Научная статья на тему 'О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке'

О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1583
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ / CHILDREN''S READING / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / ПРЕСС-ЦЕНТР / PRESS SERVICE / СТОРИТЕЛИНГ / STORYTELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Л.И.

В статье раскрываются особенности детского чтения на современном этапе развития общества. Опираясь на Национальную программу поддержки и развития чтения, автор предлагает создание пресс-центра в библиотеке как один из способов продвижения детского чтения. Также рассматривается сторителинг как одна из форм взаимодействия с читателями в структуре пресс-центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About advance of children''s reading: creation of the press service in library

In article features of children's reading at the present stage of development of society reveal. Being guided by the National program of support and development of reading, the author offers creation of the press service in library as one of ways of advance of children's reading. Also the storiteling as one of interaction forms with readers in structure of the press service is considered.

Текст научной работы на тему «О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2015 г. Выпуск 1 (36). С. 30-34

УДК 028.5(075.8)

О ПРОДВИЖЕНИИ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ: СОЗДАНИЕ ПРЕСС-ЦЕНТРА В

БИБЛИОТЕКЕ

Л. И. Васильева

Чтение в современной культуре выступает как традиционная ценность, но в контексте происходящих в современном обществе социокультурных изменений трансформируются его характер, содержание и функции. Понятие «социальная ценность» характеризует социальноисторический смысл для общества и личностный смысл для индивида определенных процессов или явлений действительности. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира.

Несмотря на индивидуальный характер процесса чтения, общения с книгой, их социальная ценность определяется не только личными установками индивида, но и тесно коррелирует с системой ценностей данного общества и провозглашаемым в нем идеалом личности. В зависимости от декларируемого идеала ценность чтения и книги, связывается с теми или иными их социальными функциями. Так, декларируемый обществом идеал гармонично развитой личности приводил к утверждению ценности книги как средства духовного развития; успешной в социальном плане личности - как способа освоения успешных образцов поведения, практического опыта и т. д.

Формирование таких ценностей напрямую связано с получаемой детьми духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации и книга. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит, в первую очередь, с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности.

Воспитание идёт дальше развития интеллекта, хотя и начинается с него. Взрослые должны помочь ребёнку преодолеть внутренне сопротивление в нравственном развитии. Нравственные ценности должны стать частью характера ребенка. Поэтому важно найти надлежащий путь к сердцу ребёнка, ведь ещё Сенека утверждал, что главное условие нравственности - желание стать нравственным.

Одним из мощных средств педагогического воздействия на ребёнка со стороны семьи и школы в процессе его воспитания выступает художественная литература.

Идеальным посредником между семьей и школой в плане педагогического воздействия книгой может, и должна, стать книга. Однако, чтение в настоящий момент нуждается не только в поддержке, но и в продвижении.

Опираясь на данные многочисленных социологических исследований, можно определить следующие тенденции, характерные для чтения современных детей и подростков:

- постепенное снижение к печатному слову, падение престижа чтения;

- сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей и юношества;

- изменение характера чтения, которое становится более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным;

- преобладание «делового» чтения над «свободным» (как правило, начиная с подросткового возраста постепенно растет доля читающих литературу преимущественно по школьной программе);

- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе;

- увеличение различий в чтении мальчиков и девочек;

- изменение «свободного» (досугового) чтения у подростков в сторону предпочтения литературы развлекательного характера;

30

Л. И. Васильева. О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке

- усиление воздействия низшего слоя массовой культуры, особенно аудиовизуальной, на досуговое чтение;

- рост числа подростков, ограничивающихся только чтением периодики;

- уход из круга чтения повестей и романов «для души», произведений лучших отечественных и зарубежных авторов, ранее традиционно популярных у этой группы [4: 12-13].

Национальная программа поддержки и развития чтения акцентирует внимание на том, что «сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочисленные группы сравнительно образованных работающих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и которые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности» [3]. Немалая роль в этом процессе отводится библиотекам.

Основная цель поддержки чтения - создание распространённого среди общественности позитивного мнения о чтении. Именно поэтому создание пресс-центра в библиотеке поможет повернуть ребенка к книге и чтению. Сегодняшнему ребенку надо, чтобы информация подавалась ярко, динамично, и желательно коротко. Главное для библиотекаря - привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, желание взять книгу в руки.

Пресс-центр в библиотеке

Пресс-центр базируется на нескольких теориях медиа. Применимо к условиям детской библиотеки идеально функционирует «идеологическая» теория медиа, цель медиаструктуры в рамках которой - продвигать детское чтение [3].

