Научная статья на тему 'О профессиональном менталитете библиотекаря-библиографа'

О профессиональном менталитете библиотекаря-библиографа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
722
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О профессиональном менталитете библиотекаря-библиографа»

Раздел ІІІ ИНФОРМАЦИОННЫЕ НАУКИ

И. Г. Моргенштерн

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ МЕНТАЛИТЕТЕ БИБЛИОТЕКАРЯ-БИБЛИОГРАФА

Часто употребляемое понятие «менталитет» многозначно. Из основных его трактовок, на мой взгляд, наибольшей определенностью обладает следующее: образ мыслей, глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания [1, с. 249-250], специфический характер мышления, сформированный в определенной социокультурной среде. Я буду придерживаться данной трактовки.

В реальном менталитете библиотечных работников выделить профессиональную составляющую непросто. Объясняется это тем, что библиотечным делом в значительной мере занимаются люди без специального образования. Если специалисты не задают тон в конкретном коллективе библиотеки, ее подразделении, отчасти - ЦБС, то в реальном поведении сотрудников довольно быстро стирается различие в характере и содержании их знаний. У выпускников высшей и средней библиотечной школы остаются практически необходимые «азы», но происходит «растрата образования», как назвал такое явление публицист Анатолий Аграновский [2]. Забывают не только изученные в вузе теорию и историю библиотечного дела и библиографии, но и оптимальные методику и технологию, а работу ведут по формуле «мы так привыкли».

В профессиональном росте решающими оказываются личностные качества: активность, добросовестность

или равнодушие к делу, интерес к нему, отношение к стандартам и другим нормативным документам, жизненные и иные планы. Нередко руководителем подразделения и даже библиотеки становится сотрудник с небиблиотечным образованием. Таковы почти все руководители-мужчины из тех 2 % библиотечного коллектива; это выявлено в результате проведенного под руководством А. В. Соколова исследования [2, с. 57]. Библиотекари-библиографы с высшим образованием часто остаются рядовыми исполнителями. Если в коллективе преобладают негативные факторы деятельности, то библиотека, ее подразделения работают не по стандартам и передовым технологиям, а традиционно. Вопреки мнению Н. И. Тюлиной, полагающей, что библиотечное дело не терпит к себе среднего отношения: «или ее категорически не воспринимают, или посвящают ей всю жизнь» [9, с. 31], действительность показывает, что очень даже «терпит». В библиотечной среде немало «середняков» (исследование показало, что их 43 + 7 %) [2, с. 59], менталитет которых определяется ими же по формуле «работать где-то надо». В отношении собственной технологии и условий профессиональной деятельности они настроены консервативно, привыкли, как отмечает Э. Р. Сукиасян, ожидать новаций сверху [8, с. 2-22]. Нередко они количественно преобладают.

Привычная зависимость от дефицита средств и ограниченных возможностей изменять окружающую среду способствует формированию устойчивого представления о неизбежности существующих условий труда. Типично, что на протяжении трудового пути библиотечного работника в одной библиотеке в лучшем варианте один раз произойдет переезд во вновь построенное здание или пристрой к нему и один раз сменится оборудование (стеллажи, каталожные шкафы и др.). Поэтому интерьер он воспринимает «намозоленным взглядом», не замечает, скажем, алогичности сохранения в систематическом каталоге раздела «Марксизм-ленинизм», на стеллаже

- таблички «Сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса» (хотя на нем давно размещены другие издания). При открытом доступе читатели то и дело переставляют в обратном порядке номера журналов и текущих библиографических изданий (крайним справа оказывается № 1, а не последний по времени поступления). Библиотекари и библиографы, ворча по поводу невежества читателей, вновь и вновь правильно расставляют комплекты, - вместо того, чтобы вывесить объяснительное объявление, провести фломастером опознавательную полосу по диагонали по корешкам в годовом или меньшем комплекте (тогда все перестановки становятся очевидными).

