Научная статья на тему 'О пространственной организации поэтического мира Геннадия Айги'

О пространственной организации поэтического мира Геннадия Айги Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ Г. АЙГИ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТОПОЛОГИЯ / POETRY OF GENNADY AYGI / LITERARY SPACE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кудрякова Т. В.,

Рассматриваются некоторые аспекты изучения организации художественного пространства в поэзии Геннадия Айги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with some aspects of researches that is devoted to Gennady Aygi’s literary space

Текст научной работы на тему «О пространственной организации поэтического мира Геннадия Айги»

Сбалансированные действия руководителей высшего и среднего звеньев управления позволяют разрешить конфликтные ситуации. В случае отсутствия этих действий в организациях, где руководители отвечают за процесс производства, особенно в условиях кризисных состояний организаций, возникают значительные сложности при управлении персоналом, что в конечном итоге ведёт к возникновению внутри-личностных конфликтов, которые могут перерасти в другие виды конфликтов.

Особое внимание следует уделить управлению поведением персонала в организации. Данное направление представляет совокупность мер по образованию принципов, норм поведения людей в организации, которые позволяют достичь поставленных целей и задач в определённые сроки с минимальными затратами. Правила и нормы поведения задаются занимаемой должностью сотрудника. Организация в соответствии со своими целями и задачами, стратегией и тактикой развития, особенностью деятельности осуществляет набор специалистов на определённые должности для выполнения конкретных функций и получения необходимых результатов. Сотрудник в соответствии со своими навыками вступает в договорные отношения с организаци-

ей, стремясь сыграть в ней определённую роль, выполнить поставленные задачи и получить денежное вознаграждение.

Таким образом, применение на практике вышеуказанных способов устранения конфликтных ситуаций в организации позволяет усовершенствовать процесс взаимовыгодного сотрудничества организации и сотрудника при выполнении поставленных целей и задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Громова О. Н. Конфликтология: курс лекций. - Москва : ЭКМОС, 2000. - 320 с.

2. Обозов Н. Н., Щекин Г.В. Психология работы с людьми. - Киев : МАУП, 2004. - 228 с.

3. Уткин Э. А. Конфликтология: теория и практика. - Москва : ЭКМОС, 2000. - 272 с.

Козлова Людмила Сергеевна, магистрант УлГТУ третьего года обучения.

Поступила 29.10.2018 г.

УДК 821.161.1 "1991/2006" Т. В. КУДРЯКОВА

О ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА ГЕННАДИЯ АЙГИ

Рассматриваются некоторые аспекты изучения организации художественного пространства в поэзии Геннадия Айги.

Ключевые слова: поэзия Г. Айги, художественное пространство, топология.

Геннадий Николаевич Айги (1934-2006) - известный больше за рубежом, чем в России, -русский и чувашский поэт, переводчик. Его поэтическое творчество практически с самого момента появления первых публикаций (70-е гг. XX века) привлекает внимание учёных-филологов по всему миру - от Франции до Японии. В современных исследованиях русскоязычной поэзии Айги особое значение приобретает поэтическое выражение пространства, которое рассматривается с самых разных позиций: с по-

© Кудрякова Т. В., 2018

зиции объединения сакрального, мифического с реальным, с позиции движения от предметного мира к объективной реальности бытия, метафизике вечной жизни и т. д.

По общему мнению пишущих о поэзии Айги (Г. А. Ермакова, А. Хузангай, А. В. Никитина, К. М. Корчагини др.), основным пространственным образом в поэзии Айги является архе-типический образ поля. Поле Айги представляет собой «национально обусловленную модель мира» (поэт был неразрывно связан с родной чувашской культурой): это священное место молитв, мировая ось и - в представлении древних чувашей - опора для столбов,

поддерживающих небесный свод, а также мир мужчины, место разгула стихий и совершения события, место прощания, разрыва с отчим домом, одиночества [5, с. 16; 11]. При этом поле Айги - это пространство снега, тумана, образы которых усложняются до символа [см.: 5, с. 16; 7].

А. В. Никитина, исследуя мифологические образы пространства в творчестве Айги, также упоминает о таких пространственных архетипах чувашской культуры, как лес (своеобразная модель Вселенной, сакральное место злых и добрых духов, одухотворённых деревьев) и дорога (символ страдания, одиночества, разлуки, смерти) [11]. При этом, по утверждению Р. Грюбеля, местные явления чувашского ландшафта - поля, леса, овраги - поэт переводит в общечеловеческие феномены [4,с. 46].

