Научная статья на тему 'О проблеме формирования универсальных учебных действий в процессе обучения будущих учителей информатики'

О проблеме формирования универсальных учебных действий в процессе обучения будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / ИНФОРМАТИКА / COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ирина Вениаминовна

Данная статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий в системе высшего профессионального образования. В статье предлагается краткое описание курса, направленного на формирование системы универсальных учебных действий у будущих учителей информатики. Описана структура курса и пояснены модули, формирующие в процессе изучения различные универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ирина Вениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблеме формирования универсальных учебных действий в процессе обучения будущих учителей информатики»

фессиональной переподготовки работников общего и профессионального образования;

- осуществление инновационной, издательской, образовательной, методической деятельности по кадровому обеспечению системы образования региона;

- организация центра сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений, входящих в кластер, обеспечивающего преимущества при трудоустройстве;

- формирование системы управления кластером, учитывающей специфику, приоритеты и задачи партнеров, особенности развития региональной экономики.

Литература

1. Закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 - ФЗ от 29.12. 2012 г. - М., 2012. - URL: mon.gov.ru.

2. Листвин, А.А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицирован-ных рабочих и специалистов металлургического профиля / А.А. Листвин. - Череповец, 2009.

3. Новиков, А.М. Постиндустриальное образование / А.М. Новиков. - М., 2008.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ № 2227-р от 8.12. 2011/ - М., 2011. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685.

5. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и прикладных квалификаций на период до 2020 года. - М., 2013. - URL: И1р://минобрнауки.рф/новости/ 3732.

УДК 05.13.18

И.В. Морозова

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор М.И. Шутикова

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Данная статья посвящена проблеме формирования универсальных учебных действий в системе высшего профессионального образования. В статье предлагается краткое описание курса, направленного на формирование системы универсальных учебных действий у будущих учителей информатики. Описана структура курса и пояснены модули, формирующие в процессе изучения различные универсальные учебные действия.

Высшее профессиональное образование, педагогическое образование, универсальные учебные действия, информатика.

The article is devoted to the problem of the formation of the universal educational actions in the system of higher vocational education. The brief description of the course aiming at future information science teachers' formation of such actions is presented in the article. The course structure is described and the modules forming various universal educational actions in the course of studying are explained.

Higher vocational education, pedagogical education, universal educational actions, computer science.

В настоящий момент система отечественного среднего образования претерпевает серьезные изменения. Это связано с введением новых государственных образовательных стандартов - стандартов второго поколения. Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования был подписан министром образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко 17.05.2012 и зарегистрирован в Минюсте России 7.06.2012.

Стандарт включает в себя требования к:

- результатам освоения основной образовательной программы;

- структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

- условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностные, метапредметные, предметные.

Метапредметные результаты характеризуются освоенными обучающимися межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями (регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также способностью их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельностью в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способностью к построению индивидуальной образовательной траектории, владением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Программа развития универсальных учебных действий (УУД) разработана научной группой в составе Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А Кара-бановой, Н.Г. Салминой под руководством А.Г. Ас-молова. Методология программы развития УУД основана на системно-деятельностном культурно-историческом подходе Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др., и предполагает сочетание достижений педагогической науки и практики, в том числе ком-петентностной и знаниевой парадигм образования.

В соответствии с концепцией А.Г. Асмолова, универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1]. Формирование УУД определяется как цель образовательного процесса и определяет его содержание и организацию.

В качестве основных видов УУД выделяются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия. В модели Программы развития универсальных учебных действий отдельным основным видом названы знаково-символические универсальные учебные действия.

Программа развития УУД так же определяет ряд условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе [1]:

1) определение функций, содержания и структуры УУД;

2) определение круга учебных предметов, функция и содержание которых адекватно психологическому содержанию конкретного вида УУД, выделение конкретной формы данного вида УУД;

3) организация полной ориентировочной основы универсального учебного действия с учетом предметного содержания учебной дисциплины;

4) организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход к высшим уровням выполнения (от материализованной к речевой и умственной форме действия);

5) разработка системы задач (заданий), выполнение которых обеспечит формирование заданных свойств универсального действия (обобщенности, разумности, осознанности, критичности, освоенности).

