Научная статья на тему 'О профилактике производственного травматизма среди привлекаемых к общественно-полезному труду осужденных к лишению свободы: постановка проблемы и пути решения'

О профилактике производственного травматизма среди привлекаемых к общественно-полезному труду осужденных к лишению свободы: постановка проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
104
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / СТАНДАРТЫ ТРУДА / ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / SAFETY IN PRISONS / LABOUR STANDARDS / LABOUR OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корякин Евгений Анатольевич

В статье анализируется проблема по трудноразрешимым в практической деятельности правоотношениям, возникающим в связи с охраной труда в исправительных учреждениях и регламентацией порядка привлечения осужденных к лишению свободы к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда. Проведены изучение и оценка составленных администрацией исправительных учреждений документов, фиксирующих факты нарушений осужденными требований охраны труда и оснований для принятия мер дисциплинарной ответственности на соответствие действующему законодательству Российской Федерации (Трудовому кодексу Российской Федерации, Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, локальным нормативным актам работодателя). Дифференцирование причин и условий позволило предложить конкретные мероприятия по усилению контроля и профилактике производственного травматизма в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About prevention of operational injuries among the convicts involved in socially useful work to imprisonment: statement of the problem and solution

The article analyzes the problem of intractable in practice legal relations arising in connection with labor protection in correctional institutions and regulation of the procedure for bringing convicts sentenced to imprisonment to disciplinary responsibility for violations of labor protection requirements. A study was conducted and evaluated by the administration of correctional institutions of documents that record violations by convicts of violations of labor protection requirements and the grounds for taking disciplinary measures for compliance with the current legislation of the Russian Federation (Labor Code of the Russian Federation, the Penal Code of the Russian Federation, local regulations regulations of the employer). Differentiation of the causes and conditions made it possible to propose concrete measures to strengthen the control and prevention of occupational injuries in prisons.

Текст научной работы на тему «О профилактике производственного травматизма среди привлекаемых к общественно-полезному труду осужденных к лишению свободы: постановка проблемы и пути решения»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

издательство

Креативная экономика

0 профилактике производственного травматизма среди привлекаемых

к общественно-полезному труду осужденных к лишению свободы: постановка проблемы и пути решения

Корякин Е.А. 1

1 Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний России, Киров, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье анализируется проблема по трудноразрешимым в практической деятельности правоотношениям, возникающим в связи с охраной труда в исправительных учреждениях и регламентацией порядка привлечения осужденных к лишению свободы к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда. Проведены изучение и оценка составленных администрацией исправительных учреждений документов, фиксирующих факты нарушений осужденными требований охраны труда и оснований для принятия мер дисциплинарной ответственности на соответствие действующему законодательству Российской Федерации (Трудовому кодексу Российской Федерации, Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, локальным нормативным актам работодателя). Дифференцирование причин и условий позволило предложить конкретные мероприятия по усилению контроля и профилактике производственного травматизма в местах лишения свободы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: охрана труда в исправительных учреждениях, стандарты труда, труд осужденных.

About prevention of operational injuries among the convicts involved in socially useful work to imprisonment: statement of the problem and solution

Koryakin E.A. 1

1 The Kirov IPKR of the FPS of Russia, Russia

Введение

При подведении итогов деятельности уголовно-исполнительной системы России за прошедший год и постановке задач на будущий год на расширенных заседаниях коллегии ФСИН России всегда обращается внимание на производственную деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС).

По состоянию на 01.09.2018 в учреждениях уголовно-исполнитель-

ной системы содержалось 582 889 человек, функционировало 31 федеральное государственное унитарное предприятие, находящееся в ведении ФСИН России, 569 центров трудовой адаптации осужденных, 75 производственных мастерских [1].

В УИС Российской Федерации имеется 140 тыс. рабочих мест, на которых трудятся около 177,3 тыс. осужденных [2].

При организации трудовой адаптации осужденных к лишению свободы в УИС проводится работа по исполнению требований законодательства Российской Федерации по охране труда, обеспечению безопасных условий труда работающих и снижению уровня травматизма на имеющихся промышленных объектах.

В соответствии с требованиями статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в подразделениях ФСИН России проводится работа по специальной оценке условий труда (далее - СОУТ) рабочих мест. По состоянию на 01.01.2018 в территориальных органах ФСИН России из 103 214 рабочих мест, относящихся к приносящей доход деятельности, прошли процедуру СОУТ 100 069 рабочих мест, или 96,9%.

Количественные показатели производственного травматизма по УИС представлены на рисунках 1, 2.

