Научная статья на тему 'О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационно-коммуникационные технологии / IT-сектор / IT-специальности / IT-специалист / проект / проектная деятельность / information and communication technologies / IT sector / IT specialties / IT specialist / project / project activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.С. Спирин

В статье рассматриваются проблемы IT-отрасли, одной из которой является подготовка IT-специалистов в вузе в условиях цифровой трансформации российской экономики. В работе излагаются мнения отечественных и зарубежных экспертов по этому вопросу. Уделяется внимание плану правительства РФ по удвоению доли IT-сектора в структуре экономике страны и усилению активности государственных органов в сфере подготовке IT-специалистов в вузе. Автор, основываясь на опыте взаимодействия вуза и организаций, приводит и анализирует требования, предъявляемые работодателями к соискателям на IT-должность среди обучающихся. Также в работе приводятся результаты анкетирования студентов. В заключение автор делится опытом сотрудничества вуза с одной из технологических компаний в области подготовки кадров для предприятий IT-сферы и предлагает возможные пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT PROBLEMS OF TRAINING IT SPECIALISTS AT A UNIVERSITY DURING THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The article deals with problems of the IT industry, one of which is training of IT specialists at a university in the context of digital transformation of the Russian economy. The paper presents opinions of Russian and foreign experts on this issue. Attention is paid to the plan of the government of the Russian Federation to double the share of the IT sector in the structure of the country’s economy and to strengthen the activity of state bodies in the field of training IT specialists at a university. The author, based on the experience of interaction between the university and organizations, cites and analyzes the requirements imposed by employers to applicants for an IT position among students. The paper also presents results of a survey of students. In conclusion, the author shares experience of cooperation between the university and one of the technology companies in the field of personnel training for IT enterprises and suggests possible ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «О ПРОБЛЕМАХ ПОДГОТОВКИ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

Библиографический список

1. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта». Постановление от 15 апреля 2014 г N 302. Available at: https://minsport.gov.ru/2019/doc/Gosydarstvennya-programma.pdf

2. Попова А.Ф., Попова А.А. Педагогическая наука и экономическое образование в вузе физической культуры. Вестник ЮУрГУ. 2016; № 1.

3. Попова А.Ф., Шакиров В.Р Педагогическая технология обучения принятию решений в спортивном ориентировании. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; № 1.

4. Сериков ГН. Гуманно ориентированная системно-синергетическая интерпретация человеческого ресурса. Вестник ЮУрГУ. 2020.

5. КнАГУ- Кафедра. Available at: https://knastu.ru/page/411

References

1. Ob utverzhdenii gosudarstvennojprogrammy Rossijskoj Federacii "Razvitie fizicheskojkul'tury i sporta». Postanovlenie ot 15 aprelya 2014 g. N 302. Available at: https://minsport. gov.ru/2019/doc/Gosydarstvennya-programma.pdf

2. Popova A.F., Popova A.A. Pedagogicheskaya nauka i 'ekonomicheskoe obrazovanie v vuze fizicheskoj kul'tury. Vestnik YuUrGU. 2016; № 1.

3. Popova A.F., Shakirov V.R. Pedagogicheskaya tehnologiya obucheniya prinyatiyu reshenij v sportivnom orientirovanii. Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2019; № 1.

4. Serikov G.N. Gumanno orientirovannaya sistemno-sinergeticheskaya interpretaciya chelovecheskogo resursa. Vestnik YuUrGU. 2020.

5. KnAGU - Kafedra. Available at: https://knastu.ru/page/411

Статья поступила в редакцию 20.07.21

УДК 378

Spirin I.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Tyumen, Russia), E-mail: i_g_o_r_spirin@mail.ru

ABOUT PROBLEMS OF TRAINING IT SPECIALISTS AT A UNIVERSITY DURING THE DIGITAL TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY. The

article deals with problems of the IT industry, one of which is training of IT specialists at a university in the context of digital transformation of the Russian economy. The paper presents opinions of Russian and foreign experts on this issue. Attention is paid to the plan of the government of the Russian Federation to double the share of the IT sector in the structure of the country's economy and to strengthen the activity of state bodies in the field of training IT specialists at a university. The author, based on the experience of interaction between the university and organizations, cites and analyzes the requirements imposed by employers to applicants for an IT position among students. The paper also presents results of a survey of students. In conclusion, the author shares experience of cooperation between the university and one of the technology companies in the field of personnel training for IT enterprises and suggests possible ways to solve this problem. Key words: information and communication technologies, IT sector, IT specialties, IT specialist, project, project activities.

