Научная статья на тему 'О проблеме перебазирования промышленных предприятий'

О проблеме перебазирования промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ВЫВОД ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Андрей Борисович

В статье анализируются требования и движущие силы по выводу промышленных предприятий из центров городов в промышленные зоны. Проблематика рассмотрена с точки зрения законодательства РФ и экономики предприятия. Рассмотренные вопросы дают возможность сделать вывод об общем характере проблемы и необходимости разработки методик управления процессами переезда предприятий из центра города и строительства производств в промышленных зонахI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article requirements and motive forces on moving of the industrial enterprises from the centers of cities in industrial zones are analyzed. The problematics is considered from the point of view of the legislation of the Russian Federation and enterprise economy. The considered questions give the chance to draw a conclusion on the general character of a problem and necessity of working out of techniques of management of processes of moving of the enterprises of city center and building of manufactures in industrial zones.

Текст научной работы на тему «О проблеме перебазирования промышленных предприятий»

научно - педагогических кадров, включающая следующие информационные среды и инструментальные средства:

- виртуальный кампус, содержащий электронный контент (мультимедийные курсы, тестовые материалы и др.), и позволяющий эффективно использовать технологии удаленного доступа;

- информационные центры дисциплин, обеспечивающие процесс управления академическими знаниями в вузе на качественно новом уровне;

- информационно-библиотечный центр;

- инструментарий технологии Web 2.0, позволяющий использовать эффективные методы коллективной разработки;

- комплекс автоматизированных инстру-

ментов системы управления качеством электронных ресурсов на основе е-МеШо8.

Таким образом, в заключение необходимо отметить, что для эффективного обеспечения комплексного решения задачи повышения качества высшего профессионального образования, отвечающего современным требованиям и тенденциям развития инновационной экономики, необходимо использование системы международной общественной аккредитации образовательных программ, построение новых моделей организации и управления учебным процессом путем интеграции классических моделей образования и моделей бизнес-образования с активным применением технологий электронного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. РИА Новости. Аналитика и комментарии. Дефицит инженерных кадров в России сохраняется-Superjob.ru. 09.09.09.

2. http://www.bls.gov.

3. The European Engineers.- FEANI:Issue №4. 2009.

4. Нежурина М.И. Методология проектирования и реализации инновационных образовательных программ // Современные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. Труды 51 научной конференции МФТИ. Москва-Долгопрудный, 2008, С.53-58.

УДК 336.714

А.Б. Морозов

О ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕБАЗИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Рост крупных городов за счет пригородных территорий ведет к тому, что промышленные территории, находившиеся на окраине, оказываются в черте городской застройки. За счет этого происходит нарушение градостроительного регламента и ухудшение экологической ситуации в черте города, кроме того выявляется потребность в жилой застройке и создании деловых центров на территории занятой промышленными предприятиями в центре города. Утрата крупнейшими городами промышленной функции становится общемировой тенденцией. Вывод производств из границ мегаполисов по-

могает решить множество проблем: загрязнение атмосферы, грунтов и водоемов, ликвидация угрозы техногенных катастроф и их последствий, ослабление избыточной нагрузки на транспортную сеть, депрессирование прилегающих территорий, невозможность использования занятых территорий под современные, более востребованные и конкурентоспособные функции.

Вопрос перебазирования и реформирования промышленных предприятий актуален, например, для Санкт-Петербурга более 30 лет. Концепция экстенсивного развития города исчер-

пала себя: экологические проблемы стали острее, планы по превращению Петербурга в современный высокотехнологичный, деловой и туристический центр требуют развития соответствующей инфраструктуры и приведения в порядок внешнего облика промышленных зон, расположенных в центре города. Кроме этого, многие территории используются крайне неэффективно с точки зрения их экономического потенциала.

Аналогичные вопросы возникают и в крупных городах России. Но до практической реализации этих планов дело не доходило. Шаги в этом направлении были сделаны только в последнее время.

Законодательная база вывода промышленных предприятий из центра города

Разработанные и принятые в первое десятилетие ХХ1 века законы Российской Федерации прямо и косвенно указывают на необходимость вывода промышленных предприятий из центров городов и формирование промышленных зон в соответствии с требованиями экологии и безопасности человека. Укажем основные из них.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды. Закон предусматривает:

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;

- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей сре-

ды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОН № 136-ФЗ «Земельный Кодекс».

Раскрывает и уточняет понятия безопасного производства продукции на территории Российской Федерации и определяя «Земли промышленности», отделяет их от «Земли населенных пунктов».

ФЕДЕРАЛЬНЫШ ЗАКОН N 190-ФЗ «Градостроительный Кодекс».

Описывает основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, среди которых градостроительное зонирование. Градостроительное зонирование отлично вписывается в концепцию вывода производств в промышленные зоны и отделения жилых кварталов от действующих производств.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Законодательные акты субъектов РФ

Правительство Санкт-Петербурга 11 июля 2004 одобрило Программу вывода, реформирования и перепрофилирования предприятий и реабилитации высвобождаемых территорий, находящихся в историческом центре города. Стратегическим планом развития города предусмотрено постепенное перепрофилирование и реструктуризация промышленных предприятий, вынос из центра города вредных производств, переориентация их на экологически чистые и высокотехнологичные производства. Одна из целей программы - повышение эффективности использования территорий нежилых зон и территорий промышленных предприятий. По замыслу авторов высвобождаемые участки должны использоваться с большей экономической отдачей.

