Научная статья на тему 'О программе подготовки детей к школе "Наристе" в Кыргызстане'

О программе подготовки детей к школе "Наристе" в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
832
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRESCHOOL EDUCATION / ДЕТИ / CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орусбаева Т.А., Супатаева Э.А.

В статье рассматривается реализации программы подготовки детей к школе в Кыргызстане на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О программе подготовки детей к школе "Наристе" в Кыргызстане»

Орусбаева Т.А.1, Супатаева Э.А.2 ©

1Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой технологии дошкольного образования, Кыргызский государственный университет имени И. Арабаева;

2кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Кыргызская академия образования

О ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «НАРИСТЕ»

В КЫРГЫЗСТАНЕ

Аннотация

В статье рассматривается реализации программы подготовки детей к школе в Кыргызстане на современном этапе.

Ключевые слова: образование, дошкольное образование, дети. Keywords: education, preschool education, children.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. В Законах Кыргызской Республики «Об образовании», «О дошкольном образовании», в рамках реализации целей Стратегии Устойчивого Развития (2013-2017 гг.), «Стратегии развития образования Кыргызской Республики на 2012-2020 гг.» закреплено право ребенка на обязательную подготовку 6-летних детей к школе, которое является одним из приоритетных направлений в системе образования Кыргызской Республики.

В соответствии с Постановлением правительства Кыргызской Республики "О подготовке к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организации" от 30 августа 2012 года и во исполнение Закона "Об образовании" в Кыргызстане по инициативе Министерства образования и науки Кыргызской Республики в рамках проекта «Образование для всех» с целью обеспечения готовности к школе детей 6 лет, не охваченных какими-либо образовательными программами при технической поддержке проекта "Дошкольное образование в Кыргызской Республике", финансируемого Всемирным банком была разработана программа «Наристе» по подготовке детей к школе вначале 100-часовая, затем 240-часовая и на данный момент 480-часовая.

Практика показала, что краткосрочный процесс подготовки детей к школе не может быть эффективным, и только постоянные и систематические занятия с детьми в течение одного учебного года дают устойчивый и качественный результат. С этой целью во всех общеобразовательных школах и детских садах республики внедряется годовая программа подготовки детей к школе «Наристе» (480-часов).

Впервые разработка программы была скоординирована с теми требованиями, которые заданы для учащихся первого класса новыми стандартами обучения - что должно облегчить детям освоению школьной программы и сделать переход от - до школы к школе более эффективным.

Программа «Наристе» также рекомендована к использованию в дошкольных образовательных организациях и нацелена на создание равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе.

Программа подготовки детей к школе разработана в рамках реализации нормативно-правовых документов, таких как Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (2003), Закон Кыргызской Республики «О дошкольном образовании» (2009), «Стратегия развития образования до 2020 года» (2012), а также в целях реализации Государственного образовательного стандарта Кыргызской Республики «Дошкольное образование и уход за детьми» (2012) с учетом основных предметных компетенций,

© Орусбаева Т.А., Супатаева Э.А., 2016 г.

определенных также в стандартах начальной школы, таких как «математика», «грамота», «художественно-изобразительное творчество», «физическое развитие», «развитие речи и ознакомление с окружающим миром».

Согласно приоритетам программы, процесс обучения в классах/группах подготовки к школе нацелен на решение проблем социализации и адаптации детей 6 лет к новым условиям жизни и на привитие детям элементарных навыков общения, сотрудничества, взаимодействия и преодоления психосоциальных барьеров.

Философия программы «Наристе» основывается на принципах доступности образования, реализации прав детей на качественную подготовку к школе, что в дальнейшем позитивно повлияет на качество успеваемости в школе.

Программа разработана с учетом лучшего опыта национальных и зарубежных программ подготовки детей 6 лет к школе, а также рекомендаций учителей-практиков, завучей, директоров школ и национальных экспертов-консультантов в области развития детей младшего возраста.

Программа рассчитана на один год обучения детей перед поступлением в школу. Практика показала, что краткосрочный процесс подготовки детей к школе не может быть эффективным - только постоянные и систематические занятия с детьми в течение одного учебного года дают устойчивый и качественный результат. Программа включает следующие разделы:

1) «Цели и задачи программы»;

2) «Характеристика областей развития детей 6-7-летнего возраста»;

3) «Общие требования к организации образовательного процесса для подготовки к школе детей с 6-летнего возраста»;

4) «Учебный план для подготовки к школе детей 6-летнего возраста»;

5) «Регламент программы подготовки к школе детей с 6-летнего возраста»;

6) «Развивающая среда»;

7) «Содержание предметных программ»;

8) «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»;

9) «Мониторинг и оценивание достижений обучения и развития ребенка».

Раздел «Цели и задачи программы» раскрывает содержание основных целей и задач программы по обеспечению равного доступа и качественной подготовки 6-летних детей; цели и задачи обучения в каждой предметной области; перечень задач как методологии достижения поставленных целей; целей и задач образовательного процесса, с учетом интеграции областей развития ребенка 6 лет.

