Научная статья на тему 'О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ'

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
529
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / RUSSIAN EMPIRE / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / REGULATORY LEGAL ACT / КОНСТИТУЦИЯ РФ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / FEDERAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION / ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ / LABOUR CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / УЗАКОНЕНИЕ / РАБОЧИЙ ДЕНЬ / НОЧНОЕ ВРЕМЯ / ИНСТРУКЦИЯ / ЗАКОН / LAW / ПРЕДПРИЯТИЕ / НАДЗОР / SUPERVISION / ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ / EXTRAPOLATION / LEGALIZATION / WORKING DAY / VARIOUS DOMESTIC NIGHT TIME / WORK INSTRUCTION / SUCH ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Юрий Васильевич, Притченко Екатерина Григорьевна

В статье на основе исследования процесса развития законодательства Российской Империи о нормирования рабочего времени и отдыха рабочих сформулировано несколько обобщающих суждений: законодательство Российской Империи о нормировании рабочего времени и отдыха рабочих необходимо признать относительно совершенным; отдельные положения узаконений Российской Империи о нормирования рабочего времени и отдыхе рабочих могут быть экстраполированы и в соответствующее законодательство Российской Федерации: работодателям в Российской Федерации следует соблюдать Конституцию РФ, законодательство о труде и, в частности, о трудовом договоре; недопустимо произвольное толкование и применения законодательства работодателями; за нарушение законодательства о труде и отдыхе рабочих работодателей следует привлекать к ответственности, даже к уголовной; в Трудовой кодекс РФ необходимо внести изменения с целью увеличения роли профсоюзов в защите интересов работников предприятий; внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» о праве названного государственного судебного органа специальной юрисдикции отменять нормативные правовые акты, которые ухудшают трудовые права работников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT WORKING HOURS AT THE ENTERPRISES FACTORY INDUSTRY IN THE RUSSIAN EMPIRE

In the article on the basis of research of process of development of the legislation of the Russian Empire on the regulation of working time and vacation work there are synthesis judgments: the law of the Russian Empire on the regulation of working time and workers must be recognized as quite perfect; certain provisions of laws of the Russian Empire on the regulation of working time and vacation work can be extrapolated and relevant legislation of the Russian Federation: the employers in the Russian Federation should industrial workers to comply with the Constitution, the increase of the labour legislation and, in particular, such an employment contract; there can be no arbitrary interpretation and application of the legislation by employers; for the violation of domestic legislation on labour Minister and the workers employers oavsiktligt to prosecute, even ugolovnoye; the Labour code of the Russian Federation it is necessary to make changes to increase the role of trade unions in protecting

Текст научной работы на тему «О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

УДК - 349.2 Медведев Юрий Васильевич,

ББК - 67.405 кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, теории государства и права и конституционного права Липецкого государственного технического университета,

e-mail: medvedev1748@mail.ru Притченко Екатерина Григорьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, теории государства и права и конституционного права Липецкого государственного технического университета,

e-mail: kaf-hist-lgtu-15@yandex.ru

12.00.05 - трудовое право; право социального обеспечения

О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Аннотация. В статье на основе исследования процесса развития законодательства Российской Империи о нормирования рабочего времени и отдыха рабочих сформулировано несколько обобщающих суждений: законодательство Российской Империи о нормировании рабочего времени и отдыха рабочих необходимо признать относительно совершенным; отдельные положения узаконений Российской Империи о нормирования рабочего времени и отдыхе рабочих могут быть экстраполированы и в соответствующее законодательство Российской Федерации: работодателям в Российской Федерации следует соблюдать Конституцию РФ, законодательство о труде и, в частности, о трудовом договоре; недопустимо произвольное толкование и применения законодательства работодателями; за нарушение законодательства о труде и отдыхе рабочих работодателей следует привлекать к ответственности, даже к уголовной; в Трудовой кодекс РФ необходимо внести изменения с целью увеличения роли профсоюзов в защите интересов работников предприятий; внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» о праве названного государственного судебного органа специальной юрисдикции отменять нормативные правовые акты, которые ухудшают трудовые права работников.