К. М. Корчагин уделяет внимание не только пространству (топографии) поля и лесов, но и рельефу, включающему холмы и овраги. В поэзии Айги рельеф, по К. М. Корчагину, есть своеобразная попытка разметить, «упорядочить» пространство. Исследователь вводит понятие границы (лес как граница поля, пространство за спиной «обозревателя» как своеобразная граница между наблюдаемым и ненаблюдаемым, смещение границ поля и поляны и т. д.), прочно связывает локус поля с локусами леса и деревни. С позиции лирического наблюдателя гладкий рельеф поля соотносится с гладким полем заснеженных «дырчатых» пространств. Наблюдающий субъект видит гладкость заснеженного пространства и помнит о его истинном рельефе -в этом, по мнению К. М. Корчагина, противоречивость топологического образа Айги [7].

Г. А. Ермакова выделяет особое архетипиче-ское метапространство поэзии Айги, состоящего из «горизонтального и вертикального пересекающихся пространств, часто находящихся в поле сна, через которое подан голос "оттуда", то есть зов прапамяти» [см.: 5,с. 7]. Исследователь указывает на диалектическое представление единства поэтического мира в бинарных оппозициях «верх - низ», «день - ночь», «свет -тень» и т. д. [см.: 5,с. 7].Причём те или иные поэтические образы Г. Айги повторяются - по принципу спирали - в одних и тех же временных и пространственных плоскостях, уточняясь и усложняясь [см.: 5,с. 24]. Об этом же пишет Е. Андреянова, характеризуя основную поэтическую пространственную модель Айги как циклическую: пространства переходят друг в друга поэтапно [3, с. 295].

И. Ракуза, О. В. Соколова, Е. Андреянова и др. отмечают непосредственное влияние супрематических идей К. С. Малевича на поэзию Айги, в частности на его художественное выражение пространства. Задача Малевича заключается в передаче беспредметной сущности бытия, «освобождённого ничто», задача Айги более конкретна - передать беспредметную сущность «вещей» или «природных пространств» [15, с. 56]. Анализируя лексику поэта, И. Ракуза соотносит повторение слов белый и чистый, характеризующих зачастую заснеженные пространства полей, с эстетикой белого цвета в супрематизме художника [см.: 15, с. 57].

...слава белому цвету - присутствию бога в его тайнике для сомнений слава бедной столице и светлому нищенству

века

снегам - рассекающим - сутью бесцветья бога - лицо

светлому - ангелу - страха цвета - лица - серебра

(«Заморская птица», 1962) [1,с. 35].

О. В. Соколова обозначает художественное движение Айги от предметного мира к беспредметному (в том числе и в выражении концепции пространства), в чём видит непосредственное влияние идей Малевича [16, с. 72]. Исследователь сопоставляет стихотворение «Утро: Малевич: Немчиновка» (1974) и - более раннее -«Казимир Малевич» (1962) и усматривает явную полемику поэта с собственной ранней эстетической концепцией:

время - распада кругов

и теперь уже что говорить

об основе другой - рукотворной... [2,с. 130]

В образе круга, с точки зрения О. В. Соколовой, проявляется целая супрематическая Вселенная, которая подвергается распаду, и следствием этого является модификация художественно-эстетической системы самого автора: синтаксическая дискретность, непоследовательность, выход на метатекст и др. Образы поля и круга как обозначение пространственных категорий являются, по мнению исследователя, символами восприятия поэтом авангардной и собственной творческой концепции, которая была охарактеризована им самим как «сущностный реализм» [см. 16, с. 74].

Е. Андреянова, анализируя поэтическое пространство Айги, вводит понятие про-странственности, под которым понимается «восприятие и выражение мира посредством различных типов пространств» [3, с. 290].

Исследователь ссылается на концепцию Малевича, согласно которой мир представляет собой единое всеобъемлющее пространство: «Что же возможно обнять, когда не существует ни линии, ни плоскости, ни объёма? Нет того, что возможно обмерить, и потому геометрия и число - условная видимость несуществующих фигур. Нет той точки, от которой возможно было бы провести линию, нельзя установить точку даже в воображении, ибо само воображение знает, что нет пустого места» [9, с. 285-286].Тем самым в поэзии Айги утверждается эстетика беспредметности и, как следствие, - отсутствие конкретности обозначаемого пространства.

