Научная статья на тему 'О проблеме юридических состояний в административном праве'

О проблеме юридических состояний в административном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ / ПРАВОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПРИЗНАКИ ПРАВОВЫХ СОСТОЯНИЙ / КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ / LEGAL CONDITIONS / LEGAL FACTS / SIGNS OF LEGAL CONDITIONS / CLASSIFICATION OF LEGAL CONDITIONS IN ADMINISTRATIVE LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мокина Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены некоторые проблемы структурирования понятия правовых состояний в теории публичного права, соотношения категорий «правовые состояния» и «юридические состояния», предложена авторская классификация юридических состояний в административном праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About a problem of legal conditions in administrative law

In article some problems of structurization of concept of legal conditions in the theory of public law, a parity of categories «legal conditions» and «legal conditions» are considered, author's classification of legal conditions in administrative law is offered.

Текст научной работы на тему «О проблеме юридических состояний в административном праве»

Мокина Татьяна Владимировна

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры административного и финансового права

Кубанского государственного университета

(тел.: 88612199501)___________________________________

О проблеме юридических состояний в административном праве

В статье рассмотрены некоторые проблемы структурирования понятия правовых состояний в теории публичного права, соотношения категорий «правовые состояния» и «юридические состояния», предложена авторская классификация юридических состояний в административном праве.

Ключевые слова: юридические состояния, юридические факты, правовые состояния; признаки правовых состояний, классификация юридических состояний в административном праве.

T.V. Mokina, Master of law, assistant professor, assistant professor of the chair of administrative and financial law of Kuban state University; tel.: 88612199501.

About a problem of legal conditions in administrative law

In article some problems of structurization of concept of legal conditions in the theory of public law, a parity of categories «legal conditions» and «legal conditions» are considered, author's classification of legal conditions in administrative law is offered.

Key words: legal conditions, legal facts, legal conditions, signs of legal conditions, classification of legal conditions in administrative law.

В советском административном праве в качестве юридических фактов воспринимались преимущественно односторонние властные юридические акты индивидуального характера, обязательные для второй стороны административного правоотношения. Предполагалось, что издание таких актов не может ограничиваться сроками, поэтому соотношение сроков и юридических фактов, а, следовательно - и проблема правовых состояний, «обозначенных» и ограниченных сроками, в теории административного права не рассматривалось, в отличие от общей теории права и цивилистической доктрины.

Большинство исследователей признают, что срок имеет самостоятельное правовое значение. Так, И.Б. Новицкий [1, с. 53],

О.Ю. Шилохвост [2, с. 14], В.Н. Скобелкин [3, с. 127] полагают, что срок является юридическим фактом. О.А. Красавчиков [4, с. 168], А.П. Сергеев [5, с. 302], К.Ю. Лебедева [6, с. 33] указывают, что правовые последствия связываются с истечением (или наступлением) срока, которое они считают юридическим фактом-событием, при этом А.П. Сергеев относит к категории событий и сами сроки. Исходя из того, что истечение (или наступление) срока является юридическим фактом-событием, он определяет сроки как моменты или периоды времени, наступление или истечение которых влечет определенные правовые последствия. В.В. Ярков утверждает, что

в качестве юридических фактов выступают не только сроки сами по себе как определенные периоды времени, но и начало течения срока, и прекращение срока, и истечение времени. Именно он, по нашему мнению, имеет ввиду юридические факты-состояния. При этом сроки могут быть и событиями, и действиями в зависимости от конкретной фактической ситуации [7, с. 25]. Е.А. Суханов говорит о том, что истечение срока обычно не является ни действием, ни событием, однако замечает, что если срок определяется указанием на событие, то наступление или истечение срока относятся к юридическим фактам-событиям. Если же срок определяется лишь действиями каких-либо лиц, то начало либо прекращение срока будут являться юридическими фактами-действиями, при этом сам срок является юридическим фактом [8, с. 462-463].

