Научная статья на тему 'О ПРОЕКТЕ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА "О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"'

О ПРОЕКТЕ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА "О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ" Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЗАКОНОПРОЕКТ / РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Воронин Б.А., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б., Абдулина А.А., Воронина А.Б.

Любое государство осуществляет аграрную политику, направленную на государственное регули- рование и государственную поддержку своего сельского хозяйства.Государственная аграрная политика современного российского государства представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.Аграрная экономика развивается по экономическим законам, вместе с тем, не может обойтись без правового регулирования сельскохозяйственной деятельности.В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.2006г.[1] в котором определено содержание государственной аграрной политики, меры по реализации государственной аграрной политики, основные направления государ- ственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и другие важнейшие механизмы и инст- рументы, способствующие устойчивому развитию российского сельского хозяйства.В соответствии с конституционными нормами аграрное законодательство формируется и в субъ- ектах Российской Федерации. Например, в Свердловской области 04.02.2008 года был принят обла- стной закон №7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляю- щих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продук- ции, пищевых лесных ресурсов в Свердловской области»[2].25 января 2012 года принят областной закон №6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безо- пасности Свердловской области»[3]. Наряду с областными законами, сельскохозяйственную деятель- ность и развитие всего агропромышленного комплекса регулируется значительным количеством го- сударственных и ведомственных целевых программ, порядков и иных подзаконных нормативных правовых актов.В настоящее время с учетом геополитических и геоэкономических факторов, обуславливающих новые стратегические задачи российского аграрного сектора экономики объективно возникает необ- ходимость разработки и принятия правовых актов, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации, адекватно отражающих направления развития сельского хозяйства на ближайший период и на более отдаленную перспективу.Это касается и Свердловской области.В статье рассматривается состояние и проблемы развития сельского хозяйства в Российской Фе- дерации и в Свердловской области.Предлагается проект областного закона «О развитии сельского хозяйства в Свердловской облас- ти».Any state carries out agrarian policy, aimed at state regulation and government support of agriculture.State agricultural policy of the modern Russian state is an integral part of state socio-economic policy aimed at sustainable development of agriculture and rural areas.The agrarian economy has been on economic laws, however, can not do without legal regulation of agri- cultural activities.Currently in the Russian Federation the Federal law "About agriculture development" №264-FZ of 29.12.2006 g. [1] which defines the content of th-state of agrarian policy, measures for implementation of the state agrarian policy, the main directions of state support in the sphere of development of agriculture and other important mechanisms and tools that contribute to sustainable development of Russian agriculture.In accordance with the constitutional norms of agrarian law is formed and in the constituent entities of the Russian Federation. For example, in the Sverdlovsk region 04.02.2008 was adopted by the regional law №7- OZ "ON state support of legal entities and individuals engaged in the production of agricultural products and (or) the purchase of agricultural products, non-timber forest products in the Sverdlovsk region"[2].25 January 2012 adopted the regional law No. 6-OZ "About the food security of the Sverdlovsk re- gion"[3]. Along with the regional laws, agricultural activities and development of agro-industrial complex is governed by a significant number of public and departmental targeted programs, orders and other subordi- nate legislation.At the present time, given the geopolitical and geo-economic factors, buslav-Limousin new strategic tasks of the Russian agrarian sector of economy there is a need for the development and adoption of legal acts, including at the level of constituent entities of the Russian Federation, adequately reflecting directions for the development of agriculture in the immediate future and for the longer term.This also applies to the Sverdlovsk region.The article discusses the status and problems of development of agriculture in the Russian Federation and in the Sverdlovsk region.A draft regional law "About development of agriculture in the Sverdlov-tion region."

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О ПРОЕКТЕ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА "О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"»

УДК 34

О ПРОЕКТЕ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА «О РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ» About the project of the regional law "About development of agriculture

in the Sverdlovsk region"

Воронин Б.А., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и права Уральского ГАУ, Воронина Я.В., старший преподаватель, Фатеева Н.Б., старший преподаватель, Абдулина А.А., магистр, Воронина А.Б., студент Уральского государственного аграрного университета

(Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 42)

Аннотация

Любое государство осуществляет аграрную политику, направленную на государственное регулирование и государственную поддержку своего сельского хозяйства.

Государственная аграрная политика современного российского государства представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.

