Научная статья на тему 'О ПРОШЛОМ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ЕГО БУДУЩЕГО'

О ПРОШЛОМ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ЕГО БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИСТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каган И.И.

Статья посвящена анализу и оценке опыта работы Оренбургского государственного медицинского университета, дана характеристика эффективных мероприятий, проведенных сотрудниками университета, которые могут стать традиционными и эффективно использоваться в разных направлениях деятельности университета. В статье отражены основные ключевые моменты становления и развития различных направлений университета, такие как образовательная, учебно-методическая, научная, воспитательная, оздоровительная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PAST OF ORENBURG STATE MEDICAL UNIVERSITY FOR ITS FUTURE

The article is devoted to the analysis and assessment of the work experience of the Orenburg State Medical University, the characteristic of the effective activities carried out by the university staff , which can become traditional and effectively used in different areas of the university's activities, is given. The article reflects the main key points of the formation and development of various directions of the university, such as educational, teaching-methodical, scientific, educational, health-improving activities.

Текст научной работы на тему «О ПРОШЛОМ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ЕГО БУДУЩЕГО»

требовало незамедлительного назначения этиотропной терапии ex juvantibus [5]. Необходимость назначения большого количества лекарственных препаратов для лечения COVID-19, ВИЧ-инфекции, нескольких вторичных заболеваний с учетом возможного лекарственного взаимодействия также осложняла лечебную тактику.

Выводы. Наличие COVID-19 и ВИЧ-инфекции на продвинутой стадии позволяет рассматривать их как конкурирующие заболевания, каждое из которых могло привести к развитию летального исхода. Возможности дифференциальной диагностики клинических проявлений интерстициальных пневмоний, вызванных ЦМВ и SARS-CoV-2, ограничены схожестью клинической (кашель, одышка, снижение SaO;) и рентгенологической (симптом «матового стекла») картин при одновременном выявлении возбудителей методом ПЦР в материале, полученном от больного. Новая коронавирусная инфекция у ЛЖВ требует тщательного дифференциально-диагностического поиска и выявления оппортунистических заболеваний, в первую очередь связанных с поражением органов дыхания, а также своевременной госпитализации в профильный стационар инфекционной больницы. __Литература:_

1. Временные методические рекомендации. Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 11 (07.05.2021).—Текст: электронный.—URL: https://itatic-0.minzdrav.gov. ru/syälem/attachments/attaches/000/055/735/original/BMP_COVID-19.pdf

2. Результаты исследования «Изучение распространенности коронавирусной инфекции COVID-19 среди инфицированных ВИЧ-пациентов в России и влияния эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19 на оказание медицинской помощи при ВИЧ-инфекции» / Н. Н. Ладная, Н. В. Козырина, К. А. Бабихина [и др.]. - Москва, 2020. - Текст: электронный. -URL: http://www.hivrussia.info/wp-content/uploads/2020/ll Issledovanie-VICH-SOVID-19.pdf

3. EACS & BHIVA. Statement on risk of COVID-19 for people living with HIV (PLWH). - Text: electronic. - URL: https://www.bhiva.org/EACS-BHIVA-itatement-on-risk-of-COVID-19-for-people-living-with-HIV-PLWH

4. Покровский, В. В. Лекции по ВИЧ-инфекции / под редакцией В. В. Покровского. - [2-е изд., перераб. и доп.].-Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018.-848 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4374-3. - Текст: непосредственный.

5. Рекомендации по лечению ВИЧ-инфекции и связанных с ней заболеваний, химиопрофилактике заражения ВИЧ / В. В. Покровский, О. Г. Юрин, А. В. Кравченко [и др.]. - Текст: непосредственный // Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. -2020. - № 4 (Прил.). - С. 164.

