Г. Н. Швецова
5. Аликперов, X. Д. УК РФ и некоторые проблемы освобождения от уголовной ответственности [Текст] / X. Д. Аликперов, К. Ш. Курбанова. // Государство и право. - 2000. — № 1, — 57 с.
6. Петрухин, И. Гуманность или трезвый расчет? [Текст] / И. Петрухин // Российская юстиция. - 1999. - № 9. - 25л----------------------------------------
%
учебник — массовая учебная книга, излагающая предметное содержание образования и определяющая виды деятельности, предназначенные школьной программой для обязательного усвоения учащимися с учетом их возрастных или иных особенностей (Зуев, 1987);
учебник - комплексная информационная модель, отображающая четыре элемента педагогической системы - цели обучения, содержание обучения, дидактические процессы, определенные организационные формы обучения, — и позволяющая воспроизвести их на практике (Беспалько, 1988). ■
учебник - средство усвоения содержания образования (Лернер, 1992); учебник - проектируемая цель обучения (Товпинец, 1992); учебник - развернутая во времени и пространстве содержательная программа деятельности обучения, построенная как последовательное приближение к реализации целей учебного предмета с помощью дидактических средств управления познавательной деятельностью учащихся и организацией процесса усвоения (Журавлев, 1992) и т. д.
В настоящее время ситуация с обеспечением образовательных учреждений и учащихся учебной литературой достаточно сложная, так как с 1997 г. прекращено государственное обеспечение школ необходимыми учебниками. В результате - повсеместное стремительное старение школьных библиотек, недоступность современных учебников нового поколения для значительной части учеников, в первую очередь из малообеспеченных и многодетных семей. Согласно ст. 32 «Закона об образовании» выбор учебников относится к компетенции и ответственности образовательного учреждения и педагогов. Но они могут выбрать не любой понравившийся им учебник, а только тот, который находится в Федеральном перечне учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе. В настоящее время школы сами выбирают учебные программы. Бывает, что только по одному предмету классу нужно два-три учебника. Естественно, когда встает вопрос их приобретения, управление образования в первую очередь закупает наиболее востребованные, которые пригодятся и другим классам на следующий год. В городских школах есть хорошая практика, когда классы, обучающиеся по узким программам, делятся учебниками или сдают их в аренду другим школам. Это менее дорогой выход из ситуации, нежели покупка новых учебников. Кстати, заметила, что к учебникам, приобретенным родителями, ребята относятся бережно, в результате чего те остаются в хорошем состоянии и могут еще долго служить.
Другая причина, вызывающая недовольства — язык изложения материала, Взрослый человек при составлении учебников изъясняется на взрослом языке, а вернуться назад в детство и заговорить на языке детей автор уже не может, он не может объяснить какой-то школьный предмет понятным детям языком». Если в начальной школе существуют учебники, которые
составляют в определенном психологическом пространстве, то есть предназначенные для детей именно младших классов, то в средней школе пользуются любыми комплектами учебников, многие из которых не составляются в таком пространстве, Из-за этого в средних школах дети сталкиваются в учебниках с терминологией непонятной им. В этом плане наиболее успешными являются учебники, написанные учителями или другими людьми, которые работают с детьми в образовательной сфере. Но, к сожалению, во многих педагогических вузах студентов не учат «ни составлять учебники, ни даже писать школьные программы». ■
Известно, что бесполезно пытаться решить частную проблему, не решив общую. Эта мысль в полной мере применима к проблеме школьного учебника, являющейся частной по отношению к проблеме педагога. Общая проблема, частью которой является проблема качества учебников, - это проблема психолого-педагогической подготовки преподавателей. Она весьма разносторонняя. Поэтому возникает вопрос, «с какого конца» к ней лучше всего подступиться. Изложим нашу точку зрения.
В учебнике фиксируется некоторое обязательное для всех учащихся учебное содержание, темп усвоения которого, его количество и уровень сложности относительно разных учащихся регулируются учителем. Иными словами, именно учитель определяет, когда и как будет использован учебник. На долю учащихся отводится обязанность в строгом соответствии с полученными указаниями отработать нужный раздел учебника (например, решить определенное количество задач, прочитать дома два параграфа и пересказать их на уроке и т. п.).