Аграрная экономика развивается по экономическим законам, вместе с тем, не может обойтись без правового регулирования сельскохозяйственной деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации действует федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» №264-ФЗ от 29.12.2006г.[1] в котором определено содержание государственной аграрной политики, меры по реализации государственной аграрной политики, основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства и другие важнейшие механизмы и инструменты, способствующие устойчивому развитию российского сельского хозяйства.

В соответствии с конституционными нормами аграрное законодательство формируется и в субъектах Российской Федерации. Например, в Свердловской области 04.02.2008 года был принят областной закон №7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов в Свердловской области»[2].

25 января 2012 года принят областной закон №6-ОЗ «Об обеспечении продовольственной безопасности Свердловской области»[3]. Наряду с областными законами, сельскохозяйственную деятельность и развитие всего агропромышленного комплекса регулируется значительным количеством государственных и ведомственных целевых программ, порядков и иных подзаконных нормативных правовых актов.

В настоящее время с учетом геополитических и геоэкономических факторов, обуславливающих новые стратегические задачи российского аграрного сектора экономики объективно возникает необходимость разработки и принятия правовых актов, в том числе и на уровне субъектов Российской Федерации, адекватно отражающих направления развития сельского хозяйства на ближайший период и на более отдаленную перспективу.

Это касается и Свердловской области.

В статье рассматривается состояние и проблемы развития сельского хозяйства в Российской Федерации и в Свердловской области.

Предлагается проект областного закона «О развитии сельского хозяйства в Свердловской области».

Ключевые слова: Российская Федерация; Свердловская область; законопроект; развитие сельского хозяйства.

Abstract

Any state carries out agrarian policy, aimed at state regulation and government support of agriculture.

State agricultural policy of the modern Russian state is an integral part of state socio-economic policy aimed at sustainable development of agriculture and rural areas.

The agrarian economy has been on economic laws, however, can not do without legal regulation of agricultural activities.

Currently in the Russian Federation the Federal law "About agriculture development" №264-FZ of 29.12.2006 g. [1] which defines the content of th-state of agrarian policy, measures for implementation of the state agrarian policy, the main directions of state support in the sphere of development of agriculture and other important mechanisms and tools that contribute to sustainable development of Russian agriculture.

In accordance with the constitutional norms of agrarian law is formed and in the constituent entities of the Russian Federation. For example, in the Sverdlovsk region 04.02.2008 was adopted by the regional law №7-OZ "ON state support of legal entities and individuals engaged in the production of agricultural products and (or) the purchase of agricultural products, non-timber forest products in the Sverdlovsk region"[2].

25 January 2012 adopted the regional law No. 6-OZ "About the food security of the Sverdlovsk re-gion"[3]. Along with the regional laws, agricultural activities and development of agro-industrial complex is governed by a significant number of public and departmental targeted programs, orders and other subordinate legislation.

At the present time, given the geopolitical and geo-economic factors, buslav-Limousin new strategic tasks of the Russian agrarian sector of economy there is a need for the development and adoption of legal acts, including at the level of constituent entities of the Russian Federation, adequately reflecting directions for the development of agriculture in the immediate future and for the longer term.

This also applies to the Sverdlovsk region.

The article discusses the status and problems of development of agriculture in the Russian Federation and in the Sverdlovsk region.

A draft regional law "About development of agriculture in the Sverdlov-tion region."

Keywords: Russian Federation; Sverdlovsk oblast; bill; the development of agriculture.

I. Состояние сельского хозяйства в Российской Федерации

С августа 2014 года и по настоящее время Россия находится в режиме санкций и контрсанкций, которые оказывают свое воздействие на аграрный сектор страны. Прежде всего, стала актуальной проблема импортозамещения на российском рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Чтобы понять ситуацию в этой сфере приведем отдельную информацию, изложенную в изданиях Минсельхоза России [4].

"Зависимость от импортных семян - это ахиллесова пята российского сельского хозяйства", - сказал в одном из интервью Министр сельского хозяйства Российской федерации А.Н. Ткачев.

«Доля импортного посевного материала составляет по семенному картофелю до 80-90 %, по овощам до 90 %, более 50 % подсолнечника, кукурузы и других сельскохозяйственных культур''.

