Научная статья на тему 'О проблеме управления развитием малых предприятий сферы спа-услуг города Казани'

О проблеме управления развитием малых предприятий сферы спа-услуг города Казани Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спа-услуга / сфера услуг / организация малого бизнеса / управление предприятиями спа-услуг / франчайзинг / spa service / service sector / organization of small business / management of spa services enterprise / franchising

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрик Людмила Сергеевна, Кузикова Лиана Шамильевна

В статье исследуется проблема управления развитием малых предприятий в сфере спа-услуг города Казани. Услуги салонов массажа, как и индустрия спа и веллнесс, в настоящее время является одной из быстрорастущих отраслей мирового хозяйства. Ответственное от-ношение людей к здоровью трансформирует сугубо лечебные (госпитальные) услуги в спа, веллнесс и услуги оздоровительного отдыха. Современный спа и веллнесс-продукт имеет гибкую интегрированную структуру – от высокотехнологичных медицинских и диагностических услуг до разнообразных специализированных услуг питания, рекреации, размещения, ухода, психологической реабилитации. По данным различных маркетинговых исследований, рынок спа-услуг в г. Казани – динамично развивающаяся ниша с очень большим свободным потенциалом для инвестиций. Растёт спрос на услуги по релаксации, отдыху, быстрому восстановлению сил в связи с нервным пере-напряжением, стрессами и постоянно ускоряющимся темпом бизнеса и жизни в крупном городе. Исследованием вопросов формирования, управления, развития и функционирования в сфере спа-индустрии в разных странах мира занимались многие исследователи, но подобных исследований не проводилось в отношении территории Республики Татарстан и г. Казани. В рамках данного исследования проведено изучение мнения как посетителей салона спа-услуг г. Казани, так и руководства, работников салонов спа-услуг. На основании полученных данных сформирована матрица возможных направлений дальнейшего развития малых предприятий сферы спа-услуг в г. Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT MANAGEMENT OF SMALL ENTERPRISES IN THE SPA-SERVICES OF THE CITY OF KAZAN

The article studies the problem of development management of small enterprises in the sphere of spa-services of Kazan, the city with thousand-year history. Services of massage salons, as well as the industry of spa and wellness, are one of fast-growing industries of the world economy now. The responsible attitude of people to health transforms purely medical (hospital) services to spa and wellness services of health improving rest. Modern spa and wellness product has the flexible integrated structure, from high-technology medical and diagnostic services to various specialized food services, a recreation, accommodation, treatment, psychological recovery. According to various marketing researches the spa services market in Kazan is dynamically developing niche with very high potential for investments. Demand for services in a relaxation, rest, fast recovery of forces in connection with emotional stresses and constantly accelerating rate of business and life in such big city as Kazan, grows. Many researchers give attention to the problems of formation, management, development and functioning of spa industry in the different countries of the world, but relating to the Republic of Tatarstan and Kazan no such studies had been conducted. In the course of this research the authors have studied opinion of both visitors and managers and employees of spa services salon in Kazan. Based on the obtained data the matrix of the possible directions of further development of small enterprises of the sphere of spa services in Kazan is created.

Текст научной работы на тему «О проблеме управления развитием малых предприятий сферы спа-услуг города Казани»

УДК: 338.462 РО!: 10.22412/1995-042Х-11-1-13

ПЕТРИК Людмила Сергеевна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г.Казань, Респ. Татарстан, РФ); кандидат экономических наук, доцент; petrikls@mail.ru

КУЗИКОВА Лиана Шамильевна

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (г.Казань, Респ. Татарстан, РФ);