Раздел «Характеристика областей развития детей 6-7-летнего возраста» содержит информацию об основных областях развития детей 6-7 лет (физической, когнитивной, социально-эмоциональной, эстетической). Данный раздел включает описание областей детского развития с точки зрения изменяющегося процесса, который является системным и прогрессивным, основанным на взаимосвязи сфер (областей) развития.

Раздел «Общие требования к организации образовательного процесса для подготовки к школе детей с 6-летнего возраста» содержит информацию в отношении: основных требований к организации образовательного процесса; принципов работы педагога; требований к обучению детей 6 лет по программе «Наристе»; создания необходимых условий для организации и проведения занятий с детьми; построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе планирования; дает описание нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций, реализующих данную программу.

Раздел «Учебный план для подготовки к школе детей с 6-летнего возраста». Содержащийся в данном разделе программы материал включает: перечень предметных областей; общую учебную нагрузку программы (количество учебных часов в неделю, месяц, год) по предметным областям: формирование элементарных математических представлений

(далее - ФЭМП), физическое развитие, ознакомление с окружающим, обучение грамоте, развитие речи, художественно-изобразительная деятельность; количество занятий по каждому предмету учебного плана (неделя, месяц, год), необходимое ребенку 6 лет для полного усвоения учебного материала. Задачи учебного плана реализуются посредством поурочно-тематических планов предметных областей, которые включают подробную тематику образовательной работы по физическому развитию, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте, ФЭМП, художественно-изобразительной деятельности. Поурочно-тематические планы составлены с учетом постепенного усложнения подачи учебного материала (от простого - к сложному); закрепления и повторения пройденного материала; отражения принципов интегрированного обучения и межпредметных связей.

Раздел «Регламент программы подготовки к школе детей с 6-летнего возраста». Данный раздел программы регламентирует временные рамки полного курса обучения (один учебный год); сроки реализации программы (начало - конец учебного года); объем учебной нагрузки за год (480 часов); количество учебных часов по предметам в неделю (месяц, год); длительность одного занятия (академического часа); количество выходных и каникулярных дней; режим работы; расписание занятий на неделю, включая игровую и музыкальную переменку.

Впервые в содержание образовательной программы, а именно в режим работы, включена игровая и музыкальная переменки. Ежедневное проведение игровой или музыкальной переменок направлено на усиление понимания значения и важности использования игры, различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения и развития детей 6-летнего возраста. Во время игровой или музыкальной переменки ребенок реализует свое право на игру, самовыражение и развитие чувства прекрасного. Ребенок ежедневно (в течение 35 минут) принимает участие в различных видах игр и музыкальной деятельности (сюжетно-ролевые, театральные игры, игры-драматизации, музыкальные игры, пантомимы, соревнования, подвижные и дидактические игры).

Проводя игровую переменку, педагог использует интегрированный подход к обучению; в комплексе реализует развивающие, обучающие и воспитательные задачи предметных областей; знакомит детей с новым материалом и повторяет пройденный; проводит индивидуальную работу, активизирует работу детей по интересам в центрах развития.

Предлагаемая музыкальная переменка позволит компенсировать отсутствие музыкального занятия, даст определенные знания - слушать, танцевать, петь или отгадывать название музыкального произведения. На музыкальной переменке предоставляется возможность интересно отдохнуть, снять напряжение после занятий, обогатить свои знания по музыкальному искусству и нацелиться на успешное развитие, что делает его осмысленным и долговременным.

В раздел «Развивающая среда» включена информация о требованиях по созданию условий для реализации программы: при общеобразовательной школе или в специально отведенном помещении; требования к оснащению помещения (класса/группы) и безопасности окружающей среды; санитарному состоянию; учебному и игровому оборудованию; техническим средствам обучения (ТСО) и т. п.

Раздел «Содержание предметных программ» состоит из семи предметных программ, разработанных согласно Государственному стандарту «Дошкольное образование и уход за детьми» и стандартам начальной школы. Комплект парциальных программ включает общий объем образовательной работы по основным предметам учебного плана: «физическое развитие», «ознакомление с окружающим», «развитие речи и художественная литература», «обучение грамоте», «ФЭМП», «художественно-изобразительная деятельность», «второй язык» (кыргызский/русский).

Каждая из семи программ имеет однородную структуру подачи содержания предметного материала: описательная часть; цели и задачи предметной области; учебный

план по предмету на год; поурочно-тематический план на один учебный год; базовые ожидаемые результаты по окончании курса обучения (учебные действия) и предметные знания (умения, навыки). В рамках данной программы впервые используется дифференцированный подход к ожидаемым результатам по окончании курса обучения, а именно «учебные действия» и «предметные знания», они рассматриваются как отдельные категории достижений ребенка 6-летнего возраста по окончании курса обучения по данной программе.

Раздел «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» включает описание нормативных правовых актов, регламентирующих организацию инклюзивного образования на базе общеобразовательных школ; раскрывает цели и задачи инклюзивного образования детей в классах/группах подготовки к школе и принципы (правила) работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также определяет круг лиц, ответственных за организацию инклюзивного образования.