По нашему мнению, сроки не могут быть отнесены ни к действиям, ни к событиям, однако наступление и истечение срока следует признать юридическими фактами, поскольку данные моменты (наступление или истечение срока) во многих случаях знаменуют возникновение или прекращение субъективных прав и юридических обязанностей. Можно с определённой уверенностью сказать, что между двумя взаимосвязанными сроками всегда существует длящееся во времени правовое состояние. Например, право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении возника-

226

ет у лица, в отношении которого оно вынесено, с момента получения им копии указанного постановления и прекращается по истечении установленного срока обжалования (10 суток - по ст. 30.3 КоАП РФ). По истечении месяца со дня, следующего за последним днем срока, в течение которого лицо, привлеченное к административной ответственности, должно уплатить назначенный административный штраф, должностное лицо, вынесшее постановление, приобретает обязанность обратить постановление к принудительному исполнению и решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Возникновение субъективных прав и юридических обязанностей означает возникновение юридической связи, представляющей собой содержание правового отношения, что подтверждает довод о значении момента начала или истечения срока как юридического факта. Считая срок юридическим фактом-состоянием, его можно определить как период или момент времени, с которым нормы права связывают определенные правовые последствия. Возможны два варианта. В первом норма права может устанавливать запрет, действующий в течение срока, по истечении которого запрет снимается. Так, согласно ч. 4 ст. 7 ФЗ РФ от 8 августа 2002 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [9] в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации. Вариант второй: течение срока определяет конкретное юридическое состояние - например, установление судом в соответствии со ст. 50 ФЗ РФ от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [10] наблюдения за ходом социальной реабилитации освобожденных из мест отбывания лишения свободы лиц, совершивших тяжкие преступления или особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Указанная мера предусматривает запрет посещения определенных мест, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток или ограничение выезда в другие местности без разрешения органов внутренних дел. Другими словами, в течение установленного судом срока указанное лицо вынуждено соблюдать определенные судом обязанности. В случаях применения административного ареста, лишения специального права, дисквалификации или административного запрета деятельно-

сти в течение определенного срока длится специальное юридическое состояние, характеризующееся наличием субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношения: состояние дисквалификации -от 6 месяцев до трех лет; состояние лишения специального права - от одного месяца до трёх лет. Состояние административной нака-занности - срок, в течение которого лицо считается привлекавшимся к административной ответственности - 1 год (ст. 4.6 КоАП РФ). Данный срок имеет важное значение для определения меры ответственности лица, совершившего административное правонарушение, так как в соответствии с нормами ст. 4.3. КоАП РФ, повторное совершение аналогичного правонарушения в течение этого срока является основанием, отягчающим ответственность.

Мы поддерживаем мнение А.К. Стальгеви-ча [11, с. 122-123.], С.И. Вильнянского [12, с. 31], О.С. Иоффе [13], М. Д. Шаргородского [14, с. 84-85], А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. [15, с.13-14] в вопросе о том, что юридическое состояние в административном праве может быть юридическим фактом. Однако P.O. Халфина не признавала состояние юридическим фактом, считая, что значение юридического факта имеет не состояние само по себе, а возникновение или прекращение того или иного состояния [16, с. 288-289]. Другими словами, свойствами юридического факта обладают эти два момента (начала срока и окончания срока), а не сам срок как период времени между моментом начала и моментом окончания срока. Состояние, существующее в этот период времени, возникает с момента начала течения срока и характеризуется наличием потенциальных возможностей, а также насущных обязанностей, как в примере с лицом, отбывающим административный арест. И если лицо не обязательно пользуется правами, обусловленными данным состоянием (например, правом на медицинское обслуживание арестованный воспользуется только при необходимости), то обязанности исполняются им в полной мере - неисполнение обязанностей влечет административную ответственность (ч. 2 ст. 20.5 КоАП РФ).

В отношении истечения срока у исследователей также нет единого мнения. Представляют интерес рассуждения о том, что истечение срока нельзя отнести к событиям, потому что воля людей оказывает существенное влияние не только на сам размер установленного срока, не только на начало его течения, но и на само течение этого срока, которое по воле людей может быть приостановлено, прервано или продлено. Вместе с тем истечение срока нельзя отнести и к юридиче-

