Научная статья на тему 'О проблеме понятия «Чрезвычайная ситуация»'

О проблеме понятия «Чрезвычайная ситуация» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
965
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / EMERGENCY SITUATION / CRIMINAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров Александр Геннадьевич

Вводится понятие «чрезвычайная ситуация криминального характера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM MEANING OF THE TERM EMERGENCY SITUATION

The article views the issue of the term «criminal emergency situation».

Текст научной работы на тему «О проблеме понятия «Чрезвычайная ситуация»»

УДК 343.01

А.Г. Упоров

О ПРОБЛЕМЕ ПОНЯТИЯ «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ»

Вводится понятие «чрезвычайная ситуация криминального характера». Ключевые слова: криминал, чрезвычайная ситуация.

A. Uporov

PROBLEM MEANING OF THE TERM "EMERGENCY SITUATION"

The article views the issue of the term «criminal emergency situation».

Keywords: criminal, emergency situation.

Среди многочисленных терминов и определений, имеющих место в деятельности правоохранительных органов, в той или иной мере характеризующих различного рода ситуации как чрезвычайные, некоторые занимают особое место. К ним относятся: «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «чрезвычайные обстоятельства», «чрезвычайные происшествия», «особые условия».

Существующее многообразие терминов объясняется, с одной стороны, слабой и недостаточной проработкой данных понятий, с другой - стремлением различных авторов отразить лишь те существенные признаки, которые наиболее полно и точно, по их мнению, отражали бы сложившуюся ситуацию.

Содержание базовых понятий, единое их понимание имеет исключительное значение для организации определяемых ими действий, формирования структур управления, разделения функций субъектов, качества принимаемых решений. Если же понятие введено неточно, некорректно, не отражает сути явления, то это приводит к снижению эффективности всей системы управления.

При всём многообразии обозначенных выше терминов ключевым понятием, единственным, закрепленным законодательно, является «чрезвычайная ситуация».

Анализ нормативной базы и специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет сделать вывод о неоднозначности и противоречивости толкования тех условий, в которых приходится действовать правоохранительным органам1. Отсутствие единого понятийного аппарата приводит к различным подходам и оценкам однотипных ситуаций, не позволяет спланировать и упорядочить действия правоохранительных органов. В настоящей статье предлагается один из вариантов решения данной проблемы.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2 чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

Сложность и многоплановость понятия «чрезвычайная ситуация» обусловлены многочисленностью критериев классификации. На наш взгляд, главным критерием чрезвычайных ситуаций является их характер: они могут быть конфликтные и бесконфликтные. Кроме этого, отнесём к критериям источник возникновения, масштабы, сферу проявления и последствия чрезвычайных ситуаций.

1 Попытка устранить данную проблему была предпринята профессорами Академии МВД России А.К. Микее-вым и Б.Н. Порфирьевым.

2 СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648. 60

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'2

По масштабам чрезвычайные ситуации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»1 подразделяются на:

чрезвычайную ситуацию локального характера; чрезвычайную ситуацию муниципального характера; чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера; чрезвычайную ситуацию регионального характера; чрезвычайную ситуацию межрегионального характера; чрезвычайную ситуацию федерального характера.

По последствиям (в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О безопасности»2) выделяются чрезвычайные ситуации, повлекшие существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия.

По сфере проявления выделяются чрезвычайные ситуации социально-политического, природного, техногенного характера, а также комбинированные чрезвычайные ситуации.

В соответствии с Законом РСФСР «О чрезвычайном положении»3 объявление чрезвычайного положения, а также введение особого правового режима возможно по двум основаниям, связанных с двумя видами особых условий, двумя блоками повышенной экстремальности.

Первый - социально-политический, который включает в себя попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокаду отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов.

Второй - природно-биологический и техногенный. К нему относятся стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и требующие ведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Целью объявления чрезвычайного положения являются скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.