Сегодня российская свинина, курица и индейка полностью представлены импортными породами и кроссами и выращиваются по зарубежным технологиям.

Все молочные коровы - голштины из Европы и Америки, так как эта порода признается животноводами самой высокопродуктивной. Тоже самое и с мясными породами. По данным Национального союза производителей говядины в России, все современное животноводство

страны держится на импортных животных таких пород как: ангус, герефорд и лимузин, завозимых из ЕС, Австралии и США.

В свиноводстве используется главным образом три породы: йоркшир (крупная белая), ландрас и дюрок, которые завозятся из-за рубежа.

Такая же ситуация в птицеводстве.

Отечественные кроссы востребованы лишь личными подсобными хозяйствами, но не предназначены для промышленного производства и поэтому племенное яйцо или цыплята закупаются в Чехии, Германии, США и других странах мира.

Минсельхоз России пытается решить проблему с селекцией сельскохозяйственных животных и птиц для чего приступили к созданию в стране селекционно-генетических центров.

Планируется, что к 2020 году будет создано не менее трех селекционно-генетических центров в молочном животноводстве, не менее четырех в птицеводстве и пяти - в свиноводстве.

Более 140 селекционно-семеноводческих центров планируется создать по сельскохозяйственным культурам, в том числе по овощам защищенного и открытого грунта и садоводству.

По информации Минсельхоза России российские аграрии ежегодно теряют 91 млрд руб. из-за отсутствия в регионах налаженной и эффективной системы хранения, транспортировки и переработки овощей, плодов и ягод. Поэтому приоритетной задачей является строительство оптово-распределительных центров, а также строительство и модернизация овоще и пло-дохранилищ[5].

В последнее время особо обсуждаемой становится проблема использования в продуктах питания пальмового масла.

По итогам 2015 года Россия импортировала пальмового масла почти 900 тыс. тонн на сумму 640 млн. $, что на 25 % большее, чем в 2014 году.

Не вдаваясь в оценку этого факта, считаем, что все таки коровье масло лучше и безопаснее и надо, наконец, решить проблему использования пальмового масла в пользу продовольственной безопасности населения.

Перечисленная информация далеко не исчерпывает перечень проблем, существующих в российском АПК и оказывающих влияние на решение задач по обеспечению продовольственной безопасности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что российский агропромышленный комплекс, как один из трех драйверов российской экономики обеспечил в 2015 году рост на 3%, а в 2016 году 4% и по отдельным продуктам целенаправленно переходит на экспортно-ориентированное развитие. В целях координации экспортных операций в настоящее время при Минсельхозе России создан координационный совет по развитию и поддержке экспорта. По словам Министра Ткачева А.Н., "если экспорт сельхозпродукции будет развиваться, то через десять лет доходы от него могут приблизиться к доходам от экспорта газа"[6].

Решая стратегические задачи развития российского сельского хозяйства необходимо думать и о внутреннем рынке агропродукции.

Так, перспективными направлениями в области развития АПК и обеспечения продовольственной безопасности могут стать: а) производство органической сельскохозяйственной продукции, выращиваемой на заброшенных пашнях, на которых уже более 15-20 лет не применяются синтетические химические удобрения. Это направление "зеленой экономики", ориентировано на экологизацию сельскохозяйственной деятельности и производство продуктов питания под брендами "Органик-продукт"; "Био-продукт", "Эко-продукт". б) реализация внутренней продовольственной помощи или социального питания для определенной категории населения. Внутренняя продовольственная помощь - это механизм решения соци-

альных и экономических задач в части экономической доступности продуктов питания для малообеспеченных граждан.

С другой стороны реализация программы внутренней продовольственной помощи это гарантированный сбыт сельскохозяйственной продукции произведенной аграрными предпринимателями.

Сегодня уже ясно, что позитивное устойчивое развитие российского сельского хозяйства не возможно без опоры на науку.

Правовой основой в этой сфере являются Указы Президента Российский Федерации №623 от 16.12.2015 «Об утверждении направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации» и перечня критических технологии №350 от 21 июля 2016г. «О мерах по реализации государственной научно-технологической политики в интересах развития сельского хозяйства».

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработана Федеральная научно-технологическая программа развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы.

