О ПРОБЛЕМЕ ТРАВМАТИЗМА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА Г.МОСКВЫ
ON THE PROBLEM OF INJURY AT CONSTRUCTION COMPANIES MOSCOW
Ю.А. Лаамарти
Yu.A. Laamarti
ФГБОУ ВПО МГСУ
Рассмотрена проблема травматизма на предприятиях строительного комплекса г.Москвы. Охарактеризованы причины и факторы травматизма, приведены статистические данные о числе травмированных и погибших. Описаны конкретные ситуации травматизма в строительстве.
The problem of injuries in the construction industry enterprises of Moscow. Describes the main causes and factors of injury, given the statistics on the number of injured and dead. Based on the studies material, describe the specific situation of injury in construction.
В российском обществе нет полного осознания важности охраны производительного труда работников, всех тех, чьими руками ежедневно и повсеместно обеспечивается наше существование и благополучие.
Представляется необходимым сконцентрировать внимание на одной из сложившихся проблем - проблеме травматизма на предприятиях строительного комплекса, которая на сегодняшний день является наиболее актуальной и требует незамедлительного решения в связи с тем, что люди, находясь на рабочих местах, продолжают получать увечья и гибнуть. Согласно официальным данным, в мире каждые 15 секунд от производственных причин гибнет человек, но лишь единичные, наиболее трагические случаи гибели работников или крупные производственные аварии получают широкую общественную огласку [1].
Как известно, строительный комплекс — один из межотраслевых хозяйственных комплексов, который представляет собой совокупность отраслей материального производства и проект -но-изыскательских работ, обеспечивающих воспроизводство основных фондов. Строительный комплекс осуществляет весь цикл работ по созданию строительных объектов — от проектирования до ввода их в действие с необходимыми для этого строительной базой и производством специальных видов материальных ресурсов [2].
Развитие строительного комплекса в Москве существенно опережает по доле занятых другие крупные центры страны. Если в России доля занятых в строительстве существенно снизилась, то иная картина наблюдается в Москве, где ее доля возросла более чем в 1,5 раза. По официальным данным в строительном комплексе столицы занято почти 750 тыс.человек, реально -около миллиона [3]. Более 30 тысяч - практически 40% всех занятых в городском строительном комплексе - мигранты [4].
На предприятиях строительного комплекса на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда занято около 30% от общего числа работающих. При этом более 9% работают в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов: при высокой запыленности и загазованности воздушной среды, повышенном уровне шума, вибрации, недостаточной освещенности рабочих мест и т.п. Следствием неудовлетворительных условий труда на
строительных площадках и в цехах предприятий строительной отрасли являются повышенный травматизм и профзаболеваемость. Причинами травмирования являются опасное воздействие движущихся машин и механизмов, поражение электрическим током, падение людей с высоты и падение предметов на людей с высоты. Известно также, что производственный травматизм во многих случаях связан с высокой степенью изношенности строительных машин и оборудования, с отсутствием эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты работающих, с недостатками в системе управления охраной труда.
На стройках Москвы в 2009 года погибли 19 человек. С учетом цифр прошлых лет вроде бы можно с полным основанием утверждать о довольно заметном снижении числа подобных случаев. Так как за аналогичный период 2008 года на строительных объектах российской столицы погибли 23 человека, а в 2007 году - 27 человек. Наиболее частой причиной гибели рабочих на московских стройках являются падение с высоты либо падение предметов с высоты [5].
Однако, особо обольщаться снижением статистики смертных случаев не стоит, так как это снижение объясняется не столько тем, что на московских стройках стало работать безопасней, сколько тем, что в Москве стали меньше строить, т.е. строительных объектов стало меньше, а следовательно стало меньше и строителей на московских объектах. Таким образом, действуют законы теории вероятности.