Идею переходности и подвижности пространств в поэзии Айги, о которой уже было упомянуто ранее, Е. Андреянова также связывает с идеей Малевича о «...разложении, распылении собранного на отдельные элементы, стремлении вырваться от порабощения предметной тождественности изображения, идеализации и претворения к непосредственному творчеству» [8, с. 161].По Е. Андреяновой, пространство Ай-ги распадается на «подпространства», перемещающихся из одного в другое. Каждое пространство - часть целого, «абсолютного пространства» [см.: 3, с. 291].

Е. Андреянова даёт классификацию поэтических пространств Айги и выделяет три основные разновидности пространства. Первая разновидность - телесное пространство - часть огромного архаичного пространства, Хаоса, под которым подразумевается субъектное пространство эмоций, чувств, переживаний. Именно через телесное пространство осуществляется выход в другие пространства. Вторая разновидность - природное, или бытовое, пространство, являющееся переходным между субъектом и миром. Третье пространство - высшее, или вечное пространство Космоса, пространство Божественное и религиозное, способное распадаться до телесного и природно-бытового пространств [см.: 3, с. 291294]. Примером синтеза всех трёх пространств Е. Андреянова приводит стихотворение «Немного» (1975), где высшее пространство является через свеченье душевное: счастье - «Немного» блаженство - «Немного»: о шёпот: как ветер - от солнца: хлеба - немного... и света дневного... -и - малого шума людского как пищи - для Смерти готовой... -чтоб мирно её мы встречали как будто мы все и всегда у любого порога — в страдании братском... -о наша свобода!.. - свеченье душевное: простое:

«Немного» [см.: 2,с. 135].

Здесь можно наблюдать, как, будучи преемником философских идей С. Кьеркегора, Ф. Ницше, К. Леонтьева, М. Хайдеггера, Т. де Шардена, а также русского космизма и древних верований чувашей, поэт расширяет понятие человеческого «Я» до «космического» [см.: 5, с. 228], тем самым раздвигая границы субъективного пространства до Космоса.

О своеобразной переходности пространства Айги пишет И. И. Плеханова, которая наблюдает в его поэзии «. преображение внешнего пространства (физического) во внутреннее пространство стихотворения (метафизическое). <...>Плоскость страницы приобретает внутреннее измерение благодаря контрасту словесных масс и графике» [14, с. 63]. Понятие графического пространства нередко используется для характеристики поэзии Айги, поскольку существует определённое мнение о графическом оформлении его стихов как об особом пространстве -пространстве чистого листа (заснеженного поля), на котором, помимо слов, могут также располагаться графические рисунки (крест - «Поле старинное», квадрат - «Без названия» и т. п.), расширяя семиотический спектр знака [см.: 16, с. 71; 6,с. 77;12, с. 31 и др.].

А. Хузангай определяет каждое отдельное стихотворение Айги как «семантическое пространство с более или менее очерченными границами» [18, с. 50]. Исходный пункт дейксиса поэт зачастую определяет посредством слов «я» - «здесь» - «сейчас», причём Здесь-дейксис - это «топия родной земли», страны с её Огнём, «кровью-безумьем: из недр родовых!» [см.: 18, с. 51-52](«здесь» относится к трагедии исторического времени, в котором жил поэт).

Включение в поэтический текст конкретных примет того или иного места есть, по мнению А. Хузангая, своеобразный выход на «Сущее-в-себе», на субъективные ощущения, восприятия, при этом топосы поэтической местности Айги оказываются вне пространственных и временных координат. Ссылаясь на Платона, А. Хузангай делает попытки назвать их Ьурегоугашо81;оро8 - «над-небесные места», а саму местность Айги - «у-топией» [см.: 18, с. 51-52].

А. В. Никитина также заостряет внимание на противоположных топосах Г. Айги здесь и там. Здесь - это актуализация человеческого бытия в конкретном пространстве и бытия как такового в целом. Там - указание на «нечто далёкое, вне мира, вне физического присутствия», определение «мощи человеческого взора, захватывающего видимое и подчас невидимое пространство,

это перспективный, упорядочивающий взгляд» [10,с. 256-259]. Помимо этого, здесь и там -своеобразный маркер противоречивости культурного статуса поэта в России и за границей [13, с. 35].

