Научная статья на тему 'О ПРОГНОЗЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛЬГИИ'

О ПРОГНОЗЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛЬГИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛЬГИЯ / РЕГИОНЫ / ЭКОНОМИКА / ФЛАНДРИЯ / ВАЛЛОНИЯ / БРЮССЕЛЬСКИЙ СТОЛИЧНЫЙ РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ / ТЕМПЫ РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котов А.В.

Бельгия относится к группе небольших по размеру высокоразвитых европейских государств, которые занимают важное место в современной мировой экономике. В статье рассматривается региональный разрез ее экономики, в котором дифференцируются хозяйственные условия для ускоренного индустриального и инновационного развития. Основное внимание уделено прогнозным темпам роста доминирующих отраслей бельгийской экономики в территориальном разрезе, ориентированных на выпуск высококачественной и технически передовой продукции, на собственные ниши рыночных услуг. На основе докладов Федерального планового бюро Бельгии показано, как региональный экономический прогноз согласуется с национальным, и представлены результаты территориальной дезагрегации. Автор приходит к выводу, что перспективы региональной экономики на период 2022-2027 гг. будут связаны со слабой динамикой потенциальных международных экспортных рынков, сокращением финансовых мер, выделенных в ходе постпандемийного восстановления и неустойчивым положением в энергетической сфере. В целом, в период 2024-2027 годов рост фламандского ВРП будет выше, чем у Валлонии и Брюссельского столичного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROSPECTS THE REGIONAL ECONOMY OF BELGIUM

Belgium belongs to the group of small highly developed European states. It occupies an important place in the modern world economy. The article considers the regional section of its economy. In the territorial aspect, economic conditions for accelerated industrial and innovative development are differentiated. The main attention is paid to the predicted growth rates of the dominant sectors of the Belgian economy by region, focused on the production of high-quality and technically advanced products for their own "marketing niches" of the world market. Based on the reports of the Belgian Federal Planning Office, it shows how the regional economic forecast is consistent with the national one and presents the results of territorial disaggregation. The author comes to the conclusion that the prospects for the regional economy for the period 2022-2027. will be related to the weak performance of potential international export markets, the reduction of financial measures allocated during the post-pandemic recovery and the fragile situation in the energy sector. In general, in the period 2024-2027, the growth of the Flemish GRP will be higher than that of Wallonia and the Brussels-Capital Region.

Текст научной работы на тему «О ПРОГНОЗЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛЬГИИ»

О ПРОГНОЗЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛЬГИИ

А.В. Котов, канд. экон. наук, вед. науч. сотр., зав. сектором экономики ФРГ Центр германских исследований Института Европы РАН (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-202-208

Аннотация. Бельгия относится к группе небольших по размеру высокоразвитых европейских государств, которые занимают важное место в современной мировой экономике. В статье рассматривается региональный разрез ее экономики, в котором дифференцируются хозяйственные условия для ускоренного индустриального и инновационного развития. Основное внимание уделено прогнозным темпам роста доминирующих отраслей бельгийской экономики в территориальном разрезе, ориентированных на выпуск высококачественной и технически передовой продукции, на собственные ниши рыночных услуг. На основе докладов Федерального планового бюро Бельгии показано, как региональный экономический прогноз согласуется с национальным, и представлены результаты территориальной дезагрегации. Автор приходит к выводу, что перспективы региональной экономики на период 2022-2027 гг. будут связаны со слабой динамикой потенциальных международных экспортных рынков, сокращением финансовых мер, выделенных в ходе постпандемийного восстановления и неустойчивым положением в энергетической сфере. В целом, в период 2024-2027 годов рост фламандского ВРП будет выше, чем у Валлонии и Брюссельского столичного региона.

Ключевые слова: Бельгия, регионы, экономика, Фландрия, Валлония, Брюссельский столичный регион, региональные пропорции, темпы роста.