В целом, в аграрной сфере должны получить широкое внедрение биотехнологические методы и экономические механизмы, обеспечивающие решение задач по импортозамещению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на агропродовольственном рынке Российской Федерации и переход на экспортно-ориентированное развитие АПК.

II. Состояние и задачи по развитию сельского хозяйства в Свердловской области

Свердловская область имеет площадь 194,3 тыс. км2 или 1,14% от территории России, из них 13,3% - сельскохозяйственные угодья; пашня занимает - 7,5% территории и 56,7% в структуре сельскохозяйственных угодий. Численность населения Свердловской области составила 4330,0 тыс. человек, в том числе в сельской местности - 671,9 тыс. человек (15,5%).

Обеспеченность сельскохозяйственными угодьями и пахотными землями составляет 0,6 и 0,34 гектаров на 1 жителя.

Земельные ресурсы сельского хозяйства Свердловской области (по состоянию на 01.01.2016г.):

земли сельскохозяйственного назначения - 4083,6 тыс. га.;

сельскохозяйственные угодья - в составе земель сельскохозяйственного назначения -2000,1 тыс. га.;

пашня (в составе земель сельскохозяйственного назначения) - 1302,3 тыс. га.

В агропромышленном комплексе Свердловской области около 300 сельскохозяйственных организаций и предприятий, более 700 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 500 предприятий, производящих пищевые продукты.

К этому необходимо добавить, что сельскохозяйственная продукция производится более чем в 306 тыс. личных подсобных хозяйствах граждан, а так же в садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан.

Рейтинг Свердловской области по итогам 2016 года (сельскохозяйственные организации)

Место в Уральском Место в Российской

федеральном округе Федерации

Производство продукции сельского хозяйства 2 18

Валовое производство молока 1 9

Надой молока в расчете на корову 1 13

Производство мяса скота и птицы на убой (в жи- 2 15

вом весе)

Производство куриных яиц 2 4

Производство картофеля 2 12

Производство овощей 3 22

Структура посевных площадей в 2016 году

Зерновые и зернобобовые культуры 342,5 тыс. га (39,5%)

Кормовые культуры 445,5 тыс. га (51,4%)

Технологические культуры 21,7 тыс. га (2,5%)

Картофель 51,1 тыс. га (5,9%)

Овощи открытого грунта 5,9 тыс. га (0,7%)

Поголовье сельскохозяйственных животных (по состоянию на 01.01.2016г.)

крупный рогатый скот 261,3 тыс. голов

в т.ч. коровы 117,0 тыс. голов

свиньи 334,3 тыс. голов

овцы и козы 60,5 тыс. голов

птица 13,7 тыс. голов

Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения

картофель 179 кг, или 112,8% от нормы

овощи 39 кг, или 39,2% от нормы

мясо 44 кг, или 55,3% от нормы

молоко 151 кг, или 60,3% от нормы

яйцо 333 кг, или 99,7% от нормы

Государственная поддержка областного АПК в 2016 году всего - 4660,4 млн. рублей.

В том числе федеральный бюджет - 1656,7 млн. рублей,

Областной бюджет - 3003,7 млн. рублей[7].

Несмотря на позитивные показатели по отдельным видам производства сельскохозяйственной продукции, в целом сельское хозяйство не обеспечивает население Свердловской области по производству мяса, молока и особенно, овощей как открытого, так и защищенного грунта.

Для того, чтобы увеличить объемы производства молока есть два пути: - при существующей продуктивности коров 6,1 тыс, литров потребуется рост поголовья в два раза, а второй путь - увеличение продуктивности дойных коров, но в этом случае надо учитывать, что чем выше продуктивность, тем меньше продуктивное долголетие, которое сегодня в Свердловской области составляет 2,8 лактации, то есть три отела и на мясокомбинат.

Как и в целом по стране, в Свердловской области налицо проблема картофеле и овощехранилищ, тепличных комбинатов, мелиоративных систем и других объектов производственной инфраструктуры и опять же проблема с семенами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время по соглашению между УралНИИСХозом, Уральским государственным аграрным университетом, ЗАО "Картофель" на база ЗАО "АПК Белореченский" в Белоярском городском округе начато строительство селекционно-семеноводческого центра «Уральский картофель» что позволит в перспективе иметь свой семенной картофель и отказаться от импорта.