227

ским действиям, поскольку течение определенного срока есть частный случай течения времени, которое течет независимо от воли и деятельности людей. Будет совершенно справедливо, если мы скажем, что имеется возможность по воле людей приостановить, прервать или продлить течение срока. Однако в названных случаях имеют место юридические акты (решения о продлении, прерывании или приостановлении течения срока), становящиеся юридическими фактами, сохраняющими или изменяющими (прекращающими) имеющееся правовое отношение. Поэтому истечение срока естественным путем, равно как приостановление или прекращение течения срока по воле людей, являются юридическими фактами как определенные моменты времени. Акт о продлении течения срока, по нашему мнению, следует рассматривать как юридический факт, по сути вновь создающий состояние, имевшее место до издания данного акта и должное прекратиться к моменту его продления. Таким образом, юридическое значение имеют моменты начала течения и окончания течения сроков, а не само течение. Хотя в ряде случаев продолжительность течения срока опосредствует характер действий субъектов правоотношений. Так, если срок в виду своей краткости не позволяет совершать действия, требующие значительных временных затрат, соответствующие полномочия или права не будут реализованы. Например, срок административного задержания в соответствии с ч. 1 ст. 27.5 КоАП РФ (по общему правилу) не может превышать 3-х часов. Поэтому если задержание применялось для установления личности задержанного, но в течение установленного срока установить личность не удалось, дальнейшее задержание невозможно без судебного решения, следовательно, невозможна и реализация полномочий, направленных на установление личности данного лица. По мнению В.Б. Исакова, сроки - это такие юридические факты, которые могут выступать только как элементы фактического состава [17, с. 21]. По нашему мнению, первую часть тезиса о том, что сроки устанавливаются законом или в соответствии с законом, трудно оспорить, тогда как с утверждением о том, что установление срока - это всегда юридический факт-действие, согласиться нельзя. На самом деле, момент начала течения срока далеко не всегда связывается с действием. Один и тот же момент времени знаменует не только окончание одного срока, но и начало другого, с которым связано новое (или прежнее, существовавшее до начала течения первого срока) состояние. Кроме того, моментом времени, с которым закон связывает начало

течения срока, может быть событие: например достижение гражданином призывного возраста 18 лет - момент начала течения срока, с которым закон связывает возникновение обязанностей, которые могут сохраняться до достижения этим гражданином возраста 27 лет, с которым связано зачисление гражданина, по каким либо причинам не прошедшего военную службу, в запас в соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 22 ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ [18]. С событием (календарной датой) может быть связано также вступление в силу нормативного правового акта. Течение целого ряда сроков начинается с рождения человека - события, при этом закон лишь связывает с этим событием начало течения сроков, но не может установить дату этого события.

Основываясь на результатах анализа точек зрения ученых на соотношение категорий «юридический факт» и «срок», приходим к выводу о том, что значения юридических фактов имеют конкретные моменты начала течения срока и его окончания, а также моменты приостановления и возобновления течения срока. Восстановление срока означает, по нашему мнению, предоставление индивидуальным юридическим актом уполномоченного лица возможности совершить действие лицу, срок правомочия которого истек, за пределами срока. В этом случае говорить о том, что течение срока продолжено, не представляется возможным, т.к. течения срока, собственно, нет. Восстановление срока имеет место, как правило, в процедуре обжалования: жалобщик подает ходатайство

о восстановлении срока одновременно с жалобой. Решение о восстановлении срока означает, что жалоба принимается, однако ходатайство о восстановлении срока не может быть удовлетворено в расчете на то, что жалоба будет подана на следующий день, поэтому в данном случае течение срока отсутствует. Другое дело, если бы жалобщик приобщил к ходатайству больничный лист, подтверждающий, что в течение определенного срока он по состоянию своего здоровья не мог воспользоваться правомочием в установленный срок. Однако в этом случае следовало бы принять решение о приостановлении течения срока на период болезни, а не о восстановлении пропущенного срока. Тогда жалобщик приобретет еще некоторое время на подготовку жалобы, восстановление же срока такой возможности не предоставляет. Кроме того, моменты начала, приостановления, возобновления и окончания течения срока - юридические факты, порождающие, изменяющие или прекращающие юридиче-

228

ские состояния, но не правовые отношения. Таким образом, сроки в административном праве - это установленные нормами административного права или уполномоченными субъектами в соответствии с ними временные промежутки, моменты начала, приостановления, возобновления и окончания течения которых являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими определенные юридические состояния субъектов административного права [19, с. 151-153].

Правовые состояния в административном праве характеризуются следующими признаками: во-первых, всегда имеют определённую продолжительность во времени; во-вторых, возникают при наличии определённого юридического (правового) основания и/или условия, прямо указанного в законе, т.е. имеют конкретный момент возникновения; в-третьих, прекращаются на основании юридического (правового) основания и/или условия, прямо указанного в законе, или в результате истечения определённого времени - т.е. момент их прекращения также четко определим; правовой статус лица, пребывающего в административном состоянии, возникшем в результате неправомерных действий лица, всегда характеризуется определенными изъятиям (ограничениями).