Раздел «Мониторинг и оценивание достижений обучения и развития ребенка» включает объекты мониторинга и оценки, перечень приемов и методов, а также нормативные документы, регламентирующие основы проведения мониторинга и оценивания. Программа нацелена на решение социальной проблемы по обеспечению: равного доступа и качественной подготовки 6-летних детей, не охваченных дошкольными программами, к обучению в школе; вовлечения в образовательный процесс детей, имеющих особые потребности.

В рамках данной программы, подготовка детей к школе ведется по четырем направлениям:

• социальная адаптация;

• общее развитие (развитие памяти, внимания, интеллекта);

• формирование мотивов, побуждающих интерес к обучению;

• создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей.

Программа, во-первых, придает особую значимость формированию у ребенка 6 лет навыков общения, взаимодействия со сверстниками, взрослыми и окружающей средой, которые являются базисными при поступлении в школу.

Во-вторых, программа направлена на решение педагогической цели - всестороннее развитие личности ребенка и формирование его готовности к усвоению знаний и систематическому обучению; овладение учебной деятельностью; обучение началам грамоты и математики; освоение элементов естественнонаучного способа познания окружающего мира (опыты, эксперименты, исследования и т. д.).

Программа в значительной степени ориентирована на подготовку ребенка к обучению в школе и заключается в развитии уровня социальной адаптации к новым условиям, в развитии познавательных процессов, умении обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Готовность к обучению в школе определяется физическими возможностями ребенка, пониманием смысла учебных задач, осознанием способов выполнения действий; навыками самоконтроля и самооценки, уровнем развития волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Приоритеты программы направлены не только на получение детьми 6-летнего возраста академических знаний, но и на формирование всестороннего развития личности ребенка: интеллектуального, нравственного, эстетического и физического.

Основные задачи программы:

Образовательные: развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление); сформировать представления и знания детей о Кыргызстане, столице Кыргызстана Бишкеке, родном крае (село, аил, город и т. д.), государственных символах, предметах национальной одежды; сформировать представления и знания детей о важнейших социальных нор мах и ценностях, определяющих

поведение человека в обществе и в школе; формировать элементарные математические представления; формировать речевую активность и фонетический слух; формировать эмоционально-положительное отношение к обучению в школе; обучить элементарным навыкам конструктивного взаимодействия; развить навыки учебных действий, необходимых для обучения в школе; формировать умения выполнять инструкции и действовать по правилам; формировать учебную мотивацию; обеспечить преемственность предметных компетентностей между подготовкой детей к школе и начальным школьным образованием.

Развивающие: развивать у 6-летних детей навыки общения со сверстниками и взрослыми; формировать умение находить решения в различных жизненных ситуациях; организовывать процесс обучения, воспитания и развития детей с учетом интересов, потребностей и возможностей детей 6-летнего возраста; развивать мелкомоторные функции и графические навыки письма; развивать интерес к естественнонаучной форме познания окружающего мира (опыты, исследования, эксперименты и т. д.); развивать способности элементарного логического мышления; формировать умения делать выводы и умозаключения; развивать творческие способности и воображение на занятиях и в процессе игровой деятельности; развивать физические возможности организма; развивать понимание важности для человека охраны, укрепления здоровья и физической культуры.

Воспитательные: воспитание у 6-летних детей патриотических чувств любви и гордости за свою Родину - Кыргызстан, природу родного края (села, города); воспитание уважения к народам, населяющим Кыргызстан; уважение к труду и ценностям, созданным трудом взрослых; формирование норм и правил нравственного поведения, воспитание уважения к ним; формирование коммуникативных качеств, потребностей и способностей к сотрудничеству; формирование системы ценностей школьника (трудолюбие, честность, аккуратность, дисциплинированность); воспитание уважения к сверстникам, всем окружающим людям; воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи; привитие норм и правил культуры поведения в школе и обществе; развитие дружеских взаимоотношений и навыков позитивного взаимодействия с окружающими [1, 5-11].

В классах предшкольной подготовки образовательный процесс построен с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Каждый класс обеспечен программой подготовки детей к школе, методическими рекомендациями к программе, методическими и дидактическими материалами, развивающими игрушками, которые через игровую форму способствуют развитию у детей мелкой моторики, формированию элементарных математических представлений, представлений о геометрических фигурах, развитию логического мышления, ориентировки на листе бумаги (в пространстве), умению объединять предметы в группы, обогащению словарного запаса детей, развитию связной речи, а также формированию социальных навыков [2].

Литература

1. Программа подготовки детей к школе "Наристе" (480 часов) / Разработчики: Н.В. Колесникова, Г.И. Расулова, Т.А. Орусбаева и др.- Бишкек: Изд. Аркус, 2015. - 136 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://old.edu.gov.kg/wp-content/uploads/2015/08/programma_k_shkole_web.pdf

2. Равный жизненный старт: предшкольная подготовка детей (480-часов) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://tradeunion ed.kg/ru/osnovnyie_razdelyi/informaczionnyij_byulleten/ravnyj_ zhiznennyj_start-_predshkolnaya_podgotovka_detej_480-chasov1.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.