических исследований, но и весьма широким освоенным социальным полем, одним словом, она сформировалась как профессиональная психологическая практика. Сегодня психологическую подготовку можно построить таким образом, что она будет способна эффективно решать реальные задачи профессиональной деятельности. Однако проблему психологической компетентности также невозможно адекватно решить, рассматривая «только в профессиональной плоскости», вне одновременного понимания человека как индивида, личности, индивидуальности.
При этом существует личностный интерес студентов к психологии. Интерес этот проявляется к психологии «Эго», к проблемам межличностного общения, продуктивной коммуникации. Но традиционные академические способы проведения занятий по психологии не позволяют результативно реализовать этот интерес, так как:
— в основном используется, так называемый академический, научный стиль преподавания материала, рассчитанный, главным образом, на информирование студентов, приобретение ими основ научных знаний;
— отсутствует постановка задачи личностного развития студентов за счет приобретенных на теоретических занятиях по психологии знаний, а также умений и навыков, формируемых в ходе лабораторных и практических занятий;
— получаемые знания лишь фрагментарно отражают окружающий мир, не становясь звеном в познании целостного человека.
Таким образом, уровень преподавания и изучения психологии, адекватной целям и содержанию инженерно-технического образования, далеко не отвечает роли этой дисциплины в профессиональной деятельности специалистов.
С другой стороны, недостаточные сроки психо-лого-педагогической подготовки в техническом вузе сужают возможности для решения поставленных задач. Совершенно очевидно, что ни 18 часов лекционных занятий и 36 часов самостоятельной работы
(таков объем курса «Основы педагогики и психологии»), ни даже значительно большего числа часов недостаточно, чтобы дать студенту основы психологопедагогического видения проблем, с которыми специалист технического профиля встретится в своей профессиональной деятельности. Экстенсивный путь решения этой проблемы связан с увеличением времени обучения. Однако было бы утопично надеяться на существенное увеличение времени, отводимого на изучение психологии в технических вузах. Из-за большой насыщенности образовательной программы также сложно найти ресурсы для факультативных занятий по повышению психологической компетентности.
В итоге будущие специалисты не способны правильно оценить свои личностные особенности и возможности.
Выход из сложившегося положения следует искать в таких методах обучения, при которых задача увеличения объема приобретаемых знаний решалась бы не за счет увеличения трудозатрат и времени обучения, а за счет внедрения новых форм и методов, направленных на интенсификацию процесса обучения.
Наиболее перспективным направлением в решении данной проблемы мы считаем интеграцию с другими дисциплинами гуманитарного цикла, а именно, с дисциплиной «Физическая культура», так как целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Польза от этого будет обоюдная, поскольку происходящее теоретико-методологическое переосмысление сущности физической культуры, раскрытие ее духовного, социокультурного смысла и реализация его в практической деятельности требуют установления межпредметных связей дисциплины «Физическая культура» с другими дисциплинами образовательнопрофессиональной программы. Огромный потенциал физической культуры в системе высшего образования не должен ограничиваться только улучшением физической подготовленности студентов, здоровья или другими формами двигательной активности. Физическая культура — средство развивающего, формирующего и совершенствующего воздействия на личность студента и может быть направлена на решение психофизических, эстетических, гуманистических и творческих задач. Указанный потенциал слабо реализуется в практике физического воспитания студентов, его следует расширять и культивировать в содержании и построении учебного предмета «физическая культура» в вузе.
Дальнейшее развитие теории и методов физического воспитания, по нашему мнению, в существенной степени зависит от степени вовлеченности в этот процесс научных знаний из области возрастной и общей психологии.
