Научная статья на тему 'О проблеме насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии'

О проблеме насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4901
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
НАСИЛИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ / ЖЕСТКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даудова Динара Магомедовна

В статье представлены основные результаты исследования видов насилия над подростками в семье, а также влияние этих последствий на социализацию личности подростка, а также, что любая ситуация насилия над подростком носит полифакторный характер и переживается в дальнейшем как психологическая травма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Даудова Динара Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии»

Даудова Д.М. -к.пс.н., доцент кафедры общей и педагогической психологии, ДГПУ, pg1947@yandex.ru

Проблема насилия над подростками в семье в современной отечественной психологии

На сегодняшний день наиболее распространенной проблемой в обществе является проблема насилия над детьми в семье. И хотя насилия в семье изучается не так давно, но достаточно активно, такими учеными как К.Е. Игошев, С.В. Максимов, В.П.Ревин, Н.К. Асанова, Ю.М. Антонян, Р.М. Зулкарнеев, А.Г. Сапрунов, Л. М Клоски и др. [6 С. 85].

Самой незащищенной, уязвимой и чаще подвергающейся насилию социальной группой являются дети. По вине взрослых они становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального или психологического насилия [1 С. 78].

Насилие над ребенком - это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности [6 С. 90].

Рассмотрим основные виды насилия в семье:

• Физическое насилие. Представляет собой преднамеренное нанесение физических повреждений или травм родителями либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у подростка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход [2 С. 8]. Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, удушений, заключений в запертом помещении, избиений ремнем, веревками, причинения увечий тяжелыми предметами.

На сегодняшний день существует два совершенно противоположных мнения на применение телесных наказаний в качестве воспитательного

средства. Сторонники телесных наказаний считают, что они являются

эффективным воспитательным средством, которое в ряде случаев оказывается

единственным способом поддержания дисциплины. Противники телесных

наказаний доказывают, что они приводят к более высокому уровню

противоправного поведения, провоцируют агрессивность и совсем

неэффективны в качестве меры дисциплинарного воздействия. Более того,

телесные наказания вызывают у ребенка чувство гнева, негативно сказываются

на его самооценке. В большинстве случаев телесные наказания отличаются от

физического насилия тем, что не сопровождаются причинением телесных

повреждений, однако по своим психологическим последствиям эти явления

тесно связаны [2 С. 34]

Физическое насилия имеет разнообразное проявление: от убийства или

причинения тяжких увечий ребенку до побоев. Наиболее распространенными

повреждениями при физическом насилии являются ушибы и ссадины, затем -

переломы костей и травмы головы. Однако любое физическое насилие, не

зависимо от тяжести, всегда сопряжено с причинением ребенку боли,

ограничением его свободы и навязыванием чужой воли, то есть имеет черты

психического насилия. Опасность физического насилия (тяжесть его

последствий) в значительной мере зависит от возраста ребенка. Доказано, что

родители, применяющие физическое насилие, склонны со временем применять

более тяжелые его формы. Поэтому незначительная травма, причиненная

маленькому ребенку, всегда является предпосылкой (фактором риска) более

тяжелого насилия в будущем. Таким образом, под физическим насилием

необходимо понимать умышленное причинение ребенку телесных

повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение

боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ),

которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью,

нарушает нормальное развитие или создает реальный риск возникновения

таких нарушений. Как показывает практика, очень часто физическое насилие

сочетается с другими формами жесткого обращения с детьми (сексуальное

2

насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка). По данным зарубежных исследователей один из шести перенесших физическое насилие детей также страдал и от сексуального насилия. Эмоциональное же насилие имеет место в большинстве случаев физического насилия. В связи с этим, необходимо активно выявлять другие формы жестокого обращения среди детей, пострадавших от физического насилия. Повышенный коэффициент риска стать жертвой физического насилия имеется у детей-инвалидов, особенно воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. В некоторых случаях само физическое насилие в сочетании с пренебрежением основными потребностями ребенка, в том числе с неоказанием необходимой медицинской помощи, может быть причиной инвалидизации ребенка.

