Научная статья на тему 'О программах начального военного обучения в общеобразовательных школах'

О программах начального военного обучения в общеобразовательных школах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косенков О. Н.

Рассматриваются вопросы истории создания федеральных программ начального военного обучения в общеобразовательных школах. На примере Калининградской области исследуются особенности разработки подобных программ регионального назначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косенков О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the programmes of elementary military training in comprehensive schools

The history of elaboration and development of the elementary military training programmes in comprehensive schools is considered using the Kaliningrad region as an example.

Текст научной работы на тему «О программах начального военного обучения в общеобразовательных школах»

НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

98

УДК 373 (091)

О. Н. Косенков

О ПРОГРАММАХ НАЧАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

Рассматриваются вопросы истории создания федеральных программ начального военного обучения в общеобразовательных школах. На примере Калининградской области исследуются особенности разработки подобных программ регионального назначения.

The history of elaboration and development of the elementary military training programmes in comprehensive schools is considered using the Kaliningrad region as an example.

История создания единых программ начального военного обучения в России ведет свое начало с 1931 г., когда состоялось I Всесоюзное совещание по военной работе в школе. На совещании была принята Программа военной работы с детьми. В ней дифференцировались возрастные особенности детей: со школьниками 8 — 10 лет предусматривалось выполнение физических упражнений, разучивание революционных и боевых песен, проведение встреч и бесед с бойцами и командирами Красной Армии. Для учащихся 11 —14 лет во внеурочное время организовывались метание гранаты в цель, стрельба из лука и малокалиберной винтовки, изучение средств связи, освоение приемов ведения разведки и санитарного дела. Оборонно-массовая работа с учащимися 14—17 лет переносилась в ячейки и кружки Осоавиахима [1, с. 64].

Постепенно на повестку дня все более выдвигался вопрос о включении начальной военной подготовки в школьные программы обучения. Вскоре была разработана программа по военной подготовке учащихся средних школ, техникумов, рабфаков, вузов и втузов, не охваченных высшей военной подготовкой. Программа была опубликована, и с 1935 г. школы приступили к ее реализации. В соответствии с программой и учебным планом в 9-х и 10-х классах предусматривалось проведение занятий по начальной военной подготовке из расчета один час в неделю [2, с. 284].

Особую роль в обучении школьников военному делу сыграл Закон о всеобщей воинской обязанности 1939 г., в соответствии с требованиями которого в школах была введена начальная и допризывная военная подготовка.

Стоит отметить, что законодательным образом устанавливалось и время, отводимое в учебном плане на занятия военным делом: по два

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 98-102.

Начальное военное обучение в общеобразовательных школах

часа в шестидневку, всего 120 часов в год. С началом войны план был скорректирован. Начиная с 1 сентября 1941 г. в 8-х классах вместо одного часа в неделю на военно-физкультурную и военно-санитарную подготовку было отведено три часа, в 9-х — вместо двух четыре, в 10-х — вместо двух пять часов [3, с. 25].

С 1942 г. занятия по военной подготовке проводились по 4—5 часов в неделю в старших классах и по три часа в неделю в младших классах. Кроме того, с юношами 8 — 9-х классов в период летних каникул проводились двухнедельные лагерные сборы [4, с. 6].

В 1945/46 учебном году школы страны работали по учебному плану 1940/41 учебного года. Каких-либо изменений в системе начальной военной подготовки не наблюдалось. Но в 1946 г. было принято решение отменить военную подготовку в 5 — 7-х классах и изменить характер допризывной подготовки юношей 8 — 10-х классов.

В школах Калининградской области с первых послевоенных лет велась военная допризывная подготовка, которая в большей степени носила физкультурно-прикладной характер. Кроме того, учащиеся занимались стрелковой подготовкой, велись уроки местной противовоздушной обороны и т. д. Постепенно преподавание допризывной подготовки формализовалось и стало сворачиваться. В 1955/56 учебном году допризывная военная подготовка в учебном плане не упоминается, а в 1962 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР обязательная военная допризывная подготовка в школах страны отменяется вообще [5].

