Научная статья на тему 'О проблеме социальной обусловленности криминализации посягательств на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность'

О проблеме социальной обусловленности криминализации посягательств на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОСЯГАТЕЛЬСТВО / ENCROACHMENT / AUTHORITY / THE PERSON WHO IS CARRYING OUT LAW-ENFORCEMENT ACTIVITY / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / PUBLIC DANGER / УСТОЙЧИВЫЙ ТРЕНД / A STEADY TREND / SPECIFIC WEIGHT / СПЕЦИАЛЬНАЯ КРИМИНАЛИЗАЦИЯ / SPECIAL CRIMINALIZATION / ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ВЛАСТИ / ЛИЦО / ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузьмин Антон Владимирович

В статье осуществлено статистико-правовое исследование социальной обусловленности криминализации посягательств на представителя власти и лица, осуществляющего правоохранительную деятельность. Автором сделан вывод по поводу обоснованности специальной криминализации указанных посягательств, поскольку они обладают повышенной степенью общественной опасности. На основе анализа данных официальной статистики ГИАЦ МВД России, Судебного департамента при Верховном суде РФ констатируется высокая степень распространенности в стране преступлений, предусмотренных ст. 317, 318, 319 и 320 УК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF SOCIAL CONDITIONING OF CRIMINALIZATION OF ATTACKS ON GOVERNMENT OFFICIALS AND OFFICIALS FROM THE LAW ENFORCEMENT

In the article statistical and legal research of social validity of criminalization of infringement of the authority and the person who is carrying out law-enforcement activity is carried out. The author drew a conclusion on validity of special criminalization of the specified encroachments as they possess the raised degree of public danger. On the basis of the analysis of data of official statistics of GIATs of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation high degree of prevalence to the Russian Federation of the crimes provided by Art. 317, 318, 319 and 320 of the Criminal code of Russian Federation, and also unfortunate trends of their development are stated.

Текст научной работы на тему «О проблеме социальной обусловленности криминализации посягательств на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность»

Преступления, посягающие на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, всегда имеют большой общественный резонанс. Каждое подобное посягательство является для общества сигналом о том, что противостояние государства и криминала достигло своего крайнего предела, дошло до черты жесткого противостояния. Не касаясь вопроса о причинах подобного, обратимся к проблеме социальной обусловленности криминализации в специальных нормах (ст. 317, 318, 319 и 320 УК РФ) посягательств на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Как известно, в основе установления уголовной ответственности за то или иное деяние лежат его общественная опасность, распространенность и правовая необходимость (т. е. невозможность достичь целей предупреждения иными, не уголовно-правовыми мерами).

Обращаясь к анализу рассматриваемых посягательств, следует подчеркнуть, что в уголовно-правовой доктрине высокая степень их общественной опасности не вызывает сомнений. Основной вопрос здесь связан с обоснованностью криминализации данных посягательств в специальных нормах УК РФ. Так, статья 317 УК РФ является специальной по отношению к ст. 105 УК РФ, в то же время ст. 318 - специальной к ст. 111, 112, 115, 116, 117 УК РФ, а ст. 319 ранее (до исключения соответствующей нормы) соотносилась подобным же образом со ст. 130 УК РФ. В этой связи следует разрешить дилемму между необходимостью и достаточностью криминализации указанных деяний. Данный вопрос особенно значим в свете активного, но не всегда рационального конструирования законодателем специальных составов преступлений в Уголовном кодексе Российской Федерации. Примером подобного могут служить ст. 2051, 1591, 1592 УК РФ и т. п. Однако данное замечание нельзя отнести к составам преступлений, связанных с посягательствами на представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Общественная опасность указанных деяний чрезвычайно высока, поскольку:

- они двуобъектны: в результате указанных посягательств, во-первых, подрывается авторитет государственной власти, нарушается установленный законом порядок деятельности представителей власти и правоохранительных структур, во-вторых, попирается запрет на неприкосновенность жизни, здоровья, чести и достоинства указанных лиц, а также их близких;

- сама деятельность по осуществлению власти и правоохранительной функции обладает большой социальной значимостью, поскольку без нее невозможно в принципе нормальное существование государства и общества;

- личная безопасность представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких, - важное условие стабильности государственной власти и правопорядка;

- профессиональная виктимность перечисленных лиц, связанная с выполнением гражданского и служебного долга, обусловливает необходимость повышенной степени их уголовно-правовой охраны;

- обеспечение безопасности представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких, выступает необходимой предпосылкой защиты от преступных посягательств населения в целом.

В подавляющем большинстве случаев виновные, преследуя цель воспрепятствовать законной служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в то же время стремятся избежать задержания и привлечения к уголовной ответственности. Месть в качестве мотива действий преступников встречается в единичных случаях.