Правовые состояния в административном праве могут быть, по нашему мнению, условно классифицированы на публичные и личностные. В числе личностных мы выделяем три группы правовых состояний. Первую группу образуют правовые состояния, возникающие на основании (в силу) прямого добровольного волеизъявления лица. Вторую -правовые состояния, возникающие в результате неправомерных действий лица. Третью -правовые состояния, возникающие независимо от волеизъявления лица по основанию, прямо предусмотренному законом.

В числе правовых состояний, возникающих на основании (в силу) прямого добровольного волеизъявления лица можно выделить: состояние пребывания на государственной гражданской службе РФ (в структуре которого можно выделить также состояние испытания при приёме на государственную гражданскую службе и состояние временного замещения должности государственной гражданской службы); состояние пребывания на государственной гражданской службе субъекта РФ; состояние пребывания на муниципальной службе; состояние пребывания (членства) в политической партии; состояние пребывания (членства) в общественной объединении в соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 32-

ФЗ [20]; состояние прохождения военной службы по контракту.

В числе правовых состояний, возникающие в результате неправомерных действий лица можно выделить: состояние физического

лица, доставляемого в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ); состояние физического лица, задержанного за совершение административного правонарушения или в целях пресечения противоправного поведения по правилам КоАП РФ; состояние физического лица, отбывающего административное наказание в виде административного ареста (ст. 3.9, 32.8 КоАП РФ); состояние физического лица, в отношении которого применяется административное наказание в виде лишения специального права (ст. 3.8, 32.6, 32.7 КоАП РФ); состояние физического лица, в отношении которого применяется административное наказание в виде дисквалификации (ст. 3.11, 32.11 КоАП РФ); состояние юридического лица, в отношении которого применяется административное наказание в виде административного приостановления деятельности; состояния физического лица, находящегося под административным надзором [21]; состояние физического лица - военнослужащего или лица, призванного на военные сборы, отбывающего наказание в виде дисциплинарного ареста [22]; состояние физического лица - военнослужащего, отбывающего наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части; состояние «административной наказан-ности» для лиц, совершивших административные правонарушения; состояние «дисциплинарной наказанности» для государственных гражданских и военных служащих, совершивших дисциплинарные проступки; состояние медицинского освидетельствование на состояние опьянения; состояние освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; состояние временного отстранение военнослужащего или лица, призванного на военные сборы от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей.

В числе правовых состояний, возникающие независимо от волеизъявления лица по основанию, прямо предусмотренному законом мы выделяем: состояние пребывания на воинском учёте; состояние медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан в связи с исполнением воинской обязанности или поступлением на военную службу по контракту; состояние прохождения военной службы по призыву; состояние про-

229

хождения альтернативной гражданской службы; военных сборов; состояние пребывания в запасе ВС РФ, СВР РФ, ФСБ РФ.

В числе публичных административноправовых состояний мы считаем возможным выделить состояния-режимы: состояние (режим) чрезвычайного положения [23]; состояние (режим) военного положения [24]; состояние проведения контртеррористической операции; состояние мобилизации [25].

1. Новицкий И. Б. Сделки. Исковая давность. М., 1954.

2. Шилохвост О. Сроки в Гражданском кодексе Российской Федерации // Российская юстиция. 1995. № 11.

3. Скобелкин В.Н., Передерин С.В., Чуча С.Ю., Семенюта Н.Н. Трудовое процедурнопроцессуальное право. Воронеж, 2002.

4. Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. См. также: Красавчиков О.А. Теория юридических фактов в советском гражданском праве. Свердловск. 1950.

5. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000.

6. Лебедева К.Ю. Исковая давность в системе гражданско-правовых сроков: дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003.

7. Ярков В. В. Юридические факты в механизме реализации норм гражданского процессуального права. Екатеринбург, 1992.

8. Гражданское право: в 2 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2002.

9. Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.

10. Собрание законодательства РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

11. Стальгевич А. К. Некоторые вопросы теории социалистических правовых отношений // Советское государство и право. 1957. № 2.

12. Вильнянский С. И. Лекции по советскому гражданскому праву. Харьков, 1958.

13. См. подробнее об этом: Иоффе О.С. Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гоаждан-ское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М.: Статут, 2000; Иоффе О.С. Советское гражданское право. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1965. Т. 3. Иоффе О.С. Правоотношение по советскому гражданскому праву. Ленинград. 1949.

14. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961.

15. Гражданское право. Т. 1 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2000. Толстой Ю.К. К теории правоотношения. Л. 1959. См. также: Гражданское право: Учебник: В 3 т. - Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. /

Н.Д. Егоров, И.В. Елисеев и др.; отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М.: ТК Велби: Проспект. 2007.

16. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974.

