Лапухов Владислав Русланович Уральский юридический институт МВД России Факультет подготовки следователей Россия, Екатеринбург vlad.lapuhov@yandex.ru Vladislav Lapuhov
Ural Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia
Faculty of Investigator Training Russia, Ekaterinburg
О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ИЗ ИГР И ПАРИ Аннотация: в данной статье были проанализированы актуальный проблемы института игр и пари, рассмотрены некоторые правовые положения регламентации данного вида правоотношений, а также выдвинуты возможные способы решения поставленных проблем.
Ключевые слова: Игры, пари, алеаторная сделка, рисковая сделка, особенности правового регулирования.
ABOUT THE PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF OBLIGATIONS ARISING FROM GAMES AND BETTING
Annotation: in this article, the actual problems of the institute of games and betting were analyzed, some legal provisions of the regulation of this type of legal relations were considered, and possible ways of solving the problems posed were put forward. Key words: Games, betting, aleatory transaction, risky transaction, features of legal regulation.
УДК 340
Исходя из законодательного определения азартная игра - это основанное на риске, соглашение о выигрыше, что свидетельствует об их алеаторной природе. Римские юристы древности первостепенно относили к алеаторным видам договоров игры и пари. Ещё тогда отношение к данному виду отношений было резко негативным, они признавали безнравственными, дурными и порочными и, в связи с этим, не подлежали судебной защите [1, с. 133].
Азартные игры основываются на различных случайных факторах, таких как розыгрыш карт, рулетки, бросок костей или шарика, остановка вращающихся барабанов в слот-машинах и т.д. Никакие умения или знания не могут гарантировать успех в таких играх, что делает их зависимыми от чистого везения.
Стоит отметить, что подобная позиция была перенята российским законодательством. В связи с этим, до введения в действие второй части Гражданского Кодекса Российской Федерации азартные игры признавались сделками ничтожными, а участие в подобного рода правоотношений образовали состав административного правонарушения.
В настоящее же время институт игр и пари становится все более и более популярным. Причиной этому стала возможность перехода данного рода правоотношений в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», что в разы увеличивает доступность данной сферы.
С вступлением России в новое для страны время и признанием капитализма как необходимой меры развития государственности, перед новой властью встала сложная задача - регулирование тех сфер общественной жизни, которые в период СССР особого поощрения не получили. Легкость возможного выигрыша и азарт сделал данную отрасль весьма привлекательной как для обычных граждан, так и для злоумышленников, желающих заработать на азарте жертв. В связи с этим, не желая повторить негативный опыт девяностых, действующая власть постепенно, хоть и с большой неохотой, но все большее
внимание уделяет регулированию правоотношений, вытекающих из игр и пари. С этой целью в нашей стране были созданы так называемые игорные зоны. Решение же о создании подобного рода зон было принято с целью сужения контролируемого поля игорных заведений. Всего в нашей стране существует 4 игорных зоны: 1) «Сибирская монета», расположенная в Алтайском крае 2) «Янтарная», расположенная в Калининградской области 3) «Красная поляна», расположенная в Краснодарском крае 4) Игорная зона «Приморье» [2]. Иными словами, создание игорного заведения, находящегося вне пределов игорной зоны, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, запрещено. В рамках Российского законодательства ответственность за подобную деятельность предусмотрена в рамках статьи 171.2 Уголовного Кодекса и статьи 14.1.1 КоАП РФ.
Необходимость законодательного регулирования данной сферы крайне важна как для нормализации работы её отдельных институтов, так и государства в целом. Прежде всего, на наш взгляд, решение основных проблем данной отрасли права позволит защитить граждан от преступных посягательств, представляющих опасность для большой прослойки населения. Так, по данным исследования ARKA Agency, 4,5% россиян в возрасте от 18 до 70 хоть раз делали ставки на спорт за 2018 год [3]. Также, это может поспособствовать экономическому развитию страны, ведь вся незаконная деятельность по проведению игр и пари, циркулирующая в нашем правовом поле, в случае её узаконивания, могла бы обеспечить федеральный бюджет соответствующими налоговыми выплатами. Так, по данным (ФНС) за 2019 год легальные игорные заведения должны выплатить в федеральный бюджет 2,06 миллиарда рублей.