В Москве 4 сентября 2001 г. был принято Постановление N 807-ПП, регламентирующее

порядок подбора территории для размещения предприятия, перебазируемого из исторического центра города Москвы.

Аналогичные документы приняты не только в мегаполисах России, но и в других крупных городах, где промышленные предприятия в центре города мешают развитию территорий, и имеется возможность их вывода в промышленные зоны вне городских территорий.

Трудности модернизации промышленных предприятий в центре города

Рассмотрим эту проблему на примере Санкт-Петербурга.

При рассмотрении планов развития предприятий машиностроительного сектора экономики, как правило, возникает вопрос подключения дополнительных мощностей по электроэнергии и водоснабжению. И если вопросы экологии и воздействия на городскую среду можно решить применением более безопасного и экологически чистого оборудования, то отсутствие, необходимых для подключения мощностей в центре города, становиться непреодолимой проблемой. Монополисты решают проблему отсутствия мощностей через экономиче-

ские рычаги, увеличивая сроки и цену технологического присоединения.

При принятии решения о модернизации производства владельцы, как правило, рассматривают все возможные способы использования существующих ресурсов. И возможность использования старых зданий в новых технологических процессах может создать дополнительные проблемы для модернизированных предприятий. Здания в центре города строились в прошлом веке для технологических процессов, основанных на производственной логистике принятой в соответствующий период развития производственной мысли. Для своего времени такой способ производственной логистики был современным и даже передовым. В настоящее время логика производств изменилась, и современные машиностроительные производства основаны на горизонтальной логистике, с возможностью быстрой перестройки производственных процессов, создания производств с максимальной специализацией и широким применением кооперации. Построить такие производства в многоэтажных старых зданиях в центре города представляется затруднительным.

¡1,

Рис. 1. Конец рабочего дня на заводе Тампела 1909 год (Фото по материалам сайта: http://ru.lahti.fi/tampere)

Рис. 2. Бывшие промышленные корпуса в центре Тампере

Важным с точки зрения удобства производства становиться вопрос доставки материалов и комплектующих на промышленные предприятия в центр города, а также вывоз готовой продукции. Железнодорожные пути, которыми были оборудованы практически все крупные машиностроительные заводы Ленинграда в настоящее время проходят через загруженные транспортные автодорожные магистрали. Пользование ими, или запрещено, или практически невозможно. Въезд крупного автомобильного транспорта в центр города запрещен. В связи с этим нарушается логистика поставок и отгрузок машиностроительных заводов, находящихся в центе города.

Мировой опыт

Для мировых промышленных центров проблемы вывода промышленных зон из центра города возникла значительно раньше, чем в России под воздействием экономических факторов в конкурентной экономике. Основное внимание уделялось освобождению и дальнейшему использованию территорий от промышленных зданий или применение этих зданий для других целей.

Отрицательный опыт Китая.

В рассмотрении вопроса разделения производственных и других городских территорий интересен опыт Китая на примере Пекина и Шанхая [4] - двух наиболее крупных промышленных центров КНР. Промышленность располагается в так называемых зонах экономического роста, где сосредоточены однопрофильные предприятия. Так в Шанхае на сегодняшний день создано примерно 40 зон, и многие из этих зон расположены в центре в непосредственной близости от жилых объектов. Население не приемлет такого соседства и в массовом порядке переселяется загород. В связи с этим правительство вынуждено принимать меры субурбанизации.

Тампере. Финляндия

Примером положительного опыта вывода промышленности из центра города можно отнести финский город Тампере [5]. С начала ХХ века Тампере известен как город текстильной и металлургической промышленности. Однако, в 1990-х годах он стал известен как центр телекоммуникационной индустрии и информационных технологий. О промышленной застройке

начала ХХ века можно судить по фотографии промышленного района (рис.1).

Город прошел все этапы развития, и естественно промышленные зоны оказались в центре населенных кварталов. Относительно недавно центр Тампере решено было сделать зеленой зоной. Городские власти принялись за реконструкцию старых заводов и фабрик.

Трудно поверить, что промышленный пейзаж (рис.2), сохраненный как памятник промышленной архитектуры, свободен от промышленности.

Тем не менее, из центра города были выведены достаточно разнообразные и очень крупные промышленные заводы.

Советский опыт передислокации предприятий

Для анализа перевода и запуска заводов на новом месте представляет интерес опыт эвакуации промышленных предприятий во время Великой Отечественной войны. Эту эвакуацию промышленности во второй половине 1941 г. и начале 1942 г. и ее «расселение» на востоке следует отнести к числу самых поразительных организаторских и человеческих подвигов Советского Союза во время войны[3].