Но нельзя считать консерватизм неизбежной чертой, почти атрибутом профессиональной библиотечной среды. В консерватизме обвинял библиотекарей известный пропагандист кибернетики и информационной культуры Г. Г. Воробьев: они «не были готовы воспринять новые идеи» [3, с. 147-148]. Но как только в библиотеки поступала компьютерная техника с дружественным интерфейсом, не требующим от библиотекаря

знаний и умений программиста, пресловутый консерватизм, даже у специалистов старшего поколения, исчезал. Нередко наблюдаю, что компьютер капризничает, читатель раздражается, а дежурный библиограф-консультант терпеливо применяет известные ему варианты поиска и добивается определенного результата. Однако обретенные умения нередко ограничены сферой поиска. Программой текстового редактора большинство библиотечных работников не владеют.

Объективнее вообще говорить не о консерватизме, а о вполне обоснованном скептицизме. Выслушивая бесконечные слова сочувствия и неисполняемые обещания, трудно, мягко говоря, оставаться энтузиастом. Для этого нужен соответствующий характер.

Библиотечно-библиографическая деятельность прямо или опосредствованно относится к сфере обслуживания. К сожалению, в нашем обществе еще не преодолено сложившееся исторически и закрепленное в советские годы неуважительное отношение к данной сфере. Оно выражается прежде всего в несправедливо низкой оплате труда в финансируемых государством учреждениях. Личный уровень квалификации, признание коллег и читателей не оказывают существенного влияния на оплату труда и другие формы оценки обществом. Если в библиотеке средний уровень заработной платы, предположим, 1 000 рублей, то повышение ее на один разряд означает прибавку на несколько десятков рублей, в то время как уровень прожиточного минимума в середине 2004 г. - 1 620 рублей. Остаются трудиться в библиотеке истинные энтузиасты нашего дела, «авангард» и «гвардия» [2, с. 59]. На них библиотека и держится.

Для библиографов принадлежность к сфере обслуживания отражена в формулировках принципов кодекса профессиональной этики - целенаправленности деятельности, объективности, настойчивости, активности, заботливости [6, с. 5-6, 8-9], выражающих стремление к обеспечению потребителя библиографической информацией, оптимально удовлетворяющей его информационные потребности. Но для любого сотрудника библиотеки, в том числе непосредственно не занятого обслуживанием, требование «видеть читателя» является важнейшим.

Существует ли общий менталитет библиотекаря-библиографа, независимо от специализации и дифференциации библиотек? На этот вопрос можно дать два ответа.

Первый - отрицательный. Слишком велика дифференциация библиотек

- по их масштабу, отраслевой специализации, местонахождению и другим признакам. Сопоставлять квалификацию и мироощущение, скажем, библиографа-краеведа областной научной библиотеки со стажем 20 лет и начинающего трудовой путь единственного работника и одновременно заведующего сельского филиала затруднительно. Вполне вероятно, что новым сотрудником библиотекарь является по той причине, что до него ежегодно менялись работники, а если он не увольняется, то потому, что в населенном пункте высокий уровень безработицы и другой работы ему не найти. Если дискомфорт библиографа в том, что он едва управляется с обработкой растущего количества новых документов, то сельская библиотека выписывает одну-две местные газеты, получает за год несколько новых книг и по этой причине теряет читателей.

Любопытные данные получены в

результате анализа кадрового состава научной библиотеки Марийского государственного университета. Выяснилось, что его образуют представители 13 специальностей - преимущественно гуманитарных (библиотекари, филологи, историки, выпускники факультета иностранных языков), но также юристы, биологи, математики, бухгалтеры, экономисты, даже зоотехники и химики [4, с. 47]. Многие из них хотели бы приобрести специальности психолога, аналитика-референта, оператора-технолога,

социолога, маркетолога, менеджера, ког-нитолога и др.