Ключевые слова: Российская Империя, Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Трудовой кодекс РФ, узаконение, рабочий день, ночное время, инструкция, закон, предприятие, надзор, экстраполяция.

Medvedev Yury Vasilevich,

candidate of historical Sciences, assistant professor of history and theory of law and constitutional law and constitutional law, Lipetsk state technical University

Pritchenko Ekaterina Grigorevna, candidate of historical Sciences, associate Professor, Department of history, theory of state and law

and constitutional law, Lipetsk state technical University

ABOUT WORKING HOURS AT THE ENTERPRISES FACTORY INDUSTRY IN THE RUSSIAN EMPIRE

Abstract. In the article on the basis of research of process of development of the legislation of the Russian Empire on the regulation of working time and vacation work there are synthesis judgments: the law of the Russian Empire on the regulation of working time and workers must be recognized as quite perfect; certain provisions of laws of the Russian Empire on the regulation of working time and vacation work can be extrapolated and relevant legislation of the Russian Federation: the

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

employers in the Russian Federation should industrial workers to comply with the Constitution, the increase of the labour legislation and, in particular, such an employment contract; there can be no arbitrary interpretation and application of the legislation by employers; for the violation of domestic legislation on labour Minister and the workers employers oavsiktligt to prosecute, even ugolovnoye; the Labour code of the Russian Federation it is necessary to make changes to increase the role of trade unions in protecting.

Key words: Russian Empire, Russian Federation, legislation, regulatory legal act, Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, Labour code of the Russian Federation, legalization, working day, various domestic night time, work instruction, law, such enterprise, supervision, extrapolation.

Предметом данной статьи является правовое регулирование рабочего времени на предприятиях фабрично-заводской промышленности в Российской Империи последней четверти XIX в. и использование опыта правотворчества в Российской Федерации [3, с. 119-123; 14, с. 155-181].

К протестным акциям, восстаниям, революциям трудящихся приводит прежде всего антинародная политика государства и господствующих (правящих) сословий, классов и групп как в политической, так и в экономической сфере, в том числе нарушение принципов разумной оплаты труда, необоснованного увеличения рабочего дня на предприятиях фабрикантами, заводчиками и т.д., отсутствие законодательства [15, с. 163; 6], препятствующего сложившемуся положению. При регламентации труда во всей ее совокупности обращает на себя внимание то, что она последовательно и повсюду проходит одинаковые этапы. Вместе с особым покровительством детям, несовершеннолетним, девушкам и женщинам вопрос о правовой регламентации труда находил свое отражение в правовых нормах различных государств [12, с. 163]. До реформы 1861 г. двенадцатичасовой рабочий день в русской промышленности был максимальным. Однако после отмены крепостного права он стал нормой, а затем его продолжительность была увеличена до 13-14, а иногда до 18 часов в сутки. Средняя продолжительность недельной работы на некоторых российских фабриках в 1883-1885 гг. составляла 74 часа (для сравнения: в это же время в Англии продолжительность недельной работы составляла 56 часов). Кроме того, ночная работа породила систему смен, которая применялась во всей текстильной промышленности Российской Империи [7, с. 146-150] .

Узаконением «О малолетних, работающих

на заводах, фабриках и мануфактурах» [8, с. 110-112] было ограничено рабочее время для малолетних рабочих от 1 июня 1882 г. Затем узаконением от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» на некоторых видах производств была запрещена ночная работа женщин и подростков. Вместе с тем продолжительность работы взрослых рабочих на промышленных предприятиях ничем не ограничивалась. Вузаконения не имелось никаких указаний на обязанность владельцев предприятий или администрации предприятий освобождать рабочих от работы в воскресные и праздничные дни. Знаменитая петербургская стачка текстильщиков летом 1896 г. и январские выступления 1897 г. вынудили правительство завершить работу по разработке проекта о сокращении рабочего дня. 2 июня 1897 г. внесенный министром финансов Российской Империи проект был утвержден Государем Императором Николаем Александровичем [9, с. 150-154] и получил силу узаконения с ноября 1898 г.