ABSTRACT:_

The article analyzes the problem of intractable in practice legal relations arising in connection with labor protection in correctional institutions and regulation of the procedure for bringing convicts sentenced to imprisonment to disciplinary responsibility for violations of labor protection requirements. A study was conducted and evaluated by the administration of correctional institutions of documents that record violations by convicts of violations of labor protection requirements and the grounds for taking disciplinary measures for compliance with the current legislation of the Russian Federation (Labor Code of the Russian Federation, the Penal Code of the Russian Federation, local regulations regulations of the employer). Differentiation of the causes and conditions made it possible to propose concrete measures to strengthen the control and prevention of occupational injuries in prisons.

KEYWORDS: safety in prisons, labour standards, the labour of convicts

JEL Classification: J28, J81, K31, M54 Received: 12.09.2018 / Published: 30.12.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Koryakin E.A. (e.a.koryakin@yandex.ru)

CITATION:_

Koryakin E.A. (2018) O profi lakti ke proizvodstvennogo travmatizma sredi privlekaemyh k obschestvenno-poleznomu trudu osuzhdennyh k lisheniyu svobody: postanovka problemy i puti resheniya [About prevention of operational injuries among the convicts involved in socially useful work to imprisonment: statement of the problem and solution]. Ekonomika truda. 5. (4). - 1311-1328. doi: 10.18334/et.5.4.39498

Рисунок 1. Численность пострадавших от несчастных случаев на производстве в целом по УИС, чел. Источник: разработано автором наоснове обзоров управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденный ФСИН России за 2013-2017 годы «О производственном травматизме в исправительные учреждениях» [3-6].

Рисунок 2. Численность осужденных, пострадавших от несчастных случаев на производстве в

целом по УИС, чел.

Источник: разработано автором на основе обзоров управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России за 2013-2017 годы «О производственном травматизме в исправительных учреждениях» [3-6].

2013

.01-.

2016

ОБ АВТОРЕ:_

Корякин Евгений Анатольевич, старший преподаватель кафедры инженерно-технического обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, кандидат экономических наук (е.а.когуактйуапСех.ги]

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Корякин Е.А. О профилактике производственного травматизма среди привлекаемых к общественно-полезному труду осужденных к лишению свободы: постановка проблемы и пути решения // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 4. - С. 1311-1328. Со:: 10.18334М.5.4.39498

Качественные показатели производственного травматизма по УИС представлены

на рисунках 3, 4.

1,74

■ 2013 1 2014 12015 «2016 Р2017

Рисунок э. 1 часюия ^ияичс1-1ьи нее час 1 нма случае на производстве

на 1000 работающих)

Источник: разработано автором на основе обзоров управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России за 2013-2017 годы «О производственном травматизме в исправительных учреждениях» [3-6].

26,83

■ 2012 ■ 2013 12014 12015 1 2016 2017

Рисунок 4. Коэффициент тяжести (числочеловеко-дней нетрудоспособности

на 1 пострадавшего)

Источник: разработано автором на основе обзоров управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России за 2013-2017 годы «О производственном травматизме в исправительных учреждениях» [3-6].

Анализ причин несчастных случаев на производстве представляет собой одну из важнейших задач по организации деятельности исправительных учреждений. В результате анализа устанавливаются причинные связи несчастных случаев с конструктивными недостатками производственного оборудования, с недостатками организации выполнения производственных процессов и обучения работающих безопасным приемам и методам труда.

В 2017 году основными причинами травм в исправительных учреждениях, приводящих к гибели работающих, явились нарушения работающими: правил и норм техники безопасности - 31,21%; трудовой и производственной дисциплины - 11,84%; технологического процесса - 13,16%; а также личный фактор, связанный с неосторожностью, болезненным состоянием работающих - 26,68% [7, с. 66] (Ошвуа, 2018).

Одной из основных и наиболее частых причин травматизма является низкий уровень механизации технологических процессов. Чаще всего травмы получают мало-стажированные и необученные осужденные, которые не имеют достаточного опыта и тренировки в безопасных приемах работы при выполнении трудовых процессов.

В целях усиления контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по охране труда, создания условий для сохранения жизни и здоровья работающих необходимо территориальным органам ФСИН России, допустившим увеличение производственного травматизма, разработать конкретные мероприятия по профилактике и снижению производственного травматизма на производственных объектах подведомственных объектов.

На работодателя, согласно ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, возлагается перечень обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Например, приобретать и выдавать за счет собственных средств специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, контролировать правильность их применения и др.

При проверках сотрудниками прокуратуры соблюдения требований охраны труда на производстве исправительных учреждений выявляются нарушения, связанные с: недостаточным обеспечением безопасных условий труда, назначением на должность осужденных, не имеющих соответствующих документов для выполнения определенных видов работ, и др.

Наибольшее количество нарушений выявляется следователями прокуратуры по соблюдению законов в исправительных учреждениях при проверках совместно с государственными инспекторами труда государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации.

