Научная статья на тему 'О проблеме функционирования картины социально-экологической реальности в современной науке'

О проблеме функционирования картины социально-экологической реальности в современной науке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЗАКОН «УБЫВАЮЩЕГО ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ» / НООСФЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE LAW OF “DECREASING FERTILITY OF SOILS” / SOCIAL-ECOLOGICAL WORLD VIEW / ECOLOGICAL STYLE OF THINKING / ECOLOGICAL AGRICULTURE / RATIONAL ENVIRONMENTAL MANAGEMENT / ECOLOGICAL MANAGEMENT / ECOLOGICAL WORLD OUTLOOK / NOOSPHERIC MOVEMENT / AN ECOLOGICAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ECOLOGICAL SAFETY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Табуркин Вячеслав Иванович, Доронина Марина Вячеславовна

Исследуются методологические функции картины социально-экологической реальности. В этих целях формируется логический «образ» социально-экологической картины мира, определяются ее методологические функции в современной науке, и на этой основе конструируются стратегия и программа охраны и рационализации природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PROBLEM OF FUNCTIONING OF THE VIEW OF SOCIALECOLOGICAL REALITY IN THE MODERN SCIENCE

In the scientific article are studied the methodological functions of the world view of social-ecological reality. For this purpose, it is formed the logical “image” of a social-ecological world view. Its methodological functions are defined in modern science. And on this basis is designed the strategy and the program of protection and rationalization of environmental management.

Текст научной работы на тему «О проблеме функционирования картины социально-экологической реальности в современной науке»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 33 (324). Философия. Социология. Культурология. Вып. 30. С. 25-29.

В. И. Табуркин, М. В. Доронина

О ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КАРТИНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Исследуются методологические функции картины социально-экологической реальности. В этих целях формируется логический «образ» социально-экологической картины мира, определяются ее методологические функции в современной науке, и на этой основе конструируются стратегия и программа охраны и рационализации природопользования.

Ключевые слова: социально-экологическая картина мира, экологический стиль мышления, экологическое земледелие, рациональное природопользование, экологическое управление, экологическое мировоззрение, закон «убывающего плодородия почв», ноосферное движение, экологическое устойчивое развитие, экологическая безопасность.

Важным шагом в методологии социальноэкологических исследований является формирование такой научной теории охраны и рационализации природопользования, которая бы отвечала потребностям дальнейшей экологизации современной науки, культуры и практики. При этом решение поставленной задачи в области природопользования, безусловно, потребует от наших ученых и специалистов не только максимального использования уже установленных способов и приемов рациональной эксплуатации почв, биогеоценозов, агроландшафтов и других природных систем, но и более глубокого познания сущности, закономерности функционирования и развития этих сложных природных объектов. В целях дальнейшего совершенствования и развития теоретических социально-экологических моделей и на этой основе более целесообразного управления и регулирования взаимоотношений человека и природных биогеосистем в современной науке формируются новые философско-системные подходы.

Среди них важное место занимает методология построения системы научного знания, в том числе и социально-экологического знания. Надо отметить, что закономерный рост интегративных процессов в современной науке сопровождается формированием в ней целостной системы знания - научной картины мира. При исследовании данной проблемы особенно велика роль общенаучных, родовых понятий и принципов науки, которые пронизывают ее фундамент, являются синтезом теоретического знания.

Социально-экологические науки как наиболее актуальные и сложные направления в

современном научном знании не ушли в сторону от этих общих закономерностей. Поэтому первейшей теоретической и методологической задачей в современных науках о преобразованных биогеосистемах, вдали от которых не может находиться и философия, является целостный анализ тех фундаментальных понятий и принципов, которыми пользуются ученые при исследовании сложных и многообразных процессов преобразованных биогеосистем в целостной системе экологического бытия.