Ученые Уральского ГАУ на базе ЗАО "Тепличное'' агрохолдинга "УГМК-Агро" в 2016 году получили семена томата отечественной селекции, что также будет вкладом в импортоза-мещение и обеспечение продовольственной безопасности Свердловской области.

Принятие закона «О развитии сельского хозяйства в Свердловской области» не панацея, вместе с тем улучшение правового регулирования сельскохозяйственной деятельности позволит более системно и комплексно решать вопросы совершенствования управления и господдержки субъектов агропромышленного производства, реализации эффективных экономико-правовых механизмов агропродовольственной политики в Свердловской области.

Позитивное развитие сельского хозяйства Свердловской области, как и в целом Российской Федерации, должно опираться на генетику, селекцию, семеноводство.

Актуальными направлениями в этой сфере является:

селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур: генетические ресурсы и современные методы создания новых сортов и гибридов, технологии семеноводства;

селекция в животноводстве, аквакультуре и агропромышленной микробиологии;

биоинформационные технологии в генетике, селекции и диагностике;

технологии, способствующие реализации генетического потенциала и продуктивности сельскохозяйственных растений, животных и аквакультуры: защита и питание растений, методы подготовки и технологии улучшения почв, кормление, ветеринария, зоотехния.

Главная задача, которая сегодня стоит перед агрогенетикой и селекцией,- это повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли. В первую очередь речь идет об увеличении показателей выхода конечной продукции, но в то же время необходимо учитывать особенности локализации производства, уровень интенсификации технологий и запросы потребительского рынка. Инструментарий геномной селекции позволяет значительно ускорить традиционные «мичуринские» методы без фактического редактирования генома. Поэтому, развивая российскую селекцию как прикладную высокотехнологичную и инновационную науку, возможно усилить конкурентные преимущества отечественного сельского хозяйства на мировых рынках.

В настоящее время, и особенно на перспективу, основное внимание организаторов аграрного производства должно быть сосредоточено на развитии биотехнологий в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности, технологической модернизации аграрного производства, в сохранении окружающей природной среды.

Повышение продуктивности сельскохозяйственных животных и растений должно органично сочетаться с экологизацией сельскохозяйственной деятельности.

Необходимо при планировании развития сельского хозяйства учитывать национальную стратегию обеспечения продовольственной безопасности и перехода российского АПК на экспортно-ориентированное развитие.

В 2013 году Министерствам агропромышленного комплекса и продовольствия был разработан проект областного закона «О развитии сельского хозяйства в Свердловской области», который не получил утверждения в установленном порядке.

Авторы настоящей статьи доработали текст этого законопроекта и предлагают в следующей редакции.

ЗАКОНОПРОЕКТ

«О развитии сельского хозяйства в Свердловской области»

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон направлен на урегулирование отношений в сфере сельского хозяйства в Свердловской области в целях его эффективного и устойчивого экономического развития.

2. Настоящий Закон устанавливает правовые основы реализации региональной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства Свердловской области как экономической деятельности по производству качественной и безопасной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечению продовольственной безопасности Свердловской области, содействия устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий.

Статья 2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) сельскохозяйственные товаропроизводители Свердловской области (далее - сельскохозяйственные товаропроизводители) - лица, отнесенные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке и осуществляющие деятельность по выращиванию, производству, переработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Свердловской области;

2) уполномоченный орган - орган государственной исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий разработку и реализацию в Свердловской области государственной аграрной политики и наделенный полномочиями по государственной поддержке и реализации государственной политики в сфере сельскохозяйственного производства и перерабатывающей и пищевой промышленности;

3) агропромышленный комплекс - совокупность отраслей экономики, включая сельское хозяйство, отрасли производственного обслуживания сельского хозяйства и отрасли, осуществляющие переработку, транспортировку, заготовку, хранение сельскохозяйственной продукции и ее реализацию;

4) государственная поддержка сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности - система экономических, организационных, правовых мер, направленных на создание благоприятных условий для производства, переработки, транспортировки, заготовки, хранения, а также для производственно-технического обслуживания, материально-технического снабжения сельскохозяйственного производства.

Статья 3. Основные цели, принципы и направления аграрной политики в Свердловской области

I. Аграрная политика в Свердловской области представляет собой составную часть областной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий Свердловской области. Под устойчивым развитием сельских

территорий понимается их стабильнее социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня качества его жизни.