При выявлении проверяющими прокурорами фактов несоставления рапортов по нарушениям осужденными требований охраны труда может быть поставлен вопрос о привлечении сотрудников и работников исправительного учреждения к дисциплинарной ответственности в виду неосуществления должного контроля за работой осу-

жденных. Например, за неисполнение обязанности правильно применять средства индивидуальной защиты, выданные осужденному в установленном порядке.

По выявленным нарушениям оформляются представления и протесты. По результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования должностные лица как исправительного учреждения, так и контрагента, привлекаются к разным видам ответственности. Юридические лица за нарушения в области охраны труда также привлекаются к административной ответственности.

Вопрос же о применении дисциплинарных взысканий к осужденным за нарушение установленных требований охраны труда на производственных объектах исправительных учреждений в практической деятельности ставится гораздо реже, чем по сотрудникам и вольнонаемным работникам.

Основными данными для анализа информации и углубленного изучения с применением научных методов послужило проведенное автором в 2014-2017 годы в Федеральном казенном учреждении дополнительного профессионального образования «Кировский институт повышения квалификации работников ФСИН России» анкетирование 87 слушателей групп повышения квалификации по должностной категории «Начальники отрядов ИК, КП, ЛИУ, СИЗО и тюрем» и 269 слушателей групп повышения квалификации производственно-технических служб федеральных казенных исправительных учреждений (в том числе по должностным категориям «Сотрудники (работники), ответственные за охрану труда и технику безопасности», «Начальники инспекций по охране труда территориальных органов ФСИН России») из разных территориальных органов ФСИН России.

Проведенный анализ собранного эмпирического материала показал, что по фактам нарушения осужденными требований охраны труда привлекается к дисциплинарной ответственности только 3,4% от общего количества нарушителей.

Получается, что, несмотря на предпринимаемые работодателями в лице администрации федеральных казенных учреждений и организаций иных организационно-правовых форм мер по соблюдению требований охраны труда, в производственной деятельности исправительных учреждений крайне редко ставится вопрос о дисциплинарной ответственности осужденных за нарушение требований охраны труда.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что рост уровня производственного травматизма свидетельствует не только об ослаблении контроля со стороны руководства территориальных органов, заинтересованных служб в подведомственных учреждениях за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации в части обеспечения безопасных условий труда работающих, но и на недостаточную фиксацию нарушений требований охраны труда у допущенных к общественно-полезному труду осужденных с последующим оформлением мер дисциплинарного характера.

Автор полагает, что складывающиеся правоотношения по соблюдению в исправительных учреждениях безопасных условий труда должны носить обоюдный характер,

как для администрации исправительного учреждения, так и для осужденных, привлекаемых к общественно-полезному труду.

Практика привлечения к ответственности осужденных за нарушения требований охраны труда в производственной деятельности исправительных учреждений разнообразна, к фиксации допущенных нарушений и принимаемым должностными лицами по ним мерам взыскания имеются разные подходы и мнения.

Трудовые отношения с осужденными к лишению свободы регулируются как нормами трудового, так и уголовно-исполнительного законодательства.

Вопросы, связанные с регулированием труда осужденных к лишению свободы, рассматриваются в главе 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ). В соответствии со ст. 104 УИК РФ на осужденных распространяются правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Таким образом, трудовое законодательство в отношении осужденных применяется только в случаях, прямо предусмотренных статьями УИК РФ.

Применение мер взыскания в УИК РФ основано на нарушениях осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания. Можно говорить о нарушении установленного порядка исполнения и отбывания уголовного наказания (режим).

На основании УИК РФ соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений регламентируют и конкретизируют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - ПВР ИУ) [8, с. 6].

С целью ранжирования проведения соответствующих мероприятий предлагается дифференцировать причины низкого показателя по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях на основные и дополнительные.

Основные причины низкого показателя по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях.

1. Основной причиной, по мнению автора, является отсутствие определенных законодательных норм права, регламентирующих основания привлечения осужденных к лишению свободы к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда.

Соответствуют ли составленные администрацией колонии документы о нарушениях осужденными требований охраны труда на производстве и принятым по ним мерам дисциплинарной ответственности действующему законодательству Российской Федерации. Если конкретные действия (юридические факты) нарушают правоотношения по надлежащему выполнению требований охраны труда, которые возникают между администрацией исправительного учреждения и осужденными, то какими нормативно-правовыми актами они регламентируются.

Как правило, в мотивированном рапорте (справке, заключении) указывается о том, что своими действиями осужденный нарушил требования инструкции по охране труда, а также пункта 16 главы 3 ПВР ИУ. В соответствии с абзацем 8 пункта 16 указанных Правил осужденные обязаны добросовестно относиться к труду и учебе.

Начальники цехов (мастера участков) ссылаются на несоблюдение осужденными производственных инструкций, инструкций по охране труда.