Высокая степень общественной опасности рассматриваемых преступлений проявляется также и в том, что в последние десятилетия отмечается увеличение количества погибших и рост численности потерпевших, здоровью которых был причинен вред. Кроме того, отмечается рост посягательств на представителей власти и правоохранительных органов, совершаемых с применением огнестрельного оружия. Для таких преступлений характерно тщательное планирование действий, распределение ролей между соучастниками [3, с. 11].

Не меньшую общественную опасность представляют и посягательства, связанные с оскорблением представителя власти. Правовая защита чести и достоинства представителей власти является составной частью общей проблемы взаимоотношений, возникающих между должностными лицами, наделенными в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, и отдельными членами общества [9, с. 13].

Неуважительные выпады в сторону представителя власти свидетельствуют о неуважении к самой государственной власти, что также разрушает устои стабильности и правопорядка в обществе. Будучи связующим звеном между государством и отдельными индивидами, выступающими в качестве субъектов правоотношений, представители власти являются комплексной категорией, в основу которой положена личность представителя власти, наделенного государством специальными полномочиями для реализации возложенных на него задач [16, с. 8].

Таким образом, специфика объектов уголовно-правовой охраны, значимость для общества и государства соответствующих общественных отношений, а также виктимологическая характеристика жертв отчетливо свидетельствуют о необходимости конструирования специальных составов преступлений, связанных с посягательствами на представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, и их близких.

Одним из критериев криминализации деяния выступает также и его распространенность. Если вести речь о количестве зарегистрированных преступлений против порядка управления, посягающих на служебную деятельность и личность представителей власти в целом, то их удельный вес в общем объеме преступности составляет порядка 6 %. Так, в 2010 г. всего было зарегистрировано 43 778 таких преступлений. Видовая же структура преступлений против порядка управления показывает, что удельный вес посягательств на представителя власти и лиц, осуществляющих деятельность по охране правопорядка, в общем числе преступлений против порядка управления значителен и равен 14 %.

Официальная статистика свидетельствует о неблагоприятных тенденциях регистрации в Российской Федерации посягательств на представителей власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких. В подавляющем большинстве случаев они направлены на представителей правоохранительных органов. При этом чаще всего выявляются преступные посягательства, связанные с оскорблением (ст. 319 УК РФ), несколько реже применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ) и посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ). Крайне редко регистрируются деяния, связанные с разглашением сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ).

Характеризуя динамику названных преступлений, следует констатировать устойчивый тренд роста. Так, если в 1997 г. в Российской Федерации было совершено 321 посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, то в 2007 г. уже 445 таких посягательств. В целом же за последние пятнадцать лет их количество увеличилось в 2,5 раза. Например, только в 2004 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 229 сотрудников органов внутренних дел (на 21,2 % больше, чем в 2003 г.), 604 (на 16,8 % выше 2003 г.) было ранено; в 2005 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 278 сотрудников органов внутренних дел (+18 %), 715 (+15,6 %) -ранено; в 2006 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 318 сотрудников органов внутренних дел (+14,3 %), 794 (+11 %) - ранено; в 2007 г. при исполнении служебных обязанностей погибло 378 сотрудников органов внутренних дел (+18,9 %), 898 (+13 %) - ранено [10, с. 26; 11, с. 21; 12, с. 31; 13, с. 29]. Наибольший прирост (зарегистрировано 592 случая совершения преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа») наблюдался в 2010 г. (на 37,3 % больше, чем в 2009 г. (431 человек) [15, с. 32].

Неблагоприятна также и динамика преступных посягательств, связанных с применением насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ). Так, если в 2007 г. количество указанных посягательств составило 445, в 2008 г. - 523, то за 2009 г. уже было совершено около 1 000 подобных преступлений [8, с. 15; 14, с. 21]. Рост данных преступлений только за 2006 г. составил 25 %. Это в 1,3 больше, чем за предыдущие годы. Тенденция роста преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 318 УК РФ и ч. 2 ст. 318 УК РФ, составила 2 и 2,1 раза, соответственно. В 2010 г. было выявлено 8 829 случаев применения насилия в отношении представителя власти (- 0,4 %) [15, с. 32].

Среди всех преступлений, посягающих на нормальную деятельность сотрудников полиции, преобладают преступные деяния, направленные против чести и достоинства указанных лиц. Количество оскорблений сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими своих должностных функций или в связи с их исполнением за 10 лет возросло в 16,6 раза, а тенденция роста

составила 2,5 [1, с. 17]. В 2010 г. выявлено 14 122 случая оскорбления представителя власти (+ 0,8 %) [15, с. 32].

К сожалению, с 2011 г. на официальном сайте МВД России статистика рассматриваемой группы преступлений в общем доступе не представлена. Поэтому источником основной официальной информации в последующий период времени выступает Судебный департамент Верховного суда Российской Федерации.

