ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
УДК 821.161.1.09"18"
Строганова Евгения Нахимовна
доктор филологических наук, профессор Государственная академия славянской культуры (г. Москва)
enstroganova@yandex.ru
Строганов Михаил Викторович
доктор филологических наук, профессор Государственная академия славянской культуры (г. Москва)
mistro@rambler.ru
О ПРОЕКТЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ «М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ»*
В статье обосновывается необходимость создания справочника энциклопедического характера, аккумулирующего достижения в области щедриноведения с учетом современных подходов. Утвердившаяся в советское время репутация Салтыкова как революционного демократа искажает смысл его произведений и снижает истинный масштаб творческой деятельности. Заметно редуцировался исследовательский интерес к творчеству Салтыкова: не существует специальных научных проектов в академических структурах, отсутствуют планы по изданию полного собрания сочинений писателя, осталось нереализованным намерение создать Летопись жизни и творчества Салтыкова, прекратилось издание библиографии работ о его творчестве, нет фундаментальных справочных изданий. Появление энциклопедии, посвященной взаимодействию Салтыкова с его эпохой и базирующейся на непредвзятом прочтении текстов, позволит откорректировать ситуацию. Проект, призванный стимулировать развитие сопутствующих и последующих исследований творчества Салтыкова, предполагает репрезентацию мировоззренческих позиций и литературного творчества писателя через многообразие его социально-культурных взаимосвязей и диалогических отношений с современниками. В Словник включены имена не только тех лиц, с которыми Салтыков общался непосредственно, но также и многих других современников, которые оказывались в поле зрения писателя и упомянуты в его художественных, публицистических и эпистолярных текстах.
Ключевые слова: персональная энциклопедия, Салтыков-Щедрин, обобщение исследовательского опыта, современный уровень осмысления.
Значение М.Е. Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы, его высокий авторитет среди современников и влияние на писателей последующих поколений безусловны и неоспоримы. Польский философ и литератор Александр Свентоховский писал: «Это феноменальный талант по своей природе и силе, не имеющий ничего подобного или равного себе» [цит. по: 1, с. 222]. Однако в современной культуре общий интерес к Салтыкову невелик. Сложился весьма своего рода парадокс. Писателя Салтыкова-Щедрина мало кто читает и почти никто не изучает. Но если кто-либо взял его книгу в руки, он непременно скажет: «Как это хорошо, ярко, и главное - всё про нас». То есть современный человек признает Салтыкова крупнейшим русским писателем, исключительно актуальным и значительным, но широкий читательский и даже исследовательский интерес к нему отсутствует. В академических структурах не существует специальных научных проектов, связанных с Салтыковым. Он оказался одним из немногих классиков, чье полное собрание сочинений до настоящего времени не издано. Не опубликованы служебные документы, которые важны не только с точки зрения деятельности Салтыкова как администратора, но дают материалы для понимания его общественного поведения; несомненный интерес они представляют и как оригинальные писательские образцы официального делопроизводства. Вместе с тем значение служебных документов для понимания творческой личности
давно уже осмыслено наукой, и в Полном собрании сочинений И.А. Гончарова, например, публикуются его цензорские работы. Недостаточен уровень издания мемуарной и эпистолярной литературы о Салтыкове: весьма избирательно опубликованы воспоминания, не собраны письма современников, раскрывающие разные грани его личности. Чрезвычайно мало специальных работ, в которых бы освещалось взаимодействие Салтыкова с его современниками. Это наглядно проявляется при сопоставлении с соответствующими публикациями вокруг Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Осталось нереализованным намерение создать Летопись жизни и творчества Салтыкова (при наличии летописей жизни практически всех русских классиков), прекратилось издание библиографии работ о его творчестве. Неудовлетворителен также и уровень мемориализации связанных с писателем мест: нет музея Салтыкова в Санкт-Петербурге, с которым была неразрывно связана его жизнь как писателя и редактора «Отечественных записок», одного из ведущих журналов второй половины XIX в.
При обращении каждой эпохи к текстам Салтыкова мы видим повторяющуюся ситуацию. Текущая современность не желает узнавать себя в произведениях писателя. Но как только эта современность уходит в прошлое, приходящая ей на смену эпоха с удовольствием замечает, что предшествующая удивительно точно показана в произведениях Салтыкова. Приведем самый известный и очень яркий пример. Когда появилась «История одного горо-
* Исследование выполняется по гранту РГНФ, проект № 15-04-00389.