Психологическая наука, взаимодействующая с закономерностями огромного числа раздробленных и частных биологических и социальных наук о человеке, остро нуждается в механизмах реализации интеграционных процессов. Присваивая психологическую информацию, ассимилируя ее в своем внутреннем мире, человек переходит на новый уровень взаимоотношений с миром и самим собой. Однако от приобретения студентом общеобразовательного психологического знания до профессионального оперирования им существует очень большая дистанция. Ее преодоление всегда было и остается трудной задачей в системе вузовской подготовки. Главное научить студентов применять полученные знания
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010
в работе с людьми, анализировать и прогнозировать их и свое поведение. При этом важной задачей становится не только передача студенту исчерпывающей информации по проблеме, сколько создание предпосылок для его активного вовлечения в процесс повышения психологической компетентности и придание соответствующего мотивационного «импульса».
Следует также подчеркнуть, что спецификой психологической компетентности является то, что она возникает вследствие саморефлексии, саморазвития, личностного роста, самоорганизации и интеграции личностного, социального и профессионального опыта.
Процесс физического воспитания студентов должен проходить с учетом их потребностей в самопознании, тем более что в юношеском возрасте заметно повышается интерес к физическому самосовершенствованию и самоопределению в физкультурной деятельности.
Занятия спортом немыслимы без познавательной активности: 1)познание себя в деятельности; 2) познание чувственной стороны спортивной практики; 3) познание спортивной деятельности, законов спорта.
Познавательная активность распространяется и на практические элементы спортивной жизни. Человек обязан формировать субъективные знания и умения с помощью технической, тактической подготовки. Ему необходимо осваивать специфические условия общения, самоуправления, реагирования. Он должен стремиться к решению проблем алгоритмизации профессионально значимых действий и развития вариативности их интегрального использования в различных ситуациях (накопление опыта). Известный психолог в сфере спорта А.Ц. Пуни отмечал, что в процессе занятий спортом человек ...познает не только объективные обстоятельства, в которых развертывается его деятельность, не только все ее содержание, но и, прежде всего, самого себя в целях всестороннего самосовершенствования, общается с другими людьми в целях обеспечения «максимального эффекта совместных действий» [10].
Для одних физические упражнения становятся средством совершенствования своего телосложения и укрепления соматического здоровья, повышения физической работоспособности, для других — средством психической саморегуляции, переживания положительных эмоций, для третьих — средством самоутверждения. Интерес молодых людей к самому себе, познанию своих индивидуальных особенностей формируется благодаря возможности выбора ими из многообразия различных способов физического совершенствования такого, который, с одной стороны, соответствует индивидуально-психологическим особенностям (проще говоря, нравится), а с другой — способствует укреплению здоровья. В этом случае огромное значение приобретает вооружение его знанием об индивидуально-типологических особенностях личности. Изложение этой темы само по себе представляет огромный интерес. Так в ходе занятий по курсам формируется готовность и возможность студента осуществлять самодиагностику уровня здоровья, выявлять свои индивидуальные психологические особенности и наиболее подходящие для них виды спортивной деятельности, проводить самооценку и самоанализ процесса и результатов психофизического развития, тем самым, стимулируя процессы рефлек-сии, позитивного самоизменения в образовательном процессе.
Предлагаемые условия ставят студентов перед
необходимостью оценить правомерность некоторых суждений, актуализации относящихся к учебному материалу знаний применительно к ситуации обучения и воспитания, исследовательским процедурам и т.д. Имеются и задачи, предполагающие в ходе их решения открытие студентом субъективно нового знания. Такая работа способствует как лучшему усвоению определенных понятий, так и дифференцированию стоящего за ним содержания. Именно в этом процессе возникают объективные условия для синтеза теоретической и практической подготовки, развития на этой основе психологической компетентности и возможности ее реализации в естественно протекающей профессиональной деятельности.
Все это приводит к тому, что процесс изучения психологии превращается из самоцели в источник развития будущего специалиста.
Таким образом, предлагаемый подход к формированию психологической компетентности специалиста будет способствовать:
— ориентации педагогического процесса на работу с целостным человеком, в совокупности его психологических, биологических и социальных качеств;
— переводу процесса развития субъекта из состояния внешнего управления в самоуправление;
— повышению мотивации студентов и, как следствие, повышению качества усвоения учебного материала;
— переводу теоретических психологических знаний в умения использовать эти знания в процессе познания других людей и взаимодействия с ними, а также в процессе самопознания и саморазвития;
— повышению уровня рефлексии у будущих специалистов путем формирования у них разных способов самопознания.