Как нам представляется, в социальной экологии общенаучными, родовыми понятиями являются почва, биогеоценоз, биоценоз и другие экосистемы как культурно-природные целостные системы, антропобиогеоти-ческий круговорот, эволюция преобразованных сложных биогеотических систем (почвы, биогеоценоза, ландшафта и др.), экономическое плодородие почв и биологическая продуктивность биогеоценозов и др. Сложная логическая система перечисленных общенаучных понятий и принципов в экологии образует картину социально-экологической реальности или социально-экологическую картину мира. Появление такой надтеорети-ческой системы знания можно объяснить ростом интегративных тенденций в современной социальной экологии, хотя, безусловно, объективные основания, отражаемые в ней, существовали всегда.

В методологическом плане научная картина мира служит стилем мышления и выступает как единый подход в научном исследовании. Например, любой физик смотрит на природу через систему принципов атомизма,

детерминизма и инвариантности1. Нечто подобное можно проследить в биологии2, в почвоведении3. Что касается социальной экологии, то функцию синтеза научного знания в ней, целостного подхода к исследованию преобразованных почв, биогеоценозов, ландшафтов, да и всей биогеотической природы, выполняет логическая система общенаучных понятий и принципов картины социальноэкологической реальности. Вот почему разработка концепции социально-экологической реальности имеет большое значение для современной социальной экологии и других «биосферных» наук.

Являясь высшим синтезом социальноэкологического знания, синтезом его фундаментальных, родовых понятий и принципов, картина социально-экологической реальности занимает важное место в теоретическом экологическом знании. В методологическом аспекте картина социально-экологической реальности определяет стиль экологического мышления, его идеологию, программу и стратегию в сфере организации и управления взаимоотношений человека и природных биогеосистем.

Картина социально-экологической реальности является своеобразным мостиком между философией, экологией и культурой. Именно с её помощью экология связана с результатами философского и социокультурного познания. Концепция антропобиогеотиче-ского круговорота позволяет правильно оценить место социально-экологических наук в общей системе научного знания и духовной культуры.

Задачей социально-экологических исследований в современном природопользовании является также разработка экологически чистых систем земледелия. Экологическая концепция земледелия, разрабатываемая в современной сельскохозяйственной науке4, включает целый ряд важнейших элементов и принципов биосферно-биогеотического, экологического земледелия: ландшафтно-

экологический принцип земледелия, поддержание оптимального соотношения растениеводства и животноводства, использование преимуществ залежной системы земледелия, обеспечение максимальной интенсивности круговорота вещества и энергии в почве и агробиогеоценозе, включение ряда элементов интенсивных технологий (генной инженерии, биотехнологий и др.) в земледелие, растение-

водство, животноводство и др. Вместе с тем важно осознать, что необходимо использовать при разработке научных концепций, например, земледелия не отдельно взятые элементы, а всю систему их взаимодействия. Иными словами, надо при формировании экологически чистых систем земледелия строго стоять на позициях их целостного и системного осмысления. Вот почему в нашем исследовании предлагается разработка таких агрокультурных теоретических систем, а также эффективное внедрение их в практику современного сельского хозяйства, которая невозможна без системно-экологического знания.

Необходимая основа эффективной охраны и улучшения почв и биогеоценозов - разумное и рациональное их использование. При этом в содержании понятия ‘рациональное природопользование’ должны быть включены социально-экономические и экологические критерии, ибо без их синтеза и взаимодействия это понятие утрачивает свою конкретность, научность и смысл.

Рациональное природопользование - это система человеческой деятельности, обеспечивающая социально-экономическую эксплуатацию природных ресурсов и условий, приводящих к наиболее эффективному их сохранению и воспроизводству с учётом перспективы развивающего хозяйства и сохранения здоровья людей. Следовательно, рациональное природопользование есть высокоэффективная деятельность людей, не приводящая к резким изменениям природы и её ресурсов. Рациональное природопользование обозначает максимально полное извлечение из природных ресурсов всех полезных продуктов, нанесение наименьшего вреда отраслям хозяйственной деятельности, базирующимся на тех ресурсах и состояниях природной среды, необходимой для сохранения жизни и поддержания здорового образа жизни человека.