Рисунок 3 -Внутренная поверхность легкого (описание в тексте)

Рисунок 4 - Очаги бактериальной инфекции в легком (описание в тексте)

специфической туберкулостатической терапии. Наличие у больного, коинфицированного ВИЧ и 8АК8-Со\'-2. туберкулезной инфекции, признаков присоединения бактериальных осложнений ограничило применение таргетной генно-инженерной терапии (олокизумаб, ба-рицитиниб и др.). Подозрение на пневмоцистную этиологию пневмонии у иммунонекомпетентного пациента

ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ HISTORY OF MEDICINE

УДК 378.661(470.56)(091) И. И. КАГАН

О ПРОШЛОМ ОРЕНБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ ЕГО БУДУЩЕГО

ФГБОУВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России 1.1. KAGAN

ABOUT THE PAST OF ORENBURG STATE MEDICAL UNIVERSITY FOR ITS FUTURE

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

Резюме. Статья посвящена анализу и оценке опыта ра- ситета, дана характеристика эффективных мероприятий, боты Оренбургского государственногомедгщинскогоунивер- проведенных сотрудниками университета, которые могут

стать традиционными и эффективно использоваться в разных направлениях деятельности университета. В статье отражены основные ключевые моменты становления а развития различных направлений университета, такие как образовательная, учебно-методическая, научная, воспитательная, оздоровительная деятельность.

Ключевые слова: Оренбургский государственный медицинский университет, история.

Summary. The article is devoted to the analysis and assessment of the work experience of the Orenburg State Medical University, the characteristic of the effective activities carried out by the university staff, which can become traditional and effectively used in different areas of the university's activities, is given. The article reflects the main key points of the formation and development of various directions of the university, such as educational, teaching-methodical, scientific, educational, health-improving activities.

Key words: Orenburg Slate medical university, hi£ory.

Каждый медицинский университет в своем историческом развитии должен опираться не только на решение новых задач, возникающих перед высшим медицинским образованием и здравоохранением, но и на собственную историю.

У Оренбургского государственного медицинского университета такая 75-летняя история есть. Она отражена в юбилейных изданиях, начиная с 1970-х годов [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8], книгах по истории отдельных направлений деятельности университета [10, 11], истории ряда кафедр [12, 13, 14, 15], 28 брошюрах «Информационного вестника Музея истории ОрГМУ». В отражении истории организации и развития университета как раз и состояла главная концепция созданного в 1982 году Музея истории ОрГМУ.

Главные возникающие вопросы: как и когда обращаться к историческому опыту? Существует такой афоризм: «Нельзя идти вперед с повернутой назад головой». Это правильно. Но правильно и другое. Надо периодически «поворачивать голову», чтобы оценить пройденный путь. Лучше всего это делать в юбилейные годы. Вот и наш университет в конце 2019 года широко отметил свое 75-летие. На нескольких мероприятиях подводились итоги пройденного пути, к юбилею была издана итоговая монография «История Оренбургского государственного медицинского университета» [9], которая предоставляет возможность для такого исторического анализа.

Обращение к прошлому университета может преследовать три взаимосвязанные цели: а) чтобы отдать дань памяти и уважения ушедшим поколениям, сделавшим возможным наше дальнейшее развитие; б) чтобы увидеть, оценить все хорошее и полезное с задачей его дальнейшего использования и совершенствования; в) чтобы увидеть допущенные ошибки и их не повторять.

Основная цель настоящей статьи вторая - выделить и оценить положительный опыт, показать эффективные мероприятия, которые следовало бы сделать традиционными, эффективно использовать их в разных направлениях деятельности университета. Конкретное выполнение поставленной цели, которое, естественно.

должно сопровождаться оценкой и советами, имеет одну морально-этическую сторон}'.

Говорят, что самое простое - это критиковать и советовать. К сожалению, есть люди, которые, не обладая необходимыми знаниями и опытом, любят критиковать и советовать. Имеет ли моральное право делать это автор статьи?

Я нахожусь в нашем институте, академии, университете с 1947 года: сначала студентом, а с 1952 года сотрудником с единственным местом работы. За все эти годы мне довелось не только наблюдать за жизнью и развитием университета, но и участвовать во многих разделах его работы в качестве заместителя декана, проректора по научной работе, заведующего кафедрой в течение 46 лет, члена парткома института, председателя или члена целого ряда советов и комиссий. Поэтому я прилично знаю работу университета во многом изнутри. И последнее. Я очень люблю университет и смею думать, что все, что делаю (в том числе и этой статьей), направлено на его пользу и развитие. Теперь о самой сути статьи.

Прежде всего следует обратить внимание на умение ректоров на каждом этапе развития университета выделять главное, нуждающееся в немедленном принятии эффективных мер.

