Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

О ПРОБЛЕМАХ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБЫЧА РЫБЫ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / САЛЬДО / ПОТРЕБЛЕНИЕ РЫБЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / РИСКИ / ФОРС-МАЖОРНЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / МИРОВОЙ ОКЕАН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скульская Л.В., Широкова Т.К.

Статья посвящена проблемам, связанным с добычей рыбы. Проведено сравнение экспорта рыбной продукции с другими продовольственными товарами. Перечисляются основные направления развития рыбной отрасли, которые декларируются уже несколько десятилетий на разных уровнях. Предлагается восстановить Министерство рыбного хозяйства РФ и вывести промысловую добычу из под опеки Минсельхоза РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PROBLEMS OF THE FISHERIES COMPLEX OF RUSSIA

The article is devoted to the problems associated with fish production. The comparison of exports of fish products with other food products was carried out. The main directions of the development of the fishing industry, which have been declared for several decades at different levels, are listed. It is proposed to restore the Ministry of Fisheries of the Russian Federation and withdraw commercial production from the custody of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

О ПРОБЛЕМАХ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

Л.В. Скульская, канд. экон. наук, ст. науч. сотрудник Т.К. Широкова, канд. экон. наук, ст. науч. сотрудник Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-1-183-193-203

Аннотация. Статья посвящена проблемам, связанным с добычей рыбы. Проведено сравнение экспорта рыбной продукции с другими продовольственными товарами. Перечисляются основные направления развития рыбной отрасли, которые декларируются уже несколько десятилетий на разных уровнях. Предлагается восстановить Министерство рыбного хозяйства РФ и вывести промысловую добычу из под опеки Минсельхоза РФ.

Ключевые слова: добыча рыбы, экспорт, импорт, сальдо, потребление рыбы на душу населения, риски, форс-мажорные обстоятельства, государственные программы, исключительная экономическая зона, мировой океан.

В настоящее время основной проблемой для населения является высокая цена на рыбу и рыбную продукцию и невозможность большей части домашних хозяйств потреблять рыбу по нормам - 22 кг, установленным Министерством здравоохранения РФ от 19.08.2016 № 614 [1].

В 1990 г. уровень потребления рыбы составлял 20,4 кг/чел (в товарном весе), затем постоянно снижался и максимум потребления был зафиксирован в 2012 г. -17,1 кг/чел, в 2020 г. составил -14,4 кг/чел. [2].

В «Стратегии развития рыбохозяй-ственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» [3], утвержденный Правительством РФ распоряжением от 26 ноября 2019 № 2798-р Председателем Правительства РФ Д. Медведевым, официально подтверждено, что нормы потребления рыбы рассчитываются в живом весе и к 2030 г. среднедушевое потребление рыбы должно быть не менее 22 кг в год. То есть население должно к этому периоду научиться потреблять рыбу в сыром виде с головой и хвостом, костями, кожей, чешуей и кишками, которые в среднем составляют 50% от товарного веса рыбы (без головы и потрошеной). Следует учесть, если мелкую рыбу, добываемую в Азовско-Черноморском бассейне как хамсу, тюльку, мелкую салаку и кильку, а также мелкую мойву, добываемую в Се-

верном бассейне, еще можно приготовить целиком, то более крупную рыбу, которую в основном и покупает население - это сельдь, лососевые, минтай, треска, скумбрия приходится разделывать и не только на кухне. Рыба подлежит обработке уже в местах добычи. Нормы отходов по рыбе утверждены Минсельхозпродом и Госкомитетом по рыболовству [4]. Из трески вынимают печень, из лососевых и осетровых икру, при заморозке отрезают голову и вынимают внутренности, при разделке на филе остается только чистое мясо рыбы. Потери при получении филе из горбуши составляют 75,5%, минтая - 69,2% и т.д., уже не учитывая потери при готовке рыбы. Таким образом, потребление 22 кг рыбы в живом весе - это лукавая цифра, скрывающая действительное потребление населением рыбы. То есть человек съел 1,0 кг филе минтая, а по данным Госкомстата РФ он потребил рыбы 1,692 кг.

Поэтому сопоставление данных по потреблению рыбы с другими странами, учитывающими потребление не в живом, а товарном весе - не корректно по отношению к собственному населению страны. При этом в «Стратегии развития рыбохо-зяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, указано, что «по среднедушевому потреблению рыбы и рыбной продукции в сравнении с ведущими мировыми рыболовными держа-

вами (Китай, Норвегия, Япония, Соединенные Штаты Америки) Российская Федерация находится на 5-м месте». Представляется, что авторы Стратегии до 2030 г. неточно указали место России по потреблению рыбы на душу населения. Поиск информации в этом направлении показал, что достоверную статистику найти непросто. Однако в таблице - потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения (в товарном весе, кг) [5] в 2003 г. в России потребили 11,3 кг рыбы в год без головы и потрошеной, в Японии -55 кг, Франции - 27 кг. по данным за 2002 г., Италии - 20 кг, Белоруссии -16 кг, Финляндии - 15 кг и т.д. По данным за 2018 г. - среднее потребление рыбы и морепродуктов на душу населения в Южной Корее составило - 58,5 кг и она вышла на первое место в мире, в Японии - 53,3 кг и Норвегии - 50,2 кг, при среднем мировом уровне потребления - 20,2 кг [6].