магистрант

О проблеме управления развитием малых предприятий сферы спа-услуг города Казани

В статье исследуется проблема управления развитием малых предприятий в сфере спа-услуг города Казани. Услуги салонов массажа, как и индустрия спа и веллнесс, в настоящее время является одной из быстрорастущих отраслей мирового хозяйства. Ответственное отношение людей к здоровью трансформирует сугубо лечебные (госпитальные) услуги в спа, веллнесс и услуги оздоровительного отдыха. Современный спа и веллнесс-продукт имеет гибкую интегрированную структуру - от высокотехнологичных медицинских и диагностических услуг до разнообразных специализированных услуг питания, рекреации, размещения, ухода, психологической реабилитации. По данным различных маркетинговых исследований, рынок спа-услуг в г. Казани - динамично развивающаяся ниша с очень большим свободным потенциалом для инвестиций. Растёт спрос на услуги по релаксации, отдыху, быстрому восстановлению сил в связи с нервным перенапряжением, стрессами и постоянно ускоряющимся темпом бизнеса и жизни в крупном городе.

Исследованием вопросов формирования, управления, развития и функционирования в сфере спа-индустрии в разных странах мира занимались многие исследователи, но подобных исследований не проводилось в отношении территории Республики Татарстан и г. Казани. В рамках данного исследования проведено изучение мнения как посетителей салона спа-услуг г. Казани, так и руководства, работников салонов спа-услуг. На основании полученных данных сформирована матрица возможных направлений дальнейшего развития малых предприятий сферы спа-услуг в г. Казани.

Ключевые слова:

спа-услуга, сфера услуг, организация малого бизнеса, управление предприятиями спа-услуг, франчайзинг

Целью исследования является изучение методических подходов к управлению развитием современного предприятия индустрии

спа-услуг в г. Казани, столице Республики Татарстан. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1) проанализировать удовлетворённость клиентов малых предприятий спа-услуг г. Казани, работающих по договору франшизы;

2) определить эффективное направление развития малых предприятий спа-услуг г. Казани.

Объектом исследования являются малые предприятия сферы спа-услуг г. Казани. Предмет исследования можно определить как управление развитием современного предприятия сферы спа-услуг в г. Казани.

В процессе исследования была сформулирована гипотеза: наиболее эффективным способом долгосрочного развития малых компаний является отказ от договора франшизы, расширение вида деятельности и тем самым работа над созданием нового собственного бренда с целью развития и удовлетворения потребностей населения и гостей города Казань.

Исследованием вопросов истории, формирования, развития, функционирования и управления предприятиями, работающими по договору франшизы, занимались многие исследователи: О.Н. Аборвалова, Ф.А. Ашуров, А.В. Емельянова, Е.И. Иншакова, А.А. Кибирева, Ф.И. Мамедова и др. [1, 4, 5, 6, 7, 8]. Вместе с тем вопросы управления малыми предприятиями, работающими по договору франшизы в сфере спа-услуг, практически не изучены. Не смотря на то, что спа-индустрия уже более 200 лет развивается динамично и успешно, как и индустрия красоты, занимающая крупный сектор сферы услуг, который охватывает огромное направление по уходу за телом и здоровьем человека.

В г. Казань выявлено 8 малых предприятий сферы спа-услуг, работающих по договору франшизы. Наиболее крупными среди них являются CROWN THAI SPA, Тайская деревня BAUNTY, Афродита, Вай Тай, Тай Рай.

Для анализа деятельности предприятий малого бизнеса, систематизации подходов конкурентоспособности спа-салонов, было проведено анкетирование клиентов пяти са-

лонов. Данные, полученные в ходе анкетирования, позволят узнать мнение и скорректировать работу салонов, что будет способствовать улучшению сервисного обслуживания клиентов малых предприятий спа-услуг в г. Казани. В опросе приняли участие посетители салонов спа-услуг в количестве 300 чел. Респондентам было предложено ответить на 17 вопросов анкеты.

Первый вопрос анкеты касался активности клиентов по гендерному признаку. Анкетирование показало, что из всех респондентов, женщины более активны при заполнении анкет (66%), а мужчины, в виду ограниченности времени, меньше на них обращают внимание (34%).

Среди респондентов по частоте посещения салонов спа-услуг выявилась следующая закономерность: в период анкетирования больше было новых клиентов - 39%, не мало тех, кто посетил второй или третий раз - 38%, а постоянных клиентов - 23%.