Военно-политическая ситуация в мире, прогнозы и планы экономического развития государства, сокращение прироста населения в целом по стране в результате «эха» прошедшей войны, ряд других обстоятельств потребовали от руководства государства принять меры, направленные на изменение (улучшение) условий жизни. К числу подобных мер относится новый закон «О всеобщей воинской обязанности», принятый 12 октября 1967 г. Третьей сессией Верховного Совета СССР. Ст. 17 этого Закона гласила, что «до призыва на действительную военную службу с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы проводится начальная военная подготовка» [6, ст. 1121].

В школьной программе на этот предмет отводилось два часа в неделю, всего 140 часов на протяжении двух лет учебы. Кроме того, 30 часов учебного времени выделялось для проведения пятидневных полевых занятий с юношами 9-х (10-х) классов во время учебно-производственной практики.

Была разработана программа начальной военной подготовки, которая включала объяснительную записку и методические указания по видам подготовки, определяла круг первоначальных военных знаний и умений учащихся по разделам: Советские Вооруженные Силы, общевойсковая подготовка, военно-техническая подготовка, гражданская оборона, специальная подготовка санитарных дружинниц.

На рубеже 70—80-х годов отмечается снижение интереса школьников к изучению практически всех разделов начальной военной подго-

99

товки. Программа оказалась перегруженной специальными знаниями и, как следствие, постоянно корректировалась. Примером здесь может служить изменение расчета часов, выделявшихся на изучение предмета (табл. 1).

Таблица 1

Распределение учебных часов по разделам школьной программы начальной военной подготовки

100

Общее количество часов

Раздел программы юноши девушки

1974 г. 1986 г. 1974 г. 1986 г.

Вводное занятие 1 1 1 1

Советские Вооруженные Силы

на страже Родины 11 10 11 10

Тактическая подготовка 28 30 4 12

Огневая подготовка 32 28 19 18

Уставы 11 14 3 14

Строевая подготовка 12 17 — 14

Военная топография 6 4 — 2

Гражданская оборона 29 32 29 32

Военно-техническая подготовка 35 — 35 —

Медико-санитарная подготовка 2 2 — 35

Специальная подготовка

санитарных дружинниц — — 35 —

Контрольные занятия 3 2 3 2

Итого 170 140 140 140

Особенностью Программы 1986 г. стала ее практическая направленность. Около 70 % отводимого времени должно было использоваться для практической подготовки, приобретения учащимися соответствующих практических навыков и умений.

Постановление № 699 было конкретизировано еще одним того же уровня — Постановлением Совета Министров СССР № 100 от 26 января 1987 г. «Об организации оборонно-спортивных лагерей для юношей, проходящих начальную военную подготовку». Появление подобных лагерей не было в новинку. Опыт их функционирования был накоплен еще в 70-х годах, когда они создавались совместными усилиями ВЦСПС, ВЛКСМ, ДОСААФ и Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР.

На изучение скорректированной Программы начальной военной подготовки в 1987/88 учебном году перешли 56 школ г. Калининграда, Неманского, Нестеровского и других районов. В 1989 г. в учебных сборах по измененной программе (в оборонно-спортивных оздоровительных лагерях, на базе воинских частей) приняли участие уже все средние школы области [7, д. 565, л. 35].

К началу 1990 г. в школьном образовании области процессы демократизации играли все более значимую роль. Поиски путей совершен-

Начальное военное обучение в общеобразовательных школах

ствования школьной жизни шли по всем направлениям: выбор учебных планов, школьное самоуправление, создание гимназий и лицеев и т. д. Каждая школа стремилась создать свою модель образовательного процесса, стать многопрофильной.

Постановлением правительства РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР» с 1 сентября 1991 г. в государственных общеобразовательных учреждениях был введен новый курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Должность военного руководителя упразднялась, взамен вводилась должность преподавателя курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Стрелковое оружие из школ изымалось. Собственно военная подготовка учащихся сосредоточивалась в кружках, спортивных и военно-прикладных секциях, факультативах [8, с. 3 — 6].

