СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 316.342.5
О ПРОЦЕССЕ СТРАТИФИКАЦИИ ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
© 2010 г. Д.А. Гугуева
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
пр. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038, Nagibin Ave, 13, Rostov-on-Don, 344038,
[email protected] [email protected]
Анализируется роль Интернета в современном информационном обществе, и ставится проблема стратификации Интернет-аудитории. На основе существующей теории стратификации разработана примерная модель стратификации Интернет-сообщества. Изучаются вопросы, связанные с информатизацией и компьютеризацией современного общества. Проводится сравнение стратификации off-line и on-line аудиторий и отличие информационного от других типов обществ известных современной науке. Раскрываются основные характеристики информационного общества. Подтверждается важность Интернет-ресурсов в социуме, выделяются несколько уровней пользователей данными ресурсами.
Ключевые слова: информационное общество, стратификация, Интернет, Интернет-сообщество, Интернет-аудитория, оп-line и off-line сообщества.
The Internet and modern information society is considered. The problem of stratification of the Internet audience is studied. On the basis of the existing theory of stratification the approximate model of stratification of Internet community is resulted. The problems connected with information and a computerization of a modern society are studied. In article stratification comparison off-line and on-line audiences is resulted. Difference of information type of a society from other types of societies known to a modern science reveals. The basic characteristics of an information society reveal. Importance of a role the Internet of resources in a modern society reveals. The social role of Internet is defined. In article some levels of users the Internet are allocated with resources.
Keywords: information society, stratification, the Internet, the Internet community, the Internet audience, on-line and off-line community.
В современных условиях главным фактором общественных изменений становятся производство и использование информации, теоретическое знание начинает активно способствовать формированию новой социальной структуры общества, новых моделей управления. Если в традиционном обществе основным ресурсом является земля, а в индустриальную эпоху центральное место занимают собственность и капитал, то в информационном обществе доминирующую роль играет сфера информационных услуг.
Проблемы информационного общества попали в центр внимания специалистов гуманитарных и технических наук во 2-й половине 50-х гг. ХХ в. Первым из них разрабатывать эту тему стал Н. Винер [1], а вслед за ним и другие философы и социологи современности (Ю. Хабермас, Ж. Бодрийяр, Э. Гидденс, У. Бек, Н. Луман, М. Кастельс, И. Валлерстайн [2]). Большое влияние на формирование подходов к изучению информационного общества оказал Э. Тоффлер [3].
Строго говоря, в чистом виде информационного общества сегодня не существует, и маловероятно его появление в будущем. Речь скорее идет о новой стадии («волне» в терминологии Э. Тоффлера) индустриализации, породившей индустриально-информаци-
онное общество, в котором существует паритет между новыми и традиционными ценностями и социальными механизмами. Это новая форма цивилизации, генерирующая современные структуры и соответствующие социально-политические механизмы решения проблем, связанных с развитием отраслей информационной технологии. В этом обществе организационные структуры бюрократического типа замещаются подвижными структурами более мелких временных союзов владельцев общей информации. Знания и информация станут базой для его организации, а также ключевым источником инноваций и социального динамизма. Основа стратификации рассматриваемого нами общества не собственность, а знания и доступ к информации, при этом статусная дифференциация зависит от образования, профессионализма и квалификации. Знания и контроль над информацией дают власть и возможность влияния на социум.
Специфическими чертами информационного общества являются дестандартизация, т.е. укрепление чувства «community» (соседства, общины), возникновение добровольных союзов людей (электронных сообществ) в рамках единого информационного пространства и демассификация всех сторон социальной жизни, а так-
же высокий уровень инновативности и ускоренные темпы социальных изменений. Это означает, с одной стороны, интенсификацию и неустойчивость социальных связей, преобладание «модульных» отношений в сфере межличностного общения (связь устанавливается не с целостной личностью, а только с определенной ее функцией), рост социальной напряженности, а с другой - высокую социальную мобильность (особенно среди профессионалов и интеллектуалов) [4].