Вопрос развития УУД на уроках в начальной и средней школе изучали А.Г. Асмолов, С.А. Бешен-ков, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Кара-банова, Э.В. Миндзаева, Н.Г. Салмина, А.М. Суко-вых, Л.А. Теплоухова, А.В. Хуторской и др.

Э.В. Миндзаева в своем диссертационном исследовании, анализируя Программу развития УУД, выделяет группу из двенадцати основных универсальных учебных действий. Автор называет следующие действия [2]: «выделять», «называть», «читать», «описывать», «объяснять», «формализовать», «моделировать», «создавать», «оценивать», «корректировать», «использовать», «прогнозировать».

Характеризует автор выделенные действия с позиций знаково-символических УУД следующим образом [2]:

- действие «выделять» определяется как умение «выделять из набора элементов-знаков знаки, относящиеся к разным видам», «выделять элементы, относящиеся к одной системе», «выделять из набора элементов-знаков знаки, относящиеся к одной знаковой системе»;

- действие «называть» в монографии Миндзае-вой Э.В. определяется такими знаково-символи-ческими умениями, как «называть знаки разных знаковых систем», «называть системы, использующие представленные знаки», «называть знаковые системы, с которыми учащиеся работают на уроках информатики, русского языка, истории и др.»;

- действие «читать» характеризуется умениями «читать перечисленные знаки», «читать текст, содержащий описание определенной системы, содержащий названия элементов системы, а также отношения между элементами (например, солнечная система, компьютерная система и т.п.); выделять ключевые слова, относящиеся к описанию связей элементов системы», «читать тексты, составленные с использованием разных знаковых систем»;

- под действием «описывать» понимается умения «описывать знаки представленных знаковых систем», «описывать систему, используя перечисленные знаки», «описывать данную знаковую систему (например, незнакомого иностранного языка, интерфейса текстового редактора и т.п.)»;

- действие «объяснять» характеризуется как способность «объяснять, какие структурные элементы позволяют говорить о принадлежности знаков к одной знаковой системе»; «объяснять назначение знаков представленных знаковых систем (например, системы дорожных знаков, обозначений на географических картах, знаков, которые используются в графической операционной системе, звуковых сигналов в спортивном судействе и др.)»; «объяснять назначение представленных знаковых систем, их функции, где они используются»;

- действие «формализовать» определяется как умение «разрабатывать или использовать существующие знаки для формализации информации об объекте, процессе или явлении», «разрабатывать или использовать систему знаков, позволяющую осуществлять формализацию информации об объекте, процессе или явлении», «осуществлять формализацию информации об объекте или явлении с помощью разных знаковых систем»;

- действие «моделировать» соответственно является сопутствующим действием к умению «формализовать» и определяется способностями «осуществлять моделирование объектов, явлений или процессов с использованием определенных знаков», «осуществлять моделирование объектов, явлений или процессов в разных системах с использованием определенных знаков», «осуществлять моделирование объектов, явлений или процессов, которые описываются различными знаковыми системами»;

- действие «создавать» с позиций знаково-символических действий характеризуется умениями «создавать знаки, отражающие разные понятия, отношения, свойства и т.п.», «создавать знаковые системы для достижения определенной цели (решение задачи)», «создавать информационный объект с использованием определенных знаковых систем»;

- действие «оценивать» определяется как способность «оценивать эффективность данного набора знаков», «оценивать свойства данной системы для достижения определенной цели (решение задачи)», «оценивать свойства знаковых систем, используемых для моделирования объектов, процессов или явлений»;

- действие «корректировать» определяется умением «корректировать введенные обозначения при осуществлении конкретной деятельности», «корректировать систему в процессе решения задачи», «корректировать знаковую систему в процессе решения задачи»;

- действие «использовать» характеризуется Миндзаевой Э.В. способностью «использовать адекватные обозначения при осуществлении конкретной деятельности», «использовать системный подход при описании объектов, явлений или процессов», «использовать адекватные знаковые системы для достижения определенной цели (решение задачи)»;

- действие «прогнозировать» проявляется в умении «прогнозировать деятельность с точки зрения использования знаков / символов», «прогнозировать деятельность с точки зрения использования определенных систем», «прогнозировать деятельность с точки зрения использования определенных знаковых систем».