К локальным нормативным актам, призванным обеспечить безопасность и условия труда на каждом рабочем месте, относятся инструкции по охране труда для работников, инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ. Данные документы составляются на основе межотраслевых и отраслевых правил, типовых инструкций по охране труда, инструкций по технической эксплуатации производственного оборудования [9, с. 13].

Инструкции по охране труда, а также производственные инструкции (обязанности по должности, характеристика работ по профессии или специальности, инструкции по видам оборудования или выполняемых работ), с которыми осужденных ознакамли-вают под подпись, содержат требования охраны труда.

Администрация исправительных учреждений требует от осужденных соблюдения данных инструкций, отражающих трудовые функции и требования охраны труда.

Соответствуют ли разработанные в исправительных учреждениях локальные нормативные акты (инструкции) установленным в Российской Федерации требованиям федеральных законов, определяющим порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов?

В главе 14 УИК РФ и пунктах 16, 17 главы 3 ПВР ИУ не содержатся обязанности осужденных по соблюдению требований охраны труда, не предусмотрены действенные меры за нарушение требований охраны труда.

Отсутствие данных обязанностей зачастую приводит к отмене прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях приказов и постановлений руководства исправительных учреждений о привлечении к дисциплинарной ответственности осужденных, нарушающих требования охраны труда.

Для решения проблемы привлечения к ответственности осужденных за нарушения требований охраны труда в производственной деятельности исправительных учреждений требуется дополнительная регламентация в законодательстве Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация приводит к тому, что на производственных объектах подведомственных территориальным органам ФСИН России учреждений администрацией организовываются и реализовываются превентивные меры по профилактике производственного травматизма среди привлекаемых к общественно-полезному труду осужденных.

2. В соответствии с требованиями пункта 16 главы III ПВР ИУ «осужденные обязаны добросовестно относиться к труду и учебе» [8, с. 6].

Является ли обязанность осужденного к лишению свободы добросовестно трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений, тождественной понятию обязанности осужденного соблюдать требования охраны труда на производственных объектах жилой и промышленной зоны учреждений?

В научной литературе нет единого определения, соответственно, нет единого понимания, какие действия осужденных к лишению свободы попадают под понятие «недобросовестное отношение к труду».

Добросовестное отношение осужденных к общественно-полезному труду предполагает, прежде всего, изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание у них трудовых навыков и привычек, профессиональных компетенций, осознанной потребности в труде.

Под добросовестным отношением к труду следует понимать общепризнанные правила поведения, например, такие, как выполнение норм выработки, качества выполняемой работы, соблюдение графика работы и т.п. [10, с. 67] (Koryakin, 2017).

В большинстве производственных структурных подразделений исправительных учреждений ФСИН России применяется сдельно-премиальная система оплаты труда и бригадная форма организации труда. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

Норма выработки представляет собой установленное задание, которое осужденный должен выполнить за определенное время при соответствующих организационно-технических условиях. Уровень выполнения нормы выработки показывает результативность труда конкретного осужденного-работника. По его величине можно оценить трудовой вклад осужденного в конечный результат, а также его отношение к труду и профессиональному мастерству [11, с. 18] (Koryakin, 2018).

По мнению автора, под недобросовестным отношением к труду можно понимать систематическое ненадлежащее исполнение осужденным трудовых обязанностей. Следовательно, осужденный к лишению свободы может добросовестно относиться к труду, соблюдая обязанность трудиться путем выполнения либо с небольшим недовыполнением установленных норм выработки, качества продукции и услуг, соблюдения технологической дисциплины, но при этом допускать нарушения требований охраны труды.

3. В ведомственных формах статистической отчетности отсутствует показатель «количество осужденных и вольнонаемного состава, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда и техники безопасности».

С целью профилактики травматизма дополнительно ввести показатель в утвержденную форму статистической отчетности 7-Т «Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях, специальной оценке условий труда,

трудоустройстве и реабилитации осужденных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью». То есть в раздел 01 «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях среди осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, а также вольнонаемного состава» между строками 9 и 10 добавить строку «Численность лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда и техники безопасности». В ней отражать количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда и техники безопасности в отчетном году, на основании записей в журнале учета рапортов и актов о нарушении установленного порядка отбывания наказаний.

Данные о количестве лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, предоставляются ответственному за отчетность лицу в виде справки от назначенного и оформленного приказом по исправительному учреждению сотрудником.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма статистической отчетности 7-Т «Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях, специальной оценке условий труда, трудоустройстве и реабилитации осужденных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью» (далее - форма 7-Т) разработана в целях анализа информации о пострадавших при несчастных случаях на производстве в соответствии со статьями 227-231 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», профессиональных заболеваниях, специальной оценке условий труда, трудоустройстве и реабилитации осужденных инвалидов.

Собранная, обработанная и представленная информация по утвержденным формам статистической отчетности 7-Т используется для рейтинговой оценки производственного травматизма в разрезе территориальных органов УИС, а также анализа производственного травматизма (количества несчастных случаев) на деревообрабатывающем, лесозаготовительном, швейном и металлообрабатывающем производствах.