Заметно, что интерес к новациям, тяга к переменам более присуща современным методистам и библиографам. Традиционные методические отделы все чаще преобразуются в инновационные, научно-исследовательские, из их состава выделяются сектора или отделы маркетинга и т. д. Библиографы, как отмечает Г. Б. Паршукова, оказались наиболее адаптированными к новым технологиям [7, с. 88]. Вероятно, названная дифференциация библиотечных специальностей является одной из причин того, что кодекс профессиональной этики библиотекаря носит слишком общий характер.

Второй ответ - положительный. Как в большинстве интеллектуальных профессий, у библиотекарей-библиографов неизбежно формируются особенности менталитета, без которых становится невозможно вести успешную трудовую деятельность. Специфическими для работников библиотек свойствами менталитета являются, на мой взгляд, четыре характеристики.

Первая из них может быть названа книжным мышлением. Она, как отмечалось прежде, присуща библиографу, но не исключительно. Для любого специалиста библиотечного дела характер-

но ознакомление с документами, чтение литературы «не только и не столько для себя», осознание реальной ценности для реальных и потенциальных потребителей собираемой и организуемой в библиотеке и лично ее сотрудником информации. Такая черта вовсе не означает отрыва от реальной жизни, присущего изображаемому в старых романах книжни-ку-схоласту. Состав чтения библиотечного работника не ограничивается художественной литературой; в него обязательно входят газеты и журналы. Общение с читателями приводит к тому, что они знакомятся с реальными проблемами местной жизни не намного меньше, скажем, педагогов или журналистов.

Второй чертой менталитета биб-лиотекаря-библиографа является широкий кругозор. Человеку с ограниченным кругозором в библиотеке работать мучительно. Конечно, он формируется и в основном поддерживается на уровне представлений о мире, что само по себе неизбежно. Читателю от библиотекаря большего не требуется, а для успешного поиска информации его обычно достаточно. Ценно, что используемые библиотечным работником источники «информационного питания» обеспечивают современный уровень знаний и понимания мира.

Третью черту можно обозначить как «предметно-системное мышление». Оно обусловлено характером запросов читателей, которые всегда конкретны и предметны. Никто не просит: дайте или подберите мне литературу по химии, истории. Хотя молодой специалист при первом посещении маленькой библиотеки и может поинтересоваться, что в ней имеется по его специализации. Выручит систематический каталог.

Предметно-системное мышление требует умения уяснять сущность пред-

мета, его структуру и связи. И здесь выручает системная подготовка в учебном заведении, знание основ иерархических классификаций. Но, естественно, указанный тип мышления развит у библиотекарей в разной степени. Случается, что былой отличник назубок помнит первые и некоторые вторые ряды классификационных индексов, но связать между собою на первый взгляд разнородные явления не умеет, поскольку не выработал гибкость мышления.

Четвертую черту можно обозначить как тягу к позитивному в жизни, культуре, людях. Это объясняется тем, что библиотечная среда если не сплошь, то в подавляющем большинстве женская, а женщинам издревле присуща тяга к миру и стабильности, без которых невозможны нормальная организация и продление жизни. Библиотечный коллектив в большей степени, чем другой, олицетворяет культуру и интеллигентность.

Вместе с тем менталитету библио-текаря-библиографа присущи и противоречия. Заметны, на мой взгляд, три типа названных противоречий. Во-первых, сильный автаркизм, слабая тяга к общению с коллегами из других библиотек, особенно чужих ведомств. Энтузиасты такого профессионального общения, инициаторы создания сводных каталогов, проведения межведомственных мероприятий - наперечет. Об этой черте свидетельствует и тот факт, что Российская библиотечная ассоциация (РБА) прирастает почти исключительно за счет отдельных библиотек, а не территориальных объединений. Сужу об этом по материалам «Информационного бюллетеня РБА». Усилия создать такое объединение в Челябинске, не говоря об области, оказались безуспешными, поскольку эту идею не поддержали руко-

І23

водители главной библиотеки региона.