При анализе произведений детской литературы следует опираться также на семиотическую теорию медиа. Цель медиаобразования в этом случае: помочь детям «правильно читать» медиатекст. Основное содержание: коды и «грамматика» медиатекста, то есть язык медиа. Педагогическая стратегия: обучение правилам декодирования медиатекста, описание его содержания, ассоциаций, особенностей языка и т. д.

Используя эстетическую теория медиа, цель которой - помочь понять основные законы и язык художественного спектра медиаинформации, развить эстетическое (художественное) восприятие и вкус, способности к квалифицированному анализу художественных медиатекстов, дети смогут изучать язык медиакультуры, авторский мир создателя художественного медиатекста, историю медиакультуры (история киноискусства, художественного телевидения и т. д.).

В библиотеке применима педагогическая модель, при этом журналистика, каналы коммуникации, аудитория в координатах педагогической модели существуют как предмет изучения или ученического опыта. Интеграция в базовое образование, уроки, курсы, образовательные программы с использованием медиатехники, кружки, медиаклубы, выпуск ученических газет, журналов, теле- и радиопрограмм. Основная стратегия: воздействие [3].

Вот почему весьма актуальными представляются следующие действия для улучшения процесса медийной социализации подрастающего поколения [4: 126]:

- активизация воспроизводства и производства отечественной экранной и печатной культуры, продукции мультимедиа, основанной на идеях мира и ненасилия, толерантности;

- усиление механизмов социального контроля над экранными средствами массовой коммуникации (ТВ, видео, кино, компьютерная продукция, Интернет);

- решение проблемы разработки критериев и механизмов проведения экспертизы продукции для детей (печатной, видеопродукции, а также теле- и компьютерных программ и др.).

Не прошли мимо внимания авторов книги и проблемы медиаграмотности, медиаобразования, информационной культуры детей и молодежи [4:127-165]. В частности, приводятся

31

Педагогика, психология и социальная работа

результаты опроса экспертов в области медиаобразования из разных стран мира, выделивших приоритетность следующих целей медиаобразования:

- развивать способности к критическому мышлению/критической автономии личности;

- развивать способности к восприятию, оценке, пониманию, анализу медиатекстов;

- готовить людей к жизни в демократическом обществе;

- развивать знания социальных, культурных, политических и экономических смыслов и подтекстов медиатекстов;

- обучать декодированию медиатекстов/сообщений;

- развивать коммуникативные способности личности;

- развивать способности к эстетическому восприятию, оценке, пониманию медиатекстов, к оценке эстетических качеств медиатекстов;

- обучать человека самовыражаться с помощью медиа;

- обучать человека идентифицировать, интерпретировать медиатексты, экспериментировать с различными способами технического использования медиа, создавать медиапро-дукты/тексты;

- давать знания по теории медиа и медиакультуры [включая такие ключевые понятия, как «агентство медиа» (agency), «категория медиа» (category), «язык медиа» (language), «технология медиа» (technology), «репрезентация медиа» (representation), «аудитория медиа» (audience) и т. д.].

Сторитейлинг

Согласно методике медиаобразования по рекомендациям А. В. Федорова [3], который предлагает использовать следующие виды творческих занятий: литературно-имитационные, театрализованно-ситуативные, изобразительно-имитационные, нам видится использование такой современной формы взаимодействия с читателями в сфере деятельности пресс-центра как сторитейлинг.

Сторитейлинг - это искусство увлекательного рассказа, подразумевающего живое общение, прямое взаимодействие между рассказчиком и слушателем. Сторитейлинг - это трансляция историй со «смыслом». История - любое связное повествование, которое является выражением какого-либо принципа или ценности, социальной группы, местного сообщества [1].

В настоящее время существует огромное множество книг, веб-сайтов, предназначенных специально для практики сторитайма. Самый известный веб-сайт «Early Literacy Storitimes @ yourlibrary» («Ранняя грамотность через сторитайм в Вашей библиотеке»), авторы Сарра Надкарни Готинг и Памелла Мартин-Диаз.

В начале 1940-х библиотекари США начали задумываться об эффективном обучении чтению, а именно - как библиотека может способствовать развитию грамотности ребенка. Форма «storyhours» в дословном переводе «час историй» возникла как практическое приложение к теории «reading readiness» («готовность читать»). Согласно данной теории, ребенку необходимо ментально подготовиться к встрече с книгой, до того, как книга физически попадет к нему в руки.