Все выделенные действия Э. В. Миндзаева рассматривает в контексте знаково-символических УУД, но отмечает, что они в разной степени присущи и другим, описанным в «Программе» универсальным учебным действиям. Исходя из этого, в дальнейшем мы будем рассматривать УУД с точки зрения этих действий.

При достаточно полном списке условий успешного формирования УУД представляется целесообразным дополнить вышепредставленный список таким условием, как высокий уровень овладения учителем системой универсальных учебных действий для формирования соответствующих УУД у обучаемых.

Для выполнения вышеуказанного условия предлагается развивать систему УУД в процессе профессиональной подготовки студентов педвузов. В первую очередь это актуально для учителей информатики и ИКТ (информационных и коммуникационных технологий), которые, благодаря высокому уровню подготовки в области информатики и информационных технологий, могут наиболее эффективно решать педагогические задачи, связанные с использованием информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Формирование системы УУД у студентов педвузов возможно осуществлять при изучении курса по выбору «Современные информационные технологии

в работе учителя информатики». Данный курс входит в вариативную часть профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» по профилю «Информатика и информационные технологии в образовании».

Разработанный курс «Современные информационные технологии в работе учителя информатики» призван «сформировать у будущих учителей информатики систему знаний, умений и навыков в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании», а так же развить систему универсальных учебных действий.

Данный курс состоит из трех макромодулей: «Возможности информационных и коммуникационных технологий в образовании и работе учителя информатики», «Информационные электронные образовательные ресурсы», «Разработка информационных электронных образовательных ресурсов». Наиболее эффективным представляется развитие УУД при обучении студентов в рамках третьего макромодуля «Разработка информационных электронных образовательных ресурсов». Процесс разработки ИЭОР включает в себя этапы, которые позволяют формировать все вышеперечисленные виды УУД. Каждый этап данного процесса соответствует микромодулю третьего содержательного раздела. Рассмотрим эти этапы более подробно.

Этап 1. Определение темы ИЭОР. Постановка и анализ целей. Выбор программных средств.

На данном этапе студенты выбирают тему и тип будущего ИЭОР, в соответствии с этим определяют цели и задачи, отбирают необходимые программные средства.

Основные универсальные действия, которыми необходимо владеть, это - выделять и прогнозировать. В контексте первого этапа разработки ИЭОР действие «выделять» будет формироваться при выборе темы и типа ИЭОР, а так же при определении программного средства, используемого для реализации проекта. На первом этапе действие «прогнозировать» будет формироваться при постановке и анализе целей ресурса и при планировании результатов работы с ИЭОР.

Этап 2. Отбор содержания в соответствии выбранной темы и цели ИЭОР.

На данном этапе студенты выбирают содержание ИЭОР, определяют, какие тематические блоки целесообразно включить в создаваемый ресурс исходя из его типа и целей. В процессе работы над данным этапом формируется действие «выделять» при отборе содержания ИЭОР, определении тематических блоков создаваемого ресурса исходя из его типа и целей.

Этап 3. Разработка структуры и сценария ИЭОР.

Студенты делят отобранный на предыдущем этапе материал на смысловые части, разрабатывают структуру будущего ИЭОР. После создания структуры студенты при необходимости (в зависимости от выбранного типа) разрабатывают сценарий ресурса. Основные универсальные действия, формируемые на данном этапе - прогнозировать, корректировать и моделировать.

Так как действие «моделировать» является основополагающим действием при создании любого проекта, то оно формируется на протяжении всего этапа. Действие «прогнозировать» в большей степени развивается при разработке сценария ИЭОР, так как здесь необходимо продумать возможные пути работы с ресурсом, а действие «корректировать» проявляет себя при делении отобранного материала на смысловые части.