При подготовке учителя никто не развивает его способность к преподаванию, не учитывается его желание (или нежелание) заниматься педагогическим ремеслом, умение или неумение объяснять — все эти понятия в расчет, имеющих значение критериев не входят... Нет системы проверки на профессиональную пригодность и нет сколько-нибудь заметного желания такую систему создавать.
В последние годы много пишут о «высоких технологиях образования», «наукоемких технологиях образования», «технологиях дистанционного обучения» и т. п. Поскольку термин технология пришел из материального производства, разумно обратиться к одной из важнейших особенностей технологии. А именно, хорошо известно, что неотъемлемым компонентом технологической документации в материальном производстве является указание на используемые материалы. Достаточно ясно, что сколь бы совершенными ни были технологические процессы и машины, из некондиционного материала изготовить высококачественное изделие невозможно. Этот тезис целесообразно распространить на образование.
Основными материалами в учебном процессе являются учебные тексты. Анализ школьных учебников показывает, что они не свободны от содер-
жательных ошибок, противоречий и пробелов, в силу чего пораженный ими материал оказывается недоступным для понимания учащихся. Было бы понятно, если бы дефекты содержались в новейших, неустановившихся знаниях. Но в том-то и дело, что они присущи и давно сложившимся фундаментальным знаниям. Многие ошибки чрезвычайно живучи - сохраняются десятилетиями, а подчас и дольше.
Очевидно, что никакие, даже самые изощренные компьютерные технологии обучения, равно как и высочайшее педагогическое мастерство преподавателей, не способны компенсировать ущерб, наносимый ошибками в учебных текстах. Ущерб этот состоит не только (а, возможно, и не столько) в том, что учащиеся неправильно усваивают конкретный материал, но и в том, что затруднено формирование в их сознании важнейших качеств личности — способности и стремления к научному пониманию. Дело в том, что эти качества могут сложиться лишь в процессе многократного достижения понимания изучаемого материала.
Одним из центральных компонентов системно-методического обеспечения процесса обучения, в т. ч. организации самостоятельной работы, является учебник. Учебники и учебные пособия были и остаются основными средствами трансляции знаний, стереотипных умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-оценочной деятельности. Поэтому от качества учебников в значительной мере зависит качество образования
С нашей точки зрения главная причина этого определяется слабой пси-холого-педагогической подготовкой авторов, рецензентов, научных и технических редакторов. Те достижения в теории учебника и учебного текста, которые накоплены за многие годы, оказываются невостребованными. Иными словами, обсуждение проблемы учебника и написание учебников существуют самостоятельно, и теоретическая деятельность не оказывает практического влияния на деятельность создания учебников.
Если эту практику не изменить, нет оснований ожидать, что качество учебников повысится. Как показывает многолетний опыт, самопроизвольно теория учебника и практика написания учебников не соединяются. Для того чтобы это произошло, необходимы организующие меры Министерства образования.
Кроме того, при составлении учебника очень важна его систематизи-рованность. Учебник является единственной книгой, которая несет в себе систематизированную информацию. Готовить учебники - это сложнейший труд - ■■■
Основной проблемой инновационной практики образования является разработка учебников нового типа, работа по которым должна обеспечить овладение детьми творческими способностями с ориентацией на формирование этнического самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания.
По-видимому, недостаточная разработанность критериев' современной учебной книги привела к формированию определенных стереотипных представлений относительно формы, структуры и содержания школьного учебника, мешающих разработке и внедрению учебников нового поколения в практику школьного обучения. Подобного рода стереотипы оказывают влияние и на авторов, пишущих учебники, И на экспертов, в обязанности которых входит идентификация и оценка учебных книг с точки зрения их соответствия научному представлению о школьном учебнике, и- на учителей, на которых ложится ответственная задача выбрать для своих учеников «самый хороший учебник», и на родителей, испытывающих беспокойство за своих детей при появлении в классе «непривычного» учебника. Перечислим основные из этих стереотипных представлений.
Узкая предметная направленность учебника. Предполагается, что его содержание и структура задаются логическими связями научного знания в соответствующей предметной области. Соответственно содержательное пространство учебника, как правило, ограничивается заданными образцами научного знания с четкими описаниями фактов, определениями понятий, формулировками выводов в рамках данной предметной области.