На вопрос о соответствии салона требованиям клиента по набору услуг выявлено практически полное соответствие требованиям по набору услуг в салонах - 97%, 3% респондентов определили частичное соответствие. Важно отметить, что ни один из опрошенных посетителей не выявил несоответствие салона требованиям по набору услуг.

Большинство клиентов все устраивает в предоставляемых услугах (рис. 1). И лишь незначительная часть хотела бы нововведений, таких как маникюрный кабинет, кабинет йоги и большего разнообразия в выборе спа-программ, что в данный момент не предоставляется из-за условий франшизы.

Качество работы мастеров респонденты оценили следующим образом: превалирующая часть клиентов (94%) остались очень довольны работой мастеров, остальные 6% выбрали категорию «доволен». Ни один из посетителей не выбрал в своей анкете категории «Нейтрально», «Недоволен», «Очень недоволен». Все это является хорошим показателем высокого уровня профессионализма мастеров.

По результатам опроса выяснилось, что небольшое количество респондентов - 3 чел., не смогли вовремя дозвониться до салона ввиду занятости линии. Но наивысший процент смогли связаться с салонами без особых проблем.

Абсолютное большинство посетивших очень довольны качеством обслуживания -91%, довольны - 9%. Недовольных качеством обслуживания в спа-салонах города не оказалось вообще. Это лишний раз свидетельствует

Больше спа программ Йога

Маникюрный кабинет Все устраивает

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рис. 1 - Востребованность услуг спа-салонов г. Казани их посетителями

(по итогам анкетирования), %

Общая результативность Готовность помочь

Вежливость

Профессионализм Опертивность в решении проблем

Информативность и компетенотность

0 20 40 60 80 100

■ Очень недоволен ■ Недоволен ■ Нейтрально ■ Доволен ■ Очень доволен

Рис. 2 - Компетентность и профессионализм сотрудников спа-салонов г. Казани

(% ответов респондентов)

о высоком уровне качества обслуживания.

Уровень обслуживания и компетентность сотрудников распределился следующим образом: очень довольные клиенты варьировались от 94% до 97% опрошенных (рис. 2). Замечаний выявлено не было. Все показатели оказались на высшем уровне, что говорит о качественно подобранном персонале, владеющим всеми необходимыми знаниями и навыками для работы с клиентами, консультировании по основным возникающим вопросам.

87|||||||

95

2

94

7

98

94

Факторы, влияющие на выбор салонов спа-услуг, - один из самых важных вопросов для руководящего состава салонов. Данный вопрос был составлен с целью изучения, насколько важен «бренд» при выборе салона. На предпочтение клиентов при выборе салона тайского массажа влияет хорошее качество услуг, на втором месте определяющим стала чистота в салоне, и третьим, не менее важным фактором, являются демократические цены (рис. 3). Менее важными для респондентов оказались «бренд» и престижность салона, что даёт основание для ребрендинга салонов

спа-услуг в г. Казани.

Данные, полученные в ходе анкетирования, показали, что 99% респондентов из 100% остались довольны интерьером салонов, которые выполнены в изысканном элегантном стиле с элементами тайских традиций, каждая комната имеет своё название и соответствующую ему неповторимую атмосферу, где сочетаются цветовая гамма, приятная музыка и тонкие ароматы. Только один респондент выказал недовольство, скорее всего это связано с индивидуальным вкусом клиента.

Рекомендации знакомых Наличие парковки Чистота в салоне Бренд

Престижность салона Оборудование, дизайн помещения Сервис в салоне Используемая в салоне косметика Мастер Месторасположение Демократические цены Ассортимент предоставляемых услуг Хорошее качество услуг

231111 25

68

73

95

¿5

73

61

8711111

89_

111176

100

20

40

60

80

100

0

Рис. 3 - Факторы, влияющие на выбор салонов спа-услуг в Казани (% ответов респондентов)

Также опрос показал, что 61% респондентов регулярно пользуются мобильным приложением салонов, что позволяет клиентам оперативно узнавать об акциях, скидках, информацию о салонах в целом, а также участвовать в системе накопления и обмена баллов на услуги. Не пользуются приложением 39% опрошенных клиентов. Это может быть связано с возрастом клиента, нежелани-

ем и невозможностью установки приложения на телефон, также впервые посетившие салоны могут заочно не иметь полного представления о данной услуге.