Вопросы прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий рассматривает Совет безопасности Российской Федерации (ст. 13 Закона РФ «О безопасности»). Его основная задача - подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, организация их ликвидации (ст. 15 Закона РФ «О безопасности»). В данном случае законодатель, говоря о последствиях, не определяет само понятие чрезвычайной ситуации. Можно лишь предположить, что речь идёт обо всём комплексе чрезвычайных ситуаций, как социально-политического, так природного, техногенного и комбинированного характера.

Деление чрезвычайных ситуаций на конфликтные и бесконфликтные позволяет разделить их на две большие части - криминальные и некриминальные.

На федеральном уровне нет нормативного акта, который бы решал вопросы урегулирования отношений при чрезвычайных ситуациях криминального характера. Не существует классификатора чрезвычайных ситуаций криминального характера, в соответствии с которым можно было бы определить те преступления, которые бы расценивались как таковые, при совершении (угрозе совершения) которых принимались бы соответствующие меры.

1 Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета от 26 мая 2007.

2 Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (ред. от 25.07.2002 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 09.04.1992. № 15. Ст. 769.

3 Ст. 1 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991. № 22. Ст.773.

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'2 61

Вместе с тем можно выделить критерии чрезвычайности преступного деяния, т. е. деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации1. К ним можно отнести действия (бездействия), угрожающие государству, его целостности и жизнедеятельности, гибели (угрозу гибели) значительного количества людей, нанесение ущерба (угрозе ущерба) окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Взяв за основу эти критерии, можно определить чрезвычайную ситуацию криминального характера как обстановку, сложившуюся в результате деяния, предусмотренного УК РФ, которое может повлечь, или повлекло за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, нарушение жизнедеятельности людей и требующее немедленного реагирования с использованием специальных тактических методов, сил и средств.

Криминальные чрезвычайные ситуации неоднородны, отличны по составу преступлений, числу их участников, продолжительности и т. д. В соответствии с таким подходом можно выделить достаточно большое количество составов преступлений, совершение которых (или угроза их совершения) может быть квалифицировано как чрезвычайная ситуация криминального характера. Причем в различных условиях, при определенных последствиях некоторые из них могут быть и не чрезвычайными. Так, террористический акт (ст. 205 УК РФ) или диверсия (ст. 281 УК РФ) могут и не повлечь тех последствий, которые указаны в предложенной дефиниции. Вместе с тем существуют составы, которые в чистом виде подпадают под чрезвычайные. Это бандитизм, массовые беспорядки, угон воздушного судна, захват заложников, террористический акт, т. е. в полной мере соответствуют предложенным выше критериям.

Можно сказать, что такую классификацию криминальных чрезвычайных ситуаций утвердил приказ МВД России от 10 сентября 2002 г. № 870 «Об утверждении Наставления по планированию и подготовке сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск МВД России по решению задач при чрезвычайных обстоятельствах». В частности, в нём под термином «чрезвычайное обстоятельство» понимается «события, происшедшие в социальной, техногенной сферах и природной среде, процессы и явления, существенно влияющие на жизнедеятельность людей, общества и государства и требующие принятия специальных мер по защите среды обитания, жизни, здоровья, прав и свобод граждан, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и по установлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения».

Основной отличительной особенностью этого понятия от других является то, что в нём дано одно определение, объединяющее две группы угроз общественной безопасности: чрезвычайные обстоятельства (социального характера) и чрезвычайные ситуации (природного и техногенного характера).

На наш взгляд, всё сказанное выше доказывает необходимость закрепления на федеральном уровне, подхода к определению чрезвычайной ситуации, учитывающего её криминальный характер. С этой целью предлагается внести в статью 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дополнение и изложить в следующей редакции: «Чрезвычайная ситуация (которая оказывает воздействие на особенности режима функционирования правоохранительных органов) -обстановка, сложившаяся в результате совершенного общественно опасного деяния, аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей, требующая проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также мероприятий, направленных на обеспечение правопорядка и безопасности людей».

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 24.07.2007 г.) //СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

62 _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2010'2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.