Пространство Айги имеет не только визуальные (цветовые - в основном чёрный и белый) характеристики, но и аудиальные: пространство Айги - «пространство тишины».Здесь и мистическое «пение без слов», «места не-мысли», «пустые сцены», «долгие паузы» и «спокойствие гласных», и многочисленные авторские знаки препинания есть обозначение «прекращения» мысли и речи [17, с. 295].

Заключая, можно сказать, что пространство Айги - своеобразный «прорыв в метафизический ландшафт», «место без места», в котором незримое способно семантически проявляться в зримом через «мерцание», «вибрации» пространства или фигуры в пространстве [см.: 6, с. 77-78].

Перспективы изучения образа пространства в творчестве Геннадия Айги мы видим в детальном анализе его связей с эстетикой русской классической поэзии и фольклорной традицией, лирикой (в том числе философской) предшественников и современников поэта (В. Хлебников, В. Маяковский, Б. Пастернак, В. Соснора, Е. Мнацаканова и др.).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айги Г. Н. Здесь: Избранные стихотворения. 1954-1988. - Москва: Современник, 1991. -28 с.

2. Айги Г. Н. Теперь всегда снега: стихи разных лет. 1955-1989. - Москва: Сов. писатель, 1992. - 320 с.

3. Андреянова Е. Влияние супрематических идей К. Малевича на поэтические концепции пространствав творчестве Г. Айги 1960-1980-х годов // Летняя школа по русской литературе. -2017. - Т. 13, №3. - С. 289-296.

4. Грюбель Р. Молчание о листопаде - новый псалом // Литературное обозрение. - 1998. -№5.-6. - С. 42-46.

5. Ермакова Г. А. Эстетические основы художественного мира Г. Н. Айги: автореф. дис... д-ра филол. наук: 10.01.02. - Чебоксары, 2004. -38 с.

6. Кириллов А. А. Радикальная «экология образа»: метафизический ландшафт в поэзии // Материалы межрегиональной научной конференции Х ежегодной научной сессии аспирантов и молодых учёных. В 4 т.- Вологда: Вологодский гос. ун-т, 2016. Т. 4. - С. 75-78.

7. Корчагин К. М. Пространство и субъект в поэзии Геннадия Айги // Russianliterature. - Amsterdam, 2016. - №79-80. - P. 111-124.

8. Малевич К. С. О новых системах в искусстве // Собр. соч.: В 5 т. - Москва, 1995. Т. 1. -С.153-184.

9. Малевич К. С. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой // Собр. соч.: В 5 т. - Москва, 2000. Т. 3. - С. 69-326.

10. Никитина А. В.Геннадий Айги: ландшафты «здесь» и «там» // Никоновские чтения: Эл. сборник научных статей: В 2 т. / Под ред. М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой. - 2016. Т. 2.- С. 256-259.

11. Никитина А. В. Мифологические образы-пространства в творчестве Г. Айги // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - №3-2 (95). - C. 107-115.

12. Новиков В. Поэзия 100 процентов // Литературное обозрение. - 1998. - №5-6. - С. 29-34.

13. Орагвелидзе Г. Эскизы на фоне поэзии Геннадия Айги // Литературное обозрение. -1998. - №5-6. - С. 35-40.

14. Плеханова И. И. Авангард поэтический. Конец ХХ - начало XXI веков : учеб. пособие / И. И. Плеханова. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. - 107 с.

15. Ракуза И. Лирический супрематизм Геннадия Айги // Литературное обозрение. - 1998. -№5-6. - С. 55-58.

16. Соколова О. В. «Беспредметная живопись» К. Малевича и «беспредметная поэзия» Г. Айги // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - №1 (2). - С. 67-79.

17. Фещенко В. В., Коваль О. В. Сотворение знака: Очерки о лингвоэстетике и семиотике искусства. - Москва: Языки славянской культуры, 2014. - 640 с.

18. Хузангай А. У-топия Геннадия Айги // Литературное обозрение. - 1998. - №5-6. -С.50-52.

Кудрякова Татьяна Витальевна, аспирант, Ульяновский государственный технический университет. Научный руководитель - доктор филологический наук, профессор Дырдин Александр Александрович.

Поступила 26.11.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.