II. Основными целями аграрной политики в Свердловской области являются:

1. обеспечение продовольственной безопасности Свердловской области;

2. повышение конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3. биотехнологическая модернизация областного агропромышленного производства;

4. обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышение уровня качества его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве и иных организациях сельской экономики;

5. рациональное использование и сохранение земельных, водных и других природных ресурсов, экологизация сельскохозяйственной деятельности;

6. формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие инфраструктуры этого рынка;

7. создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства и АПК;

8. наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и подержание паритета индексов таких цен (тарифов).

Аграрная политика в Свердловской области основывается на следующих принципах:

1. доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;

2. доступность объективной информации о состоянии и развитии областного сельского хозяйства;

3. единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечение условий конкуренции на этом рынке;

4. гарантировать многообразия форм хозяйствования в аграрной сфере;

5. согласованность взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании и реализации аграрной политики в Свердловской области.

4. Основные направления аграрной политики в Свердловской области:

1) увеличение объемов производства качественной и безопасной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Свердловской области и стабильное обеспечение ими населения Свердловской области;

2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры в том числе системы логистических центров и оптовых кооперативных, сельскохозяйственных продовольственных рынков на территории Свердловской области;

3) государственная финансовая поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей;

4) развитие и обеспечение деятельности организаций малых форм хозяйствования, в том числе фермерских хозяйств;

5) устойчивое развитие сельских территорий и сельской экономики;

6) совершенствование системы практико-ориентированной подготовки студентов высших и средних специальных учебных учреждений на базе эффективных сельскохозяйственных

организаций, повышение квалификации и переподготовки руководителей и специалистов областного АПК;

7) содействие в реализации направлений государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства;

8) восстановление, рациональное использование и сохранение земельных ресурсов из земель сельскохозяйственного назначения;

9) организация производства органической сельскохозяйственной продукции.

Статья 4. Меры по реализации аграрной политики в Свердловской области.

1. Для реализации государственной аграрной политики могут применяться следующие меры:

1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации и Свердловской области;

2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;

3) содействие в развитии рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

4) формирование системы информационного обеспечения товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также консультационной помощи;

5) содействие закреплению кадров на селе в целях устойчивого развития сельских территорий;

6) создание условий для участия общественных организаций в формировании и реализации областной агарной политики;

7) другие меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Свердловской области.

Статья 5. Основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства Свердловской области.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по следующим основным направлениям:

1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, переработчиков сельскохозяйственной продукции, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;

3) развитие животноводства, в том числе племенного животноводства;

4) развитие растениеводства, в том числе элитного семеноводства и овощеводства защищенного грунта;

5) увеличение производства животноводческой и рыбной продукции;

6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;

7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции;

9) обеспечение устойчивого социально-экономического развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пункты автомобильных дорог и газификация сельских населенных пунктов;

10) обеспечение ветеринарного благополучия на территории Свердловской области;

11) развитие научных исследований востребованных в организациях АПК;

12) кадровое обеспечение организаций агропромышленного комплекса, подготовки и повышение квалификации кадров специалистов;

13) информационно-консультационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики;

14) иные направления, развивающие сельское хозяйство Свердловской области.

2. Государственная поддержка в сфере развития сельского хозяйства Свердловской области предоставляется в виде:

1) государственных гарантий Свердловской области;

2) субсидий из областного бюджета;

3) передачи государственного казенного имущества Свердловской области в безвозмездное пользование.

3. Финансирование мероприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Средства бюджета Свердловской области, предусмотренные законом на плановый период на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Свердловской области. Предоставление субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства осуществляется путем проведения конкурсного отбора сельскохозяйственных товаропроизводителей в порядке, определенном Правительством Свердловской области.

4. Правительство Свердловской области вправе устанавливать условия предоставления за счет средств бюджета Свердловской области субсидий, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых получателям средств. В качестве условия предоставления субсидий за счет средств бюджета Свердловской области по отдельным направлениям в сфере производства сельскохозяйственной продукции может устанавливаться наличие у сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственных потребительских кооперативов) договоров сельскохозяйственного страхования, отвечающих требованиям федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования».