Этап 4. Отбор учебного материала.

На данном этапе студенты работают с методической и дидактической литературой, выполняют отбор требуемого материала. Универсальные действия данного этапа - выделять, читать, оценивать. Умение «читать» развивается непосредственно при изучении методической и дидактической литературы. Действие «оценивать» формируется при отборе материала для ресурса на основе анализа изученных текстов. Умение «выделять» проявляется при выборе используемой литературы и отборе того материала, который будет использоваться в ресурсе.

Этап 5. Структурирование и визуализация учебного материала.

На данном этапе студенты делят отобранный материал в соответствии с созданной структурой и выполняют его визуализацию и структурирование. Формируемые на данном этапе универсальные учебные действия - корректировать, моделировать, формализовать. Все обозначенные УУД формируются на всех стадиях данного этапа. Действие «корректировать» соответствует структурированию учебного материала, «моделировать» - делению отобранного материала в соответствии с созданной структурой и структурированию учебного материала, а действие «формализовать» - визуализации учебного материала.

Этап 6. Разработка дизайна ИЭОР.

Студенты определяют внешний вид и оформление будущего ИЭОР, применяя свои знания из области педагогического дизайна. На этом этапе формируется действие «создавать».

Этап 7. Разработка отдельных мультимедийных компонентов.

Студенты приступают к созданию отдельных компонентов (созданию рисунков, схем, учебных роликов, записи звука и т.д.). Умения этапа: разработка отдельных мультимедийных компонентов, формируемые на всех его стадиях - формализовать, создавать.

Этап 8. Разработка системы контроля знаний для ИЭОР.

Студенты определяют способы проверки знаний в будущем ИЭОР, разрабатывают систему контрольных заданий, задач, тестов. Продумывают способ реализации проверки в соответствии с разработанной структурой и сценарием ИЭОР. Выполняют апробацию и экспертную оценку созданных тестов. УУД данного этапа - моделировать, оценивать, корректировать. Действие «моделировать» будет формироваться в процессе разработки способов проверки знаний в будущем ИЭОР, разработки системы контрольных заданий, задач, тестов; разработки способ реализации проверки заданий. Действие «корректи-

ровать» развивается при разработке системы контрольных заданий, задач, тестов, и при апробации и экспертной оценке созданных тестов. Действие «оценивать» будет формироваться при разработке способов проверки знаний в будущем ИЭОР и в процессе апробации и экспертной оценки созданных тестов.

Этап 9. Программная реализация ИЭОР.

Данный этап является наиболее продолжительным. Здесь студенты занимаются непосредственной разработкой ИЭОР, программным воплощением сценариев студентов. УУД данного этапа - создавать.

Этап 10. Написание сопроводительной документации.

Студенты разрабатывают руководство пользователя, администратора, программиста в соответствии с требованиями ГОСТ к программным ресурсам.

Формируемые УУД в процессе этапа написания сопроводительной документации - использовать, описывать, называть. Они проявляются соответственно:

- при использовании системного подхода, адекватных обозначений в процессе написания сопроводительной документации;

- при написании (описании) руководства пользователя, администратора, программиста;

- в умении называть компоненты ресурса и учебные действия в соответствии с общепринятой терминологией.

Этап 11. Презентация созданных информационных электронных образовательных ресурсов

Последний этап не является этапом разработки ИЭОР, но такой вид деятельности, как презентация собственного продукта, активно развивает коммуникативные навыки, а именно - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, так как только здесь студенты представляют результат своей работы.

Основные УУД этапа презентации - описывать, объяснять. Действие «описывать» формируется при разработке и написании презентации, а «объяснять» - при устном изложении материала и при ответах на возникающие вопросы.

Программа развития УУД, разработанная А.Г. Асмоловым, определяет критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Эти критерии видится возможным адаптировать под более высокий уровень, которому должны соответствовать выпускники педагогического вуза.

