Научная статья на тему 'О проблеме сокращения тактического ядерного оружия'

О проблеме сокращения тактического ядерного оружия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме сокращения тактического ядерного оружия»

О ПРОБЛЕМЕ СОКРАЩЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

Н.Н. Поросков,

Военный эксперт, полковник запаса

Международные соглашения и договоры последних лет в области ядерного оружия касаются, главным образом, боеголовок межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования. То есть, того, что специалисты образно называют ядерным щитом. Однако в мире существует целый арсенал тактического ядерного оружия (ТЯО), которое часто остается в тени. К нему относятся боеголовки тактических ракет наземного базирования, зенитных, морских противокорабельных и противолодочных ракет, ракет против наземных целей, а также артиллерийские снаряды, ядерные фугасы, авиабомбы и ракеты «воздух - земля». Арсенал только России составляет сегодня, по разным данным, от 3500 до 4000 боеприпасов, среди которых примерно 1200 боеголовок для зенитных ракет и 1500 авиационных боеприпасов различных типов.

ТЯО явилось, по сути, ответом НАТО на превосходство Организации Варшавского договора в обычных вооружениях: с появлением ТЯО неустойчивая ситуация в обычных вооружениях сменилась ядерным равновесием. Сегодня роль ТЯО кажется не столь значительной. Если по российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов «большие» ядерные арсеналы каждой из сторон сократятся к 2012 г. почти на две трети и достигнут 1700 - 2200 боевых блоков, то о сокращении ТЯО речь вообще не идет. Напротив, при снижении уровней стратегических вооружений доля ТЯО значительно возрастает, и часть задач может быть передана этому виду оружия.

#11

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: 1

О ПРОБЛЕМЕ СОКРАЩЕНИЯ ТАКТИЧЕСКОГО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ 4

СТРАНЫ БАЛТИИ - НАТО - РОССИЯ: ГОД ПОСЛЕ ПРАЖСКОГО САММИТА

6

ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ ЕС И РОССИЕЙ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЕВРОАЗИАТСКОГО РЕГИОНА

11

БАЛКАНСКИЕ СТРАНЫ И ПРОЦЕССЫ ТРАНСФОРМАЦИИ НАТО

13

ТУРЦИЯ И ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ: НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

На Второй московской международной конференции по нераспространению в сентябре прошлого года бывший начальник 12-го главного управления МО РФ, отвечающего за хранение ядерных боеприпасов, генерал-полковник Е. Маслин высказался за то, чтобы не торопиться с сокращением ТЯО, к чему призывают некоторые политики. Свою позицию генерал аргументировал тем, что сегодня Россия не имеет достойных обычных средств вооружения и не располагает достаточным количеством высокоточного оружия. Кроме того, считает г-н Маслин, ТЯО может выполнять функции сдерживания, например, против Китая, с которым Россия имеет 4,5-тысячекилометровую границу.

И если к мнению бывшего высокопоставленного военного можно относиться как к позиции частного лица, то первый заместитель начальника российского Генерального штаба генерал-полковник Ю. Балуевский выражает официальную точку зрения. Она такова: "Российское тактическое ядерное оружие для американцев не несет угрозы. Но тактическое оружие США, размещенное в Европе, приобретает для России характер оружия стратегического назначения. Теоретически оно может быть применено по нашим пунктам управления, командным центрам и стратегическим ядерным центрам"1- Исходя из этого, российские военные в рамках бюджета 2004 г. получили возможность качественно совершенствовать и развивать все три компонента ядерного щита - стратегические ядерные силы, оперативно-тактическое и тактическое ядерное оружие.

В то же время, в мире нарастают опасения, что тактическое ядерное оружие может попасть в руки террористов. Арабская газета «Аль-Хаят» опубликовала информацию о том, что международная террористическая организация «Аль-Каида» еще в 1998 г., якобы, приобрела через украинских ученых ТЯО. И хотя подобного рода сведения часто бездоказательны, тревога растет. Поэтому Россия уже заявила, что оставляет за собой право корректировать свою ядерную стратегию. Что касается тактического ядерного оружия вообще, то Россия неоднократно заявляла о готовности разговаривать на эту тему при условии, что все государства, обладающие таким оружием, будут хранить его на своей территории, но не за ее пределами.

