Научная статья на тему 'О проблеме развития профессиональной культуры психолога'

О проблеме развития профессиональной культуры психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
206
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА К КЛИЕНТУ / ПЕРЦЕПТИВНО-КОММУНИКАТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕГУЛЯТИВНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ОТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГА К КЛИЕНТУ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Газизова Р. Р.

В данной статье культура отношения психолога к клиенту рассматривается как составная часть профессиональной культуры психолога. Опираясь на анализ понятия «культура», идеи В.Н. Мясищева о трехкомпонентной структуре отношений, а также структуру профессиональной культуры психолога, предложенную Н.И. Исаевой, автор представила авторское понимание культуры отношения психолога к клиенту. Описана программа формирования культуры отношения психолога к клиенту и результаты исследования по формированию культуры отношения к клиенту у студентов-психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме развития профессиональной культуры психолога»

УДК 159.9 (07)

О ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

ПСИХОЛОГА1

© 2015 Р. Р. Газизова

канд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры психолого-педагогического образования e-mail: ReginaGazizova05@mail. ru

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

В данной статье культура отношения психолога к клиенту рассматривается как составная часть профессиональной культуры психолога. Опираясь на анализ понятия «культура», идеи В.Н. Мясищева о трехкомпонентной структуре отношений, а также структуру профессиональной культуры психолога, предложенную Н.И. Исаевой, автор представила авторское понимание культуры отношения психолога к клиенту. Описана программа формирования культуры отношения психолога к клиенту и результаты исследования по формированию культуры отношения к клиенту у студентов-психологов.

Ключевые слова: культура, профессиональная культура, культура отношения психолога к клиенту, перцептивно-коммуникативный, эмоционально-регулятивный, поведенческий компоненты культуры отношения психолога к клиенту.

Понятие «культура» первоначально использовалось для обозначения обработки земли и почвы, однако затем культурой стали называть различные виды деятельности и поведения человека. Такое многообразие привело к возникновению определенных сложностей, связанных с научным определением понятия «культура». Например, А. Кребер и К. Клакхольн в одной из своих работ приводят около 250 определений культуры [Kluckholn 1965]. К настоящему времени насчитывается более 1500 определений понятия «культура», что приводит к многочисленным попыткам упорядочить это многообразие. Несмотря на существующие проблемы с научным определением данного понятия, исследователи подчеркивают, что культура:

- характеризует индивидуальную и социальную среду жизни человека;

- является формой существования личности;

- имеет пространственные и временные границы;

- проявляется в поведении человека, его сознании и деятельности;

- раскрывается через предметы, произведения искусства, языковые формы, знаки и т. д.;

- включает в себя отношение к окружающим, к самому себе и к природе.

Подходы к изучению культуры классифицируются согласно социологическим и

общефилософским школам, так как именно в рамках этих наук долгое время велось изучение культуры и ее влияние на человека. В последнее время формируется психологический вариант трактовки культуры (И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, Л. С. Колмогорова, О.И. Мотков и др.). Согласно данному подходу, культура рассматривается как способность человека к саморегуляции и саморазвитию, обеспечивающим продуктивную созидательную деятельность личности. В настоящее время в педагогике и психологии одной из актуальных проблем является развитие профессионально-психологической культуры, теоретико-методическое обеспечение которого широко представлено в научной литературе: психологической культуре

I Статья написана при поддержке гранта В15-67 от 17.03.2015 СФ БашГУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

учителя посвящены работы И.Б. Котовой, Е.И. Рогова, Н.И. Лифинцевой, А.Б. Орлова, Н.Ю. Певзнер и др.; психологическая культура психолога раскрывается в трудах Н.И. Исаевой, И.В. Аксеновой и др.; психологическая культура руководителя рассмотрена и проанализирована Г.И. Марасановым, Н.Т. Селезневой и др.