Есть опубликованные данные, что в рейтинге ведущих потребителей рыбы в мире Испания занимает 5-е место в мире после Японии, Исландии, Норвегии, Португалии, потребляя 25,6 кг рыбы на душу населения в 2018 г. [7]. Больше, чем в России потребляют рыбу на душу населения также в Дании, Мексике и других странах, что доказывает что Россия никак не может находиться по уровню потребления на 5 месте.

Одной из причин низкого потребления рыбы в России ряд авторов считает ее экспорт, который в 2020 г. составил 4639,6 млн. долл., при сокращении экспорта по сравнению с 2019 г. на 22,3 млн. долл. [8], что обусловлено пандемией ООУГО-19 и замораживанием ее приемки или даже отказом принимать рыбу из России в портах Китая.

Тем не менее перед Минсельхозом РФ поставлена задача увеличить экспорт продукции АПК к 2030 г. до 45 млн. долл. [9]. Минсельхоз скорректировал планы экспорта продукции. Достижение цели по вывозу сельскохозяйственной продукции на 45 млрд. долл. перенесено с 2024 г. на 2030 г. Экспорт в 2020 г. составил 29 585,1 млн. долл. при импорте продовольственных товаров на 29 746,0 млн. долл. , то

есть при отрицательном сальдо в размере 160,9 млн. долл.

Рыбная промышленность, входящая в систему Министерства сельского хозяйства РФ, занимает второе место по стоимости экспорта продовольственной и сельскохозяйственной продукции (4609,6 млн. долл. в 2020 г.) после экспорта злаков -10100,7 млн. долл., рост экспорта которых по сравнению с 2019 г. вырос на 2168,5 млн. долл., несмотря на пандемию ООУГО-19. Зерно - продукция, подлежащая длительному хранению и в отличие от рыбы, не требующая холодильников. При этом сальдо рыбной продукции при сопоставлении экспорта и импорта имеет положительный баланс, то есть экспорт превышает импорт, в частности, в 2020 г. на 2955,2 млн. долл. Положительное сальдо (стоимость экспорта превышает стоимость импорта) имеет внешняя торговля злаками -+9772,0 млн. долл., а также жиры и масла животного или растительного происхождения - + 2866,2 млн. долл.

Отрицательное сальдо - стоимость импорта превышает стоимость экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, которая в целом по сравнению с 2019 г. резко сократилась с -5131,3 млн. долл. до - 160,9 млн. долл., что явилось большим прогрессом во внешнеторговой деятельности Минсельхо-за РФ, и увеличением экспорта злаков и жиров.

Тем не менее Минсельхозу РФ предстоит еще большая работа по ликвидации отрицательного баланса при экспорте и импорте молочной продукции, яиц птицы, меда натурального, пищевых продуктов животного происхождения —2596,6 млн. долл. в 2020 г., импортом съедобных фруктов и орехов —5507,1 млн. долл., алкогольными и безалкогольными напитками -2207,3 млн. долл.

Таким образом, Минсельхоз РФ заинтересован в экспорте рыбной продукции, занимающей по стоимости второе место и имеющим положительное сальдо, компенсирующее отрицательное сальдо ряда товаров, в том числе алкогольной продукции.

Рыбная промышленность экспортиру- которые экспортируются в большее число ет свою продукцию в 49 стран мира и в стран - 59. этом плане отстает от экспорта злаковых,

Таблица1. Доля стоимости экспорта рыбы и рыбопродуктов в отдельные страны мира,

% [8]

Страны Доля страны в экспорте в 2019 г. Доля страны в экспорте в 2020 г. Увеличение экспорта(+)и уменьшение (-) 2020/2019