С точки зрения региональной экономики Бельгию целесообразно рассматривать как совокупность трех регионов: Брюссельской столичной агломерации, северного Фламандского региона (Фландрия), в котором преобладает нидерландский язык, и южного Валлонского региона (Валлония), жители которого используют французский язык. Развитие региональной экономики Бельгии в начале 2022 г. полностью определялось состоянием мирового хозяйства, еще не полностью оправившимся от пандемии коронавируса. В последствии рост цен на энергоносители и сбои в цепочках поставок уже привели к резкому росту инфляции. Эта работа дополняет исследования по экономике Бельгии, посвященные различным аспектам управления конкурентоспособностью [1], участия бельгийских регионов в международных экономических отношениях [2], макроэкономической динамики в этой стране [3-4]. Предварительно отметим, что прогнозные работы Федерального планового бюро Бельгии исходят в своих оценках из, на наш взгляд, наиболее сущностной черты данного хозяйства - высокой интегрированности национальной эконо-

мики в мировой торговле и в общеевропейское пространство [5].

Макроэкономические оценки.

После сокращения на 5,7% в 2020 году бельгийская экономика восстановилась на 6,1% в следующем [6]. Отметим, что благодаря вакцинации активизация экономической деятельности в стране оказалась более устойчивой к последовательным волнам заражения. Восстановление было поддержано практически всеми компонентами внутреннего спроса. Большая часть наверстывания пришлась на третий квартал 2020 года. Восстановление продолжалось в течение первых трех кварталов 2021 года.

Федеральное плановое бюро Бельгии исходит из того, что военный конфликт на Украине обострил контекст роста цен на сырьевые товары и узкие места со стороны предложения [7]. Рост ВВП Бельгии сохранялся в первом квартале 2022 года (+0,5%), но замедлился во втором квартале (+0,1%), прежде чем несколько восстановиться (+0,3% в третьем и четвертом кварталах). Сложившаяся экономическая динамика привела к годовому росту ВВП на 3,1% в 2022 году в основном за счет личного потребления (рис.).

6,1

-1

0,5

1,6 2 1,3 1,6 1,8 2,1

Ш ■ Ш ■ ■ ■

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

3,1

-6

-5,7

Рис. Темпы роста ВВП Бельгии (в %) [9]

Влияние украинского кризиса на валовой региональный продукт

Военный конфликт на Украине и вызванный ею рост инфляционного давления значительно снизили ожидаемые темпы восстановления в региональном разрезе, усилив неопределенность и снизив покупательную способность. В этом контексте рост ВРП в 2022 году, по данным бельгийского федерального бюро планирования, в итоге будет равен 2,1% в Брюсселе, 2,5% в Валлонии и 2,8% во Фландрии. По сравнению с двумя другими регионами, во Фландрии активность в отрасли «прочие рыночные услуги» (4,9%) прогнозируется более заметной. Экономика столичного региона должна выиграть от более сильного роста в отрасли «торговля и общественное питание» (3,3%). В то же время рост «прочих рыночных услуг» (также 3,3%) будет относительно ниже, чем в двух других регионах. В каждом регионе восстановление отрасли «транспорт и связь» прогнозируется на уровне порядке 6%. В 2023 году положительный рост экономи-

ческой активности постпандемийного восстановления растает, эффект догоняющего роста потребления уменьшится, а рост потенциальных рынков потребления замедлится.

Ожидается, что в 2023 году рост ВВП замедлится до 1,3%, несмотря на восстановление инвестиций в основной капитал. Вклад чистого экспорта в рост останется отрицательным (-0,3%). Прогнозируемое ускорение роста ВВП в 2024 г. (1,6%) в основном объясняется возвратом к несколько положительному вкладу (+0,1%) чистого экспорта в экономический рост. С 2025 года рост бельгийской экономики, как и в остальной части еврозоны, должен приблизиться к своей тенденции и, таким образом, установиться на ориентире 1,3% в год.

Несмотря на поддержку со стороны государственных инвестиций и возобновление роста инвестиций в бизнес, ожидается значительное снижение роста ВВП: также до 1,3% в Брюсселе и Фландрии и до 1,1% в Валлонии (табл.).

4

Таблица. Прогнозные темы роста ВРП регионов Бельгии [7]

Регион / годы факт прогноз

2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027

Королевство Бельгия в целом 1,8 2,1 -5,7 6,2 2,6 1,3 1,6 1,2 1,3 1,4

Брюссельский столичный регион 1,2 2,8 -5,5 3,9 2,1 1,3 1,2 1,0 1,0 1,2

Фландрия 1,6 1,8 -5,5 7,0 2,8 1,3 1,8 1,3 1,4 1,6

Валлония 2,9 2,5 -6,2 6,3 2,5 1,1 1,5 1,1 1,2 1,3

Замедление роста, ожидаемое в промышленности, в меньшей степени, по прогнозам, затронет экономику Брюсселя, в которой также продолжится медленное восстановление основной отрасли «торговля и общественное питание». И наоборот, Валлония снова пострадает от меньшего веса в ее структуре экономики ры-

ночных услуг. Отставание Валлонии от передового национального технологического уровня может обострить ведущиеся дискуссии о дрейфе страны в сторону конфедерации [8].