5. Направления государственной поддержки за счет средств областного бюджета, не предусматривающие установленный уровень софинансирования за счет средств федерального бюджета, реализуются при соблюдении получателем государственной поддержки следующих условий:

1) регистрация, постановка на налоговый учет и осуществление производственной деятельности на территории Свердловской области;

2) отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам, задолженности по заработной плате на первое число месяца, в котором подано заявление о предоставлении субсидии;

3) реализация продукции растениеводства (за исключением семенного и посадочного материала сельскохозяйственных культур) субъектами агропромышленного комплекса, занимающиеся растениеводством на территории Свердловской области в году, предшествующем получению субсидий;

4) обеспечение прироста численности крупного рогатого скота, овец и птицы в течение последующих трех лет, включая год получения субсидий, субъектами агропромышленного ком-

плекса, занимающимися животноводством, за исключением вновь образованных и (или) осуществляющих животноводческую деятельность менее трех лет, - по направлениям, обеспечивающим развитие животноводства;

5) эксплуатация сельскохозяйственной техники на территории Свердловской области.

6. Средства бюджета Свердловской области имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

Статья 6. Государственная поддержка кадрового обеспечения

Основными направлениями государственной поддержки кадрового обеспечения агропромышленного комплекса являются:

1) сочетание теоретической подготовки студентов образовательных учреждений аграрного профиля с практическим обучением на базе сельскохозяйственных организаций и других субъектов агропромышленного комплекса Свердловской области;

2) закрепление молодых квалифицированных аграрных специалистов в организациях областного АПК;

3) развитие системы непрерывного аграрного образования в Свердловской области (сельские классы школ, техникумы и колледжи аграрного профиля, Уральский государственный аграрный университет).

4) повышение квалификации и переподготовка руководителей и специалистов, работающих в организациях АПК на базе учреждений аграрного образования Свердловской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) развитие жилищного строительства в сельских населенных пунктах для предоставления жилья молодым специалистам, молодым семьям и другим категориям работников сельскохозяйственных организаций.

6) устойчивое финансирование из областного бюджета реализации программы комплексного социально-экономического развития сельских населенных пунктов Свердловской области «Уральская деревня».

7) государственная поддержка кадрового обеспечения агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с целевыми программами.

Статья 7. Система государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства в Свердловской области

1. Информационное обеспечение в сфере сельского хозяйства в Свердловской области осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Свердловской области.

2. К информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению не реже чем один раз в квартал на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в официальных средствах массовой информации, относится информация:

1) о решениях, принятых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области;

2) об издании федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Свердловской области нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления государственной поддержки развития сельского хозяйства;

3) о прогнозных и фактических показателях производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в целом в Российской Федерации и Свердлов-

ской области (ежемесячные отчеты о посевах сельскохозяйственных культур, об их уборке, о поголовье скота, об объеме производства молока и другой сельскохозяйственной продукции);

4) о средней цене на реализованные сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, на приобретенную ими промышленную продукцию и о цене на отдельные продовольственные товары;

5) о состоянии федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции на конец года (ежегодно) и по результатам проведения государственных закупочных интервенций, товарных интервенций;

6) об объеме запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на конец года (ежегодно) в целом по Свердловской области;

7) о проведении тендеров на поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд Свердловской области;

8) об иной установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, информации.

3. Указанная в части 2 настоящей статьи информация предоставляется бесплатно. Всем заинтересованным лицам гарантируются равные условия доступа к ней.

Статья 8. Участие органов государственной власти Свердловской области в реализации аграрной политики Свердловской области

Уполномоченный орган исполнительной власти Свердловской области, осуществляющий в пределах своей компетенции государственную аграрную политику и управление в сфере агропромышленного комплекса Свердловской области:

1) осуществляет разработку и реализацию региональных и межмуниципальных программ и проектов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства, закупки, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции;

2) осуществляет реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Свердловской области в рамках установленных полномочий;

3) осуществляет разработку предложений по реализации государственной аграрной политики на территории Свердловской области;

4) подготавливает и представляет на утверждение Правительству Свердловской области предложения по условиям предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителя субсидий из областного бюджета;

5) осуществляет информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

6) ежегодно готовит и представляет на утверждение Правительству Свердловской области доклад о ходе и результатах реализации региональной агарной политики в предыдущем году;

7) осуществляет иные полномочия, определенные действующим законодательством.