Ярким примером этого является деятельность на посту ректора профессора С. С. Михайлова. Молодой, 40-лет-ний доктор медицинских наук, полковник медицинской службы, обогащенный опытом одного из лучших в стране вузов, Военно-медицинской академии, приступивший к работе в нашем вузе в октябре 1959 года, он сразу опре-делилузкие местав работе института: недостаток кадров профессорско-преподавательского состава, слабую базу для научно-исследовательской работы, недостаточную исполнительскую дисциплину и взаимодействие с кафедрами. И уже в 1960 году была открыта очная и целевая аспирантура, введены должности старших научных сотрудников для перевода на два года исполнителей докторских диссертаций с целью ускорения работы над диссертациями, были организованы на базовых кафедрах 4 межкафедральные научно-исследовательские лаборатории, воссозданы бывшие в конце 40-х - начале 50-х годов при профессоре И. И. Косицыне еженедельные аппаратные совещания, налажено регулярное посещение кафедр и учебных занятий работниками ректората и деканата. А еще проведенная работа по открытию диссертационного совета (который начал свою работу уже после перевода в августе 1963 года С. С. Михайлова в Москву), начало издания с мая 1960 года многотиражной газеты «Советский медик», ставшей главным вну-тривузовским информационным изданием. Эти меры оказали огромное положительное влияние на развитие вуза в последующие десятилетия.

Второй пример связан с деятельностью ректора профессора С. А. Павловичева. Он работал ректором в «лихие» 1990-е и нулевые двухтысячные годы, когда во многом нарушалась вся система высшего медицинского образования в стране, многие институты, чтобы сохраниться,

покрывались вывесками частных структур, было нарушено финансирование вузов и многое другое. И в это же время С. А. Павловичев не отдал ни одного квадратного метра площади академии под частные структуры, наоборот, было открыто 5 новых факультетов, вместо двух диссертационных советов заработало четыре, за вторую половину 90-х годов 50 сотрудников академии получили государственные почетные звания, ордена и медали (такого не было в истории вуза), в академии организовывались новые кафедры, проводились крупные научные фору мы в виде всероссийских съездов и конференций. И все это в сложнейших условиях жизни страны.

Вот еще один пример эффективной работы ректора, достойный подражания. В 2010-е годы ректором университета в течение 6 лет работал профессор В. М. Боев. Учитывая новые возможности десятилетия, необходимость развития материальной базы университета, повышение эффективности работы вуза и его преподавательского состава, он в короткие сроки обеспечил полную реконструкцию 3-го иремонт 1-го учебных корпусов, строительство спортивно-оздоровительного комплекса «Гиппократ», воссоздание факультета иностранных студентов, разработку и введение балльно-рейтинговой оценки деятельности профессорско-преподавательского состава.

У оренбургского университета не было откровенно слабых, неэффективных ректоров. Каждый ректор не только осуществлял текущее руководство работой вуза, но вносил свой вклад в его развитие и совершенствование разных разделов деятельности. Приведенные три примера наиболее ярко отражают целенаправленную эффективность работы ректоров.

В истории университета есть ряд положительных примеров совершенствования организации учебного процесса и его методического обеспечения. Это прежде всего касается подвижности системы учебно-методических комиссий и содержания их работы во взаимозависимости с меняющимися условиями: введением новых учебных планов, новых форм учебного процесса, научно-методических подходов и новых задач в подготовке врачей. Основная работа учебно-методических комиссий была направлена на совершенствование методики лекционного и практического преподавания, развитие и внедрение новых методических подходов к совершенствованию учебного процесса. К таким направлениям относились: межкафедральная интеграция и комплек-сирование, развитие и внедрение программированного обу чения и контроля, совершенствование организации методического обеспечения учебного процесса. В ву зе по инициативе проректора по учебной работе доцента Л. Ф. Еременко стали проводиться целенаправленные монотематические учебно-методические конференции, посвященные вопросам координации и интеграции преподавания, научной организации практических занятий, организации учебного контроля и эффективности преподавания, опыту организации самостоятельной работы студентов, личности педагога в высшей школе, проблемам реформирования высшего медицинского об-

разования. Приведенное перечисление - это названия и содержание таких учебно-методических конференций. Они сопровождались активным обсуждением, принятием конкретных резолюций и рекомендаций. В 2000-2006 годах был успешно повторен опыт организации и проведения монотематических учебно-методических конференций. Они посвящались междисциплинарной интеграции, опыту практической подготовки специалистов, концептуальным основам системы качества образования в вузе и другим конкретным проблемам.