Беларусь 1,4 1,5 + 7,4

Казахстан 0,6 0,5 - 11,7

Китай 36,2 33,4 - 8,3

Корея-республика 31.8 34,6 + 8,2

Норвегия 0,7 0,6 - 15,3

Великобритания 0,8 0,9 + 2,3

США 0,4 0,8 +100,5

Украина 0,9 0,9 - 0,02

Япония 6,2 5,4 - 12,7

Итого 79,0 78,6 - 0,5

Таблица 1 свидетельствует, что при снижении стоимости экспорта рыбы и рыбопродуктов в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 0.5%, отдельные страны как Норвегия сократили поставку рыбы из России на 15,3%, Китай на 8,3%, Япония на 12,7% и даже союзное государство Казахстан - на 11,7%. Тем не менее рыбаки смогли адаптироваться к новым условиям пандемии ООУГО-19 и увеличили продажу рыбы в Южную Корейскую республику на 8,2%, США - в 2 раза с 18,8 млн. долл. США до 37,7 млн. долл., а также союзное государство Беларусь закупило рыбы на 7,4% больше, чем в 2019 г. Отказ принимать рыбу в Китае и переориентация экспорта рыбы, скоропортящегося продукта (86% объемов экспорта - это рыба мороженая) на другие страны сказалось на снижении экспортной цены. В 2019 г. она составляла 1668 долл. за тонну или 180 руб. за кг, то в 2020 г. 1464,3 долл. или 110 руб. за кг по действующему курсу валют [2]. Естественно, произошло резкое снижение доходов рыбопромышленников и заработков рыбаков, уровень которых напрямую связан с добычей рыбы и ее продажей.

Данные таблицы 1 показывают, что в основном - 73,4% экспортируется рыба в Китай, Южную Корейскую республику и Японию. Это обусловлено тем, что большую часть рыбы вылавливают рыбаки Дальневосточного бассейна. В 2020 г. доля

Дальневосточного бассейна в общем вылове рыбы составила 71.8% или 3,57 млн. т. и ближайшие соседи, покупающие рыбу - это Китай, Южная Корейская республика и Япония [10].

Из 3,57 млн.т добытой рыбы на Дальнем Востоке в 2020 г. было экспортировано 1,6 млн. т или на 6% больше, чем в 2019 г. [11].

По данным таможенной статистики экспорт в 2020 г. составил 2 млн.237 тыс.т , то есть. в основном рыба экспортируется с Дальнего Востока [2].

В 2020 г. Правительством Российской Федерации распоряжением № 993-Р была утверждена «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственных комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» [12]. Как указывается в преамбуле к стратегии - необходимо искать и внедрять новые модели экономического развития, способствующие повышению экономической эффективности производства. При этом в Стратегии отмечается, что в АПК за последние 12 лет произошел существенный прорыв благодаря строительству новых сельскохозяйственных предприятий на базе новой техники и оборудования, способствующих росту производства как продукции растениеводства, так и некоторых видов животноводческой продукции. То есть сельское хозяйство преодолело шок, вызванный перестройкой экономики в 90-е годы, когда предприятия

вынуждены были работать не только на изношенной и морально устаревшей технике, но которой в хозяйствах не было в необходимом количестве. Но в течении десятилетий эта проблема была решена в том числе и благодаря деятельности Мин-сельхоза РФ, который обеспечивает проведение единой агропромышленной политики в стране, занимается выработкой государственной политики и нормативно-правовым регулированием как в АПК в целом, так и в растениеводстве, в животноводстве, включая карантин растений, ветеринарию, мелиорацию земель, плодородие почв, регулирование рынка сельхозпродукции, пищевую и перерабатывающие промышленности, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, регулирование в сфере земельных отношений (в части земель сельскохозяйственного назначения).

В отношении рыбного хозяйства о достижениях в Стратегии не упоминалось. В ней был сделан акцент на ресурсную базу отечественного рыболовства, которая составляет 5,2 млн. т, а доля товарной аква-культуры по-прежнему незначительна и составляет 286,8 тыс. т. Средняя норма выхода товарной продукции за последние десятилетия составляет 65%, что свидетельствует о низкой степени переработки уловов. Указывается, что по итогам работы 2019 г. улов водных биологических ресурсов составил 4,9 млн. т.

В Стратегии большое внимание уделяется повышению качества жизни сельского населения, развитию инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры в сельской местности, а также развитию сельских территорий, тогда как о развитии прибрежных районов, население которых зависит именно от рыбной промышленности и из которых в настоящее время местное население уезжает, происходит оголение окраинных районов страны и вынуждены завозить сезонных рабочих на время путины, ничего не сказано. Тогда как жизнь там еще более суровая по сравнению с районами сельской местности из-за расположения на прибрежных оголенных территориях с сильными ветрами со стороны моря. Большую роль играет рыбная промышленность для занятости населения и получения доходов и в Калининградской области, в Архангельской, Мурманской областях, в Республике Карелия, Чукотском и Корякском автономных округах, в Магаданской, Камчатской, Сахалинской областях и в Приморском крае. Особенно значима она в районах Крайнего Севера, где ловля рыбы являлась основным источником жизни и доходов, в том числе малочисленных и коренных народностей. В рыбной промышленности еще в 1994 г. трудилось свыше 464 тыс. человек, из них 150 тыс. человек из числа плавсостава из них 35% имели высшее или среднее специальное образование [13].

