Научная статья на тему 'О противостоянии политических партий Государственной Думы Российской империи III созыва по вопросу о роли Государственного совета в законотворческом процессе. Статья вторая'

О противостоянии политических партий Государственной Думы Российской империи III созыва по вопросу о роли Государственного совета в законотворческом процессе. Статья вторая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
политические партии / Государственная дума Российской империи / МВД Российской империи / монархия / основные законы Российской империи / Манифест 17 октября / эсеры / кадеты / октябристы / political parties / State Duma of the Russian Empire / Ministry of internal affairs of the Russian Empire / monarchy / basic laws of the Russian Empire / Manifesto of October 17 / Socialist-Revolutionaries / Cadets / Octobrists

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Григорий Александрович Удодов

В статье на основании стенографических отчетов заседаний Государственной Думы Российской империи III созыва, законодательства Российской империи периода дуалистической монархии исследуется вопрос влияния Государственного совета Российской империи на законотворческий процесс, применения Государственным советом конституционных ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Григорий Александрович Удодов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the opposition of the political parties of the State Duma of the Russian Empire of the III convocation on the role of the State Council in the legislative process. Second article

The article examines the issue of the influence of the State Council of the Empire on the legislative process, in the article on the basis of the reports of the State Duma, the legislation of the Russian Empire of the dualistic monarchy.

Текст научной работы на тему «О противостоянии политических партий Государственной Думы Российской империи III созыва по вопросу о роли Государственного совета в законотворческом процессе. Статья вторая»

Закон и право. 2022. № 4. С. 25-28. Law and legislation. 2022;(4):25-28 Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-25-28

NIION: 1997-0063-4/22-186 MOSURED: 77/27-001-2022-4-386

О противостоянии политических партий Государственной Думы Российской империи III созыва по вопросу о роли Государственного совета в законотворческом процессе.

Статья вторая1

Григорий Александрович Удодов

Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия, grigoriiudodov@gmail.com

Аннотация. В статье на основании стенографических отчетов заседаний Государственной Думы Российской империи III созыва, законодательства Российской империи периода дуалистической монархии исследуется вопрос влияния Государственного совета Российской империи на законотворческий процесс, применения Государственным советом конституционных ограничений.

Ключевые слова: политические партии, Государственная дума Российской империи, МВД Российской империи, монархия, основные законы Российской империи, Манифест 17 октября, эсеры, кадеты, октябристы.

Для цитирования: Удодов Г.А. О противостоянии политических партий Государственной Думы Российской империи III созыва по вопросу о роли Государственного совета в законотворческом процессе. Статья вторая // Закон и право. 2022. № 4. С. 25—28. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-25-28.

Original article

On the opposition of the political parties of the State Duma of the Russian Empire of the III convocation on the role of the State Council in the legislative process.

Second article

Gregory A. Udodov

Saint-Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia,

Saint-Petersburg, Russia,_grigoriiudodov@gmail.com

Abstract. The article examines the issue of the influence of the State Council of the Empire on the legislative process, in the article on the basis of the reports of the State Duma, the legislation of the Russian Empire of the dualistic monarchy.

Keywords: political parties, State Duma of the Russian Empire, Ministry of internal affairs of the Russian Empire, monarchy, basic laws of the Russian Empire, Manifesto of October 17, Socialist-Revolutionaries, Cadets, Octobrists.

For citation: Udodov G.A. On the opposition of the political parties of the State Duma of the Russian Empire of the III convocation on the role of the State Council in the legislative process. Second article // Law and legislation. 2022;(4): 25—28. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-25-28.

1 Статью первую см.: Закон и право. 2021. № 2. С. 46—49. © Удодов Г.А. М., 2022.

LAW & LEGISLATION • 04-2022

По прошествии года с момента принятия нового Федерального закона «О Государственном Совете Российской Федерации» можно сделать некоторые наблюдения за работой данного конституционного органа.

На официальном сайте Президента России содержится информация о 35 заседаниях, проведенных рабочими группами, комиссиями, Президиумом Государственного Совета, а также о совместных заседаниях с другими организациями за 2021 г., что составляет 2.9 в месяц (URL: http://www.kremlin.ru/events/state-council).

Несмотря на консультативно-совещательный характер современного Госсовета, с оглядкой на его решения работают даже комитеты Государственной Думы, о чем сообщает официальный сайт Госдумы fURL: http://duma.gov.ru/news/53127).

Такому конструктивному подходу наверняка позавидовали бы члены Госсовета периода становления российского парламентаризма (1905 — 1917). Важно при этом оговориться, что Госсовет того времени имел большие полномочия, выходившие за рамки совещательных функций, и без его одобрения, например, невозможно было принятие закона, одобренного нижней палатой.

