Научная статья на тему 'О проблемах преподавания вычислительной геометрии в условиях педагогического ВУЗа'

О проблемах преподавания вычислительной геометрии в условиях педагогического ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стась Андрей Николаевич, Долганова Надежда Филипповна

В статье рассматриваются особенности процесса подготовки будущих учителей информатики в педагогическом университете. Недостатком является низкий уровень информационно-технологической компоненты содержания подготовки учителя к профессиональной работе. Предлагается усилить фундаментальную подготовку путем введения новых учебных дисциплин за счет регионально-вузовского компонента. Одной из таких дисциплин является вычислительная геометрия. В данной работе предлагается подход к преподаванию основ вычислительной геометрии, исходя из специфики педагогического образования. Проанализированы проблемы преподавания вычислительной геометрии в условиях педагогического ВУЗа и предложены подходы к их решению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стась Андрей Николаевич, Долганова Надежда Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах преподавания вычислительной геометрии в условиях педагогического ВУЗа»

Рис. 9. Управление инфраструктурой

готовки специалистов, помимо квалифицированного ПСС, необходимо иметь достаточный аудиторный фонд, учебное оборудование (спецтехобеспечение), библиотечные фонды. Поддержка инфраструктуры требует постоянных амортизационных затрат, например, на капитальное строительство и ремонт. Диаграмма потоков модуля «управление студентами» показана на рис. 9.

На данный момент, в реализуемой модели игроком выступает ректор, но в дальнейшем планируется разделение функций между новыми типами игроков. Ими будут выступать проректора и возможно даже деканы. Конечной целью является реализация модели нескольких вузов в конкурентной рыночной среде. Это позволит создать адекватную модель, на основе которой будет построен тренажер, отражающий конкурентную борьбу нескольких вузов на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг.

Литература

1. Описание модели игры-симулятора деятельности вуза «У^иаШ». http://www.virtual-u.org/

2. Дмитриева О. В. Организационно-экономический механизм Системы управления социально-экономической деятельностью вуза в условиях смешанного финансирования: Автореф. ... канд. техн. наук. Новокузнецк, 2006.

Поступила в редакцию 21. 06. 2006

УДК 372.800.2

А.Н. Стась, Н.Ф. Долганова

О ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ В УСЛОВИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Томский государственный педагогический университет

В настоящее время в школах и вузах ведутся активные разработки компьютерных программ учебного назначения. Такие программы обычно называются обучающими. Позднее появился термин «педагогические программные средства» (ППС) [1].

Все более интенсивное использование ППС обусловлено, в том числе, и проходящим реформированием системы образования. Среди намечающихся тенденций следует выделить недостаток аудиторных часов, отведённых на изучение различных дисциплин, и как следствие, повышение роли самостоятельной работы студентов. В этих условиях ППС позволяют не только нивелировать негативные аспекты, но и увеличить эффективность обучения и даже получить принципиально новые образовательные результаты. Не зря многие отечественные ученые подчеркивают, что в школьном образовании обязательно должны находить отражение новые тенденции развития общества и выдающиеся достижения научно-технического прогресса. Как пишет Кудрявцев: «чтобы привести в соответствие образование (среднее и высшее) с теми требованиями, которые предъявляет к нему современ-

ное общество, надо ввести изменения, как в его содержание, так и в технологию процесса обучения» [2]. Непременным условием использования различных ППС должна стать педагогическая компетентность и компьютерная грамотность преподавателей вообще и преподавателей информатики в особенности. Действительно, в современной школе (особенно в сельской) учитель информатики выполняет, кроме своей основной работы (учителя-предметника), дополнительно и роль сервисной службы, и сетевого администратора, и разработчика ППС (и иных программных продуктов), необходимых школе.

Именно поэтому для учителя информатики одинаково важно знать методические аспекты применения компьютера и информационных технологий в учебном процессе и уметь проектировать и самостоятельно разрабатывать программные средства учебного назначения [3]. Очевидно, что это необходимо учитывать в процессе подготовки будущих учителей информатики. Этой подготовкой занимаются педагогические вузы в рамках направления подготовки дипломированных специалистов 030100 - «Информатика»

А.Н. Стасъ, Н.Ф. Долганова. О проблемах преподавания вычислительной геометрии.