82
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Л>- № 5, 2015
© Строганова Е.Н., Строганов М.В., 2015
О проекте энциклопедии «М.Е. Салтыков-Щедрин и его современники»
да», А.С. Суворин расценил эту книгу как «историческую сатиру», сатиру на историю России XVIII -начала XIX в. [4]. Советское литературоведение обличало политическую близорукость Суворина, не увидевшего в книге Салтыкова изображения современной ему России, и подчеркивало достоверность изображения России XIX века. Однако и в советские времена оппозиционно настроенные по отношению к текущей действительности читатели видели в Салтыкове самого что ни на есть актуального автора. В постсоветское время, в процессе перестройки, такие художественные явления, как фильм С. Овчарова «Оно» (1989) и книга В. Пье-цуха «История города Глупова в новые и новейшие времена» (1989), сделали очевидным для всех, что советская действительность вполне укладывалась в те модели общественного неустройства, которые разоблачались в сатире Салтыкова. В перестроечную и постперестроечную эпохи в публицистике и Интернет-сообществах Салтыков вновь оказался одним из самых цитируемых авторов, в котором читатели, не чуждые классике, обнаружили актуального и близкого им по настроениям писателя. Но это ощущение/осознание Салтыкова как живого явления остается на уровне рецепции отдельных граждански настроенных слоев общества. Научная же рецепция его творческого наследия в основном по-прежнему ограничивается достижениями советской эпохи.
Мы вовсе не ратуем за то, чтобы зачеркивать тот вклад, которые внесли исследователи XX в. в изучение Салтыкова, но считаем, что необходимо идти дальше, потому что многие укоренившиеся представления требуют уточнения и корректировки.
Работу над энциклопедией «М.Е. Салтыков-Щедрин и его современники» мы рассматриваем как одну из важных составляющих в подготовке к 200-летию со дня рождения писателя. Проект предполагает создание справочника энциклопедического характера, в котором будут аккумулированы достижения в области щедриноведения с учетом современных подходов. Эта посылка предполагает самоопределение в кругу как идеологических, так и собственно технических проблем, связанных с жанром энциклопедии и способами подачи материала.
Сначала о вопросах идеологических.
Одна из особенностей щедринских текстов заключается в сложности повествовательной манеры, которая часто основана на диалоге, столкновении противоположных точек зрения, носителями которых могут быть разные повествователи, но эти разные позиции могут транслироваться и от лица одного повествователя. Читателю предстоит определить, на чьей стороне автор (на это указывают многие сигналы в тексте), но главное - решить, на каких позициях находится он сам. То есть поэтика Салтыкова активно диалогична по отношению
к читателю, она направлена на читателя, на активизацию его сознания. Однако особенности нарратива затрудняют определение авторской точки зрения и дают повод для разноречивых толкований.
В советское время утвердилась репутация Салтыкова как революционного демократа, но это не соответствует реальному положению дел и не дает представления о позиции писателя. Такая характеристика искажает смысл его произведений и снижает истинный масштаб творческой деятельности. Как известно, Салтыков не принимал основы социальной жизни современной ему России. Но означает ли это, что он пытался внушить читателям мысль о необходимости насильственного изменения форм жизни? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять, каковы были историософские взгляды Салтыкова. В книге «Убежище Монрепо» (18781879) писатель утверждал, что в истории действует «закон последовательного развития одних явлений из других» [3, т. 13, с. 389] - эта формула бесспорно означает признание эволюционного характера общественного развития. Исторические явления подготавливаются всех ходом жизни и деятельности людей; история совершается не по воле отдельного человека или группы людей, но деятельность человеческого сообщества является необходимым элементом развития истории. В главе V цикла «Итоги» (1871) Салтыков писал: «...история человеческих обществ есть не что иное, как история разложения масс под влиянием сознающей себя мысли...» [3, т. 7, с. 473]. Из этого следует, что история развивается циклически: рост общественного самосознания ведет к разложению существующих форм жизни; и этот процесс продолжается на следующем этапе, в следующем цикле. Вместе с тем писатель признавал правомерность «движения, стремящегося расширить арену человеческой индустрии и освободить ее от связывающих пут» [3, т. 7, с. 477]. В поздних текстах Салтыкова автопсихологический герой выражает сомнение в правильности своего общественного поведения, отстраненности от этого движения, что очевидно проявилось в сказке-элегии «Приключение с Кра-мольниковым» (1886), которая стала реакцией на закрытие «Отечественных записок» и «утрату всякого общения с своим читателем»: «Отчего ты не шел прямо и не самоотвергался? Отчего ты подчинял себя какой-то профессии, которая давала тебе положение, связи, друзей, а не спешил туда, откуда раздавались стоны? Отчего ты не становился лицом к лицу с этими стонами, а волновался ими только отвлеченно?» [3, т. 16-1, с. 205]. Но это не означает, что сам автор пересматривал свои прежние убеждения.