В связи с этим нельзя не отметить и тех качественных изменений, которые происходят сегодня в природопользовании под влиянием научно-технического прогресса. Научно-технический прогресс, снабдив человека мощными и разнообразными средствами производства, породил у него своеобразную установку, согласно которой человек уже не желает ждать милостей от природы, но готов их взять силой. На этой идеологической основе выросло несколько поколений людей

со стойкими потребительскими отношениями к природе и её познанию. Чтобы дальше совершенствоваться, люди должны сменить устаревшую опорочившую себя парадигму, вредный стереотип экологического мышления и экологического поведения в их отношении к природе. Необходимо так использовать созданную человеком мощную научно-техническую базу мирового хозяйства и, в частности, производственные секторы нашей страны, чтобы максимально развивать производственные силы почв, биогеоценозов, ландшафтов, биогеосферы и биосферы в целом. Неслучайно эти коренные изменения в природопользовании вызывают потребность в специалистах, способных творчески мыслить, владеть методологией целостных социально-экологических исследовании. При этом надо отметить, что возникновение такого социально-экологического знания в условиях радикальных изменений природопользования, безусловно, требует разработки и осмысления научной картины социально-экологической реальности, выступающей крайне необходимой основой трансформации её в экологическом знании в идеологию управления и регулирования взаимоотношений человека и природных биогеосистем.

Системно-объективной основой экологического управления служит переход от форм и уровней организации природного мира к формам и видам социального бытия, которые, взаимодействуя между собой, формируют качественно новую социально-природную целостность - систему «общество-природа». Целостное управление природопользованием предполагает выделение главного звена (объекта) в системе «общество-природа», а именно - экологическую деятельность. При этом под экологической деятельностью понимается совокупная деятельность человека, направленная на преобразование природы. Понятием экологической деятельности в наиболее обобщённом виде описываются разнообразные виды человеческой деятельности, относящиеся к изучению, освоению, осмыслению и преобразованию естественной среды существования человека и его выживания. В качестве мировоззренческого и методологического оснований управления системой «общество-природа» выделяются следующие принципы и положения: законы Б. Коммоне-ра («все связано со всем», «все должно куда-то деваться», «природа знает лучше» и «за

все надо платить»)5; законы Н. Ф. Реймерса (правила социально-экологического равновесия, принципы культурного управления равновесия, правила социально-экологического замещения, закон исторической (социально-экологической) необратимости и закон ноосферы В. И. Вернадского)6; принцип бла-

~7

гоговения перед жизнью и природой, принцип целостности как важнейший смысловой стержень концепции управления системой «общество-природа»8, а также трудовая деятельность как закон управления и регулятор взаимодействия человека и общества с природой и этические нормы экологической от-ветственности9 и др.

В ходе анализа методологических функций картины социально-экологической реальности более чётко и системно решаются и вопросы критики мировоззренческих и методологических оснований экологического знания. Как известно, ещё в первой половине ХХ века, закладывая основы учения о биосфере, В. И. Вернадский высказал очень важную идею о существовании в науке двух научных картин мира, двух научных мировоззрений: физической и биосферной. При этом в науке первая, физическая картина мира, стала основой технологического способа мышления; вторая, биосферная картина мира, стала основой биосферного способа мышления. Это прослеживается в научном исследовании на примере борьбы, противоборства перечисленных мировоззрений и способов мышления в истории развития отдельных наук. Так, в биологии в результате указанного противоборства образовались два объяснения, две трактовки живого - физико-химическое и чисто биологическое; в социологии - биологизаторские и социологизаторские концепции в объяснении человека и общества; в почвоведении - геологическое и биологическое направления в объяснении сущности процессов почвообразования; в земледелии - технологическая и биосферно-биогеотическая тенденции в формировании систем земледелия; в экологии -экологизаторский (природный) и социологи-заторский критерии в объяснении концепций экологического знания. В современной экологической науке такие мировоззренческие и методологические трудности разрешаются не на основе простого, механического соединения перечисленных концепций и подходов, а на основе их синтеза в единую целостную модель социально-экологического мира.