Информационное общество отражает сегодня проблемы социальных отношений: имея огромный внутренний демократический потенциал, позволяя сделать открытым для граждан любое государственное учреждение или частную компанию благодаря возможности обнародовать разнообразные сведения и организовать доступ к ним, это общество, как и традиционные, оказалось неоднородным, поделенным на страты, на богатых и бедных. Граница пролегает теперь между теми, кто располагает техническими возможностями и необходимым образовательным уровнем для пользования Интернетом, и теми, кто из-за отсутствия средств на приобретение компьютеров и низкой квалификации в области информационных технологий не имеет выхода в глобальную Сеть. Это неравенство проявляет себя и в использовании новой телефонии, и в получении сведений из различных источников информации. Появление информационно богатых и информационно бедных внутри отдельных государств, присутствие или, напротив, отсутствие в глобальной Сети тех или иных стран объясняется прежде всего экономикой и политикой.
Мир стоит на пороге новой информационной цивилизации. Ее первой фазой является постиндустриальное информационное общество, в котором должны радикальным образом измениться условия труда, быта и отдыха людей, их представления об образе жизни, удобствах и культуре, пространстве и времени. Именно поэтому информатизация общества и её социальные последствия необходимо рассматривать как магистральное направление общественного прогресса на современном этапе развития цивилизации.
Одним из основных условий формирования информационного общества рассматриваются высокотехнологичные информационные сети, т.е. Интернет. Виртуальное пространство объединяет те слои населения Земли, которые добились для себя привилегированного положения в сфере получения и создания информации.
Интернет вслед за компьютерами все больше входит в нашу жизнь и все чаще становится неотъемлемой частью нашей работы и времяпрепровождения, источником получения новых знаний и необходимой информации, а также средством общения и досуга. С его помощью, не перемещаясь территориально, мы можем в любое удобное для нас время побывать в любой точке Земли и даже в космосе. То, что казалось фантастикой еще в 80-х гг. ХХ в., сейчас реальность.
Вопрос стратификации Интернет-сообщества сегодня очень актуален. Классическая теория социальной стратификации объясняет причины расслоения
общества, его социальной неоднородности, а также неравенства, неодинаковости социального положения людей. Основатель данной теории П. Сорокин выделяет четыре главных её измерения - доход, престиж, власть и образование [5]. Они определяют местоположение человека в социальной структуре off-line-общества. Мы же говорим о необходимости создания стратификационной системы оп-Ипе-социума.
Рост пользователей Интернета наблюдается во всем мире, в России его применяют для различных целей 32,8 % всех россиян. В настоящее время Интернет развивается экспоненциально: каждые полтора-два года его основные количественные показатели (число пользователей подключенных компьютеров, объем информации и трафик, количество информационных ресурсов) удваиваются [6].
Интернет из всемирной компьютерной сети, объединяющей миллионы компьютеров в единую информационную систему, превратился в социум, включающий миллионы людей по всему миру.
Интернет бурно развивается и качественно. Границы его применения в жизни человечества постоянно расширяются, появляются совершенно новые виды сетевого сервиса и телекоммуникационных технологий, использующихся даже в бытовой технике. Меняется мировоззрение и психология людей. Молодые люди, выросшие в эпоху телекоммуникационных технологий, с детства привыкшие к использованию компьютеров в образовании, развлечениях, на работе, живут в ином восприятии информационного пространства. Для них общение со сверстником из другой части света или мгновенное получение сведений по любому вопросу дело совершенно обыденное. Они не хотят получать знания из книг - для чего перебирать многотомные издания библиотек, если лишь с помощью одного щелчка мыши можно узнать все, что тебе нужно. С развитием Интернета возрастают и информационные потребности «сетевого поколения». В связи с этим возникает необходимость его изучения как социального института.
Социальная роль Интернета может быть определена следующим:
- он позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;
- не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот - они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;
- не навязывает информацию, а только предлагает к добровольному восприятию, позволяя стать участником информационного процесса любому человеку;
- в отличие от СМИ, которые его блокируют, раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;
- делает высказанные через Интернет мнения доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В сети информация не погибает;
- создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Эти сообщества самоорганизовываются и самоуправляются, изменяя при этом структуру общества;
- в Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять [7].
Если классическая структура социальной стратификации основана на вертикальном расслоении социальных слоев, то в Интернете подобное расположение достаточно условно, и, по нашему мнению, может выглядеть таким образом:
I уровень - высший. Программисты, разработчики и создатели сайтов, хакеры. Предполагается, что они могут использовать максимум Интернет-возможностей и ресурсов.
II - самый многочисленный. Активные пользователи. Создают свои странички на «обывательском» уровне - в социальных сетях, «блогах», «живых журналах», общаются в «чатах».