Таблица 2. Целевые показатели Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяй-ственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [12] __

Наименование показателя Единица измерения IGlG г. 1G11 г. 1G14 г. 1G15 г. 1G3G г.

Валовая добавленная стоимость * млрд. руб. 181 313 1G6 15G 888

Объем добычи тыс. т 5194 51G1 5311 5319 5396

Объем производства товарной аквакультуры с посадочным материалом тыс. т 111 351 5G1 598 618

Потребление рыбы кг в год 11,1 11,4 13,1 13,5 15

Удельный вес отечественной рыбной продукции в общем объеме ее товарных ресурсов %% 81,3 81,8 84,G 84,5 85

Доля новых судов, построенных на территории РФ в общей структуре рыбопромыслового флота %% 15 3G 6G 6G 8G

Среднегодовая численность , занятых в РФ по деятельности «рыболовство, рыбоводство» тыс. человек 141 148 153 155 16G

Доля продукции с высокой добавленной стоимостью в общем объеме.** %% 38 4G 5G 54 65

* по направлению «Рыболовство, рыбоводство и рыбопереработка.

** филе и фарш рыбный, пищевая продукция из филе и фарша, рыбные консервы, пресервы, соленая и копченая рыба, рыбная мука и рыбий жир.

Сырьевая база рыбной промышленности, которая является одним из главных показателей программы 12, представляет собой рискованный, постоянно изучаемый подвижный водный биологический ресурс, для добычи которого необходимо купить квоту, как в экономической зоне России, так и в зоне иностранных государств, но не факт, что приобретенная квота будет освоенной. Это связано со значительным числом районов промысла, их различной продуктивностью, изменением географии промысла, сезонностью промысла. На сырьевую базу оказывают влияние две группы факторов.

1. Природные условия рыболовства: метеорологические условия (повторяемость штормов и туманов, температура) и гидрологические (течение, глубина, рельеф дна).

2. Организационно-технические условия эксплуатации районов рыболовства, которые в свою очередь зависят от местоположения района, возможности обслуживания добывающего флота приемотранс-портными средствами, орудий лова, международных и правовых условий рыболовства.

Прогноз сырьевой базы рыбной промышленности требует не только специалистов высокой квалификации, но и научно-исследовательских судов с соответствующим оборудованием, так как объект исследования подвижен и не постоянен и нужно исследовать большое количество показателей для ее определения непосредственно в среде обитания водных объектов. Тем не менее, и в этой области не все обстоит благополучно в связи с изношенностью и научно-исследовательских судов. Как указывается в докладе Счетной палаты (от 30.09.2021 г.) при заявке ВНИРО -научного учреждения, занимающегося прогнозированием и оценкой сырьевой базы, на строительство двух научно-исследовательских судов, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2020 г. при уменьшении объема бюджетных ассигнований « на капитальные вложения по всем объектам уменьшен в связи с отсутствием потребности более чем наполовину (на 2 977,4 млн. рублей, или 51,8%) - до 2 775,2

млн рублей , в том числе по начинаемому строительству двух среднетоннажных научно-исследовательских судов (далее -НИС) - на 73,7% (2 946,0 млн. рублей). Из двух объектов, первоначально предусмотренных к вводу в эксплуатацию в 2020 году..... запланирована реализация только

одного» [14], что естественно ни может не отразится на точности прогнозирования сырьевой базы и определения объема допустимых уловов.

Счетная палата при проверке государственной программы «Развитие рыбохо-зяйственного комплекса», сокращенно ГП-26 [15] обратила внимание и в табличном варианте показала, что в указанной программе отсутствуют показатели развития рыбной промышленности, представленные в других программах, или эти показатели отличаются [3, 12, 16, 17, 18]. Так, сопоставление программ ГП-26 [15] и «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» [12] показало, что из 8 показателей, представленных в Стратегии, 5 из них в ГП-26 отсутствуют, а по 3 - имеются расхождения. Такая же ситуация и при сравнении ГП-26 с показателями «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года» [3]. Из 11 рассмотренных показателей в Стратегии [3] в ГП-26 10 соответствующих показателей отсутствуют. Сравнение ГП-26 и «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года» [16] выявило, что из 14 показателей Стратегии [16] 6 из них в ГП-26 отсутствуют.