Однако вскоре Министерство образования РФ своим письмом №576/11 от 10 июня 1994 г. указало: «Начиная с 9-го класса в программы (программы курса ОБЖ) включены обязательные знания по вопросам воинской обязанности и военной службы, которыми должен владеть ученик 9-, 10- и 11-го классов». В программу курса «Основы безопасности жизнедеятельности» был введен раздел «Основы подготовки к военной службе».

18 марта 1998 г. был принят федеральный закон № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе. В разделе III, ст. 12 Закона предусматривалось получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны. Эти знания в соответствии с положениями следующей статьи, № 13, граждане должны были получать во время подготовки по основам военной службы, в частности, в средних общеобразовательных учреждениях. Предполагалось, что подготовку будут вести штатные преподаватели в соответствии с государственными образовательными стандартами. В конце последнего года обучения предусматривалось проведение учебных сборов [9, ст. 1475].

Структурирование обучения «Основам военной службы» шло параллельно с разработкой федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Положения о подготовке граждан РФ к военной службе и в соответствии с примерной программой обучения, согласованной с Министерством обороны. За основу примерной программы обучения была взята программа, разработанная в Министерстве обороны и опубликованная еще в 1994 г. [10, с. 73 — 87].

К началу 2000 года в программных документах курса «Основы безопасности жизнедеятельности», рекомендованных Министерством образования РФ для учащихся 10—11-х классов общеобразовательных школ, в разработанных на их основе новых учебниках сформировались три основные раздела, по которым велось обучение:

— безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;

— основы медицинских знаний и здорового образа жизни;

— основы военной службы.

102

Содержание раздела «Основы военной службы» получило четкое наполнение. Оно включало в себя следующие учебные вопросы: основы обороны государства; воинская обязанность граждан; основные мероприятия гражданской обороны по защите населения; правовые основы военной службы; прохождение военной службы по призыву; прохождение военной службы по контракту; ответственность военнослужащих; военно-патриотическое воспитание.

Действующими программами на изучение курса ОБЖ было предусмотрено выделение не менее двух часов в неделю в 10-м классе и один час в неделю в 11-м классе. В целях реализации требований федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Министерство образования рекомендовало органам управления образованием выделять на изучение основ военной службы дополнительное время за счет вариативной части базисного учебного плана [11, л. 4].

Как показывает опыт, содержание раздела «Основы военной службы» в современной трактовке позволяет учащимся познакомиться с историей создания и традициями Вооруженных Сил, организацией военной службы и бытом военнослужащих. С учетом перехода на одногодичный срок службы по призыву необходимость преподавания подобной дисциплины будет постоянно возрастать.

Список литературы

1. Колычев В. Г. Истоки мужества: Подготовка молодежи к вооруженной защите Родины в 1918 — 1945 гг.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917 — 1941) / Лит. ред. Н. П. Кузин, М. Н. Колмакова, З. И. Равкин. М.: Педагогика, 1980.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941 — 1961) / Под ред. Ф. Г. Паначина и др. М.: Педагогика, 1988.

4. Методика начального военного обучения: [Учебное пособие для пед. ин-тов по спец. 2115 «Нач. военное обучение и физ. воспитание» / Подгот. А. И. Зыков и др.]; Под ред. И. Г. Назимка, Ф. Е. Штыкало. М.: Просвещение, 1987.

5. Правда. 1962. 25 апр.

6. Ведомости ВС СССР. 1980. № 52. Ст. 1121.

7. Государственный архив Калининградской области (ГАКО). Ф. 462. Оп. 4.

8. Сборник нормативных документов и программ по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / Сост. Н. А. Крючек, В. П. Скрябин, А. Т. Смирнов, М. П. Фролов. М., 1994.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.

10. Программы общеобразовательных заведений: Основы безопасности жизнедеятельности. I—XI классы. М.: Просвещение, 1994.

11. Архив управления народного образования Калининградской области (АУНОКО). 1998. Д. 1210.

Об авторе

О. Н. Косенков — директор, школа высшего спортивного мастерства, г. Калининград.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.