Фоном для такого рода раздумий служило внешнее несоответствие между профессиональным и бытовым окружением писателя. Салтыков вошел в литературу, когда происходило резкое политиче-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
83
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ское размежевание в литературной среде. Сотрудничая в прогрессивных журналах «Современник» и «Отечественные записки», а потом и руководя последним, в своей профессиональной деятельности он оказался близок тем, кого называли «мальчишками», а сам он называл «лишенными одежд птенцами» [3, т. 7, с. 472], имея в виду радикально настроенную молодежь, которая считала недопустимым изменять своим убеждениям и рядиться в чуждые одежды. Но бытовое, частное окружение писателя составляли люди либеральных взглядов. Хотя некоторые из близких знакомых Салтыкова были настроены оппозиционно, в целом его окружение не было радикальным ни по своим убеждениям, ни по формам их выражения (в данном отношении Салтыков был подобен Н.А. Некрасову). Эту ситуацию и многие другие моменты необходимо учитывать при создании энциклопедии для правильной расстановки акцентов. Вместе с тем мы не исключаем, что сам процесс работы над справочником, углубленное изучение разнообразных контактов Салтыкова может внести свои коррективы в наши сегодняшние представления.
Помимо идеологических проблем, которые приходится решать при создании энциклопедии, необходима рефлексия и по поводу вопросов технического свойства.
Создание персональных писательских энциклопедий, имеющее давнюю традицию, в настоящее время является одним из приоритетных направлений литературоведческой науки. Это обусловлено рядом причин, в том числе всё большей социокультурной дистанцированностью современного человека от реалий прошлого. Жанр энциклопедического справочника, ориентированный на обобщение большого исследовательского опыта и аккумулирующий всеобъемлющую и разноплановую информацию, позволяет с максимальной полнотой решить задачу сохранения культурной преемственности. Создание персональных писательских энциклопедий имеет серьезную научную традицию. На западе такого рода издания стали появляться уже с конца XIX в. («Дантовская энциклопедия» Дж. Скартаццини, 1896-1905). Вторая половина XX в. ознаменовалась появлением энциклопедий, посвященных Стендалю, Шекспиру, Гете и др. и как правило, подготовленных отдельными авторами. В отечественной традиции превалировало другое направление: подготовка энциклопедий становилось результатом деятельности больших коллективов и осуществлялось академическими структурами (Словарь языка Пушкина: в 4 т. / отв. ред. В.В. Виноградов. - М., 1956-1961; Шевченшвський словник: в 2 т. - Киев, 1976-1978; Франциск Скорина и его время: Энциклопедический справочник / гл. ред. И.П. Шамякин. - Минск, 1990). Признанным образцом такого рода изданий является многолетний коллективный труд - «Лермонтовская энци-
клопедия» / гл. ред. В.А. Мануйлов. - М., 1981), которая содержит всеобъемлющую информацию вплоть до сведений о формах мемориализации. Начиная с 1990-х гг. деятельность по созданию писательских энциклопедий особенно активизировалась: появились справочники, посвященные А.С. Пушкину, Ф.М. Достоевскому, Л.Н. Толстому, А.Н. Островскому, А.П. Чехову, В.В. Розанову, М.А. Булгакову, М.А. Шолохову, которые создавались как творческими коллективами, так и отдельными авторами. Стремясь к полноте информации, создатели по-разному определяют свои задачи. В соответствии с этим выделяется несколько типов энциклопедий. Одни из них ориентированы на репрезентацию жизненного пути и творческой деятельности писателя (Фомичев С.А. Грибоедов: Энциклопедия. СПб., 2007; Розановская энциклопедия / сост. и гл. ред. А.Н. Николюкин. - М., 2008; Л.Н. Толстой: энциклопедия / сост. и науч. ред. Н.И. Бурнашева. - М., 2009; А.П. Чехов. Энциклопедия / сост. и науч. ред. В.Б. Катаев. - М., 2011; А.Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И.А. Овчинина. - Кострома, 2012), другие концентрируются на особенностях литературного творчества (Достоевский: Эстетика и поэтика: Словарь-справочник / сост. Г.К. Щенников и А.А. Алексеев; науч. ред. Г.К. Щенников. - Челябинск, 1997; Достоевский: сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / науч. ред. Г.К. Щенников, Б.Н. Тихомиров. - СПб., 2008), третьи представляют писателя в кругу его современников (Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. - Л., 1989. - 2-е изд.; Белов С.В. Ф. М. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь: в 2 т. - СПб., 2001; Лев Толстой и его современники. Энциклопедия / под общей ред. Н.И. Бурнашевой. - М., 2010. - 2-е изд.). Наиболее разносторонне в справочных изданиях представлен Пушкин, к жизни и творчеству которого обращена серия книг под общим названием «Пушкинская энциклопедия» (Быт пушкинского Петербурга: Опыт энциклопедического словаря: В 2 т. - СПб., 2003-2005; Пушкин. Исследования и материалы. Т ХУШ-XIX. Пушкин и мировая литература: Материалы к Пушкинской энциклопедии. - СПб., 2004; Пушкинская энциклопедия: Произведения. Вып. 1. А-Д. - СПб., 2009; Вып. 2. Е-К. СПб., 2012). На этом фоне особенно заметно, что Салтыков совершенно обойден вниманием исследователей. Ему посвящено единственное справочное издание - «Щедринский словарь», составленный М.С. Ольминским в 1897 г. «с целью лучше уяснить себе политическую физиономию Щедрина» [2, с. 11]. Словарь этот, не утративший своего значения и поныне, базировался на лексическом составе произведений Салтыкова, опубликованных в 12-титомном собрании сочинений 1891-1893 гг., которое впоследствии было дополнено и откорректировано изданиями 1933-1941 и 1965-1977 гг.