По данным Национального объединения строителей (Ностроя), смертность на стройплощадках РФ снизилась на 15% - в 2010 году на российских стройках при различных обстоятельствах погибли 641 человек. Несчастные случаи со смертельным исходом на стройках вызваны, как правило, халатностью фирмы-застройщика или самих строителей; реже - недобросовестностью производителей строительной техники. «Строительные компании обязаны иметь квалифицированных сотрудников, которые могут обеспечить безопасность определенных видов работ. Ранее при лицензировании строительной деятельности наличие этих специалистов выяснялось не в ходе выездной проверки, а по документам и дипломам, представленным в лицензионный центр. Довольно часто эти документы оказывались если и не липовыми, то купленными у центров повышения квалификации», - цитирует РИА Новости слова президента Ностроя Ефима Басина [6].
С 1 января 2010 года регулирование строительной деятельности в России перешло в руки саморегулируемых организаций (СРО), которые получили право предоставлять и отзывать допуски к строительству. Статус СРО можно получить, объединив не менее 100 строительных и не менее 50 проектных фирм, также в СРО могут вступить изыскательные компании. Новоиспеченные организации ужесточили требования к кадровому составу строительных фирм, а контроль за соблюдением техники безопасности на стройках они осуществляется путем выездных проверок экспертов.
Как получилось, что строгие, дотошные проверки и более высокие требования к профессионализму работников «допустили» смерть 641 человека, в пресс-релизе Ностроя не сообщается [6].
Взятые вместе, эти, казалось бы, единичные и случайные несчастные случаи и заболевания представляют собой серьезное социальное явление, на которое нельзя не реагировать, ибо бездействие влечет за собой огромные человеческие и экономические потери. И работодатели, и работники должны осознать, что отсутствие культуры охраны труда, пронизывающей всю производственную деятельность, отрицательно отражается на производстве. Организация производства, при которой игнорируются требования охраны труда, подрывает экономическую эффективность предприятий и не может являться основой для их устойчивого развития.
Международная организация труда призывает всех трудящихся подумать о безопасных условиях труда на своих рабочих местах, сделать все возможное для их улучшения, для предотвращения вызванных ими производственных травм и профессиональных заболеваний.
Достойный труд должен занять центральное место в разработке экономической и социальной политики на глобальном, национальном и местном уровнях. МОТ распространяет принципы достойного труда, продвигая охрану труда, а также работая в сфере занятости, социальной защиты, разработки трудовых стандартов, фундаментальных принципов и прав в сфере труда, развития социального диалога. Среди нормативных документов МОТ - технические Руково-
детва и Своды практических правил. Данные документы, также как и Конвенции, и Рекомендации, разрабатываются на трехсторонней основе, т.е. при достижении согласия представителей правительств, работодателей и работников. Они содержат практические, иногда чисто технические и научно обоснованные детальные рекомендации, которые должны использоваться в качестве руководства национальными ведомствами и службами, работодателями и работниками.
Современный стратегический подход МОТ к решению проблем обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работников на каждом рабочем месте основан на фундаментальных принципах профилактики и системного подхода на всех уровнях.
Одним из принципов системного подхода, направленного на предупреждение производственного травматизма является анализ, проводимый работниками служб охраны труда. При этом, как правило, используется только статистический метод анализа, состоящий в расчете трех показателей: частоты, тяжести и нетрудоспособности. В тоже время многие специалисты в области охраны труда свидетельствуют о том, что несовершенство системы анализа травматизма является одной из причин сохранения его высокого уровня.
Методы анализа травматизма принято подразделять на две группы: вероятностно-статистические и детерминистические. К первой группе отнесены статистический, групповой и топографический методы, выявляющие зависимость между факторами системы труда и травматизмом; они основаны на изучении уже произошедших несчастных случаев. Причем вероятностно-статистические зависимости устанавливаются посредством изучения множества несчастных случаев.
В последнее время достаточно широкое распространение получил логико-графический метод построения дерева отказов, с помощью которого анализируется наступление нежелательного события. Этот метод требует рассмотрения не только отдельных элементов логико-графической системы, но и их взаимодействий. Воспроизведение цепи предшествующих событий вплоть до несчастного случая представляется диаграммой, обычно называемой «деревом причин» или «деревом событий». Основными преимуществами логико-графического метода являются наглядность, возможность проведения анализа, упрощающего поиск слабых мест и, соответственно, способов предупреждения несчастных случаев.