Анализ показателей в ГП-26 и «Стратегии развития морских терминалов для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота с учетом береговой логистической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки, хранения и дистрибуции рыбной продукции (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р, т.е. раньше, чем ГП -26) не отражены 5 показателей из 5, которые как для работы рыбной промышленности,

так и населения были очень важны. Это «1.4.1.1. Доля отечественных рыбопромысловых судов, проходящих техническое обслуживание в российских портах (по валовой вместимости) (целевой уровень к 2030 г.) - 80%. Соответствующий показатель отсутствует в ГП-26; 1.4.1.2. Показатель Объем заказов российских морских терминалов по техническому обслуживанию крупно- и среднетоннажных рыбопромысловых судов (количество судов в год) (целевой уровень к 2030 г.) - 440 ед. Соответствующий показатель отсутствует в ГП-26; 1.4.1.3..Показатель Объем перевалки рыбопродукции в российских морских портах (млн тонн в год). (целевой уровень к 2030 г.) - 3 млн. тонн. Соответствующий показатель в ГП-26 отсутствует. 1.3.1.4. Емкость припортовых холодильно-складских комплексов, тыс. тонн единовременного хранения (целевой уровень к 2030 г.) - 440 тыс. тонн. Соответствующий показатель отсутствует в ГП-26».

Сопоставление индикаторов в ГП-26 и «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» свидетельствует, что по 3 индикаторам Доктрины 3 ГП-26 отсутствуют. Также как отсутствуют 7 показателей из 7 в «Морской доктрине Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 года. Приведем лишь 2 показателя, которые для рыбной промышленности являются важными: «4.2.1. Проведение регулярных ресурсных исследований и государственного мониторинга водных биологических ресурсов Мирового океана как в российских морях, так и за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации. В ГП-26 соответствующая задача отсутствует; 4.2.2. Оптимизация управления рыбопромысловым флотом на основе эффективного прогнозирования пространственного и временного распределения биологических ресурсов в доступных для российского рыбопромыслового флота акваториях морей и океанов; в ГП-26 соответствующая задача отсутствует».

Таким образом, Счетная палата обратила внимание на разброс и разнотипность показателей в разных Государственных

программах и Стратегиях и отсутствие обобщающего сводного документа именно по развитию рыбного хозяйства. При наличии единого полномочного органа, вырабатывающего единую государственную политику и имеющего специалистов именно по рыбной промышленности, вместо разброса показателей и разных программ, в которых непросто ориентироваться и которые в ряде случаев не подкреплены цифрами, должен быть единый полноценный документ.

Специфика отрасли - это соединение функций добывающей и перерабатывающей отраслей как в рамках одного предприятия, так и крупного рыбопромыслового судна. Отдаленность районов добычи от рынков сбыта требует строительства специализированных судов, аварийно-спасательных средств и средств связи, а также выполнение научных исследований и поиска объектов промысла (разведки), определение объемов и времени их возможного изъятия, а также охрана и борьба с незаконным промыслом водных биологических объектов (браконьерство) отечественными и иностранными рыбаками.

Министерство рыбного хозяйства СССР, упраздненное в 1988 г., вплотную занималось всеми этими вопросами, несло ответственность за состояние и дальнейшее развитие рыбного хозяйства, научно-технический прогресс и технический уровень производства, качество выпускаемой продукции и за наиболее полное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства страны во всех видах рыбной продукции.

В 1990 г. в России добывали 7,88 млн. т водных биологических ресурсов. Отечественный флот добывал рыбу, как в исключительной экономической зоне Российской Федерации, так и в исключительной экономической зоне иностранных государств и в Мировом океане.

Приватизация государственной собственности рыбного хозяйства и стихийный процесс организации добычи рыбы частными фирмами, во главу угла которых ставится максимальное получение прибыли любой ценой, вынудили отечественных рыбаков сократить уловы в Мировом оке-

ане и исключительной зоне иностранных государств и переориентироваться на исключительную экономическую зону России из-за либерализации или резкого повышения цен на топливо, тару, сетемате-риалы, недостатка оборотных средств, в том числе валюты, физического износа судов и вынужденного ремонта судов в иностранных портах, увеличение расходов на оплату работы промыслового флота в экономических зонах иностранных государств из-за резкого снижения курса рубля по отношению к другим валютам, что естественно отразилось на объемах добычи. Передислокация промыслового флота в отечественную зону сказалась на эффективности работы крупных добывающих судов (БМРТ), которые были специально спроектированы для работы в открытых районах Мирового океана. По состоянию на 1 января 1995 г. рыбная отрасль насчитывала 2738 добывающих судов, 124 обрабатывающих судна и 202 приемотранс-портных судна, из них должны были списать соответственно 1223, 86 и 60 судов [13]. То есть количество судов, которое должно было остаться - это 1515 судов добывающего флота, 38 - обрабатывающие суда и 142 - приемотранспортные суда. Таким образом, в рыбной промышленности с 90-х годов сложилась критическая ситуация с рыболовецким флотом.