Наиболее защищенной отраслью данных правоотношений являются лотереи. Первое отражение институт лотерей получил ещё при Петре Первом. Законодательное определение лотереи дается в Федеральном законе от 11.11.2003 № 138-Ф3 «О лотереях». Так, лотерея - это игра, которая проводится
в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. В настоящее время регулированию проведения лотереи посвящена статья 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 данной нормы отношения между организаторами тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей, регулируются законами и основаны на договоре.
Одной из наиболее насущных проблем данной отрасли права является создание нелегальных букмекерских контор. Обход процедуры обязательной регистрации дает для создателей букмекерской конторы множество возможностей по обману людей. В связи с этим возникает вопрос, как возможно отличить легальную и нелегальную букмекерскую контору. Легальный букмекер должен отвечать 4 критериям: 1) наличие лицензии, полученной в установленном законом порядке. 2) являться членом саморегулируемой организации «Ассоциация букмекерских контор» 3) иметь официальный сайт в доменной зоне России 4) быть подключенным к центру учета и перевода интерактивных ставок (ЦУПИС). Нелегальные же букмекеры не несут никакой ответственности перед клиентом за выплату ему выигрыша, но несмотря на это, услугами нелегальных букмекеров пользовались 43 % игроков. В любой момент без объяснения причин возможна блокировка учетной записи.
Ярким примером незаконной деятельности букмекерских контор является возможность регистрации несовершеннолетних для участия в данной деятельности, что запрещено законом. Данную норму законодатель вводит в связи с финансовой незащищенностью этой группы населения. Большинство нелегальных букмекеров не требуют идентификацию личности при регистрации, что допускает возможность участия несовершеннолетних.
Статья 1062 ГК подразумевает, что игры и пари являются юридическими фактами, влекущими возникновение правоотношений, обязывающих, в случае выигрыша уплатить ему сумму выигрыша. Но, исходя из смысла статьи мы понимаем, что по общему правилу судебной защите данные правоотношения не подлежат. Законом прямо предусмотрены случаи, когда возможность защиты своих прав предусмотрена. Судебной защите подлежат: 1) требования лиц, участвующих в играх и пари под влиянием обмана, насилия, угрозы или злонамеренного соглашения их представителя с организатором игр или пари 2) требования лиц, по выплате им выигрыша и возмещении им убытков в случае нарушения договора со стороны организатора игр и пари 3) требования по рисковым сделкам с участием биржевых игроков, банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг. На наш взгляд подобная позиция законодателя является правильной, в связи с тем, что государство прежде всего обязано обеспечить защиту граждан и стабильность их жизни. Игры и пари же подразумевают азарт и риски, которые могут привести гражданина к крайне нестабильному финансовому положению. В связи с общественной опасностью участия в играх и пари законодатель, в случае психической зависимости (причастия) гражданина к азартным играм, допускает возможность ограничения его дееспособности [4].
Однако, несмотря на предоставленную законодателем возможность защиты прав в судебном порядке большинство обращений граждан о защите остаются без рассмотрения в связи с фактической сложностью установления события преступления и привлечения злоумышленников к ответственности. В последние годы, в связи с ужесточением надзора за контролем игорной деятельности, наиболее частым проявлением её стало компьютерная вариация игровых автоматов или же, иными словами, онлайн-казино и букмекерские конторы.
Если же обратиться к опыту зарубежных стран относительно регулирования игр и пари, то стоит отметить, что существует несколько подходов к налогообложению игорной деятельности. В большинстве развитых стран (Франция, Германия, Канада и пр.) объектом налогообложения выступает либо доход, либо прибыль от ведения игорного бизнес. В России же объектом налогообложения является налог на игорное оборудование, что, на наш взгляд, является неправильным. Поскольку, в зарубежных странах налоги от игорного бизнеса являются важной статьей федерального бюджета, что нельзя сказать о России. Так, Доходы букмекерских контор в 2020-м году выросли. По крайней мере, если говорить о совокупной цифре. Если выручка БК в 2019-м составила около 208 млрд, то спустя год - почти 238 млрд, что составляет рост на 14,5%.