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 5, 2015
О проекте энциклопедии «М.Е. Салтыков-Щедрин и его современники»
Таким образом, несмотря на солидный корпус исследований, относящихся в основном к советскому времени, не существует энциклопедических изданий, которые бы масштабно и полно представляли творческую личность Салтыкова-Щедрина. Монографии и многочисленные статьи о Салтыкове, мемуары о писателе, комментарии к его произведениям и письмам не решают этой проблемы в целом, но лишь артикулируют ее злободневность. Одна из наиболее актуальных задач современного обращения к творчеству Салтыкова - это представление писателя в контексте его времени, которая позволит показать многообразие и широту его связей с эпохой, откорректировать утвердившиеся трактовки идейных позиций, расширить и уточнить комментарий к произведениям, во всей полноте представить его личность.
Цель работы состоит в репрезентации творческой личности Салтыкова во всём многообразии ее социальных проявлений: как литератора, как мыслителя, как политического деятеля, как государственного чиновника, наконец, как частного человека. В число задач входит: 1) максимально широко представить литературное и бытовое общение писателя; 2) показать специфику творческого диалога Салтыкова с литераторами-современниками; 3) выявить список исторических деятелей - современников писателя, упоминания о которых встречаются в текстах; 4) сопроводить необходимым комментарием имена реальных лиц, используемые в произведениях Салтыкова.
Энциклопедия предназначена стать первым современным энциклопедическим справочником, посвященным Салтыкову-Щедрину. Стратегия исследования предполагает репрезентацию мировоззренческих позиций и литературного творчества писателя через многообразие его социально-культурных взаимосвязей и диалогических отношений с современниками. Проект позволяет соединить факты биографического, идеологического и творческого порядка. В словник, который в настоящее время представлен 1288 персонами, включены
имена не только тех лиц, с которыми Салтыков общался непосредственно, но также и других современников, попадавших в поле зрения писателя и упомянутых в его художественных, публицистических и эпистолярных текстах: русские и зарубежные политические деятели, военачальники, деятели культуры и др. Личность Салтыкова должна предстать во всей полноте биографических связей, идейно-эстетических и философских взглядов, общекультурных ориентаций, бытовых привычек, человеческих привязанностей и антипатий. Это позволит лаконично и емко показать особенности взаимодействия Салтыкова с его эпохой и дать более адекватное представление о его значении в истории культуры.
Авторы проекта не обольщаются мыслью, что общество в массовом порядке повернется лицом к этому замечательному писателю, но предполагают, что появление подобной энциклопедии поможет пробудить интерес к нему. Однако в первую очередь мы рассчитываем на то, что научная общественность, особенно в лице институализированных учреждений, проявит больший интерес к литературному наследию Салтыкова. Следствием этого могут стать отсутствующее ныне академическое собрание его сочинений, Летопись жизни и творчества и сопутствующие им издания.
Библиографический список
1. Баскаков В.Н. Салтыков-Щедрин и Польша // Русская литература. - 1966. - № 3. - С. 220-223.
2. Ольминский М.С. Щедринский словарь / под ред. М.М. Эссен и П.Н. Лепешинского. - М.: ГИХЛ, 1937. - 760 с.
3. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: в 20 т. - М.: Худож. лит., 1965-1977.
4. Суворин А.С. Историческая сатира // М.Е. Салтыков-Щедрин: pro et contra: личность и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в оценке русских мыслителей и исследователей / Антология: Книга первая / сост., вступ. статья, коммент. С.Ф. Дмитренко. - СПб.: РХГА, 2013. - С. 289-311.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 5, 2015
85