Одним из важных направлений снижения травматизма на строительном производстве является совершенствование системы анализа травматизма. При этом приоритет должен отдаваться методам, позволяющим предупредить несчастные случаи, а не только вести их учет. Для внедрения новых методов анализа травматизма на предприятиях, на наш взгляд, целесообразно проводить методические семинары для специалистов по охране труда, разрабатывать методические рекомендации по применению тех или иных методов анализа травматизма.
Обратимся к конкретной ситуации, произошедшей в строительном комплексе Москвы, которая ярко показывает неэффективность принятых мер, носящих по большей мере лишь рекомендательный характер в отношении работодателей-нарушителей. По данным Государственной инспекции труда в городе Москве в 2009г. в ООО «Строительная Компания Стратегия» произошло 2 несчастных случая (один со смертельным исходом), причинами которых стало падение людей с высоты. В 2010 г. там же учтено 6 несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом, из которых один со смертельным исходом, и один групповой (три человека). На 6 несчастных случаев приходится 3 случая падения работников с высоты и в трех случаях падение предметов, конструкций и груза на работников.
Анализ причин несчастных случаев в ООО «Строительная Компания Стратегия» показывает, что отдельные руководители структурных подразделений, бригадиры и звеньевые не имеют достаточной квалификации, неудовлетворительный контроль со стороны линейных руководителей за соблюдением работниками требований безопасности труда.
Государственной инспекцией труда в городе Москве направлены материалы по результатам расследования несчастных случаев и проверок в органы следствия для принятия решения о возбуждении уголовных дел, выдано 6 предписаний, привлечено к административной ответственности 8 должностных лиц. Руководством организации привлечено к дисциплинарной ответственности 12 должностных лиц, 4 бригадира.
За нарушение требований охраны труда были уволены с работы 2 начальника участков и 1 производитель работ.
Департаментом городского строительства города Москвы в 2010 году проверены 2 строительных объекта ООО «СК Стратегия», по результатам которых составлены акты с указанием недостатков.
Городской комиссией «По вопросам культуры производства, чрезвычайных ситуаций, охраны труда и техники безопасности на строительных объектах города» в 2010 году были рассмотрены все несчастные случаи, случаи аварий и чрезвычайных происшествий, происшедших на строительных площадках ООО «СК Стратегия», в том числе по содержанию производственных площадок, с принятием мер по недопущению подобных несчастных случаев.
В январе 2011 г. в ООО «СК Стратегия» произошел групповой несчастный случай. При производстве монолитных работ опрокинулась выносная площадка на монтажном горизонте 8-го этажа от разрыва петли, крепящей площадку, в результате чего погибли два человека.
Численность работников организации составляет 2148 человек, из них 366 управленческий персонал.
В ООО «СК Стратегия» ежегодно составляется план улучшения условий и охраны труда. Финансовые затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда в 2010 г. составили 29 млн. 500 тыс. рублей, в том числе на приобретение специальной одежды 9 млн. 600 рублей. Затраты на одного работника в ООО «СК Стратегия» составили 13730 рублей (по городу Москве - 7477,3 рублей). В 2008 году проведена аттестация 60 рабочих мест по условиям труда, большинство из которых с вредными и опасными условиями труда.