или направления подготовки бакалавров 540203 -«Физико-математическое образование (профиль: информатика)». Подготовка по педагогической специальности «информатика» как дополнительной к специальностям «математика» и «физика» была введена в педвузах СССР в середине 80-х гг. прошлого века. Профильная специальность 030100 «Информатика» появилась в ГОСах первого поколения в 1995 г

Применительно к общему среднему образованию со временем обострилось понимание того, что кадры информатизации образования - это не только кадры для обучения информатике [4]. Слабым местом педагогических ГОСов остается низкий уровень информационно-технологической компоненты содержания подготовки учителя к профессиональной работе. Об этом свидетельствует и тот факт, что, стремясь поправить положение, Министерство образования РФ в 2004 г. своим письмом рекомендовал педвузам дисциплину «Современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе» [5].

В частности, анализируя требования государственного стандарта по специальности 030100 с точки зрения совершенствования навыков специалиста по информатизации образования и разработчика ППС, можно отметить следующие дисциплины: численные методы; основы искусственного интеллекта; компьютерное моделирование; программирование; информационные системы; компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии, информационные и коммуникационные технологии в образовании. Однако содержание этих дисциплин не в полной мере реализует требования рынка. Так, например, не предусмотрено специальных дисциплин по объектно-ориентированному программированию, по программированию на ассемблере, по операционным системам, вычислительной геометрии, построению трансляторов; отсутствуют дисциплины, связанные с элементами компьютерной графики; нет практикума программирования на С++, Visual Basic^, Web-программирования на скриптовых серверных и клиентских языках (PHP, ASP, Perl, Java, JavaScript). Не рассматриваются и современные тенденции в программировании, такие технологии как C#, “.NET” и т.д.

Все же процесс совершенствования содержания и методики обучения будущих учителей информатики в педагогическом вузе находится в постоянном развитии. Но, на наш взгляд, он все еще не совершенен. Решение данной проблемы во многом зависит от открытия в педагогических вузах непедагогических специальностей по информатике и информационным технологиям, например, информационные системы, информационные технологии, прикладная информатика с ориентацией на информатизацию образования.

Но даже в этом случае проблема окончательно решена не будет, поскольку большинство школ не могут себе позволить помимо учителей иметь в штате специалистов по информатизации образования, поэто-

му необходимо совершенствовать подготовку учителей в рамках резервов, предоставляемых региональным и вузовским компонентами. К сожалению, объем данных компонент ничтожно мал [6], но это не может являться оправданием «некачественной» подготовки выпускников, к которым, в свою очередь, предъявляют высокие требования при устройстве на работу. Анализируя потребности школы, можно заключить, что выпускник должен иметь определенный минимум знаний в следующих областях:

- модели жизненного цикла программ, модели процесса разработки программных продуктов (ПП);

- технологии и инструментальные средства, применяемые на всех этапах разработки ПП;

- основные методы построения и анализа алгоритмов, основные результаты теории сложности алгоритмов и программ;

- состав, структура, функции, принципы функционирования и способы применения всех видов системного, инструментального и прикладного ПО;

- методы обеспечения надежности и информационной безопасности ПП;

- основные модели, методы и алгоритмы теории языков программирования и методов трансляции;

- основные модели и методы теории вычислительных процессов (последовательных, взаимодействующих, параллельных);

- и должен владеть:

- методами, языками и технологиями разработки корректных программ в соответствии с основными парадигмами программирования;

- методами разработки и анализа алгоритмов, моделей и структур данных, объектов и интерфейсов;

- методами и средствами анализа ПП, методами метрологии и обеспечения качества ПП;

- методами и средствами программирования распределенных вычислительной техники и сетей;

- методами и средствами анализа, описания и проектирования человеко-машинного взаимодействия, инструментальными средствами разработки пользовательского интерфейса;

- методами анализа и проектирования баз данных и знаний;

- методами и средствами тестирования, отладки и испытаний ПП;

- математическими и экспериментальными методами анализа, моделирования и исследования ПО;

- математическими моделями вычислительных процессов и структур вычислительной техники;

- методами и средствами анализа и разработки программных компонентов сетевых и телекоммуникационных систем;

- методами и средствами защиты информации в вычислительной технике;

- методами и средствами разработки программных средств систем мультимедиа и компьютерной графики.