Первоначальная цель «часа историй» - социализация ребенка, а также привитие любви к книге и, конечно, подготовка ребенка к школе. Но на самом деле в библиотеках США в начале 1950-х значение «часа историй» было по большей части культурно-досуговым, развлекательным, но не образовательным. В 1954 г. Неварк Паблик Лайбрари (Netwark Public Library) представила список действий (практик), которые совершают дети в реализации часа историй:

- рассматривают иллюстрации в книге;

- прослушивают истории, прочитанные вслух;

- держат книгу в руках, осязают её;

- общаются в группе;

- следуют предложенным инструкциям;

32

Л. И. Васильева. О продвижении детского чтения: создание пресс-центра в библиотеке

- играют;

- выступают лидером в группе;

- выступают ведомым в группе;

- обдумывают и обговаривают проблемы;

- учатся считать;

- учатся различать цвета;

- запоминают названия животных;

- танцуют;

- поют, учат рифмовки.

Г ораздо позже появились новые формы работы в практике сторитайма - такие, как рифмы, ритм, активная вовлеченность всех членов группы, репетиции, и, конечно же, отбор книг [3].

Сравнительно недавним стало включение в практику сторитайма диалогового чтения. Американцы подразумевают под этим практику активного чтения, совместную работу группы из двух и более человек над текстом художественного произведения или познавательной литературы, в процессе которой собеседники расширяют и устанавливают взаимопонимание друг с другом.

Реальный же диалог читателя с другими пользователями библиотеки создает общую память для беседующих, а общая память со временем сформирует и элементы общей культуры.

Все вышеперечисленные формы работы, используемые в сторитайме американских библиотек, способствовало тому, что превалирующим стал образовательный характер такой деятельности библиотеки, а именно, как одна из форм обучения чтению ребёнка.

Велика и роль родителей в применении этой формы. Фактически, сложилось три способа взаимодействия родителей и их участия в сторитайме:

- провести час вместе с детьми и библиотекарями. Большинство библиотек проводят такую форму работы, как «Family Storytime», сторитайм для семьи;

- посвятить час самому себе, «take an hour for themselves»;

- привести детей на сторитайм в библиотеке, а самим оставаться в здании, «in the building while the children’s programs are in progress» (побыть в читальном зале, пообщаться в библиокафе, или провести время за компьютером).

Библиотекари призывают родителей к тому, чтобы играть активную роль в чтении своих детей дома. Соответственно, практика сторитайма, которую они видят в библиотеке, способствует этому в полной мере. Родители, присутствуя непосредственно на уроке и участвуя в нем, воочию наблюдают модель читательского поведения, которую могут использовать в дальнейшем.

Каждая библиотека:

- создает коллекции для того, чтобы удовлетворить потребности местного сообщества;

- предоставляет материалы с различными точками зрения на спорные вопросы;

- стремится обеспечить широкий ассортимент материалов (печатные книги, журналы, музыкальные диски, фильмы, электронные книги);

- принимает материалы в виде пожертвования, но оставляет за собой право не добавлять их в коллекцию [1].

В последнее время в российском библиотечном сообществе намечается тенденция к все большему использованию практики сторитайм. Не так давно журнал «Современная библиотека» предложил конкурс на создание истории о своей библиотеке в форме сторитейлинга. Идёт речь о введении элементов сторитейлинга в профессиональные библиотечные коммуникации. Очевидно, это требует более детального изучения понятия, методики проведения, обоснования необходимости введения данной формы работы в специализированные библиотеки семейного чтения или детские библиотеки нашей страны.

33

Педагогика, психология и социальная работа

Перспектива развития медиаструктуры

Продвижение библиотечных услуг к пользователю - это цельный, комплексный процесс, состоящий из четырех взаимосвязанных элементов (рекламы; паблик рилейшнз; методов стимулирования сбыта и индивидуальной работы).

Очевидно, что пресс-центр в детской библиотеке предполагает собой новые формы взаимодействия с читателями, такие как сторителинг и другие.

Оптимизация системы связей с общественностью детской библиотеки может быть достигнута при соблюдении следующих условий:

- организация РR-деятельности с учетом специфики детской библиотеки и факторов социокультурной среды;

- внедрение модели позиционирования детских библиотек в системе связей с общественностью, основанной на специально разработанных принципах;

- повышение РR-компетентности библиотечных специалистов;

- смена модели медиаобразования с педагогической на интерактивную;

- создание клуба юного журналиста;

- привлечение родителей.

Продвижение детского чтения в настоящее время может осуществляться только совместными усилиями школы, семьи, общественности и библиотеки.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Азарова, Л. И. Семья в библиотеках США [Текст] / Л. И. Азарова // Молодые в библиотечном деле. - 2014. - № 1. - С. 9-14.

2. Национальная программа поддержки и развития чтения [Текст] // Библиотека. -2007. - № 1. - С. 6-28.

3. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. - Ростов н/Д. : Изд-во ЦВВР, 2001.

4. Чудинова, В. П. Дети и библиотеки в меняющемся мире [Текст] / В. П. Чудинова, Е. И. Голубева, А. И. Михайлова [и др.]. - М. : Школьная библиотека, 2004.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.