Среди дополнительных причин низкого показателя по привлечению осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях можно выделить следующие:

1. Сотрудники и вольнонаемные мастера (начальники цехов) ограничиваются проведением с осужденным профилактической беседы.

2. Администрация исправительных учреждений ограничивается по допущенным нарушениям требований охраны труда только записями в журналы и проводимыми в соответствии с этой записью инструктажами по охране труда.

3. Замещение нарушения, допущенного по охране труда, привлечением к дисциплинарной ответственности по линии отдела безопасности (за нарушение обязанностей и запретов, перечисленных в ПВР ИУ).

4. Возможность принятия решения о предупреждении и проведении внепланового инструктажа с нарушителем без оформления и регистрирования соответствующих документов и рассмотрения на комиссии по дисциплинарным нарушениям.

5. Начальник отряда не оформляет материалы на дисциплинарную комиссию для применения мер взыскания правами начальника учреждения, а ограничивается записью в журнале воспитательной работы с осужденным (показатель по отделу воспитательной работы), обсуждает и предупреждает на совете воспитателей отряда.

6. Непосредственно на дисциплинарной комиссии имеется возможность провести профилактическую работу с принятием решения о проведении на уровне начальника цеха и начальника отряда профилактических бесед, а также дополнительного проведения внепланового и целевого инструктажей по охране труда;

7. Возможность возникновения процедурно-технических причин, связанных с нарушением порядка привлечения осужденных к лишению свободы к дисциплинарной ответственности (нечеткая фиксация допущенного нарушения на видеорегистратор, отсутствие или слабый контроль на посту видеоконтроля фотовидеофиксации инженерно-техническими средствами охраны и надзора, нарушение установленных уголовно-исполнительным законодательством сроков привлечения к ответственности). Другими словами, вероятность допущения нарушений на этапах сбора и оформления доказательств по факту допущенного нарушения.

8. Взаимосвязь показателей по состоянию дисциплинарной практики в учреждении и рейтингов по службам и отделам, исправительному учреждению за год. Рост показателя дисциплинарной практики (количества нарушений по охране труда или нарушений по линии отдела безопасности) может привести к выводу о том, что необходимо усиливать воспитательную работу с работающими осужденными.

Как следствие, «задействование административного ресурса» для «стабилизирования» факторов, влияющих на показатели и учитываемых в рейтингах. Не стоит забывать то обстоятельство, что в следующем году произойдет увеличение рассматриваемого показателя по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

9. В связи с проведенной процедурой привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда появляется вероятность снятия осужденного с работы (должности) либо кратковременного прекращения им работы на период отбывания наказания в штрафном изоляторе исправительного учреждения. При этом сотрудникам и работникам заинтересованных отделов (отделений, групп) потребуется «тратить время и силы» для подбора на освобождаемое рабочее место и соответствующую замену на другого осужденного.

Под термином «тратить время и силы» нами подразумеваются следующие действия: подбор желающего работать осужденного как администрацией исправительного учреждения, так и самими осужденными, привлеченными к труду на данном участке (цехе); проверку и уточнение информации из личного дела осужденного (статья Уголовного кодекса Российской Федерации, срок отбывания наказания, образование,

социальный статус в среде осужденных, беседа с целью уточнения необходимых профессиональных навыков работы и морально-волевых качеств личности и др.); прохождения им обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации; первичный инструктаж по охране труда с назначением стажировки по охране труда; ознакомление с должностными или функциональными обязанностями по специальности; согласование с заинтересованными службами заявления осужденного (рапорта, ходатайства) о привлечении к труду; подготовка приказа по учреждению о привлечении к труду осужденных; внесение их в списки единой разнарядки на вывод осужденных на работу в производственно-хозяйственные объекты производственной и жилой зоны исправительного учреждения.

Необходимость выполнения плановых показателей по приносящей доход деятельности исправительного учреждения (плана производства продукции, оказания услуг), недостаток квалифицированных специалистов из числа осужденных, которых можно задействовать в производственных процессах.

В случае привлечения к дисциплинарной ответственности осужденного, который обязан погашать материальные исковые требования, существует вероятность снижения показателей по количеству привлеченных к труду осужденных, имеющих исполнительные листы, и сумм возмещения материального и морального вреда потерпевшим и государству. Как следствие, снижение рейтинга по отделам, службам и учреждению.

Отсутствие ведомственного приказа и методических указаний по порядку привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда. Неправильное оформление и составление документов может привести к отмене прокуратурой постановления руководства исправительного учреждения о применении дисциплинарного взыскания.

Низкая организация работы в исправительном учреждении по применению к осужденным поощрений за соблюдение предусмотренных в локальных нормативных документах требований охраны труда и техники безопасности.