По данным Росрыболовства [19] в настоящее время средний возраст судов превысил 30-летний рубеж, а некоторые суда приблизились к 40 годам. На российских верфях практически не было заказов, бизнес направлял средства на приобретение поддержанных судов. На заграничных верфях было заказано порядка 10 судов, строительство которых обходится дешевле со всеми таможенными пошлинами, чем заказ на отечественной верфи. Большой физический и моральный износ судов и невозможность на них выходить в море приводит к их продаже на металлолом и естественному уменьшению их количества. Эксперты в Госдуме РФ на научно-практической конференции 17 декабря 2020 г. по вопросам правого обеспечения рыбной отрасли отметили, что именно флот является базой для добычи рыбы, так

как им в настоящее время вылавливается более 90% рыбы. Большая часть флота находится на Дальнем Востоке - 71%, в Северном бассейне - 16%, в Западном -8%, в Азово-Черноморском бассейне - 3% и в Волго-Каспийском бассейне - 2%. И только 1% крупнотоннажных траулеров-процессоров на Дальнем Востоке и сред-нетоннажных в Северном бассейне моложе 5 лет. Суда, возраст которых в этой группе превышает 25 лет, составляют 7% [20]. В связи с тем, что 70% морской добычи отечественными рыбаками вылавливается в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) России, то при отсутствии возможности - нехватке судов, на право их добычи будут претендовать другие страны в соответствии со статьей 62 Конвенции ООН по морскому праву. Уже речь не идет о вылове рыбы в Мировом океане, где в свое время добывали значительную часть рыбы. При этом ряд государств пытаются вытеснить российских рыбаков из открытого моря и исключительной экономической зоны иностранных государств в результате изменения глобальных, региональных и двусторонних договоренностей. В итоге возможно сокращение российских национальных квот, удорожание промысла, удлинение переходов, сокращение разрешенных периодов промысла. Все это наносит ущерб геополитическим интересам России. То есть в развитии вылова рыбы в Мировом океане должны быть заинтересованы не только частные предприниматели, но и государство в целом, так как происходит ущемление и его интересов в части занятия другими странами вылова рыбы, где десятилетиями ее добывали русские рыбаки.

К 2033 г. по прогнозам Минвостокраз-вития, реализация программ «квот под киль» будет способствовать обновлению флота в Северном бассейне на 65% его мощности и 25-30% - в Дальневосточном бассейне, так как по этой программе были размещены заказы на строительство 78 судов, стоимость которых составила 228 млрд. руб.. Постановление Правительства от 26 июня 2021 г. № 1023 направлено на государственную поддержку работы промыслового флота. Российские рыбаки

впервые за прошедшие десятилетия смогут получать субсидии на частичную компенсацию топливных затрат. Получат субсидию рыбаки, ведущие промысел в удаленных районах. Благодаря субсидии можно будет возместить до 30% затрат на приобретение судового топлива. На эти цели из Федерального бюджета выделено 461,5 млн. руб., распределять которые по заявкам определено Росрыболовству.

Тем не менее, проблем в рыбной промышленности, решать которые нужно срочно и безотлагательно можно сказать не перечесть. Нехватка судоремонтных мощностей на отечественных предприятиях вынуждает компании выполнять ремонты нового дорогого флота за рубежом. Потребность докового судоремонта на Дальнем Востоке только по рыбопромысловым судам составляет 160 штук при имеющихся мощностях - 12-60 судов в год [21]. Нехватка портов, что сказывается на продолжительности стоянок под загрузку и разгрузку судна, наличие недостаточных холодильных мощностей для хранения рыбы, транспортные проблемы по поводу перевозки рыбы и доставки ее в центральные районы потребителю - все это сказывается как на объемах добычи рыбы, так и на ценах ее реализации. Не только отсутствие логистики и в связи с этим большое количество посредников по доставке и продаже рыбы, но и влияние курса рубля сказывается на внутренних ценах. При значительном количестве экспортируемой рыбы владельцы рыболовецких фирм следят за мировыми ценами и при росте мировых цен повышают цены продаж и на внутреннем рынке. При имеющем место «теневом» бизнесе, при котором рыба, выловленная отечественными рыбаками, перегружается в море на иностранные суда, обусловлена как более высокими ценами в иностранной валюте, так и рядом других причин, связанных с перечисленными выше проблемами рыбной отрасли.

Представляется, что здесь приемлем опыт, применяемый при товарных интервенциях зерновых. Когда большие урожаи зерна и резко падают закупочные цены, государство скупает зерно по стабильным ценам с определенной долей прибыли, в

случае недостаточных урожаев, государство продает хранящееся у него зерно, но не по завышенным ценам. Эти меры - зерновые интервенции, способствовали не только стабилизации производства зерновых в стране, но росту производства зерновых. Конечно, строительство холодильных мощностей является более затратным по сравнению со строительством элеваторов, но практика показывает, что рынок любых товаров нуждается в регулировании и если государство не принимает в этом участие, то его место занимают другие структуры и не всегда законные.