В 1990 году был разработан и внедрен в учебный процесс новый учебный план лечебного факультета с ранней профилизацией подготовки с 4-го курса по терапевтическому, хирургическому, акушерско-гинекологическому и общемедицинскому профилю. Лечебный факультет работал по этому плану с 1990 года по 1995 год и прекратил свое действие в связи с отменой права медицинских вузов работать по собственным учебным планам и переходу на единый учебный план. Имеющийся опыт получал положительную оценку министерской комиссии, мне представляется, что он достоин изучения и возможного использования в настоящее время.

В разные годы в университете работали опытные педагоги-методисты, такие как профессора Э. И. Еселевич, Ю. Е. Рахальский, Б. Г. Хайкина, Т. Л. Бухарина, Б. Я. Усвяцов, доцент Б. А. Сенников. В университете успешно работали школа молодого преподавателя, учебно-методический кабинет. Последний был информационным и обучающим подразделением, в нем были сконцентрированы все учебно-методические издания университета, представлена обширная экспозиция по истории и содержанию методической работы в вузе, проводились семинары, групповые и индивидуальные консультации. В 2012 году он был реорганизован в учебно-методический отдел. Но ведь это разные структуры. Учебно-методический отдел необходим в связи с многофакультетностью вуза, усложнением организации учебного процесса, его роли при аккредитации и т. д. Но и учебно-методический кабинет также необходим как творческий центр пропаганды, обмена опытом и совершенствования учебно-методической работы. Мое убеждение состоит в том, что в настоящее время в связи с имеющей место определенной бюрократизацией и формализацией учебно-организационной и учебно-методической деятельности, новыми возможностями в оснащении и методическим обеспечением учебного процесса необходим серьезный, коллективный анализ и обсуждение его состояния в университете и его реформирование в рациональных и обоснованных пределах.

Заслуживает внимательного изучения положительный опыт 1960-1970-х годов по посещению работниками ректората и деканатов кафедр, конкретных лекций и практических занятий не только с целью контроля работы, но и для реального знакомства с жизнью кафедральных коллективов, особенностей учебного процесса, оказания кафедрам необходимой помощи, изучения и распространения положительного опыта.

Представляется полезным изучение и использование некоторых форм работы со студенческим активом, например проведение совещаний или слетов отличников. Мы ведь считаем отличников золотым фондом университета. Так не на них ли надо опираться в первую очередь при проведении учебно-воспитательной работы, совершенствовании педагогического процесса, отборе будущих научно-педагогических работников вуза. Думается, что периодические встречи и совещания отличников должны стать одной из традиций нашего университета.

Есть еще одна форма работы, на которую следует обратить внимание. Это Актовые дни университета. Они у нас стали проводиться с 1965 года, в течение целого ряда лет были ежегодными, а затем стали проводиться все реже и свелись к эпизодическим мероприятиям. Отрадно, что в последние годы Актовые дни стали проводиться более регулярно. И это абсолютно правильно. Актовый день - это праздник науки в университете, возможность конкретной кафедры или ведущего ученого представить общественности свои научные достижения. Он должен проводиться ежегодно или через год в определенное время по разработанному ритуалу, с оказанием определенного внимания и возможных поощрений. Это тем более необходимо, что в течение ряда лет наметилась тенденция по исчезновению или ослаблению некоторых научных школ. Этого ни в коем случае нельзя допускать, так как активная работа научных коллективов и их научных руководителей, образующих научные школы, составляет основ}' всего вклада в научно-практическую деятельность университета.

Оренбургский государственный медицинский университет является активно развивающимся организмом, занимающим передовые позиции в ряде престижных рейтингов. Его характеризует активная учебная, научная, клиническая, внедренческая, общественная деятельность. Многие мероприятия и формы работы достойны стать постоянными, традиционными в будущей деятельности университета так же, как использование прошлого в истории университета может быть успешным для его настоящего и будущего развития.

Заключение. В истории Оренбургского государственного медицинского университета есть значительный

УДК 61 (091); 61 (092)

положительный опыт, который может быть использован для совершенствования его деятельности и дальнейшего развития.