Применение мер поощрений за выполнение требований, правил, инструкций по охране труда не входит в предмет изучения данного аналитического материала. Тем не менее непроведение в исправительном учреждении работы по дополнительному применению к осужденным, соблюдающим требования охраны труда на конкретном рабочем месте, предусмотренных законодательством мер поощрения (благодарность, награждением подарком, денежная премия и т.д.) можно отнести к причинам, вызывающим совершение проступков и нарушений техники безопасности.

В ряде учреждений, в соответствии с положениями об оплате труда и премировании, организована работа и проводится оценка добросовестного отношения осужденных к оплачиваемому труду, которая включает в том числе и анализ нарушений осужденными требований охраны труда. По итогам квартала (полугодия, года) бригады, участки, цеха ранжируются (1, 2 и 3 место), что позволяет администрации поощрять

осужденных предоставлением дополнительных свиданий, получением дополнительных посылок или передач и другими мерами (ст. 113 УИК РФ).

Если имеется возможность, то работающих в центре трудовой адаптации осужденных (производственной мастерской) осужденных поощряют индивидуально.

Начальник отряда понимает, что привлечение работающих осужденных к дисциплинарной ответственности может повлечь в дальнейшем снижение показателей по количеству выводимых осужденных на производство, а также ограничение в возможном изменении режима содержания работающего осужденного и его условно-досрочном освобождении. В итоге у осужденного может снизиться мотивация к работе на производственных объектах исправительного учреждения.

Халатное отношение и нежелание осужденного соблюдать требования охраны труда и техники безопасности, личная недисциплинированность. Необходимо учитывать специфику и особенности жизнедеятельности осужденных (невысокий квалификационный уровень, влияние криминальной среды, низкая мотивация трудовой деятельности в связи с невысоким уровнем заработной платы и др.).

Безнаказанность за допущенное ранее нарушение требований охраны труда (с позиции осужденных, привлекаемых к труду в исправительных учреждениях).

Личная незаинтересованность людей в связи с тем обстоятельством, что написание непосредственным руководителем рапорта (докладной записки) может означать, что он лично не обеспечил условия труда осужденному на рабочем месте. Далее возможно назначение и проведение служебной проверки по изложенному в документе факту и т.д.

Занятость сотрудников и работников исправительного учреждения в связи с возложением дополнительных обязанностей, с привлечением к дежурствам и др.

Условия и обстоятельства, оказывающие влияние на привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях

В результате анкетирования слушателей сборов повышения квалификации ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России установлены следующие условия и обстоятельства, оказывающие влияние на привлечение осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях:

1. Трудности, связанные с отсутствием свободного времени и желания у работников и сотрудников оформлять документы, осуществлять их регистрацию в дежурной части, рассматривать собранные материалы в связи с низкой вероятностью наступления конечного результата проделанной работы и возможностью возвращения материалов непосредственному исполнителю.

2. Кому в исправительном учреждении подчиняется специалист по охране труда. Если заместителю начальника учреждения - начальнику центра, то возникает зависимость от выделения денежных средств на мероприятия по охране труда, распределению прибыли от приносящей доход деятельности на дополнительное премирование персонала и т.п.

3. Недопонимание руководящим составом и непосредственными руководителями работ функций специалиста (инженера) по охране труда, которые проявляются в его инспектирующей и контролирующей роли, а исполнителями по выявленным нарушениям охраны труда и техники безопасности должны являться руководители структурных подразделений.

4. Младший начальствующий состав отдела безопасности, начальники отрядов, сотрудники, заступающие дежурными по секторам и по производственной зоне, не проходят обучение по охране труда.

5. У начальника отряда в должностных обязанностях отсутствует ответственность за несоблюдение осужденными требований охраны труда на производстве и в отряде.

6. При принятии решения о наказании и выборе меры воздействия многое зависит от взаимодействия сотрудников производственной службы и начальника отряда.

7. Низкая требовательность сотрудников и вольнонаемного состава по фактам нарушений осужденными требований охраны труда в связи с недостаточным финансово-материальным обеспечением по объему и комплектности: специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. Анкетируемые слушатели сборов повышения квалификации высказали мнение о том, что в исправительных учреждениях имеют место случаи вынужденного нарушения осужденными требований охраны труда.

8. Эксплуатация технологического оборудования с истекшим сроком эксплуатации; работа осужденных на морально изношенном оборудовании; поступление и использование в технологических процессах бывших в употреблении механизмов и оборудования, не имеющих паспортов, защитных кожухов и ограждений; допуск к работе осужденных без прохождения ими обучения по специальности, требующей соответствующей квалификации.

9. В каждом исправительном учреждении, на основе примерного распорядка дня осужденных, приказом начальника ИУ утверждается регламентированный распорядок дня.