Особый интерес для нас представляют научные исследования И.В. Аксеновой и Н.И. Исаевой, в которых анализируется проблема профессионально-психологической культуры психолога образования. И.В. Аксенова рассматривает профессиональную культуру как модель профессиональной деятельности, способствующую восприятию студентом-психологом себя как субъекта психологической деятельности и выбору стратегий поведения и профессиональных действий в процессе взаимодействия с окружающими [Аксенова 2000: 50-53]. По мнению Н.И. Исаевой, профессиональнопсихологическая культура психолога представлена единством трех компонентов:

- аутопсихологическая культура - отражает, с одной стороны, стремление к самопознанию, саморазвитию и саморегуляции личности, а с другой стороны, готовность личности к работе по профессиональному и личностному развитию и коррекции;

- предметно-психологическая культура - отражает стремление к построению человеком своего образа внешнего мира, мира предметов и людей;

- социально-психологическая культура - отражает стремление к организации взаимодействия и установления гармоничных отношений с другими при сохранении собственной индивидуальности и творческого подхода [Исаева 2002: 102-106].

Мы считаем, что социально-психологическая культура, рассматривающаяся в трудах Н.И. Исаевой как компонент профессиональной культуры, требует более основательного изучения применительно к студентам-психологам, что, по-нашему мнению, можно назвать культурой отношения психолога к клиенту. Изучению понятия «отношения» посвящены труды многих отечественных ученых, но именно работы В.Н. Мясищева являются теоретической основой современного звучания категории «отношение». Ученый подчеркивал, что 1) отношения выступают фактором и источником развития личности; 2) отношения определяют местоположение человека в мире; 3) основой отношений является опыт человека [Мясищев 1995: 48-63].

Неоценимый вклад В.Н. Мясищева также состоит в том, что он одним из первых описал трехкомпонентную структуру отношения: выбор стратегии поведения личности по отношению к самому себе и значимым для нее объектам среды является содержанием поведенческого компонента; оценочный компонент направлен на самовосприятие, самооценку, самосознание и оценку окружающих людей и объектов среды; эмоциональный компонент предполагает развитие эмоционального отношения личности к самому себе, окружающим людям и объектам среды [Мясищев 1995: 108-112].

Изложенные выше теоретические представления В. Н. Мясищева о структуре отношений и Н.И. Исаевой о структуре профессиональной культуры психолога позволили нам рассматривать культуру отношения психолога к клиенту как составную часть профессиональной культуры психолога, заключающуюся в способности создавать целостный образ клиента и его проблемы (перцептивно-коммуникативный компонент), эмоциональной саморегуляции в ситуации взаимодействия с клиентом (эмоционально-регулятивный компонент) и направленности психолога на развитие личности клиента при условии сохранения границы в общении с ним (поведенческий компонент) [Газизова 2014: 69-75].

Развитие культуры отношения психолога к клиенту как компонента профессиональной культуры может являться специфической задачей в процессе обучения в вузе. По этой причине нами было организовано исследование, в котором приняли участие 60 студентов-психологов 4-го курса. Анализ результатов

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Газизова Р. Р. О проблеме развития профессиональной культуры психолога

констатирующего этапа эксперимента показывают необходимость организации специальной работы по развитию у студентов, будущих психологов, культуры отношения к клиенту. Исходя из результатов констатирующего эксперимента, был проведен формирующий эксперимент, в котором приняли участие студенты-психологи в количестве 30 человек. Работа по развитию культуры отношения к клиенту у будущих психологов осуществлялась в ходе реализации разработанной нами программы «Культура отношения психолога к клиенту». При прохождении курса решались следующие задачи:

1) развитие у будущих психологов профессиональной компетентности;

2) расширение представлений студентов об отношении, культуре отношения педагога-психолога к клиенту, ее компонентах и психологических составляющих;

3) развитие психологических качеств и свойств личности, составляющих культуру отношения психолога к клиенту.

Через пять месяцев после реализации программы «Культура отношения психолога к клиенту» была проведена повторная диагностика показателей культуры отношения психолога к клиенту. Анализ результатов показывает положительные тенденции динамики показателей у студентов экспериментальной группы. В контрольной группе статистически значимые различия не выявлены.