Хотя значительная часть советской тяжелой и особенно военной промышленности была успешно вывезена на восток за четыре-пять месяцев, это сопровождалось неизбежным снижением производства. Опыт организации эвакуации можно использовать при создании методик управления производством, позволяющих с наименьшими потерями построить на новом месте предприятие максимально использовав ресурсы существующего. Задачи организации переезда и построения технологических процессов на новом месте с лучшими характеристиками во многом перекликаются с моделями эвакуации производств за Урал во время Великой Отечественной войны. Понятно, что эти методики нельзя полностью переложить в настоящее время, но использовать тот

опыт, прошедший проверку, более чем разум-

но.

Как видно, сложился комплекс предпосылок вывода промышленных предприятий из центра города в специализированные промышленные зоны:

- Экология;

- Экономика предприятия;

- Логистика городской инфраструктуры;

- Мировой опыт.

Для реализации целей перевода предприятий с минимальными потерями для производства и максимальным использованием существующих ресурсов необходима разработка методик, позволяющих без сокращения плана выпуска осуществить такой перевод. Подобная задача актуальна практически для всех крупных городов России. Разработка этих методик позволит не только максимально использовать потенциал предприятия, осуществляющего переезд, но и с минимальными затратами построить на новом месте модернизированное предприятие, использующее современные технологические принципы.

Разработка методик переезда, реализующих решение поставленных задач, может использовать опыт:

- Мировых промышленных центров;

- Эвакуации советской промышленности во время Великой Отечественной войны.

В настоящее время в открытых источниках отсутствует какая-либо систематизированная методика организации вывода предприятий машиностроения из центра города в промышленные зоны. Каждое предприятие решает эту задачу по мере возникновения вопросов. Поэтому задача обобщения проблемы, выделения наиболее важных и актуальных для машиностроительных предприятий проблем, связанных с переездом, а также методов решения этих задач становиться как никогда актуальной.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. СИБ Северо-запад # 2 (2) 01.10.2007 Интервью. Валентина Матвиенко: «Коммерческие структуры управляют более эффективно, чем органы власти»

2. Строительство и городское хозяйство № 104 01.09.2008 Алексей Иванович СЕРГЕЕВ: Промышленный исход. Предприятия не спешат переезжать на окраины.

3. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Том 2. Отражение советским народом вероломного нападения фашистской Германии на СССР. Создание условий для коренного перелома в войне (июнь 1941 г. — ноябрь 1942 г.) — М.: Воениздат, 1961. — 682 с. Ти-

раж 180000 экз.

Интернет-ресурсы:

4. http://www.abirus.ru/content/564/623/624/638/6 41/11475.html

5. http://ru.lahti.fi/tampere/novosti/industrial-past

УДК 517.93

В.О. Агеев, Т.Л. Качанова, К.А. Туральчук, Б.Ф. Фомин

АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ СЕТЕЙ ГОРОДСКОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ НА БАЗЕ

СИСТЕМНОГО ЗНАНИЯ

Введение

Для системного исследования аварийности использованы ежемесячные данные о состоянии системы городского водоснабжения с января 2004 г по июль 2008 г. Эмпирическое описание системы представлено таблицей наблюдений. Каждая строка таблицы характеризует актуальное состояние сети за один месяц периода наблюдений. Каждое состояние характеризуется значениями фиксированного набора показателей, табл. 1.

В качестве целевых показателей аварийности на сетях водоснабжения в статье приняты: общее число повреждений (1Ко1Р8); удельное число повреждений на 10 км (Ш10); число повреждений с отключением абонентов (ОТКЬЛБ); суммарное время отключения абонентов (ТОТКЬЛ); число аварий по типам -трещина (ТКЕ2), сварной шов (8ИОУ), перелом (РБИБЬ), спай (8РЛ1), рис. 1.

В статье представлены результаты системного исследования трех важных для понимания и объяснения роста аварийности вопросов: какие показатели состояния системы водоснабжения наиболее значимы для понимания причин возникновения аварий? каковы характерные особенности и причины возникновения аварий типа спай, шов, перелом, трещина?; в чем проявляется сходство и различие аварийности теплого и холодного времени года?

Метод

Ответы на поставленные вопросы получены на основе системного знания об аварийности на сетях городского водоснабжения. Необходимое знание получено из эмпирического описания системы водоснабжения методами физики открытых систем [1, 2, 3, 4]. Нужные элементы системного знания предоставлены в виде: системных моделей; моделей эталонных состояний; моделей реконструкций состояний; моделей эволюции состояний.

Системная модель - уникальная структура отношений показателей состояния, определяющая характерный тип изменчивости системы.

Каждая системная модель проявляется в четырех формах типа изменчивости (H/R, H/L, L/R, L/L), задающих каждая одну определенную модель эталонного состояния системы. Для обозначения модели эталонного состояния применяется тройка символов - имя особой вершины эталонной модели и аббревиатура конкретной формы типа изменчивости системы, где: первый символ H (High) или L (Low) указывает уровень значений особой вершины модели: второй символ R (Right) или L (Left) определяет стереотип системной модели. Показатели эталонной модели характеризуются атрибутами (системная роль; уровень значений; системный вес; предметный вес), раскрывающими характер участия показателей в формировании эталонного состояния системы:.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.