И.С. Спирин, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень, E-mail: i_g_o_r_spirin@mail.ru

о проблемах подготовки it-специалистов в вузе в период цифровой трансформации российской экономики

В статье рассматриваются проблемы IT-отрасли, одной из которой является подготовка IT-специалистов в вузе в условиях цифровой трансформации российской экономики. В работе излагаются мнения отечественных и зарубежных экспертов по этому вопросу. Уделяется внимание плану правительства РФ по удвоению доли IT-сектора в структуре экономике страны и усилению активности государственных органов в сфере подготовке IT-специалистов в вузе. Автор, основываясь на опыте взаимодействия вуза и организаций, приводит и анализирует требования, предъявляемые работодателями к соискателям на IT-должность среди обучающихся. Также в работе приводятся результаты анкетирования студентов. В заключение автор делится опытом сотрудничества вуза с одной из технологических компаний в области подготовки кадров для предприятий IT-сферы и предлагает возможные пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, IT-сектор, IT-специальности, IT-специалист, проект, проектная деятельность.

Мир стремительно меняется на наших глазах, многие эксперты на разных уровнях заявляют, что мы находимся на пороге тектонических изменений во всех сферах человеческой деятельности - от социальной до производственной. Эти изменения вызваны технологическим бумом информационных технологий, цифровой трансформацией экономики и надвигающейся четвертой промышленной революцией с последующим переходом к информационному обществу, где главными продуктами производства будут знание и информация, а большинство населения будет задействовано в управлении информационными потоками. Общепризнано, что 1Т-сектор стал лидером современной экономики в большинстве стран мира. Эта отрасль, как справедливо отмечают эксперты, становится системообразующей во многих странах, в том числе и в России, поскольку в последнее время был принят ряд принципиальных решений по стимулированию сферы информационных технологий и переходу на цифровую экономику.

По данным ряда аналитиков и экспертов, сфера информационных технологий в России за последние 10 лет демонстрировала устойчивый рост, опережала динамику роста ВВП на 2 - 4% (кроме 2016 года), при этом тренд ускоренного развития отрасли соответствует общемировой ситуации [1].

Сказанное выше подтверждается мнением директора Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) и первого проректора НИУ ВШЭ Л. Гохберга. Проведённое ими исследование убедительно показывает, что сектор информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) вырвался в ряды лидеров по динамике валовой добавленной стоимости (ВДС): в постоянных ценах в 2020 году прирост составил 2,8% по сравнению с 2019 годом. Продолжая свою мысль, эксперт отмечает: «В результате сектор ИКТ вышел на рекордно высокую долю в ВВП, достигшую своего максимума - 3,1%, что сопоставимо с ведущими странами мира ВВП, а в 2019 году этот показатель составлял 2,9%» [2].

В отчёте исследования ИСИЭЗ акцентируется внимание на выводе [2], что положительную динамику обеспечили такие направления ИКТ-сектора, как (данные представлены в постоянных ценах):

1. Производители ИКТ-оборудования - рост 4,1%.

2. Отрасль ИТ (производители программного обеспечения) - рост 12,7%.

3. Оптовая торговля ИКТ-товарами - рост 30,9%.

В другом исследовании от аналитической компании International Data Corporation (IDC) сообщается [3], что цифровая трансформация российской экономики продолжает набирать темпы, вызывая тем самым спрос на IT-услуги во многих её отраслях.

Основными факторами, по мнению экспертов IDC, стимулирующими трансформацию экономики, являются следующие:

1. Возможности роста на новых рынках и возрастающая конкуренция.

2. Эволюционирующие предпочтения и поведение клиентов и сотрудников.

3. Новые стандарты, нормативные акты и законы.

Однако, также отмечается в исследовании [3], основные сложности цифровой трансформации по-прежнему связаны со следующими проблемами:

1. Ограниченностью бюджетов предприятий.

2. Управлением преобразованиями и измерением экономического эффекта.

3. Недостатком количества сотрудников, их уровнем компетенций и опытом.

Очевидным становится тот факт, что растущей IT-отрасли уже сегодня требуются квалифицированные специалисты с набором соответствующих компетенций.

Многие эксперты в IT-сфере отмечают, что в настоящее время спрос на IT-специалистов превышает предложение, наблюдается серьёзный дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда, поскольку потребность в подобных специалистах испытывают не только технологические компании, но и предприятия разных отраслей российской экономики [4].

Как отвечает интернет-изданию «NEWS.ru» общественный уполномоченный по цифровым технологиям в городе Москве С. Козарезов, «в России наблюдается системная нехватка программистов и специалистов-аналитиков, подготовленных под проекты для развития цифрового бизнеса» [5].