Статья 9. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции в формировании и реализации региональной аграрной политики

1. Уполномоченный орган государственной власти в сфере АПК в целях согласования общественно значимых интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей привлекает на

добровольной основе союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании и реализации областной аграрной политики.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

2. Закон Свердловской области от 04 февраля 2008 года № 7-ОЗ «О государственной поддержке юридических и физических лиц, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции и (или) закупку сельскохозяйственной продукции, пищевых лесных ресурсов, в Свердловской области» («Областная газета», 2008, 05 февраля, №34-37) с изменениями, внесенными Законами Свердловской области от 12.07.2008 №60-ОЗ, от 19.12.2008 №136-ОЗ, от 16.07.2009 №53-ОЗ, от 09.10.2009 №81-ОЗ, от 15.07.2010 №58-ОЗ, от 23.05.2011 №30-ОЗ, от 09.11.2011 №109-ОЗ, от 24.02.2012 №8-ОЗ, от 08.04.2013 №25-ОЗ), признать утратившим силу.

Выводы

Эффективное правовое регулирование общественных отношений оказывает позитивное влияние на развитие экономики.

Это касается и аграрной экономики, которая в настоящее время функционирует в условиях геополитических и геоэкономических трансформаций.

Несмотря на существенное влияние внешних факторов и недостаточно полное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей через механизмы государственной поддержки из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации в целом сельское хозяйство развивается успешно, и аграрная экономика находится в положительном тренде. Агропромышленный комплекс страны, практически обеспечив показатели продовольственной безопасности, переходит от импортозамещения к экспортно-ориентированному развитию.

Вместе с тем, устойчивое и экономически эффективное развитие российского сельского хозяйства не возможно без внедрения в аграрное производство научных разработок, биотехнологических методов, селекционных достижений и других инновационных направлений модернизации и развития сельского хозяйства на научной основе.

Зеркально проблемы аграрного сектора Российской Федерации присутствуют и в АПК Свердловской области.

Принятие областного закона «О развитии сельского хозяйства в Свердловской области» не панацея.

Вместе с тем наличие интегрированного законодательного акта позволит в комплексе улучшить правовое регулирование развития аграрной экономики, будет способствовать повышению эффективности и результативности системы управления сельским хозяйством в Свердловской области.

Библиографический список

1. Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ч. I. Ст. 27.

2. Областная газета. 2008. 5 февр.

3. Областная газета. 2012. 1 февр.

4. Информационный бюллетень Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2016. № 3.

5. Там же.

6. Там же.

7. Информационный сборник Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области. 2016.

8. Донник И.М., Воронин Б.А. Производство органической сельскохозяйственной продукции как одной из важнейших направлений развития АПК // Аграрный вестник Урала. 2016. № 1. С. 77-81.

9. Воронин Б.А., Воронина Я.В. Правовые проблемы развития фермерства // Аграрное и земельное право. 2016. № 12. С. 138-147.

10. Воронин Б.А. Развитие российского сельского хозяйства в условиях санкций // Аграрное образование и наука. 2016. № 2. С. 17.

11. Донник И.М., Воронин Б.А. Стратегические направления развития аграрной экономики современной России // Креативная экономика. Екатеринбург : изд-во УрГЭУ-СИНХ, 2015. С.185-186.

12. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б. О подготовке кадров с высшим профессиональным образованием для АПК // Аграрный вестник Урала. 2015. № 2. С. 77-79.

13. Донник И.М., Воронин Б.А., Лоретц О.Г., Фатеева Н.Б. Государственная аграрная политика в современной России // Аграрный вестник Урала. 2015. № 9. С. 74-80.

14. Донник И.М., Воронин Б.А. Решение проблемы импортозамещения на рынке продовольствия в Свердловской области // Аграрный вестник Урала. 2016. № 2. С. 56-67.

15. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б. Подготовка кадров для АПК: организационно-экономический механизм // Аграрный вестник Урала. 2015. № 6. С. 70-73.

16. Воронин Б.А., Фатеева Н.Б. Государственная политика в аграрной сфере Российской Федерации // Аграрный вестник Урала. 2014. № 7. С. 84-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.