Научная статья на тему 'О проекте формирования новой структуры управления транспортной инфраструктурой Северного морского пути в рамках государственной программы РФ «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»'

О проекте формирования новой структуры управления транспортной инфраструктурой Северного морского пути в рамках государственной программы РФ «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ЛИНИЯ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ЦЕЛЕВАЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА / ЯДРО СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ / РАБОЧАЯ ГРУППА / УЧАСТНИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК / SPECIALIZED TRANSPORT LINE / TRANSPORT CORRIDOR OF THE NORTHERN SEA ROUTE / TERRITORIAL CLUSTERS / COORDINATION COUNCIL / TASK INTERREGIONAL WORKING GROUP / CORE OF THE MANAGEMENT STRUCTURE / WORKING GROUP / PARTICIPANTS OF TERRITORIAL CLUSTERS / AUTHORIZED BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Середа А.В.

В статье рассматривается новый подход к формированию структуры управления развитием транспортной линии Северного морского пути на базе имеющихся территориальных кластеров. Основная цель предложений обеспечить синергетический эффект за счет развития (во времени и пространстве) и последующей оптимизации возможностей территориальных кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NEW DRAFT VERSION FORMING STAGE OF NEW STRUCTURE ADMINISTRATION ADVANCE THE INFRASTRUCTURE NORTHERN SEA ROUTE INTO THE RUSSIAN FEDERATION STATE PROGRAM «SOCIO-EECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION FO THE PERIOD UP TO 2020 AND BEYOND»

The article considers a new approach to the formation of a management structure for the development of the Northern Sea Route transport line on the basis of existing territorial clusters. The main goal of the proposals is to provide a synergistic effect due to the development (in time and space) and the subsequent optimization of the capabilities of territorial clusters.

Текст научной работы на тему «О проекте формирования новой структуры управления транспортной инфраструктурой Северного морского пути в рамках государственной программы РФ «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу»»

УДК 65

О ПРОЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РФ «СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ»

Середа А.В., магистрант кафедры «Экономика и менеджмент», ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного

транспорта», начальник отдела АО «Руспром»

В статье рассматривается новый подход к формированию структуры управления развитием транспортной линии Северного морского пути на базе имеющихся территориальных кластеров. Основная цель предложений - обеспечить синергетический эффект за счет развития (во времени и пространстве) и последующей оптимизации возможностей территориальных кластеров.

Ключевые слова: специализированная транспортная линия, транспортный коридор Северного морского пути, территориальные кластеры, Координационный совет, Целевая Межрегиональная Рабочая Группа, ядро структуры управления, рабочая группа, участники территориальных кластеров, уполномоченный банк.

ON THE NEW DRAFT VERSION FORMING STAGE OF NEW STRUCTURE ADMINISTRATION ADVANCE THE INFRASTRUCTURE NORTHERN SEA ROUTE

INTO THE RUSSIAN FEDERATION STATE PROGRAM ISOCIO-EECONOMIC DEVELOPMENT OF THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION FO THE

PERIOD UP TO 2020 AND BEYOND»

Sereda A., magister, Economics and Management chair, FSEIHE «Volga State University of Water Transport»

The article considers a new approach to the formation of a management structure for the development of the Northern Sea Route transport line on the basis of existing territorial clusters. The main goal of the proposals is to provide a synergistic effect due to the development (in time and space) and the subsequent optimization of the capabilities of territorial clusters.

Keywords: specialized transport line, transport corridor of the Northern Sea Route, territorial clusters, Coordination Council, Task Interregional Working Group, core of the management structure, working group, participants of territorial clusters, authorized bank.

Обсуждение использования Северного морского пути (СМП) в последнее время достигло исторического «резонанса» с точки зрения стратегического значения обсуждаемых (в открытой печати) государственных и частных проектов в рамках программы развития Арктической зоны [1]. И это вполне понятно. Достаточно сказать, что согласно данным государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» на ее реализацию в течение 2015 - 2020 гг. запланирован общий объем бюджетных средств 625 млрд. руб. При этом основная доля затрат приходится на период 2017 - 2020 гг.:

- 2017 г. - 132 млрд. руб.;

- 2018 г. - 131 млрд. руб.;

- 2019 г. - 124 млрд. руб.;

- 2020 г. - 73 млрд. руб.

Намеченные объемы финансирования подчеркивают остроту и актуальность решения проблем Арктической зоны.