В этом же русле высказывает своё мнение в интервью «Российской газете» замглавы Минцифры Е. Кисляков, что по разным оценкам дефицит квалифицированных кадров в IT сфере варьируется от 500 тыс. до 1 млн человек [6].

В компании Microsoft пришли к выводу, что через 5 - 6 лет нехватка программистов на рынке труда вырастет до 1 миллиона незанятых вакансий, об этом заявляет вице-президент Д. Люсон. Одной из причин компания видит в стремительном развитии искусственного интеллекта и интернета вещей [7].

По сообщению издания «КоммерсантЪ», председатель правительства М. Мишустин на совещании 09.07.2020 в Иннополисе объявил об амбициозном плане - удвоении доли IT-сектора в ВВП экономики страны. Что, в свою очередь, будет подстёгивать «кадровый голод» в этом секторе.

Однако в этой связи правительство намерено в рамках утверждённого плана предпринять ряд шагов с целью нивелировать негативные последствия перехода к цифровой экономике. Частью этого плана являются следующие шаги [8]:

1. Снижение налоговой ставки в IT-секторе (налоговый маневр).

2. Удвоение за 3 - 4 года число занятых в IT-секторе.

3. Стимулирование спроса на IT-решения в госсекторе.

4. Поддержка стартапов.

5. Переформатирование системы IT-образования и значительные финансовые вложения в образовательную среду.

Далее в статье издания «КоммерсантЪ» отмечается, что на сегодняшний момент правительству наиболее понятна стратегия в области кадров и образования. Продолжая, автор статьи приводит слова М. Мишустина, что к 2024 году в российских университетах контрольные цифры приема по IT-специальностям на бюджетные места должны вырасти с текущих 50 тыс. до 120 тыс., а это более чем в два раза. Как замечает автор, «это беспрецедентное обещание роста бюджетных мест в вузах». Вместе с тем 5 - 7% студентов предполагается обучать в 12 - 15 университетах по международным программам [8].

Более подробно план по стимулированию IT-сектора изложен в документе «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2019 - 2025 годы и на перспективу до 2030 года» [9].

Таким образом, в ближайшие годы в сфере образования планируются значительные изменения в подготовке IT-специалистов с привлечением отечественного и мирового опыта.

Исходя из вышесказанного, можно говорить о том, что система образования становится одним из центральных звеньев в стратегии развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в решении поставленных системных задач.

Однако для решения системных задач требуются и системные меры, в том числе и в сфере образования, поскольку цифровая трансформация экономики потребует цифровую трансформацию системы образования.

Как уже было сказано выше, правительство РФ намерено уделить серьёзное внимание подготовке по IT-специальностям, поэтому в этой статье далее будет идти речь о проблеме подготовки IT-специалистов в вузе, нисколько не принижая достоинство других направлений, приносящих весомый вклад в структуру российской экономики.

В подготовке IT-специалистов, как и в других технических направлениях, российское образование испытывает ряд проблем. К примеру, С. Козарезов высказал мнение интернет-изданию «NEWS.ru», с которым сложно не согласится, поскольку эта одна из наболевших проблем системы образования России: «Российские университеты не имеют достаточной технической базы, чтобы готовить таких специалистов. Это тоже большая, многослойная проблема». «Между тем создание образовательных кейсов для программистов пока не приносит результата», - заключает эксперт [10].

Нужно отметить, что высказанное мнение является отражением общемировой ситуации в подготовке IT-кадров, стремительное развитие сферы высоких технологий приводит к смене требований работодателей к соискателям. В качестве примера можно привести мнение, которое выражает Д. Люсон, вице-президент Microsoft, подчёркивая, что за последнее время значительно изменились требования, которые большинство IT-компаний выдвигают к соискателям. Если в прошлом компании искали программистов, владеющих одним или несколькими языками программирования, то сейчас бизнес заинтересован в full-stack-разра-ботчиках, обладающих знаниями в наборе технологий, способных создавать и обслуживать все стороны приложения [7].

Вследствие этих и прочих причин, в отсутствии нужных кадров на рынке труда работодатели в последнее время стали активно практиковать опыт рекрутирования студентов по IT-специальностям ещё на этапе их обучения в вузе для решения своих производственных задач, вынуждая себя идти на рискованный шаг, поскольку, как известно, не все студенты, когда обучаются, обладают

сформированными компетенциями по определённым информационным технологиям.

Прибегая к такому шагу, компании и организации обостряют конкурентную борьбу за будущих специалистов в IT-сфере, испытывая их нехватку уже сегодня.

Действительно, нужно сказать, что ситуация в этой сфере стремительно меняется не только в крупных столичных городах - Москве, Санкт-Петербурге, но и в региональных центрах. Время, когда вузы после окончания обучения выпускали своих студентов в «свободное плавание», проходит. В настоящее время работодатели уже приходят в вуз с целью заинтересовать и выявить компетентных студентов, предлагая проявить свои знания и умения в разном качестве, выполняя производственные задачи.