В настоящее время ученые и практики мирового сельского хозяйства в противовес «закону убывающего плодородия почв» выдвигают более научно обоснованный закон возрастающего плодородия почв, разрабатывают теоретические модели расширенного воспроизводства почвенного плодородия10. Развитие экологических и интенсивных систем земледелия требует целостного осмысления основных закономерностей сохранения и повышения плодородия почв. Повышение плодородия почв связано не с какими-то отдельными факторами научно-технического и социального прогресса, а с синтезом всех его факторов. Согласно этому закону увеличение урожаев на обрабатываемых почвах год от года возрастает все в больших пропорциях. При этом онтологическим обоснованием целостной модели возрастающего плодородия почв являются сами объективные противоречивые процессы почвообразования, ведущие к сохранению, увеличению и накоплению плодородия почв, а также культурно-природные мероприятия человека, направленные на охрану, воспроизводство и возрастание почвенного плодородия.

Таким образом, социально-экологическое знание может стать мощным средством качественного улучшения землепользования и природопользования в целом.

Однако для того, чтобы социально-экологическое знание послужило охране и рационализации природопользования на уровне современных требований, необходима коренная переориентация в самом экологическом сознании. Известно, что до недавнего времени оно развивалось по преимуществу в направлении идеологии господства человека над природой. Теперь необходима системная экологизация мышления, которая позволяет более глубоко осмыслить такое системно-экологическое знание, в котором почва, биогеоценоз, ландшафт и многие другие природные экосистемы рассматривались бы не как лишь объект эксплуатации, а прежде всего как субъект, интересы которого столь же важно учитывать, как и непосредственные интересы человека. В этой связи в нашем исследовании анализируется современная литература по социальной экологии, где ведутся исследования не только по линии выделения и определения экологических отношений, но и прежде всего по линии выделения и определения социально-экологических отношений11. От того, как

сложатся в действительности все перечисленные отношения, будет зависеть решение многих экологических проблем. Однако необходимо и здесь помнить о доминировании социальных факторов над природными. Человек не может себя ограничить только лишь естественными или природными связями со средой обитания. Он заботится о судьбе природной среды и строит свои непосредственные отношения с ней, исходя из задач формирования и развития культурно-природных экосистем, в том числе и преобразованных биогеотических систем типа почвы, биогеоценоза, ландшафта и др. Биосферный стиль мышления служит методологической основой решения глобальной проблемы - единства биосферы и человечества, перехода от биосферы к ноосфере, сфере разума.

Вот почему «биосферное», системное экологическое мышление составляет принципиально новый глобальный способ экологического мышления, способный выработать синтетическое, целостное видение биосферы и ее подсистем и взаимодействие с ними человека. Игнорирование и, даже можно сказать, отбрасывание «биосферных» наук и биосферного способа мышления стало потерей для человека качества научной мысли и мировоззрения и обострения современных экологических проблем, в том числе и социально-экологических, связанных с проблемами охраны и рационализации природопользования.

Гармонизация отношений человека и био-геотической природы существенно определяется гармонизацией социально-экологического знания и охраной и рационализацией природопользования. О степени развития этой гармонии можно судить по тому, насколько теоретическое экологическое знание на основе социально-экологической картины мира обеспечивает предвидение возможно более отдаленных природных и социальных последствий деятельности людей в биогеотической природе. Предвидение же служит гносеологической основой взаимопроникновения, слияния в едином системном процессе охраны природных экосистем и их рационального использования. Действительно, конечной целью предвидения является выбор такого способа мышления в познании и преобразовании природных биогеосистем, который обеспечивал бы наибольший социально-экологический эффект при взаимоотношении человека с био-геотической природой. Чем шире и глубже

научное предвидение, тем гармоничнее связи экологического знания и социально-экологической деятельности (природопользования) и, соответственно, теснее взаимосвязь экологического знания и концепции охраны и рационализации природопользования. Важнейшая задача социально-экологического знания в современную эпоху невиданного по масштабам и интенсивности воздействия человека на био-геотическую природу - придание природопользованию системного природоохранительного характера. Охрана землепользования, да и природопользования в целом, при этом понимается в широком смысле - сохранение природной среды как необходимого условия организации, функционирования и развития общества. В этой связи особенно повышается роль философских принципов целостности и развития в формировании социально-экологического знания. В этом смысле целостная модель экологического знания рассматривает проблему соотношения природы и общества под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества на Земле.