Одной из основных задач Государственной комиссии по вопросам развития Арктики является координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций для эффективного использования СМП в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации [2]. В рамках проекта государственной программы к Арктической зоне Российской Федерации отнесены следующие территории:

• Мурманская область;

• Архангельская область (Онежский, Приморский, Мезенский муниципальные районы, городские округа Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, о. Новая Земля);

• Ненецкий автономный округ;

• Ямало-Ненецкий Автономный округ;

• Красноярский край (Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, городской округ Норильск, Туруханский муниципальный район);

• Республика Саха (Якутия) (Аллаиховский, Анабарский, Булун-ский, Нижнеколымский, Усть-Янский районы (улусы));

• Чукотский автономный округ.

К Арктической зоне как к территории, на которой Российская

Федерация имеет право осуществлять хозяйственную деятельность, относится архипелаг Шпицберген.

В связи с включением в проект широкого круга территорий основным фактором развития СМП является не только политика государства, но и прибрежных регионов, таким образом, рядом авторов предлагается взять за основу развития Арктической зоны - территориально-кластерный подход. Так, например, по словам заместителя министра экономического развития Российской Федерации Александра Витальевича Цыбульского на конференции по экономическому развитию Арктики в рамках ПМЭФ-2016 министерством для развития арктических территорий предложен кластерный подход - механизм опорных зон [3]. Также решение губернатора Мурманской области Марины Васильевны Ковтун о создании Кольской опорной зоны подтверждает использование на территории региона территориально-кластерного подхода [4].

По мнению В.С. Жарова, д.э.н., профессора Кольского филиала Петрозаводского государственного университета, г. Апатиты Мурманской области - реализация управления развитием территориальных социально-экономических систем Арктики связана с прогнозированием функций менеджмента, которая должна учитывать разноплановость интересов субъектов управления и обеспечивать их соответствие достижению общерегиональных целей [5].

В качестве вектора развития Арктической зоны И.И. Меламе-дом (Международный центр развития регионов) и В.И. Павленко (Архангельский научный центр Уральского отделения РАН) предложен каркасно-кластерный подход опорных зон развития, которые естественным образом опираются на транспортный и энергетический каркас макрорегиона [6].

Территориальные кластеры - объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [7].

Однако сведение проблемы развития СМП к уровню территориальных кластеров не отвечает масштабом задачи и в целях достижения синергетического эффекта требует перехода к более высокому уровню управления. В связи с этим для решения вопросов координации деятельности и взаимодействию территориальных кластеров необходим

новый управленческий подход, и одной из перспективных форм развития СМП является новая структура управления специализированной транспортной линией.

Специализированная транспортная линия - это совместная система управления транспортным коридором Северного морского пути с сопутствующей оптимизацией собственных возможностей территориальных кластеров и их последующего экономического развития. В свою очередь транспортный коридор Северного морского пути - совокупность транспортных коммуникаций, проходящих по северным территориям географически отдельных районов, которая должна обеспечить оптимизацию международных грузовых и пассажирских перевозок.

Высшим управляющим органом структуры управления специализированной транспортной линией является Координационный совет. Координационный совет управляет и координирует проекты, в рамках программы развития Арктической зоны, а также инициирует проекты государственно-частного партнерства.

Основные цели Координационного совета:

- подготовка предложений по вопросам межрегиональных и внешнеэкономических связей;

- участие в разработке и реализации совместных инвестиционных программ и проектов по развитию научно-технического комплекса;

- участие в разработке и реализации совместных инвестиционных программ и проектов по развитию производственно-логистического комплекса;

- участие в разработке и реализации совместных инвестиционных программ и проектов по развитию экологической безопасности, в том числе развитие туристической деятельности СМП;

- участие в разработке и реализации совместных инвестиционных программ и проектов по развитию транспорта и повышению транспортной безопасности.

В настоящее время координацию проектов на уровне кластеров осуществляет Координационный совет Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по развитию Северных территорий и Арктики созданный в 2014 году.

Основными направлениями деятельности Координационного совета РСПП [8] являются: координация деятельности региональных и территориальных отделений, формирование позиций бизнес-сообществ, организация и осуществление взаимодействия с Государственной комиссией РФ, организация конструктивного сотрудничества с компаниями, координация действий и организация совместных мероприятий.

Отличительной особенностью новой структуры управления специализированной транспортной линии по развитию СМП является ориентация на достижения представленных выше целей и конкретный

результат в условиях значительной географической удаленности территориальных кластеров, а при Координационном совете РСПП по развитию Северных территорий и Арктики координация деятельности осуществляется разобщенно в географически сконцентрированных группах компаний и организаций.

Идеология формирования структуры управления специализированной транспортной линии основывается на пирамиде управления, в которой отмечаются три уровня управления: стратегический, функциональный и оперативный. Общая структура (пирамида) формирования структуры управления представлена на рисунке 1.