То предположение, что к 2024 году в Бельгии ожидается ускорение экономического роста, построено на прогнозирова-

нии положительного вклада чистого экспорта и восстановления мировой конъюнктуры. Это явление будет отражаться, в частности, в ускорении создания добавленной стоимости в промышленных отраслях, что совместно будет вытягивать валлонскую и фламандскую экономики, экономический рост которых увеличится на 0,5%, тогда как в Брюсселе он стабилизируется.

В период 2025-2027 гг. экономики регионов Бельгии и их различные отрасли деятельности вернутся к более умеренным ритмам, близким к прошлым тенденциям. Это сокращение произойдет, видимо, довольно резко в 2025 г., особенно во Фландрии и Валлонии (-0,4%), в то время, когда вклад государственных инвестиций будет уменьшаться под влиянием ожидаемого сокращения государственных капиталовложений (после местных выборов в 2024 г.) и окончания мер поддержки, предусмотренных в планах восстановления.

По пространственным пропорциям в целом за весь период 2024-2027 гг. рост ВРП Фландрии в физическом выражении составит в среднем 1,5% в год и будет оставаться выше, чем ВРП Валлонии (1,3%) и Брюссельского региона (1,1%). С 2024 года отрасль «прочие рыночные услуги» вновь должна играть ведущую роль в трех региональных экономиках. Таким образом, самый высокий отраслевой рост с 2024 по 2027 год будет зафиксирован в наиболее технологически развитой Фландрии. В Брюсселе остается потенциал развития отраслей городской мобильности, транспорта и технологий связи. Тем не менее благодаря значительному весу сферы услуг в экономике Бельгии, именно вид экономической деятельности «прочие рыночные услуги» повсеместно вносит наибольший вклад в региональный рост ВВП в среднесрочной перспективе (0,7% во Фландрии и 0,5% в Валлонии и Брюсселе). Сущностно это является определяющим фактором, объясняющим разницу в росте ВРП между Фландрией и Валлонией (0,2%). Вместе с тем, в отличие от Брюсселя, Фландрия и Валлония также могут рассчитывать на существенный вклад про-

мышленности (который добавляет в среднем 0,3% к дифференциалу роста с Брюсселем).

Региональная занятость

Что касается роста внутренней занятости, то по итогам 2022 г. он должен оставаться высоким: 1,4% во Фландрии, 1,3% в Валлонии и 1,2% в столичном регионе. Несмотря на относительно более сильную поддержку со стороны занятости в нерыночных услугах, занятость в Брюсселе в отрасли «торговля и общественное питание» растет медленнее, что оказывает влияние на общий результат по этому региону. Отметим, что эта динамика в значительной степени основана на росте числа рабочих мест, зарегистрированных в течение 2021 года. Далее ожидается резкое снижение роста занятости, что является следствием, с одной стороны, текущего экономического спада, обусловленного комплексом геополитических, инфляционных и энергетических причин, а с другой стороны, ожидаемого постепенного увеличения среднего рабочего времени до уровня, существовавшего до пандемии корона-вируса. Эти факторы окажут влияние на среднегодовой прирост занятости в 2023 году. Предполагается, что рост числа рабочих мест не будет превышать 0,5% во Фландрии, 0,4% в Валлонии и 0,3%% в Брюсселе. Во Фландрии, как наиболее развитом регионе, сохранится тенденция более динамичного роста занятости в секторе высокотехнологичных услуг по сравнению с прочими регионами. В течение всего периода 2024-2027 гг. в среднем рост внутренней занятости должен еще сильнее восстановиться, достигнув в среднем за этот период 0,9% в год во Фландрии, 0,6% в Валлонии и 0,4% в Брюсселе. Во Фландрии и Валлонии этот показатель составляет лишь половину от того, что было зарегистрировано в период 2015-2019 гг. до пандемии. Среднесрочный прогресс в Брюсселе, с другой стороны, более сопоставим с периодом 2015-2019 гг., в частности, благодаря меньшему количеству потерь рабочих мест в отраслях «кредит и страхование» и «торговля и общественное питание».