Анализ статистики судимости в стране также отражает негативные тенденции группы преступлений, связанных с посягательствами на представителей власти, лиц, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и их близких. Так, в 2009 г. по ст. 317 УК РФ было осуждено 27 человек, в 2010 г. - уже 37, а в 2011 г. отмечено некоторое снижение этого показателя -19 осужденных [5; 6; 7]. Судебная статистика отражает уже упомянутую тенденцию высокой доли в структуре указанных преступлений применения насилия в отношении представителя власти. Так, в 2009 г. по ч. 1 ст. 318 УК РФ было осуждено 6 188 человек, а по ч. 2 этой же нормы - 934. В 2010 г. статистика судимости отразила незначительное снижение числа осужденных по ч. 1 ст. 318 УК РФ - 6 008 человек, а также незначительное увеличение лиц, признанных виновными в применении насилия, опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти, - 940 человек [6]. Аналогичная тенденция сохранилась и в 2011 г., поскольку по ч. 1 ст. 318 в общей сложности было осуждено 5 817 лиц, а по ч. 2 этой статьи - 966 [5; 6; 7].

Статистика Судебного департамента Верховного суда РФ отражает и общую тенденцию на превалирование в группе рассматриваемых преступлений оскорбления представителя власти (ст. 319 УК РФ). Так, в 2009 г. по данной статье было осуждено 10 322 человека, в 2010 г. - 9 467 лиц, а в 2011 г.- 8 608 [5; 6; 7].

Значительно в меньшем объеме, но все же нашла отражение в статистике судимость за разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ). Так, по ч. 1 этой статьи в 2009 г. было осуждено 5 человек, в 2010 г. - 7, а в 2011 г. - уже 11 [5; 6; 7]. Что касается ч. 2 ст. 320 УК РФ, то осужденных по ней лиц в указанный период времени нет.

Следовательно, статистико-аналитическое исследование позволяет сформулировать однозначный вывод о существенном удельном весе преступлений, посягающих на представителя власти, лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность и их близких как в общей структуре преступности в стране, так и в видовой структуре преступлений против порядка управления. Помимо этого, в последние пятнадцать лет динамика указанных преступлений (ст. 317, 318, 319, 320 УК РФ) крайне неблагоприятна и характеризуется устойчивым трендом роста.

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что социальная обусловленность криминализации посягательств на представителей власти и лиц, осуществляющих деятельность по охране правопорядка, безусловна и очевидна. Актуализация проблемы уголовно-правовой охраны представителей власти и правоохранительной системы нарастает в России год от года на протяжении последних десятилетий. Об этом свидетельствуют как абсолютные, так и относительные показатели данных преступлений. Кроме того, повышается уровень их общественной опасности. Это проявляется в увеличении фактов применения огнестрельного оружия при совершении посягательств, в их групповом, а зачастую и организованном характере. Уязвимость представителя власти либо правоохранительной системы находится в прямой корреляции с проблемой обеспечения безопасности личности в целом. Снижение гарантий неприкосновенности представителей власти и лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность, - прямой путь к разрушению правопорядка в обществе. В условиях сложившейся криминальной ситуации государство просто обязано обеспечить безопасность своих представителей, в том числе и через установление уголовно-правового запрета с максимально жесткой санкцией за его несоблюдение.

Литература

1. Баглай Ю. В. Уголовно-правовая охрана сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (по данным Приволжского округа): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

2. Грибунов О. П. Уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.

3. Королев В. В. Криминологическая характеристика и предупреждение посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.

4. Моховой М. Б. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, посягающих на представителей власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004.

5. Отчет о состоянии судимости за январь-декабрь 2009 г. Судебный департамент при Верховном суде РФ. URL: http:www.cdep.ru

6. Отчет о состоянии судимости за январь-декабрь 2010 г. Судебный департамент при Верховном суде РФ. URL: http:www.cdep.ru

7. Отчет о состоянии судимости за январь-декабрь 2011 г. Судебный департамент при Верховном суде РФ. URL: http:www.cdep.ru

8. Преступность и правонарушения (2004-2008 гг.) // Статистический сборник. М., 2009.

9. Розикзода А. А. Уголовно-правовая защита чести и достоинства представителей власти при исполнении ими служебных обязанностей: опыт России и Республики Таджикистан: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2011.

10. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2004 г. // Статистический сборник. М.,

2005.

11. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2005 г. // Статистический сборник. М.,

2006.

12. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2006 г. // Статистический сборник. М.,

2007.

13. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2007 г. // Статистический сборник. М.,

2008.

14. Состояние преступности в России за январь-июль 2009 г. // Статистический сборник. М., 2009.

15. Состояние преступности в России за январь-декабрь 2010 г. // Статистический сборник. М., 2011.

16. Третьяков К. В. Уголовная ответственность за насилие в отношении представителя власти: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2009.

17. Шрамченко А. В. Уголовно-правовая защита сотрудников милиции при исполнении ими служебных обязанностей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.