В учебнике представлен некоторый обязательный к исполнению состав действий, задан ракурс рассмотрения поставленной учебной проблемы. «Существенный недочет большинства учебников, - пишет И. Д. Зверев, - в том, что в них обращено преимущественное или исключительное внимание на усвоение предметного содержания курса без учета необходимости формирования средств, инструментов усвоения и достижения творческого уровня усвоения» (Зверев, 1991, с. 21). Таким образом, учебные знания, представленные в учебнике, рассматриваются как проекция научного знания, адаптированного с учетом возможностей его усвоения школьниками разного возраста. .
Учебники не предназначены для организации индивидуальной работы, поскольку эта функция делегирована учителю. При этом, как правило, доминирует предположение о том, что учитель может выполнять все функции обучения, в том числе функцию его индивидуализации. Более того, в тех случаях, когда нужен учет индивидуальных различий учащихся, учитель должен заменить учебник. И. Унт, отмечая данный факт, указывает, что в этом случае учителю самому приходится составлять индивидуальные задания, рабочие инструкции и прочий дидактический материал для индивидуализированной работы с учащимися.
Анализ теоретических разработок в области школьного учебника, а также действующих и пробных учебников позволил Г. М. Донскому сделать вывод о том, что формируется новый тип учебника, характерными особенностями которого являются:
• *
О ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
- наличие специальных приемов, возбуждающих интерес и усиливающих мотивацию учения;
- наличие дифференцирования материала;
—увеличение удельного веса самостоятельной работы с широким использованием проблемности и опыта творческой деятельности;
- включение специальных приемов, обучающих работе с учебным материалом (в том числе текстом);
- повышение воспитательной роли учебника;
- более широкий спектр методических средств, содержащих основу для различных вариантов урока;
- переход к более сложным формам конструирования учебников и соответствующее им улучшение качества оформления и полиграфического исполнения (Донской, 1985).
Обеспечить школьнику развитие, при котором он осознает себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, россиянином, и членом мирового сообщества, гражданином мира призваны, наряду с другими образовательными учреждениями, национальные школы.
Они также нуждаются в современных учебниках, учитывающих региональные психологические особенности школьников, связанные с региональными ценностями. Выготский заметил; «Если взять, к примеру, мусульманские национальности, у которых в течение столетий находилась под запретом всякая изобразительная деятельность (точнее, изображение людей. - Авт.).. .станет совершенно ясно, что у детей этих национальностей невозможно было ожидать сколько-нибудь полного развития изобразительной функции (рисования), столь характерного для ребенка дошкольного возраста всех европейских стран».
Малоисследованными пока являются особенности психики различных народов, которые необходимо учитывать в плане этнической вариативности содержания и методов образования. Особую, практически совсем не изученную проблему представляют собой не этнические, а региональные психологические особенности школьников, связанные с региональными ценностями.
Положительная тенденция в области национального учебного книгоиздания наметилась после 2000 г.: ежегодно издавалось по 8-12 наименований. Сегодня и этот объем не удовлетворяет возросших потребностей образовательных учреждений.
Комплексный анализ имеющейся учебной литературы позволил выявить необеспеченные учебниками и наиболее нуждающиеся в обновлении учебные дисциплины. Для обеспечения учебно-воспитательного процесса учебной и методической литературой нового поколения Министерством образования разработан перспективный план издания. Подготовлено к изданию
свыше 40 наименований рукописей учебников и учебно-методических пособий для детей и педагогов, в том числе 11 учебников межрегионального характера, которые необходимы не только для республики, но и для других регионов Российской Федерации, где компактно проживает марийская диаспора. Только в Республике Башкортостан функционируют более 200 марийских школ.
На учебное книгоиздание в 2008 г. из средств республиканского бюджета по отрасли «Образование» выделено 6,0 млн. руб., в 2007 г. на эти цели было предусмотрено 1,5 млн, руб. Вся учебная литература для национальных образовательных учреждений издается исключительно за счет бюджета: попытки привлечения спонсорских и родительских средств не увенчались успехом.
К началу нового учебного года учащиеся 5-х, 6-х, и 7-х классов образовательных учреждений республики получили учебник «Марийская литература». «Марийский язык» для учащихся 3-х классов, методическое руководство к учебнику «Марийский язык» в 4 классе. Остальные рукописи находятся в процессе производства и будут изданы до конца 2008 г.