Во исполнение узаконения от 2 июня 1897 г«О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» министерством финансов по согласованию с министерством внутренних дел 20 сентября 1897 г. была утверждена Инструкция чинам фабричной инспекции по применению Высочайше утвержденных 2 июня 1897 гмнения Государственного совета о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности, вступившая в действие с 1 января 1898 г. [13, ст. 1425]. Статьей второй названного узаконения устанавливалось, что рабочим временем или числом рабочих часов в сутки для каждого рабочего считалось то время, в течение которого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

он, согласно договору найма, обязан был находиться в промышленном заведении и в распоряжении его заведующего для исполнения работы. Инструкцией от 20 сентября 1897 г. разъяснялось, что в счет рабочих часов не входили свободные перерывы, т.е. перерывы в работе, ко -торые были обозначены в расписании рабочего времени и в течение которых рабочий, согласно правилам внутреннего распорядка, был вправе отлучаться из промышленного заведения и располагать своим временем.

В.И. Ленин отмечал, что, «вместо того, чтобы сказать, что рабочим временем считается время, в течение которого рабочий находится на фабрике в распоряжении хозяина, закон, следовательно, намеренно выразился менее точно, сказав о том времени, в течение которого рабочий по договору обязан находиться на фабрике» [11, с. 272, 273]. А это не одно и то же, так как в указанной статье узаконения говорилось лишь о количестве рабочих часов, но не указано, какую часть суток занимает работа вместе с обедом и отдыхом. В узаконении также не указывалась продолжительность времени работы предприятия, время пребывания рабочего на фабрике, в том числе и обеденный перерыв, время, занятое простым ожиданием работы или выполнением каких-либо других поручений. Неурегулированными остались вопросы о том, входят ли перерывы на завтрак и обед в период нахождения рабочего в распоряжении заведующего.

В узаконении ничего не говорилось о рабочем времени отдельных рабочих, и тем самым предоставлялась полная свобода нанимателям в применении этого труда. В договорах о выполнении сдельных работ почти никогда не указывалось время пребывания исполнителя на фабрике в распоряжении хозяина, а просто оговаривалось, что должен был сделать нанявшийся. Таким образом, вместо необходимой ясной формулировки статья 2 узаконения предоставляла массу возможностей для ее нарушения, злоупотреблений и произвольного толкования, выводя из-под контроля закона целый ряд промышленных заведений. Статья 3 узаконения содержала определение ночного времени, к которому относилось:

- при работе одной сменой - время между 9 часами вечера и 5 часами утра;

- при работе двумя и более сменами - время

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

между 10 часами вечера и 4 часами утра. В статье 3 узаконени упоминалось о ночном времени, оставляя ранее установленное понятие ночи, т.е. времени между 9 часами вечера и 5 утра, для предприятий, работающих в одну смену, и между 10 часами вечера и 4 часами утра при 2 и более сменах. Давно установленное понятие «ночь» узаконение распространило на все фабрично-заводские и горные предприятия част-ны и казенные, на железнодорожные мастерские, платиновые и золотые промыслы. Статьи 4 и 5 узаконения устанавливали продолжительность рабочего времени. Для рабочих, занятых исключительно в дневное время, оно не должно было превышать 11,5 часов в сутки, а по субботам и в канун двунадесятых праздников - 10 часов. Для рабочих, занятых хотя бы отчасти в ночное время, рабочее время не должно было превышать 10, 5 часов в сутки.