Все это в совокупности позволит расширить угол зрения на проблему самореализации личности, ориентации преподавателей на максимальный учет возможностей студентов и тем самым повысить продуктивность образовательного процесса в направлении формирования психологической компетентности будущего специалиста.
Библиографический список
1. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека : характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. — М. : Флинта ; Наука, 1998. — 168 с.
2. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. — М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2003. - 400 с.
3. Максимов, Г.К. Акмеологические условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие конкурентоспособности специалиста : автореф. дис. ... канд. психол. наук / ГК. Максимов. — М., 2008. — 25 с.
4. Багдасарьян, Н.Г. Психология в цикле социально-гуманитарных дисциплин в техническом вузе / Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко // Психологический журнал. — 2000. — № 2. — Т. 21. — С. 108—112.
5. Зобов, Р.А. Культура как основа интегративных форм саморегуляции / Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев // Введение в челове-кознание. — СПб., 2001. — С. 231 —242.
6. Абдуллина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдуллина // Высшее образование в России. — 1993. — № 3. — С. 3 — 8.
7. Исаев, Е.И. Проблема проектирования психологического образования педагога / Е.И. Исаев // Вопр. психол. — 1997 — № 6. — С. 2— 14.
8. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии : учеб. пособие / В.Н. Карандашев. — СПб., 2006. — С. 4 — 19.
9. Щербакова, Т.Н. Психологическая компетентность учителя : акмеологический анализ : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Т.Н. Щербакова. — Ростов н/Д, 2006. — 41 с.
10. Пуни, А.Ц. Проблема личности в психологии спорта / А.Ц. Пуни. — М., 1980. — С. 2 — 28.
ЧЕРЕНКОВА Светлана Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт» Брянского госу-
дарственного университета, соикатель кафедры педагогики Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]: cherenkovabstu@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.12.2009 г.
© С. Л. Черенкова
УДК 37.oi5.3i т. М. КОЖАНОВА
Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ_________________________________________
Статья раскрывает сущность технологии формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Представлено содержание каждого из этапов технологии: диагностико-аналитического, целевого и процессуально-деятельностного.
Ключевые слова: технология, родительско-детские взаимоотношения, дети с проблемами в развитии.
Проблема родительско-детских взаимоотношений является актуальной в современном мире, т.к. влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительско-детские взаимоотношения являются основными в современной нуклеарной семье. Отношения между родителями и детьми являются производными от всей системы внутрисемейных связей и важным условием социализации ребенка, особенно с ограниченными возможностями здоровья [1 — 3].
Технология формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья состоит из трех этапов.
Первый этап технологии формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно условно назвать диагностико-аналити-ческим. Изучение отношений родителей к детям и детей к родителям — важный аспект в организации педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
На данном этапе использовались следующие принципы изучения:
— системность и последовательность — изучение проводилось не от случая к случаю, а в определенной системе в соответствии с задачами формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;
— планомерность — методы и способы изучения избирались в соответствии с содержанием и применялись в определенные сроки;
— научность — использовались известные методики, что не исключало творческого подхода, главное — обеспечение достоверности изучения;
— разносторонний подход — проводилось комплексное изучение проблемы.
Только ясное представление о том, на что будет направлено внимание на диагностическом этапе (что изучать, как изучать, для чего изучать), позволит управлять процессом педагогической помощи. Поэтому было разработано содержание деятельности на диаг-ностико-аналитическом этапе формирования родительско-детских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для получения информации по интересующей нас проблеме было проведено изучение:
— эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения родителей к детям;
— эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов отношения детей к родителям;
— стилей межличностных взаимоотношений между родителями и детьми.
— содержания и методов педагогической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, реализуемых в образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагогов с родителями и детьми).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