Отрасли «здравоохранение и социальная обеспечение» и «прочие рыночные услуги», вероятно, сохранят свою роль драйверов роста занятости в среднесрочной перспективе, как это наблюдалось в недавнем прошлом (с дополнительным вкладом в размере 0,2-0,3%. Однако в целом темпы роста занятости в отрасли «прочие рыночные услуги» в период 20242027 гг. должны быть ниже, чем до пандемии, в соответствии с более умеренным ростом отраслевой добавленной стоимости и прогнозируемым ускорением реальной стоимости заработной платы на одного работника.

Ожидается, что сокращение занятости в обрабатывающей промышленности продолжится в трех регионах, что будет напрямую связано с ростом производительности, который значительно превысит показатели, зарегистрированные в остальных отраслях экономики. Динамика занятости в отрасли «строительство» в прогнозе также описана как менее благоприятная. С одной стороны, наемная занятость в этом секторе должна снизиться в период с 2024 по 2027 год (-0,1% в во Фландрии, -0,2% в Валлонии и -0,5% в год в Брюссельском регионе). С другой стороны, большое значение в этой отрасли имеет импульс самозанятости. Ожидается, что в секторе строительства он замедлится с 2024 года, в основном во Фландрии, где самозанятость оказалась наиболее выраженной, и, в меньшей степени, в Валло-нии. Тем не менее, количество самозанятых в отрасли «строительство» должно поддерживать темпы роста в данном виде экономической деятельности, близкие к 1,1% в год в Валлонии, 1,7% во Фландрии и 2,0% в Брюсселе. Таким образом, вид экономической деятельности «строительство» продолжит вносить положительный вклад в рост самозанятости в трех регионах страны.

Обрабатывающая промышленность

Для обрабатывающей промышленности в целом, с одной стороны, падение производительности на душу населения в 2020 г. было относительно слабым (-2,6% по стране против -5,9% по рыночной активности всех отраслей), а с другой стороны,

отскок, зафиксированный в 2021 году, был очень значительным (+8,3% на национальном уровне). С другой стороны, рыночные услуги, для которых восстановление активности, в большей степени зависит от восстановления частного потребления, было растянуто во времени: падение их производительности было более выраженным в 2020 г. (-6,8% по стране) и более ограниченного подъема в 2021 г. (4,4%). Как предполагают эксперты, это преимущество должно практически раствориться в 2023 г. (1,0%).

За период 2024-2027 гг. реальный прирост производительности на душу населения во всех отраслях рыночной деятельности должен составить в среднем 0,8% в год в каждом из регионов. Для трех регионов это будет ускорение по сравнению со среднегодовым ростом, зарегистрированным в период 2005-2019 гг. (0,4% для Брюсселя, 0,7% для Фландрии и 0,6% для Валлонии). По сравнению с пятилетним докризисным периодом (период 20142019 гг.) это также будет ускорением для Брюсселя (0,7%) и Фландрии (0,5%) и замедлением для Валлонии (1,1%). В Брюссельском регионе именно сектор кредитно-страховых операций и транспортно-коммуникационная отрасли должны и далее в наибольшей степени стимулировать рост производительности с 2024 года. Как и в прошлом, обрабатывающая промышленность должна стать важным источником роста производительности в Фландрии и Валлонии. Реальный прирост производительности на душу населения, прогнозируемый для всех отраслей обрабатывающей промышленности, составит в среднем соответственно 2,2% и 2,4% по регионам. В рыночных услугах рост производительности предполагается гораздо более ограниченным, чем в промышленности. В период 2024-2027 гг. они будут расти в среднем 0,7% в год в Брюсселе и 0,6% во Фландрии и Валлонии. Таким образом, темпы все же будут выше тех, которые наблюдались в период 2005-2019 гг. (0,5% в Брюсселе и Фландрии и 0,3% - в Валлонии). Эволюцию прогнозируемого повышения производительности следует сравнивать с ожидаемым увеличением реальных затрат на

заработную плату. В недавнем прошлом они прошли фазу заметного замедления.