III уровень - низший. Те люди, которые используют Интернет только для получения небольшого количества информации (например, для чтения новостей). В отличие от II подгруппы они не создают свою «виртуальную реальность», у них нет в сети «второй жизни».
Если рассматривать стратификационную структуру Интернета в зависимости от использования его возможностей и ресурсов, мы получим 3 уровня пользователей. На нижнем окажутся те, которые используют Сеть по минимуму, они редко заходят и проводят там мало времени, не очень хорошо знакомы с Интернет-возможностями по причине, что им это либо не нужно, либо только начинают осваивать Сеть, при минимальном наборе умений её использования.
Средний (второй) уровень наиболее обширен, пользователи обладают достаточно большим количеством навыков для использования Интернета не только для досуга, работы, но они проводят там так много времени, что он становится для них второй, «виртуальной», жизнью.
Высший или верхний уровень - те люди, которые, в общем-то, и создают Интернет, вся их трудовая деятельность связана с ним.
Пользователи нижнего уровня довольно часто переходят на второй, для этого нужна только практика, ведь Интернет - такая система, которая является самообучающей. Но для верхнего уровня одной только практики недостаточно, для того чтобы писать программы и создавать сайты, необходимо получить специальное образование.
Получается, что доступ в верхний уровень ограничен, но не полностью закрыт, а доступ во второй и третий - открыт для каждого, имеющего навыки работы с компьютером и доступ в Интернет.
Для определения стратификационной структуры Интернет-сообщества мы взяли такие критерии, как степень овладения ресурсами, предоставляемыми Интернетом и степень его влияния на жизнь отдельно взятого индивида, но можно рассматривать и другие.
Взяв за основу классическую теорию П. Сорокина, мы получим следующую картину:
- доход в сети возможно получить путем продаж, продвигая товары или услуги, т. е. рекламируя их, либо выполняя какие-либо задания (чаще всего это творческие конкурсы - лучший фотоснимок, лучший
слоган и т.п.), в любом случае доход будет получен в виде виртуальных денег, которые можно будет также в сети и потратить;
- понятие престижа как критерия для стратификации Интернет-социума очень относительное. Невозможно объективно оценить свое положение в сети по отношению к другим, это реально сделать только на конкретном примере, например, если в сети ты проводишь много времени за различными играми и являешься победителем или членом высшего сословия в данной игре, то твое положение будет являться доминирующим над другими игроками, т.е. в данном случае престиж не может считаться объективным критерием стратификации Интернет- сообщества;
- мы считаем, что власть также не может являться одним из критериев стратификации, так как в Интернете все равны. Можно, конечно, сказать, что властью обладают модераторы и администраторы сообществ, но это лишь власть в плане цензуры;
- образование, по нашему мнению, как критерий стратификации, в оп-Ипе-сообществе не играет никакой роли. Если у человека есть доступ к Интернету и он знает алфавит, умеет писать и читать, то является ли он академиком или только первоклассником не имеет значения. Может быть только знание языка добавляет больше свободы в выборе общения.
Интернет - новый, многогранный, неизученный феномен сегодняшней культуры. Для многих людей он стал второй реальностью, именно там им комфортнее общаться, обмениваться мыслями, чувствами, только там они могут найти единомышленников и друзей. Для некоторых он был и остается только лишь источником информации. Но для каждого человека, занимающего активную гражданскую позицию, Интернет является неотъемлемой частью жизни.
Литература
1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1983. 344 с.
2. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000. 380 с.; Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006. С. 251 - 264; Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структура-ции. М., 2005. 528 с.; Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000. С. 14; Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998. С.128 - 143; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. 608 с.; Валлерстайн И. Конец знакомого мира: социология XXI века: пер. с англ. / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2003. 368 с.
3. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2001. 560 с.; Его же. Третья волна. М., 2004. 781 с.; Его же. Метаморфозы власти. М., 2001. 669 с.
4. Социологический словарь / под ред. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. М., 2004. 624 с.
5. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. М., 1992. С. 302 - 373.
6. URL: http://wciom.ru/ (дата обращения: 16.11.2009).
Поступила в редакцию
7. Ветрова Т.В. Интернет как новая социальная реальность и исследовательский инструмент. URL: http://www.humanities.edu.ru/db/msg/38282 (дата обращения: 19.11.2009).
19 июля 2010 г.