В целях создания безопасных условий труда и сокращения производственного травматизма с тяжелым и смертельным исходом, Межведомственная комиссия по охране труда при Правительстве Москвы отметила неудовлетворительную организацию работы по обеспечению безопасных условий и охраны труда на строительных объектах ООО «СК Стратегии», рекомендовала обеспечить достаточное направление выделяемых на охрану труда финансовых средств в 2011 году на выполнение мероприятий, предотвращающих падение работников с высоты, на повышение квалификации работников и обучение по охране труда руководителей всех звеньев управления, не прошедших такое обучение, разработать новые (действенные) подходы в организации работ по охране труда по снижению производственного травматизма, усилить контроль за соблюдением требований безопасности труда на строительных объектах, с этой целью ежеквартально проверять состояние безопасности труда на строящихся объектах внутренней комиссией организации с составлением актов проверок и фотоотчетов, организовать ежемесячное проведение практических занятий с категорией бригадиров и звеньевых по соблюдению технологии производства монолитных работ и обеспечению мер безопасности при работе на высоте, программу занятий согласовать с Государственной инспекцией труда в городе Москве. Департаменту строительства города Москвы комиссия рекомендовала взять под особый контроль обеспечение работодателем условий и охраны труда на строительных объектах ООО «СК Стратегия» и проинформировать в 4 кв. 2011 года Межведомственную комиссию по охране труда при Правительстве Москвы о принятых мерах [8].
Как показывает опыт, отсутствие четко слаженной системы управления профессиональными рисками приводит к пагубным последствиям и иногда сопровождается человеческими жертвами.
Необходимость в формировании системы управления профессиональными рисками приводит к обязательному осуществлению следующих основных направлений работы [9]:
1. Необходимо создать систему оценки качества каждого рабочего места. Данная система нужна для того, чтобы:
• выявлять реальное вредное воздействие на каждом конкретном рабочем месте;
• устанавливать компенсации за вредные условия труда персонально для каждого работника;
• избавить работодателя от выплат компенсаций, если он обеспечил благоприятные и безопасные условия труда.
Система должна быть независимой, профессиональной и компетентной. Что уже сделано и необходимо сделать для формирования такой системы?
1) Введен механизм аккредитации аттестующих организаций.
В этой связи принят приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккреди-
тация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». По состоянию на 25 апреля 2011 г. аккредитовано - 1616 организаций. Из них:
• Аттестующих организаций - 423.
• Обучающих организаций - 992.
• Организаций, осуществляющих функции службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек - 477.
2) Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н утвержден новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Основные новации Порядка:
• определение статуса аттестующей организации как независимого (неаффилированного по отношению к работодателю) аккредитованного оценщика условий труда;
• определение состава комиссии по аттестации рабочих мест, в соответствии с которым в работе аттестационной комиссии в обязательном порядке предусмотрено участие представителей профсоюзов или иного представительного органа работников.
3) Подготовлен проект стандарта безопасности труда «Критерии оценки и классификация условий труда», в соответствии с которыми будут утверждены классификация рабочих мест по условиям труда и критерии по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Состав и предельно допустимые уровни факторов производственной среды, оцениваемые при проведении аттестации рабочих мест, гармонизированы с международными нормами.
4) Подготовлен и в ближайшее время будет размещен на сайте Министерства проект Положения о проведении государственной экспертизы условий труда. Введение понятной и прозрачной системы оценки условий труда на рабочих местах обеспечит:
• установление работникам гарантированных компенсаций;
• организацию и проведение соответствующих профилактических мероприятий;
• построение адекватной системы защиты жизни и здоровья работника.
С учетом опыта ведущих европейских держав, необходима разработка соответствующей нормативной правовой базы, основой которой является законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части определения понятия «профессиональный риск», установления прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, установления порядка организации работы по профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников».
Необходимо сформировать прозрачную систему санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, предусмотрев возможность их публичного обсуждения с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, бизнес-сообщества в лице объединений работодателей и саморегулируемых организаций, других участников рынка.
Основное усилие при разработке санитарно-гигиенических нормативов должно быть направлено на их гармонизацию с законодательством развитых стран с целью максимального устранения административных барьеров для бизнеса.
Следует дополнить Трудовой Кодекс понятием «профессиональный риск», а также установить права и обязанности субъектов трудовых отношений, связанных с управлением профессиональными рисками, профилактике профессиональных заболеваний и профессиональной реабилитации работников.