Со своей стороны приводим опыт сотрудничества Тюменского индустриального университета на базе кафедры бизнес-информатики и математики с заинтересованными компаниями в студентах по IT-направлениям.

Как было, сказано ранее, несмотря на то что, в последнее время работодатели активно обращаются с просьбой привлечь студентов для решения производственных вопросов, с одной стороны, с другой стороны, к соискателям предъявляются достаточно высокие требования.

Из опыта сотрудничества кафедры бизнес-информатики и математики с работодателями мы приходим к следующему заключению: сегодня компаниям нужны соискателями на должность IT-сотрудника, не просто умеющее писать программы на одном из языков программирования, а со знанием и опытом набора технологий (стек-технологий).

Так, например, ООО «НОВАТЭК Научно-технический центр» выразило потребность в соискателях среди студентов со знаниями следующих технологий:

1. Front-end - React, Redux, TypeScript.

2. Back-end - Java, Spring.

3. Data Base - SQL, PLSQL, Oracle.

4. Big Data - Python, Tensor Flow.

ООО «Тюмень Водоканал» заявило о потребностях в студентах, обладающих знаниями в технологиях и удовлетворяющих следующие требования:

1. Высшее/неоконченное высшее образование.

2. Умение писать код на 1С.

3. Базовое понимание механизма СКД в 1С.

4. Базовые знания архитектуры 1С, понимание MS SQL, интеграции с разными платформами и обмена информацией.

5. Коммуникабельность.

6. Без опыта работы.

В компании Foxcom на условиях аутстаффинга (форма взаимоотношений между работодателем и работником, которая даёт возможность работодателю на законных основаниях привлекать рабочую силу и при этом не оформлять сотрудников к себе в штат) готовы сотрудничать со студентами, владеющими различной квалификацией (программистов, аналитиков и тестировщиков), специализирующихся на Java, Python, JavaScript, TypeScript, ExtJS, Angular, React, Swift, Objective-C, Flutter.

Нами проведены анализ и систематизация обращений в Тюменский индустриальный университет и непосредственно на кафедру бизнес-информатики и математики из различных компаний и организаций с целью привлечь студентов в качестве штатных или внештатных работников на позицию IT-специалистов. Ниже приводим распространенный перечень требований и знаний технологий, предъявляемых к студенту.

К Back-end-разработчику предъявляются следующие требования:

- желание обучаться и научиться решать сложные технические задачи;

- знание фреймворка Symfony, Node.js;

- знание Python, Tensor Flow, Keras;

- знание Java, Spring Framework, JavaServer Faces (JSF), Google Web Toolkit (GWT);

- знание MS SQL Server, Oracle, PostgreSQL, индекс-серверов, Memcached и иных серверных технологий;

- знание ООП;

- умение применять шаблоны проектирования;

- опыт работы с Git и Docker.

К Front-end-разработчику предъявляются следующие требования:

- знание TypeScript, JavaScript (ES6+), фреймворка Vue(Nuxt), React(Redux);

- знание препроцессоров Sass/Stylus, шаблонизатора Pug;

- знание сборщиков Gulp/Webpack;

- знания вёрстки с именованием по БЭМу;

- опыт работы с Git и Docker.

Для QA-тестировщика предъявляются следующие требования:

- опыт тестирования web / mobile проектов от 1 года;

- практическое понимание принципов работы API;

- знания SQL на уровне написания простых запросов;

- знание современных технологий тестирования (Jira, TestRail, Fiddler/ Charies, Postman, Android Studio/Xcode)

- опыт работы с Git и Docker.

Для аналитика разработаны следующие требования:

- опыт анализа и описания требований к разработке web-приложений (front- и front-to-back-проекты);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- опыт моделирования информационно-технологических процессов;

- опыт разработки технической документации;

- знание современных технологий front-end и back-end-разработки, основ реляционных баз данных, принципов нормализации данных, опыт моделирования структур баз данных;

- понимание основных принципов работы и проектирования RESTful API;

- знания принципов интеграции систем и построения SOA;

- знание технологий анализа больших данных (Big Data).

Как видно из приведённого перечня требований, наниматели предъявляет серьёзные требования к соискателю на позиции ИТ-специалиста в своих организациях, в том числе и с учётом опыта работы с определёнными технологиями. Также следует подчеркнуть, что не все перечисленные технологии можно реализовать в рамках образовательной программы в вузе по целому ряду причин: отсутствие материально-технической базы, соответствующего программного обеспечения, профессорско-преподавательского состава со знанием и опытом определённых технологий и т.д.