Заработная плата

В среднем за период 2014-2019 гг. было зафиксировано более или менее заметное в зависимости от региона снижение реальной стоимости заработной платы на душу населения во всех отраслях рыночной деятельности (-0,6% в год в Брюсселе, -0,1% в год во Фландрии и -0,4% в Валлонии). Добавление 2020 года, в течение которого реальные затраты на рабочую силу на душу населения резко упали, усиливает эти цифры. В этот самый тяжелый год пандемии из-за снижения активности и, как следствие, сокращения рабочего времени, реальные затраты на рабочую силу на душу населения резко упали (-3,2% в Брюсселе, -3,7% во Фландрии и -5,1% в Валло-нии), однако остались ниже фактической производительности труда. Отскок, зафиксированный в 2021 году, был менее выраженным и составил 1,7% в Брюсселе, 2,8% во Фландрии и 2,6% в Валлонии. В среднем за период 2022-2027 гг. реальная стоимость заработной платы на душу населения в сервисных отраслях должна снова вырасти: +1,0% в год в среднем по Брюссельской агломерации, +1,1% во Фландрии и +0,9% в Валлонии.

На эволюцию реальной стоимости заработной платы на душу населения в период 2023-2024 гг. сильное влияние окажет лаг пика инфляции, зарегистрированный в 2022 г. (9,9%). В 2022 году рост брутто-почасовой оплаты труда до индексации в Бельгии должен составить примерно +0,4%. Кроме того, рост инфляции с некоторой задержкой компенсируется увеличением индексации. В результате рост реальной стоимости заработной платы на душу населения по всем сервисным отраслям на начало 2023 года предположительно окажется нулевым. В среднесрочном периоде 2022-2024 гг. реальная стоимость заработной платы на душу населения во всех отраслях рыночной деятельности в Бельгии должна увеличиваться на 1,2% в год, и это увеличение эксперты разделяют по регионам следующим образом: 1,2% для Фландрии и по 1,1% для Брюсселя и Валлонии.

Инвестиции

В завершении отметим блок инвестиций, которые быстро оправились от шока кризиса в области здравоохранения. Это позволило в 2021 году достичь среднегодовых темпов роста от 5 до 8% в зависимости от региона. Рост объема инвестиций в отрасль «государственное управление и образование» ускорился в Брюсселе (11,6%) и почти стабилизировался во Фландрии (0,4%) и Валлонии (0,7%). Это результат сокращения капиталовложений местных властей, который более чем компенсируется увеличением инвестиций федерального правительства. В период 20222024 гг. рост региональных инвестиций в основной капитал составит в среднем 2,5% в год в Брюсселе, 1,7% во Фландрии и 3,4% в Валлонии. Вклад инвестиций из отрасли «государственное управление и образование» будет особенно высоким в этот период. Действительно, в завершении 2022 г., а также, что весьма важно, в 2023 и 2024 гг., увеличение государственных инвестиций поддерживается различными планами восстановления (федеральными и региональными, финансируемыми Европейским фондом восстановления и устойчивости). Ожидается резкое увеличение инвестиций в целях национальной обороны в 2023 и 2024 гг. по мере приближения муниципальных выборов. В течение этих лет различные планы восстановления предусматривают не только государственные инвестиции, но и инвестиционную помощь компаниям частного сектора. Таким образом, в период 2022-2024 гг. среднегодовой рост внебюджетных инвестиций составит 1,8% в Брюсселе, 1,3% во Фландрии и 1,7% в Валлонии. Отметим, что вопреки первоначальному бюджетному планированию, финансовые суммы, израсходованные в 2021 году, в соответствии с планами восстановления, оставались ограниченными. В период 2025-2027 гг. рост инвестиций замедлится как в рыночном, так и в нерыночном секторах в трех регионах. Их среднегодовой рост ожидается 1% в Брюссельской агломерации, 1,4% во Фландрии и 0,1% в Валлонии. Рост инвестиций по отраслям рыночной деятельности «выдыхается», параллельно с замедле-

нием экономическом активности и мень- новные усилия концентрируются на выра-шей поддержкой планов восстановления, ботке и реализации новой концепции уча-масштабы которых ослабевают, прежде стия и позиционирования регионов в си-чем исчезнуть в 2027 г. Инвестиции будут стеме международного разделения труда. поддерживаться развертыванием плана Речь идёт прежде всего о поддержке от-национальной обороны, что должно ожи- раслей рыночных услуг и сфер новой эко-вить рост в 2025-2026 гг. номики (телекоммуникации, микроэлек-

