Научная статья на тему 'О программных продукта бизнес-моделирования в процессе обучения бакалавров профиля «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении»'

О программных продукта бизнес-моделирования в процессе обучения бакалавров профиля «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
84
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / SYSTEM MODELING / INFORMATION SYSTEMS / APPLIED COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Митрофанова Т.В., Юринкина М.Н.

В статье рассматриваются различные средства моделирования, изучаемы студентами в ходе обучения в учебном заведении. Показаны достоинства и недостатки программных продуктов моделирования бизнес-процессов. В статье даны примеры работ, выполненных студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О программных продукта бизнес-моделирования в процессе обучения бакалавров профиля «Прикладная информатика в государственном и муниципальном управлении»»

Митрофанова Т.В.1, Юринкина М.Н.2 ©

'Кандидат физико-математических наук, кафедра информатики и вычислительной техники;

2аспирант, кафедра математического анализа,

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

О ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТА БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ»

Аннотация

В статье рассматриваются различные средства моделирования, изучаемы студентами в ходе обучения в учебном заведении. Показаны достоинства и недостатки программных продуктов моделирования бизнес-процессов. В статье даны примеры работ, выполненных студентами при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Ключевые слова: системы моделирования, информационные системы, прикладная информатика.

Keywords: system modeling, information systems, applied computer science.

Моделирование информационных процессов изучается в дисциплине «Информационные системы». Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

• способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

• способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

• способен выбирать необходимые для организации информационные ресурсы и источники знаний в электронной среде (ПК-20).

Сегодня на российском рынке можно найти большое количество программных продуктов, которые помогают упростить процесс описания деятельности организации:

• ARIS Business Performance Edition (IDS Scheer AG),

• AllFusion Process Modeler (BPWin) (CA),

• Hyperion Performance Scorecard (Oracle),

• SAP Strategic Enterprise Management (SAP),

• Microsoft Visio (Microsoft) и др.

Microsoft Visio является одним из распространённых программных продуктов бизнесмоделирования. Это простой, недорогой и в тоже время функциональный инструмент в несколько раз повышает эффективность выполнения проектов и задач формализации и оптимизации деятельности предприятия. В комплекте поставки продукта в любой редакции есть набор шаблонов моделей для наиболее распространенных нотаций, таких как диаграммы потоков данных, диаграммы цепочки добавленного качества, диаграммы типа Event-driven Process Chain, IDEF0, SwimLane, а также шаблоны для моделирования оргструктур компаний (рис. 1). Данный программный продукт легко осваивается студентами, т.к. он идеально интегрирован с другими приложениями Microsoft Office. Недостатки Visio как средства моделирования бизнес-процессов - отсутствие функциональности, которая обычно ожидается от таких инструментов, например отсутствием средств разграничения доступа к данным, анализа и проверки корректности моделей, поддержки целостности и непротиворечивости данных.

© Митрофанова Т.В., Юринкина М.Н., 2014 г.

Рис.1. Модель бизнес-процесса продажи техники по методологии IDEF0

AllFusion Process Modeler (BPwin) позволяет аналитику создавать сложные модели бизнес-процессов при минимальных усилиях. BPwin поддерживает следующие методологии -IDEF0, IDEF3, DFD и смешанные модели (рис. 2). С помощью данного программного продукта формируется целостная картина деятельности предприятия: от потоков работ в небольших подразделениях до сложных организационных функций. К преимущества использования BPwin в учебных заведениях относится его распространенность, он недорог, по нему много информации, легок в освоении и применении.

Рис. 2. Концептуальная модель процесса «Управление проблемными кредитами»

Открытые программные обеспечения, подходящие для любой операционной системы, все чаще используются во время занятий в учебных заведениях высшего и среднего специального образования. Ярким примером средства моделирования на занятиях по информационным системам является ArgoUML.

Как средство проектирования ArgoUML привлекает возможностями моделировать процессы для различных предметных областей (банк, салон красоты, исправительные учреждения, аптеки и т. п.).

Функции ArgoUML позволяют разрабатывать графические модели бизнес-процессов, системы классификации и кодирования (с привязкой к моделям процессов), формировать отчётности по моделям и системе классификации (в виде регламентов бизнес-процессов, должностных инструкций и т.п.) [1].

Как способ обмена информацией ArgoUML предоставляет все необходимые инструменты для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования

артефактов разнообразных программных систем. Для контроля неформальной информации в ArgoUML, графическое представлением комментируют с помощью примечания [2]. В диаграмме классов это можно представить следующим образом.

Конечному пользователю, с точки зрения проектирования, диаграммы классов удобны для создания статистического вида системы. Поэтому их можно использовать для:

• моделирования коопераций;

• определения абстракций и их обязанностей;

• хранения устойчивой информации.

На занятиях учащимся будет интересно строить диаграммы вариантов использования. Во-первых, студенты используют все имеющие знания для решения прикладной задачи, а также информацию, поступающую из окружающего мира, анализируя ее. Во-вторых, они извлекают необходимые сведения и синтезируют информацию в целое (рис. 3). В-третьих, диаграмму можно усложнить с помощью зависимостей или лучше понять разрабатываемую систему.

На практике, создаваемые двумерные диаграммы, можно строить не только на компьютере, но и на доске, бумаге или экране компьютера. Нестандартное применение UML студентами должно приветствоваться.

В инженерных дисциплинах любой проект может выиграть с помощью ArgoUML. В структурном анализе программного обеспечения, разрыв между соответствием в нем модели и модели системного проекта можно устранить средствами моделирования [3].

Этот выразительный язык программирования позволяет имитировать и контролировать предполагаемые модели. ArgoUML решает проблему представления информации в графическом виде. Программа позволяет импортировать файлы в формат MS Access.

Рис. 3. Построенная диаграмма вариантов использования для создания телесериала

Освоение данных языков необходимо обучающемуся для успешного освоения модулей: «Проектирование информационных систем», «Информационные системы в бюджетных организациях», «Банковские информационные системы», «Метрология, стандартизация и сертификация программных продуктов», «Реинжинеринг и управление бизнес-процессами» и прохождения практик на предприятиях Чувашской Республики.

Это средство моделирования позволит выпускникам и студентам применить свои знания не только во время пар, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ, показать работодателем навыки моделирования после окончания учебного заведения.

Литература

1. Шмуллер Д. Освой самостоятельно UML 2 за 24 часа. Практическое руководство / Д. Шмуллер. — М. : Вильямс, 2005. — 416 с.

2. Буч, Г. Язык UML. Руководство пользователя. 2-е изд. : Пер. С англ. Мухин Н. / Г. Буч, Дж. Рамбо, И. Якобсон. — М. : ДМК Пресс, 2006. — 496 с.

3. Mitrofanova, T. On use of ArgoUML by bachelors of the Applied Informatics / T. Mitrofanova, M. Yurinkina // Technical Sciences: Modern Issues and Development Prospect. - UK, Sheffield, 2013. - S Yorkshore : Scope Academic House. - P. 87-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.