Таким образом, выявляются противоречия: с одной стороны, работодатель остро нуждается в IT-специалистах со знанием определённых технологий, с другой стороны, образовательная среда не может обеспечить обучающимися в нужном количестве с подобными компетенциями в текущих условиях, поскольку студенты ещё находятся в процессе приобретения квалификации.

Всем очевидно, что большинство абитуриентов, поступающих в вуз, обладает минимарьнымизнаниями воБласти определённых трхнологий в сфере1Т, потому как концентрируют своё внимание в старших классах на подготовке к ЕГЭ по выбранным предметам.

К тому же не все школьники в качестве дополнительного экзамена по ЕГЭ выбирают информатику, поскольку на некоторые IT-направления требуются другие предметы: так,напрнмеи,на направлтнае 38А4В5 Азн ес-иеф°рматика -обществознание, 01.03.02 Прикладная математика и информатика - физика, 02.03.01 Матемртика нкоипнютернеенаеки - физипа ит.зАто подтвеиздаетс) нашим опросом, проведённым среди более 130 студентов Тюменского индустриального университета на начальных курсах по IT-направлениям.

На внпрас: «Тдавапили ВыРГСЭ поннфотма™)е п. посеуплкниив))з?» только 38,6% опрошенных ответили, что сдавали информатику в качестве дополнительного экзамрна,Т1 ,Б% аесдааали иифопматпктзи оступпенмииниыы

Далее в анкетировании на вопрос: «Какой язык программирования Вы изучали в школе на уроках информатики?» большинство респондентов (61,4%) ответили - PtschI, 1А,Т% -ауНюи.ноноаиый тепупьфт из налегоотыта бьткжрда-ем, а 23,5% опрошенных ответили, что программирование в школе не изучалось. Ниже на рас. 1 представлена подробна, димгфалмира-пееделенияорветрвпл данному вопросу.

На вопрос: «Оцените уровень преподавания дисциплины информатики в вашей шкомеииктлоноювены респлнпенлот (А1З) иттелики, что сфедииаз нзже среднего, а 14,4% назвали низкий. Ниже на рис. 2 представлена диаграмма рас-пределекииоттеыоз.

® 0 - Информатика в школе не

преподавалась Ф 1 - низкий ф 2 - Ниже среднего

# 3 - Средний

# 4 - Выше среднею

# 5 - Высокий

Рис. 2. Диаграмма распределения ответов

Таким образом, как следует из результатов опроса, большинство обучающихся, поступив в вуз на ^-направления, имеют невысокие знания по информатике и ИКТ. Однако вместе с тем ясно, что студенты поступали в вуз, чтобы приобрести соответствующие компетенции и реализовать себя в качестве подготовленных специалистов в будущей профессии.

Очевидно, что традиционными подходами в подготовке 1Т-специалистов не добиться решения поставленных задач в современных условиях. Вследствие этого вузы должны находить новые пути и методы, организовать учебную деятельность так, чтобы можно было втягивать студентов в реальную работу уже на начальных курсах обучения.

Понимая важность проблемы в подготовке 1Т-специалистов на базе кафедры бизнес-информатики и математики совместно с компанией Esoft и некоторыми другими представителями бизнеса реализуется программа образовательного сотрудничества с целью выявления талантливых студентов, активизации проектной деятельности для формирования кадрового потенциала в 1Т-сфере. Данная программа сотрудничества, с одной стороны, даёт студентам хорошую возможность реализовать свой потенциал и продемонстрировать свои знания, с другой стороны, работодатель имеет возможность напрямую общаться с обучаю-щимися,оценивания ихкачествавпроцессеобучения.

В рамках программы сотрудничества представители компании Евой в 2019 - 2020 году вышли с инициативой и предложили для обучающихся по ^-направлениям набор проектов (кейс-заданий), где студенты могут проявить свои качества в индивидуальной или командной работе и приобрести нужные компетенции в процессе реализации проектов в тесном взаимодействии со специалистами компании Евой.

Следует отметить, что предложенные проекты (кейс-задания) рассчитаны не на один семестр обучения, а на полный цикл академической программы в вузе, охватывая набор информационных технологий и комплекс дисциплин, в том числе курсовые работы, учебные и производственные практики, и в дальнейшем выбранный проект может быть реализован как выпускная квалификационная работа. Ниже в табл. 1 приведён перечень и писание функционала проектов.