На вопрос о количестве проводимых салонами акций 77% опрошенных остались удовлетворены количеством акций и скидок, 8% не смогли попасть на акции и скидки (по независящим причинам), а для 5% респонден-

тов не существовали акции и скидки, которые могли бы привлечь их внимание. Также в анкете был предложен выбор другого варианта ответа, который показал, что 3% опрошенных остались не проинформированы, а 7% вовсе не отслеживают информацию такого характера.

Вопрос об источнике информации о спа-салонах (рис. 4) выявил, что большее

количество посетителей салонов узнавали соответствующую информацию благодаря лестным отзывам друзей и знакомых, третья часть респондентов узнали о спа-салоне с помощью сети Интернет, около 10% указали рекламу или наружную вывеску, часть определили, как «другое», пояснив это тем, что поход в конкретный спа-салон стал для них подарком (подарочная карта, сертификат).

Другое

Друзья, знакомые порекомендовали Интернет Реклама Наружная вывеска

15

12

10

10

15

20

25

32

31

30

35

Рис. 4 - Источник информации о спа-салонах в Казани (% ответов респондентов)

0

5

Относительно возможности рекомендовать посещённый спа-салон (в котором проводился опрос) потенциальным посетителям со стороны клиентов результаты опроса показали, что большинство из опрошенных выбрали вариант «определенно да» (93%), что характеризует возможную положительную динамику в привлечении новых клиентов благодаря благоприятным отзывам со стороны уже посетивших потребителей данного рода услуг. Вариант «возможно» был определён несколькими клиентами (7%), что может быть связано с индивидуальными предпочтениями клиента.

На вопрос «Что из натуральной тайской косметики Вы хотели покупать в розницу в салонах?» было выявлено, что есть клиенты (21 чел.), которые готовы приобретать тайскую косметику в розницу, так как в последнее время сильно возрос интерес косметической продукции на натуральной основе. Тайская косметика является «натуральным продуктом», её уникальный состав позволяет добиться длительного и стойкого результата, а цена такой косметики совсем невысока. Также в Казани мало специализированных магази-

нов, позволяющих приобрести данные продукты должного качества. Клиенты хотели бы приобретать такие товары, как шампуни, маски для волос, масла для тела, парфюмерию для дома, ароматические масла.

Досконально изучив анкеты респондентов и выяснив их мнение, можно сделать вывод о том, что качество обслуживания в спа-салонах Казани находится на высоком уровне, что является хорошим показателем для отрасли, которая функционирует на рынке услуг в г. Казань Республики Татарстан почти два года. Но поскольку услуги такого рода салонов схожи между собой, то потребитель может переключиться с одного салона на другой. Исходя из этого, салоны тайского массажа как поставщики услуг, желая сохранить клиентов, расширяют ассортимент предоставляемых услуг, проводят различные акции, а также идут на дополнительные программы лояльности.

Одним из малых предприятий сферы спа-услуг, работающим по договору франшизы, является CROWN THAI SPA. Это сеть профессиональных салонов тайского массажа и SPA. Сеть CROWN THAI SPA находится как в

Москве, Казани и регионах РФ, так и за рубежом. Уже функционируют более 30 салонов в России, Германии и Швейцарии. Популярность салонов обусловлена тем, что с каждым годом тайский массаж становится все более популярным и востребованным среди людей разного возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Казань, по мнению экспертов, является динамично развивающейся туристской дести-нацией и входит в ТОП-10 туристского рейтинга городов России [2, 3, 9]. Поэтому вполне логичным является появление в городе известных спа-брендов, одним из которых и является салон тайского массажа CROWN THAI SPA, который открылся зимой 2015 г. по франшизе. И сразу начал пользоваться спросом у жителей города. В мае 2014 г. для будущего салона была куплена франшиза и начат ремонт в помещении. С этого же момента начался подбор мастеров из Таиланда для работы в Казани. На данный момент CROWN THAI SPA стремится к развитию в различных направлениях, и, главное, пользуется большим спросом. Целевая аудитория - население г. Казани, Республики Татарстан, и туристы в возрасте 25-55 лет, с высоким и выше среднего уровнем достатка.

