Научная статья на тему 'О профессионально - педагогической направленности курсов по выбору'

О профессионально - педагогической направленности курсов по выбору Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ / ELECTIVE COURSES / ДИСЦИПЛИНЫ И КУРСЫ ПО ВЫБОРУ / OPTIONAL COURSES / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / TEACHING PRACTICE / SUBJECT ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шехмаметьева Галина Евгеньевна

В данной статье рассматриваются элективные курсы, дисциплины и курсы по выбору, которые играют особую роль при организации учебного процесса на основе личностного подхода. Студенты, выходя на педагогическую практику в базовые учебные заведения, должны быть готовы к проведению курсов по выбору. Поэтому каждому студенту необходимо ознакомиться с тематикой и программами курсов по выбору в профильном обучении учащихся общеобразовательного учреждения, в котором он планирует проходить практику. Тогда каждый студент имеет возможность осознано выбрать и изучать в вузе соответствующие дисциплины и курсы по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шехмаметьева Галина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCATIONAL ASPECT OF ELECTIVE COURSES

Educational process based of personal approach is notable for its elective courses. Facing teaching practice in schools, students should be prepared for teaching elective subjects as well. Therefore, each student has to study the programmes of elective courses in subject oriented curriculum of the school he is to have his teaching practice at. In this case a student is able to make a deliberate choice and study relevant disciplines and courses at the university.

Текст научной работы на тему «О профессионально - педагогической направленности курсов по выбору»

О.Н. Шалифова

СТРУКТУРНЫЙ ТИП ПОСТПОЗИТИВНОЙ АТРИБУТИВНОЙ КОНСТРУКЦИИ ...

7. Проничев А.И. Присубстантивные инфинитивные конструкции в сопоставлении с придаточными предложениями в современном английском языке : дис. ... канд. филол. наук. М., 1970. 322 с.

8. Кармазина Т.И. Конструкция с компрессированным предложным определением в современном английском языке : дис. ... канд. филол. наук. М., 1984. 187 с.

9. Адмони В.Г. Синтаксис современного немецкого языка. Л. : Наука, 1973. 366 с.

10. Ярцева В.Н. Развитие национального литературного английского языка. М. : Едиториал УРСС, 2004. 285 с.

11. Baugh A., Cable Th. A History of the English Language. London, 1978. 438 p.

12. Barber Ch. Early Modern English. London, 1976. 360 p.

13. Schlauch M. The English Language in Modern Times (since 1400). Warszawa, 1959. 316 p.

14. Dekker Th. Selected Prose Writings. London: Edward Arnold Publishers Ltd., 1967.

15. Sidney Ph. The Selected Poetry and Prose of Philip Sidney. New York, 1970.

16. Ингве В. Гипотеза глубины // Новое в лингвистике, вып. IV. М. : Прогресс, 1965. С. 126-139.

STRUCTURAL TYPE OF THE POSTPOSITIVE ATTRIBUTIVE CONSTRUCTION AND THE SYNTACTIC POSITION OF ITS HEAD-WORD IN THE ENGLISH LANGUAGE

OF THE XVI-XVII CENTURIES

© 2014

O.N. Shalifova, candidate of philology, associate professor, dean of the foreign languages department

Samara State Academy of Social Science and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The author makes an attempt to reveal correlation between the structural type of the postpositive attributive construction and the syntactic function of its head-word in the English language of the XVI-XVII centuries.

Keywords: attribute, postpositive attributive construction, Early New English language, syntactic synonyms, syntactic position.

УДК 372.851

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

КУРСОВ ПО ВЫБОРУ

©2014

Г.Е. Шехмаметьева, старший преподаватель кафедры математики и методики обучения Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В данной статье рассматриваются элективные курсы, дисциплины и курсы по выбору, которые играют особую роль при организации учебного процесса на основе личностного подхода. Студенты, выходя на педагогическую практику в базовые учебные заведения, должны быть готовы к проведению курсов по выбору. Поэтому каждому студенту необходимо ознакомиться с тематикой и программами курсов по выбору в профильном обучении учащихся общеобразовательного учреждения, в котором он планирует проходить практику. Тогда каждый студент имеет возможность осознано выбрать и изучать в вузе соответствующие дисциплины и курсы по выбору.

Ключевые слова: профильное обучение; элективные курсы; дисциплины и курсы по выбору; педагогическая практика.

Ускорение темпов развития общества, структурные изменения в экономике и сфере занятости, постоянный рост информатизации всех сфер человеческой деятельности обуславливают процессы преобразования современной системы образования. Главными направлениями становятся индивидуализация и специализация обучения. В связи с этим особую значимость приобретает направленность обучения на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся, реальное повышение шансов социальной адаптации выпускников и более эффективную подготовку к освоению программ дальнейшего профессионального образования. Именно на выполнение этих целей направлено введение в школах и вузах новых образовательных стандартов.

При организации учебного процесса на основе личностного подхода особую роль играют элективные курсы, дисциплины и курсы по выбору, которые включают вариативную часть программы обучения. В условиях индивидуализации и дифференциации обучения роль вариативной части в образовательном процессе значительно увеличивается. В настоящее время перед профессиональным педагогическим образованием встаёт задача подготовки высококвалифицированных будущих учителей, способных к реализации требований нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [1].