В ранее действовавшем приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» было записано, что начальниками исправительных учреждений с учетом условий труда устанавливается порядок поведения осужденных на производственных объектах, проведения инструктажа начальниками цехов (участков) или мастерами, подведения итогов работы, сдачи рабочих мест и др. [12, с. 6].

Практика складывалась таким образом, что начальниками колоний не устанавливался данный порядок, утверждался только распорядок дня по сменам и распорядок работы отдельных производственных объектов.

Автор полагает, что в исправительных учреждениях, как и других органах и организациях, должен приниматься локальный нормативный акт - правила внутреннего трудового распорядка, который включает: общие положения; порядок приема

и увольнения сотрудников и работников; основные обязанности и права сотрудников и работников; основные обязанности и права работодателя; место и сроки выплаты заработной платы; рабочее время и его использование; поощрения за успехи в труде; ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Для организации помощи сотрудникам и работникам центров трудовых адапта-ций осужденных и производственных мастерских необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений или разработать ведомственные методические рекомендации по типовым правилам внутреннего трудового распорядка для осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

В данных правилах за систематические нарушения требований охраны труда считаем необходимым предусмотреть для осужденных возможность отстранения от работы с технологическим оборудованием, перевода на другое место работы (должность) или снятия с должности.

Снятие осужденного, допустившего нарушения требований охраны труда, с выполняемой работы возможно в связи с вероятностью травмирования, т.к. непринятие мер может привести к травме самого осужденного и окружающих лиц. Решение администрации исправительного учреждения может повлечь изменение места содержания (проживания осужденного) в связи с переводом из рабочего в нерабочий отряд жилой зоны исправительного учреждения.

К нарушителям целесообразно применять постепенное понижение в должности (специальности) путем перевода на другую работу. Например, ограничение допуска к работе на станке - выполнение обязанностей помощника токаря, рабочего по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (подсобного рабочего), уборщика помещений.

заключение

Рекомендации и мероприятия, направленные на профилактику производственного травматизма путем привлечения осужденных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда в исправительных учреждениях.

Комплекс мер, воздействующих на вышеуказанные причины производственного травматизма в исправительных учреждениях и снижающих их негативное действие, по нашему мнению, может заключаться в выполнении следующего перечня:

1. Установлено, что в инструкции по охране труда, производственной инструкции, с которыми осужденных ознакамливают под подпись, содержатся требования по соблюдению охраны труда, а в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений и Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации ответственности они не предусматриваются. Поэтому предлагаем дополнить пункт 16 главы III ПВР ИУ словами «осужденные обязаны: соблюдать требования охраны труда».

2. Разработать ведомственную форму отчетности по профилактике несчастных случаев и производственного травматизма в исправительных учреждениях. Существующая ведомственная форма статистической отчетности 7-Т «Сведения о травматизме на производстве, профессиональных заболеваниях, специальной оценке условий труда, трудоустройстве и реабилитации осужденных инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью» (далее - форма 7-Т) разработана в целях анализа информации о пострадавших при несчастных случаях на производстве.

Проведенное анкетирование слушателей по должностным категориям «Сотрудники (работники), ответственные за охрану труда и технику безопасности», «Начальники инспекций по охране труда территориальных органов ФСИН России» показало, что в случае введения в статистическую отчетность (7-Т или разработанную и утвержденную вновь форму) такого показателя, как количество осужденных и вольнонаемного состава, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения требований охраны труда, принимаемые ответственными за данное направление сотрудниками действия будут разными.

Около 65% сотрудников высказались за то, чтобы в отчете показывать количество лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности. Обоснование данного мнения респондентов - целесообразность «показывать свою работу для того, чтобы при наступлении несчастного случая можно было доказать, что получивший производственную травму осужденный неоднократно наказывался за нарушение охраны труда, и таким образом снять ответственность с сотрудников или работников, ответственных за профилактику несчастных случаев и производственного травматизма».

3. Рассмотреть возможность внесения дополнений в часть 3 статьи 117 УИК РФ. Дисциплинарный штраф налагается за нарушения установленного порядка отбывания наказания, перечисленные в части первой статьи 116 настоящего Кодекса, а также за нарушение требований охраны труда и техники безопасности.

Обучение и принятие зачетов у сотрудников заинтересованных служб исправительного учреждения на знание требований охраны труда и техники безопасности.

Включать в положение о премировании осужденных, привлекаемых к труду в исправительном учреждении, показатели по соблюдению ими установленных требований охраны труда и техники безопасности (например, отсутствие травм и несчастных случаев, предписаний о нарушениях охраны труда и др.).

Исключить допуск к работе осужденных, не прошедших обучение и проверку безопасных приемов труда, стажировку.

Своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов технологического оборудования.

Действенной мерой реагирования по допущенным нарушениям охраны труда является проведение внепланового инструктажа для всех осужденных производственного участка (цеха), в котором было выявлено нарушение.