Проблема регулирования подобных правоотношений заключается в том, что контроль за появлением подобных сайтов практически не осуществляется. И даже в тех случаях, когда процесс блокировки произошел, у создателей подобных сайтов существует множество способов обхода блокировок. К таким способам, например, относятся: 1) создание сайтов-зеркал 2) использование сторонних УР^сервисов 3) использование PROXY-серверов 4) создание отдельного ПО для использования услуг букмекера. В связи с этим представляется, что борьба с нелегальным проведением азартных игр и пари в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» посредством блокировки доступа к сайтам, предлагающим такие услуги, является крайне неэффективным, поскольку данная мера носит больше «имиджевый» эффект [5, с. 91]. После объявления ресурса незаконным и его блокировки последний не перестает функционировать. Для продолжения работы владельцам сайта будет необходимо выполнить несколько простейший действий для обхода блокировки.
В подтверждение этому по информации СК в период с января по декабрь 2020 года количество преступлений, совершенных в сети «Интернет» возросло на 91,3% [6], а в лидирующие позиции среди незаконной деятельности в сети
вошла организация и проведение азартных игр. В связи с чем, для регулирования как данной сферы правоотношений, так и других представляется возможным сотрудничества Роспотребнадзора - главного надзорного органа в России, и представителей лидирующих поисковых систем посредством внесения нелегальных букмекерских контор в так называемые черные списки (safebrowsing). В случае попадания, в которые информация о внесенном сайте не показывается при запросе в соответствующей поисковой системе. Данный способ хорош тем, что в случае такого попадания интернет-ресурс теряет один из основных каналов продвижения, что значительно сказывается на популярности и доходах незаконной конторы.
Также, статьей 5.1 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» с целью ограничения работы незаконных букмекерских контор законодателем предусмотрен запрет переводов и приёма платежей у организаций, внесенных в перечень на сайте ФНС. Однако, исходя из анализа правоприменительной практики можно сделать вывод, что положения данной статьи в должной мере не соблюдается. Так, перечень запрещенных для транзакций организаций не редактировался с 15 августа 2019 года [7]. Стоит отметить, что и ограничение транзакций для организаций, входящих в данный список, не представляется возможным. Вызвано это тем, что в самом перечне ФНС находятся не конкретные сайты, а наименования запрещенных организаций с местом нахождения, что не дает банкам возможности отслеживание пути транзакции. К тому же, незаконные букмекеры, с целью обхода запретов используют компании посредники. Так, все финансовые операции между нелегальными букмекерами и российскими банками осуществляются через посредников, что, формально, не нарушает российское законодательство. С целью решения данной проблемы представляется необходимым: 1) внести правки в перечень ФНС с добавлением Ц^-адресов 2) обязать ФНС обновлять перечень периодичностью раз в квартал
3) создать орган, контролирующий транзакции между банками и незаконными букмекерами.
Подводя итог, следует сказать, что последние годы игорный бизнес в России претерпевает значительные изменения, однако, многие проблемы правоприменительной практики до сих пор остаются без разрешения и не соответствуют формирующимся запросам общества. На наш взгляд более императивные методы регулирования данной деятельности положительно бы сказались на развитии института игр и пари. Государство должно с большим вниманием относиться к развитию данного направления
В связи с этим, на наш взгляд, считается необходимым внесения ряда изменений в существующее законодательство, а также выработки действенной стратегии регулирования данной отрасли. Видится, что в случае более системного подхода к законодательной регламентации института игр и пари законодатель сможет оказать существенное влияние на незаконную игорную деятельность. При этом только оперативное реагирование на возникающие проблемы сможет способствовать позитивному развитию данного института. При этом, какой бы путь решения не выбрал законодатель, нельзя отрицать экономическую значимость для государства института игр и пари.
Список литературы:
1. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. Издание второе, исправленное и дополненное. — М.: ТОН — Остожье, 2000. С. 133.
2. О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru.
3. «4,5% россиян от 18 до 70 делают ставки на спорт - исследование» // URL: https://www.interfax.ru/presscenter/651191
4. О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015. № 25. [Электронный ресурс] // URL: http: //www.consultant.ru.
5. Гузинец, К. В. Нелегальный игорный бизнес как угроза экономической безопасности государства / К. В. Гузинец // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2 (46). С. 90-93.
6. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года. // URL: «https://xn--b1aew.xn--p 1 ai/reports/item/22678184»
7. Перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства Российской Федерации. // URL: «https: //www.nalog.ru»