Именно роль Госсовета в законотворческом процессе служила наибольшим источником недовольства народных избранников даже в прозванной «помещичьей» и «господской» Государственной Думе Российской империи III созыва.

На наш взгляд, рассмотрение наиболее острых конфликтов в работе Государственной Думы и Государственного совета на примере обсуждения бюджетов Министерства внутренних дел, происходивших в 1909 — 1911 гг., может способствовать лучшему пониманию недостатков и нарушений рассматриваемого участка государственного механизма. Так, в медицине именно обострение болезни является наилучшим периодом для постановки диагноза.

К середине третьей сессии в Думе усилились протестные тенденции в отношении верхней палаты. В ходе обсуждения в 1909 г. бюджетной сметы Министерства внутренних дел конфронтация приобрела открытый характер, оставляя суть вопроса за рамками обсуждений, выдвигая на первый план проблемы политические.

Официальной причиной открыто назывались не вопросы финансов, а применение властью исполнительной ст. 87 Основных законов и действие Положения об усиленной охране во

многих областях Империи. Отношение к законодательному наследию Александра III в общих чертах объединило левых и правых депутатов в противостоянии министрам.

В этих обстоятельствах депутатами использовалась любая возможность отплатить МВД и Госсовету за проникновение в законодательную сферу. Начиная с 1909 г. эта тактика использовалась, чтобы отправить «лордов» на собственное минное поле и вновь рисковать репутацией, принимая неодобренный нижней палатой закон.

Даже депутаты из партии, доминирующей в Думе, уже без условностей заявляли о своем несогласии. Так, октябрист Годнев предложил тезис о незаконности Положения в виду принятия его «не тем порядком, который установлен для издания законов Основными законами Империи» [1, с. 2157].

Однопартиец Годнева С.И. Шидловский уже не первый раз повторял слова о том, что полицейские функции поглотили в МВД административные, и добавлял, что чрезвычайные законы развращают не только подданных, но и администрацию [1, с. 2222].

«Министерство относится к земскому самоуправлению с точки зрения полицейского сыска» [1, с. 2268], — вторил ему бывший товарищ прокурора Симбирска октябрист А.Н. Баратынский.

Вместо того чтобы призвать вернуться к обсуждению сметы, товарищ министра П.Г. Кур-лов вступил в полемику. Начав выступление, он пытался убедить присутствующих, что социальная напряженность, возникшая в 1905 и 1906 гг., преодолена, однако преступность не поддается стабилизации и для борьбы с ней нужны чрезвычайные меры, «...а эти чрезвычайные меры, к сожалению, пока только исключительные положения» [1, с. 2369].

Пытаясь показать внимание Правительства к чаяниям избранников, он отвечал Шидловс-кому: «. это печальная, тяжелая, хроническая болезнь, но что же делать, когда рядом с нею стоит болезнь другая — смертельная смута?» [1, с. 2370].

Несостоятельность обвинений, по мнению товарища министра, заключалась в тех фактах, что Правительство внесло в Думу законопроект об исключительном положении, о неприкосновенности личности, о свободе совести; комиссия по полицейской реформе под председательством сенатора Макарова заканчивает свои работы, а закон о свободе собраний закончен и в

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

скором времени будет внесен в Думу: «Я думаю, что при таких условиях упрекать Правительство в том, что оно ограничивается только красивыми фразами, а не делом, едва ли возможно» [2, с. 2370].

В следующем выступлении уже кадеты оппонировали Курлову, и их проект содержал обвинения в отношении борьбы с «прогрессивными стремлениями страны». Заканчивалась формула решительным отказом участия в постатейном чтении.

В 1910 г. обсуждение сметы МВД вновь стало поводом напомнить о нежелательных законах, по мнению депутатов, попирающих власть нижней палаты. В начале заседания с докладом выступил князь Голицын, защищая пожелание комиссии о реформе полиции, приведя несколько фактов об арестах и обысках, производимых полицией.

Вместо П.Г. Курлова МВД представлял директор департамента полиции Н.П. Зуев, который оправдывался тем, что чрезвычайные законы действуют, но применяются крайне аккуратно. Например, количество ссыльных уменьшилось, а, значит, административная ссылка применяется властями реже.

Глава фракции октябристов А.И. Гучков заявил, что фракция не будет вносить формулы перехода, т.е. воздержится от общей оценки Правительства, при этом фракция находит, что в стране наступило прочное успокоение. Кроме прочего оратор говорил о необходимости уничтожения административной ссылки и о замене административного контроля в сфере печати судебными мерами, закончив выступление словами: «Мы ждем!».

31 марта 1910 г. в Думе выступил П. А. Столыпин. Он отвел заявления депутатов, что его Правительство идет по пути умаления прав Государственной Думы, а также в реакционном характере Правительства. «Это определение, говорил премьер, дано революционерами, противниками закона» [3, с. 2522].