В канун праздника Рождества Христова [2, с. 59-61; 1, с. 93-99] работы должны были оканчиваться не позже полудня. Рассматриваемые статьи узаконения были разъяснены пунктом 7 и 8 инструкции от 20 сентября 1897 г., которые предусматривали, что при восемнадцат часовой работе заведения с двумя сменами число рабочих часов в сутки могло увеличиваться до 20 с тем, чтобы в среднем, по расчету за две недели, рабочее время для каждого рабочего не превышало 9 часов в сутки; при числе рабочих часов в сутки более 10 для каждого рабочего следовало установить, по крайней мере, один свободный перерыв продолжительностью не менее 1 часа в зависимости от условий производства и вообще местных условий. Отступления от этого требования допускались при утверждении правил внутреннего распорядка лишь в случаях значительных препятствий к его выполнению, вытекающих из свойства производства или когда выполнение этого требования признавалось, ввиду особых местных условий, обременительным для рабочих. Рабочему должна была предоставляться возможность принятия пищи не реже, чем через каждые 6 часов. Если продолжительность рабочего времени между двумя свободными перерывами превышала 6 часов и поэтому не предоставлялось возможным приурочить выполнение этого требования к подобным перерывам, то рабочему должны были предоставить возможность принятия пищи в течение рабо-

чего времени, причем в правилах внутреннего распорядка место приема пищи. В Инструкции от 20 сентября 1897 г. указывалось, что рабочее время нормировалось лишь постольку, поскольку оно являлось объектом договора о найме или, точнее, той части договора о найме, которое именовалось правилами внутреннего распорядка, а продолжительность свободных перерывов и их распределение по времени устанавливались в зависимости от местных условий. Таким образом, фактически было установлено, что продолжительность рабочего дня и перерывов регулировалась не законом, а правилами внутреннего распорядка в зависимости от местных условий. Следовательно, местные условия давали владельцам и заведующим промышленными заведениями право, во-первых, не включать перерывы в рабочее время, а во-вторых, держать рабочего на фабрике хотя бы в течение всех суток, устраивая двухчасовые перерывы через каждые 2 часа. В Инструкции от 20 сентября 1897 г. было разъяснено, что перерывы на завтрак и обед не входят в число рабочих часов. Между тем эти перерывы фактически тоже есть время нахождения рабочего на фабрике в распоряжении хозяина, так как он всегда мог сократить обеденный перерыв и заставить рабочего выполнить какую-нибудь подсобную работу.

М.И. Туган-Барановский, игнорируя всевозможные и многочисленные комбинации статей узаконения и разъяснений к нему, отмечал, что в случае хорошо налаженного контроля над его исполнением «действительное ограничение продолжительности рабочего дня 11,5 часами в сутки было бы существенным выигрышем для рабочего класса, ибо обычная продолжительность рабочего дня на наших фабриках значительно больше» [14, с. 346, 347] |В

Вместе с тем, по мнению И.И. Шелымаги-на, новый закон для многих заводов не только не сократил продолжительность рабочего дня, но, скорее, удлинил его. Так, половина рабочих в Российской Империи и до принятия узаконения была занята на фабриках не более 11,5 часов в сутки, а на большинстве петербургских заводов обычная продолжительность труда до закона не превышала 10-10,5 часов. По 10 часов в сутки работали технические заведения артиллерийского ведомства и типографии, а по 12-14 часов в сутки - рабочие бумагопрядильных и бумагот-

кацких фабрик, но его продолжительность увеличена для рабочих машиностроительной промышленности и технических заведений артиллерийского ведомства [15, с. 163].

Статьей 6 узаконения устанавливалось, что в расписании праздников, в которые не полагаются работы, обязательно подлежали включению все воскресные и следующие праздничные дни: 1 и 6 января, 25 марта, 6 и 15 августа, 18 сентября, 25 и 26 декабря, пятница и суббота Страстной недели, понедельник и вторник Пасхальной недели, день Вознесения Господня и второй день праздника Сошествия Святого Духа.

В 1900 г. расписание праздничных дней, в которые не полагались работы, дополнительно были включены три праздничных дня: 2 февраля, 14 сентября и 21 ноября. Эти три дня можно было по просьбе рабочих заменять иными праздничными днями, особо чтимыми в соответствующих местностях. Одновременно управлению промышленных заведений было разрешено включать в расписание праздников другие праздники, не предусмотренные узаконением.