К современным механизмам управления рисками относятся следующие меры:
1. Заблаговременное выявление риска угрозы жизни и здоровью работника на каждом рабочем месте путем:
• проведения достоверной оценки условий труда (аттестация рабочих мест);
• оценка состояния здоровья работника в динамике при проведении медицинских осмот-
2. Немедленное принятие мер по снижению (или полному исключению) риска жизни и здоровью работников путем:
• обучения рабочих безопасным методам работы;
• обеспечения рабочих эффективными современными средствами защиты.
Механизм управления профессиональными рисками работает на всех уровнях:
• работник оценивает риски ежедневно на своем рабочем месте перед началом работы;
• руководители и должностные лица всех уровней постоянно контролируют риски на рабочих местах подчиненных им работников и принимают меры по устранению рисков;
• топ-менеджеры и собственники предприятий планируют и обеспечивают финансирование мероприятий по улучшению условий труда и снижению рисков.
3. Совершенствование страховых механизмов с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работни-
На первом этапе необходимо установить прямую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предприятии. При этом работодателям, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются и предусмотрена надбавка к страховому тарифу. Соответствующие изменения в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» подготовлены и внесены в Правительство Российской Федерации. На втором этапе перейти к установлению индивидуальных страховых тарифов для каждого конкретного работодателя в зависимости от состояния условий труда на рабочих местах и состояния здоровья работников.
4. Необходимо совершенствовать систему административных стимулов, обязывающих работодателей строго соблюдать требования охраны труда.
Современные технологии, механизмы и направления совершенствования системы управления профессиональными рисками, к сожалению, не лишены следующих недостатков:
• во-первых: существующая система штрафов размыта, распространяется на все трудовое законодательство и не позволяет выделить наиболее значимые составы правонарушений, прямо влияющие на здоровье работника;
• во-вторых: неконкретность формулировок составов правонарушений может привести к возникновению коррупциогенных рисков.
Необходимо предусмотреть регламентацию и усиление ответственности работодателя за нарушения в области охраны труда. Предлагается усилить штрафные санкций за правонаруше-
• для должностных лиц - от 10 000 до 50 000 рублей;
• для индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 50 000 рублей или временное приостановление деятельности;
• для юридических лиц - от 100 000 до 600 000 рублей или временное приостановление деятельности.
Предлагается:
• увеличить размер штрафа в случае тяжелого увечья работника в 2 раза (до 400 000 рублей);
• установить ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли смерть двух или более человек, - в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Законопроект о внесении указанных поправок в КоАП и Уголовный кодекс внесен в Правительство Российской Федерации в конце марта.
5. Создание и развитие современной системы медико-профилактического обслуживания работников.
Следует отметить, что первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, специалистами Министерства разработан порядок оказания профпатологической помощи работающим гражданам, а также комплекс единых стандартов оказания профпатологической помощи. Кроме того, принят новый порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусматривающий выделение уже на раннем этапе групп риска по развитию профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве, в том числе с использованием скрининговых методов и методов ранней диагностики наиболее часто встречающихся профессиональных и общесоматических заболеваний.
В целях дальнейшего повышения эффективности работы в сфере охраны труда в 2011 году в рамках реализации второго этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. будет подготовлен Комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья работников на производстве.
Следует особо подчеркнуть, что при разработке данных мероприятий будет впервые реализован комплексный подход к организационным, техническим и медицинским аспектам здоровья работников на производстве.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, в целях совершенствования системы управления профессиональными рисками и их недопущения, необходима строго регламентированная реализация мер по следующим направлениям:
• утверждения стандартов безопасности труда;
• повышение эффективности и качества проведения мероприятий в области охраны труда;
• совершенствование нормативного обеспечения охраны труда (утверждения правил по охране труда и типовых инструкций по охране труда, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов для различных видов экономической деятельности);
• формирование системы установления и определения размеров компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда;
• совершенствование системы обеспечения средствами индивидуальной защиты (утверждение типовых норм выдачи СИЗ для различных видов экономической деятельности)
Реализация данных мероприятий позволит повысить качество рабочих мест, осуществить поэтапное сокращение рабочих мест с вредными условиями труда и привлечь тем самым в базовые отрасли экономики высококвалифицированные трудовые ресурсы [9].