Столыпин, как и Курлов, призывал к взаимодействию депутатов, уверяя в осуществимости их требований после укрепления политической и экономической стабильности в государстве и только «при правильной совместной работе Правительства с представительными учреждениями, работе, которая так легко нарушается искажением целей и задач Правительства» [3, с. 2523].

Октябристы, в свою очередь, не стали размывать эффект от произнесенного Гучковым: «Мы ждем!».

Спустя месяц, 28 апреля 1910 г., премьеру ответил кадет В.А. Маклаков, указав, что особое положение «...своими действиями революционизирует целые области, превращает лояльных граждан во врагов» [4, с. 204].

При обсуждении сметы на 1911 г. вновь уже в 4-й раз повторились те же прения тех же лиц с прежними доводами.

Так Н.И. Шидловский опять доказывал, что Министерство внутренних дел превратилось в Министерство полиции, и в составе объединенного Правительства это Министерство начинает играть ту же роль, какую охранка сыграла в пределах самого Министерства. «Настоящая смута, серьезная, может быть подавляема при действии исключительных положений, но та же смута, которая в значительной степени явилась результатом склонности Министерства внутренних дел видеть смуту там, где ее нет, эта смута может служить оправданием для действия исключительного положения» [5].

Выступивший с комментариями П.Н. Милюков пренебрежительно сравнил речь предыдущего оратора с речью А.И. Гучкова годом раньше и усмотрел необходимость признать, что вместо «успокоения крамолы» администрация сама создает своими действиями новую «смуту». Фракция Народной Свободы в очередной раз заявила, что будет голосовать против всей сметы [5, с. 2995].

Весьма поучительно, что именно вопрос о смете Министерства внутренних дел стал индикатором неспособности властей к диалогу. Стремление Правительства обеспечить успокоение на основании законодательства Александра III ради реформ постоянно оспаривалось Думой, а законопроекты Думы застревали в Государственном совете.

Пройдет несколько лет после описанных событий и ослабленное Министерство уже не сможет защитить парламент от последствий его же деятельности, а депутаты, в прошлом обвинявшие П.А. Столыпина, будут называть его единственным, кто мог бы спасти Россию от последующих социальных катаклизмов.

Список источников

1. Государственная Дума. Стенографический отчет. Сессия II. Часть 2 // https://search.rsl.ru/ ru/record/01008654767

LAW & LEGISLATION • 04-2022

2. Государственная Дума. 3-й созыв. Стенографический отчет. Сессия II. Часть 2 // https:// search.rsl.ru/ru/record/01008663213

3. Государственная Дума. 3-й созыв. Стенографический отчет. Сессия III. Часть 3 // https:// search.rsl.ru/ru/record/01008663213

4. Государственная Дума. 3-й созыв. Стенографический отчет. Сессия III. Часть 4 // https://search.rsl.ru/ru/record/01008887487

5. Государственная Дума. 3-й созыв. Стенографический отчет. Сессия IV. Часть 2 // https:// search.rsl.ru/ru/record/01008887487

6. Российское законодательство X — XX вв.: В 9 т. Т.6. / Отв. ред. тома Чистяков О.И. М.: Юрид. лит., 1987. 512 с.

7. Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи. 1906 — 1917 гг.: М.: Книга и бизнес, 2010. 624 с.

8. Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия... Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете. 1906 — 1911 гг. М.: Молодая гвардия, 1991. 411 c.

References

1. The State Duma. Verbatim report. Session II. Part 2 // https://search.rsl.ru/ru/record/01008654767

2. The State Duma. 3rd convocation. Verbatim report. Session II. Part 2 // https://search.rsl.ru/ru/ record/01008663213

3. The State Duma. 3rd convocation. Verbatim report. Session III. Part 3 // https://search.rsl.ru/ ru/record/01008663213

4. The State Duma. 3rd convocation. Verbatim report. Session III. Part 4 // https://search.rsl.ru/ ru/record/01008887487

5. The State Duma. 3rd convocation. Verbatim report. Session IV. Part 2 // https://search.rsl.ru/ru/ record/01008887487

6. Russian legislation of the X — XX centuries. in 9 volumes. T.6 / Chief editor of the volume Chistyakov O.I. M.: Yurid. Lit., 1987. 512 p.

7. Smirnov A.F. State Duma ofthe Russian Empire. 1906 — 1917: M.: Book and business, 2010. 624 p.

8. Stolypin P.A. We need a great Russia... Complete collection of speeches in the State Duma and the State Council. 1906 — 1911 M.: The Young Guard, 1991. 411 p.

Информация об авторе

Удодов Г.А. — старший преподаватель

Information about the author

Udodov A.G. — senior lecturer

Статья поступила в редакцию 09.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 09.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.