Так или иначе, мы сегодня являемся свидетелями опасного процесса, в ходе которого ядерное оружие, бывшее только инструментом ядерного сдерживания, превращается в оружие поля боя. Доказательство тому - недавнее заявление Соединенных Штатов о готовности защищать Южную Корею от любых возможных атак со стороны КНДР и использовать для этого, если необходимо, ядерное оружие. Гарантии того, что Южная Корея находится под «ядерным зонтиком» США, были даны

1 Сказано генерал-полковником перед журналистами 26 ноября 2003 г. Цит. по ленте ТАСС от 26 ноября 2003 [15.45].

министром обороны Д. Рамсфельдом (несмотря на то, что США убрали свое тактическое ядерное оружие с Корейского полуострова в начале 90-х годов). В ответ на это Пхеньян заявил, что намерен получить современные вооружения, которые смогут нейтрализовать попытки США использовать против КНДР тактическое ядерное оружие. Правда, северокорейцы не уточняют, как они собираются это сделать.

США готовы были применить ТЯО в Ираке, но не сделали этого, поскольку не было необходимости: своих целей в этой арабской стране американцы были в состоянии добиться без применения тактического ядерного оружия. Сегодня США располагают современными авиационными средствами поражения, включая сверхтяжелые бомбы, которые по своей разрушительной силе равнозначны ТЯО, при этом отсутствует радиоактивное заражение местности и атмосферы. Кроме того, у США достаточно высокоточного оружия, чтобы отказаться от применения ТЯО или так называемых ядерных мини-бомб. Американские военные также опасались, что возможное применение ОМУ при тех бурях и резких изменениях ветра, которые наблюдаются в Ираке, может быть направлено не на противника, а на того, кто это оружие использует. Но, как утверждают многие международные военные эксперты, тактическое ядерное оружие в некоторых воинских формированиях США, вступивших в Ирак, было, и они готовы были применить его в случае критической для войск коалиции ситуации.

Соблазн иметь ТЯО в своих арсеналах велик. После возникновения российско-украинского конфликта вокруг о-ва Тузла некоторые украинские парламентарии предложили создать в Украине тактическое ядерное оружие как фактор сдерживания. И хотя президент Украины Л. Кучма дал понять, что возврата к ядерному статусу страны не будет, планы иметь ТЯО подспудно обсуждаются в «незалежной» Украине. И не только в ней. При этом как-то уходят на второй план утверждения специалистов о том, что ни один ядерный боезаряд нельзя взорвать таким образом, чтобы радионуклиды остались под землей, что выход радиации обязательно будет даже при взрывах, заглубленных на 30-50 метров. Причем заглубленные взрывы могут вызвать подвижки земной коры, то есть элементарные землетрясения.

Тактическое ядерное оружие приобретает все большее значение по мере того, как сокращаются стратегические вооружения. Снижение порога применения ядерного оружия ведет к искушению его применения на региональном уровне. Ни Россия, ни страны НАТО не исключают возможности использования ТЯО в ответ на применение обычных, химических и биологических вооружений. Страны Альянса обеспокоены российским ТЯО, тем более что его количество точно не известно. В свою очередь, тактическое ядерное оружие НАТО, имея в виду расширение Альянса, воспринимается

Россией как ключевая угроза ее безопасности. Сокращение ТЯО Россией и США предусмотрено лишь односторонними инициативами далекого 1991 г., к тому же не являющимися юридически обязательными и не предусматривающими мер верификации. Стороны в любой момент могут отказаться от добровольных самоограничений. Поэтому не раз высказывались предложения включить проблему ТЯО в договор СНВ-3. Проблема сокращения ТЯО обсуждалась и в рамках Совета Россия-НАТО с участием неядерных государств.