Рис. 1. Диаграмма распределения ответов

Таблица 1

Список типовых студенческих проектов

№ Проект Описание

1 Автоматизированное расписание Функционал: система, которая самостоятельно распределяет нагрузку преподавателей по кабинетам и корпусам университетов с учётом рабочих графиков и предпочтительного времени проведения, а также типов проводимых занятий

2 Интерактивные видео обучения Функционал: обучающие видео, в которых на определённых этапах задаются вопросы обучающемуся с вариантами ответов, при выборе одного из вариантов ответа видео показывает результат, который может получиться при выбранном решении, и обозначает правильность ответа.Видео может состоять из неограниченного количества вопросов и кейсов

3 Создание голосом сущностей в системе (с заполнением потребности) Функционал: система, которая посредством распознавания аудиосообщений совершает определённые действия с сущностями. Кейс-риелтору необходимо создать заявку и занести потребность клиента (этажность, стоимость, район и т.п.) при помощи голосового сообщения, отправленной в чат-бот телеграмме, по результату система даёт обратную связь в виде «Создана заявка с номером ####. Занесена потребность 10 этажей, Тюменский район до 10 млн р». Системе на вход могут поступать различные потребности в разном порядке

4 BI-агрегация данных из разных источников Функционал: система, позволяющая из различных источников собрать данные для их дальнейшей агрегации и построения аналитических отчетов. Кейс-В компании N данные хранятся в GoogleSheets, PostgreSQL, MySQL, ClickHouse и Excel-файлах. Из всех этих источников необходимо собрать один большой отчет. Необходимо решить проблемы актуализации данных, хранения большого массива данных, частоту обновления (бонус, если работает в real time), скорости обновления, формирования результатов по всем отчётам

5 Расширение/плагин для chrome для формирования подборки с разных сайтов Функционал: кейс-риелтор подбирает объекты для клиента, ищет на различных площадках Avito, Циан, Этажи и др., используя расширение/плагин, выбирает объекты на сайте, формируя подборку (подборка в виде текстового сообщения с основными характеристиками объекта и ссылкой на источник), после набора объектов формируется подборка и отправляется в мессенджер/копируется в буфер обмена/отправляется на почту

6 Корректировка интервалов работы светофора на основании видеопотока с перекрёстка Функционал: система анализирует изображения, полученные из видеопотока (например, такого как https://www.car72. ru/cam/camera-3), распознает на них автомобили и пешеходов, определяет распределение трафика по направлениям и рассчитывает интервалы работы светофора для обеспечения максимальное пропускной способности перекрёстка

7 Мобильное приложение - планировщик задач Функционал: создать задачу (заголовок, описание, приоритет), назначить на определённое время, включить напоминание (должно прийти push-уведомление с напоминанием), просмотреть список задач на день, отметить задачу и ее выполнение, скачать список задач в PDF, поделиться задачей (отправить контакту в сообщении). Должна быть структура категорий с возможностью добавлять новые, каждая задача может относиться к определённой категории. Организовать создание учётной записи и хранение всех данных в ней (информация должна сохраняться при авторизации с нового устройства)

8 Мобильное приложение - поиск соседей для аренды жилья для студентов (специализированная соцсеть) Функционал: создать профиль, указать информацию о себе, место учёбы, срок проживания, предпочитаемый район для жилья, др. требования к жилью, стоимость, количество соседей и пр.; найти профили с подходящими требованиями; чат между пользователями (push-уведомления о входящих сообщениях); добавление профилей в избранное; отметка о договорённостях. Как расширенная версия задания: интеграция с внешними сервисами для подбора вариантов жилья

9 Мобильное приложение для оптимизации логистики предприятия (на примере построения маршрута до объектов(а) для их показа клиентам) Кейс из риэлтерской деятельности, риелтор клиенту должен показать n-объектов в обговорённое время как с продавцом, так и с покупателем, необходимо построить оптимальный маршрут для риелтора между объектами с учётом вида транспорта риелтора и клиентов (возможно, риелтор и клиенты самостоятельно добираются или риелтор/клиент на машине и возьмёт с собой клиента/риелтора)

Подчеркнём, что это неполный перечень предложенных проектов, студенты имеют возможность предложить свои темы и направления для утверждения на кафедре с детальным описанием технического задания. Более того, другие заинтересованные компании также могут предложить свои кейсы и набор проектов, поскольку данная программа открыта для сотрудничества.

В рамках приложенных проектов между участниками проектной деятельности были определены и расписаны роли, в общих чертах приведённые ниже в табл. 2.

Как видно из описания ролей, между всеми участники проектов существует тесная связь во всей проектной деятельности. Такой способ сотрудничества уже на первых этапах показывает свою эффективность и актуальность, поскольку становится взаимовыгодным для всех сторон образовательного процесса.