__Литература:_

1. Каган, И. И. Очерк истории и летопись Оренбургского государственного медицинского института / И. И. Каган. - Оренбург : ОрГМУ, 1994. - 70 с. - Текст : непосредственный.

2. Каган, И. И. Оренбургская государственная медицинская академия : Этапы развития и летопись / И. И. Каган - Оренбург : ОрГМУ, 2004. -168 с. : ил. - Текст : непосредственный.

3. Оренбургская государственная медицинская академия : История кафедр и подразделений / под редакцией профессора И. И. Кагана. — Оренбург, 2005. - 336 с. : ил. - Текст : непосредственный.

4. Оренбургская государственная медицинская академия : Клинические базы / под редакцией профессораВ. А Дереча, доцента В. В. Приходько. -Оренбург, 2004. - 96 с. — Текст : непосредственный.

5. Каган, И. И. Оренбургская государственная медицинская академия : Библиография диссертаций и печатных изданий / И. И. Каган, Т. В. Асабина, О. М. Черемухина, В. И. Козлова ; под редакцией профессора И. И. Кагана. - Оренбург, 2005. - 224 с. - Текст : непосредственный.

6. Фролов, Б. А. Оренбургская государственная медицинская академия : Изобретения сотрудников / Б. А. Фролов, Э. П. Стацкж ; под редакцией профессора Б. А. Фролова. - Оренбург, 2007. - 312 с. - Текст : непосредственный.

7. Шевлюк, И. И. Оренбургская государственная медицинская академия : Биографический словарь профессоров и доцентов / И. И. Шевлюк, А. А. Стадников. - Оренбург, 2005.-368 с. - Текст : непосредственный.

8. Летопись Оренбургского государственного медицинского университета / составители И. И. Каган, Т. В. Асабина ; под редакцией В. М. Боева. — Оренбург : Издат. центр ОГАУ, 2014. -158 с. -Текст : непосредственный.

9. Каган, И. И. История Оренбургского государственного медицинского университета / И. И. Каган ; под общей редакцией професо-ра И. В. Мирошниченко. — Оренбург, 2019. - 224 с. : ил. - Текст : непосредственный.

10. История студенческого научного общества ОрГМА : материалы истории развития студенческого научного общества. - Оренбург, 2012. -264 с. : ил. — Текст : непосредственный.

11. Научно-педагогические школы Оренбургского государственного медицинского университета/под общей редакцией профессораН. П. Сетко. -Оренбург : Изд-во ОрГМУ, 2014. - 346 с. —Текст : непосредственный.

12. Боев, В. М. От кафедры общей гигиены до кафедры общей и коммунальной гигиены с экологией человека : История, сотрудники, научные исследования / В. М. Боев, В. В. Быстрых. - Оренбург, 2004. - 56 с. -Текст : непосредственный.

13. Вялкова, А. А. 40 лет работы кафедры факультетской пещиатрии / А. А Вялкова - Оренбург, 2014. -196 с. : ил. - Текст : непосредственный.

14. Каган, И. И. Кафедра оперативной хирургии и клинической анатомии им. С. С. Михайлова ОрГМУ за 70 лет (1944-2014) / И. И. Каган, С. В. Чемезов. - Оренбург : Изд-во ОрГМА, 2014. - 356 с. : ил. - Текст : непосредственный.

15. Шевлюк, И. И. Оренбургская научная гистологическая школа : Этапы становления и развития (30-е годы XX века - начало XXI века) / И. И. Шевлюк, А. А. Стадников. - Оренбург : Изд-во ОрГМА 2012. -476 с. : ил. - Текст : непосредственный.

Н. Н. ШЕВЛЮК

ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ В ТРУДАХ ВЫДАЮЩЕГОСЯ ОРЕНБУРГСКОГО УЧЕНОГО ПЕТРА ИВАНОВИЧА РЫЧКОВА (1712-1777)

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России N. N. SHEVLYUK

ISSUES OF HEALTH PROTECTION IN THE WORKS OF THE OUTSTANDING ORENBURG SCIENTIST PYOTR IVANOVICH RYCHKOV (1712-1777)

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

Резюме. Целью настоящей работы явилось изучение публи- го члена-корреспондента Императорской Петербургской каций выдающегося оренбургского ученого XVIII века, перво- академии наук П. II. Рычкова по вопросам охраны здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.