В данной статье нет возможности перечислить все имеющиеся и накопившиеся за десятилетия проблемы предприятий рыбной промышленности, остановимся только на первопричине, которая связана с некомпетентностью высших эшелонов власти, ликвидировавших под надуманным лозунгом Министерство рыбного хозяйства СССР, исходя из принятого на июньском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС «Закона СССР о государственном предприятии (объединении)», основной задачей которого являлось популистское сокращение управленческого персонала на 41,9% по сравнению с 1987 г. на 01.08 и постановлением от 8 июля 1988 года N 824 ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1988 года N 824 «О генеральной схеме управления народным хозяйством РСФСР».

В свою очередь Минрыбхоз СССР подготовил приказ № 400 от 9.09.1988 г. «ПЕРЕЧЕНЬ передаваемых предприятий, организаций и объединений органов управления рыбным хозяйством союзных республик в ведение госагропромов союзных республик», по которому производственные объединения, предприятия и организации, входившие в состав Мин-рыбхоза РСФСР, за исключением предприятий и организаций республиканского рыбопромышленного объединения Северо-Западных районов (Севзапрыбпром) переходят Госагропромам РСФСР. Именно с этих пор началась разбалансировка работы предприятий рыбного хозяйства, которые на протяжении ряда лет с высокодоходной отрасли превратились в низко-

рентабельную, высоко закредитованную отрасль. При этом совершенно игнорировалась психология работников промыслового флота и земледельца, также как фактически по значимости уровняли добычу рыбы промысловым флотом и во внутренних водоемах, которые и в настоящее время составляют не более 5-6% добытой рыбы. Тем не менее государственная поддержка на развитие аквакультуры была ощутимой.

Время от времени на разных уровнях ставится вопрос о возвращении Мин-рыбхоза РФ, но положительного решения до сих пор нет. Считаем, что и Минсельхо-зу РФ дополнительные проблемы Росры-боловства, которые требуют немедленного и безотлагательного решения и на Правительственном и Международном уровнях, не нужны, так как у Минсельхоза РФ проблем, связанных непосредственно с сельскохозяйственным производством более, чем достаточно. Отсутствие достаточных средств у Росрыболовства даже на науку в 2014 г. Минсельхозом России было принято решение о выделении Росрыболовству на 2015-2017 гг. дополнительных средств федерального бюджета на выполнение ры-бохозяйственных исследований путем перераспределения средств федерального бюджета с госпрограммы «Развитие сельского хозяйства на 2013-2020 годы» на подпрограмму №3 «Наука и инновации» госпрограммы «Развитие рыбохозяйствен-ного комплекса». Это позволило на минимальном уровне обеспечить проведение научно-исследовательских работ для рекомендации допустимых выловов по районам промысла, но не позволяет проводить исследования в конвенционных районах Мирового океана по новым объектам и новым районам промысла и обосновывать как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы динамики численности водных биоресурсов [22].

То есть в настоящее время Росрыбо-ловство не только не является донором для Минсельхоза РФ, но создает ему дополнительные проблемы даже в финансовой сфере.

При этом предприятия аквакультуры, которые ближе к деятельности Минсель-

хоза РФ, остаются в его ведении, а добыча рыбы промысловым флотом переходит под вновь созданное Министерство рыбного хозяйства РФ.

В целом проблема развития рыбной отрасли должна решаться по следующим направлениям, которые декларируются уже несколько десятилетий на разных уровнях:

- Освоение промысла рыбы в открытых (за пределами экономических зон) водах Мирового океана, как у дна, так и в пелагиали.

- Ведение рационального промысла объектов, обитающих в пределах исключительной экономической зоны у побережья Российской Федерации.

- Ведение промысла в прибрежных исключительных зонах иностранных государств на основании выкупленных квот на право лова и на основании соглашений.

- Рекомендации по совершенствованию организации промысла: океаническое рыболовство или прибрежный лов, экспедиционная или автономная организация лова.

- Выработка позиции в рекомендуемых районах промысла по соотношению добывающих, обрабатывающих и транспортных судов.

- Развитие рыболовства и рыбоводства во внутренних водоемах страны.

- Искусственное разведение, выращивание и использование пресноводных и морских рыб, ракообразных, моллюсков и животных (аквакультура).

- Широкое освоение нерыбных объектов лова: криль, кальмар, водоросли.

- Совершенствование существующих и разработка новых методов обработки рыбы и рыбопродуктов.

- Совершенствование и развитие прочих подотраслей: судоремонта, судостроения, машиностроения, тарного и сетес-настного производства.

