РЕЦЕНЗИИ И АННОТАЦИИ
О прошлом прикладной ботаники К.В. Манойленко
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия; [email protected]
1894 год стал знаковым для развития отечественной ботаники в плане её взаимодействия с сельским хозяйством.
В этом году при Учёном комитете Министерства земледелия и государственных имуществ было основано Бюро по прикладной ботанике. Это событие произошло благодаря стараниям известного учёного А.Ф. Баталина (1847—1896).
Заметим, что истоки этого прогрессивного начинания уходили к концу семидесятых годов XIX в. Тогда, в 1877 г. при Императорском ботаническом саде в Санкт-Петербурге была открыта первая в России контрольная семенная станция, организатором которой и выступил Баталин. Он дал импульс развитию семеноводческого дела в России, одним из первых развернул целенаправленную работу по изучению сортового разнообразия гречихи, проса, риса, льна и других полезных растений, выяснению их распространения.
Эти работы, как и основание Станции для испытания семян, тесно увязаны с учреждением Бюро по прикладной ботанике. Бюро сыграло выдающуюся роль в деле познания биологического разнообразия культурных растений. Истории создания Бюро по прикладной ботанике, деятельности её первых заведующих и посвящена рецензируемая книга1 профессора Николая Петровича Гончарова, специалиста в области генетики пшениц, активно выступающего также на поприще истории селекции и прикладной ботаники.
Первые заведующие Бюро по прикладной ботанике и организаторы Госсортсети
1 Гончаров Н.П. Первые заведующие Бюро по прикладной ботанике и организаторы Госсортсети. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2009. 212 с.
Выход в свет книги «Первые заведующие Бюро по прикладной ботанике и организаторы Госсортсети» следует всемерно приветствовать. Через осмысление прошлого науки, на основе документов, исследовательских программ и мировоззренческих установок автор по сути обращается к будущему, адресует свой труд грядущим поколениям учёных.
Книга состоит из двух разделов. Первый освещает работу заведующих Бюро по прикладной ботанике. Это пять человек — А.Ф. Баталин, А.А. Фишер фон Вальдгейм, И.П. Бородин, Р.Э. Регель, Н.И. Вавилов. Именно эти учёные внесли неоценимый вклад в становление и развитие прикладной ботаники. Благодаря их знаниям и усилиям Бюро по прикладной ботанике превратилось в крупнейший научный центр мирового значения. Ныне это Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова РАСХН. Книга Н.П. Гончарова носит системный характер. Она дает представление о научной и организационной деятельности учёных, проложивших пути к формированию прикладной ботаники, созданию коллекций возделываемых растений.
Раздел, посвященный заведующим бюро, охватывает около 50 лет — с конца XIX в. почти до начала Великой Отечественной войны. Галерею заведующих открывает А.Ф. Баталин. Его период заведования продолжался всего два года (1894—1896). Далее следовали А.А. Фишер фон Вальдгейм (1896—1898); И.П. Бородин (1898—1904); Р.Э. Регель (1904—1920); Н.И. Вавилов (1920—1940). У каждого из этих учёных была своя научная судьба. Каждый из них работал в пределах тех условий и возможностей, которые открывала перед ним историческая эпоха. Однако, при всех различиях жизни, их объединяли общие идеи, твёрдая убежденность в актуальности поставленных задач. Они исследовали природу культурных растений, определяли их сортовое разнообразие и происхождение, выясняли особенности процессов жизнедеятельности изучаемых объектов в конкретной среде их обитания.
Оценивая работу первых заведующих, автор книги обращает мысль читателей на преодолённые ими трудности организационного характера, прослеживает решение вопросов, связанных с финансированием.