Концепция развития данной сети состоит в том, что, в первую очередь уделяется внимание уникальным техникам массажа, доступной ценовой категории и качеству предлагаемых услуг. Также клиенты салона могут получить ни с чем несравнимое удовольствие, зарядиться энергией и бодростью, «почувствовать себя обновлённым и заново родившимися».

Салон тайского массажа CROWN THAI SPA располагает необходимой инфраструктурой, основу которой составляют удобное месторасположение в центре города Казани, наличие парковки. Все кабинеты используются по назначению и востребованы клиентами.

Франшиза - это возможность открыть свой прибыльный бизнес на основе пользования уже известным «брендом». CROWN THAI -это целая система предоставления услуг с

конкурентными преимуществами по запуску салона тайского массажа в любом городе. Именно благодаря этому взаимодействию существует бренд и осуществляется передача знаний и опыта.

Обязательства франчайзи:

- соблюдение требований по дизайну и ремонтным работам;

- соблюдение стандартов обслуживания;

- соблюдение предоставленных инструкций, правил внутреннего распорядка;

- своевременная оплата на основании подписанных договоров.

Так, руководство спа-салона CROWN THAI SPA заинтересовано в постоянном обновлении и продвижении своих услуг, поскольку внимание и уважение клиентов завоёвывается профессионализмом и качеством работы и обслуживания, а также способностью предоставить именно те услуги, в которых нуждается клиент. Руководство спа-салона заинтересованно в дальнейшем продвижении своего предприятия. Поэтому на данном этапе развития важно определить сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для дальнейшего долгосрочного успешного развития предприятия. В этом помогут данные SWOT-анализа. Актуальность данного метода заключается в том, что с его помощью малое предприятие спа-услуг может регулярно выявлять, оценивать и контролировать возможности, адаптировать свою деятельность с целью уменьшения потенциальных негативных последствий и возможных угроз. Особое пристальное внимание со стороны руководства предприятия должно быть обращено на слабые стороны и делать все возможное для того, чтобы избавиться от них. Таким инструментом и является SWOT-анализ, при проведении которого руководитель предприятия спа-услуг более чётко сможет представить себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также оценить ситуацию на рынке спа-услуг. Это позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно ис-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

пользовать имеющиеся ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком спа-услуг возможностями (рис. 5). Данные исследования проводятся для того, чтобы опреде-

лить необходимость внедрения инноваций в структуре салона, принятия решения о дальнейшем развитии предприятия.

Р Возможности (В) Р Угрозы (У)

Opportunities Threats

1 Развитие собственной клиентской базы; 1 Увеличение доли рынка основных конкурентов;

2 Расширение ассортимента предоставляемых услуг; 2 3 Увеличение стоимости аренды мастеров; Спад спроса из-за эко-

3 Расширение ассортимента представленной для продажи тайской косметики; 4 номического кризиса; Снижение квоты на привлечение иностранной рабочей силы;

4 Улучшение рекламной компании; 5 Нестабильность курса валюты (заработная плата мастерам

5 Увеличение доли рынка 6 производится в долларах); Прекращение договора франчайзинга

Р Сильные стороны (С)

Strengths:

1 Наличие постоянных клиентов;

2 Высокое качество предоставляемых услуг;

3 Высококвалифицированные специалисты;