1. Студент ясно видит и понимает траекторию своего обучения, развивая и демонстрируя свои компетенции в сфере информационных технологий, работая над проектом в рамках всего образовательного цикла.

Таблица 2

Участник Роль

Студент (группа студентов) Является ИСПОЛНИТЕЛЕМ проекта. Отвечает за окончательную реализацию проекта в виде выпускной квалификационной работы (ВКР, дипломной работы). Предлагает и согласовывает видение проекта, техническое задание (ТЗ), спецификацию, документацию и другие артефакты проекта с ЗАКАЗЧИКОМ и КОНСУЛЬТАНТОМ. Определяет этапы разработки и соблюдает сроки контрольных точек предоставления (демонстрации) проекта (части проекта). Обусловливает технологию и методологию реализации проекта

Университет (Кафедра) Является ЗАКАЗЧИКОМ проекта. Контролирует и оценивает проект (части проекта) в соответствии с этапами и контрольными точками. Обучает и/или консультирует ИСПОЛНИТЕЛЯ на протяжении всех этапов реализации проекта. Организует процесс импликации (включение) проектной деятельности в учебный процесс и определяет способы и формы отчётности ИСПОЛНИТЕЛЯ

Esoft Выступает в качестве независимого (общественного) КОНСУЛЬТАНТА, предлагая своё видение проекта и консультируя технические детали. Помогает выстроить проектную деятельность для достижения окончательных результатов проекта. Даёт экспертное заключение по промежуточным этапам и/или итоговому результату проекта (учебный продукт)

Роли участников проектной деятельности

2. Работодатель в лице представителей компаний имеет возможность отслеживать и оценивать выполняемый ход работ, заинтересовывать и вовлекать студентов в профессиональную деятельность.

3. Вуз становится в этом процессе центром протяжений, площадкой для общения между студентами и работодателями.

Библиографический список

Нам представляется, что такой способ организации проектной деятельности может стать одним из путей решения проблемы в подготовке 1Т-специалистов, позволит принести соответствующую пользу, поскольку связка «вуз - предприятие» не раз показывала свою эффективность на других примерах взаимовыгодного сотрудничества между вузом и предприятиями.

1. Сектор ИКТ вошел в группу лидеров по динамике экономического роста за 2020 год. Available at: https://tass.ru/ekonomika/10788669

2. Рост отрасли ИКТ в России в 2020 году составил 2,8% - РИА Новости, 26.02.2021. Available at: https://ria.ru/20210226/tekhnologii-1599093271.html

3. ИТ-услуги глядят с надеждой | ComNews. Available at: https://www.comnews.ru/content/208641/2020-08-18/2020-w34/it-uslugi-glyadyat-nadezhdoy

4. «Идет жесткий хантинг»: почему в России резко выросли спрос на IT-специалистов и их зарплаты. Available at: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/426519-idet-zhestkiy-hanting-pochemu-v-rossii-rezko-vyrosli-spros-na-it

5. России не хватает программистов для цифровизации экономики. Available at: https://news.rambler.ru/other/ 43574826/ ? utm _content = news_media &utm_medium = read_more&utm_source=copylink

6. Не сбиться с айти. Как государство разберется с дефицитом технологичных кадров. 2021, № 33 (8384). Available at: https://rg.ru/2021/02/16/kak-gosudarstvo-razberetsia-s-deficitom-tehnologichnyh-kadrov.html

7. Эксперты Microsoft предупредили о грядущей нехватке программистов в России и мире. Available at: https://infostart.ru/journal/news/zhizn/eksperty-microsoft-predupredili-o-gryadushchey-nekhvatke-programmistov-v-rossii-i-mire_1089181/

8. Программный код на вырост. Коммерсантъ. 2020; № 120 (6841). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4408496

9. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2019 - 2025 годы и на перспективу до 2030 года. Available at: https://www. tadviser.ru/images/f/f8/2019_strategy_9January.pdf

10. России не хватает программистов для цифровизации экономики. Available at: https://news.rambler.ru/other/ 43574826/?utm_content=news_media&utm_medium= read_ more&utm_source=copylink

References

1. Sekior IKT voshel v gruppu liderov po dinamike 'ekonomicheskogo rosta za 2020 god. Available at: https://tass.ru/ekonomika/10788669

2. Rost otrasli IKT v Rossii v 2020 godu sostavil 2,8% - RIA Novosti, 26.02.2021. Available at: https://ria.ru/20210226/tekhnologii-1599093271.html

3. IT-uslugi glyadyat s nadezhdoj | ComNews. Available at: https://www.comnews.ru/content/208641/2020-08-18/2020-w34/it-uslugi-glyadyat-nadezhdoy