Н.П. Гончаров поднимает вопрос о степени участия И.П. Бородина в развитии прикладной ботаники в России. В отличие от своего предшественника по Бюро А.Ф. Баталина, И.П. Бородин специально не занимался культурной флорой. Его усилия на посту руководителя Бюро в течение пяти лет ограничивались справочной работой, ответами на поступавшие в Бюро запросы. Тем не менее при отсутствии финансирования, огромной занятости педагогической и научной работой он начал сбор образцов ячменя, возделываемого в России и привлёк к этой работе Р.Э. Регеля. Научный авторитет позволил Бородину продолжить начинания А.Ф. Баталина и А.А. Фишера фон Вальдгейма, привлечь к бюро внимание сельских хозяев, вовлечь в исследовательскую работу некоторых из своих учеников, в частности В.Н. Любименко.
Центральное место в книге занимает очерк о Н.И. Вавилове (1887—1943). Н.П. Гончаров отошёл от традиционного подхода к рассмотрению итогов научного творчества Вавилова, увязанного с периодами его жизни — московским, саратовским, петроградским, ленинградским. Автор книги сделал акцент на результатах многочисленных экспедиций Н.И. Вавилова, провёл тщательный анализ его исследований, направленных на изучение центров происхождения возделываемых растений, рассмотрел отклики и суждения современников о концепции Вавилова. Представленные в книге материалы о выдающемся учёном и организаторе науки уточняют и дополняют представления об истинности его научного подвига, показывают вклад в развитие бюро.
Автором очерчены преемственность и новации в этой работе, постановка новых задач, обращённых к селекции.
В книге нашли освещение трагические страницы биографии Вавилова, их корни и причины. Н.П. Гончаров также не мог не заострить внимание на судьбе вавиловской коллекции, частично вывезенной в Германию в годы Великой Отечественной войны.
Второй раздел книги включает данные о работе организаторов Госсортсети. Обоснованно и аргументированно выводятся из забвения имена крупнейших деятелей растениеводческой науки — В.В. Таланова и В.Е. Писарева. С использованием новых архивных материалов описана их роль в создании системы Госсортсети.
Очень полезна справочная часть рецензируемой работы — каждый очерк (кроме посвящённого Вавилову) снабжен хронологическим указателем опубликованных трудов и рукописей2, для Таланова и Писарева приведён список авторских свидетельств, выданных на созданные ими сорта.
Хочется надеяться, что публикация книги Гончарова «Первые заведующие Бюро по прикладной ботанике и организаторы Госсортсети» вызовет резонанс не только в среде историков науки, но главное — в среде тех, кто сегодня реально работает в области прикладной ботаники. В этой связи уместно напутствие И.П. Бородина: важно, чтобы «ярко горели по-прежнему и светили демократической массе факелы аристократов ума, знания и таланта»3.
Энциклопедия по истории биологии в Санкт-Петербурге
Я.М. Галл
Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Санкт-Петербург, Россия; [email protected]
Интерес к энциклопедическим изданиям всегда огромен. Хорошие словари и энциклопедии — это постоянный спутник любого культурного человека.
Рецензируемое издание4 в полном смысле слова уникально. В одной книге читатель получает информацию о биологах и биологических институтах, научных обществах, изданиях за 300 лет существования города5. Как пишет во вступительной статье ответственный редактор издания Э.И. Колчинский, «хотя справочник посвящен ученым и учреждениям Санкт-Петербурга, он отражает огромный пласт исследований и в других районах страны» (с. 15). Действительно, читатель получает издание общекультурного и общесоциального
2 Некоторые из указателей составлены в соавторстве с И.В. Котелкиной (ВИР, Санкт-Петербург).
3 Бородин И.П. Андрей Сергеевич Фаминцын // Журнал Русского ботанического общества. 1919. Т. 4. № 1/4. С. 148.
4 Биология в Санкт-Петербурге. 1703—2008 : энциклопедический словарь / отв. ред. Э.И. Колчинский; сост.: Э.И. Колчинский, А.А Федотова. СПб:.: Нестор-История, 2011. 566 с.
5 Справочник состоит из более чем 1650 статей, написанных 156 историками и биологами.