С окончанием холодной войны США сократили свое тактическое ядерное оружие в Европе с 7000 до 180 единиц, оставив такие заряды лишь на бомбардировщиках «В-1». Великобритания сделала упор на военно-морские силы, Франция демонтировала все ракеты наземного базирования. Роль ядерного оружия в военной доктрине Альянса значительно снизилась. Однако на сегодня США считают преждевременным поднимать вопрос о полном выводе ядерного оружия из Европы, хотя в Пентагоне нет единого мнения по этому вопросу. Нет его и среди членов НАТО. Согласно официальным документам, ядерное оружие НАТО в Европе призвано сдерживать угрозы со стороны так называемых пороговых государств. Однако Россия никогда не сбрасывала со счетов, в случае резкого обострения обстановки, размещение ТЯО на территории Калининградской области (в чем ее в январе 2001 г. активно обвиняли США, ссылаясь на данные собственной разведки), на кораблях Балтийского флота и даже в Белоруссии. Тем более, что, как считают российские военные, нет никаких гарантий, что Альянс не станет размещать тактическое ядерное оружие на территории новых членов НАТО. Интересно, что во времена периодического охлаждения российско-американских отношений тема тактического ядерного оружия все чаще используется для давления на Москву. Та, в свою очередь, пыталась использовать аргументы ТЯО в качестве козыря на переговорах по сохранению в силе Договора по ПРО 1972 г., однако безуспешно. В настоящее время Россия отстаивает позицию, согласно которой тактические ядерные боезаряды, размещенные сегодня на территории семи западноевропейских стран, должны быть возвращены в Северную Америку.

Небольшой экскурс в историю. После августовского путча 1991 г. США, напуганные близостью полного хаоса в ядерной державе №2, объявили о снятии с боевого дежурства тактических ядерных ракет в Европе, а также о снятии ТЯО с кораблей и подводных лодок. Через несколько дней президент СССР М. Горбачев ответил примерно тем же. На тот момент общее количество боеголовок у обеих сторон составляло около 30 тыс. единиц. Как полтора года назад заявляла российская сторона, все ТЯО ее военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск противовоздушной обороны уже уничтожено, в арсеналах остались лишь ядерные боеприпасы сухопутных войск. После этих

инициатив ядерное оружие поля боя никогда не подпадало под действие международных соглашений. Российские и американские военные по-прежнему считают ТЯО «последним аргументом». По мнению многих специалистов, обеспокоенных затишьем в этой сфере, настало время юридической активности в области контроля над тактическим ядерным оружием. Эффективная система контроля должна обеспечивать стороны информацией о статусе арсеналов ТЯО, то есть о его количестве и типах, а также об изменениях в местоположении боезарядов, предполагать существование механизмов заблаговременного предупреждения о повышении боеготовности средств ТЯО другой стороны.

В 1999 г. на заседании Подготовительного комитета Конференции по выполнению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) большая группа государств высказалась за рассмотрение вопроса о разоружении в области ТЯО. Но впоследствии активность инициаторов заметно снизилась, дело вновь застопорилось. Сегодня официальная открытая информация о количестве и местах нахождения развернутых и неразвернутых боезарядов ТЯО отсутствует.

Недостаточное внимание к ТЯО чревато последствиями еще и потому, что этого оружия в мире много, высок риск его применения на ранних этапах возможных конфликтов или без соответствующих санкций. Кроме того, тактические ядерные боеприпасы более уязвимы в смысле их похищения. Ненадежен и режим контроля, поскольку он не является юридически обязывающим, не предусматривает механизмов контроля и обмена информацией. Небольшие размеры этого оружия, отсутствие у старых его поколений электронных замков, исключающих несанкционированное применение, усиливают уязвимость ТЯО. Порядок его развертывания и применения представляет собой серьезную проблему с точки зрения контроля. По всей видимости, право на применение ТЯО может быть передано командованию группировкой войск на театре военных действий, что приведет к ослаблению политического контроля.

В то же время следует иметь в виду, что разделение ядерного оружия на стратегическое и тактическое весьма условно. За основу разделения берется не само это оружие, а его носители. В итоге можно фиксировать казус: мощность тактической бомбы США «В-61» - 170 килотонн, а стратегической боеголовки «Посейдон» - только 40 килотонн. Все это расшатывает устойчивость ядерного баланса. Между тем, уничтожить все живое на Земле с помощью тактического ядерного оружия так же легко, как и боеголовками стратегических ракет.

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.