Итак, картина социально-экологической реальности занимает важное место в теоретическом экологическом знании. Являясь частью системно-экологического знания и духовной культуры общества, социально-экологическое знание позволяет более основательно определить и осознать кардинальные и практические задачи по охране почв, биогеоценозов, ландшафтов и других экосистем, а также их рационального и целенаправленного использования в промышленном и сельскохозяйственном производстве нашей планеты. Только при этих условиях и осуществляется экологическая безопасность, которая выражается как совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам, наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству в целом. Экологическая безопасность есть комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в любых её регионах на уровне, к которому физически, социальноэкономически, технологически, нравственно и политически готово человечество.

Примечания

1 Лойфман, И. Я. Научная картина мира, ее уровни и функции в познании // Анализ си-

стемы научного познания. Свердловск : Изд-во Урал. гос. ун-та, 1984. С. 59-64.

2 Афанасьев, В. Г. Мир живого : системность, эволюция и управление. М. : Политиздат, 1986; Югай, Г. А. : 1) Субстанциональный принцип органической живой системы // Проблемы современной биологии. М. : Наука, 1968. С. 7-46; 2) Общая теория жизни : диалектика формирования. М. : Мысль, 1985. 256 с.

3 Табуркин, В. И. : 1) Принцип целостности в философии и естествознании. Новосибирск, 1992. 134 с.; 2) Философские вопросы сельскохозяйственных наук. Екатеринбург, 1995.

С.49-60.

4 Каштанов, А. Н. Основы ландшафтно-экологического земледелия / А. Н. Каштанов, Ф. Н. Лисецкий, Г. Н. Швебе. М. : Колос, 1994. С. 28-39; Ковда, В. А. Роль и функции почвенного покрова в биосфере Земли // Проблемы почвоведения : Советские почвоведы к 14 Международному съезду почвоведов. Токио, 1990 г. М. : Наука, 1990. С. 3-12; Ми-неев, В. Г. Биологическое земледелие и минеральное удобрение / В. Г. Минеев, Б. Дебре-цени, Т. Мазур. М. : Колос, 1993. 412 с.

5 Коммонер, Б. Замыкающийся круг : природа, человек, технология. Л. : Гидрометеоиз-дат, 1974. С. 97.

6 Реймерс, Н. Ф. Экология : теория, законы, правила, принципы и их гипотезы. М. : Наука, 1994. 237 с.

7 Марков, Ю. Г. Социальная экология : взаимодействие общества и природы. Новосибирск : Лада : Наука. РАН, 2001. С. 505-506; Швейцер, А. Благоговение перед жизнью. М. : Прогресс, 1992. С. 216-229.

8 Афанасьев, В. Г. Указ. соч.; Табуркин, В. И. Принцип целостности... С. 93-114.

9 Доронина, М. В. Экологическое сознание : особенности, системность, функции. Тюмень : Изд-во Тюмен. гос. с.-х. акад., 2008. С. 5253,87-91.

10 Красницкий, В. М. Воспроизводство и сохранение плодородия почв Западной Сибири // Агрохим. вестн. 2000. № 1. С. 2-5; Табур-кин, В. И. О целостной концепции почвенного плодородия // Экономические проблемы научно-технической революции в системе АПК. Целиноград : Изд-во Целиногр. с.-х. ин-та, 1988. С. 139-141.

11 Марков, Ю. Г. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.