Во-вторых, библиотекари примирились с низким престижем профессии. Обвинять их в этом нельзя, поскольку библиотеки находятся в полной зависимости от властей и общества, которое о проблемах библиотек «вспоминает» в последнюю очередь, так же, как о музеях и архивах. Правда, внутри сильного, здорового коллектива библиотеки уничижительное чувство почти исчезает: специалисты хорошо понимают ценность знаний и умений квалифицированных и авторитетных сотрудников. Соответствующее отношение, благодарность за помощь выражают и постоянные читатели. Но за стенами библиотеки привычнее воспринимать сочувствие.

В-третьих, как ни в одной области деятельности, в библиотечной среде проявляется отрицательное отношение к своей отраслевой науке - библиотековедению и библиографоведению. Отчасти повинны в этом и сами ученые, увлекающиеся абстракциями и излагающие сведения наукообразно, так что без новейших словарей иностранных слов понять их невозможно. Но ведь не все авторы так пишут, а отношение к науке -общее. Пытаешься объяснить нелогичность употребляемых понятий, устарелость приемов и вновь слышишь в ответ: мы так привыкли.

Негативные стороны менталитета библиотекарей-библиографов проявляются и в отношении к профессиональной печати. Судя по тиражам специальных изданий, выписывает их меньше половины библиотек. Среди читаемых журналов, как показывают социологические исследования, первенство держит «Биб-

лиотека». Между тем, абсолютное большинство публикуемых в нем материалов носит описательный характер, изложено языком, понятным работникам без специального образования, не содержит технологической информации, которая является наиболее ценной. На упреки редакция отвечает, что такого рода материалы она получает от авторов, и это действительно так. Подобные публикации не исключение и в научных журналах.

На мой взгляд, усиление профессиональной составляющей менталитета библиотечных работников должно найти отражение в появлении узкоспециализированных журналов или продолжающихся изданий, подобных «Библиографии», «Миру библиографии», «Независимому библиотечному адвокату» - для каталогизаторов, методистов, сотрудников отделов искусств, книгохранения и др. Именно в них уместен обмен опытом, который в общебиблиотечном издании представляется частным. Здесь специалисты могут искать и требовать информации, помогающей решать типичные, хотя и «мелкие» проблемы.

Ведущая тенденция в развитии библиотечно-библиографического менталитета состоит в усилении профессионализма, росте интереса к современному научному информационно-библиотечнобиблиографическому знанию. Она проявляется в совершенствовании профессионального языка, осознании необходимости непрерывного профессионального образования и самообразования. С этой тенденцией связана надежда на будущее.

1. Аграновский, А. А. Растрата образования / А. А. Аграновский // Избранное: в 2 т. - М, 1987. - Т. 1. -

С. 122-127.

2. Афанасова, Л. Н. Библиотекарь-90 / Л. Н. Афанасова, А. В. Соколов // Совет. библиотековедение. -1992. - № 3-4. - С. 53-70.

3. Воробьев, Г. Г. Твоя информационная культура / Г. Г. Воробъев. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 303 с.

4. Журавлева, Г. Г. Коллектив библиотеки: социально-психологическая самоаттестация / Г. Г. Журавлева, Т. А. Петрова // Университет. книга. - 2001. - № 2. - С. 46-52.

5. Ментальность, менталитет // Современная западная философия: словарь. - М., 1998. - С. 249-252.

6. Моргенштерн. И. Г. Библиограф в информационном обществе. Профессиональный кодекс библиографа (Проект) / И. Г. Моргенштерн // Библиография. - 1992. - № 5-6. - С. 3-10.

7. Паршукова, Г. Б. Роль библиографических знаний в непрерывном образовании / Г. Б. Паршукова // Руководитель библиотеки: непрерывное образование в условиях перемен. - Новосибирск, 2001. -С. 88-90.

8. Профессиональное сознание: необходимость перемен // Библиотека. - 1994. - № 1. - С. 20-28.

9. Тюлина, Н. И. Библиотечная Америка / Н. И. Тюлина // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. -1981. - Вып. 84. - С. 22-39.

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.