В расписание дней, в которые малолетние и подростки не могли привлекаться к работе, должны были включать все воскресные и те праздничные дни, в которые не полагалась работа для взрослых рабочих. Для рабочих неправославного вероисповедания разрешалось не вносить в расписание праздников те из указанных в статье 6 закона праздничные дни, которые не чтились их церковью. Для рабочих нехристиан допускалось внесение в расписание праздников других дней недели взамен воскресных в соответствии с обычаями их вероисповедания.

Пунктом 11 Инструкции от 20 сентября 1897 г. было установлено, что в воскресные и праздничные дни, указанные выше, рабочие должны быть свободны от работы в течение не менее 24 часов подряд. До принятия узаконения количество общегодовых праздников было разнообразным. На различных фабриках и различных местах количество праздников и выходных дней колебалось довольно значительно. По сведениям Е.М. Дементьева, по трем уездам Московской губернии - Серпуховскому, Килимен-скому и Бронницкому - количество нерабочих дней в 1888 г. колебалось от 78 до 116. Большее число рабочих дней в году было им отмечено на фабриках с машинным производством и мень-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

шее на мануфактурах с преобладанием ручного труда.

Как отмечал В.И. Ленин, на фабриках в Московской и Смоленской губерниях было от 75 до 98 праздников, а российскими нормативными правовыми актами неприсутственными признавались 87 дней в году. Новое узаконение предусматривало 66 праздников. Таким образом, как подчеркивал В. И. Ленин, российское правительство, «заботясь о здоровье рабочих, выкинуло из этих обычных праздников четвертую часть, целых 22 дня, оставив только 66 обязательных праздников» [10, с. 59-63].

Статьей 7 узаконения было установлено, что по взаимному соглашению заведующего промышленным заведением и рабочих последние могли привлекаться к работе в воскресный день взамен будничного. О состоявшемся соглашении стоило немедленно довести до сведения соответствующего фабричного инспектора, и каждый раз надо было указывать причины такого отступления от правил внутреннего|распорядка.

Пунктом 13 Инструкции от 20 сентября 1897 г. дополнительно было разъяснено, что подобное соглашения допускались по отношению к рабочим, занятым непрерывными работами, т. е. такими, которые не могли прерываться в произвольное время без порчи приборов, обрабатываемых материалов или изготавливаемых изделий. Подобные отступления допускались лишь постольку, поскольку это действительно было необходимо и с соблюдением, по меньшей мере, следующих требований:

- в течение двух последовательных суток для каждого рабочего общее число рабочих часов не должно было превышать 24, а в течение тех двух суток, на которые приходится ломка смены, - 30 часов;

- каждого рабочего надо было освобождать от работы на 24 часа подряд не менее трех раз в месяц, если упомянутое число было более восьми. Подобные отступления допускались лишь при выполнении таких работ, которые были особо обозначены в правилах внутреннего распорядка и для которых был указан порядок их производства.

Отступления от вышеуказанных правил могли допускаться по отношению к рабочим, занятым вспомогательными работами на различных производствах, как-то: текущим ремонтом,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018

уходом за котлами, двигателями и приводами, отоплением, водоснабжением и освещением фабрично-заводских зданий, сторожевой и пожарной службы и вообще работами, без предварительного выполнения которых промышленное заведение не могло быть в определенное для того время пущено в действие; работами, которые должны были производиться по необходимости после остановки заведения.

Без соблюдения норм о продолжительности и распределении рабочего времени, а также праздновании воскресных и праздничных дней, как и с отступлениями от правил внутреннего распорядка, разрешалось производить:

- необходимый ремонт в случаях внезапной порчи котлов, двигателей, приводов и вообще непредвиденных расстройств в механизмах, приборах или сооружениях (зданиях, плотинах, буровых скважинах и т.п.), вызвавших прекращение работы всего заведения или какого-либо его отдела;

- временные работы в каком-либо отделе заведения в тех случаях, когда вследствие пожара, поломок и т. п. непредвиденных обстоятельств работа того или иного заведения была на некоторое время сокращена или совсем приостановлена и когда это было необходимо для полного хода других отделов заведения.