4 Наличие медицинской лицензии; Хорошее оснащение необхо-

5 димым оборудованием; 1С - 1В

Удачное территориальное раз- 2С - 1У

6 мещение; 2С - 2В 3С - 4У

Бесплатная парковка; 11С - 3В

7 Помещение салона находится в

8 собственности; Наличие собственного сайта и

9 мобильного приложения; Работа по надёжной фран-

10 чайзинговой системе; Налаженные и своевременные

11 поставки тайской косметики

Р Слабые стороны (Сл)

Weaknesses

1 Отсутствие единой программы продвижения услуг;

2 Отсутствие CRM-системы для ра-

3 боты с базой клиентов; 1Сл - 4В 3Сл - 5У

Высокие издержки, связанные с 2Сл - 1В 4Сл - ЗУ

арендой мастеров;

4 Высокие цены предоставляемых услуг;

5 Дорогие косметические линии

Рис. 5 - Данные SWOT-анализа салона спа-услуг CROWN THAI SPA в Казани,

работающего по франшизе

Изучив данные результаты можно сделать вывод о том, что у салона CROWN THAI SPA есть несколько вариантов дальнейшего долгосрочного развития:

1) развиваться далее под брендом по договору франчайзинга;

2) прекратить договор франчайзинга, открыть собственный «бренд», прописав новую стратегию и концепцию развития.

В современных условиях изменяющейся внешней среды для развития на рынке спа-услуг предприятию необходимо быть конкурентоспособным, иметь стабильность в функционировании, развиваться шире, занимать большую нишу рынка.

Также были изучены не только преимущества функционирования малого предприятия по системе франчайзинг, но и существующие «подводные камни» этой модели. Одним из наиболее сложных вопросов - смогут ли все «плюсы» бизнеса по системе франчайзинга перекрыть перечисленные «минусы».

На данный момент исследуемое малое предприятие хорошо зарекомендовало себя на рынке спа-услуг города Казани, завоевало доверие клиентов, и уже рассматривает пути дальнейшего развития. Один из путей - это ребрендинг, который, как прогнозируется, позволит руководству салона обновить ассортимент предлагаемых услуг, что было бы не возможным при работе на условиях франчайзинга. Также ребрендинг будет способствовать в продвижении услуг спа-салона на основе профессионализма и высокого качества предоставляемых услуг и обслуживания. Ребрендинг даёт малому предприятию способность предоставить именно те услуги, в которых нуждается клиент. Интересы же клиентов в сфере спа-услуг такого большого города, как Казань, очень разнообразны, удовлетворить которые имеют возможность те малые предприятия, которые свободны от требований договора франшизы.

Список источников:

1. Аборвалова О.Н. Франчайзинг в торговле // Теория и практика общественного развития. 2013. №2. С. 57-59.

2. Аппакова-Шогина Н.З., Гут А.В., Евстафьев Э.Н., Керпель М.Ю., Никонова Т.В., Пайгуно-ва Ю.В., Петрик Л.С., Розанова Л.Н., Садовская Е.В., Салимов А.М., Хурамшина А.З., Шабалина Ю.В. Въездной и внутренний туризм в Республике Татарстан: опыт мультина-учного исследования: монография. Казань: Центр инновацион. технологий, 2014. 295 с.

3. Афанасьев О.Е. Туристские рейтинги городов России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №1. С. 158.

4. Ашуров Ф.А. Франчайзинг - инструмент развития бизнеса // Вестник университета. 2013. №4. С. 32-33.

5. Емельянова А.В., Сергеева А.М. Анализ франчайзинга в России на современном этапе развития // Экономика и социум. 2014. №2-2(11). С. 21-23.

6. Иншакова Е.И., Кудряшова И.В., Полякова Ю.В. Иностранные франчайзинговые сети в России: масштабы функционирования и роль в экономике // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. №1. С. 99-110.

7. Кибирева А.А. Франчайзинг как способ организации и ведения бизнеса // Вестник магистратуры. 2014. №5-3(32). С. 57-59.

8. Мамедова Ф.И. Перспективы использования франчайзинга для повышения эффективности управления современным торговым бизнесом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т.20. С. 2631-2635.