Литература
1. Международная организация труда. Методические рекомендации и информационные материалы. Режим доступа: http://base.safework.ru/
2. Межотраслевые комплексы / Строительный комплекс. Режим доступа: http://www.grandars.ru/shkola/geografiva/stroitelnYY-kompleks .html
3. Материал для сайта ГУ ИМЭИ 30.3.2011г. Режим доступа: http://www.macroeconomics.ru/Mos_Pr_Reg.pdf
4. Газета "ЗАГРАНИЦА" № 22(75). Режим доступа: http://www.zagranitsa.info/article.php?new=75&idart=7513
5. RMNT.RU / Новости недвижимости и строительства. Режим доступа: http://www.rmnt.ru/news/169156.htm
6. Новые известия. От 30.03.11. Режим доступа: http://www.newizv.ru/lenta/2011 -03-30/142856-bolee-640-chelovek-pogibli-na-strojkah-rossii-v-2010-godu.html
7. Распределение Пуассона. Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki
8. Решение Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы от 29 марта 2011 года. Режим доступа:
http://94.79.62.253/templates/userpic/reshenivepo2muvoprtravmatizmvstrateg.doc
9. Тезисы доклада замминистра Александра Сафонова на конференции, посвященной Всемирному дню охраны труда 4 мая 2011 г. Режим доступа: http://www.oncologv.ru/news/2011/05/04.htm
Literature
1. Mezhdunarodnaya organizatsiya truda. Metodicheskie rekomendatsii i informatsionnye mate-rialy. Rezhim dostupa: http://base.safework.ru/
2. Mezhotraslevye kompleksy / Stroitel'nyi kompleks. Rezhim dostupa: http://www.grandars.ru/shkola/geografiva/stroitelnYY-kompleks.html
3. Material dlya saiQta GU IEEI 30.3.2011g. Rezhim dostu-pa:http://www.macroeconomics.ru/Mos_Pr_Reg.pdf
4. Gazeta "ZAGRANITSA" № 22(75). Rezhim dostupa: http://www.zagranitsa.info/article.php?new=75&idart=7513
5. RMNT.RU / Novosti nedvizhimosti i stroitelstva. Rezhim dostupa: http://www.rmnt.ru/news/169156.htm
6. Novye izvestiya. Ot 30.03.11. Rezhim dostupa: http://www.newizv.ru/lenta/2011-03-30/142856-bolee-640-chelovek-pogibli-na-strojkah-rossii-v-2010-godu.html
7. Raspredelenie Puassona. Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org/wiki
8. Reshenie Mezhvedomstvennoi komissii po ohrane truda pri Pravitelstve Moskvy ot 29 marta 2011 goda. Rezhim dostupa:
http://94.79.62.253/templates/userpic/resheniyepo2muvoprtravmatizmvstrateg.doc
9. Tezisy doklada zamministra Aleksandra Safonova na konferentsii, posvyashchennoi Vsemir-nomu dnyu ohrany truda 4 maya 2011 g. Rezhim dostupa: http://www.oncology.ru/news/2011/05/04.htm
Ключевые слова: предприятия строительного комплекса, вредные условия труда, травматизм, увечье, гибель, профзаболеваемость, безопасность труда, предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, предупреждение производственного травматизма.
Keywords: construction companies, bad working conditions, injuries, injury, death, occupational diseases, safety, businesses large, medium and small businesses, prevention of occupational injuries.
129337, г.Москва, Ярославское шоссе, д.26, КМК, к.517.
Тел.: 8-965-247-15-31 e-mail: [email protected]
Рецензент: Кузина Ирина Геннадьевна, канд. ист. наук, профессор, зав. кафедрой социологии и социальной работы Дальневосточного технического университета