Данный тип насилия негативно сказывается на формировании личности и последующих этапах ее развития. Результаты подобного «общения» обычно приводят к тому, что подросток начинает испытывать достаточно противоречивые чувства: страх, боль, ненависть, обида, унижение и т. п. Поскольку, тело подростка подвергается насилию (телесным повреждениям), единство его личности сохраняется путем диссоциации «Я» от собственного тела. Результатом происходящего становится переживания «оцепенения», «омертвения», а также наступает ощущение нереальности происходящего и частичная амнезия [7 С. 15-21].

Как отмечают Т.М. Журавлева и Т.Я. Сафонова: «... физическое насилие несет в себе очень сильный эмоциональный компонент» [3 С. 17]. Авторами отмечается, что очень важным в формировании последствий у подростков является тесная связь между физической и душевной болью. Как известно, чувство безопасности является основным механизмом успешного развития подростка. Отсутствие безопасности ведет к широкому спектру эмоциональных реакций - от беспокойства и замкнутости до гнева и неконтролируемого аффективного поведения.

Дети подросткового возраста выражают последствия (нанесенного им

физического насилия) в жестокости к окружающим, депрессии, протестных

3

реакций на наказания родителей, поиске поддержки в асоциальных компаниях, иногда в суицидальном поведении.

• Сексуальное насилие. Вид жестокого обращения, представляющий собой вовлечение подростка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды [4 С.72]. Иными словами сексуальным насилием считается любой сексуальный опыт с ребенком до 18 лет. Данный вид насилия характеризуется вовлечением зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять, и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия. [1 С. 78].

Сексуальное насилие является одним из наиболее опасных видов жестокого обращения, поскольку нередко вызывает тяжелые психические и поведенческие нарушения. К особенностям психического состояния и поведения подростка позволяющим заподозрить сексуальное насилие можно отнести депрессию, расстройства восприятия, побеги из дома или институциональных учреждений, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление наркотиков или алкоголя, а в крайних случаях проституцию и беспорядочные половые связи. Таким образом, можно сделать соответствующий вывод - сексуализированное поведение -один из самых характерных изменений, позволяющих предположить факт сексуального насилия в отношении подростка.

Как показывает анализ зарубежных и отечественных исследований,

сексуальное насилие затрагивает все сферы функционирования:

эмоциональную, когнитивную, интеллектуальную, поведенческую и др.

Последствия сексуального насилия можно разделить на психологические и

поведенческие нарушения. Обычно к психологическим нарушениям относят

беспокойство из-за боязни повторения насилия, страх темноты, боязнь людей

(внешне напоминающих насильника), чувство стыда, вины и беспомощности.

4

Одним из частых проявлений характеризующих перенесенное сексуальное насилие является гнев, проявляющийся в неадекватном поведении. Это могут быть спонтанные приступы ярости, агрессия, направленная как на себя, так и на других людей, а также животных. Затрагивая эмоциональную сферу, последствия сексуального насилия влияют на быструю и необоснованную смену настроения и раздражительность. Необходимо отметить, что крайняя степень нарушений в эмоциональной сфере может привести к суицидальным попыткам. Спектр этих нарушений достаточно широк - от чувства беспокойства до глубоких постравматических расстройств.

• Психологическое насилие. Представляет собой однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка, враждебное или безразличное отношение, а также другое поведение родителей и лиц, их заменяющих, которое вызывает у ребенка нарушение самооценки, утрату веры в себя, затрудняет его развитие и социализацию [2 С. 36].

В отечественной психологии психический вид насилия делится на эмоциональное и психологическое насилие. Так, например, отечественными авторами Н.О. Зиновьевой и Н.Ф. Михайловой под эмоциональным насилием понимается любое действие, которое вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности, возрастное развитие его эмоциональной жизни; а под психологическим насилием - совершение по отношению к ребенку деяния, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей [5 С. 34].

Отечественные исследователи утверждают, что психологическое насилие

является более серьезной угрозой, чем любой другой тип ненадлежащего

отношения. Однако, отметить необходимо и тот факт, что родительское

отвержение по своей сути приводит к дефициту самоуважения и уверенности в

себе у подростков, а также чрезмерной агрессивности и эмоциональной

нестабильности. Последствиями психологического насилия (словесная грубость

родителей: обзывания, негативное сравнение подростков со сверстниками и т.