4. «Idetzhestkij hanting»: pochemu v Rossiirezko vyrosli spros na IT-specialistov iih zarplaty. Available at: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/426519-idet-zhestkiy-hanting-pochemu-v-rossii-rezko-vyrosli-spros-na-it

5. Rossii ne hvataet programmistov dlya cifrovizacii 'ekonomiki. Available at: https://news.rambler.ru/other/ 43574826/ ? utm _content = news_media &utm_medium = read_ more&utm_source=copylink

6. Ne sbit'sya s ajti. Kak gosudarstvo razberetsya s deficitom tehnologichnyh kadrov. 2021, № 33 (8384). Available at: https://rg.ru/2021/02/16/kak-gosudarstvo-razberetsia-s-deficitom-tehnologichnyh-kadrov.html

7. 'Eksperty Microsoft predupredili o gryaduschej nehvatke programmistov v Rossii i mire. Available at: https://infostart.ru/journal/news/zhizn/eksperty-microsoft-predupredili-o-gryadushchey-nekhvatke-programmistov-v-rossii-i-mire_1089181/

8. Programmnyj kod na vyrost. Kommersant'. 2020; № 120 (6841). Available at: https://www.kommersant.ru/doc/4408496

9. Strategiya razvitiya otrasli informacionnyh tehnologij v Rossijskoj Federacii na 2019 - 2025 gody i na perspektivu do 2030 goda. Available at: https://www.tadviser.ru/images/f/ f8G019_strategy_9January.pdf

10. Rossii ne hvataet programmistov dlya cifrovizacii 'ekonomiki. Available at: https://news.rambler.ru/other/ 43574826/?utm_content=news_media&utm_medium= read_more&utm_ source=copylink

Статья поступила в редакцию 28.07.21

УДК 372.851

Kashitsyna Yu.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), State Budgetary Educational Institution of Higher Education of Moscow Region "Academy

of Social Management" (Moscow, Russia), E-mail: kaschitsyna2010@yandex.ru

Suchkova A.V., student, Faculty of Physics and Mathematics, Moscow State Regional University (Moscow, Russia), E-mail: an.su4kowa2017@yandex.ru

METHODS OF TEACHING THE SOLUTION OF PLOT PROBLEMS IN MATHEMATICS USING ICT FACILITIES. Modern life dictates new requirements for active educational activities, the development of new forms of methods for teaching mathematics. During a lesson with the use of cartoons, teachers apply not only traditional teaching methods, but also actively use capabilities of ICT. Cartoons are an effective means of a motivational component for the successful achievement of a set goal in teaching mathematics, which develops creative potential of students in mathematics lessons. Special attention is paid to possibilities of creative application and transformation of the studied material. ICT helps teachers formulate tasks of differentiated, student-centered learning in the classroom, deepens general educational, interdisciplinary, intellectual skills and abilities. Modern information technologies are a means of increasing cognitive activity in schoolchildren, this is due to the use of technical teaching aids, visibility, speed of information exchange, accessibility, and so on. It is no longer possible to imagine the society in isolation from information technologies, they are everywhere and even affect the field of educational activity. The current state of information technology allows remote lessons, seminars, lectures, conferences, which is very important. People were able to fully estimate all this only when they faced self-isolation in the pandemic. The article is addressed to teachers and students of pedagogical universities and methodologists in an interesting, exciting way to conduct a lesson in a playful way and, most importantly, to instill skills in solving plot problems.

Key words: teaching methods, plot tasks, cartoon plots, development of creative approach, information and communication technologies, formation of interest in subject.

Ю.Н. Кашицына, канд. пед. наук, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия

социального управления», г. Москва, E-mail: kaschitsyna2010@yandex.ru

А.В. Сучкова, студент, МГОУ- Московский государственный областной университет, г. Москва, E-mail: an.su4kowa2017@yandex.ru

методика обучения решению сюжетных задач с использованием средств икт

Современная жизнь диктует новые требования к активной учебной деятельности, выработке новых форм методики преподавания математики. В ходе урока с использованием мультфильмов учитель применяет не только традиционные методы обучения, но и активно использует возможности ИКТ Мультфильмы - действенное средство мотивационной составляющей для успешного достижения поставленной цели в обучении математике, которая развивает творческий потенциал учащихся. Особое внимание уделено возможностям творческого применения и трансформации изучаемого материала. Помогает учителю формировать на уроке задачи дифференцированного, личностно ориентированного обучения. Углубляет общеучебные, межпредметные, интеллектуальные умения и навыки. Современные информационные технологии являются средством повышения у школьников познавательной деятельности, это связано с применением технических средств обучения, наглядностью, скоростью обмена информации, доступностью и так далее. Наше общество уже

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.