Сравнительный анализ динамики средних групповых показателей культуры отношения к клиенту у будущих педагогов-психологов

Исследуемые параметры Экспериментальная группа Контрольная группа

Конст. этап (n=30) Контр. г этап (n=30) U-кри- терий Манна- Уитни Конст. этап (n=30) Контр.эт ап (n=30) U-кри- терий Манна- Уитни

Перцептивно-коммуникативный компонент

Владение средствами невербальной психодиагностики 7,6 9,2 770** 7,4 7,8 500,5

Умение понимать соответствие вербального сообщения человека его действительным желаниям и стремлениям 6,9 8,2 687,5** 6,7 6,8 557

Проникающая способность к эмпатии 3,0 4,08 630,0** 3,2 2,9 499,5

Отчужденность - доверие между субъектами отношений 38,4 33,1 1124,5 41,2 39,7 540,5

Эмоционально-регулятивный компонент

Эмпатия 20,3 23,9 724,0** 20,4 19,8 515,0

Социальный интерес 5,9 7,3 812,0** 6,2 5,9 525,0

Рациональный канал эмпатии 2,8 3,6 826,0** 3,4 3,2 538

Установки, способствующие эмпатии 3,9 4,2 1030,0 3,8 3,6 514

Идентификация в эмпатии 4,1 4,5 1080,0 3,3 3,2 572,0

Эмоциональный канал эмпатии 3,2 4,2 724,0** 3,6 3,6 567,5

Напряженность - комфортность в межличностных отношениях 39,8 34,6 1060,5 39,4 41,2 514,5

Неумение управлять эмоциями -регулирование эмоционального состояния 2,2 1,6 789** 2,2 2,2 573

Поведенческий компонент

Направленность на развитие личности клиента 8,6 9,9 694,0** 8,3 8,2 573,5

Направленность на самопрезентацию 7,3 7,6 1029,5 7,5 7,8 529,5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

Стремление дать совет 8,2 6,6 603,0** 8,3 8,1 566

Агрессия в отношениях -тактичность 33,4 29,6 1084,5 34,9 35,3 576,5

Удовлетворенность межличностным взаимодействием 15,6 19,9 316,5** 14,9 15,1 541

Самоценность отношений 43,3 54,3 420,0** 44 43.4 550,5

Конструктивность отношений 59,0 70,5 408,0** 61,7 61,2 561,5

Диалогичность отношений 63,6 83,8 233,0** 63,9 63,2 556,0

По перцептивно-коммуникативному компоненту получены следующие изменения: у студентов, будущих психологов, повысились показатели владения средствами невербальной психодиагностики, умения оценивать соответствие вербального сообщения человека его подлинным мыслям и желаниям, проникающей способности к эмпатии. Студенты стали более правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их вербальным и невербальным проявлениям.

Результаты исследования по эмоционально-регулятивному компоненту показывают следующие изменения: у студентов стали выше уровень развития эмпатии, рационального канала эмпатии, эмоционального канала эмпатии, социального интереса, уменьшились показатели по шкале «Неумение управлять эмоциями -регулирование эмоционального состояния». Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов, будущих психологов, стало более выраженным стремление к взаимопониманию, сопереживанию и сотрудничеству с людьми; улучшилась способность принимать личность клиента во всей ее уникальности, сложности, противоречивости и полноте, сопереживать, сочувствовать, понимать внутренний мир клиента, чутко и точно реагировать на переживания клиента.

Изменения показателей поведенческого компонента свидетельствуют, что увеличилось количество студентов, ориентированных на развитие личности клиента, при этом стало меньше студентов, которые направлены преимущественно на предложение совета. Увеличились показатели удовлетворенности межличностным взаимодействием, самоценности, конструктивности и диалогичности отношений.

Реализация описанной выше программы показала свою эффективность и результативность, следовательно, внедрение ее в подготовку будущих и работающих психологов позволит значительно повысить эффективность оказания ими психологической помощи клиенту.

Библиографический список

Аксенова И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2000. 214 с.

Газизова Р.Р. Формирование культуры отношения к участникам образовательного процесса у будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. Екатеринбург, 2014. 164 с.

Исаева Н. И. Развитие профессиональной культуры психолога образования: дис. ... докт. психол. наук. Белгород, 2002. 487 с.

Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

Personality in nature, society and culture / ed. C. Kluckholn et al. N.Y., 1965. P. XV.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.