Производственная (педагогическая) практика студентов входит в основную образовательную программу (ООП) высшего профессионального образования вне зависимости от формы обучения. Она является важнейшей частью профессионально-педагогической под-

готовки студентов и представляет собой особую форму взаимосвязи процесса обучения и будущей практической деятельности. Одна из задач педагогической практики - углубление и закрепление теоретических знаний студетов, полученных при изучении дисциплин по выбору, приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности. Поэтому студенты, выходя на практику в базовые учебные заведения, должны быть готовы к проведению курсов по выбору. В связи с этим необходимо привести в соответствие тематику курсов по выбору в учебном плане ООП и программах профильной подготовки в базовых общеобразовательных учреждениях. Установить такое соответствие позволяют договоры о сотрудничестве ПГСГА с базовыми учреждениями системы среднего общего и профессионального образования.

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Самара является одним из базовых учебных заведений, с которым сотрудничает ПГСГА. Уже более 10 лет студенты четвертого и пятого курсов факультета математики, физики и информатики ПГСГА успешно проходят педагогическую практику в этом общеобразовательном учреждении.

Одной из важнейших задач современной школы является подготовка учащихся к успешной профессиональной деятельности. Наиболее полно решить эту задачу призвано профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в

Г.Е. Шехмаметьева

О ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ..

соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование [2, с. 7]. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

В СОШ № 3 введено профильное обучение старшеклассников. Учителя математики этой школы разработали, например, такие элективные курсы, как «Текстовые задачи», «Рациональные и иррациональные алгебраические задачи», «Функции и построение графиков», «Многогранники», «Задачи с параметрами», «Логические основы математики».

ООП по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профили: «Математика» и «Информатика») включает в себя следующие дисциплины и курсы по выбору:

- «Элементарные функции», «Применение свойств функций при решении задач школьного курса математики» (2-й семестр);

- «История математики», «История математического образования в России», «Кратные и криволинейные интегралы и их приложения», «Интегрирование функций многих переменных» (5-й семестр);

- «Избранные вопросы алгебры и теории чисел», «Алгебраические и теоретико-числовые задачи повышенной трудности» (6-й семестр);

- «Неевклидовы геометрии», «Геометрия Лобачевского», «Различные способы построения гра-

фиков элементарных функций», «Функционально-графический метод решения уравнений и неравенств» (7-й семестр);

- «Элементы топологии и дифференциальной геометрии», «Проективная геометрия», «Методика обучения школьников решению задач с параметром», «Решение нестандартных задач по математике» (8-й семестр);

- «Комплексные и гиперкомплексные числа», «Различные методы решения логических задач», «Решение математических задач разными способами», «Методика обучения школьников решению задач на отыскание расстояний и углов» (9-й семестр).

Каждому студенту необходимо ознакомиться с тематикой и программами курсов по выбору в профильном обучении учащихся общеобразовательного учреждения, в котором он планирует проходить педагогическую практику. Тогда каждый студент имеет возможность выбрать и изучать в вузе соответствующие дисциплины и курсы по выбору. Такая взаимосвязь курсов по выбору в высшем и среднем учебных заведениях способствует углублению знаний студентов по отдельным математическим дисциплинам базовой части, а также позволяет подготовить их к успешному прохождению педагогической практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Приказ № 413 от 17 мая 2012 г. Министерства образования и науки РФ. Зарегистрирован Минюстом России 07.06.2012, рег. № 24480.

2. Профильное обучение: Нормативные правовые документы. М. : ТЦ Сфера, 2006. 96 с.

©2014

VOCATIONAL ASPECT OF ELECTIVE COURSES

G.E. Shehmameteva, lecturer of the chair of mathematics and methods of teaching

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Educational process based of personal approach is notable for its elective courses. Facing teaching practice in schools, students should be prepared for teaching elective subjects as well. Therefore, each student has to study the programmes of elective courses in subject oriented curriculum of the school he is to have his teaching practice at. In this case a student is able to make a deliberate choice and study relevant disciplines and courses at the university.

Keywords: subject oriented education; elective courses; optional courses; teaching practice.

УДК 372.3.4

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

© 2014

Н.М. Шкрыль, заведующий Л.Н. Шарафутдинова, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, заместитель заведующего по

воспитательно-методической работе

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 25 «Катюша»,

Тольятти (Россия)

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала старших дошкольников в контексте совместной творческой деятельности в системе отношений «педагог - родитель - ребенок». Описана модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями по вопросам творческого развития ребенка через включение родителей как равноправных участников в развивающее педагогическое пространство.

Ключевые слова: творческий потенциал; детско-родительские отношения; семья; детский сад; дошкольники; сотрудничество; развитие.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), вступивший в силу 1 января 2014 года, нацелен на внедрение в практику дошкольных организаций современной педагогики развития, педагогики творчества и свободы [1].

Особое значение имеет в дошкольном возрасте развитие творческих способностей. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что в научной литературе существует разные подходы, связанные с вопросами творческого развития дошкольников в разных видах деятельности: познавательной [2, 3, 4, 5], игровой [6, 7], художественной [8, 9], литературной [10, 11], те-

атральной [12, 13], конструктивной [14]. Развивающий потенциал совместной деятельности детского сада и семьи в этом аспекте менее исследован.

Признание приоритета семейного воспитания потребовало совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения, новых подходов к воспитанию личности, аккумулирующих систему гуманистических принципов, методов и форм педагогической деятельности. Немаловажное значение в развитии творческого потенциала ребенка имеет эмоциональный климат семьи. Психологическую основу развития творческой личности создают доверительные отношения, доброже-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.