Для решения представленных выше задач на функциональном уровне необходимо создание Целевых Межрегиональных Рабочих Групп (ЦМРГ) для анализа, планирования и координации работ между территориальными кластерами по предлагаемым проектам. В составе ЦМРГ обязательно должны входить представители административных органов (по привлекаемым отраслям народного хозяйства) и РСПП, участвующих в проекте территориальных кластеров. На этапе подготовки проекта ЦМРГ выполняет функцию по согласованию интересов и целей участников проекта, включая привлекаемые ресурсы. После утверждения проекта, - формируется орган управления и назначается ответственный исполнитель с необходимыми государственными полномочиями. Ответственные исполнители проектов образуют ядро структуры управления, которое конструктивно анализирует, обсуждает и решает весь спектр вопросов, возникающих при выполнении утвержденной программы с участниками территориальных кластеров.

Ядро структуры управления - это субъект управления, осуществляющий управляющие действия в сфере компетенций территориальных кластеров.

Участниками территориального кластера являются промышленные предприятия и организации, научно-исследовательские организации, инжиниринговые компании, субъекты малого и среднего предпринимательства.

В качестве рабочего исполнительного органа проекта должна создаваться рабочая группа, организационная структура которой формируется по стандартам проектного управления и меняется в зависимости от проекта и его стадии.

Рабочая группа - это группа специалистов высокого профессионального уровня, определенным образом взаимодействующих между собой и участниками территориальных кластеров.

Функциональное назначение уполномоченного банка заключается в целенаправленном управлении денежными потоками в целях достижения конкретных результатов.

Уполномоченный банк - это кредитная организация, созданная в

Рис. 1 - Пирамида структуры управления

Рис. 2 - Функциональное взаимодействие структуры управления

соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющий право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [9].

Функциональное взаимодействие структуры управления представлено на рисунке 2.

Реализация проектов при функционировании Целевой Межрегиональной Рабочей Группы с жестким государственным администрированием позволит легче отрабатывать вопросы и отбирать наилучшие решения, что увеличит привлекаемые инвестиционные ресурсы, и как следствие увеличит темпы развития социально-экономических систем. Таким образом, новая структура управления транспортной линии Северного морского пути станет одной из главных инструментов реализации Стратегии развития Арктической зоны.

Литература:

1. Постановление от 21 апреля 2014 г. № 366 Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/91474/. Дата обращения: 03.03.2017.

2. Постановление от 14 марта 2015 г. № 228 Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/all/95235/. Дата обращения: 03.03.2017.

3. Официальный сайт Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Обзор СМИ от 27 июня 2016г. «Россия создает «арктический Сингапур». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arctic. gov.ru/News/018757c0-103c-e611-80cc-e672fe4e8e4e?nodeId=89bd2a3e-dc56-e511-825f-10604b797c23&page=1&pageSize=10/. Дата обращения: 19.05.2017.

4. Официальный сайт Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Обзор СМИ от 20 июня 2016г. «Губернатор

Мурманской области М.Ковтун: «Кольская арктическая опорная зона будет развиваться в нескольких направлениях». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arctic.gov.ru/News/6aea2afb-ac37-e611-80cc-e672fe4e8e4e?nodeId=9ce9c1ed-d94b-e511-825f-10604b797c23&page=1&pageSize=10. Дата обращения: 19.05.2017.

5. Жаров В.С. Управление территориальными социально-экономическими системами Арктики в масштабе глобального развития. //Северный морской путь: развитие арктических коммуникаций в глобальной экономике «Арктика-2015»: VI Всероссийская морская научно-практическая конференция: материалы конференции, Мурманск, 13-14 мая 2015 г./ Федеральное агентство по рыболовству, ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный технический университет»; ред. кол.: Козьменко С.Ю., Селин В.С., Савельев А.Н., Щеголькова А.А., Мурманск: Издательство МГТУ, 2015. - с.102-104.

6. Журнал «Арктика: экология и экономика»: Государственная политика в Арктике : Правовые основы и методические особенности разработки проекта государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года», И.И. Меламед, В.И. Павленко. Номер 2(14) 2014.

7. Письмо от 26.12.2008 г. №20615-ак/д19 Министерства экономического развития Российской Федерации «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-klasternoi-politiki-v/. Дата обращения: 06.03.2017.

8. Основные направления деятельности Координационного совета Российского союза промышленников и предпринимателей по развитию Северных территорий и Арктики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://рспп.рф/simplepage/828/. Дата обращения: 03.03.2017.

9. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/ all/97587/. Дата обращения: 09.03.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.