Взаимодействуя с начальником отряда, можно рассмотреть вопрос на общем

собрании с осужденными или совете воспитателей отряда о размещении информации допущенного осужденным нарушения требований охраны труда на стенд наглядной агитации, оформляемой в отряде.

10. В целях улучшения исполнительской дисциплины и ежеквартального анализа считаем необходимым поступающие рапорта (докладные записки, предписания), после рассмотрения начальником исправительного учреждения, регистрировать в журнале выдачи предписаний специалиста по охране труда, а сотрудникам организационно-аналитического отдела (отделения, группы) «заполнять и выставлять на контроль карточки учета».

Перечисленные рекомендации и мероприятия, на взгляд автора, могут послужить «мощным рычагом» по профилактике несчастных случаев и снижения производственного травматизма, а предлагаемые меры дисциплинарной ответственности будут способствовать мотивации осужденных к соблюдению производственной дисциплины, усилению собственной ответственности за соблюдение (выполнение) требований охраны труда и, как следствие, сохранение жизни и здоровья работающих.

Высказанные предложения позволят усилить контроль за соблюдением в исправительных учреждениях требований законодательства Российской Федерации по охране труда.

ИСТОЧНИКИ:

1. Статистические данные. Федеральная служба исполнения наказаний России.

[Электронный ресурс]. URL: Ьир^/фсин.рфМгисШгеЛшре^огЛаоМайзйка/ Kratkaya%20har-ka%20UIS ( дата обращения: 27.09.2018 ).

2. Постановление Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О федеральной целевой

программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 - 2026 годы)» // Собрание законодательства РФ, 16.04.2018, № 16 (Часть II), ст. 2374

3. Письмо ФСИН России от 05.03.2018 № 09-14755 «О производственном травматиз-

ме в исправительных учреждениях». Справочная правовая система &^ио;Эталон Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://rtu.ru/m_20020809162311 ( дата обращения: 10.05.2018 ).

4. Письмо ФСИН России от 10.03.2017 № 04-14549 «О производственном травматизме

в исправительных учреждениях». Справочная правовая система «Эталон Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://rtu.ru/m_20020809162311 ( дата обращения:

13.05.2017 ).

5. Письмо ФСИН России от 17.03.2016 № 05-13739 «О производственном травматизме

в исправительных учреждениях». Справочная правовая система «Эталон Плюс». [Электронный ресурс]. URL: http://rtu.ru/m_20020809162311 ( дата обращения:

20.05.2018 ).

6. Письмо ФСИН России от 01.06.2015 № 04-32645 «О производственном травматизме

в исправительных учреждениях». Справочная правовая система «Эталон Плюс».

[Электронный ресурс]. URL: http://rtu.ru/m_20020809162311 ( дата обращения: 18.05.2018 ).

7. Гусева Е.В. Производственный травматизм и меры по его предотвращению при при-

влечении к труду осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2018. - № 5. - с. 63-67.

8. Приказ Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 № 295 (ред. от 28.12.2017) «Об

утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ Cons_doc_LAW_210064 ( дата обращения: 01.10.2018 ).

9. ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопас-

ности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения (вместе с Программами обучения безопасности труда): Введ. в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205144 ( дата обращения: 01.10.2018 ).

10. Корякин Е.А. Порядок привлечения осужденных к труду в исправительных учреждениях (на примере швейного производства). / Научно-методическое пособие.

- Киров: ФКУ ДПО Кировский ИПКР ФСИН России, 2017. - 171 c.

11. Корякин Е.А. К вопросу об установлении осужденным нормы выработки на производстве: управление и контроль // Международный научный журнал. - 2016. - № 1.

- c. 17-21.

12. Приказ Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 № 205 (ред. от 12.02.2009, с изм. от 07.02.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_56548 ( дата обращения: 01.10.2018 ).

REFERENCES:

Guseva E.V. (2018). Proizvodstvennyy travmatizm i mery po ego predotvrascheniyu pri privlechenii k trudu osuzhdennyh [Occupational injuries and measures to prevent them when convicts are employed].Vedomosti ugolovno-ispolnitelnoy sistemy. (5). 63-67. (in Russian).

Koryakin E.A. (2016). K voprosu ob ustanovlenii osuzhdennym normy vyrabotki na proizvodstve: upravlenie i kontrol [To the question of the establishment for the condemned the perfomance standards on production: management and control]. The Interntational scientific journal. (1). 17-21. (in Russian). Koryakin E.A. (2017). Poryadok privlecheniya osuzhdennyh k trudu v ispravitelnyh uchrezhdeniyakh (na primere shveynogo proizvodstva) [The procedure for bringing convicts to work in correctional institutions (on the example of sewing production)] Kirov: FKU DPO Kirovskiy IPKR FSIN Rossii. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.