Таким образом, существует возможность не только развития системы УУД, но и оценки уровня ее сформированное™. Следовательно, изучая курс «Современные информационные технологии в работе учителя информатики», студент сможет в полной мере овладеть системой универсальных учебных действий с последующим формированием профессиональных компетенций по направлению обучения.

Литература

1. Асмолов, А.Г. Разработка модели программы развития универсальных учебных действий / [А.Г. Асмолов и др.]. - URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243 (Дата обращения: 24.07.2013).

2. Миндзаева, Э.В. Развитие универсальных учебных действий в курсе информатики 5-6 классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Э.В. Миндзаева. - М., 2009.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование, квалификация бакалавр», утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2009 г., № 788. - М., 2011.

4. Шутикова, М.И. Коммуникационная деятельность

- основа содержания курса информатики / М.И. Шутикова.

- М., 2008.

УДК 376.42

В.А. Парамонова

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

В статье представлена структурно-функциональная модель процесса формирования предпосылок экологической культуры у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Модель, моделирование, предпосылки формирования экологической культуры.

The article presents the structural-functional model of the process of formation of conditions of environmental culture among preschoolers with intellectual disabilities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Model, modeling, prerequisites for the formation of ecological culture.

Реализация государственной политики в области экологического образования предопределяет основные направления развития и функционирования данной системы в Российской Федерации. Как правило, это требует значительного количества времени, затрат и в своем развитии проходит ряд этапов: от определения потребности в новой системе отношений «человек - природа» до возможного распространения программ, действий по гармонизации взаимоотношений человека с природой.

Анализ имеющихся на данный момент разработок в сфере педагогических теорий и практик экологического воспитания показал, что, несмотря на активное обращение исследователей к данной проблеме, изученными являются лишь ее отдельные аспекты (С.В. Алексеев, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев, С.Н. Николаева, В.Н. Просвиркин, И.Т. Суравегина и др.), а вопрос экологического просвещения в области специального образования является открытым до настоящего времени.

В исследованиях, посвященных дошкольникам с нарушениями интеллекта, подчеркивается, что стихийное накопление знаний и представлений об окружающем природном мире не дает возможности формирования необходимой основы для адекватной ориентировки в нем, не позволяет устанавливать взаимоотношения с природой таким образом, чтобы они являлись источником их умственного развития (Р.А. Афанасьевой, И.А. Гребенниковой, С. Г. Ера-лиевой, Е.М. Калининой, А.А. Катаева, Н.Г. Морозовой и др.). Но, несмотря на многочисленные указания на важность приобщения умственно отсталых дошкольников к основам экологической культуры, современные исследования лишь частично отражают отдельные аспекты решения данной проблемы. Ис-

пользование разработанных ранее и действующих на данный момент различных программ и методик, закладывающих базовый уровень основ экологической культуры учащихся младших классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, не позволяет, по мнению И.А. Гребенниковой, в должной мере овладеть необходимыми экологическими знаниями, умениями и навыками, нравственными нормами по отношению к природе [1]. Это указывает на необходимость дополнения имеющихся программ и методик особым содержанием, на разработку комплексной системы деятельности по включению дошкольников с нарушением интеллекта в эколого-разви-вающую среду с целью обеспечения грамотного поведения в окружающем природном мире и подтверждает актуальность рассматриваемой проблемы.

Универсальным способом познания действительности, в том числе и природы, ориентировки в ней, является метод моделирования, позволяющий выделить сущностные характеристики реального объекта, его внутренние связи, отражающие наиболее важные свойства изучаемого объекта. Иными словами, в процессе моделирования происходит создание модели, условно раскрывающей объект (явление, систему) с целью его изучения и управления.

Модель (от лат. modulus - мера, образец) является заместителем реального предмета (объекта), явления, отражающим признаки, структуру, функции, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами. В научной литературе представлены различные подходы к определению данного понятия, но в качестве основного нами используется позиция В.А. Штоффа, который под моделью понимает такую мысленно представленную или материально реализованную систему, которая, отображая или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.