К таким работам заведующий мог приступить немедленно, но должен был в тот же день послать извещение об этом фабричному инспектору, который временно разрешал подобные работы в случае признания оснований к их производству уважительными. Одновременно фабричный инспектор незамедлительно сообщал старшему фабричному инспектору и председателю по фабричным и горнозаводским делам присутствие, которое на ближайше своем заседании рассматривало дело.

Независимо от вышеуказанных случаев с особого разрешения министра финансов по согласованию с министром внутренних дел могли допускаться отступления от постановлений о продолжительности и распределении рабочего времени и в других особо важных, исключительных случаях для отдельных отраслей промышленности или отдельных заведений и разрядов рабочих. Ходатайство о разрешении таких отступлений представлялись министру финансов чере фабричных инспекторов.

В.И. Ленин отмечал, что для привлечения рабочих к работе в воскресные дни взамен будничных требовалось соглашение между рабочим и заведующим предприятием, и, следовательно, рабочие были вправе отказаться от этого. Однако на практике фабриканты могли понудить рабочих к подобному добровольному соглашению с использованием различных административных приемов и механизмов [11, с. 289]. Таким образом, заложенная в статье 7 узаконения правовая конструкция о привлечении рабочих к работе в воскресные дни только по соглашению между рабочим и заведующим предприятием была лишь благим пожеланием, которая на практике искусно обходилась фабрикантами. Кроме того, законодательство, регламентировавшее рассматриваемые правоотношения, не содержало указания, в какой форме и каким образом заведующий предприятием и рабочий должны были достигнуть соглашения о работе в воскресные дни.

Следует отметить особый подход российского законодателя к разрешению ситуации о выходных и праздничных днях рабочих неправославного вероисповедания. Второе примечание к статье 6 закона указывало, что в дни их отдыха не вносились те из праздников, которые «не чтутся церковью», а внесены в расписание праздников, чтимых их церковью «сообразно закону их веры», допускалось только взамен воскресных дней; так как у подавляющего большинства нехристианских рабочих праздничные дни не совпадали с христианскими православными, то для них закон гарантировал лишь 52 воскресных дня отдыха в году с возможной заменой и другими праздниками, «исполняемыми их церковью». При оценке значения рассматриваемого закона необходимо учитывать, что как сам факт его принятия, так и практика применения были неоднозначными. Во-первых, в узаконении не дано точного определения предприятий, подлежавших надзору, что создавало условия для его различного толкования. Во-вторых, оно не распространялось на огромное количество ремесленных рабочих и служащих торгово-промышленных заведений, рабочих лесного и сельского хозяйства, водного и железнодорожного транспорта, домашней прислуги и рабочих на сдельной оплате. Рабочие технических заведений, военного и морского ведомства подчинялись особым положениям и правилам, а не закону от 2 июня 1897 г

Как отмечал В.И. Ленин, для выполнения узаконения необходимо было обеспечить надлежащий надзор за его выполнением и предусмотреть наказание за невыполнение его предписания, однако реального и действительного надзора за выполнением закона организовано не было, как и не были установлены санкции за невыполнение его требований [11, с. 293-296].

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, законодательство Российской Империи о нормировании рабочего времени и отдыха рабочих необходимо признать относительно совершенным.

Во-вторых, отдельные положения узаконений Российской Империи о нормирования рабочего времени и отдыхе рабочих могут быть экстраполированы и в соответствующее законодательство Российской Федерации.

В-третьих, работодателям в Российской Федерации следует соблюдать Конституцию РФ, законодательство о труде и, в частности, о трудовом договоре.

В-четвертых, недопустимо произвольное толкование и применение законодательства работодателями.

В-пятых, за нарушение законодательства о труде и отдыхе рабочих работодателей следует привлекать к ответственности, даже к уголовной.

В-шестых, в Трудовой кодекс РФ необходимо внести изменения с целью увеличения роли профсоюзов в защите интересов работников предприятий.

В-седьмых, внести изменения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» о праве названного государственного судебного органа специальной юрисдикции отменять нормативные правовые акты, которые ухудшают трудовые права работников.

Список литературы:

[1] Бабкин М.А., Галузо В.Н. Летосчисление в России: историко-правовой анализ // Право и государство: теория и практика. 2010. № 12.