Заключение. Региональный разрез эко- троника, биотехнология и др.). Региональ-номики Бельгии показывает, что хозяйство ное разнообразие Бельгии может создать страны направлено на поиски путей более международному обществу эффективную эффективного преодоления текущих гео- и доброжелательную среду для организа-политических и геоэкономических вызо- ции предпринимательской деятельности. вов. В сфере региональной экономики ос-

Библиографический список

1. Стромина В. А., Марыганова Е. А. Экономика Бельгии на пути повышения конкурентоспособности: современная динамика // Валютное регулирование. Валютный контроль. - 2021. - № 9. - С. 72-79.

2. Авдеева О. А., Барановский Г. А. Структура экономики регионов Бельгии и особенности их участия в международных экономических отношениях // Молодёжь третьего тысячелетия: Сборник научных статей, Омск, 08-30 апреля 2016 года. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. - С. 286-288.

3. Аверина Т. Н. Циклы Кондратьева в экономике Бельгии // Научные исследования и разработки. Экономика. - 2015. - Т. 3, № 3. - С. 4-8. - DOI 10.12737/11575.

4. Мальцева Г. А. Современный этап развития экономики Бельгии: экономико-статистический обзор // Актуальные вопросы реформирования бухгалтерского учета и статистики в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами: Сборник научных трудов / МГИМО(У) МИД России. Каф. учета, статистики и аудита; под ред. Н Е. Григорук, О Б. Лихачева. - М.: МГИМО, 2003. - С. 85-103.

5. Елистратов А. С. Маленькая мастерская мира в бушующем океане международной торговли // Таможенное регулирование. Таможенный контроль - 2020. - № 10. - С. 74-78.

6. Perspectives économiques 2022-2027. Juin 2022. Bureau fédéral du Plan. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.plan.be/databases/data-64-fr-perspectives_economiques_de_moyen_terme_2022_2027_juin_2022_annexe_statistique#:~:text =Bureau%20f%C3%A9d%C3%A9ral%20du%20Plan%20%2D%20Bases,but%20suivant%20% 3A%20Essentiel%2C%20Statistiques.&text=Le%20BFP%20publie%2C%20outre%20les,s%C3 %A9rie%20de%20bases%20de%20donn%C3%A9es. (дата обращения 24.02.2023).

7. Perspectives économiques régionales 2022-2027. Bureau fédéral du Plan, Juillet 2022. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.plan.be/publications/publication-2267-fr-

perspectives_economiques_regionales_2022_2027#:~:text=Sur%20l%27ensemble%20de%20la, %2C%2011%2C3%20%25) (дата обращения 24.02.2023).

8. Зверева Т. Бельгия на пути к конфедерации: проблемы и перспективы // Мировая экономика и международные отношения. - 2021. - Т. 65, № 7. - С. 80-88. - DOI: 10.20542/0131 -2227-2021-65-7.

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.tradingeconomics.com/belgium/full-year-gdp-growth.

DEVELOPMENT PROSPECTS THE REGIONAL ECONOMY OF BELGIUM

A.V. Kotov, Candidate of Economic Sciences, Leading Researcher, Head sector of the German economy

Center for German Studies of the Institute of Europe RAS (Russia, Moscow)

Abstract. Belgium belongs to the group of small highly developed European states. It occupies an important place in the modern world economy. The article considers the regional section of its economy. In the territorial aspect, economic conditions for accelerated industrial and innovative development are differentiated. The main attention is paid to the predicted growth rates of the dominant sectors of the Belgian economy by region, focused on the production of high-quality and technically advanced products for their own "marketing niches" of the world market. Based on the reports of the Belgian Federal Planning Office, it shows how the regional economic forecast is consistent with the national one and presents the results of territorial disaggrega-tion. The author comes to the conclusion that the prospects for the regional economy for the period 2022-2027. will be related to the weak performance of potential international export markets, the reduction of financial measures allocated during the post-pandemic recovery and the fragile situation in the energy sector. In general, in the period 2024-2027, the growth of the Flemish GRP will be higher than that of Wallonia and the Brussels-Capital Region.

Keywords: Belgium, regions, economy, Flanders, Wallonia, Brussels-Capital Region, regional proportions, growth rates.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.