- Строительство и расширение портовых сооружений.

- Строительство холодильников в портах для приемки рыбы.

- Развитие и совершенствование транспортировки рыбы в центральные районы страны.

- Совершенствования сбыта продукции.

- Социальное развитие отрасли в части развития прибрежных территорий социальными и культурными объектами, их благоустройства и обеспечение гарантиро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ванного заработка рыбакам по нормам трудового права.

По каждому направлению могут быть разработаны конкретные целевые программы [23], которые являются частью государственных, территориальных и ло-

кальных целевых программ.

Библиографический список

1. Приказ Минздрава России от 19.08.2016 № 613. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/documents/9167-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-i-sotsialnogo-razvitiya-rossiyskoy-federatsii-ot-9-avgusta-2010-g-613n-ob-utverzhdenii-poryadka-okazaniya-meditsinskoy-pomoschi-pri-provedenii-fizkulturnyh-i-sportivnyh-meropriyatiy

2. Валентин Балашов. Рыбный стол от правительства России. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://regnum.ru/news/3209128.html

3. Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minsh.khabkrai.ru/Gospodderzhka/Strategii/2608

4. Нормы отходов по рыбе утверждены Минсельхозпродом и Госкомитетом по рыболовству. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499053305

5. Потребление рыбы и рыбопродуктов на душу населения (в товарном весе, кг в 2003 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gks. ru/bgd/regl/bo8_39/lsswww.exe/ Stg/05-12. htm

6. Больше всего рыбы едят в Корее. 20.07.2018. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fishretail.ru/news/bolshe-vsego-ribi-edyat-v-koree-387890

7. Испания заняла 5 место в рейтинге ведущих потребителей рыбы в мире. Новости // Дальнее зарубежье. 30 июня 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Fishretail. ru/news/ispaniya-zanyala-5emesto-v-reytinge-388123.

8. Таможенная статистика внешней торговли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stat/customs/

9. Екатерина Шокурова Агроинвестор. 16 ноября 2020. Минсельхоз скорректировал планы экспорта продукции. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/analytics/news/34801-minselkhoz-skorrektiroval-plany-eksporta-produktsii-apk.

10. В 2020 году вылов рыбы в России вырос на 1,2%. Финмаркет. Новости.13 января 2021 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5391443

11. Нарастили экспорт. Сколько рыбы и морепродуктов утекло с Дальнего Востока за границу. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vostokmedia.com/news/economy/05-02-2021/narastili-eksport-skolko-ryby-i-moreproduktov-uteklo-s-dalnego-vostoka-za-granitsu

12. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственных комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564654448

13. Федеральная программа развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года «Рыба». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/9014254/titles/RD0H7Q

14. Счетная палата о ГП-26 «Развитие рыбохозяйственного комплекса». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/upload/pdf/budget/gp-2022/%D0%93%D0%9F-

26_%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D1% 80%D1%8B%D0%B1%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B7%D1%8F%D0%B8%CC%86%D

1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D 0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0.pdf

15. «Развитие рыбохозяйственного комплекса» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314. Срок реализации: 2013-2024 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499091766

16. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/podborki/strategiya_razvitiya_pischevoj_i_pererabatyvayuschej_pr omyshlennosti/

17. Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации". - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30563

18. Морская доктрина Российской Федерации утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным от 26 июля 2015 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs. cntd. ru/document/555631869

19. Как построить новый рыболовецкий флот. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5f6478a87a8aa9450390f8b7

20. Эксперты заявили о возможной острой нехватке рыбопромысловых судов в РФ в 2020 году. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interfax.ru/russia/688353

21. «Траулеры ищут место для ремонта» Рыбаки обеспокоены нехваткой мощностей в РФ. Газета «Коммерсант» № 137 от 05.08.2021, стр. 7. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4928933

22. «О развитии рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации». Рабочая группа государственного совета. Проект. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vniro.ru/files/Gossovet_doklad.pdf

23. Румянцева Е.В. Инновационная стратегия экономического развития. - Лек-ция/Берлин/Москва/2005

ABOUT THE PROBLEMS OF THE FISHERIES COMPLEX OF RUSSIA

L.V. Skulskaya, Candidate of Economic Sciences, Senior Reseacher T.K. Shirokova, Candidate of Economic Sciences, Senior Reseacher Institute of Economic Forecasting (INP) RAS (Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the problems associated with fish production. The comparison of exports of fish products with other food products was carried out. The main directions of the development of the fishing industry, which have been declared for several decades at different levels, are listed. It is proposed to restore the Ministry of Fisheries of the Russian Federation and withdraw commercial production from the custody of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation.

Keywords: fish production, export, import, balance, fish consumption per capita, risks, force majeure, state programs, exclusive economic zone, world ocean.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.