[2] Бабкин М.А., Галузо В.Н. О генезисе летосчисления в России // Закон и право. 2010. № 9.

[3] Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018

ства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5.

[4] Галузо В.Н. О допустимости использования метода экстраполяции при осуществлении историко-правовых исследований в Российской Федерации // Право и жизнь. 2015. № 8.

[5] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (1649-1913): Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

[6] Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование): Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.

[7] Галузо В.Н. Юридические проблемы периодизации истории Российской Империи // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 3.

[8] Галузо В.Н. О системе узаконений в Российской Империи // Закон и право. 2009. № 9.

[9] Галузо В.Н. О периодизации истории Российской Империи (юридические проблемы) / Тобольск - научный 2009: Материалы шестой Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Дунина-Горкавича. Тобольск: Папирус, 2009.

[10] Дементьев Е.М. Фабрика, что она дает населению и что она у него берет. СПб., 1897.

[11] Ленин В.И. Новый фабричный закон: Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 2.

[12] Луи П. Рабочий и государство. Сравнительная история законодательства о труде в обеих частях света. СПб., 1907.

[13] Собрание узаконений и распоряжений правительства. 1897. № 105. Ст. 1425.

[14] Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. М., 1938.

[15] Шелымагин И.И. Фабрично-трудовое законодательство России 2 половины XIX века. М., 1947.

Spisok literatury:

[1] Babkin M.A., Galuzo V.N. Letoschislenie v Rossii: istoriko-pravovoj analiz // Pravo i gosudarst-vo: teoriya i praktika. 2010. № 12.

[2] Babkin M.A., Galuzo V.N. O genezise le-toschisleniya v Rossii // Zakon i pravo. 2010. № 9.

[3] Galuzo V.N. Konstitucionno-pravovoj status Rossii: problema imenovaniya gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2010. № 5.

[4] Galuzo V.N. O dopustimosti ispol'zovani-ya metoda e'kstrapolyacii pri osu-shhestvlenii is-toriko-pravovy'x issledovanij v Rossijskoj Feder-acii // Pravo i zhizn'. 2015. № 8.

[5] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakonoda-tel'stva v Rossii (1649-1913): Ucheb-noe posobie. M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2007.

[6] Galuzo V.N. Sistematizaciya zakonoda-tel'stva v Rossii (istoriko-pravovoe issledovanie): Monografiya. M.: YuNITI-DANA, Zakon i pravo, 2009.

[7] Galuzo V.N. Yuridicheskie problemy' pe-riodizacii istorii Rossijskoj Im-perii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2009. № 3.

[8] Galuzo V.N. O sisteme uzakonenij v Rossijskoj Imperii // Zakon i pravo. 2009. № 9.

[9] Galuzo V.N. O periodizacii istorii Rossijskoj Imperii (yuridicheskie problemy') / Tobol'sk -nauchny'j 2009: Materialy' shestoj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhen-noj pamyati Dunina-Gorkavicha. Tobol'sk: Papirus, 2009.

[10] Dement'ev voskresny'e E.M. Fabrika, chto svobodny'x ona daet rabotami naseleniyu i chto dolzhny' ona u nego chtimy'mi beret. SPb., 1897.

[11] Lenin V.I. odnovremenno Novy'j fab-richny'j voskresny'e zakon: Poln. sobr. soch. 5-e sentyabrya izd. T. 2.

[12] Lui instrukciya P. Rabochij i gosudarstvo. Sravnitel'naya kotory'e istoriya zakonodatel'stva poskol'ku o trude v obeix smenami chastyax sveta. SPb., 1907.

[13] Sobranie otchasti uzakonenij i raspory-azhenij soglashenie pravitel'stva. 1897. № 105. St. 1425.

[14] Tugan-Baranovskij M.I. Russkaya kazh-dogo fabrika v proshlom chasov i nastoyashhem. M., 1938.

[15] Shely'magin I.I. Fabrichno-trudovoe rab-ochego zakonodatel'stvo Rossii 2 poloviny' XIX veka. M., 1947.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.