9. Розанова Л.Н., Веслогузова М.В., Петрик Л.С. Территориальные социо-эколого-экономические системы в сфере туризма и сервиса Центрального федерального округа:

теоретический аспект // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №3. С. 4348. DOI: 10.12737/12881.

10. Alm Ja.R., Grigoryev R.A., Kramin M.V., Kramin T.V. Testing kuznets' hypothesis for Russian regions: trends and interpretations // Экономика региона. 2016. Т.12. №2. С. 560-568.

11. Andreyeva Ye.L., Zakharova V.V., Ratner A.V. Influence of international economic integration on socio-economic development of region // Экономика региона. 2014. №3(39). С. 90-100.

12. Clarsen B., R0nsen O., Myklebust G., Florenes T.W., Bahr R. The Oslo sports trauma research center questionnaire on health problems: A new approach to prospective monitoring of illness and injury in elite athletes // British Journal of Sports Medicine. 2014. №48(9). Pp. 754-760.

13. Gagarina G.Yu., Moiseev N.A., Ryzhakova A.V., Ryzhakov G.V. Estimation and forecast of regional competitiveness level // Экономика региона. 2016. Т.12. №4. С. 1040-1049.

14. Kudryavtseva S.S., Shinkevich A.I., Garipova G.R., Pavlova A.V., Chudnovskiy A.D., Nikola-yeva A.N., Doronina F.K., Ishmuradova I.I. Econometric methods for evaluating of open national innovative systems // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Vol.6. №2. Pp. 640-645.

15. Pavlova A.V. Organizational and economic mechanism of services spheres innovative development maintenance as a component of management of regional economy // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol.6. №S2. Pp. 288-293.

16. Steffen K., Soligard T., Engebretsen L. Health protection of the Olympic athlete // British Journal of Sports Medicine. 2012. №46 (7). Pp. 466-470.

Lyudmila PETRIK a, Volga Region State Academy of Physical Culture,

Liana KUZIKOVA b Sport and Tourism (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia);

a PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: petrikls@mail.ru; b Master's Degree student; e-mail: liankasolnshko@mail.ru

ON THE PROBLEM OF DEVELOPMENT MANAGEMENT OF SMALL ENTERPRISES IN THE SPA-SERVICES OF THE CITY OF KAZAN

The article studies the problem of development management of small enterprises in the sphere of spa-services of Kazan, the city with thousand-year history. Services of massage salons, as well as the industry of spa and wellness, are one of fast-growing industries of the world economy now. The responsible attitude of people to health transforms purely medical (hospital) services to spa and wellness services of health improving rest. Modern spa and wellness product has the flexible integrated structure, from high-technology medical and diagnostic services to various specialized food services, a recreation, accommodation, treatment, psychological recovery.

According to various marketing researches the spa services market in Kazan is dynamically developing niche with very high potential for investments. Demand for services in a relaxation, rest, fast recovery of forces in connection with emotional stresses and constantly accelerating rate of business and life in such big Keywords: city as Kazan, grows.

spa service, service sector, Many researchers give attention to the problems of formation, management, organization of small business, development and functioning of spa industry in the different countries of the management of spa services world, but relating to the Republic of Tatarstan and Kazan no such studies had enterprise, franchising been conducted. In the course of this research the authors have studied opinion

of both visitors and managers and employees of spa services salon in Kazan. Based on the obtained data the matrix of the possible directions of further development of small enterprises of the sphere of spa services in Kazan is created.

References

1. Aborvalova, O. N. (2013). Franchajzing v torgovle [Franchising in trade]. Teorija i praktika ob-shhestvennogo razvitija [Theory and Practice of Social Development], 2, 57-59. (In Russ.).

2. Appakova-Shogina, N. Z., & et al. (2014). V'ezdnoj i vnutrennij turizm v Respublike Tatarstan: opyt mul'tinauchnogo issledovanija [Entrance and internal tourism in the Republic of Tatarstan: Experience of multiscientific research]: a monograph. Kazan: Center for Innovative Technologies. (In Russ.).