Пробел в этих знаниях выпускник должен ликвидировать самостоятельно, а для того чтобы он мог это осуществить, необходима прочная база, на основании которой возможна дальнейшая положительная динамика. Поэтому мы считаем, что следует в первую очередь усиливать фундаментальную подготовку, например, уместно предложить ввести следующие новые учебные дисциплины: вычислительная геометрия, трансляция с языков высокого уровня, Visual Basic для приложений, латентные переменные и их измерение и т.п. Более конкретные знания уместнее включать в дисциплины специализации в соответствии с выбором студента.

Но сложность нашей задачи состоит еще и в том, что невозможен простой перенос методик и подходов при изучении специальных курсов из принятых для технических вузов и классических университетов в силу специфики педагогического образования. Дело в том, что резко отличается структура блока общепрофессиональных дисциплин (ОПД). Если в технических специальностях в этом блоке даются в основном знания технологического характера или общенаучного, то в педагогическом образовании - общепедагогические навыки. Это приводит к тому, что преподавание специальных дисциплин в нашем случае необходимо проводить в условиях меньшей базы,

а, следовательно, базовые знания необходимо давать параллельно со специальными, при этом количество часов остается жестко ограниченным.

В данной работе мы предлагаем подход к преподаванию основ вычислительной геометрии. Целью дисциплины является изучение и освоение базовых понятий, моделей, методов, структур данных и алгоритмов, применяемых при решении задач вычислительной геометрии, с упором на задачи, возникающие в процессе разработки ППС.

В результате изучения дисциплины студенты должны получить знания по следующим основополагающим разделам:

- Представление и моделирование геометрических объектов. Эти навыки крайне необходимы при визуализации данных в обучающих системах - визуальной демонстрации различных процессов, построения графиков и диаграмм зависимостей и т.д.

- Алгоритмы триангуляции. Данные методы являются основой, без которой изучение вычислительной геометрии просто невозможно, так как многие задачи решаются именно на основе треугольной сетки (проверка попадания внутрь выпуклой и невыпуклой фигуры, построение сечений и т.д.), построение которой и называется триангуляцией.

- Решение задач в области вычислительной геометрии: сглаживание кривых и поверхностей. Пост-

роение графиков. К тому же, исходя из дизайн-эрго-номических требований к ППС, экран не должен быть агрессивным (много прямоугольников, квадраты, мелкие клеточки), поэтому задача сглаживания кривых и поверхностей часто возникает в процессе разработки таких программных продуктов.

- Построение линий уровня. Используется как пример задачи, на основе которой можно продемонстрировать ряд важных алгоритмов и понятий (триангуляция Делоне, понятие коридора, сглаживание в коридоре с помощью кривых Безье).

- Алгоритмы компьютерной графики: отрисовка примитивов, заливка, отсечение невидимых контуров и т.д. Сложные объекты, как правило, моделируют как совокупность простых.

Содержание данной дисциплины позволяет обеспечить минимальные знания для проектирования программных систем, использующих решение геометрических задач, а также методы оценки вычислительной сложности геометрического алгоритма. Эти навыки необходимы для того, чтобы будущий учитель-разработчик чувствовал степень эффективности предлагаемого им решения.

Учитывая вышеизложенное, в рамках дисциплины должны изучаться следующие блоки.

- Введение. Понятие вычислительной геометрии. Начертательная геометрия и вычислительная геометрия.

- Алгоритмы построения выпуклых оболочек и триангуляции.

- Решение прикладных задач с использованием прямоугольной и треугольной сеток.

- Задачи, связанные с кривыми и поверхностями на плоскости и в пространстве.

- Алгоритмы компьютерной графики.

В связи с раннее отмеченными особенностями необходимо рассмотрение общих знаний по ходу курса. В первом блоке - это понятие о компьютерной графике, видеопамять, видеоадаптеры, растровая и векторная графика. Во втором - выпуклые множества на плоскости, понятие выпуклости с точки зрения элементарной геометрии и с точки зрения линейной алгебры, выпуклая комбинация как частный случай линейной комбинации, выпуклая оболочка множества точек. В четвертом - явное и параметрическое описание кривых и поверхностей, простейшая модель кривой и ее недостатки. В пятом - отрисовка примитивов, прямые линии, прямоугольники, окружности, эллипсы, дуги.

Руководствуясь данными соображениями, была разработана примерная рабочая программа по курсу «Вычислительная геометрия» для направления подготовки бакалавров 230200 - «Информационные системы» [7].