В целях размещения заказа на издание учебников и учебно-методической литературы для детей и педагогов во исполнение ФЗ № 94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проводится открытый конкурс среди издателей на право издания рукописей книг. Оценка издания ведется по ряду критериев, и в первую очередь обращается внимание на опыт работы издательства на рынке издания учебной литературы, на соответствие выпускаемых им учебников требованиям, предъявляемым к учебным изданиям. Серьезное внимание уделяется соблюдению санитарногигиенических норм, на уровень полиграфического и технического исполнения, экономичность изданий, наличию высококвалифицированных специалистов, в совершенстве владеющих литературным марийским языком, т. к. большая часть учебной литературы издается на марийском языке.
Развивающие учебники также рассчитаны на русскоязычную школу. Регионы по своему решают проблему внедрения развивающих технологий в этой ситуации. Так в республике Татарстан осуществляется перевод содержания учебников (программы «Перспективная начальная школа», «Гармония») на татарский язык. В Марий Эл внедрение развивающих комплектов в национальной школе в основном осуществляется интегрированным способом на межпредметном и тематическом уровнях. В основном используется два варианта: тема в течение учебного дня рассматривается на уроках по нескольким предметам (русский язык, чтение, естествознание).
При тематической интеграции например, тема «Вода» изучается на естествознании со стороны сущности понятия, на химии - со стороны состава и свойств, на уроке русского языка - со стороны словообразования. Такое
*
«погружение» позволяет оптимизировать объем учебного времени, а высвобожденные часы позволят реализовать задачи учебного плана по удовлетворению этнокультурных и языковых потребностей учащихся.
Учитель национальной школы испытывает трудности при внедрении развивающих программ по следующим причинам.
- Программы предшкольной подготовки содержат компоненты школьного образования (предметные задачи), но не формируют личностную готовность и общеучебные умения ребенка (слушать, говорить, сопоставлять, делать выводы и др).
- В применяемых традиционных программах отсутствует содержательно-целевая линия преемственности между ступенями образования.
- Низкий уровень подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, а также дошкольников проживающих в сельской местности (а их доля достаточно высока).
- Поступление в школу детей, не владеющих (слабо владеющих) русским языком;
- Отсутствие у педагога компетенций применения технологий развивающего обучения
Применяемые учебники для обучения родному языку также не соответствуют требованиям развивающего обучения. Уровень содержания отстает от требований современного стандарта (терминология, отсутствие отдельных тем учебного плана).
При разработке учебников нового поколения Центру национальных проблем’ образования Федерального института развития образования желательно предоставить авторским коллективам анализ предложений регионов с вычленением общих проблем и единых предложений по улучшению содержания учебников распределения часов в Базисном учебном плане.
На наш взгляд, разработка полифункциональных учебников нового поколения возможна в рамках психодидактического подхода, согласно которому форма, содержание и конструкция учебника должны соответствовать психическим закономерностям учебной деятельности (учитывать механизмы интеллектуального развития, своеобразие внешней и внутренней мотивации учения, индивидуальные познавательные склонности учащихся и своеобразие их способностей, проявления личностного роста и т. д.). Современный школьный учебник в качестве учебной книги - это полифункциональная психодидактическая система. Иными словами, учебник нового поколения, будучи полифункциональным, в то же время должен быть адресован каждому ученику и решать задачи его психического развития. .
Таким образом, учебная книга, претендующая стать учебной, то есть осуществлять определенные образовательно-воспитательные функции, должна планироваться и конструироваться с учетом психолого-педагоги-ческих аспектов учения, быть ориентированой не на заучивание понятий,
она должна формировать мотивы учения, самостоятельность, ответственное и творческое отношение к учению, Это требует принципиально нового подхода к конструированию структуры учебника с учетом психологических закономерностей формирования мышления и личности...».
Библиографический список
1. Артеменко, О. И. Полиэтничность в России: государственная образовательная и языковая политика [Текст] / О. И. Артеменко / Вестник образования: тематическое приложение. - 2008 г. - № 2, - С. 4-80.
2. Маркушевич, А. И. Размышления о судьбах учебника [Текст] / А. И. Маркушевич / Сборник «Проблемы школьного учебника». - М.: Просвещение, 1974.-С 9-18.
3. Проблемы школьного учебника: Сб.ст. / Редкол, Ю, К. Бабанский и др. - М. Просвещение, -1974,