д.) часто являются физическая агрессия со стороны подростков,

5

делинквентность, проблемы межличностных отношений. Вербальная агрессия тесно связана с психосоциальными проблемами, поскольку такие особенности подростков мешают их социальной адаптации, вызывают неприятие и отвержение со стороны сверстников и взрослых. Российские ученые указывают на то, что основными последствиями психического насилия чаще всего является заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция. Могут возникнуть интеллектуальные дисфункции - негибкость, некритичность, узость мышления, низкая концентрация внимания, плохая память. Следствием психологического насилия становится межличностная дезадаптация и дезориентация. Подросток испытывает хроническое чувство вины, частые депрессии, неспособность переживать положительные эмоции. Для него характерна гиперсензитивность, высокая тревожность. Такие подростки беспомощны, безынициативны, неспособны к самостоятельным решениям и ответственным действиям. Т.М. Журавлева пишет: «Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого обращения, затрагивающей все сферы развития. Не случайно психологи называют его душегубством» [3 С. 45].

В последние годы в нашей стране намечается поворот от замалчивания к наблюдению и изучению фактов насилия в семье. Так, российскими учеными (С.В. Ильиной, А.Д. Кошелевой, О.С. Лобза, Е.Т. Соколовой и др.) выявлены «сензитивные к насилию» периоды развития подростка, когда анатомофизиологические, гормональные, эмоционально-личностные и психосоциальные изменения делают его легко травмируемым. Подростковый период является опасным в отношении, как сексуального насилия, так и жестокого обращения с подростком, телесных наказаний, и психологического насилия. Изменившийся телесный облик и поведение подростка становятся провокативными не только для потенциального насильника, но и вызывают у родителей стремление немедленно исправить непослушное чадо, актуализируя те или иные воспитательные установки. В настоящее время представители

различных теоретических ориентаций сходятся в признании патогенного

6

влияния физического и психологического насилия, в качестве которых указываются и сексуальные домогательства, и телесные наказания, и неадекватные родительские установки (манипуляторство) на личность и психику подростка.

Большинство исследователей сходятся на том, что результатами пережитого в детстве насилия (так называемые «оставленные эффекты травмы») являются нарушения Я-Концепции - чувство вины, депрессия, трудности в межличностных отношениях, сексуальные дисфункции, низкий уровень самооценки, склонность к самодеструктивному поведению, а также регресс в поведении.

Нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования. Проще говоря, патогенное влияние различных типов насилия на личность и психику подростка не оставляет сомнений. А так как первичным институтом социализации является семья, то именно она была, есть, и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. По мнению психологов, детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Особо подчеркиваем, что эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому.

Как одни из самых негативных последствий насилия являются проявления девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения: зависимость, суицидальные попытки, агрессивность и др.

Таким образом, рассмотрев проблему насилия в семье, его виды и

последствия, а также влияние этих последствий на социализацию личности

7

подростка, мы приходим к выводу, что любая ситуация насилия над подростком носит полифакторный характер и переживается в дальнейшем как психологическая травма. На это влияют индивидуальные особенности подростка, условия, в которых протекает его развитие, характер негативных воздействий и другие факторы. Дальнейшие исследования и изучение последствий различных видов насилия у подростков, соотношение насилия и этапов личностного развития индивида, поможет специалистам в решении проблемы оказания полноценной помощи подросткам - жертвам насилия.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социс. 2003. №4. С. 78.

2. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого

обращения и их родителям / Под редакцией Т.Я.Сафоновой, Е.И. Цымбала. М., 2001. С. 36.

3. Журавлёва Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям - жертвам насилия. М.: Генезис, 2006.

4. Защита детей от насилия и жестокого обращения. Рабочая книга / Под ред.

Е.Н. Волковой. Нижний Новгород, 2004.

5. Зиновьева Н. О., Михайлова Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь, 2003. С. 34.

6. Ильяшенко А.И. Основные черты насильственной преступности в семье /

Социс. 2003. № 4. С. 90.

7. Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов

между родителем и ребёнком и формирование аномалий личности. // Семья и формирование личности / Под ред. В.В. Столина. М., МГУ, 1981. С. 15-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.