3. Afanasiev, O. E. (2016). Turistskie rejtingi gorodov Rossii [Tourist ratings of the cities of Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(1), 158. (In Russ.).

4. Ashurov, F. A. (2013). Franchajzing - instrument razvitija biznesa [Franchising - the instrument of business development]. Vestnik universiteta [University Bulletin], 4, 32-33. (In Russ.).

5. Yemelyanova, A. V., & Sergeyev, A. M. (2014). Analiz franchajzinga v Rossii na sovremennom etape razvitija [The analysis of franchising in Russia at the present stage of development]. Ekonomika i socium [Economy and society], 2(11), 21-23. (In Russ.).

6. Inshakova, E. I., Kudryashova, I. V., & Polyakova, Yu. V. (2014). Inostrannye franchajzingovye seti v Rossii: masshtaby funkcionirovanija i rol' v ekonomike [Foreign franchising networks in Russia: scales of functioning and a role in economy]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of the Volgograd state university], 1, 99-110. (In Russ.).

7. Kibireva, A. A. (2014). Franchajzing kak sposob organizacii i vedenija biznesa [Franchising as method of the organization and business]. Vestnik magistratury {Bulletin of Magistracy], 5-3(32), 57-59. (In Russ.).

8. Mamedova, F. I. (2014). Perspektivy ispol'zovanija franchajzinga dlja povyshenija jeffektiv-nosti upravlenija sovremennym torgovym biznesom [The prospects of using franchising for increasing effective management of modern trade business]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kontsept" [Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept"], 20, 2631-2635. (In Russ.).

9. Rozanova, L. N., Vesloguzova, M. V., & Petrik, L. S. (2015). Territorial'nye socio-ekologo-ekonomicheskie sistemy v sfere turizma i servisa Central'nogo federal'nogo okruga: teoretich-eskij aspekt [Territorial socio-ecological-economics systems in the field of tourism and service of Central Federal District: theoretical aspect]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(3), 43-48. doi: 10.12737/12881. (In Russ.).

10. Alm, Ja. R., Grigoryev, R. A., Kramin, M. V., & Kramin, T. V. (2016). Testing kuznets' hypothesis for Russian regions: trends and interpretations. Ekonomika regiona [Region Economy], 12(2), 560-568.

11. Andreyeva, Ye. L., Zakharova, V. V., Ratner, A. V. (2014). Influence of international economic integration on socio-economic development of region. Ekonomika regiona [Region Economy], 3(39), 90-100.

12. Clarsen, B., R0nsen, O., Myklebust, G., Florenes, T. W., & Bahr, R. (2014). The Oslo sports trauma research center questionnaire on health problems: A new approach to prospective monitoring of illness and injury in elite athletes. British Journal of Sports Medicine, 48(9), 754-760.

13. Gagarina, G. Yu., Moiseev, N. A., Ryzhakova, A. V., & Ryzhakov, G. V. (2016). Estimation and forecast of regional competitiveness level. Ekonomika regiona [Region Economy], 12(4), 10401049.

Т. JJ, No. J (7J)

20J7

14. Kudryavtseva, S. S., & et al. (2016). Econometric methods for evaluating of open national innovative systems. International Journal of Economics and Financial Issues, 6(2), 640-645.

15. Pavlova A. V. (2016). Organizational and economic mechanism of services spheres innovative development maintenance as a component of management of regional economy. International Review of Management and Marketing, 6(S2), 288-293.

16. Steffen, K., Soligard, T., & Engebretsen, L. (2012). Health protection of the Olympic athlete. British Journal of Sports Medicine, 46(7), 466-470.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Петрик Л.С., Кузикова Л.Ш. О проблеме управления развитием малых предприятий сферы спа-услуг города Казани // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 144-154. DOI: 10.22412/1995-042X^1-1-13.

Petrik, L. S., & Kuzikova, L. Sh. (2017). On the problem of development management of small enterprises in the spa-services of the city of Kazan. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(1), 144-154. doi: 10.22412/1995-042X-11-1-13. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.