Литература

1. Информатика и вычислительная техника / Под ред. В.Н. Ларионова. М., 1992.

2. Кудрявцев Л.Д. О принципах, лежащих в основе модернизации среднего образования. М., 2003 // Шр:/ЛеасИег.йо.ги/пе\м$.рИр?п=22576&с=1441

Л.В. Лежнина, В.И. Шишковский. Концептуальные основы интеграции российской.

3. Сметанников А.Л. Совершенствование подготовки учителей информатики путем введения элементов информационного моделирования в проектирование программных средств учебного назначения: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2000.

4. Лапчик М.П. Структура и методическая система подготовки кадров информатизации школы в педагогических вузах: Дис. ... док. пед. наук. М., 1999.

5. Примерная программа дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Рекомендована Министерством образования Российской Федерации для направлений подготовки и специальностей педагогического образования / Сост. С.А. Жданов, М.П. Лапчик, В.П. Шари. М., 2004.

6. Учебные планы.

7. Примерная программа дисциплины «Вычислительная геометрия» для направления подготовки бакалавров 230200 - информационные системы. Томск, 2006.

Поступила в редакцию 20. 12. 2006

УДК 371.32(07)

Л.В. Лежнина, В.И. Шишковский

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ РОССИЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Томский государственный педагогический университет

В настоящее время российское образование переживает новый этап реформирования. Наряду с появившимися ранее понятиями ЕГЭ и другими, все чаще звучат новые понятие, например Болонские преобразования. Болонские преобразования - это европейское преобразование, результатом которого должно стать разрешение ряда проблем, с которыми столкнулись ведущие страны Центральной Европы.

Болонский процесс - многоплановое явление. Он зарождался в недрах европейской системы высшего образования в течение десятилетий: те или иные его параметры стихийно появлялись в национальных системах высшего образования и взаимопроникали к соседям. Первые очертания Болонского процесса начали приобретать в 1988 г., когда ректоры европейских университетов собрались в Болонье для того, чтобы отметить 900-летие самого старого университета в Европе. В принятой Великой хартии университетов, прежде всего, отметили возрастание роли университета в грядущем третьем тысячелетии. Главным фундаментальным принципом деятельности университета была названа «автономность», «самостоятельность». Вторым по порядку упоминалось единство преподавания и научных исследований. Великая хартия призвала европейские университеты рассматривать взаимный обмен информацией и документацией, постоянное осуществление совместных проектов в качестве важнейшей меры для приращения знаний. В этих целях Хартия рекомендовала поощрять мобильность преподавателей и студентов; вырабатывать общую политику учреждения эквивалентных степеней со сходным статусом; осуществлять прозрачный контроль знаний [1].

Следующим шагом к Болонскому процессу явилось подписание в 1997 г. Лиссабонской конвенции «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Эта конвенция отражает культурное, социальное, политичес-

кое, философское, религиозное и экономическое разнообразие, составляет исключительное богатство Европы и расширила права университетов в вопросах признания зарубежных дипломов и квалификаций [2].

Лиссабонская конвенция постоянно развивалась: в дополнение к ней были приняты две Рекомендации, Руководство по аспектам признания, Кодекс профессиональной практики по предоставлению межнационального образования. Благодаря Конвенции, процесс интеграции в сфере образования перешел в область формирования единого европейского образовательного пространства [1].

Болонский процесс стал значительно явственней после подписания 25 мая 1998 г. в Сорбонне четырьмя министрами, ответственными за высшее образование во Франции, Германии, Италии и Великобритании, Сорбоннской декларации о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования [3].

В Декларации прописывались механизмы реализации единства пространства высшего образования в Европе: двухуровневая система высшего образования, использование академических кредитов, их вза-имопризнание и накопление, обучение по семестрам. Два уровня высшего образования проходили под общими названиями «достепенного» и «послестепенно-го». При обучении на обоих уровнях студентам предлагалось проводить один из семестров в университетах вне своей страны; равным образом поощрялись подобные поездки исследователей и преподавателей. Как положительный пример гармонизации в Декларации упоминались совместные дипломы; призывы к всемерному расширению мобильности сочетались с установками способствовать трудоустройству выпускников вузов. Министры призвали государства -участников Европейского Союза и другие европейские страны присоединиться к ним [1].

И 19 июня 1999 г. через год после Сорбоннской декларации министры по образованию из 29 евро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.