17. Исаков В. Б. Юридические факты в советском праве. М.: Юрид. лит. 1984.

18. Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

19. См. также об этом: Труфанов М.Е. Принцип должного усмотрения в применении норм административного права // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2005. № 4.

20. Собрание законодательства РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

21. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Федеральный закон РФ от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ // Российская газета. 28 апреля 2011 г.

22. О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста: Федеральный закон РФ от

1 декабря 2006 г. № 199-ФЗ // Российская газета. 2006. 6 декабря.

23. О чрезвычайном положении: Федеральный закон 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. №

23. Ст. 2277.

24. О военном положении: Федеральный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

25. О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации: Федеральный закон 6 февраля 1997 г. № 31-ФЗ // Российская газета. 1997. 5 марта.

1. Novitsky I.B. Transactions. Limitation period. M., 1954.

2. Shilokhvost O. Terms in the Civil code of the Russian Federation // Russian justice. 1995. No 11.

3. Skobelkin V.N., Perederin S.V., Chucha S.Yu., Semenyuta N.N. Labor procedural procedural law. Voronezh, 2002.

4. Crasavchicov O.A. The legal facts in the

Soviet civil law. M., 1958. See also:

Crasavchicov O.A. Theory of the legal facts in the Soviet civil law. Sverdlovsk, 1950.

5. Civil law. T.1 / Under the editorship of A.P. Sergeyev, Yu.K. Tolstoy. M., 2000.

6. Lebedev K.Yu. Limitation period in system of civil terms: dis. ... Master of law. Tomsk, 2003.

7. Yarkov V.V. The legal facts in the mechanism of realization of norms of a civil procedural

230

law. Yekaterinburg, 1992.

8. Civil law: in 2 t. T. 1 / Under the editorship of E.A. Sukhanov. M., 2002.

9. Collection of the legislation of the Russian Federation. 2008. No 52 (p.1). Art. 6249.

10. Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998. No 2. Art. 219.

11. Stalgevich A.K. Some questions ofthe theory of socialist legal relations // Soviet state and right. 1957. No 2.

12. Vilnyansky S.I. Lectures on the Soviet civil law. Kharkov, 1958.

13. See in more detail about it: Ioffe O.S. The chosen works on civil law: From history of civil thought. Civil legal relationship. Criticism of the theory of"the economic right". M.: Statute, 2000; Ioffe O.S. Soviet civil law. L.: Publishing house Leningrad un-that, 1965. T. 3 . Ioffe O.S. Legal relationship on the Soviet civil law. Leningrad. 1949 .

14. Ioffe O.S., Shargorodsky M.D. Questions of the right theory. M., 1961.

15. Civil law. T. 1 / Under the editorship of A.P. Sergeyev, Yu.K. Tolstoy. M., 2000. Tolstoy Yu.K. To the legal relationship theory. L., 1959 . See also: Civil law: Textbook: In 3 t. - T. 1 . - 6th prod. reslave. and additional / N.D. Egorov,

I.V. Yeliseyev, etc.; edition. A.P. Sergeyev, Yu.K. Tolstoy. M.: Shopping Mall Velbi: Prospectus. 2007 .

16. Halfina P.O. The general doctrine about legal relationship. M., 1974.

17. Isakov V.B. The legal facts in the Soviet right. M.: Yurid. litas. 1984 .

18. Collection of the legislation of the Russian Federation. 1998. No. 13. Art. 1475.

19. See also about it: Trufanov M.E. The principle of a due discretion in application of norms of administrative law // Messenger of the North Caucasian state technical university. 2005. No 4.

20. Collection of the legislation of the Russian Federation. 1995. No 21. Art. 1930.

21. About administrative supervision of the persons released from places of imprisonment: The federal law of the Russian Federation of April 6, 2011 No 64-FZ//the Russian newspaper. 2011. April 8.

22. About legal proceedings on materials about rough minor offenses at application to the military personnel of disciplinary arrest and about execution of disciplinary arrest: The federal law of the Russian Federation of December 1, 2006 No. 199-FZ // Russian newspaper. 2006. December 6.

23. About state of emergency: Federal law on May 30, 2001 No 3-FKZ // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2001. No 23. Art. 2277.

24. About the martial law: The federal law of

January 30 of 2002 8 years No. 1-FKZ // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2002. No 5. Art. 375.

25. About mobilization preparation and mobilization in the Russian Federation: Federal law on February 6, 1997 No 31-FZ // Russian newspaper. 1997. March 5.

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.